Эту статью я уже подготавливал давно, но все никак не мог ее написать по той причине, что не был уверен, в том, что я имею законченное представление о том, как избавиться от навязчивых мыслей.

Теперь я на собственном опыте убедился, как справляться с такими мыслями и полностью готов рассказать вам об этом.

Быть может, некоторые из моих читателей думают, что с того момента, как я начал создавать этот сайт, я полностью избавился от всех личностных проблем. Действительно, я уже сильно изменился к моменту первых записей в этом блоге, но мое текущее состояние нельзя назвать полной свободой от негативных эмоций, предрассудков и страхов.

Мое положение можно охарактеризовать как борьбу с самим собой, в ходе которой рождается опыт и материалы для этих статей. Конечно в этом противостоянии моего истинного Я и примитивного, инстинктивного, эмоционального Я первое постепенно выигрывает.

Но эта борьба продолжается: два шага назад и четыре вперед. Саморазвитие проистекает из сознания своих недостатков и работы над ними. Если борьбы нет, то это говорит не об окончательной победе, а, скорее, о капитуляции.

Ведь саморазвитие это бесконечный процесс. Я продолжаю сталкиваться с какими-то проблемами и бороться с ними. В том числе с навязчивыми мыслями.

Мысленная «жвачка»

Эти мысли были у меня всегда. Они могли оккупировать мою голову и заставить меня нервничать, бесконечно мысленно обращаясь к одним и тем же переживаниям. Это было похоже на мысленную жвачку.

Я постоянно пережевывал в голове одни и те же мысли, пытался их разрешить, развязать какой-то воображаемый узел. Но от моих попыток его ослабить, он наоборот завязывался еще сильнее.

Я вспоминаю, как я еще в далеком детстве не мог перестать думать о каких-то вещах, о которых можно было не думать вообще. Должно быть, привычка моего мозга бесконечно «обрабатывать» какие-то переживания и идеи усугубилась во времена панических атак и прочих психологических проблем.

Недавно я осознал, что научился работать с навязчивыми мыслями. Более того, я готов сформулировать метод, который позволяет мне избавляться от них. Я понял, что эта статья теперь может наконец появиться.

Кстати подписывайтесь на мой Инстаграмм по ссылке ниже. Регулярные полезные посты о саморазвитии, медитации, психологии и избавлении тревоги и панических атак.

Навязчивые мысли происходят от эмоций

Это первое, что вы должны уяснить. Навязчивые мысли имеют эмоциональную, бессознательную, иррациональную природу. Они связаны с вашими лишенными всего разумного страхами, тревогами и комплексами.

Именно поэтому они являются навязчивыми. Эмоции, которые в вас формируются, заставляют вас постоянно о чем-то думать. Они как будто сигнализируют «Проблема! Проблема! Надо искать решение!»

Это как уведомление в Windows или другой операционной системе, которое появляется в виде иконки и будет раздражать ваш взгляд, пока вы не обновите какую-то программу, не удалите вирус или не установите нужный драйвер.

Можно сказать, что навязчивые мысли имеют и положительную функцию. Они напоминают вам о проблемах, которые вы должны решить. И вы не можете просто так взять и отключить эти «уведомления». Трудно умереть от голода, когда мозг вам постоянно напоминает о еде.

Но, к сожалению, не всегда навязчивые мысли сообщают нам о какой-то реальной проблеме. Механизм появления этих мыслей довольно тонкий. И если, в силу каких-то причин «стандартные настройки» этого механизма сбиваются, то естественные человеческие опасения и заботы могут принимать крайнюю форму, проявляясь в виде навязчивых мыслей, от которых очень трудно избавиться.

Всем известно, как нормальная забота о своем здоровье может перерасти в ипохондрию, как естественный страх перед опасностью грозит превратиться в паранойю.

И вот вы становитесь постоянным посетителем медицинских форумов, и мысли о своем здоровье не покидают вашу голову. Может, вы постоянно думаете об опасности, пока находитесь на улице. Или не можете выкинуть из головы мысли о том, что о вас думают люди, хотя сами не видите никакого смысла, в том, чтобы об этом думать.

Вывод, который я хочу сделать, это то, что навязчивые мысли основаны на эмоциях. Следовательно, они не имеют рациональной природы. Следовательно, с ними нельзя бороться при помощи логики.

Это очень важный вывод. Я много наблюдал за собой, пытался понять, как эти мысли появляются и как они исчезают, как мой ум пытается обмануть и запутать меня. Раньше, вечером, когда я сильно утомлялся, я не мог остановить какие-то мысли.

Например, я мог начать думать о себе что-то плохое, обвинять себя. Каким бы умелым не оказывался внутренний адвокат, который при помощи логики и здравого смысла пытался убедить меня, что все не так плохо (хотя конечно не исключал проблемы), обвиняющая сторона всегда брала верх, и все становилось еще запутаннее. Чем сильнее я пытался оправдать себя и избавиться от надоедливых мыслей при помощи мыслей же, тем сильнее я запутывался и сильнее эти мысли одолевали меня. Этот спорт с самим собой приводил к тому, что невидимый узел затягивался еще сильнее.

На следующий день, с утра, на свежую голову об этой проблеме даже не хотелось и думать. Если я начинал размышлять о вчерашнем «диалоге» с самим собой, то я понимал, что проблема имела место быть, но она была сильно раздута и преувеличена моим состоянием. Я осознавал, что проблему нужно решать, а не думать о ней. Смысла в этих мыслях нет.

Через какое-то время я понял, в чем заключается обман и коварство этих мыслей. Если пытаться разрушить их при помощи логики, они все равно одержат верх, так как они иррациональны и нелогичны и заставляют вас верить в абсурдные идеи, перед которыми здравый смысл бессилен.

Нельзя устранить навязчивые мысли при помощи логики

Если вы настроены на самообвинение, то вы будете продолжать обвинять себя, даже если вам винить себя не за что. Потому что такое у вас настроение и именно из него проистекают эти мысли, а не из-за какой-то реальной ситуации! Даже если вдруг вам удастся на минуту убедить себя в беспочвенности этих мыслей, то через какое-то время они вернутся вновь, если вы будете им сопротивляться и продолжать оказывать им логический отпор.

Если у вас такое настроение, при котором вы думаете, что вы больны, что с вашим здоровьем случится что-то плохое, то никакие положительные результаты анализов не убедят вас в обратном. «А вдруг анализы оказались неточные?», «А вдруг у меня что-то еще?» — будете думать вы.

И не будете видеть конца этим мыслям, какими бы абсурдными с позиции здравого смысла они не были.

Бесполезно пытаться их опровергнуть. Потому, что это невозможно. Они будут возвращаться и атаковать вас при помощи новых абсурдными доводов, в которые вы будете верить, так как пребываете в таком эмоциональном состоянии, которое рождает эти мысли о несуществующих проблемах.

Вспомните состояние когда вы о чем-то волнуетесь. Как бы вы себя ни убеждали в том, что все будет хорошо, что нет причин волноваться, ваше искаженное нервным напряжением и волнением восприятие рисует вам перспективу в самых мрачных тонах. Не потому, что все действительно плохо, а потому что вы сейчас все так воспринимаете. Если в таком состоянии вы начнете много думать и рассуждать о будущем, то ваше ваше негативное восприятие будет притягивать ваши мысли к «негативному» полюсу и вырваться из этого притяжения сложно.

Метод избавления от навязчивых мыслей

Здравый смысл вам потребуется, но только в самом начале.

Прежде всего, вам нужно разобраться, основываются ли ваши навязчивые мысли на какой-то реальной проблеме. Бывает такое, что мысленная жвачка вас изводит, преувеличивая проблему. Но преувеличенная проблема не значит отсутствие таковой.

Поэтому подумайте, какие существуют причины для этих мыслей. Избавляясь от мыслей, не следует игнорировать проблему, если она есть. Например, вам кажется, что у вас какая-то болезнь и мысли об этом не покидают ваш ум.

Может это действительно не беспочвенные опасения, и у вас присутствуют симптомы какого-то заболевания. Если это так, сходите к врачу. Если вы уже это сделали и у вас ничего не обнаружили – забудьте.

Безотносительно того, есть проблема или нет – постоянно думать о ней нет никакого смысла! Вы либо пытаетесь ее решить, если она есть, или забываете обо всем, в том случае, если ее не существует.

Это единственный момент в борьбе с навязчивыми переживаниями, в котором нужно применить логику и здравый смысл.

Что делать?

Выберете момент времени, когда вы находитесь в наилучшем моральном состоянии, когда у вас больше оптимизма и сил чем обычно. Например, с утра, когда вы полны энергии, после физических упражнений или после медитации.

Убедите себя в том, что смысла прокручивать тысячи раз одни и те же мысли в голове — нет. Что эти мысли являются обманом или преувеличением, цель которых запутать вас.

Хорошо уясните следующие вещи

  • вы не придете к решению проблемы, если постоянно будете думать о ней
  • навязчивые мысли не имеют под собой никакой рациональной основы, а если они и связаны с какой-то проблемой, то вы будете ее решать, вместо того, чтобы постоянно возвращаться к ней мыслями
  • нельзя избавиться от умственной жвачки при помощи логичной аргументации и размышлений

Осознайте абсурдность навязчивых мыслей

Далее вы можете лишний раз, при помощи нескольких логичных тезисов обнажить всю абсурдность навязчивых мыслей. Например: «мне нечего бояться, ведь анализы ничего не показали», «от приступов панических атак не умирают, об этом я читал не один раз», «никто не пытается причинить мне вреда», «даже если действительно существуют вещи, которых стоит опасаться, не нужно думать о них по 1000 раз в день, это приведет только к нервному истощению».

Ваша аргументация, направленная против навязчивых мыслей должна быть внятной и лаконичной. Не следует увлекаться спором с самим собой. Помните, в длительном споре с навязчивыми мыслями вы обречены на провал, в котором эмоции и страхи возьмут верх над логикой и умом и негативное восприятие само «притянет» мысли к негативному полюсу.

Чтобы разрушить силу этого притяжения нужно меньше думать. Когда вы думаете о надоедливых мыслях, пережевываете их бесконечно, вы только их усиливаете.

Дайте себе установку игнорировать навязчивые мысли

Скажите себе, что больше не будете думать о том, о чем думаете целыми днями и что изводит и мучает вас. Действительно, зачем постоянно жевать мысленную жвачку, когда это не приносит никакого толка?

Навязчивая мысль – это повторение одной и той же мысли на разные лады. Никакой новой и ценной информации вы из нее не получите, ни к какому решению вы не придете.

Поэтому дайте себе установку не увлекаться бесплодными размышлениями. После того, как вы это сказали себе, дали обещание, которое не будете нарушать, проведите невидимую черту. После этой черты вы больше не обращаете на навязчивые мысли внимания.

Не ждите, что мысли больше не вернутся

Они вернутся и не раз. Настройтесь так: «Пускай возвращаются, какая разница, я же понял, что эти мысли обман и не относятся к реальной проблеме».

Мысли будут возвращаться, иногда вы будете опять начинать развязывать этот узел в голове. Как только замечаете, что вы опять этим увлеклись, плавно уводите внимание в сторону. Не спорьте с этими мыслями, не расстраивайтесь, что они пришли (а они будут приходить), игнорируйте их, относитесь к ним с полным равнодушием.

Если вдруг вам потребуется напомнить себе об абсурдности этих мыслей, не уходите дальше коротких формулировок: «со мной ничего не случится, и все на этом». Не вовлекайтесь в спор, в котором никогда не выиграете. Все бесконечные аргументы, которые опять заставляют вас бояться или нервничать – есть ложь и обман.

Помните, что я говорил в статье: если вы пребываете в таком психологическом состоянии, при котором вы склонны переживать о своем здоровье или о своем будущем, или о своих близких, то ваш ум будет фокусироваться на этом страхе, каким бы абсурдным этот страх не был. Не обращайте свой ум против себя.

Вы, должно быть знаете игрушку-головоломку, которая представляет из себя подобие трубки. Если в оба конца этой трубки засунуть указательные пальцы разных рук и попытаться освободить их при помощи физического усилия, потянув руки в разные стороны, то ничего не выйдет, трубка только сильнее сожмет пальцы. А если вы расслабитесь и не будете тянуть — все получится.

То же самое применимо к навязчивым мыслям. Не нужно хотеть во что бы то ни стало из них выпутаться. Расслабьтесь, «забейте», пускай будут.

Будьте равнодушными!

Ваше безразличие по отношению к навязчивым мыслям лишит навязчивые мысли их эмоционального содержания, которое наполняет их такой силой, с которой вы иногда не можете совладать. Со временем вы научитесь управлять своим вниманием и замечать, те моменты, когда вы вновь стали думать о том, о чем не должны.

Тогда мысли покинут вас навсегда.

Но не нужно ждать с нетерпением, когда же это произойдет: «когда же они уйдут!», «я пытаюсь не обращать на них внимания, но они все равно не выходят из моей головы!». Таких мыслей не надо!

Вооружитесь спасительным безразличием: мысли не беспокоят – хорошо, они вернулись – тоже нормально. Не нужно превращать мысли о появлении навязчивых мыслей в навязчивые мысли же!

Нет большого дела в том, что повторяющиеся размышления продолжают приходить к вам. Если вы лишили их эмоционального «заряда» и пытаетесь их игнорировать, то они не изводят вам нервы как раньше. В таком случае они становятся просто надоедливым окном уведомления (такие окна вы могли видеть на своем компьютере), которое время от времени появляется в вашей голове.

А это уже не так страшно. С этим можно жить. Мысли появляются иногда, но они уже не увлекают ваше внимание и не запутывают вас. Это просто короткие сигналы в голове, которые появляются и исчезают.

Когда я стал относиться к навязчивым мыслям таким образом они покинули мою голову и я научился с ними бороться. А борьба с навязчивыми мыслями — это отсутствие борьбы, если воспринимать борьбу как яростное сопротивление. Расслабьтесь!

Я уже говорил в других статьях, что психические недуги: депрессии, панические атаки, навязчивые мысли могут либо сломить вас, либо сделать сильнее (как в высказывании известного философа).

Борьба с паническими атаками может научить вас работать со своим страхом. Работа над избавлением от депрессии поможет вам отыскать источник счастья в себе. А попытка контролировать навязчивые мысли научит вас управлять своим вниманием и контролировать свой ум.

Вооружитесь терпением и работайте над собой, тогда вы не только избавитесь от своих недугов, но и получите в результате этого ценный и полезный опыт, который пригодится в вашей жизни!

Мой пошаговый видео курс об избавлении от панических атак и навязчивых мыслей!

Я собрал весь свой опыт помощи людям с паническими атаками и навязчивыми мыслями, все свои знания о проблеме и изложил их в своем новом 17 дневном видео курсе «БЕЗ ПАНИКИ»! Более 7 часов видео, которые научат вас преодолевать страх и тревогу. 3 часа аудио медитаций, при помощи которых вы сможете избавляться от навязчивых мыслей, устранять панику и развивать важные ментальные навыки самоконтроля и релаксации.

Получить доступ к курсу «БЕЗ ПАНИКИ»!

Отзывы о курсе можно почитать и .

сайт Горловской и Славянской епархии

В дни Великого поста мы молимся словами преподобного Ефрема Сирина: «Господи и Владыка живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь». Почему святой просит Бога об избавлении именно от этих грехов и даровании именно этих добродетелей? Отвечают священники.

Праздность становится губительной, когда человек считает её нормой жизни

Протоиерей Владислав Шестаков, клирик Крестовоздвиженского храма, г. Горловка:

Во время Великого поста Святая Церковь усиливает свои молитвы, увеличивает количество прочтения кафизм и отдельных псалмов, богослужения приобретают особый покаянный характер. Среди прочих молитвословий мы часто слышим молитву преподобного Ефрема Сирина. В ней молящиеся просят Господа, чтобы Он помог им избавиться от самых вредных и распространённых пороков и воспитать в себе необходимые христианские добродетели взамен их.

Среди перечисляемых в молитве пороков на первом месте стоит грех праздности. На первый взгляд, в этом грехе нет ничего страшного. А при поверхностном ознакомлении с молитвой даже возникает желание поспорить с преподобным Ефремом, дескать, он мог ошибиться или перечислял грехи вразброс, как придётся. Правильнее ведь было бы поставить на первое место более тяжкие грехи, такие как гордость, злоба или, в конце концов, убийство. Ну причём тут праздность?

Для того чтобы выяснить, так это или нет, нам придётся обратиться сначала не к духовной литературе и даже не к Библии. Прежде всего, нужно истолковать для себя значение слова «праздность». В любом толковом словаре это слово переводится как безделье, пустое времяпрепровождение. Ещё больший интерес может вызвать прилагательное, образованное от этого слова, — «праздный». Оно означает пустой, бесполезный (например, сосуд). Но мы говорим о праздности как о состоянии, в котором может пребывать человек. Оно имеет теснейшую логическую связь со словом «праздник».

Издавна в дни великих церковных праздников люди оставляли свои обыденные заботы и хлопоты и шли в храм, чтобы помолиться и прославить Господа, Пресвятую Богородицу или святых. Вторую половину дня люди проводили дома или в гостях, среди родных и друзей. Они общались, иногда пели песни, устраивали игры и пляски. Но обычные бытовые заботы никто не отменял. Люди топили печь, готовили еду, читали сказки детям, помогали бедным и старикам. Как видим, они всё равно что-то делали, а не лежали на диване с пультом от телевизора в руках, хотя мы склонны понимать праздность именно как ничегонеделание (отсюда славянское название воскресенья — неделя).

И это не потому, что раньше не было телевизоров и компьютеров. Дело в том, что частое и продолжительное пребывание в праздности приносит определённый вред. Когда человек долгое время находится в бездействии, он дряхлеет. Малоподвижный образ жизни приводит к тому, что у человека нарушается работа сердца, дыхательной и кровеносной систем, нарушается аппетит и ослабляется иммунитет. И наоборот: когда человек ведет активный образ жизни, то он, как правило, здоровый, бодрый и жизнерадостный. По этому поводу интересно пишет святитель Иоанн Златоуст: «Нет, подлинно нет ничего в мире, что не испортилось бы от бездействия».

Вообще, человеческий организм мудро устроен таким образом, что человек постоянно должен двигаться, отдавать свои силы. Взамен он получает новые силы и результат своего труда. Уже первые люди в раю имели от Бога повеление «возделывать и хранить» Эдемский сад (Быт. 2:15). Нужно заметить, что труд для Адама не был борьбой за выживание, он больше носил характер физических упражнений, гимнастики. Адам получал от труда радость, подобную той, которую получают дети, когда играют и бегают.

Кстати, о детях: здоровый ребенок очень редко пребывает неподвижно на одном месте, это бывает только тогда, когда он спит. У детей только два режима жизни: бодрствование, когда они постоянно двигаются, и сон. Какого-то промежуточного режима, типа пассивного бодрствования, у них просто нет.

Однако такой феномен, как праздность, может относиться не только к физическому состоянию человека. Куда больший вред он приносит духовному здоровью. Дело в том, что вся духовная жизнь православного христианина основана на борьбе с самим собой и «духами злобы поднебесной». Задача последних — препятствие спасению человека. И они всеми силами и всеми возможными способами пытаются столкнуть человека со спасительного пути к совершению греха.

Совершенно очевидно, что проще всего это сделать путем воздействия на тело человека, которое имеет столько пороков и недостатков. Человек способен уставать, поддаваться лени и давать себе в чём-нибудь послабления. Это-то и есть самый удобный момент подобраться к душе человека поближе.

Чтобы проще было это понять, достаточно привести простой пример. Спортсмен, который хочет добиться каких-то успехов, вынужден постоянно поддерживать себя в физической форме и никогда не останавливаться на достигнутом. Он должен соблюдать правильный режим питания и сна, изнурять себя тренировками, потеть и от очень многого отказываться. Если он перестанет так делать, то через месяц уже не сможет выполнять тех упражнений, которые делал. Ему придётся опять начинать всё сначала.

То же самое происходит и в духовной жизни человека. Если человек хочет избавиться от дурных мыслей, он должен постоянно следить за ними. Если нужно победить в себе раздражительность, то человек всё время наблюдает за своим внутренним настроением — и так далее. Это непрестанная работа над собой. И стоит только перестать её выполнять, как мы почувствуем, что результат снова близится к нулю.

Пост — это время, когда человек должен взглянуть внутрь себя, дать серьёзную оценку своей духовной жизни, попытаться исправить какой-нибудь недостаток. О каком исправлении недостатков можно говорить, если развалишься в кресле у телевизора? Здесь речь идёт вовсе не о просмотре телепередач и не о проведении досуга. Отдых, и моральный, и физический, необходим человеку для того, чтобы восстановить силы. Мы способны уставать, и меру отдыха подбирает каждый сам себе индивидуально.

Очень важно научиться различать границу между отдыхом и праздностью. Праздность становится губительной, когда человек привыкает к ней и считает это состояние нормальным. Цель работы над собой состоит в том, чтобы выработать достаточную силу воли для борьбы с грехом. Для этого человек должен воспитать своё тело в повиновении своей душе, а не наоборот. Если человек не может превозмогать свои пороки, то он становится их рабом.

Праздность порождает много других грехов, таких как лень, уныние, празднословие и осуждение. Таким образом, человек, который не смог победить в себе праздность, получает в придачу ещё один или несколько пороков. Говорить об успешной духовной работе над собой в таком случае сложно.

Преподобный Ефрем Сирин, будучи человеком высокой духовной жизни, безусловно, имел колоссальный аскетический опыт, и не зря он приводит первым в своей молитве именно грех праздности.

Главная причина уныния — эгоизм

Священник Ростислав Белогуров, настоятель Борисо-Глебского храма п. Мирный, г. Славянск:

Для православного христианина Великий пост — особое время, чтобы «восстать душой» и «воспрять духовно» от коварного сна, в котором находится человек (см. кондак Великого покаянного канона). Какой же это всеобщий, коварный сон человечества, о котором говорит святой Андрей Критский?

В жизни человека, наряду с благоприятной, всегда имеется и отрицательная перспектива: в любой среде мы должны выживать. На работе, дома, в больнице, на войне, даже в школе. В этой всеобщей суете, в хаосе мы способны совершить роковую ошибку — отпасть от Бога. А человек без Бога — всего лишь песчинка в цивилизационном водовороте. В вавилонском столпотворении у человека не может быть абсолютных ценностей, всё относительно, всё зависит от случайности, от везения или неудачи, нет ответа на главные вопросы… Но мир устроен так, что всё можно осмыслить, многое можно победить — только через Христа, через Истину, Бога, Который наполняет всё совершенным смыслом. Где «Христос — путь, истина и жизнь», там отрицательная перспектива становится воспитательным аспектом нашей жизни.

Вне Бога не существует абсолютной реальности, остаются только иллюзии, опьянение, «анестезия», «сон»… Личностью, находящейся в этом сне, не имеющей духовной опоры (Мф. 16:18), начинают обладать мыслимые и немыслимые вещи и явления, разные обстоятельства и случаи. Духовная ниша человека остаётся пустой, ум и сердце не получают ответа и надежды, и в этом вакууме появляется много места для проявления разного рода депрессий и уныния. Поэтому неверующие люди переносят уныние гораздо тяжелее верующих.

Например, я знаю одну пожилую прихожанку нашего храма. Однажды она сломала ногу на территории храма и, лёжа на земле, стала улыбаться и напевать известный мотив: «Слава Богу за всё, и за скорбь, и за радость»… Ей 75 лет, сейчас она, бывает, бежит, чтобы догнать троллейбус.

Есть другой пример. Моему знакомому пришлось продать машину, чтобы отдать долги. Он впал в затяжную депрессию, начал много курить и пить спиртное, открылась язва желудка, положили в больницу… Я уверен, что если бы духовный вакуум этого человека заполнился смирением, а сам он направил свои силы на подавление эгоизма, молитву, то всё могло бы быть по-другому.

Я читал о человеке по имени Аркадий Рубашов. После рождения не дышал 25 минут. Сейчас он парализован, говорит невнятно, нуждается в постоянной заботе. Работает на компьютере одним пальцем левой руки. «Если я чего-либо достиг, то только по двум причинам: первая — это потому что я с Богом, а вторая — я себя не хочу жалеть», — свидетельствует он.

Чем больше эгоизма, тем в более глубокую депрессию может впасть человек, тем опаснее он становится для семьи и общества. Взять, например, вопрос супружеских измен, начальная причина — эгоизм, а потом уже следует прелюбодеяние и его последствия — почва для уныния и депрессий.

Поэтому среди неверующих людей чаще встречаются люди с плохим настроением, депрессиями разной степени, унынием. И беда не в том, что человек унывает, ведь мы можем иметь естественную печаль по какому-либо поводу. Страшнее, что человек по большому саможалению, эгоизму унывает слишком длительное время, становится ожесточённым, безнравственным. А ученик Христов должен выходить из любого уныния, духовно окрепнув, получив закалку. Для нас есть неоценимый пример Господа: мучаясь на кресте, Он молился за обидчиков и убийц.

Так царь Давид имел уныние, печаль и скорбь, но раскаялся и вышел из этого состояния с радостным восклицанием: «Благослови, душе моя, Господа!» Он оставил нам величайший молитвенный памятник — Псалтирь, духовное оружие христианина против уныния.

Праведный Иов лишился всего на свете, покрылся гнойниками, все вокруг призывали его к богохульству и смерти, но Иов, остался верен Богу: «Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!»

Это серьёзные слова достойных людей. Не нужно думать, что каждый, кто говорит: «Бог у меня в душе», — способен их произнести в трудный момент жизни. У кого нет матери-Церкви, кто себя лишает этого духовного покрова и защиты, тот будет подобен «трости ветром колеблемой»… Поэтому для нас так важна уединённая молитва дома и в храме. Сам Спаситель говорит нам: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна» (Мф. 26:36).

Бывает, человека посещает уныние духовного, мистического характера. Здесь главное — надежда на Бога, молитва к Нему, которая должна изливаться от всей души. Я часто вспоминаю историю с одним молодым человеком. В Великом посту он регулярно молился в храме и дома, ему было легко верить, легко молиться. Однажды — это было утром в Великую Субботу, когда в храме проходит одно из самых уникальных, благолепных богослужений, — на него навалилось жуткое, душераздирающее неверие. Пустым и ненужным казалось всё, что происходит вокруг… Но произошел перелом. Его ехидный скепсис обратился на чашу с Дарами, вынесенную священником на солею во время Великого входа. В этот момент стоящая позади женщина случайно задела свечкой его куртку, которая вмиг загорелась и задымилась. Вот так огонь физический погасил адский огонь уныния, всё как рукой сняло…

Главная причина уныния и депрессии — эгоизм. Поэтому мы имеем священную заповедь от Бога — заповедь любить и в любви преодолевать все невзгоды. Ведь любящий человек ищет не утех и забав, чтобы ублажить себя, а возможность сделать жизнь своих ближних радостнее, легче. Такой человек имеет привычку жертвовать собой, поэтому, когда его и касается скорбь, он может её достойно перенести, не зациклиться на ней.

Гораздо тяжелее, когда мы теряем объект своей любви, например, близкого человека. Это особенно нам понятно, ведь сейчас в наш родной край пришла война, разрушения, потери, расставания. Какое утешение может получить человек, когда в его жизни нет никакой надежды, когда ничто не может избавить от горечи потери?! И вот к таким людям обращается апостол Павел: «Братья, мы не хотим вас оставить в неведении об усопших, дабы вам не скорбеть, как прочим, не имеющим надежды. Ведь если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и почивших в Иисусе Бог приведет с Ним» (1 Фес. 4:13–17).

Невозможно представить, как страдала Мать Иисуса, когда видела распятым на Кресте своего Сына. «Оружие проходило через Её душу», — такова была душевная боль Богородицы. Но Христос воскрес! Господь восстал из мертвых и показал, что у смерти вырвано жало, а у нас и в смерти есть победа, которой никто отнять не может: «Ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8:38).

Не надо надмеваться своими достижениями и праведностью

Священник Игорь Степанченко, клирик Сергиевского женского монастыря:

Когда Церковь призывает во время поста молить Господа об удалении от нас духа любоначалия. Что же это за дух? Любоначалие — это грех, когда человек, имея какие-либо заслуги, достижения в своей жизни, приписывает их себе, хвалится ими перед Богом и людьми, превозносясь над ними. Когда человек пытается быть властьимущим, главным, желает всеми командовать, указывать. Любоначалие — это значит любить начальствовать. Но мы все должны подчиняться Богу, Троице Нераздельной и Единосущной.

Любоначалие в основе своей — это гордость житейская. Преподобный Иоанн Лествичник говорит: «Мать всех грехов человеческих есть тщеславие, а её червь — гордость». Кто постится, имея её, тот постится только наружно. Фарисей постился, но пользы не получил. Напротив: мытарь не постился, но предпочтён постящемуся фарисею. Очевидно, потому, что один исполнен был гордости житейской, а другой имел сердце смиренное и дух сокрушен.

В известной евангельской притче о мытаре и фарисее заключается учение Церкви, которая говорит нам, что мытарь — смиренный сборщик податей — вошёл оправданным в дом свой более, нежели фарисей — гордый законник. Примером мытаря и фарисея Христос показывает нам, что надмеваться и хвалиться исполнением закона и своей праведностью не надо. Надо при исполнении закона являть смирение перед Богом и ближними. Молитва, пост и другие добродетели святы и спасительны, но превозносящийся ими теряет всё, что приобрёл.

Желая возвыситься, человек пал. Чтобы восстать, надо смириться и принять помощь от Бога (2 Кор. 12:9-10).

Болтун — дом без окон и дверей

Священник Роман Бондаренко, настоятель Покровской церкви села Редкодуб Лиманского горсовета:

Празднословие — порок опасный. Не случайно существует столько молитв, призывающих Бога на помощь в борьбе с ним! Святой Давид постоянно молится ко Господу, говоря: «положи, Господи, хранение устом моим и дверь ограждения о устнах моих». У нас, напротив, ничто так мало не хранится и ничто так не расточается, как слово. Хорошо это? — Очень плохо, хотя бы потому, что за всякое праздное слово надо будет дать ответ.

Что же такое слово? Явно — отпечаток Слова творческого. В Боге — Слово, и в человеке — слово. Правда, Слово в Боге есть образ Существа Его, Сын Божий. Но и в нас слово — не праздный звук. В нас оно — отпечаток и образ нашего духа.

По словам нашим судят о нас. Слова наши или вызывают уважение, или вселяют отвращение и презрение к нам. Даже если на этот грех не обращать внимания, всё равно не уйдём от наказания, потому что празднословие наказывает само себя. Человек болтливый пустеет внутри. Нередко такого человека сравнивают с домом без окон и дверей. Такой человек похож на дитя, не умеющее молчать. Он не способен ни к чему важному и истинно полезному. Это было замечено ещё в древности: мудрецы не принимали себе в ученики тех людей, которые молчанием не доказали своей способности к делу.

Не надо думать, что пустая болтовня, осуждение, пересуды остаются только словами. Из-за них страдают наши дела и сама жизнь. Как мудро заметил святой Иаков: «аще кто в слове не согрешает, сей совершен муж, силен обуздати и все тело». Это награда за обуздание своего языка. Напротив, привыкший быть пустословом, скоро начнёт проявлять пустоту во всей своей жизни.

В самом деле: кто плохой правитель и судья? — Болтун. Кто плохой исполнитель приказаний? — Человек-празднослов. Кто плохой отец, сын или друг? — Тот, кто много говорит и мало делает.

Как же нам употреблять свои слова? Во-первых, с особой бережливостью. Во-вторых — тратить их на достойное, во славу Божию, на помощь близким, а не на обман и ссоры. В-третьих — обращаться с молитвой ко Господу, чтобы Он Сам положил хранение нашим устам, Сам оградил их от празднословия. Если святой царь Давид и преподобный Ефрем Сирин всегда просили помощи Божьей в своей борьбе с языком, то как мы надеемся одержать победу без помощи свыше?

Наконец, должно каяться в употреблении слов праздных, осуждающих, скверных.

Если будем поступать так, то слово наше постепенно освободится от всех недостатков и сделается живоносным отголоском, отпечатком чистой души нашей, средством прославления Бога и общения с людьми.

Тело и душа христианина должны быть единым целым

Протоиерей Георгий Музыка, настоятель Пантелеимоновского храма пос. Малотарановка:

Если разобраться, то целомудрие вмещает в себе всё просимое в молитве святого Ефрема Сирина. И смиренномудрие, и терпение, и любовь — всё в нём!

Молитва прп. Ефрема — древняя, как и само слово «целомудрие», пришедшее в современный язык от наших благочестивых предков. Рождённая столетия назад, она, помимо прочего, говорит нам, что и тогда народ страдал от греха. Ещё Цицерон восклицал в своих творениях: «О времена, о нравы!», и карфагенские отцы писали об этом.

Что же такое целомудрие? Не только телесная чистота, как сейчас принято считать. Это категория нравственности человека. Отсутствие целомудрия, как говорит христианство, — это повреждённость ума. Из этой повреждённости вытекает всё греховное.

Часто мы каемся, автоматически произнося слова молитвы: «согрешил словом, делом, помышлением»… Но нужно заострить внимание на том, что сначала человек согрешает помышлением, то есть мысленно. Потом — вынашивает в себе порок, рождает его — и вот он уже в словах, в интонации, в речи, в лексике. А потом уже грех совершается делом. Отсюда вытекает представление о целомудрии как о целостности, неповреждённости. Если человек повреждён в уме своём, в помышлении, т.е. сознании, — значит, от него никакого целомудрия ждать не приходится.

В свете Христовом всё это видно. Есть выражение у святителя Григория Двоеслова в литургии Преждеосвященных Даров: «Свет Христов просвещает всех». А наш современник богослов Алексей Ильич Осипов привёл такой пример: в солнечном луче мы видим даже пылинки, но чем дальше от света — тем меньше грязи заметно. Так и Свет Христов: в нём видна вся повреждённость человека.

Целомудрие касается не только женщин, но и мужчин, это общечеловеческая категория. Если в словах человека царят гниль, сквернословие — о каком целомудрии может идти речь? Если ум повреждён — о какой духовности он задумается? То, что у человека в душе, на сердце, он выносит вовне. Как из переполненного сосуда, изливается содержимое из наших душ. Но если христианин старается исполнять заповеди Божьи, причащается и постоянно пребывает в свете Христовом, он исправляет недостатки, искореняет свои грехи и только лишь тогда начинает проявлять целомудрие — становится целостным.

Один святитель сказал: исцеление человека происходит тогда, когда его тело и душа живут совместно, когда человек целостен. Если же наоборот, как муж и жена, которые развелись — это болезнь. Тогда тело живёт своими желаниями, жаждой тепла, комфорта, сытости, а душа просит своего — горнего мира. И тогда человек заболевает духовно. Происходит разделение человеческой природы.

Но если тело и душа христианина живут как единое целое, и только лишь при этом условии, человек исцеляется. Когда человек живёт целомудренно, он рассуждает, мудрствует, основываясь на том, чем наполняет его Христос. С этим он будет идти по жизни дальше.

Вообще, духовное состояние человека проявляется во всём: в его глазах, речи. Но сказать, что целомудрие редко встречается только сегодня, будет несправедливо. Шекспир писал «Гамлета» несколько веков назад, но и у него главный герой восклицает: «…и добродетель в этот жирный век должна просить прощенья у порока!» Всё это было в истории, но сегодня падение нравственности очень заметно. Мы живём во время, когда добродетелью считаются вещи, ей противоположные.

Я смотрел передачу, в которой рассказывалось, как в первой половине ХХ века в Америке женщина была арестована за то, что вошла в магазин в брюках: это считалось нецеломудренным и нарушало общественную мораль. Сегодня в той же Америке подобная ситуация невозможна, и минимум одежды на женщине — дело нормальное.

В заключение скажу: целомудрие — это дар Господень, и не каждому сразу даются столь большие дары. Большинство христиан приобретает дары Духа Святаго усердным молитвенным трудом, и только через этот труд Господь открывает Свои сокровищницы и дарует целомудрие, смирение, терпение и любовь.

Терпение и любовь рождаются из смиренномудрия

Протоиерей Виктор Шинкарёв, клирик Богоявленского кафедрального собора, г. Горловка (ныне — архимандрит Паисий, настоятель Николаевского храма в Никитовке):

Вся жизнь человека — это лестница, по которой он должен восходить к Богу. Человек всегда от Бога либо удаляется, либо приближается к Нему. Поэтому даже в великопостной молитве Ефрема Сирина, как мы знаем, перечисляются и грехи, и добродетели. Грехи, от которых он просит Бога избавить его — и, соответственно, нас вместе с ним, — и добродетели, которые он просит Бога даровать ему — и нам. Каждому греху противопоставляется какая-то добродетель, и нужно заметить, что в этой молитве описаны одни из главных добродетелей.

Смиренномудрие — это правильный образ мыслей человека о самом себе и окружающем мире. Как сказал святой Игнатий (Брянчанинов), «смиренномудрие есть образ мыслей человека о себе и о человечестве, внушённый и внушаемый Божественною Истиною». Соответственно, человек всю жизнь может потратить на то, чтобы стяжать подобную добродетель, чтобы свой ум и сердце расположить к принятию Божественного христианского учения и преуспевать в добродетелях. Именно это и делает смиренномудренный человек: он уже не может грешить, потому что всё его естество, весь ум направлены таким образом, чтобы полностью отречься от греха и стяжать все добродетели Божьи.

И, как следствие смиренномудрия, появляются в человеке терпение и любовь. Без терпения мы не можем правильно реагировать на то, что нас окружает. Это особенно важно в нынешнее непростое время, когда каждый день окружающая ситуация требует от нас адекватной реакции — а именно терпения и полного упования на Бога.

А без любви христианину вообще жить невозможно, потому что любовь и есть Бог. Апостол Иоанн Богослов говорит, что тот, кто не любит, не познал Бога, потому что Бог есть любовь (1 Ин. 4:8). А кто в любви пребывает, тот в Боге пребывает. Поэтому каждый христианин должен стремиться к тому, чтобы всё устройство его мышления было смиренномудренно, а вся его жизнь стала наполненной любовью.

Екатерина Щербакова

«НАВЯЗЧИВЫЕ МЫСЛИ», БИБЛЕЙСКИЙ ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ

ГОСПОДСТВО НАД МЫСЛЯМИ В СВОЕЙ ГОЛОВЕ…

«…У дверей грех лежит. Он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним».

Так Бог сказал огорчившемуся Каину, когда его мысли представляли собой кипящий котел. (Бытие).

Как помним из повествования Бытия, Каин отказался внять совету Господа. Не Каин управлял мыслями в своей голове, а его мысли взяли верх над ним…

Проблема «непокорных мыслей» известна многим. У нее куча названий, но, как правило, большинство склоняется к мнению «что-то в психике…». Здесь в блоге имеется уже две специальные статьи на тему «психики». Однако накапливающиеся вопросы от читателей, вынуждают вновь обратиться к ней.

Предваряя свой ответ, как и прежде, хочу подчеркнуть, что высказываю лишь свое личное понимание, настолько, насколько вижу в Священном Писании; как и пишу «об этом» только потому, что меня спрашивают.

ПЛОХИЕ МЫСЛИ

… «Они похожи на клей. Его щелчком скидываешь с одного пальца, а он прилипает к другому. От них не отцепишься…». Так один молодой человек охарактеризовал мысли, которые на него наваливались, и от которых он, при всем старании, никак не мог избавиться.

… Другой читатель пишет: «…Эти все «навязчивые мысли» меня сильно измучили — состояние просто жуткое — не знаю, что делать…».

У человека сами собой, неожиданно, беспричинно в голове начали звучать ругательства на Бога. И так настойчиво, что ничем не получалось их заглушить…

Заметим, что человек – верующий во Христа.

… Еще другой человек рассказывал, как, тоже внезапно, у него в голове стало твориться что-то непонятное. Мысли, одна страшнее другой, полезли толпами. Покоя, нормального мышления не было ни днем, ни ночью. Затем появилось неотвязное желание суицида. «Я испытывал такие муки, которые невозможно и описать», — говорил человек. И продолжал: «Если бы у меня был рак последней степени, наверное, мне было бы легче…». Похоже, человек понимал, что говорил. Несколько лет назад на его глазах умирал от рака близкий родственник. «Когда … … становилось невыносимо тяжело, мы вызывали «скорую». Она делала укол, и … … хоть на какое-то время успокаивался, даже засыпал. А мне, под натиском тех ужасных мыслей, ничего не помогало. И не помог бы никакой укол…», — продолжал рассказчик.

И это был также верующий человек. И не по форме верующий, а понимал смысл Учения Христа.

… Богобоязненная женщина, уже в годах, со слезами страха поведала: «К нам в гости приехал молодой, красивый брат во Христе, по возрасту моложе моих детей. Мы, всей семьей обедаем за столом, и он с нами обедает. На столе, среди прочего, лежит кухонный нож. Вдруг, в моей голове, ни с того, ни с сего настойчиво застучала мысль: «Возьми нож и воткни в него!.. Давай!.. Делай!..». У меня буквально комок застрял в горле. Мысль звучала так навязчиво, неотвязно, что я, будучи не в силах от нее избавиться, почти бегом выскочила на улицу, чем, конечно, удивила всех. Они ведь не знали причины, почему я вдруг сорвалась с места…».

Я не случайно подчеркиваю, что такие дела происходили с людьми верующими во Христа. О том, как оно бывает у неверующих – и говорить нечего. Навязчивые, злые, плохие, развратные мысли в наше время сделались явлением почти массовым. Так, во всяком случае, свидетельствуют специалисты.

ТУПИКИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ НАУКИ…

Есть вопросы, которые медицине, всей человеческой науке решить не дано. Причина очень проста. Официальная линия науки в целом состоит в отрицании Божества, как и вообще – мира духов. Поэтому и объяснения ученых не могут не быть однобокими, ущербными по самой своей природе. И вот, на жалобы о страшных мыслях, от ученых люди слышат: Плохие мысли приходят потому, что ты не выспался, устал, или болен, или у тебя плохо работает кишечник…

Различных версий, которые предлагаются учеными невозможно и сосчитать. Но все они «суть едины»: Причина плохих мыслей кроется в материальном…

Относительно мыслей, которые человек воспринимает, как пришедшие к нему «из вне», человеческая медицина вообще высказывается с недоверием, называя их шизофренией. Человек прямо говорит: «Мне приказал сатана…». А наука отмахивается, мол, это галлюцинации, психика, бред. И – хоть кол на голове теши!

С таким подходом, что дурные мысли есть лишь продукт нездорового организма, наука никогда не выберется из глубокой ямы, в которой находится. Поэтому доверять материалистическим врачам решение проблем с внутренним состоянием и мышлением, прямо скажем, крайне опрометчиво и опасно.

ЧТО ГОВОРИТ БИБЛИЯ?

Священное Писание никак не отрицает значимость физического состояния человека. Библия недвусмысленно подчеркивает, что человек есть существо сначала материальное, а потом духовное. Физическое самочувствие играет важную роль. Здесь наука права. Ее беда лишь в том, что показав эту, одну сторону проблемы, наука ею ограничивается.

Но имеется, как минимум, еще две стороны данной проблемы. Их и показывает Библия.

УНАСЛЕДОВАННЫЙ ГРЕХ, «ДЕЛА ПЛОТИ»…

…Молодой человек влюбился в девушку, да так, что потерял аппетит, осунулся. У него остались одни глаза. Ни о чем другом он вообще не мог думать. Все мысли парня целиком были заняты образом возлюбленной.

Когда же, в результате подстроенной, хитрой инсценировки-ловушки, он достиг своей цели, овладел телом девушки, точнее – изнасиловал ее, она ему, получившему свое, сразу же опротивела до ненависти. Написано: «…Потом возненавидел ее Амнон величайшею ненавистью, так что ненависть, какою он возненавидел ее, была сильнее любви, какую имел к ней…». (2 Царств 13 гл).

Читатели Библии знают, чем там все закончилось – гибелью насильника, и пожизненным горем несчастной девицы.

Спрашивается: Что с юношей было? Любовь? Это любовь так отшибала его мозги? По причине любви он худел и таял на глазах?

Нет! Любовью там, как говорится, и не пахло. Там господствовало необузданное желание, или, по-синодальному — похоть. От чего, или кого исходила похоть? От больного тела? От нехватки каких-то витаминов? От наплыва гормонов?

А может на юношу таким способом навалились бесы, духи злобы?

На подобные вопросы имеется один ответ: Все, что мучило того парня, исходило от него самого, точнее – от его греховной натуры. В Священном Писании такая, с позволения сказать «любовь» называется «дела плоти».

Дела плоти происходят не от болезни тела. Дела плоти порождаются от греха, живущего в человеке. «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное; предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют». (Галат. 5 гл)

Дела плоти невозможно списать ни на физические недуги, ни на бесов. Мысли, даже навязчивые, как клей, мысли дел плоти — можно контролировать, и можно над ними господствовать. Они поддаются обузданию. Поэтому за дела плоти человек несет полную ответственность перед Богом.

ПРИХОДЯТ, ЛОМЯТСЯ ПЛОХИЕ МЫСЛИ…

Но Священное Писание показывает на еще один источник плохих, дурных мыслей. Речь идет о демоническом влиянии. Первый опыт впрыскивания человеку мыслей от беса описан в самом начале Бытия: «И сказал змей жене:…». (Бытие 3 гл)

Ева радовалась прекрасной жизни в Божьем раю. Ее мысли были чисты и светлы. Вдруг, совершенно неожиданно Ева слышит: «Подлинно ли сказал Бог…». И – пошло, поехало…

С тех пор сатана различными способами постоянно пытается подкидывать людям свои мысли с целью спровоцировать их на преступление и нарушение Заповедей Бога.

«…ИЗБАВЬ НАС ОТ ЛУКАВОГО…»

Чтобы обезопасить свое мышление от влияния сатаны, прежде всего, необходимо иметь мир с Богом.

Затем большое значение имеет правильная «диагностика». Если бы Ева знала, что с ней разговаривает не очаровательный зверек, а чудовищный злодей, имеющий целью погубить ее, если бы Ева это знала, вполне вероятно, что вряд ли бы она стала прислушиваться к тому, что услышала.

Для дьявола чрезвычайно важно, чтобы люди его не видели, не знали. Он тщательно скрывает свое подлинное лицо. Только так он может обманывать. Именно поэтому земная наука из кожи вон лезет, чтобы доказать, что плохие мысли, дескать, есть продукт больного физического тела человека, и только. Поступая так, наука, иногда и сама того не осознавая, работает на сатану.

Сегодня, когда нам, в принципе, известно все, когда у нас имеется Библия, разоблаченные злые духи подчас действуют, что называется, напролом. Они прямо, нагло, насильно давят на мысли.

МОЛИТВА!

После определения источника плохих мыслей, наступает черед молитвы. Молитва играет первостепенную роль. «…Не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого»,- говорится в «Отче наш…». Вникнем, вдумаемся в слово «ИЗБАВЬ». Это не что иное, как настоящий крик. Возопием к Богу. И Он избавит нас от лукавого, и от его дурных мыслей. Проверено!

Человек, о котором говорилось в начале статьи, что ему было хуже, чем раковому больному, избавился от своей напасти. Он избавился тогда, когда понял, ЧТО с ним происходило. А поначалу он сопротивлялся, говорил, что у него проблемы с психикой. И ходил он по разным психолого-психиатрам. Те понавыписывали ему самые разные препараты. И он их принимал. А ему становилось хуже и хуже. Поворотным пунктом в его состоянии, пунктом, после которого у него начался процесс улучшения, стало его личное, глубинное осознание того, что с ним происходит. Как только он понял, что на него «наехали» демоны, он предметно стал молиться Богу, и, практически, в короткое время к нему вернулся сон и стабильный душевный покой. До тех пор, пока он колебался между «медицинской» и духовной версиями происходящего, он делался все мрачнее.

…И женщина больше не думает о том, как вонзить в кого-то нож… И мыслей таких нет. Господь помог ей. Избавилась она от лукавого. А обратись она не к Богу, а к врачам с такой проблемой, что с ней было бы?..

Медицина много нам помогает. И жизни даже спасает. И мы благодарны врачам. Но, когда дело касается вопросов духовных, будет правильнее обращаться к Богу, к Тому, в чьей власти находятся все духи Вселенной.

По-видимому, вначале следует наладить с Богом свое личное взаимоотношение. Тогда никакие бесы не посмеют, не смогут приблизиться к вашему внутреннему состоянию.

К физическому здоровью верующих людей злые силы могут получать некий доступ, чтобы насылать на них болезни. Это Господь иногда им позволяет. Например, праведный Иов тяжело заболел по прямому наваждению сатаны. Мы слышали, как он страшно мучился. Но мучился физически. А мышление у него не нарушалось. Бога обругать у него мысли не возникало. И даже, когда ему прямо предложили похулить Бога, он этого не сделал. Еще мы читали, что к Апостолу Павлу, также по допущению Бога «прикасался» ангел сатаны, чтобы доставлять ему определенные физические мучения. А к духу праведника бесы притронуться не в силах, разве только сам он позволит…

Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы свой «духовный дом», сердце и ум оставались не наполненными Господом Иисусом Христом. Если в человеке не живет Христос, тогда непременно в него вселится кто-то другой, да еще и «с гоп-компанией».

«Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находя говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел. И пришед находит его выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и вошедши живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого». (Луки 11:24-26).

Всем, кого касается такая проблема, необходимо провести тщательный самоанализ, чтобы выяснить, где и как он отошел от Бога, и где и как дал место дьяволу. И обратиться с покаянной молитвой к Богу. И добрый Господь непременно поможет.

«Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу». (2 Коринф. 10:4,5).

На религиозных форумах разных конфессий можно встретить жаркое обсуждение одной и тоже похожей темы– «Как избавиться от навязчивых состояний и дурных мыслей? «.

Способы избавления от наущений нечистого предлагаются одни и те же – чтение молитв, сильная вера и пост. Верующие стараются прилежно выполнять наказы своих религиозных наставников, советы многим помогают, но некоторым все же не удается преодолеть расстройство своей психики.

Вот выдержки из сайтов:

-Во время чтения намаза в голову постоянно лезут всякие мысли, я пытаюсь сосредоточиться, но бдительность длится не более 15 секунд, что посоветуйте сделать?

-Меня уже долгое время мучает ощущение, как- будто шайтан в моей голове постоянно нашептывает всякие матерные слова! Например, стоит мне подумать про Аллаха, и сразу к этому добавляются мерзкие слова! Каждый день выполняю намаз и зикры! И все равно этот шепот покоя не дает, при этом очень сильно болит голова!

Ответ мусульманского проповедника был таков:

— Когда в голову во время намаза приходят дурные мысли, произнесите: «А`узу биЛлаhи минаш-шайтанир-раджим», а затем поплюйте через левое плечо и продолжайте намаз. «Сообщается, что однажды ‘Усман бин Абу-ль-‘Ас сказал: «О, посланник Аллаhа, поистине, шайтан мешает мне молиться и читать Кур’ан, запутывая меня.» В ответ ему посланник Аллаhа сказал: «Это шайтан по имени Хинзаб, и если ты ощутишь его присутствие, обратись к Аллаhу с мольбой о защите от него и трижды сплюнь налево». Он так и сделал, и Аллаh удалил от него этого шайтана». (Этот хадис приводит Муслим).

Теперь посмотрим, что говорит по этому поводу наука. Так, например, медицина дает такое определение навязчивым мыслям (обсессии) — это беспрестанное повторение нежелательных, нередко тягостных мыслей, представлений и влечений, от которых нельзя избавиться усилием воли. Всегда есть ощущение их насильственности. Больной понимает, что навязчивые мысли берут начало в нем самом (в отличие от больного шизофренией, который уверен, что его мыслями кто-то управляет). Содержание навязчивых мыслей неприемлемо для больного или бессмысленно, поэтому он пытается бороться с ними. Обычно навязчивые мысли касаются следующих взаимосвязанных сфер жизнедеятельности: 1) мораль и религия; 2) агрессия; 3) загрязнение, заражение; 4) здоровье и болезнь; 5) аккуратность, стремление к симметрии . Эти навязчивости протекают с выраженным страхом и тревожными опасениями.

Хульные мысли — это навязчивые, циничные, оскорбительные представления в отношении определенных лиц, религиозных деятелей, других людей, к которым больной в действительности относится с большим уважением. Например, во время церковной службы у глубоко религиозного человека возникает непреодолимое желание выкрикнуть оскорбление в адрес Бога или ангелов. Или во время встречи первокурсников с ректором института у одного студента возникает непреодолимое желание крикнуть, что ректор — дурак. Следует подчеркнуть, однако, что хульные мысли, как и все контрастные навязчивости, никогда не реализуются.

Одним из проявлений навязчивых состояний может быть внезапная ненависть к близким людям — мужу, родителям и т д.

Итак, как быть, если вы обнаружили в себе симптомы синдрома навязчивых состояний.

Для начала нужно понять, что любые страхи и дурные навязчивые мысли возникают из- за затянувшегося повышенного внутреннего напряжения, раздвоения личности , затаенной агрессивности и раздражительности, а у некоторых из-за… молодости, вернее гормонов.

«Радар» опасностей – страхов постоянно включен у некоторых «сенситивов» — людей, повышенно чувствительных или молодых с повышенной гормональной активностью. У некоторых людей от рождения может быть заложена повышенная тревожность, чувствительность к страхам.

Как только этот «радар» опасностей включается, человек начинает рисовать в своем воображении всякие безумные картинки и их же пугается. Сам накручивает себя так, что возникает паническая атака.

Повторюсь, в такой момент человеку на ум начинают приходить совершенно безрассудные мысли, возникает страх сойти с ума, какие-то устрашающие фантазии и опасения, что должно произойти что-то ужасное. Так вот, это просто иррациональный страх, не поддающийся логике. При панической атаке движение мыслей почти не подчиняется здравому смыслу и логике, поэтому упорядочить поток бредовых идей в этот момент бывает практически невозможно. Их цель — вызвать еще больший страх.

Если паника возникает по гормональной причине, то даже в совершенно безопасной ситуации, когда ничто не угрожает, гормоны будут рисовать в воображении безумные ситуации , чтобы спровоцировать нервную встряску. А страх, если он появился, автоматически вызывает в сознании новые страхи, и разные неприятные картины.

Темная часть нашей психики, подсознание, постоянно формирует в воображении всевозможные, даже самые аморальные картины. И это нас пугает. И зря, бояться этого не следует. Потому что причина этих бесовских мыслей — не ваша греховная суть, а следующие банальные факторы (которые можно корректировать и радикально помочь своей психике победить дурные мысли и страхи, иншалла):

-неправильное, несбалансированное питание, кофе и крепкий чай и даже сладости;

-больная печень способна расшатать психику из-за большого количества «гормонов тревожности» ;

-микрофлора загрязненного паразитами и шлаками кишечника вырабатывает тревожащие психику «эндотоксины»;

— «психотравма» детства», о которой вы даже не помните, может стать причиной навязчивых состояний;

— паразиты ( особенно в мозгу);

— внутричерепное давление;

— затянувшееся внутреннее напряжение, принятие всего близко к сердцу, постоянное самокопание и недовольство собой, неудовлетворенность, подавленные желания , нервное истощение.

Теперь, после того, как вы поняли причину своих тревог, отбросьте ложное чувство вины, и помните, дурные мысли, возникающие в сознании, не касаются ни вас, ни вашей духовности. Это лишь продукт нездорового организма и с этой проблемой можно справиться!

Теперь о негативных мыслях во время намаза. Запомните, куда мысль — туда энергия. Куда энергия — туда кровь. Не питайте ваши бесовские мысли, питая их своей энергией, не старайтесь выгнать мысли, не боритесь с ними, так, наоборот, укорените их надолго в своем подсознании. У навязчивых мыслей есть одна особенность: чем больше им сопротивляешься, тем с большей силой они нападают.

В психологии описан феномен «белой обезьяны», который доказывает трудность борьбы с внешним влиянием внутри сознания. Суть феномена такова: когда один человек говорит другому: «Не думай о белой обезьяне», то тот начинает думать именно о белой обезьяне. Активная борьба с навязчивыми мыслями тоже приводит к такому результату. Чем больше говоришь себе о том, что справишься, тем меньше справляешься.

Какие бы сумасшедшие мысли и эмоции ни возникали, позволяйте им появляться и исчезать, словно они волны в океане. О чём бы вы ни помыслили, пусть мысль появится и исчезнет, без всякого напряжения.

Не цепляйтесь за мысль, не укрепляйте её и не потакайте ей. Не держитесь за мысль и не пытайтесь усилить её.

Ни следуйте за мыслями, ни приглашайте их.

Уподобьтесь океану, глядя на его волны, или небу, созерцая плывущие облака.

Скоро вы увидите, что мысли подобны ветру, они приходят и уходят. Тайна заключается в том, чтобы не «думать» о мыслях, а позволять им течь через ваш ум, тогда как он свободен от их влияния. Не вступайте в спор с навязчивыми мыслями. Если они появились, попробуйте переключить свое внимание, не ведите с ними внутренних диалогов!

Далее, если есть возможность, начните утром бегать по 200- 300 метров . Утренняя пробежка сбросит лишнее напряжение с вашей психики. Пробежку можно заменить любой гимнастикой, любым видом спорта. Физкультура как раз помогает сбросить раздражение и тоску.

Продолжение следует иншалла

Гульназ Мияссарова

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *