Ранее в Туле уже существовал мужской монастырь. В страшный день 22 июня 1552 г. отогнали туляне 30-ти тысячную рать хана Девлет-Гирея. В благодарность за спасение Тулы, на костях убиенных воинов, на месте, где особенно много полегло защитников города, воздвигается монастырь в честь пострадавшего за правду Предтечи Иоанна. Это был первый в Туле монастырь, основанный в 1553 году у юго-восточной стены Тульского кремля. С этого года положено начало организованному мужскому монашескому житию в Туле.

Можно установить преемственную связь монашеских обителей в Туле. В 1799 г. решением Священного Синода была открыта самостоятельная Тульская епархия. Именно с этого года начинает явственно проступать образование организованного «монашеского жития» в Земле Тульской. В 1801 году Иоанно-Предтечев монастырь был упразднен, и в нем разместился архиерейский штат открытой Тульской епархии. Однако, «граждане многолюдной Тулы, скорбящие об упразднении Предтечевой обители сердечно желали восстановить прежнюю или основать новую монашескую общину». Этим ходатайством жителей Тулы было предопределено создание нового монастыря, и им оказалась «Богородичная мужская обитель, что в Щеглове».

Сначала для новоназначенного тульского владыки среди прекрасной природы бывшей Щегловской засеки в 1810 году был построен архиерейский вместительный загородный дом-дача. В связи с тем, что в штат архиерейского дома входило несколько монашествующих, на даче был освящен домовый храм и заведен монашеский уклад жизни.

В середине XIX века по инициативе и на средства Московского купца Василия Ивановича Макарухина (основателя монастыря) рядом с архиерейским домом стали возводить комплекс зданий будущего уже самостоятельного монастыря.В мае 1860 г. состоялась закладка центрального собора, который через четыре года (8 сентября 1864 г.) был освящен в честь иконы Пресвятой Богородицы-Млекопитательницы.

Одновременно с храмом строили колокольню, два корпуса для жилья, каменную ограду протяженностью около 550 м с угловыми башнями и хозяйственные постройки. Весь комплекс зданий был построен в течение 6 лет. Был отремонтирована и архиерейская дача, теперь это были настоятельские покои с домовой церковью в честь Успения Божией Матери. Ранее в соборном храме находился дивный образ Божией Матери «Млекопитательница» в серебряной ризе с бирюзовыми и красными украшениями. Судьба его неизвестна.

Колодец близ Никандровского храма копали сами монахи. Место указал схимонах Варсонофий. На колодце была плита с надписью: «Почерпите с веселием от источника спасения».

Основатель монастыря преподобный Варсонофий, в миру Василий Иванович Макарухин, родом из первопрестольной, будучи в то время сорока трех лет от роду, поклонился святому образу «Млекопитательницы» в Москве,где принесенный с Афона список с иконы пребывал два месяца.

Есть все основания полагать, что во время уединенной молитвы перед этим образом Пресвятой Богородицы он получил укрепление в вере и задумал употребить все свое большое состояние на одно большое богоугодное дело — построить монастырь в честь иконы Божией Матери «Млекопитательница».

В устроении духовной жизни Богородичному Щегловскому мужскому монастырю в XIX веке помогали Русский Пантелеимонов на Афоне монастырь и Глинская пустынь. С Афона были посланы святыни, удостоверенные надлежащей дарственной грамотой Афонского Протата — части Животворящего древа Креста Господня, камня от Гроба Господня, частицы св. мощей Великомученика Пантелеимона Целителя (потому Щегловская обитель была именована еще и Пантелеимоновой) и преподобных мучеников Игнатия, Акакия и Евфимия.

А Глинская пустынь прислала иноков и иеромонахов, учеников Глинских старцев, из которых некоторые были настоятелями и духовниками обители. Присутствие в Богородичном Щегловском мужском монастыре иеромонахов Глинской пустыни было благоприятным для формирования в нем духовной жизни. Иеромонахи Глинской обители принесли на тульскую землю дух старчества, они духовно окормляли страждущих, и Богородичный Щегловский монастырь по праву считался духовным центром Тульской епархии

Особенно известен был праведной жизнью и силой молитвы старец Дометиан, в схиме Серафим Щегловский. Люди приезжали в монастырь сотнями, дожидались от него слова утешения, сидя под деревьями, которые во множестве росли в ограде монастыря. И он, бывало, несколько часов шел после службы из храма до своей келии, останавливаясь возле каждой группы ожидающих его людей, выслушивая нужду и просьбу о молитве за них, беседуя со страждущими.

Похоронен старец Дометиан, в схиме Серафим Щегловский» под папертью храма в честь иконы Божией Матери «Млекопитательница», согласно его завещанию, чтобы люди по его же словам, после смерти попирали его ногами — «за грехи».
В 1921 году Щегловский монастырь, как и все другие монастыри в Туле и Тульской губернии, был закрыт. Весной 1922 года монахов разогнали, церковную утварь вывезли, земли национализировали. В помещениях бывшего монастыря запретили жить остававшимся там больным и состарившимся монахам, которые зачастую не имели ни родных, ни какого-либо жилья. Почти восемьдесят лет на месте Богородичного Пантелеимонова Щегловского мужского монастыря Тулы царила «мерзость запустения». То, что не уничтожили люди, разрушало время.
В 1990 году через сто лет после смерти схимонаха Варсонофия, Богородичный Щегловский монастырь вновь был открыт.

В дни празднования 1000-летия Крещения Руси в 1988 году схимонах Варсонофий был канонизирован в Соборе тульских святых.

Осенью 2001 года решением Священного Синода РПЦ от 6 октября 2001 года Богородичный Щегловский монастырь был преобразован в мужской монастырь.

С февраля 2002 г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием и Священным Синодом архимандрит Клавдиан (Ларьков) утвержден наместником Богородичного Щегловского мужского монастыря г. Тулы.

Сохранились и восстановлены храмы Богородичной Щегловской обители. На месте святого колодца возведена водосвятная часовня в честь Архангела Михаила и Небесных Сил бесплотных.

Сохранены святыни — две старинные иконы Пресвятой Богородицы-Млекопитательницы: список с чудотворной, что хранится в Карейской келии, и список со святого образа, заказанного Василием Макарухиным для устрояемой им обители. По молитвам перед этими святыми образами в наши совершаются исцеления, в Богородичном Щегловском мужском монастыре ведется летопись этим чудотворениям.

Не отказывает монастырь своим прихожанам и в организации паломничества по святым местам соседних областей и всей России — и этим продолжает традицию жизни святого Варсонофия, паломника по призванию.

В 2010 году исполнилось 150 лет со дня основания, закладки центрального храма в честь Пресвятой Богородицы-Млекопитательницы, единственного в России освященного в честь этого образа, а в 2008 году исполнилось 140 лет со дня учреждения Богородичного монастыря, названного так по имени центрального храма.

Мiръ Россия Тульская область Тула Богородичный Пантелеимонов Щегловский епархиальный мужской монастырь

Идёт загрузка карты…

В мае 1868 года Синод просил изволения Государя на это, в июне 1868 года Государь император высочайше соизволил утвердить определение Св. Синода об учреждении Богородичного Щегловского мужского монастыря, собственноручно написав на решении Св. Синода: «Согласен и благодарит».

История

В начале XIX века на восточной окраине Тулы в Щегловской засеке построили архиерейский дом. В 1859 году, на средства московского купца Василия Ивановича Макарухина, возле архиерейского дома начали возводить здания будущего монастыря. Строителем храма был иеромонах Никандр, проектировщиком — Александр Гавриилович Бочарников, архитектор Императорской Академии Художеств, а строительными работами руководил его отец, Гавриил Васильевич Бочарников.

20 мая 1860 года был заложен Соборный храма в честь иконы Божией Матери «Млекопитательница», который был освящен 8 сентября 1864 года. Построенный храм был двухэтажным, не отопливаемым, и имел по три престола на каждом этаже. В это же время началось строительство колокольни над въездными воротами, трёх жилых корпусов, стен и угловых башен, а также покоев настоятеля с домовой церковью в честь Успения Божией Матери.

К 1864 году все сооружения монастыря были построены и Тульское городское общество обратилось с ходатайством к Тульской и Белевской епархии и Святейшему Синоду об учреждении монастыря. Однако в связи с финансовыми разногласиями ходатайство было отложено более чем на год. В 1867 году было получено разрешение на открытие монастыря, которое приурочили к чудесному избавлению императора от грозившего ему покушения в апреле 1866 года. 30 сентября 1868 года монастырь был утверждён.

В 1866 году руководитель строительных работ монастыря Александр Гавриилович Бочарников постригся в монахи с именем Герман. Вскоре он совершил паломничество на Афон, откуда привёз часть Древа Животворящего Креста Господня, часть Камня Гроба Господня, частицы мощей целителя Пантелеимона и мучеников Евфимия, Игнатия и Акакия.

В 1880 году основатель монастыря Василий Иванович Макарухин переселился в монастырь. В 1884 году при монастыре была построена гостиница, хлебопекарня и трапезная. 24 мая 1886 года состоялась закладка второго, отапливаемого храма монастыря в честь Никандра Пустынножителя Псковского. 24 сентября 1889 года храм, с пределами князя Владимира и целителя Пантелеимона, был освящён. В 1890 году скончался основатель монастыря Василий Иванович Макарухин, который за несколько дней до смерти стал монахом-схимником, приняв имя Варсонофий. Он был погребён в левом пределе Соборного храма. В 1894 году руководством монастыря занялся его племянник Н. Ф. Мусатов. Вплоть до своей смерти в 1915 году он тщательно занимался благоустройством монастыря. Им были построены Александровская школа для бедных детей и монастырская больница. К началу XX века во владениях монастыря было 117 гектаров земли, два пруда, пасека, конюшни, скотный двор и огород.

В 1921 году монастырь был упразднён. Монахи были разогнаны, а все владения храма национализированы. Монастырская утварь и иконы были вывезены и со временем многие из них были утеряны.

2 ноября 1990 года территория и все здания монастыря были возвращены православной церкви и 18 июля 1991 года состоялось открытие монастыря.

Современное состояние

В праздник Покрова Пресвятой Богородицы 2007 года совершена первая после советских лет Божественная литургия в соборе Пресвятой Богородицы-Млекопитательницы. 28 января 2008 года в соборе состоялось первое архиерейское богослужение. Божественную литургию в ознаменование престольного праздника иконы Пресвятой Богородицы «Млекопитательница» совершил митрополит Тульский и Ефремовский Алексий. Владыка много способствовал и способствует тому, чтобы Богородичная обитель обрела редкие святыни, дорогие сердцу всякого русского человека.

В 2007 году был вставлен в чудотворную икону святого Великомученика и Целителя Пантелеимона ковчежец с частью его святых мощей. Несколько лет тому назад в день Николы зимнего в храме в честь св. Никандра Псковского появилась чтимая всеми икона святителя Николая, епископа Мир Ликийских, с частицей мощей. Сохранились и старинные святыни — две старинные иконы Пресвятой Богородицы-Млекопитательницы. По молитвам перед этими святыми образами совершаются исцеления, в Богородичном Щегловском мужском монастыре этим чудотворениям ведется летопись.

300004 г. Тула, ул. Л.Чайкиной, 1 (угол улиц Баженова и Шухова).

Храмы

  • Центральный монастырский собор. Верхний храм освящен в честь иконы Божией Матери «Млекопитательница». Нижний храм — в честь св. вмч. и целителя Пантелеимона.
  • Храм в честь св. Никандра, Псковского чудотворца.
  • Успенский домовый храм в настоятельском корпусе.
  • Водосвятная часовня в честь Архистратига Михаила и Сил Небесных.
  • Дом-келья преп. Варсонофия Щегловского и Тульского. В здании находится воскресная школа, Тульский Епархиальный паломнический центр, канцелярия обители.

Святыни

В настоящее время информация отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.

Фото

Видео

Юные паломники из «Добродетели» в Щегловской обители Литургический съезд «Таинство Елеосвящения или Соборование» (Тульская епархия) Братия Щегловского монастыря в Тульском детдоме

Как добраться

Адрес: 300004 г. Тула, ул. Л.Чайкиной, 1 (угол улиц Баженова и Шухова).

Телефон: 8 (4872) 41 30 24, факс 41 64 96.

Сайт обители: «Тульский удел Млекопитательницы» www.mlekopit.ru

Щегловский монастырь был образован в 1859 году известным московским купцом и промышленником В.И. Макарухиным на земле летней архиерейской дачи близ Щегловской заставы в 7 верстах от Тулы. Строителем назначается иеромонах Никандр (Кондратов; + 18.05.1866 г.). Производителем строительных работ назначается Гавриил Васильевич Бочарников (30.03.1804 — 04.02.1880 г.г.). В этой должности он пробыл с 1859 по 1866 гг. Проектировку строений и территории осуществлял его сын — Александр Гавриилович Бочарников (1833 — 13.03.1886 г.г.). Он был дипломированным архитектором Императорской Академии Художеств. Весь комплекс монастыря был построен в течение 6 лет.

20.05.1860 г. был заложен первый камень Соборного храма в честь иконы Божией Матери «Млекопитательница», как и прочие здания: колокольня над въездными воротами, братские корпуса, стены с угловыми башнями, настоятельские покои с домовой церковью в честь Успения Божией Матери. 09.06.1863 г. была совершена первая Божественная литургия в новом храме. В том же году строительство обители прерывается из-за угрозы обрушения центрального купола храма «Млекопитательницы». Но по ходатайствам влиятельных людей, в числе которых был управляющий Тульской казенной палатой Н.И. Ждановский, строительство было продолжено.

08.09.1864 г. главный монастырский храм был торжественно освящён. Верхний храм (холодный) имел 3 придела: центральный — Божией Матери «Млекопитательница». К 1864 г. все здания Щегловского монастыря были достроены. Всего на возведение обители было пожертвовано В.И. Макарухиным 500 тысяч рублей серебром плюс к этому 30 тысяч серебром на содержание. В мае 1865 г. купец М.М. Струков пожертвовал 42 десятины пахотной земли в с. Глухие Поляны в пользу обители.

14.05.1865 г. состоялось решение Тульского городского общества — ходатайствовать перед Епархией и Святейшим Синодом об учреждении Богородичного монастыря в Щеглове. Главным инициатором был городской голова Н.Н. Добрынин и с ним еще 100 человек. 16.06.1865 г. решение было отправлено Преосвященному епископу Никандру, но владыка отложил ходатайство по причине финансовых разногласий на год. К 1867 г. все разногласия были улажены и было решено приурочить утверждение монастыря к чудесному избавлению Императора от грозившей ему опасности покушения 04.04.1866 г. Высочайшим соизволением и определением Святейшего Синода 30.09.1868 г. монастырь был учреждён. Г.В. Бочарников принял монашество с именем Герман в 1866 г. и привозит с Афона святыни: часть Древа Животворящего Креста Господня, часть Камня Гроба Господня, частицы мощей вмч. Пантелеймона и преп. мчч. Евфи-мия, Игнатия и Акакия. В соборном храме находился дивный образ Божией Матери «Млекопитательница» в серебряной ризе с бирюзовыми и красными украшениями. Судьба его неизвестна.

В 1880 г. В.И. Макарухин переселяется в монастырь, и с этого же года начинается совершение ранних Божественных литургий, на что было выделено 10 тысяч рублей серебром.

С 1882 г. начинается строительство гостиницы в два этапа: 1882 -1884 гг., и расширение до 23 номеров в 1891-1892 гг. В 1884 г. строится хлебопекарня и трапезная.

В 1886 г. скончался архитектор монастыря А.Г. Бочарников, погребён около могилы его отца в храме Божией Матери «Млекопитательница». 24.05.1886 г. заложен камень храма в честь преп. Никандра Пустынножителя Псковского с приделами в честь равноап. кн. Владимира и вмч. Пантелеймона (1891-1892 гг.), освящён 24.09.1889 г. архиепископом Тульским и Белевским Никандром.

В 1890 г. скончался основатель монастыря схимонах Варсонофий (В.И. Макарухин), погребён в левом приделе нижнего храма Божией Матери «Млекопитательница». Его приемником в 1894 г. становится его племянник Н.Ф. Мусатов. За 30 лет пребывания в обители им было построено: Александровская школа для бедных детей на 100 человек, монастырская больница, сначала на 10 мест, а затем на 25. На его средства построен двухэтажный дом на территории обители. Н.Ф. Мусатов жертвует 18 тысяч рублей серебром на по строение Покровского подворья в Туле. За год до кончины он принимает монашество с именем Никанор, и тогда же был рукоположен в иеромонахи с возложением обязанностей благочинного. Скончался 22.04.1915 г., погребён рядом с могилой его дяди-схимонаха Варсонофия.

На рубеже XIX-XX в.в. обитель имела около 117 гектаров земельных угодий; хозяйство — достаточно внушительное: два пруда, пасека, конюшни, скотный двор и огород.

Упразднение обители произошло в 1920-1922 г.г. Монахов разогнали, храмы опечатали, землю национализировали. 14.03.1922 г. уполномоченным Губоно Поповым был составлен акт об окончательном закрытии монастыря. Храмовая утварь была перевезена в нынешний г. Киреевск для использования при Богослужении в новом храме. Известно, что икона вмч. Пантелеймона из Щегловского монастыря находится сейчас в Эстонии в Пюхтицком Успенском монастыре. Колодец близ Никандровского храма копали сами монахи, иеромонах Геронтий рассаживал деревья в парке, иеромонах Варсонофий после закрытия монастыря служил в храме вмч. Димитрия Солунского.

Колокольня

Главный вход в монастырь образуют святые врата, устроенные под аркой нижнего яруса колокольни, возвышающейся посреди западной стены монастырской ограды, в виде особой башни, непосредственно выходящей Из стены, как ее составная часть. Святые врата представляют собой железную, кованую двустворчатую решетку с внутренним запором на створах. Решетка врат составлена из геометрических фигур, расположенных в 42-у четырехугольниках, в верхней части створок врат надписание: 1864 года. Решётка врат была украшена многими бронзовыми медальонами с рельефными изображениями на них. Над вратами, с западной стороны, в особой раме, в виде выступа на стене помещалась Иверская икона. Непосредственно над аркой святых врат высится башня колокольни, первый ярус ее – четырехгранный — заканчивается двухскатным верхом на каждой стороне, а на углах и по середине каждой стороны выступают подвесные колонки, завершающиеся главками-маковками с крестами. Верхний ярус — восьмигранный, с четырьмя пролетами, каждый завершается двойной аркой, разделяемой гирькой. По верху карниза — ряд стрельчатых кокошников. Над ними возвышается восьмигранный, пирамидальный, усеченный шатер крыши, окаймленный вверху также венцом стрельчатых кокошников. Кровля завершается луковичной главой с маковицей, которая служит основанием водруженного в ней шестиконечного креста. Пролеты (или просветы) каморы, где висят колокола, огорожены деревянным балясником. Всех колоколов — девять, отлиты они в 1861 г. в Харькове: вес колоколов: 208 п. 23 ф., 107 п. 37 ф., 52 п. 39 ф., 26 ф., 11 п. 27 ф., 6 п. 17 ф., 2 п. 39 1/4 ф., 1 п. 26 1/2ф., 37 п. 37 1/4 ф. Общий вес колоколов 421 п. 32 ф. Главный шатер колокольни, а также и ее детали крыты листовым железом и окрашены медянкой.

Храм Божией Матери Млекопитательница

Внутри монастырской ограды, почти на середине площади, на расстоянии около 21 м от колокольни на восток, возвышается главный храм обители во имя Богородицы Млекопитательница. Само название иконы «Млекопитательница» связано с глубокой древностью: по преданию икона с таким названием находилась в Лавре преп. Саввы Освященного (+532) близ Иерусалима, в ХШ веке была перенесена св.Саввою, архиепископом Сербским, на св. гору Афон в Хилендарский монастырь, откуда во множестве списков распространилась по России. Вероятно, благочестивый иконописец хотел сюжетом иконы подчеркнуть Богочеловеческое естество Иисуса Христа: Богоматерь кормила млеком Христа как истинно принявшего человеческую плоть опасения ради рода человеческого.

Храм в честь иконы Божией Матери Млекопитательница по своей величественности, красоте наружного и внутреннего оформления, глубо продуманного основателем оснащения, церковной утвари и иконам вполне быть отнесен к благоустроенным соборным храмам. Архитектрура храма, сохраняя чисто русские национальные формы, ранне построенные здания церквей, а имеет свои особенные черты. Каменное здание кубической формы имеет два этажа и вместительное помещение, позже ставшее усыпальницею строителя храма и его ближайших сотрудников.

Первоначально храм был задуман одноглавым, позже, по желанию В.И. Макарухина, были добавлены четыре шатра и храм стал пятиглавым. Деревянные стропила, покрытые листовым железом на четыре скат, окрашенные медянкой, образовали достаточно сложное завершение храма. Над крышей возвышаются пять куполов в виде отдельных восьмигранных башен со стрельчатыми кокошниками по верхнему краю и с пирамидальным покрытием каждая. Пять глав с вызолоченными маковицами (яблоками) увенчаны шестиконечными крестами. Кресты медные, вызолоченные. В среднем куполе восемь окон с полукруглым верхом. На восточной стороне выступает троечастная алтарная апсида, с средним наибольшим выступом. Части алтарной апсиды разделены гранитными полуколоннами в высоту стены, от фундамента до карниза. Для стока дождевой воды с крыши были проведены 14 водосточных труб.

Естественному (дневному) освещению храма содействовало большое количество окон: в верхнем (холодном) храме их было 22, которые имели одиночные рамы полукруглые вверху без железных решеток, в нижнем храме — 22, были четырехугольные, небольшого размера, с двойными рамами и железными решетками. В притворах верхнего и нижнего этажей по четыре окна.

Вход в храм был один, с западной стороны. Над входной дверью в стене находилась икона Нерукотворенного Образа живописной работы, написанная на железной доске, а вверху стены — крест. Над входной дверью внутри притвора — икона Киево-Печерской Божией Матери. Из притвора для входа в верхнюю церковь сделана каменная лестница с 16 ступенями. В верхнем храме три престола: в центре — во имя иконы Божией Матери Млекопитательница; правый, южный придел — во имя Рождества Иоанна Предтечи, левый, северный — во имя Василия Блаженного. Пол в храме деревянный, крашеный, солея и алтарь на две ступени выше самой церкви. Клиросы ограждены деревянными резными позолоченными балясниками. Своды храма, равно как и купол, утверждены на четырехкаменной кладке, четырехугольных столбах, находящихся посередине церкви, карнизы вверху арок позолочены. Иконостас верхнего храма устроен в 1859 году столярной работы, весь с резьбой, позолочен и состоял из трех ярусов. Царские Врата — резные, сквозные, позолоченные в середине.

В нижнем теплом этаже храма было предположено устрить три престола, но к 1895 году было только два: в центре — св. Иосифа Песнописца, св. Георгия иже в Малеи и в северном приделе — во имя Рождества Христова. По свидетельству Н.И. Троицкого, нижний храм ни в устройстве, ни в убранстве своем не представлял чего-либо примечательного.

На юго-восток от главного храма Богородицы Млекопитательница на расстоянии около 20 м от него находится небольшая церковь Успения Пресвятой Богородицы. По времени — это первый храм на территории монастыря: он устроен вместе с монастырской оградой прямо в юго-восточной ее башне, к которой непосредственно примыкают и настоятельские келии. Таким образом, Успенская церковь являлась домовой. Здание каменное, малого размера, без колокольни, покрыто листовым железом, крыша окрашена медянкой, крест на куполе железный, позолоченный. В куполе два окна, а в самой церкви девять окон с двойными рамами и железными решетками. При строительстве церкви в ее фундамент были положены четыре кирпича, привезенные иеромонахом Никандром из Киево-Печерской Лавры и там освященные. Из той же Лавры привезена небольшая икона Успения — копия Киевской, которая помещалась над царскими вратами. Освящение храма и антиминса состоялось 9 июня 1863 года.

Храм Богородицы Млекопитательница был летним храмом и отопления не имел. В непосредственной близости от него, к северо-востоку, в 1886г. было заложено новое здание теплого (отапливаемого) храма, который был освящен 24 сентября 1889 года. В 1889 году отмечалось 25-летие пребывания архиепископа Никандра на Тульской кафедре. Новый храм был посвящен памяти преподобному Никандру Псковскому — покровителю маститого Владыки. В связи с тем, что в зимнее время молящихся собиралось больше, чем мог вместить храм преп. Никандра, в 1891-92гг. племяником В.И. Макарухина, Николаем Феодоровичем Мусатовым, с западной стороны была сделана пристройка, вдвое увеличившая площадь храма. Полукруглые своды на дугообразных арках и крестовидный план здания придают ему массивность и величие. Голосники в сводах дают прекрасную акустику.

Основные даты жизни монастыря:

1860 год. 8 мая — закладка храма в честь иконы Богородицы Млекопитательницы, начало строительства комплекса будущего монастыря.

1863 год, 9 июня — освящение церкви Успения Божией Матери.

1864 год, 8 сентября — освящение главного храма монастыря — церкви во имя иконы Богородицы Млекопитательницы.

1868 год, 22 июня — учреждение монастыря.

1889 год, 24 сентября — освящение храма в честь Преподобного Никандра (расширен в 1891-92 г.г.)

1895-96 г.г. — построено новое здание Александровской церковно-приходской школы на ул.Щегловской (ныне ул.Кирова).

1901 год — освящение церкви во имя святой великомученицы Раисы при Александровской церковно-приходской школе.

1909 год, декабрь — освящение домовой церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы при Покровско-Пантелеимоновском подворье Щегловского монастыря.

1915 год, 25 февраля — окончание строительства перестроенной и расширенной церкви Покрова Пресвятой Богородицы.

1921 год, сентябрь-октябрь — закрытие монастыря, конфискация имущества, роспуск братии.

1990 год, 2 ноября — территория и здания бывшего монастыря возвращены церкви.

1991 год, 7 апреля — первое богослужение в монастыре.

1991 год, 18 июля — Священный Синод благословил открытие монастыря.

Из детства приходят воспоминания, когда только разрешили гулять одному не только во дворе, но и за его пределами. Было туманное утро. Ночью прошёл дождь. Шлёпая по лужам, смотришь на старые пятиэтажки. Но вот они кончились, и внезапно поднялся из белой дымки парк с уже почти голыми деревьями. А вглубь, в сырую белизну тумана уходит засыпанная листвой старая асфальтовая дорога…

Но что это там такое огромное? Непонятное. Совершенно чужое для спального района хрущёвок.

Ворота деревянные высоченные! Они казались чем-то новым и сказочным среди осеннего уныния и пустоты. Как мог существовать этот совершенно иной, старинный мир, отделённый от реальности быта парковой полоской?

Прошло много лет перед тем, как таинственное место из детских воспоминаний обрело своё название. Это был Богородичный Щегловский мужской монастырь.

С тех пор обитель стала намного приветливее. Забытая башня ворот с глухими створками превратилась в белоснежную колокольню с образом Богородицы. Щегловский монастырь приглашает паломников и прихожан. Здесь покой и блаженная радость жизни наполняют душу до краёв. Ищем адрес!

Тула обрела Щегловский мужской монастырь в далёком 1859 году. Соборный храм обители построен в честь иконы Божьей Матери «Млекопитательница». Свой прежний вид Щегловский монастырь получил уже в 1864 году.

В 1866-м настоятель храма привозит в обитель святыни из Афона. Среди них частица мощей святого целителя Пантелеимона, части Гроба и Креста Господня. Паломники начали посещать монастырь аж в 80-е годы XIX века. Пришлось даже строить гостиницу для них. Кроме того, на территории находились и хлебопекарня, и конюшня, и пасека. Территории были чрезвычайно обширны. Только представьте, 117 гектаров!

Сейчас Щегловский мужской монастырь имеет на своей территории две церкви: собор иконы Божьей Матери «Млекопитательница» и Никандровскую церковь.

Никандровский храм был построен в 1886 году в Русском стиле. Представляет собой четверик с одним этажом и куполом. Барабан единственного купола имеет восемь сторон.

Собор иконы Божьей Матери «Млекопитательница» выстроен так же в Русском стиле. Над ним устремлены вверх пять глав с золотыми звёздами на куполах.

Сегодня Богородичный Щегловский мужской монастырь принимает в своих стенах как паломников, так и простых туристов. Паломнический центр обители предоставляет как однодневные, так и многодневные поездки по святым местам Тульской области. В обители есть трапезная, имеется родник.

Здесь получаются отличные фото, ведь ухоженная территория и старинные храмы способствуют этому. Сам монастырь располагается по адресу: г. Тула, ул. Лизы Чайкиной. Вы уже издалека заметите белые стены и не менее белую надвратную колокольню.

Мы ждём вас! Приезжайте прикоснуться к святыням!

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *