Схиигумен Серафим (Барадель-Покровский)

Слово о болезни, которое мы сейчас слышали, имеет огромное значение для нашего времени, когда везде и в обществе, и в Церкви, и в монастырях умножились болезни и скорби. А в наше время даже появились новые болезни, и это заставляет действительно призадуматься о значении болезней и о том, как мы, христиане, и, в особенности, монахи, должны относиться к болезням. В одном тропаре в конце Параклиса Матери Божией есть такие слова: «От множества моих грехов немощствует мое тело, немощствует и душа моя». Так что чаще всего болезнь является непосредственным следствием греха. До грехопадения Адам не знал никаких болезней и не знал никаких скорбей. Но есть и другая сторона болезни, которую очень хорошо знают монахи. Монахам, христианам вообще, часто посылаются болезни как испытание. И самый яркий пример этого – это святой праведный Иов Многострадальный.

Преподобный Амвросий Оптинский (Гренков + 1891) Почти все Святые несли не только тяжелые скорби душевные и сердечные от людей, от бесов, гонения, издевательства, но несли они также и болезни телесные. Старец Порфирий Кавсокаливит всю жизнь болел. Преподобный Амвросий Оптинский тоже всю жизнь болел так, что почти всю свою жизнь лежал, гостей и паломников принимая лежа. И наш Старец Софроний тоже всю жизнь болел. А преподобный Амвросий говорил, что монаху полезно прибаливать всегда, потому что таким образом смиряется душа. Любая наша болезнь постоянно напоминает нам о нашей немощи человеческой и зависимости от Бога и от людей. А почему именно в наше время умножаются болезни, и особенно раковые и психические заболевания? Да из-за того, что умножился грех и люди перестали жить, предавая себя и всю свою жизнь на волю Божию, на милость Божию, на любовь Божию и на Промысел Божий.

Наш век – в терпении скорбей и покаянии

Наш век, как охарактеризовал его Старец, это – век отчаяния. Потому что люди перестали верить в свое собственное воскресение, в свое бессмертие. А ведь всякая душа человеческая чувствует, даже у язычников, что она призвана к бессмертию. И это противоречие порождает очень часто психические и душевные болезни, расстройства. Есть еще другой аспект для нас, монашествующих. Это то, что, как известно каждому из нас, наше поколение уже не может нести никаких подвигов телесных. У нас на самом деле нет никакого поста, никакого бдения, никакого телесного озлобления. А вместо этого Господь посылает нам болезни. Если мы будем их терпеть именно так, как говорит Старец Порфирий, то это будет для нас путь ко спасению. Помните этот случай из Патерика, когда один монах спросил Старца о том, как будут жить монахи последних времен? Старец ответил, что у них не будет никаких подвигов, но им пошлются такие скорби, что кто из них выдержит их, вытерпит, тот будет бóльшим, чем мы, бóльшим, чем те, которые в наше время воскрешают мертвых.

Поэтому и Господь, говоря о последних апокалиптических временах, говорит: «В терпении вашем стяжите души ваша» (Лк. 21:19), и «претерпевый до конца той спасен будет» (Мф. 10:22). А терпение наше совсем не пассивное, это не какое-нибудь скотское состояние. Христианское, монашеское терпение – активно. Без молитвы, без благодарения, без веры, без надежды, без любви мы ничего не сможем терпеть. Поэтому преподобный Силуан молился, и мне очень дороги эти слова: «Господи, Ты видишь мою болезнь; Ты знаешь, как я грешен и немощен; помоги мне терпеть и благодарить Твою благость».

Старец Софроний (Сахаров) с духовным чадом схиигуменом Серафимом (Барадель-Покровским).

Мы не просто терпим, но то, что нам приходится терпеть, это нам посылается через обстоятельства рукой Божией. Мы это терпим ради любви Божией, и ради любви к брату. Если мы в этом духе будем терпеть, и с благодарением, то мы извлечем огромную пользу, даже без каких-либо особых подвигов, которые очевидно нам не даны в наше время. Старец Софроний, помню, говорил, что нашему времени не дана благодать поста, для нас достаточно хранить меру воздержания, то есть не объедаться и не лакомиться. А ведь он рассказывал, как постился вначале, в юные годы – несколько раз по 40 дней он постился на Афоне. А для нас попоститься даже, скажем, один день – почти невозможно.

Поэтому нужно действительно глубокое рассуждение, рассудительность о духе времен, что и в какой мере полезно и спасительно для каждого времени, для каждой эпохи. Конечно, Христос и вчера и сегодня и во веки – Тот же, и принципы духовной жизни установленные Духом Святым через святых отцов остаются неизменными внутренне, но внешние формы, конечно меняются. По этому поводу Старец Силуан говорит: Ныне люди стали гордыми и спасаются только скорбями и покаянием, а в любовь очень редко кто достигает.

Поэтому, дорогие мои братья, когда нам посылаются болезни, скорби, испытания любого характера, то нам надо попытаться распознать – зачем они и почему, что хочет Бог сказать нам этим. Если мы этого не понимаем, то будем просто предаваться на волю Божию, на милость Божию. Как говорит Старец Порфирий: «Господи, как хочет любовь Твоя, так и поступай со мной». В житии преподобной Синклитикии Александрийской сказано, что всю жизнь ее страшно мучил блудный бес. Но она никогда не молилась: «Господи, избави мя!», но она молилась: «Господи, дай мне терпения!» Так и мы должны молиться, потому что, как преподобный Варсануфий говорит, что если монах не будет иметь терпения, то он не может войти в Царство Небесное.

Преподобный Порфирий Кавсокаливит (Баирактарис + 1991). 25 декабря 2014 года решением Священного Синода РПЦ включён в месяцеслов Русской Православной Церкви с определением празднования его памяти 2 декабря − как это установлено в Константинопольской Православной Церкви.

«Держи ум твой во аде и не отчаивайся»

Схиархимандрит Софроний (Сахаров + 1993). 27 ноября 2019 года Константинопольской православной церковью причислен к лику святых как преподобный Софроний Афонский. Вся трагедия современных людей в том, что они настолько расслаблены современной «цивилизацией», что они не способны терпеть. Старец говорил, что когда он приехал на Афон, он застал тогда еще монахов такого терпения. Потому что тогда на Афоне не было никакого комфорта. Помимо напряженной духовной и молитвенной жизни, и бытовая жизнь была очень суровой. Но монахи все это терпели безропотно. Так что даже если мы не можем уже достигнуть в меру наших отцов, но все равно мы должны на них ровняться. Для нас они являются образцами и примерами. И мы должны пытаться применить их слова к себе, приспособить к своим условиям. И тогда, не смотря на всю пропасть, разделяющую нас, все равно в духе мы останемся их учениками и их преемниками и наследниками. Потому что, в конце концов, как святые отцы говорят, что Господь даже святых милует не из-за их великих подвигов, поста, бдения и так далее, но Он их милует потому, что Он милостив, потому что Он любит их. Поэтому важны, в конце концов, не мера и количество, а важно сердце, потому что Бог-сердцеведец смотрит на расположение сердца.

Итак, если во всех наших обстоятельствах мы будем предаваться на волю Божию, как учит нас Церковь постоянно: «Сами себе и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим», тогда мы будем иметь великий, глубокий и сладчайший мир. А если мы будем не так поступать, то хотя бы мы и много молились, и постились и так далее, то все равно мы мира не будем иметь. Поэтому, можно сказать, что это главное, особенно в наше время – и страшное, и темное, и действительно апокалиптическое. Это наше главное делание, не забыть, что всем все-таки, в конце концов, управляет Господь.

Поэтому возможны такие слова, что «Держи ум твой во аде и не отчаивайся», помня, что жив Милостивый Господь.

Все бегуны без исключения периодически сталкиваются с этой проблемой. Намного чаще она встречается у новичков. Что нужно делать, когда болит бок при беге, чтобы эта незначительная проблема не нарушала ваши тренировочные планы, мы узнали у профессиональных тренеров по бегу.

Следить за дыханием и осанкой

Илья Белоусов, главный тренер бегового клуба Run Or Die:

Если у вас нет хронических болезней печени, поджелудочной железы или желчного пузыря, то боль в правом или левом боку во время бега – это абсолютно естественное ощущение. Что же делать, чтобы боль прошла? Необходимо сбавить темп, лучше остановиться и восстановить дыхание, сделав несколько глубоких вдохов и выдохов.

Для того, чтобы избежать боли в боку во время бега, необходимо соблюдать следующие правила:

  • всегда делайте разминку перед началом тренировки;
  • никогда не бегайте на полный желудок;
  • следите за дыханием, дышите равномерно, разговаривать во время бега не рекомендуется;
  • следите за осанкой: ровная спина во время бега — залог правильного глубокого дыхания и ничем не сдавленной диафрагмы;
  • темп и интенсивность тренировок должны наращиваться постепенно – это самое главное.

Ничего удивительного, если бок заболит после перерыва в тренировках. Если вы будете бегать регулярно и следовать плану тренировок, организм адаптируется к нагрузкам и к их постепенному увеличению, и о боли в боку можно будет забыть.

Перейти на шаг

Яна Хмелева, основатель и главный тренер школы бега Bestia.club:

Бок болит обычно у новичков. Когда мы только начинаем заниматься, наше нетренированное сердце маленькое, капиллярных сосудов недостаточно. В процессе тренировок сетка капилляров разрастается. Когда мы бежим, вырабатывается лактат. Он поступает в кровь. Кровь очищается от лактата через печень. Капилляры не справляются с количеством крови, содержащей лактат, поэтому возникает спазм, и колет в боку.

Подпишитесь на «Марафонец» в Telegram. Анонсы статей и полезные подборки каждую неделю.

Если начинает болеть бок, нужно перейти на шаг, дозировать нагрузку. Сильно не ускоряться вначале. Улучшать свою физическую форму следует постепенно.

Помассировать бок на выдохе

Сергей Сорокин, со-основатель и главный тренер марафонского клуба Jaxtor:

Печень не имеет нервных окончаний, поэтому печень не болит. Когда в этот орган поступает много крови, а выходит меньше, то печень увеличивается и начинает давить в те места, где присутствуют нервные окончания. Например, фасция (оболочка) печени имеет массу нервных окончаний, и при увеличении печени возникают болезненные ощущения.

Чтобы в боку перестало болеть, нужно глубоко вдохнуть и на сильном выдохе хорошенько помассировать район печени сильным нажатием. Тем самым вы стимулируете отток крови, и боль уйдет.

Накануне старта избегайте есть жирную, жареную, пищу, т.к. она перегружает печень, которой во время бега нужно перерабатывать молочную кислоту.

Всегда делать разминку

Максим Денисов, основатель и главный тренер школы Gepard:

Чаще всего бок начинает болеть у недостаточно тренированных людей. Если вы только начинаете бегать, то первое время можете часто сталкиваться с этой проблемой. Ничего страшного в этом нет. Просто снизьте темп до комфортного уровня. Продолжайте бегать, и с ростом тренированности все пройдет. С опытными бегунами такое случается гораздо реже, но и они тоже не застрахованы. Бок может прихватить в самый неподходящий момент, например, на соревнованиях.

Делайте хорошую разминку и никогда не стартуйте с полным желудком. Приезжайте на старт заранее с учетом времени на разогрев. Полноценная разминка – это 2 км бега в легком темпе, разминка суставов и несколько коротких ускорений. Обязательно рассчитывайте время приема пищи перед стартом или тренировкой.

Расслабиться и глубоко дышать

Денис Васильев, тренер бегового клуба Лаборатория бега Runlab, Санкт-Петербург:

Боль в правом подреберье – частая проблема при беге, особенно у новичков. Причин может быть много. Перечислю несколько основных.

Нагрузка на печень. Вспомните, когда был последний приём пищи, что вы ели перед бегом и накануне. Если это была тяжёлая пища, да ещё и съеденная непосредственно перед бегом, то причина, скорее всего, ясна. Если боль возникает регулярно, возможно, стоит пересмотреть свой рацион. Чтобы боль не застала врасплох на соревнованиях, советую брать с собой пару таблеток но-шпы или спазмалгона.

Искривление желчных протоков. В медицинской терминологии диагноз звучит иначе, но суть от этого не меняется: происходит нарушение оттока желчи. Но это, скорее, не патология, а особенность строения желчного пузыря. Если боитесь, что боль может настигнуть во время важного забега, то рекомендую заблаговременно до старта пропить курс желчегонного травяного сбора. Это простое, доступное и в то же время действенное средство. Перед применением препаратов рекомендуется консультация специалиста.

Нагрузка на сердце. Большой круг кровообращения снабжает насыщенной кислородом кровью наши органы и ткани. Если говорить простыми словами, то сердце работает в интенсивном режиме, толкает большой объём крови к органам и к печени в том числе. А печень не справляется с таким объёмом крови. В этом случае лучшим средством будет снизить темп бега и интенсивность нагрузки соответственно.

Во всех трёх случаях не помешает расслабиться, сделать несколько глубоких вдохов и выдохов, подключив в процесс дыхания диафрагму. Если боль возникает регулярно, то конечно же, следует обратиться к врачу.

Немного отдохнуть

Олег Бабчин, основатель и старший тренер школы «Второе дыхание»:

Любые болевые ощущения, кроме мышечных, необходимо уметь анализировать, выявлять действительно серьезные недуги или временные неудобства. Если побаливает левый бок, вполне вероятно, что это поджелудочная железа или селезенка. Как правило это временный спазм, который можно нивелировать простой пальпацией или временным отдыхом, после чего можно продолжить тренировку. Совсем другое дело, если заболел правый бок – это печень и примыкающие к ней звенья, желчевыводящие пути. В этом варианте стоит быть более осторожным, но возможны пути решения проблемы, как и с правым боком. Причин боли может быть несколько: поздний прием пищи, проблемы с сигнализирующими о боли органами, неправильный темп бега, при котором организм не справляется с переизбытком молочной кислоты.

Свой профессиональный праздник — международный день врача отмечают медики всего мира 2 октября. Мы собрали изречения святых и старцев Афона о том, как сохранить здоровье и побороть болезни.

1. «В то время, когда мы предаемся Христу, тогда духовный наш организм приходит в мирное устроение, в результате чего все органы и железы начинают функционировать естественным образом. Все они зависят от нашего устроения. Тогда-то мы выздоравливаем, перестаем страдать… Так бывает и в случае рака: если возложим заботу на Бога, и душа наша успокоится, тогда и Божественная благодать вкупе с этим миром может подействовать так, что уйдет и рак, и все остальное. Если вы не знаете, например, язва желудка возникает из-за невроза. Поскольку симпатическая нервная система испытывает давление, сжимается, страдает, то образуется язва. Раз, два, три, сжатие, сдавливание, еще раз, еще раз, стресс один, стресс – стресс — стресс, и – хлоп… — Язва! Таку возникает или язва — или рак, оба они зависят от нервов. Когда в нашей душе путаница, то это оказывает влияние на тело, и здоровье подрывается».

(Преподобный Порфирий Кавсокаливит)

* * *

2. «Когда мы чем-то заболеваем, нам лучше всецело предавать себя Христу.
Нам надо думать о том, что наша душа имеет гораздо большую нужду в терпении и славословии во время боли, чем в «стальном» теле, с помощью которого мы можем совершать большие телесные подвиги».

(Преподобный Паисий Святогорец)

* * *

3. «Одна монахиня мне написала, что страдает и если не сделает операции, то умрет. Я пишу, говоря совершенно противоположное. Та опять пишет, что врач ей сказал: если она не сделает операции, через несколько дней случится прободение и наконец смерть. Я повторяю: «Имей веру, возложи все на Бога, предпочти смерть». Она присылает мне ответ, что болезнь повернула вспять. Видите? Тысячи раз я испытал это. Когда полагаешь перед собой смерть и ожидаешь ее каждое мгновение, она убегает далеко от тебя. Когда боишься смерти, она постоянно тебя преследует».

(Преподобный Иосиф Исихаст)

* * *

4. «Лекарство, чадо моё, означает яд. Не думай, что лекарства всегда приносят только лишь пользу. Они ещё и вредят. Почему мы принимаем лекарства? Потому что болеем. А почему мы болеем? Потому что нервничаем. А почему мы нервничаем? Потому что грешим. Но если мы позволим Христу вселиться в нашу душу, тогда отбегает грех, отбегает нервозность, отбегает болезнь и мы выбрасываем лекарства…».

(Преподобный Порфирий Кавсокаливит)

* * *

5. «В какую эпоху было столько больных? В старину люди такими не были. А сейчас, какое бы письмо из тех, что мне присылают, я ни открыл, так обязательно встречу или рак, или душевное заболевание, или инсульт, или разрушенные семьи. Прежде рак был редкостью. Ведь жизнь-то была естественной. О том, что попускал Бог, речь сейчас не идет. Человек ел естественную пищу и отличался отменным здоровьем. Все было чистым: фрукты, лук, помидоры. А сейчас даже естественная пища калечит человека. Те, кто питается одними фруктами и овощами, терпят еще больший вред, потому что все загрязнено. Если бы так было раньше, то я умер бы в молодом возрасте, потому что в монашестве я питался тем, что давал огород: луком-пореем, марулей, обычным луком, капустой и подобным этому, и чувствовал себя прекрасно. А сейчас — удобряют, опрыскивают… Подумать только — чем питаются нынешние люди!.. Душевное неспокойствие, пищевые суррогаты — все это приносит человеку болезнь. Применяя науку без рассуждения, люди приводят в негодность самих себя».

(Преподобный Паисий Святогорец)

* * *

6. «Если больше будешь заботиться о духовном здоровье, меньше будешь знать телесных болезней. Не люби лечиться, а люби здоровью учиться».

(Монах Симеон Афонский)

* * *

7. «Не проси Бога облегчить твои страдания от различных болезней, не принуждай Его к этому в своих молитвах. Но с неизменной стойкостью и терпением переноси свои недуги — и увидишь, какую от этого получишь пользу».

(Преподобный Порфирий Кавсокаливит)

* * *

8. «Видя, что человек может вынести тяжелую болезнь, Христос даёт ему эту болезнь, так, чтобы за малое страдание в жизни земной человек получил многую мзду в небесной вечной жизни. Он страдает здесь, но получит мзду там, в жизни иной, потому что есть Рай, и есть воздаяние «.

(Преподобный Паисий Святогорец)

* * *

9. «Искушения, скорби, огорчения, приходящие или от диавола, или от людей, или возбуждаемые миром, который мы несём в себе, — всё это лекарства, всё это посылается Божиим Промыслом для того, чтобы к нам вернулось утраченное нами душевное здоровье. Здоровье души и сердца — это бесстрастие, безгрешие, это настоящая святость, которая перейдёт с нами в иной мир».

(Старец Ефрем Филофейский)

* * *

10. «Когда тело претерпевает испытание, душа освящается. От болезни страдает тело, наш глинобитный домик, но от этого будет вечно радоваться хозяин этого домика – наша душа – в том небесном дворце, который готовит нам Христос. По этой духовной логике, которая нелогична для людей мира сего, я тоже радуюсь и хвалюсь теми телесными болезнями и изъянами, которые у меня есть. Единственное, о чём я не думаю, так это о том, что мне предстоит получить небесную мзду».

(Преподобный Паисий Святогорец)

* * *

11. «Телесные немощи стоят на службе многим и различным намерениям неизреченной любви Божией. Здесь уместно вспомнить примитивное простонародное мнение, что болезнь это – наказание Божие за грехи, а здоровье – награда за добродетели. Но в действительности может быть совсем наоборот. Так весьма многие святые бывают отягчены многими телесными недугами, и многие люди живущие во грехе и далекие от покаяния никогда не болеют. Конечно, никто не отрицает, что разбитая греховными страстями душа является плодородной почвой для развития многих телесных недугов, и наоборот; умиротворенная, преисполненная божественным умилением душа создает необходимые предпосылки как для своего собственного исцеления, так и для телесного здравия. Тем не менее, здоровье каждого человека, которое как морская волна, то приходит, то уходит, служит педагогическим целям Божиим, скрытый от нас, но открытым святым Его».

(Преподобный Порфирий Кавсокаливит)

* * *

12. «Пришел к нам однажды человек, много лет проведший в монашестве, живший в Швейцарии. Так как у него были три серьезные и страшные и к тому же неисцелимые болезни. И на лекарства он истратил целое состояние. <…> Итак, я ему сказал, что он сразу выздоровеет, если только поверит, что Бог может его исцелить. <…> …он не оставлял меня и не уходил, но и не хотел поверить. Пока не помог Бог и пока он явно не услышал голос: «Почему ты не хочешь послушаться, чтобы выздороветь?». И так он освободился. Поскольку я просил, чтобы он ел противоположное — то, о чем он говорил, что умрет, если это съест, — и возложил всю надежду на Бога и, оставив знание, последовал вере. И ел вместо десяти раз в день, как он ел, один раз. Богу было достаточно всего лишь трех дней, чтобы его испытать. А я усердно о нем молился».

(Преподобный Иосиф Исихаст)

Подготовила Дарья Малашина-Мазур

фонд «Православное наследие Украины на Святой Горе Афон»

В Неделю 6-ю после Пасхи Церковь вспоминает чудо исцеления Господом Иисусом Христом слепорожденного. Апостолы спросили Христа о причине болезни этого человека: «Он ли согрешил или родители его?» Господь в ответ указал на результат болезни — явление славы Божией.

Редакция портала «Русский Афон» собрала десять наставлений афонских святых и старцев о причинах, смысле и цели болезней.

1. Болезнь – это великое благословение для человека. Когда человек поймёт это, то будет принимать её с радостью и с радостью воспевать: «Благословлю Господа на всякое время».

Преподобный Паисий Святогорец

2. Болезнь всегда приносит человеку огромную пользу. Болезни помогают людям, не имеющим добродетелей, стяжать милость Божию. Здоровье — это хорошее дело, но той пользы, что приносит человеку болезнь, здоровье ему дать не может. Болезнь приносит человеку духовную прибыль. Болезнь — это величайшее благодеяние. Она омывает человека от грехов, а иногда и обеспечивает ему небесное воздаяние. Если душу человека уподобить золоту, то болезнь подобна огню, это золото очищающему. Ведь и Христос сказал апостолу Павлу: «Сила Моя в немощи совершается» (2 Кор. 12, 9). Чем больше страданий причиняет болезнь человеку, тем сильнее он очищается и освящается, надо только переносить это испытание без ропота и с радостью.

Преподобный Паисий Святогорец

3. Нашествия саранчи, войны, засухи, болезни – это бич. И не в том дело, что Бог хочет таким образом воспитать человека, нет, эти несчастья – следствие удаления человека от Бога. Все это происходит потому, что человек отрывается от Бога. И приходит гнев Божий – для того, чтобы человек вспомнил о Боге и попросил Его помощи. Не то, чтобы Бог устраивал все это и отдавал повеления о том, чтобы на человека пришло то или иное несчастье. Нет, но Бог, видя до какой степени дойдет злоба людей и зная, что они не изменятся, попускает случиться несчастью – для их вразумления. Это не значит, что Бог устраивает все это Сам.

Преподобный Паисий Святогорец

4. Немного терпения — это единственное, что от нас требуется. Бог дает болезнь для того, чтобы человек получил небольшую награду, и с помощью болезни искореняет его недостатки. Ведь телесная болезнь исцеляет болезни духовные. Телесная болезнь смиряет человека и таким образом ослабляет болезни его души. Бог все обращает во благо человеку, все, что Он попускает, приносит пользу нашей душе. Он видит, в чем мы нуждаемся, и, соответственно, посылает нам болезнь или чтобы мы получили за нее награду, или чтобы рассчитались за какие-то грехи.

Преподобный Паисий Святогорец

5. Милостивый Господь любит Своих рабов и дает им скорби на земле, чтобы в скорбях душа научилась смирению и преданности воли Божией и обрела душа в боли покой, за который сказал Господь: «Научитесь от Меня, яко кроток и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим».

Преподобный Силуан Афонский

6. Всякие скорби, неудачи, болезни – всякого рода страдания, мужественно с благодарностию Богу претерпеваемые, – делают землю сердца нашего плодородною, могущею взрастить любовь.

Архимандрит Софроний (Сахаров)

7. Всё прекрасное связано с болью, но и боль ведёт к радости. Роза производит шипы, а из шипа вырастает роза. Радуга обычно появляется после грозы. Буря должна пройти, чтобы на небе стали видны звёзды. Рассуждение, просвещённое христианской верой и любомудрием, рождает способность прозорливо смотреть вглубь вещей. В боли оно видит радость и надежду, ведь и Христос восторжествовал через боль Страстей и Креста.

Архимандрит Ефрем (Мораитис)

8. Ты знаешь, что надо делать, когда ты болеешь? Надо просить Бога, чтобы Он простил тебе твои грехи. И Бог, поскольку ты, будучи преисполнен страдания, со смирением будешь обращаться к Нему, простит тебе грехи и исцелит и твое тело. Но будь внимателен: никогда не молись с задней мыслью, не говори: «Боже мой, прости мне грехи мои», в то время как твой ум всецело занят твоим телесным недугом. Такая молитва не будет иметь результата. Когда ты встаешь на молитву, забудь о своей телесной немощи, принимай ее как епитимью, наложенную для отпущения твоих грехов. И не безпокойся о том, что будет дальше. Предоставь это Богу, Он знает, что делает.

Преподобный Порфирий Кавсокаливит

9. Телесные немощи стоят на службе многим и различным намерениям неизреченной любви Божией. Здесь уместно вспомнить примитивное простонародное мнение, что болезнь это – наказание Божие за грехи, а здоровье – награда за добродетели. Но в действительности может быть совсем наоборот. Так весьма многие святые бывают отягчены многими телесными недугами, и многие люди живущие во грехе и далекие от покаяния никогда не болеют. Конечно, никто не отрицает, что разбитая греховными страстями душа является плодородной почвой для развития многих телесных недугов, и наоборот; умиротворенная, преисполненная божественным умилением душа создает необходимые предпосылки как для своего собственного исцеления, так и для телесного здравия. Тем не менее, здоровье каждого человека, которое как морская волна, то приходит, то уходит, служит педагогическим целям Божиим, скрытый от нас, но открытым святым Его.

Преподобный Порфирий Кавсокаливит

10. Молись так: «Боже мой, я прошу Тебя меня исцелить, чтобы я Тебя благословлял и Тебя славил. Но, если Ты знаешь, что для моего спасения полезно другое, воля Твоя да будет». Всеблагий, мое доброе чадо, не делает ничего, что не приносило бы пользу нашей душе. И болезнь, и искушение – все, что Он нам попускает, – попускает для нашей пользы. Чего мы не знаем и часто ропщем, негодуем и делаем много зла. А Он, по великой Своей любви, стремится только к пользе нашей души. Ибо знает, что мы здесь привременны и все быстро кончается и проходит. И когда закончится это наше изгнание и откроются истинные очи души, тогда мы за все будем с признательностью благодарить.

Старец Иосиф Исихаст

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *