Древнейшим монастырем на территории края в правобережье Волги на горной стороне был Спасо-Юнгинский или Малоюнгинский монастырь. Он располагался в долине речки Малой Юнги, впадающей в Волгу в 5 верстах выше Козьмодемьянска.
Монастырь возник на основе пустыни, об основании которой сохранилось предание. Еще до взятия Казани Иваном Грозным на этом месте поселился «умоленник” благочестивой жизни, который пользовался уважением народа. Многие ходили к нему в лесную келью за советом. Даже сам царь во время одного из походов посетил старца, который предсказал Ивану IV: «Претерпишь много горя; будет тебе большая радость”. После взятия Казани 2 октября 1552 года царь в благодарность Богу и старцу повелел возвести на этом месте постройку. К старцу подселилось еще несколько человек, образовалась пустынь. Это было примерно в 80-е годы XVI века. Предание гласит, что в пустыни некоторое время учеником был Никон, впоследствии Патриарх Московский и всея Руси.
Основание монастыря относится к 1625 году. Царь Михаил Федорович повелел в своей государевой вотчине создать близ богоспасаемого града Козьмодемьянска святую обитель во имя Господа Бога нашего Иисуса Христа. В 1627 г. по указу царя монастырь получил земельное пожалование.
Первые постройки монастыря были деревянными: Спасо-Преображенская церковь, построенная около 1667 года, монастырский корпус к западу от церкви, деревянная решетчатая ограда. Кругом был дремучий лес. Дорога существовала только до Козьмодемьянска. Богомольцы из других мест приходили к монастырю по лесным тропинкам.
Монастырь достиг расцвета во второй половине XVII — первой половине XVIII веков. В нем была учреждена должность архимандрита. В 1704-1707 годах в обители развернулось строительство каменной Спасской церкви. Она была самым древним каменным храмом в Козьмодемьянском уезде. К храму примыкала восьмигранная шатровая колокольня с часами и колоколами. Из настоятелей монастыря в XVII веке были известны: архимандриты Тимофей, Феодосий, Мисаил; в XVIII веке — архимандриты Гавриил, Иона, Тихон, Самсон. Спасский монастырь пользовался особенным благоволением казанского митрополита Тихона. Он много жертвовал монастырю, прислал около 20 икон в ризах. Монастырь сыграл свою роль в деле распространения православной веры и культуры среди марийского и чувашского населения. В 1720 году монастырь отделил от себя Ильинскую пустынь на правом берегу Волги между Козьмодемьянском и Чебоксарами.
Спасский монастырь имел свое хозяйство. В конце XVII века обитель имела вотчину в 34 двора. Монастырю принадлежало село Ахмылово, деревни Рутка, Болониха, Гаврениха, Сосновка. Лучшей монастырской деревней являлась Красногорка. К середине XVIII века монастырь имел около 500 душ крестьян, рыбные ловли, часовню на козьмодемьянском базаре, при которой была лавка. Источники свидетельствуют, что отношения между монастырем и зависимыми от него крестьянами не всегда были хорошими. На обитель совершались нападения. Крестьяне выражали протест против увеличения налогов и повинностей.
Монастырь просуществовал около 140 лет. В 1764 году последовало упразднение монастыря и переход его имущества государству. На месте обители осталась к началу XX века Спасская церковь, являвшаяся приходским храмом села Малая Юнга, с двумя престолами: главный холодный — во имя Нерукотворного образа Спасителя и теплый — в честь Казанской иконы Божией Матери. Главными святынями храма оставались древние иконы Спаса и Казанской Пресвятой Богородицы. Обе отличались большим размером и древним письмом. Еще в XIX веке ученые Казанского университета и епархиальные власти отмечали, что Спасская церковь имеет много древностей и заслуживает особого внимания в историческом и археологическом отношении. Путники примечали удивительные по красоте царские врата в иконостасе, древнее Евангелие, напечатанное в Киеве. Церковные власти в начале XX века свидетельствовали, что закрытие этого древнего монастыря было преждевременным.
Сейчас на широких волжских просторах уже ничего не напоминает об этой обители. Спасская церковь была разрушена в советские времена. Только глубоко вросший в землю и поросший травой фундамент еще может напомнить об этой святой обители.

См. также: Царевококшайский Богородице-Сергиевский монастырь Богородице-Сергиева пустынь

Богородице-Сергиева Пустынь расположена в живописном месте на высоком правом берегу реки Рутка (пос. Килемары, Марий Эл). Со всех сторон его окружает лес. Вокруг торфяные болота, из-за которых вода в реке красноватого цвета. Придя в эти места, монахи первым делом поставили небольшую домовую церковь — это большая изба с единственной маковкой на крыше. Новая деревянная церковь, построенная недавно, увенчана 8-ю куполами.

Здесь все постройки выполнены из дерева. Глядишь на них, и кажется, будто перенесся во времена средневековой Руси. При монастыре имеется питомник, где выращивают редкие в марийских краях растения. Затруднительно всех их перечислить: есть среди них саженцы хвойных пород — голубой и канадской ели, кедра, туи, а розы здесь цветут даже осенью. Когда растения подрастают, их высаживают на территории монастыря. Монахов в пустыни вместе с архимандритом меньше 20-ти человек. Бодрствуют они с 2-х часов ночи до 11-ти часов вечера. Таким образом, спят они всего три часа, редко когда больше. Будь то день или ночь, монахи молятся и работают. На каждого возложено определенное «послушание», то есть у каждого — свои обязанности.

Монахи пустыни занимаются активной переводческой деятельностью. Некоторые имеют высшее образование, некоторые из них жили какое-то время в Греции и в совершенстве владеют греческим языком. Они переводят на русский греческие книги афонских подвижников. Все это означает, что в Килемарском районе появился не только духовный центр православной жизни, связывающий культуры двух близких по вероисповеданию стран, но и серьезный центр переводческой деятельности. Монастырь продолжает древнюю традицию, следуя которой, святые обители Руси служили центром просвещения.

Мужской монастырь — Богородице-Сергиева пустынь — исторически является приемником Царевококшайского Богородице-Сергиевского нештатного общежительного монастыря, основанного в 1886 г. как женская богадельня, а затем переименован в женский черемисский монастырь, по ходатайству архиепископа Казанского и Свияжского Палладия (Раева) Указом Священного Синода от 28 сентября 1888 года.

Мужской монастырь — Богородице-Сергиева пустынь в Килемарском районе республики решением Святейшего Патриарха и Священного Синода был открыт в 1999 году.

А в августе 1998 года в жизни Марийской епархии произошло важное событие – впервые с 1928 состоялся крестный ход. Из Вознесенского собора г. Йошкар-Олы во вновь отстроенную обитель была принесена уцелевшая после разорения Царевококшайского Богородице-Сергиевского женского монастыря чудотворная икона Явления Пресвятой Бо­городицы прп. Сергию Радонежскому, ставшая главной святыней монастыря.

В обители хранятся чудотворные образы Владимирской Божией Матери, Усекновения главы Иоанна Предтечи, Иверской иконы Божией Матери (на­писана на Афоне в 1905 году). В 2003 году в обитель были привезены мощи святителя Нектария Эгинского. Промыслом Божиим в Пустынь притекают многие святыни, в том числе — частица мощей Преподобного Сергия и более 100 частиц мощей из многих святых мест ми­ра, поклониться которым приезжают паломники из разных концов Республики и других областей России.

За минувшие годы монастырь расстроился. Богослужения совершаются в церкви явления Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому, построенной в традициях русского деревянного зодчества. Особенностью пустыни является то, что все постройки — храмы, жилые и хозяйственные помещения — деревянные. Кроме того ведется строительство трапезного корпуса, хозяйст­венного двора, изгороди обители со святыми вратами и угловыми башнями, игуменского корпуса с домовым храмом в честь усекновения главы Иоанна Предтечи. Большое внимание уделяется благоукрашению монастырской территории, разбиты цветники, высажены деревья редких хвойных пород.

Важное место среди послушания братии занимала издательская деятельность. Монастырь продолжает древнюю традицию, следуя которой святые обители Руси служили центрами просвещения. В пустыни не только готовят книги к печати, но и выполняют оригинальные переводы с греческого современных афонских подвижников. По благословению святогорцев проведена работа над переводом на греческий язык жития прп. Сергия, игумена Радонежского. Перевод был передан игумену Афонского Ватопедского монастыря для издания.

В 2014 году совершен чин Великого освящения основного престола Свято-Троицкого храма обители и его правого придела в честь святителя Нектария Эгинского.

Престольные праздники монастыря (даты указаны по новому стилю):

18 июля — Обетение честных мощей преп. Сергия, Радонежского чудотворца

6 сентября — Явление Пресвятой Богородицы прп. Сергию Радонежскому

8 сентября — преставление прп. Сергия, Радонежского чудотворца

22 ноября — свт. Нектарий, митр. Пентапольский, Эгинский чудотворец (1920 г.)

Священноархимандрит монастыря: митрополит Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн

Насельники монастыря:

1 священноинок, 2 монаха

Богослужение в нашей святой обители в воскресные, престольные и праздничные дни совершается в 8.00 (утренние молитвы, полуночница воскресная или праздничная келейно) часы и Божественная литургия в храме.

Богослужение в будние дни (если нет Литургии) совершается в 7.00 – утренние молитвы, полуночница и утреня, часы и изобразительные келейно.

Вечерние богослужение состоит из 9 часа, вечерня и повечерие (или всенощные бдения) совершаются в 17.00 вечера.

Каждый воскресный день, до Литургии служится благодарственный молебен.

Адрес и контактные сведения:

425280 Республика Марий Эл,
Килемарский район, с. Кумья.
тел.: 8(83643)-2-52-02.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *