Другое название: напрестольное Евангелие, требное Евангелие, храмовое Евангелие

Что такое богослужебное (напрестольное) Евангелие?

Евангелие, используемое во время богослужения, лежит в храме на престоле, от чего и происходит его название.

Богослужебное Евангелие отличается от обычного рядом параметров.

Текст в нем разбит на зачала – фрагменты, которые читаются во время службы. Это сделано для удобства, чтобы священнослужители сразу видели начало и окончание нужного им фрагмента.

Помимо этого, текст богослужебного Евангелия содержит ряд пояснений, какой фрагмент читать на определенных службах.

Как правило, служебное Евангелие достаточно массивно. Даже так называемое малое напрестольное Евангелие крупнее многих изданий, предназначенных для обычного чтения.

По традиции, напрестольное Евангелие имеет благолепно украшенную обложку – чаще всего, с металлическими накладками или полностью металлическую. На этой обложке мы обычно видим священные изображения. Все это делается в знак особого благоговения к слову Божию, заключенному в Евангелии. Еще одним проявлением благоговения к храмовому Евангелию является использование особых красивых закладок. Как правило, такая закладка имеет весьма внушительный размер. Когда Евангелие лежит на престоле, она спускается вниз, составляя часть церковного благоукрашения.

Материалы окладов для напрестольных Евангелий

Сегодня чаще всего используются латунные оклады для храмовых Евангелий. Другой распространенный вариант – бархатный оклад с накладками из латуни. В богатых или старинных храмах вы можете увидеть оклады из серебра, а также Евангелия, украшенные финифтью – расписной эмалью. Встречаются и священные книги в кожаных обложках с металлическими накладками и даже камнями.

Варианты изготовления богослужебных Евангелий

В зависимости от назначения богослужебное Евангелие может быть как собственно храмовым, так и требным. Требное Евангелие священник берет с собой, отправляясь на выездные требы: освящение квартир, причащение и соборование на дому или в больнице и т.п. Требное Евангелие может использоваться и в храме при совершении исповеди или молебна. Такое Евангелие имеет относительно компактный размер и более простое убранство, нежели у того, которое является утварью для совершения основных богослужений: Литургии, Всенощного бдения и др.

Особенности оформления богослужебных Евангелий

Богослужебное Евангелие может быть как относительно простым, так и весьма благолепно украшенным. В ризницах старинных монастырей хранятся Евангелия, являющиеся подлинными произведениями церковного ювелирного искусства.

На обложке богослужебного Евангелия, как правило, мы видим 5 икон. В центре – образ Спасителя. Чаще всего это икона Воскресения Христова или Спас на престоле. По углам священной книги расположены иконы четырех евангелистов. На обратной стороне оклада напрестольного Евангелия для удобства его использования обычно делают небольшие ножки в форме вифлеемских (восьмиконечных) звезд. Допустимы и другие варианты оформления обложки храмового Евангелия. К примеру, история знает случаи, когда на обратной стороне священной книги, как и на лицевой, помещали иконы, в частности, образ Распятия Христова.

Полезный совет

Хорошо, когда в храме есть несколько богослужебных Евангелий. Во время будничных служб можно использовать малое, более простое, а на торжественных богослужениях – самое красивое и богатое. В той же стилистике, что и богослужебное Евангелие, может быть оформлен и богослужебный Апостол – еще одна книга, используемая во время службы.

Из истории

Традиция богато украшать книги пришла к нам из древнейших времен. Уже в те времена, когда книги писали на пергамене, особо ценные экземпляры богато украшали: выделанную кожу покрывали пурпуром – краской из особого рода моллюсков, которая стоила огромных денег. Писали по такому пурпурному пергамену золотом. Рукопись украшали затейливые орнаментальные вставки и иллюстрации. Отделывали книги и драгоценными камнями.

В «Жизнеописании Константина» Евсевия Кесарийского упоминается, что равноапостольный император около 331 г. пожелал снабдить священными книгами возведенные им храмы и повелел изготовить «50 рукописей Священного Писания на пергамене тонкой выделки, удобных для переноски и отчетливо написанных профессионально подготовленными писцами, достигшими совершенства в своем искусстве». Историк упоминает, что книги были «роскошно переплетены».

Обложки богослужебных Евангелий, изготовленные в ювелирных техниках и украшенные священными изображениями, были распространены уже в Византии. Появились они и на Руси с ее Крещением.

Примером того, как в Древней Руси украшали богослужебные книги, является Евангелие, выполненное по заказу боярина Федору Кошки в XIV в. Книга написана уставом (древнерусским письмом без пробелов) на пергамене и помещена в серебряный оклад. В центре оклада деисис: Спас на троне с предстоящими Богоматерью и свт. Иоанном Златоустом. Выше – образ Спаса Эммануила в круглом медальоне; по сторонам от него – ангелы с орудиями Страстей Христовых. По углам оклада расположены образы евангелистов, по краям – миниатюрные рельефные изображения святых. Фон средника украшен тончайшей витой сканью и зернью, фоны изображений заполнены цветной эмалью.

Духовно-символическое значение

Евангелие – книга, несущая в себе слово Божие, во время богослужения символизирует Самого Христа – Бога-Слово. Православные христиане с особым благоговением относятся к любому Евангелию: по традиции, эту книгу не полагается класть на сидения и т.п. Богослужебному же Евангелию воздается почитание наравне с иконами: к примеру, на всенощном бдении его кладут на центральный аналой, и верующие с благоговением прикладываются к священной книге.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *