Обязательно ли болезнь ребенка является следствием грехов его родителей? Как относиться к болезни и инвалидности ребенка? Мнения священников

В нашем обществе до сих пор процветает настороженное и отстраненное отношение к инвалидам. И то, что о проблемах инвалидов говорят гораздо чаще, чем лет 20 назад, мало что меняет – с одной стороны, нравы многих обычных граждан смягчаются, с другой – то и дело отторжение по отношению к инвалидам подогревается периодическими публичными высказываниями не вполне адекватных людей.

Многим памятны, например, выступления журналиста Алексея Никонова, полагающего, что у родителей должно быть право на умерщвление «бракованного» ребенка. К сожалению, у Никонова оказалось немало сочувствующих. То и дело звучат еще и огульные обвинения в адрес родителей детей-инвалидов – дескать, сами виноваты, пьяницы и наркоманы, вот и дети у вас больные рождаются. Хотя любой, кто мало-мальски «в теме», знает, что инвалиды часто рождаются во вполне социально адекватных семьях, а многие дети инвалидами не рождаются, а становятся, в том числе и из-за неквалифицированных действий врачей.

Однако в церковном обществе есть и специфические проблемы, связанные с темой детской инвалидности. Иногда и здесь можно услышать заявления, не всегда соответствующие даже ветхозаветным представлениям о человеческой личности и человеческих взаимоотношениях. Лейтмотив – тема вины родителей. И поскольку вина порой приписывается в том числе и тем, кто старается вести себя в соответствии с христианской нравственностью, уместно было бы вспомнить, а то и перечитать ветхозаветную же книгу Иова. А пока предлагаем вам несколько комментариев санкт-петербургских священников и не только по поводу двух мнений, которые можно услышать в церковной среде.

— Обязательно ли болезнь ребенка является следствием грехов его родителей?

Иерей Константин Щербак, клирик храма Св. Димитрия Ростовского подворья Тихвинского Богородичного Успенского мужского монастыря:

— Если мы отталкиваемся от Священного Писания, то сразу вспоминается фрагмент из 9-й главы Евангелия от Иоанна, когда ученики Христа видят слепого от рождения человека и спрашивают Господа: «Кто согрешил, он или родители его?». А Христос отвечает, что «не согрешил ни он, ни родители его, а это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин 9:1-3). Здесь подчеркивается идея о том, что иной раз не стоит искать прямую связь между конкретными грехами человека или его ближайших родственников и состоянием его здоровья.

В определенном смысле ветхозаветный принцип ответственности за грехи предков присутствует и в нашей жизни – об этом говорит та же генетика. Но не нужно здесь искать каких-то прямых связей, все не так поверхностно и рационально. Ведь есть примеры, когда у «непутевых» родителей рождаются очень неплохие дети – и в нравственном плане, и в творческом, и в плане здоровья. А сколько людей в этом мире, которые внешне полноценны и физически здоровы, но их нравственный облик оставляет желать лучшего?

Все люди составляют некий единый духовный организм. Просто, находясь на низком уровне духовной жизни, мы этого не чувствуем. А чем выше уровень духа, тем больше мы чувствуем соборность. По христианским представлениям о человеке мы связаны не только с нашими ближайшими родственниками, но с гораздо более широким кругом людей. У апостола Павла в 5-й главе послания к Римлянам мы читаем о нашей болезненности и смертности, о том, что смерть перешла во всех человеков от Адама потому, что «в нем все согрешили» (Рим. 5:12). То есть все люди причастны природе Адама. Соответственно, искаженность этой природы проявляет себя в очень своеобразных метаморфозах в каждом из нас. А кто и в каком поколении получит какие-то повреждения своей человеческой природы, остается для нас тайной и до конца не может быть познано.

Надо сказать, что у каждого человека есть и некоторые предрасположенности, унаследованные им от своих предков – темперамент, болезненные склонности (например, к алкоголизму), которые при определенных условиях могут с легкостью получить развитие в жизни человека. Но, с другой стороны, нравственный облик человека формирует не только и не столько генетический фонд, но воспитание. И, наверно, нравственное состояние человека даже каким-то таинственным образом может влиять и на его генетику.

Как относиться к людям, которые имеют какие-то болезненные отклонения? Этот вопрос стоял во все времена. В классической античной культуре считалось, что тех, кто не способен приносить пользу обществу и государству, нужно уничтожать. Но евангельский взгляд на человека иной: если человек родился, не важно, какой он – в нем есть живая душа. И человек ценен просто потому, что он человек, а жизнь в этом мире – это только ступенька к переходу в вечность. Христос облагодатствовал ветохозаветные представления о человеке в духе любви. И если мы видим человека, который нуждается, не нужно задумываться, кто у него родители, и почему он таким родился – важно, что и в этом человеке есть образ Божий. Поэтому и в притче о Страшном Суде Христос говорит, что если мы помогли больному, значит, мы помогли Ему. А у человека условно полноценного часто бывает так, что его любви и сострадания попросту не хватает для того, чтобы принять людей, внешне выглядевших неполноценными. И мы начинаем себе придумывать всякие лишние вопросы.

Иерей Даниил Василевский, настоятель храма Св. Марии Магдалины при Детской городской больнице №2, исполнительный директор благотворительного фонда Св. Димитрия Солунского:
— Болезнь — это посещение Божие. Как говорят на Афоне: «Здоровье – дар Божий, болезнь – дар бесценный». Господь ближе к тем, кто болеет и страдает. Служа в детской больнице, можно наблюдать, как болезнь духовно преображает ребенка и родителей. Иногда, глядя, как терпеливо, благородно детки переносят страдания, ловишь себя на мысли, что эти ангелочки страдают за наши грехи. Недопустимо исследовать, за какие грехи родителей или других близких страдает ребенок. Когда-то Господь сказал Антонию Великому, задумавшемуся о промысле Божием в жизни людей: «Антоний! Внимай себе и не подвергай твоему исследованию судеб Божиих, потому что это душевредно».

В моей практике было несколько случаев, когда умирали младенцы, родители которых не были связаны узами брака. И ни в коем случае нельзя говорить здесь о Божией каре. Нет! Скорее, можно сказать, что в наше неустроенное, сложное время, нам очень внимательно надо следить за тем, чтобы не отходить от Бога, не лишаться Его милости и поддержки. А бывало, что Господь забирал деток у очень благочестивых родителей. Да, это непостижимо! Но твердо мы знаем, что Господь ждет нашего покаяния, исправления и особенно слышит материнскую молитву. Вместе с тем, мы, родители, должны помнить, что здоровье ребенка во многом зависит от нас. Сколько болезней дети получили только из-за неправильного питания, неправильного образа жизни, увлечения компьютером!

Иерей Андрей Битюков, настоятель храма имя Св. Мчц. Раисы Александрийской при Институте детской гематологии и трансплантологии им. Р. М. Горбачевой:
— Мы живем в Новом Завете, и просто абсурдно в наше время думать, что болезнь ребенка – наказание за грехи родителей. Думаю, больной ребенок – это для его родителей еще один шанс стать святыми. Любая болезнь – самого человека или близких ему людей – ставит его перед своего рода «стенкой» между ним и очень большим злом, которое человек не может преодолеть, и Господь знает об этом. И поэтому весь потенциал человека, его сердца, его ума, сосредотачивается на этом ребенке. Если ты будешь отворачиваться, будешь только терять, будешь с этим ребенком – будешь приобретать.

Я знаю такой пример: человек не сел в тюрьму, не сошел с ума, не пострадал физически просто потому, что у него из троих детей двое – инвалиды. Все, кто пытался втянуть его в какие-то авантюры, уже получили по заслугам, а у него был постоянный тормоз – «Мне надо к детям». И это избавило его от многих несчастий. Ведь в этой ситуации, если человек к ней правильно относится, происходит множество чудес. Важно только понять: «Этого ребеночка мне дал Господь, чтобы мы вместе пришли к Нему». Конечно, это тяжело – особенно потому, что наше общество не подготовлено к восприятию таких детей и таких ситуаций. Слава Богу, появляются сообщества неравнодушных людей. Но родители особого ребенка должны понимать, что эта ситуация дана им для чего-то, а не за что-то. Слова Иоанна Златоуста: «Тот, кто с терпением переносит свои болезни, недалек от святости» касаются непосредственно того человека, который правильно оценил подобную ситуацию в своей жизни и ведет себя соответственно.

— В среде верующих людей можно встретить такое мнение о попытках реабилитации детей с различными отклонениями: «Если Господь с самого начала чего-то не дал, то и не надо пытаться это получить». Как вы это прокомментируете?

Отец Андрей Битюков:
— Неизвестно, когда у человека может произойти ментальный сдвиг. Вот многие, наверно, читали книгу Рубена Гальего «Черное на белом». И, например, из этой книги можно понять, что иногда в самой несчастной и жалкой телесной оболочке скрывается колоссальный потенциал. К тому же, родители должны понимать, что рано или поздно они состарятся, так что их усилия, потраченные на хоть какую-то медицинскую и социальную реабилитацию ребенка, отнюдь не напрасны. Если их ребенок сможет как-то сам себя обслуживать, они смогут умереть спокойно.

Иерей Даниил Всилевский:
— Можно продолжить: если голодный, то не кормить, а раз раздетый, то и не одевать. Но это фашизм. И виноват в болезни ребенка не Бог, который «не дал», а виновато наше общество, то есть мы сами: например, не воспитали хороших акушерок, не научили мамочку правильно питаться, не дали ей возможность не работать во время беременности, рекламировали сигареты и алкоголь и так далее. Помогать больным – это заповедь нашего Господа Иисуса Христа. Знаю мамочек, которые, усыновив сложных, больных, отстающих в развитии детей из детского дома, своей заботой и терпением реабилитировали их и сделали полноценными людьми.

Феодосий Амбарцумов, председатель правления благотворительного фонда «Православная детская миссия»:
— Вот пример. Год назад мы взяли из детского дома девочку-инвалида в очень тяжелом состоянии. Первое время было очень трудно. Мы стали каждое воскресенье возить ее к протоиерею Иоанну Миронову. Он сам много раз говорил нам, что нужно делать, к каким врачам обращаться, какие делать процедуры. Сейчас ребенка не узнать. Бог очевидным образом дает ей исцеление.

Протоиерей Александр Дягилев, настоятель храма Св. Блгв. Кн. Александра Невского в Красном Селе:
— У любого ребенка есть потребности, а у ребенка с отклонениями потребности повышенные. Уход от удовлетворения этих потребностей со стороны родителей — это уход с креста. То же можно сказать о новорожденном, который еще не умеет говорить: «Раз Бог не дал — зачем его учить говорить?».

01.10.2015 10:01Ярославский Регион

При помощи желудка человек переваривает не только пищу, но и различные жизненные ситуации и проблемы.

Термин «психосоматика» отражает неразрывное единство и взаимовлияние души и тела. Психосоматические заболевания – это те, причинами которых являются в большей мере психические факторы, нежели какие-либо физиологические причины. Об этом рассказала медицинский психолог Ольга Никифорова.

Наши внутренние конфликты, комплексы, неудовлетворенные потребности или подавляемые эмоции способны трансформироваться в телесные недуги и страдания.

В последние годы перечень заболеваний, вызываемых психосоматическими причинами, существенно расширился. Помимо гипертонической болезни, бронхиальной астмы, гипертиреоза, аллергии, язвы желудка к психосоматическим относят ишемическую болезнь сердца, функциональные расстройства пищеварительной системы, запоры, дискенезии желчевыводящих путей, вазомоторные риниты, нейродермиты, экземы, псориазы, мигрень, расстройство мочеиспускания и другие.

Рассмотрим для примера, как наше душевное состояние влияет на развитие психосоматических расстройств органов желудочно-кишечного тракта.

С помощью желудка люди не только переваривают пищу, в психологическом смысле он помогает переварить различные жизненные ситуации, проблемы, пережить их. Гастрит, как правило, развивается у людей, долгое время находящихся в состоянии неопределенности: они не уверены в своем будущем, убеждены, что ничего хорошего ждать от жизни не приходится. Также причиной гастрита может стать вспышка сильного гнева, которая была подавлена, загнана внутрь, или серьезная обида, проглоченная, но не переваренная. Человек испытывает состояние дистресса, и, как следствие, нарушаются кровоснабжение и функции слизистой желудка, падает иммунитет и ухудшается регенерация клеток слизистой.

Психосоматической причиной изжоги являются страх или подавляемая агрессия, к примеру, когда жизненные обстоятельства и окружение не устраивают человека, а он упорно пытается убедить себя, что все хорошо.

Функциональные расстройства желудка проявляются в виде болей, диспепсии (несварения), отрыжки, тошноты, рвоты. Диспепсия как функциональное расстройство связана с неспособностью усваивать поступающую из окружающего мира информацию.

Психологический портрет людей с язвенной болезнью включает тревожность, раздражительность, повышенную исполнительность и обостренное чувство долга. Таким людям свойственна пониженная самооценка, сопровождающаяся чрезмерной ранимостью, стеснительностью, обидчивостью, неуверенностью и вместе с этим повышенной требовательностью к себе, мнительностью.

Эти люди стремятся сделать значительно больше, чем реально могут. Для них типична тенденция к активному преодолению трудностей в сочетании с сильной внутренней тревогой. Тревога порождает состояние напряжения, которое может сопровождаться спазмами гладких мышц стенки пищеварительных органов и их сосудов. Наступающее ухудшение их кровоснабжения (ишемия) приводит к снижению сопротивляемости этих тканей, перевариванию желудочным соком и к последующему образованию язвы. И вероятность возникновения повторных обострений заболевания тем больше, чем меньше скорректирована самооценка, связанная с указанными психологическими особенностями.

Язвенной болезнью желудка заболевают гиперответственные люди, которые живут для других, берут на себя слишком много, но не видят реальной отдачи от своих стараний. Они мнительны, страдают от недостатка любви и чувства нереализованности.

Итак, если человек, игнорируя сигналы собственного организма, продолжает оставлять психологические проблемы неразрешенными, заставляя желудок из последних сил переваривать их, возможны и еще более тяжелые заболевания. Так не лучше ли разобраться с обидами, страхами, недовольством собой или ставшим привычным раздражением, чем потом мучительно пытаться избавиться от навалившихся недугов?

Важно знать

Когда при психосоматической патологии желудка и кишечника следует обращаться за психологической консультацией и помощью?

1. Вы долго лечитесь у гастроэнтеролога, и нет результатов – в стрессовых ситуациях язва и колит возвращаются.

2. Вы чувствуете, что психосоматические болезни желудка и кишечника – это ваши переживания и стрессы, но не понимаете, какие именно, и не знаете, как с ними совладать.

3. Если нарушается пищеварение, вас беспокоят боли, вздутие живота, понос или спазмы.

4. Если ваше настроение пониженное и подавленное более четырех недель.

5. Если наряду с желудочными и кишечными симптомами – болями, нарушением пищеварения, расстройством желудка, вы чувствуете усталость или напряжение, плохой сон или бессонницу.

Кстати

Решение психосоматических проблем должно носить комплексный характер, при котором лечению подлежит не изолированный орган или система, а человек с уникальными особенностями его организма и личности. И потому наиболее эффективный подход заключается в сочетании собственно терапии с психологической помощью.

Фото из открытых источников

Политика публикации отзывов

Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:

1. Мы хотим увидеть ваш уникальный опыт

На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте support@ast.ru.

2. Мы за вежливость

Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.

3. Ваш отзыв должно быть удобно читать

Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.

4. Отзыв не должен содержать сторонние ссылки

Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.

5. Для замечаний по качеству изданий есть кнопка «Жалобная книга»

Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».

Недовольны качеством издания?
Дайте жалобную книгу

Если вы столкнулись с отсутствием или нарушением порядка страниц, дефектом обложки или внутренней части книги, а также другими примерами типографского брака, вы можете вернуть книгу в магазин, где она была приобретена. У интернет-магазинов также есть опция возврата бракованного товара, подробную информацию уточняйте в соответствующих магазинах.

6. Отзыв – место для ваших впечатлений

Если у вас есть вопросы о том, когда выйдет продолжение интересующей вас книги, почему автор решил не заканчивать цикл, будут ли еще книги в этом оформлении, и другие похожие – задавайте их нам в социальных сетях или по почте support@ast.ru.

7. Мы не отвечаем за работу розничных и интернет-магазинов.

В карточке книги вы можете узнать, в каком интернет-магазине книга в наличии, сколько она стоит и перейти к покупке. Информацию о том, где еще можно купить наши книги, вы найдете в разделе «Где купить». Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания по работе и ценовой политике магазинов, где вы приобрели или хотите приобрести книгу, пожалуйста, направляйте их в соответствующий магазин.

8. Мы уважаем законы РФ

Запрещается публиковать любые материалы, которые нарушают или призывают к нарушению законодательства Российской Федерации.

В храме напротив Рижской детской клинической больницы иногда происходят чудеса исцеления даже самых безнадежно больных малышей
Когда шансов на выздоровление маленького пациента остается совсем немного или вовсе непонятен диагноз, некоторые медики сами отправляют отчаявшихся родителей в Храм Нерукотворного Образа Спасителя, что располагается через дорогу от центрального входа больницы. Потому что знают примеры реальных исцелений.
Настоятель этой маленькой церкви отец Макарий вместе с тем уверен – чудеса просто так не происходят. Все дело в силе веры и искренности молитвы просящих о помощи. А еще (о чем из скромности батюшка умалчивает) – в его особом подходе к детям, боль каждого из которых он воспринимает как свою.
Не случайно за два года, что служит он настоятелем, мальчики и девочки стали основными его прихожанами. За молодым батюшкой с глубокими лучистыми глазами они ходят гурьбой. Украшают церковь на праздники, поют в хоре, занимаются в воскресной школе и навещают с ним своих ровесников в больнице.
В один из пасхальных дней (Воскресение Христово православные будут праздновать в этом году до 5 июня) «Суббота» присоединилась к команде отца Макария, состоящей из хористок и юных прихожан, чтобы поздравить со Светлым праздником ребятишек в некоторых больничных отделениях.
Батюшка окроплял святой водичкой палаты, дарил конфеты и от всего сердца желал скорейшего выздоровления. А когда мы решили запечатлеть одну из таких трогательных сцен, пошутил: «Видите, в нашем деле много общего. Вам, журналистам, надо спрашивать у родителей разрешения, чтобы сфотографировать ребенка, а нам, священникам, чтобы окропить его святой водой».
Пред Богом все равны
— Отец Макарий, почему дети, еще совсем безгрешные создания, страдают от болезней?
— Чаще всего болезнь ребенка — это некое обращение Господа к родителям. Хотя, конечно, нельзя однозначно сказать, что все упирается только в грехи взрослых.
Когда Господь исцелил одного расслабленного болезнью человека, ученики спросили Его, что же было причиной заболевания – сам человек или его родители? Спаситель ответил, что не то и не другое. Потому что иногда людям посылаются болезни, чтобы, исцелившись, они уверовали в дела Божьи.
И если люди со всей искренностью, настойчивостью и неотступностью обращаются к Богу за помощью, Господь всегда откликается.
Когда родители воспринимают болезнь ребенка именно как наказание за свои грехи и искренне в них каятся, Господь очень часто посылает ребенку исцеление. Даже в тех случаях, когда врачи говорят, что шансов нет. Я лично знаю такие семьи – многие из них стали постоянными прихожанами нашего храма.
Один такой замечательный пример — это муж и жена, оба мастера спорта по спортивной гимнастике, у которых новорожденная дочка лежала в реанимации с аппаратом искусственного дыхания.
Они попросили покрестить ребенка. Я покрестил, потом долго говорил с ними. А спустя время прихожу в храм и вижу на свечном ящике большой торт, цветочки и записочку: «Отцу Макарию от рабы Божьей Таисии».
Оказывается, у девочки был день Ангела. И я сразу догадался, что она поправилась. Ее родители стали настоящими верующими. Они регулярно ходят в церковь и всегда причащают свою дочурку по праздникам. А девчонка стала такая хорошенькая, бойкая! Никогда не скажешь, что недавно она так страшно болела.
К сожалению, я не знаю поправились ли до конца и ходят ли в храмы абсолютно все дети, родители которых прибегали в наш храм за помощью. Но каждый раз, когда крещу или миропомазываю малышей, оставляю родителям свой телефон и прошу держать меня в курсе.
— Почему Церковь молится только за крещеных детей? Неужели все без исключения младенцы не находятся под покровительством Бога?
— Каждый из нас находится под покровительством Божьим и сам по себе может молиться в церкви за любого человека. А вот церковные таинства можно совершать только над крещеными людьми. Потому что крещение – это символическая дверь в Церковь. Не отворив ее, нельзя пройти дальше. Как сказал Господь: «Кто веру имеет и крестится, тот спасен будет».
Крещеный ребенок находится под особым покровом Бога и Богородицы. Ему дается ангел-хранитель, который нечистого отгоняет. Крещеного малыша можно причащать, а причастие – это жизнь, оно душу подкрепляет. Хотя в понимании многих далеких от церкви людей, исповедь и причастие означают почему-то только напутствие на тот свет.
Молитва – не кнопка «ENTER»
— Недавно в Риге проходила выставка мерных икон, которые пишут специально для младенцев, чтобы они были им защитой на всю жизнь . Но мы с коллегами обнаружили, что часть из представленных «экспонатов» принадлежала цесаревичам, которые совсем немножечко прожили на этом свете и умерли в раннем детстве. Как это можно объяснить?
— К сожалению, очень распространенное явление в церковной жизни, когда люди думают, что исполняя какой-то внешний атрибут они гарантируют себе духовную защиту и особую милость Божью.
В наш компьютерный век все вообще, кажется просто – свечу в храме поставил, молебен о здравии заказал, на кнопку «ENTER» нажал и решил, что дело сделано, послание к Богу отправлено. Мол, Господь сразу должен на эту просьбу откликнуться. А так не бывает!
Необходима еще и постоянная личная молитва. Надо попереживать, поплакать, вымолить здоровье. Ведь Бог иногда человека испытывает. Чтобы через страдания он стал светлее и крепче.
Не так давно, например, в наш храм пришла бабушка и попросила помолиться Богу за свою больную внученьку Катеньку. Заказала молебны, литургию . А потом изо дня в день на каждую службу в храм приходила, стояла в уголочке на коленочках и как умела обращалась к Богу за помощью. А перед Пасхой принесла в храм огромный букет роз и рассказала: «Я благодарю Бога. Стало легче нашей Катеньке».
— С какого возраста дети должны самостоятельно молиться и есть ли в этом смысл?
— До семи лет ребенок считается младенцем и причащается в храме без исповеди. Но на практике уже с пяти лет некоторые начинают исповедоваться. Детская исповедь, конечно, наивная, но очень-очень необходимая. Ребенок учится анализировать свои поступки и понимать, что есть добро и зло.
Это особенно важно в наше время, когда свободу трактуют как вседозволенность. Ведь родители скоро не смогут наказывать своего ребенка, потому что он может позвонить по нужному по телефону и на них пожаловаться. А это недопустимо!
Скажем, можно ли предоставить ребенку право решать — чистить или не чистить ему зубы? Мол, когда вырастет сам разберется. Нельзя! То же самое касается молитвы. К ней надо приучать с младенчества, как к необходимости.
Если случилось самое страшное
— Если ребенок не исцеляется – как жить и верить?
— Да, исцеление действительно приходит не всегда. Иногда Господь забирает ребеночка у родителей и почему это происходит, мы знать не можем.
Самое тяжелое — смириться с утратой и не роптать на Бога. Главное осознать — если Господь забрал ребенка, значит, Ему так угодно. Утешение надо искать в молитве. Она облегчает боль.
На моей практике, к сожалению, были случаи, когда болезни детей заканчивались смертью. Более всех поразил самый первый, когда я ребеночка крестил, молился за него, но он перенес шесть или семь операций и умер… Это что-то непостижимое.
Говорят, что усопший младенец становится ангелом-хранителем своей семьи. Бывает также, когда родители с полным смирением принимают уход ребенка, Господь посылает им другого.
Географическая доля
— «Шефство» над больницей к вам перешло по наследству от предыдущего настоятеля или стало вашей личной инициативой?
— Так географически сложилось у этой церкви. Просто раньше священников не так часто в больницы приглашали.
Самыми первыми ко мне пришли родители ребеночка, который родился шестимесячным. Я вошел в реанимацию и онемел — лежит в инкубаторе совсем крошечный комочек, ручками-ножками шевелит и светится насквозь. По всему телу у него проводочки, в носу трубочки. Меня страх да ужас пробрали. Несколько секунд был в замешательстве — как такого крестить? Как дотронуться, чтобы не навредить? Руки дрожали… К счастью, ребеночек этот поправился. Николай его зовут.
Сейчас порой приходится по три-четыре раза в неделю в реанимацию ходить. И крещу, и исповедую, и причащаю.
Помню , как в первый раз на Пасху пошел с хористками деток поздравлять – думал больница маленькая и за час мы ее всю быстренько обойдем.
Но не тут-то было – мы идем, а конца и края нет, отделение за отделением, палата за палатой. Ноги под конец еле передвигали. Четыре часа ходили…
— А как вы нашли общий язык с врачами?
— Специально ни к кому не приходил и бесед не проводил. В основном, здесь люди верующие работают – православные, католики, лютеране. Они с уважением относятся к священникам и никогда не позволяют оскорблять религиозные чувства друг друга.
Особенно отзывчивые врачи и сестрички в онкологии работают, где лежат самые тяжелые детки и смерть рядом ходит. Люди здесь расположены к молитве и всегда встречают с радостью.
С заведующей 19-м отделением пульманологии, доктором Христенко, мы просто на одном языке разговариваем. Она глубоко верующий человек и очень часто зовет меня на помощь, и сама родителей в церковь отправляет.
Рукой врача управляет Бог
— Вы лично доверяете медикам?
— Рукой врача в любом случае управляет Господь Бог. И в православии есть святые, которые были врачами. Великомученник Пантелеймон, например, был врачом и в первую очередь лечил людей молитвой.
Удивительным совершенно хирургом был святитель Лука Крымский. В советское время ему разрешали преподавать в медицинском институте в подряснике. Он Сталинскую премию получил за открытия в области гнойной хирургии. По его учебникам до сих пор еще преподают.
Перед тем как начать операцию, он всегда йодом рисовал на коже больного крестик. А однажды кто-то, подтрунивая, спросил его: «Доктор, как вы, будучи хирургом, можете верить в существование души? Где же она по-вашему находится?» На что он говорит: «Дорогой, мы с вами сколько раз делали трепанацию черепа и вы хоть раз ум видели?».
Святитель Лука написал книгу «Дух, душа и тело». Он утверждал, что человек трехсоставен, то есть состоит из духа, души и тела. Душа — это совокупность эмоций и мыслей, а дух — высшее проявление души. То, что человека соединяет с Богом.
Поэтому, прежде чем обращаться к врачам, надо всегда думать о душе – исповедоваться, причащаться и просить благословения на лечение.
Как вымолить здоровье ребенка. Практические советы от отца Макария:
— С молитвой о больных детях, прежде всего, надо обращаться к Богородице. Я, например, в нашем храме молюсь пред Тихвинской иконой Божьей Матери. Она чудотворная, от нее много очень исцелений было.
И всем мамам советую взять себе за правило каждый день читать маленькую молитву Божьей Матери. Потому что молитва матери о детях самая сильная. Она способна поднять со дна моря.
По нескольку раз в день повторяйте над ребенком «Богородица, Дева, радуйся…». Если малыш лежит в больнице, не сидите сутки напролет у его кроватки. Пока ребенок спит, идите в церковь.
На прикроватном столике у ребенка должны быть иконки Небесного покровителя или Ангела-хранителя, Божьей Матери.
На самом малыше — нательный крестик. Если ребенок подключен к аппаратам, тогда просто можно положить крестик на подушечку рядом.
Святая водичка и масло тоже должны всегда быть под рукой, чтобы окроплять и помазывать ребеночка.

Тропарь, глас 4-й:
Премудрая и всехвальная Христова мученица Параскева, мужескую крепость приемши, женскую же немощь отвергши, диавола победи, и мучителя посрами, вопиющи и глаголющи: приидите, тело мое мечем ссецыте и огнем сожгите, аз бо радующися иду ко Христу, Жениху моему. Тоя молитвами, Христе Боже, спаси души наша.

Кондак, глас 3-й:
Всесвятое и непорочное мучение принесши, яко вино пречестное, безсмертному Жениху Христу, ангельское ликостояние возвеселила еси и победила еси демонския козни: сего ради тя честно верою чтим, мученице Параскево, многострадальная. Молитва:
О, святая и преблаженная мученице Христова Параскево, красото девическая, мучеников похвало, чистоты образе, великодушных зерцало, премудрых удивление, веры христианския хранительнице, идольския льсти обличительнице, Евангелия Божественнаго поборнице, заповедей Господних ревнительнице, сподобльшаяся приити ко пристанищу вечнаго покоя и в чертозе Жениха твоего Христа Бога светло веселящаяся, сугубым венцем девства и мученичества украшенная! Молим тя, святая мученице, буди о нас печальница ко Христу Богу, Егоже преблаженнейшим зрением присно веселитися. Моли Всемилостиваго, Егоже словом очи слепым отверзе, да избавит нас от болезни очес наших, телесных вкупе и душевных; разжени твоими святыми молитвами темный мрак, прибывший от грехов наших, испроси у Отца Света свет благодати душевным и телесным очесем нашим; просвети нас, омраченных грехми, светом Божия благодати, да твоих ради святых молитв дастся безочесным сладкое зрение. О, великая угодница Божия!
О, мужественнейшая дево! О, крепкая мученице святая Параскево! Святыми твоими молитвами буди нам грешным помощница, ходатайствуй и молися о окаянных и зело нерадивых грешнецех, ускори на помощь нам, ибо зело немощни есмы. Моли Господа, чистая девице, моли Милосердаго, святая мученице, моли Жениха твоего, непорочная Христова невесто, да твоими молитвами пособствовавши, мрака же греховнаго избывше, во свете истинныя веры и деяний Божественных внидем во свет вечный дне невечерняго, во град веселия приснаго, в немже ты ныне светло блистаеши славою и веселием безконечным, славословящи и воспевающи со всеми небесными силами Трисвятительное Единое Божество, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Ей же молятся о покровительстве семейному очагу; в супружеском бесплодии; о достойных женихах.[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *