Патриархат Болгарии
Българска патриаршия

Классификация

Восточно-православный

Писание

Септуагинта , Новый Завет

Теология

Паламизм

Примас

Неофит , Патриарх всея Болгарии

Епископы

Священники

1,500

Приходы

Монастыри

Язык

Болгарский и старославянский (староболгарский)

Штаб-квартира

Собор Александра Невского , София , Болгария

Территория

Болгария

Владения

США , Канада , Австралия , Европейский Союз , Аргентина , Россия , Греция , Турция

Основатель

Святой Андрей ,
Борис I Болгарии

Независимость

870–1018
1185–1393
1018–1767
1870 – настоящее время

Признание

870 (Автокефалия)
927 (Патриархат)
1235 (Патриархат)
1953 (Патриархат)

Разлуки

Старостильная Болгарская Православная Церковь (начало 20 века)
Болгарская Православная Церковь — Альтернативный синод (1996)

Члены

7–8 миллионов

Официальный сайт

Болгарская Православная Церковь

Часть серии о

Восточная Православная Церковь

Мозаика Христа Вседержителя , Собор Святой Софии

Обзор

Автокефальные юрисдикции Автокефальные церкви, официально входящие в общину:

Автокефалия признана повсеместно де-факто некоторыми автокефальными церквями де-юре.

Частично признанная автокефалия Константинополем, Греческой церковью и Александрией.

  • Первые семь Вселенских соборов :
  • Другие вселенские соборы:
  • Другие важные советы:

  • Отцы Церкви
  • Пентархия
  • Византийская империя
  • Христианизация Болгарии
  • Христианизация Киевской Руси
  • Великий раскол
  • Россия
  • Османская империя
  • Северная Америка
  • Московско-константинопольский раскол
    • 15–16 вв.
    • 1996 г.
    • 2018 г.

  • Пасхальный цикл
  • 12 великих праздников
  • Другие застолья:
  • Четыре периода голодания:

Болгарская Православная Церковь ( болгарский : Българск православна църква , латинизируются : Balgarska pravoslavna църква ), юридически Патриархат Болгарии (болгарское: българск патриаршия , латинизируется: Balgarska patriarshiya ), является автокефальной православной юрисдикцией . Это старейшая славянская православная церковь, насчитывающая около 6 миллионов членов в Болгарии и от 1,5 до 2 миллионов членов в ряде европейских стран, Северной и Южной Америки , Австралии , Новой Зеландии и Азии . Он был признан автокефальным в 1945 году Вселенским Патриархатом Константинополя .

О Болгарии

Болгарская икона имеет тысячелетнюю историю. В хранилищах храма «Александр Невский» в Софии можно проследить развитие в течении веков искусства иконописи, типичную для православных стран. Иконы можно встретить во всех музеях и церквях.

Икону рисуют на плоских досках липового или кипарисового дерева, покрытых клеем и гипсом, иногда сверху наносится слой аледастра. Раньше художники использовали в качестве красок порошки на натуральной основе, растворенные в воде или в яичном желтке, фиксировали их защитным лаком из льняного масла и смолы. Некоторые иконы частично покрыты ризами (слоем рельефного металла), подчеркивающими лица и руки изображенных святых.

Икона не имеет декоративных функций, не имеет характер стенописи, миниатюры или иллюстрации. Наоборот, это объект культа. Она создана чтобы убеждать в присутствии Всевышнего, к ней обращены молитвы христиан. Через икону создается своеобразный способ общения человека с Богом. Чаще всего на иконах встречаются изображения Христа, Святой Девы с младенцем, других святых, а также разнообразные библейские сюжеты.

Каждая церковь имеет икону с образом того святого, в честь которого она названа. Она может находиться на иконостасе — перегородкой между передним пространством храма и алтаря.

Самые старые болгарские иконы написаны на керамических плитах. Такими являются иконы из монастырей, находящихся около Преслава возрастом эпохи Второго болгарского царства. Велико Тырново наследило это искусство и достигло апогея болгарской иконописи. Строгие лица святых, рисуемые сначала плоскими скупыми мазками приобретают в XIII веке мягкие формы и объем, созданные светотенями, а в XIV веке на иконах уже изображены сюжеты и они украшены драгоценностями.

Османское нашествие временно воспрепятствовало творение религиозных произведений.

В XV и XVI веке ощущается влияние западного искусства, а точнее баррока. Канноны красоты меняются. Бледные, аскетические, сухие изображения уступают место живым лицам в светлых и ярких тонах, нарисованных до мельчайших подробностей. Появляются различные школы. Самоковская школа с величественным стилем письма, Тревненская школа характерна яркими живыми красками и Банская, где в икону вплетаются пейзаж и природа.

В XIX веке рисуют иконы мастерски, умело написанные, но неодухотворенные.

С развитием техники иконы начинают производить серийно при помощи шаблонов.

Болгарская икона — свидетель превратностей истории маленького, но жизненного балканского народа.

Успехи искусства иконописи, усовершенствовавшиеся в течение десяти веков, сегодня, высоко оценены. Выставки болгарских икон вызвали живой интерес в Париже, Лондоне, Москве и Токио.

Теперь занимая заслуженное место в музеях и национальных галереях, иконы помогают нам вникнуть в мир скромности и тишины, далекий от мирской суеты. Они доказывают святую принадлежность болгар к культуре и ортодоксальному искусству.

Туристический путеводитель

София-Рыльский монастырь-Тетевен-Троянский монастырь-Трявна-Бачковский монастырь

Поморие-Созополь-Несебр-Бургас*

1 день Понедельник
Вылет из Москвы. Встреча в аэропорту. София. Собор св. блгв. Александра Невского. Храм-памятник русским войнам, павшим в боях за освобождение Болгарии, патриаршая резиденция, самый большой храм на Балканах. Частица мощей св. блгв. Александра Невского. Иконы и фрески работы великих русских художников: Болотнова, Васнецова, Бруни, Киселева. Русский храм свт. Николая, гроб Серафима Соболева. Храм св. Софии IVв. Переезд в Рыльский монастырь, размещение в гостинице, ужин, отдых. Монастырская гостиница,
номера с удобствами.
2 день Вторник
Литургия в монастыре. Мощи прп. Иоанна Рыльского. Экскурсия: древний резной иконостас, фрески, иконы. Чудотворная икона Божией матери Осеновица. Обед. Прогулка к пещере святого. Камень, на котором он молился, св. источник (в горе). Освобождение номеров. Переезд в Мелник – город виноделов у греческой границы. Роженский монастырь (Рождества Прсв. Богородицы). Экскурсия: древний резной иконостас, аналои, фрески, иконы. Чудотворная икона прсв. Богородицы. Панорама города. Размещение в гостинице. Ужин.
Монастырская гостиница, номера с удобствами.
3 день Среда
Завтрак. Свт. Николая (Боянская) церковь, экскурсия. Росписи 12-13вв. Вид горы Витоша — «софийской святой горы. Драгалевский (Успения прсв. Богородицы) женский монастырь. Свободное время. Етропольский Свято-Троицкий монастырь на р. Бели Искыр – центр книгопечатания Болгарии. Рибарица. Размещение в отеле. Ужин. Гостиница, номера с удобствами
4 день Четверг
Г. Тетевен, Завтрак. Гложенский монастырь во имя св. Георгия Победоносца. Чтимая икона святого, принесенная из Киево-Печерской Лавры. Пещера «Сыева дупка”. Переезд в Троянский монастырь. Ужин. Размещение в гостинице. Отдых.
Монастырская гостиница, удобства на этаже.
5 день Пятница
Литургия. Обед. Обзорная экскурсия. Чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Троеручица». Фрески Захария Зографа в интерьере и на фасадах храмов. Преображенский монастырь. Килифаревский монастырь. Чтимая икона прп. Иоанна Рыльского и другие иконы болгарских школ. Дряновский св. Архангела Михаила монастырь – скальный монастырь-крепость на р. Андыке. Отъезд в Трявну. Размещение в гостинице, ужин, отдых. Гостиница, номера с удобствами
6 день Суббота
Завтрак. Прогулка по старинному самобытному центру, по улице старых мастеров – ремесленников, посещение церкви св. Арх. Михаила. Шипка. Осмотр вершины Столетова, братских могил, монумента Свободы, памятников: «Железная батарея, Орлово гнездо». Обед на вершине Шипкинского перевала. Шипкинский монастырь Рождества Христова. Под спудом-братские могилы русских войнов, погибших в русско-турецкой освободительной войне. Казанлык. Панорама долины роз, долины лаванды. Калоферский монастырь, известный своей духовной школой. Хисарские минеральные источники. Асеновград. Размещение в гостинице. Ужин.
Гостиница, номера с удобствами
7 день Воскресенье
Бачковский монастырь. Литургия. Экскурсия. Ковчег с частью Честнаго Древа Господня (Креста). Чудотворная икона Божией Матери Елеуса (Умиление, Милостивая). Чудотворная икона Божией Матери Влахернская Константинопольская, написанная апостолом Лукой. «Родопский Иерусалим», панорама Родоп. Обед. Пловдив, город-музей под открытым небом. Памятник русскому войну-освободителю («Алеша»). Размещение в гостинице, свободное время. Ужин. Гостиница, номера с удобствами
8 день Понедельник
Завтрак. Отъезд в аэропорт.
Для тех, кто остается отдыхать на море по программе: http://www.kovceg.ru/node/476 , трансфер в Поморие, размещение в частном пансионате или отеле. В стандартную стоимость входит проживание в пансионатах: 50 м. до моря, 150 м. до моря, Самуил, Царь Освободитель.

Стоимость включает: авиаперелет, трансфер проживание в гостиницах уровня 2-3*** по маршруту, в стандартной гостинице двухместные номера, в монастырской гостинице – пятиместные номера, стоимость дана в расчете на 1 человека; мед.страховка, питание двухразовое. Экскурсии по программе.
В программе возможны изменения, в зависимости от аэропорта прилета.
Документы для консульства: загранпаспорт со сроком действия не менее чем в течение 3-х месяцев после отъезда из Болгарии, 1 цветное фото 3,5х 4,5 см, анкета. Для детей младше 18 лет св-во о рождении и, при выезде без родителей, нотариально заверенное разрешение от них на выезд за границу.

На чем основана нерушимая связь России и Болгарии? Какие духовные сокровища может открыть для себя православный паломник на болгарской земле? Об этом рассказывает Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Болгария в Российской Федерации Бойко Коцев.

Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Болгария в Российской Федерации Бойко Коцев

— Господин посол, сколько лет насчитывает история Православия в Болгарии?

— Предание гласит, что христианство начало распространяться по нашим землям еще в апостольские времена. За век до крещения Руси, в 863 году, болгарский царь Борис I принял Святое крещение. Государственным указом христианство было объявлено единственной разрешенной религией, а христианские законы – общими для всех подданных. Учение Христа и его нравственные постулаты с любовью были восприняты славянскими народами, которые пронесли свою веру через многие страдания и испытания. Хотел бы отметить, что история Православия в Болгарии и России тесно взаимосвязаны

— По некоторым источникам, великая княгиня Ольга, первой принявшая крещение на Руси, была внучкой болгарского царя Бориса, а Киевский князь Владимир, крестивший Русь, его праправнуком…

— Примеров много! После падения Болгарского государства под ударами Османской империи в конце ХІV века многие выдающиеся деятели Болгарии нашли приют на Руси и сыграли большую роль в ее церковной, общественно-политической и культурной жизни. Так, соратник и последователь Евфимия Тырновского Киприан в 1375 году стал митрополитом Киева, а с 1390 по 1406 год был митрополитом Московским и всея Руси. Он перенес на Русь богатый опыт болгарских традиций в области просвещения и подготовки духовенства. По инициативе Киприана было построено несколько храмов под Москвой и во Владимирской области. Спустя несколько десятилетий после его погребения в Успенском соборе Московского Кремля были обретены его нетленные мощи. В 1472 году Киприан был причислен к русским святым.

— А как сейчас развиваются отношения между Болгарской и Русской Православной Церковью?

— По словам Его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, Русская и Болгарская Церкви – две христианские общины, которые связаны любовью, единомыслием, в их недрах сохраняется историческая память, которая подчеркивает особость российско-болгарских отношений. История духовных связей наших народов – уникальный пример многовекового плодотворного взаимообогащения. Благодаря этим связям в самые тяжелые периоды нашей общей истории уцелел «духовный щит» – святая православная вера. И сегодня в продолжение многовековой традиции наши Церкви тесно сотрудничают друг с другом. Доказательством тому стал первый визит Его Святейшества Патриарха Болгарского и Митрополита Софийского Неофита в Россию в 2014 году. Для меня лично было великой честью принять 27 мая 2014 года в качестве гостей посольства Его Святейшество Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Его Святейшество Патриарха Болгарского Неофита. В прошлом году наши Церкви при участии Посольства Болгарии достигли договоренности об организации поездок по святым местам нашей страны. Паломнический центр Московской Патриархии разрабатывает для россиян программу таких поездок. Первые из них состоятся уже в конце мая этого года.

— Назовите самые популярные паломнические маршруты в вашей стране. С какими святыми они связаны?

— Это прежде всего те маршруты, которые предусматривают посещение Рыльского монастыря – самого большого и почитаемого в Болгарии. Обитель была создана еще в Х веке святым Иоанном Рыльским. Во время пятивекового османского владычества монастырь стал важнейшим духовным и просветительским центром страны, где была создана национальная литературная школа, где обучалось духовенство. Рыльский монастырь поддерживал тесные связи с другими православными государствами. От Русской Православной Церкви он получал в дар книги, деньги, церковную утварь. Кроме святого Иоанна Рыльского в Болгарии особо почитаются святая Петка Параскева, святые братья Кирилл и Мефодий, святой Стефан Милютин, король сербский, чьи мощи хранятся в церкви Святой Недели в Софии.

Рыльский монастырь

В 2010 году весь мир облетела настоящая сенсация: в небольшом болгарском городе Созопол обнаружены святые мощи Иоанна Крестителя. Это открытие сделал профессор Попконстантинов во время раскопок средневекового храма, носящего имя святого. Сегодня мощи хранятся в недавно отреставрированной церкви святых Кирилла и Мефодия, расположенной в старой части города Созопол. Сюда приходят многие паломники, чтобы поклониться святыне.

Другой популярный маршрут – на Софийскую Святую гору. Речь идет о четырнадцати монастырях вблизи болгарской столицы. Самые значимые из них – Драгалевский монастырь Пресвятой Богородицы, Кокалянский монастырь святого Архангела Михаила, Черепишкий монастырь Успения Богородицы, Этропольский монастырь Святой Троицы – довольно хорошо сохранились.

Безусловно, большой интерес для паломников и туристов представляет скальный монастырь Аладжа, находящийся недалеко от черноморского города Варна и курорта Золотые Пески. Он был высечен в горе десять веков тому назад. В России о нем узнали благодаря русскому археологу Виктору Теплекову, который в 1832 году опубликовал свои «Письма из Болгарии». Сегодня монастырь превращен в музей и объявлен памятником культуры.

— А почему главный храм Болгарии носит имя русского святого Александра Невского?

— Храм-памятник Александру Невскому в Софии напоминает нам о национально-освободительном движении болгарского народа против османского ига и борьбе за церковную независимость. Под давлением России в 1870 году Турция пошла на уступки и учредила Болгарскую Экзархию, юрисдикция которой распространялась на земли,населенные болгарами. В разработке проекта автономной Болгарской Церкви активное участие принимал русский посол в Константинополе граф Николай Павлович Игнатьев, который понимал, что это первый серьезный шаг к созданию независимого болгарского государства. Однако положение славянских народов, находящихся под османским игом, существенно не изменилось. В апреле 1877 года император Александр ІІ объявляет Турции войну, в результате которой Болгария получила независимость. В знак признательности российскому народу за освобождение в Софии был возведен величественный храм, который на сегодняшний день является самой большой православной церковью на Балканах. Храм был освящен во имя святого Александра Невского – небесного покровителя императора Александра II. Таким образом болгары выразили свою благодарность русскому народу и его императору.

Храм св. Александра Невского в Софии

— Расскажите, пожалуйста, о других святынях и памятниках, связанных с нашей общей историей.

— Их более тысячи в Болгарии. Среди них я отметил бы памятники, воздвигнутые в самом центре Софии – императору Александру II, Докторский памятник в честь военных врачей, павших смертью храбрых, Русский памятник. У подножия Шипки, в маленькой деревне с тем же названием находятся русская православная церковь и военное кладбище, где похоронены погибшие в боях за эту гору русские солдаты. Много памятников, связывающих наши два народа, сооружены и в Плевене. Этот город оказался в эпицентре продолжавшейся пять месяцев тяжелой битвы русских солдат против воинов Осман-паши. Победа России в ней решила исход всей войны.

— Как правило, монастыри и храмы строились в очень живописных местах. Есть ли у вас, господин посол, особо любимое место, куда бы хотелось возвращаться вновь и вновь?

— Очень близок моему сердцу Троянский монастырь Успения Богородицы. Самоотверженные монахи построили его в XVI веке близ города Троян и сумели сохранить во время османского ига. В нем находится чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Троеручица», у которой молятся многочисленные паломники. История монастыря связана с именем национального героя и борца за освобождение Болгарии от османского ига Васила Левски, основавшего в стенах обители центр сопротивления. В монастыре сохранилась его келья. Это святое и живописное место никого не оставляет равнодушным. Искренне желаю и вашим читателям побывать здесь.

— Господин посол, что делают болгарские власти, чтобы привлечь паломников из России в вашу страну?

— Один из приоритетов недавно созданного Министерства туризма – это развитие культурно-исторического туризма и паломнических поездок. Впервые в Национальном Совете по туризму будет представлен Святой Синод Болгарской Православной Церкви. Некоторое время назад состоялась первая встреча министра туризма Николины Ангелковой и его Святейшества Болгарского Патриарха и Софийского Митрополита Неофита, во время которой они обсудили, какие храмы и монастыри могут быть включены в паломнические маршруты. Учитывая возросший интерес наших гостей к культурному и историческому наследию Болгарии, мы предполагаем развивать три направления православного паломничества: посещение монастырей и поклонение чудотворным иконам, участие в православных фестивалях, организация детских православных лагерей в Болгарии. Хочу отметить, что на эту работу мы уже получили благословление двух Патриархов – их Святейшеств Кирилла и Неофита.

— Как развита в Болгарии инфраструктура паломничества?

— По поводу бытовых условий наши гости могут не волноваться. Болгарские монастыри отличаются особой гостеприимностью, и почти каждый из них готов принять под свой кров странника. Но лучше всего приспособлены для этого Рыльский и Бачковский. Питаются паломники, как правило, в монастыре. Но если кого-то не устраивает монастырская кухня, всегда можно найти поблизости небольшие уютные рестораны, где вам предложат национальные болгарские блюда. Хочу заметить, что на рынке туристических услуг по соотношению цены и качества предлагаемого продукта Болгария выигрышно отличается от других стран.

— Что еще может привлечь паломников и туристов в Вашу солнечную страну?

— Живописная природа, конечно. В Болгарии популярна легенда, которая рассказывает, как Господь раздавал земли народам. Болгары оказались последними, и им ничего не осталось. Тогда Бог взял по кусочку земли у других народов и дал нам. Вот почему Болгария такая маленькая, но очень разнообразная, ибо мы получили в дар все – и горы, и море, и зеленые поля. У нас богатая история и самобытная культура. На территории Болгарии действуют 3 национальных парка и 89 природных заповедников. Греция, Италия и наша страна занимают три первых места в Европе по числу найденных артефактов. Чтобы показать как можно больше достопримечательностей Болгарии, мы предлагаем сочетать паломнические поездки с пешеходным, морским или горным туризмом.

— Сложно ли получить визу в Болгарию?

— Болгария – член Евросоюза и должна соблюдать его визовую политику. Вместе с тем мы максимально облегчили процесс выдачи виз. Болгарское посольство в Москве, наша консульская служба в Санкт-Петербурге и других городах России готовят документы на выезд максимально быстро – за 3–4 дня. Мы постоянно вводим различные новшества. Так, например, гражданам, уже посещавшим Болгарию в составе туристических групп, мы выдаем «длинные» визы с годовым сроком действия. Предусмотрена облегченная процедура и при выдаче виз детям, а также людям с ограниченными физическими возможностями. В настоящее время мы изучаем возможности дополнительного упрощения процедуры выдачи виз для паломников.

Беседовала Людмила Дианова

Софийский патриарший кафедральный собор во имя св. блгв. князя Александра Невского. 2006 г.

Болгарская Православная Церковь (или Болгарский Патриархат), автокефальная поместная Церковь

  • Официальный сайт:
  • Каноническая территория: Болгария; в «диаспоре» наиболее представлена в США и Германии, также в странах Западной Европы, Канаде, Австралии; на канонической территории нескольких поместных Церквей ведает приходами для болгар
  • Богослужебный язык: церковнославянский и болгарский
  • Календарь: основной новоюлианский, в отдельных случаях юлианский
  • Кафедральный собор: Александро-Невский в г. Софии (также в Софии и резиденция предстоятеля)
  • Предстоятель: Неофит, Святейший Патриарх Болгарский, Митрополит Софийский
  • Место в диптихе: 9 (Рус.) или 8 (Конст.)
  • Состав: 27 архиереев; 15 епархий; более 1500 священнослужителей (кон. 2008) ; ок. 2600 приходов (кон. 2008) ; ок. 120 монастырей (кон. 2008) ; 4 высших духовных школы; ок. 4,374 млн. членов (2011)

Каноническое устройство

Верховная церковно-юридическая и административная власть принадлежит Священному Синоду в который входят патриарх и все митрополиты. Законодательная власть принадлежит Церковному Собору, в который входят все служащие архиереи, представители духовенства и монашествующих, а также определенное число мирян. Новый Устав Болгарской Православной Церкви был принят на IV Церковно-народном соборе Церкви в декабре 2008 года.

Болгарская Православная Церковь организована как Патриархат и разделена на митрополии, которые являются самостоятельными епархиями во главе с архиереями в сане митрополитов. Существует ряд викарных кафедр возглавлемых епископами.

Епархии Болгарской Православной Церкви. Составитель Пакко, 11 августа 2008 г.

Епархии

  1. Софийская
  2. Варненская
  3. Великотырновская
  4. Видинская
  5. Врачанская
  6. Доростольская
  7. Ловечская
  8. Неврокопская
  9. Плевенская
  10. Пловдивская
  11. Сливенская
  12. Старозагорская
  13. Русенская
  • В «диаспоре»:
  • Американская
  • Западноевропейская
  • Исторический очерк

    На территории современной Болгарии Христианство начало распространяться с апостольских времен. По преданию, епископские кафедры имелись в городе Одисс (ныне Варна), где епископом был ученик апостола Павла апостол Амплий, и в Филиппополе Фракийском (ныне Пловдив), где епископствовал апостол Ерм. Во II веке епископские кафедры были также в городах Дебелт и Анхиал. В V-VI веках христианство начинает распространяться среди балканских славян заселивших территорию современной Болгарии и служивших нередко наемниками в войсках Византии.

    В 670-е годы на территорию современной Болгарии вторглись тюркоязычные млемена болгар под предводительством хана Аспаруха. В их среду христианство проникало гораздо труднее, чем к славянам. Однако в VIII — IX веках происходило слияние этих двух живших в смешении этнически разнородных элементов: в результате тюркоязычные болгары были ассимилированы в языковом и культурном отношении славянами, хотя за народом закрепилось имя болгары, а за страной Болгария.

    Всеобщее крещение болгарского народа произошло в 865 году, при святом князе Борисе I.

    В 870 году Болгарская Церковь получила автономию в рамках Константинопольского Патриархата и пользовалась широким внутренним самоуправлением. С 919 года стала автокефальной, а в 927 году — Патриархатом с центром в Охриде. Эта церковная независимость постоянно оспаривалась Византией. С XIV в. Болгария оказалась под властью турок и снова попала в зависимость от Константинополя, автокефалия была ликвидирована, церковь стала управляться греческими епископами которые стремились вытеснить из богослужения церковно-славянский язык и полность эллинизировать церковь. Стремясь противодействовать этому болгары настаивали на автокефалии. Многие Константинопольские патриархи старались решить этот сложный вопрос, но из-за давления оказываваемого балканскими греками, им это не удавалось.

    После упорной борьбы самостоятельность была самочинно восстановлена. В 1860 г. болгарские епископы откололись от Константинополя и добились от турецкого султана разрешения на создание отдельного болгарского экзархата. По этому поводу Константинопольский патриарх Анфим I созвал в Константинополе поместный собор (1872 г. ), на котором присутствовали также патриархи Александрийский и Антиохийский. По решению этого собора болгарский экзархат был запрещен, а болгарская автокефалия объявлена Константинопольским Патриархатом схизматической. Только в 1945 г. схизма была снята, а в 1953 г. Болгарская Церковь стала Патриархатом.

    В 1994 году в Болгарской Православной Церкви произошел раскол во главе с митрополитом Неврокопским Пименом, 2 епископа и часть клириков образовали свой синод и объявили о низложении патриарха Максима. Священный синод Болгарской православной церкви осудил раскольников, лишив их не только сана, но и монашества, однако они постановлений синода не признали.

    Предстоятели

    Архиепископы

    • Стефан (с 870)
    • Георгий (ок. 878)
    • Леонтий
    • Димитрий
    • Сергий
    • Григорий

    Патриархи

    • Дамиан (927 — после 971)
    • Герман (кон. X в.)
    • Филипп (кон. X в. — нач. XI в.)
    • Давид (1016 — 1018)
    • Иоанн (1018 — 1019)
      • см. далее архиепископов Охридских

    Архиепископы Тырновские

    • Василий I (1186/87 — после 1230)
    • Виссарион

    Патриархи Тырновские

    Экзархи Болгарские

    Патриархи Болгарские

    Исторические титулы предстоятеля

    • патриарх Болгарский, митрополит Софийский (с 8 мая 1953 — упом. 2013)

    Святые и святыни

    В Болгарской Церкви особенно почитаются: святой князь Борис — креститель болгарского народа; святые равноапостольные братья Кирилл (+ 869) и Мефодий (+ 885) — создатели славянской письменности, переведшие на славянский язык книги Священного Писания и богослужебные книги; святитель Климент Охридский (+ 916) — один из учеников святых братьев; Патриарх Тырновский святой Евфимий (XIV в.), служение которого было направлено на духовное возрастание Церкви и укрепление страны; игумен Хилендарского монастыря преподобный Паисий (+ 1798) и епископ Врачанский святой Софроний (+ 1813), прославленные в 1964 году. Основатель одного из известнейших монастырей — преподобный Иоанн Рыльский (+ 946) почитается как небесный покровитель Болгарии.

    Статистика

    Учебные заведения

    • Богословский факультет Софийского университета
    • Богословский факультет Великотырновского университета
    • Софийская духовная семинария
    • Пловдивская духовная семинария

    Ставропигии

    • Бачковский монастырь
    • Рыльский монастырь
    • Троянский Успенский монастырь (с 1830 — ставропигия Константинопольского патриарха)
    • Софийский Александро-Невский собор, патриарший кафедральный храм-памятник
    • Софийский Иоанно-Рыльский семинарский храм
    • Пловдивский Кирилло-Мефодиевский семинарский храм
    • Бывшие ставропигии:
      • Поморийский Георгиевский монастырь (? — 2008)
      • Преображенский монастырь на Янтре (? — 2008)

    Внешние связи

    Тесные связи поддерживаются с населенным преимущественно болгарами Зографским монастырём на Афоне.

    Учреждения на канонической территории иных поместных Церквей:

    • Болгарская церковная община в Стамбуле, ведает православными болгарами Турции, на территории Константинопольской Церкви
    • Московское подворье, представительство при патриархе Московском и всея Руси
    • Западноевропейская епархия включает:
      • На территории Сербской Церкви: Загребский Седмочисленницкий храм
      • На территории Чехословацкой Церкви: Пражский Никольский храм, Братиславский Иоанно-Предтеченский храм
    • Американская епархия преимущественно располагается на территории Православной Церкви в Америке, при том что автокефалия последней признана Болгарской Церковью

    Литература

    • Народы и религии мира. Энциклопедия, Научное издательство «Большая Российская Энциклопедия», Москва, 1999, 693.

    Использованные материалы

    Например по юлианскому календарю живёт Харпер-Вудский Саввинский монастырь.

    «около 1500 священников» согласно статье «Българска патриаршия», портал Православие БГ, 13 июля 2009,

    «Българска патриаршия», портал Православие БГ, 13 июля 2009,

    «120 монастырей в стране» согласно статье «Българска патриаршия», портал Православие БГ, 13 июля 2009, . В то же время количество монастырей Болгарской Церкви за границей не превышало двух-трёх.

    По переписи населения Болгарии 2011 года, , в которой ответ на вопрос о религии был необязательным, «восточноправославными» записались 4 374 135 человек. Вычитая количество раскольников и прибавляя количество членов Болгарской Церкви в диаспоре, можно предположить что сумма изменится незначительно.

    Ссылка на Робертсон, Рональд, Восточные христианские церкви. Церковно-исторический справочник, СПб., 1999,

    По переписи населения Болгарии 2011 года, , в которой ответ на вопрос о религии был необязательным.

    [ad01]

    Рубрики: Разное

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *