Листать назад Оглавление Листать вперед

I Класс. Скоропреходящие психические расстройства, симптоматические и самостоятельные

А) Скоропреходящие психопатические состояния, связанные с общими соматическими болезнями

1. Лихорадочный бред, delirium febrile.

2. Психопатические состояния при общих болезнях, не обусловленные лихорадкой. — Инфекционный бред.

3. Бред при коллапсе.

4. Астеническая спутанность, confusio mentalis asthenica.

5. Травматический или «нервный бред», delinium nervosum s. traumaticum.

6. Состояния коматозные и т.д.

В) Психопатические состояния при отравлениях

1. Отравление алкогольными напитками, опьянение.

2. Другие отравления, выражающиеся в расстройстве психической деятельности.

С) Самостоятельные скоропреходящие психопатические состояния

1. Скоропреходящее умопомешательство, vesania transitoria.

2. Патологический аффект.

3. Патологические проявления сна (сомнамбулизм, просоночный бред, летаргия).

4. Другие скоропреходящие психопатические состояния (гипнотические и др.).

II Класс. Психозы и психопатические конституции

А) Первый отдел. Основные формы психозов

1. Меланхолия, melancholia. Ее виды:

Dysthymia (melancholia).

Melancholia typica.

Melancholia attonita, mel. c. stupore.

2. Мания, mania. Ee виды:

Mania exaltativa.

Mania typica (furibunda).

Mania gravis.

3. Остро развивающееся бессмыслие, amentia Meynerti, dysnoia. Его виды:

a) Dysnoia abortiva;

b) Dysnoia deliriosa, острое бредовое бессмыслие или острое галлюцинаторное помешательство;

с) Dysnoia stuporosa, stupiditas, острое ступорозное бессмыслие, первичное острое слабоумие;

d) Dysnoia dementica.

4. Первичное помешательство — paranoia.

1) Острое и полуострое — paranoia acuta et subacuta.

2) Хроническая паранойя, paranoia chronica. Ее виды:

a) типический бред преследования с систематическим развитием;

b) резонирующая форма бреда преследования — его подвид — сутяжное помешательство;

c) религиозное помешательство;

d) эротическое;

е) другие виды.

5. Смешанные формы.

1) Меланхолическое умопомешательство, vesania melancholica.

2) Неистовое умопомешательство, vesania maniacalis.

3) Кататоническое умопомешательство, vesania catatonica.

4) Преждевременное слабоумие, dementia praecox. Подвиды: а) юношеская форма, b) dementia paranoides.

5) Другие смешанные формы.

6. Исходные состояния: 1) Вторичное помешательство, paranoia secundaria.

2) Вторичное слабоумие, dementia secundaria.

В) Второй отдел. Органические психические расстройства. Органические психозы

1. Острый бред, delirium acutum.

2. Прогрессивный паралич помешанных, paralysis progressiva alienorum.

3. Старческое слабоумие, dementia senilis.

4. Недостаточно определенные разлитые органические заболевания, выражающиеся психическими симптомами.

5. Полиневритический психоз, psychosis polyneuritica.

6. Сифилис головного мозга, lues cerebralis.

7. Слабоумие вследствие ограниченного заболевания мозга, dementia е laesione cerebri circumscripta.

С) Третий отдел. Психопатические конституции и конституциональные психозы

1. Периодические психозы. Конституция периодических психических расстройств, psychoses periodicae, psychoses intermittentes. Виды:

а) простые периодические формы;

b) циркулярные формы.

2. Прирожденная психопатическая конституция, psychopathia degenerativa originaria. Проявления:

1) Общая неуравновешенность.

2) Paranoia originaria.

3) Индуцированное помешательство.

4) Бредовые вспышки дегенерантов.

5) Резонирующее помешательство.

6) Нравственное помешательство.

7) Половое извращение.

8) Импульсивное помешательство.

9) Синдромы, еще не вполне выделенные.

3. Неврастеническая конституция. Неврастения и неврастенические психозы, psychoses neurasthenicae.

4. Психозы дегенеративно-неврастенические:

1) Психоз в форме навязчивых идей.

2) Ипохондрия и ипохондрические психозы, hypochondria et psychoses hypohondriacae.

5. Эпилептическая конституция. Эпилептические психозы, psychoses epilepticae. Проявления:

а) психическая дегенерация эпилептиков;

b) скоропреходящие эпилептические психозы;

с) затяжные эпилептические психозы;

6. Истерическая конституция. Истерические психозы, psychoses hystericae. Проявления:

a) психическая дегенерация истеричных;

b) скоропреходящие формы истерического психического расстройства;

c) затяжные формы истерического психического расстройства;

d) психозы на истерической почве.

7. Конституция, связанная с другими неврозами. Другие невропатические психозы (хореические психозы, психозы при базедовой болезни, при болезни судорожных подергиваний и др.).

8. Психопатическая конституция, связанная с болезнями общего обмена и питания и хроническими болезнями отдельных систем и органов (психические расстройства при микседеме, при туберкулезе, атритизме, при парасифилитических процессах, при кахексиях).

9. Психопатическая конституция, развивающаяся как последствие мозговых и в частности психических болезней.

10. Конституциональные психические болезни вследствие хронических отравлений:

1) Хронический алкоголизм, куда относится психическая дегенерация пьяниц, белая горячка, затяжной бред пьяниц и пр.

2) Морфинизм.

3) Кокаинизм.

4) Другие хронические интоксикации.

11. Конституциональные психические расстройства, связанные с травмами (физического и психического свойства):

а) собственно травматические психозы,

б) травматический невропсихоз.

12. Психопатическая конституция, развивающаяся в связи с процессами периодов развития (психозы детей, периода полового развития, беременности, климактерического периода, старческие психозы).

13. Психопатическая конституция, связанная с этнографическими (расовыми) особенностями.

14. Недостаточно выделенные психопатические конституции.

III Класс. Состояния психического недоразвития.

1. Идиотизм в тесном смысле слова, idiotismus.

2. Тупоумие, imbecillitas.

3. Кретинизм, cretinismus.

Такова классификация, которой я буду пользоваться при описании отдельных форм душевных болезней в «Частной психиатрии». Тогда я постараюсь указать и те основания, которые заставляют меня делать те или другие отступления от той классификации, которой теперь наиболее часто пользуются, т.е. от классификации Крафт-Эбинга, а также от некоторых других распространенных классификаций.

Источник информации: Александровский Ю.А. Пограничная психиатрия. М.: РЛС-2006.&nbsp— 1280 c.
Справочник издан Группой компаний РЛС®

Листать назад Оглавление Листать вперед

Религиозность и клиническая психиатрия

Создано: 12 января 2017, 05:53 Иван Мартынихин Место проведения: МоскваДата мероприятия: 20-04-2017 — 21-04-2017Подача тезисов до: 31-03-2017

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

ФГБНУ «Научный центр психического здоровья» (ФГБНУ НЦПЗ)
Всемирная психиатрическая ассоциация (WPA)
Российское общество психиатров (РОП)
Союз охраны психического здоровья (СОПЗ)

20-21 апреля 2017 года Научный центр психического здоровья, совместно с Всемирной психиатрической ассоциацией, Российским обществом психиатров и Союзом охраны психического здоровья проводит

Первую Московскую международную конференцию
«РЕЛИГИОЗНОСТЬ И КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХИАТРИЯ»

МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИИ

Место проведения: Москва, Каширское шоссе 34, ФГБНУ НЦПЗ

Председатели конференции:

  • профессор Т.П. Клюшник (Россия)
  • академик РАН, проф. А.С.Тиганов (Россия)
  • профессор Питер Ферхаген (Нидерланды)

На конференции будут представлены доклады о клинико-психопатологических особенностях состояний с религиозной фабулой, особенностях их течения, лечения и реабилитации больных, о влиянии религиозности на отношение больного к заболеванию, о роли врача—психиатра в понимании религиозности больного и помощи пациенту с религиозным мировоззрением, страдающему психической патологией

Информационное письмо о конференции в формате pdf

Программный комитет

  • Динеш Бугра — MD, профессор Института психиатрии Королевского колледжа в Лондоне. Президент WPA.
  • Клюшник Т.П. — профессор, д.м.н., директор ФГБHУ НЦПЗ.
  • Тиганов А.С. — профессор, академик РАН, научный руководитель ФГБНУ НЦПЗ
  • Незнанов Н.Г. — профессор, Президент РОП, директор СПб НИПНИ им. В.М. Бехтерева.
  • Питер Ферхаген, — MD, профессор Центра охраны психического здоровья г. Хардервейк, Нидерланды.
  • Геррит Глас — MD, профессор Центра науки и религии имени Абрахама Кёйпера в Амстердаме, Нидерланды.
  • Рене Хефти — MD, профессор Научно-исследовательского института духовности и здоровья, Швейцария.
  • Саймон Дейн — MD, профессор Университета Дарем, Великобритания.
  • Копейко Г.И. — к.м.н., заместитель директора ФГБНУ НЦПЗ по научной работе

Организационный Комитет конференции:

  • Клюшник Т.П. — д.м.н., профессор, директор ФГБHУ НЦПЗ.
  • Копейко Г.И. — к.м.н., заместитель директора ФГБНУ НЦПЗ по научной работе
  • Каледа В.Г. —д.м.н., заместитель директора по развитию и инновационной деятельности, главный научный сотрудник Отдела по изучению эндогенных психических расстройств и аффективных состояний ФГБНУ НЦПЗ.
  • Бархатова А.Н. — д.м.н., ученый секретать ФГБHУ НЦПЗ
  • Борисова О.А. — к.м.н.. ведущий научный сотрудник отдела по изучению эндогенных психических расстройств и аффективных состояний ФГБНУ НЦПЗ
  • Морозов П.В. — д.м.н., профессор, вице-президент РОП, профессор кафедры психиатрии ФУВ Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова, Представитель ВПА по Восточной Европе
  • Треушникова Н.В. — президент Союза охраны психического здоровья

Секретариат оргкомитета:

  • Борисова Ольга Александровна — к.м.н., ведущий научный сотрудник отдела по изучению эндогенных психических расстройств и аффективных состояний ФГБНУ НЦПЗ olga.borisova@ncpz.ru +7-916-611-04-57
  • Магай Андрей Игоревич- младший научный сотрудник отдела по изучению эндогенных психических расстройств и аффективных состояний ФГБНУ НЦПЗ andrey.magay@ncpz.ru +79263577024
  • Попович Ульяна Олеговна — к.м.н.. старший научный сотрудник отдела по изучению эндогенных психических расстройств и аффективных состояний ФГБНУ НЦПЗ uo_popovich@mail.ru + 79166033645

Приглашенные лекторы

Профессор Динеш Бугра, Великобритания. Президент Всемирной Психиатрической Ассоциации (c 2014). Экс-президент Королевского колледжа психиатров Великобритании. Институт психиатрии Королевского колледжа в Лондоне Автор монографии Психиатрия и религия (2006). Одной из важных составляющих научной работы профессора Динеша Бхугра являются транскультуральные исследования.

Питер Ферхаген, Нидерланды. Профессор Центра охраны психического здоровья г. Хардервейк, Нидерланды. Экс-председатель секции по религии, духовности и психиатрии Всемирной психиатрической ассоциации. Автор руководства WPA «Religion and Psychiatry: Beyond Boundaries»

Профессор Геррит Глас, Нидерланды. Заведующий кафедрой христианской философии в Свободном Университете имени Dooyeweerd в Амстердаме, научный сотрудник Центра науки и религии имени Абрахама Кёйпера. В качестве психиатра и преподавателя психиатрии входит в состав Dimence Group и является соучредителем и президентом Фонда психиатрии и религии. Занимается вопросами, находящимися на стыке психиатрии, философии, неврологии, этики и философии.

Рене Хефти, Швейцария. Основатель и руководитель Научно-исследовательского института духовности и здоровья, Швейцария. Руководитель психосоматического отдела, клиника SGM Langenthal Берн. Научные интересы доктора Хефти связаны с влиянием религии и духовности на стресс-реактивность больного.

Профессор Саймон Дейн, Великобритания, Университет Дарем. Научные исследования посвящены религиозному опыту и психопатологии, религии и здоровью хасидских евреев, христиан-евангелистов и суннитов в Великобритании. Профессор Саймон Дейн является основателем и главным редактором журнала «Психическое здоровье, религия и культура», председателем секции духовности Всемирной ассоциации транскультуральной психиатрии, является членом Исполнительного комитета Королевского колледжа психиатров Великобритании.

Рабочие языки конференции: русский, английский

По окончании конференции участники получают сертификат.

Участие в конференции бесплатное.

Прием и публикация тезисов по теме конференции

Прием тезисов будет осуществляться до 31 марта 2017 года по адресу: mosreligpsych2017@ncpz.ru

Тезисы конференции будут опубликованы в электронном виде и доступны на сайте НЦПЗ www.psychiatry.ru, а так же отдельным сборником

Требования к оформлению тезисов:

  • В заголовке указать: название работы, фамилии авторов с инициалами (например, Петров П.П.; без указания ученых степеней), город (и государство, если это не РФ), учреждение, в котором работает каждый из авторов, контактная информация (телефон, электронная почта одного из авторов)
  • Объем текста тезисов не должен превышать 8 тысяч знаков (без пробелов)
  • Текст тезисов должен быть структурирован: цель исследования, материал и методы, результаты и их обсуждение, выводы.
  • Список литературы может содержать не более 5 наименований, ссылки можно также оформить внутри текста (например, … (Сидоров Н.П., 2014))
  • Тезисы, не соответствующие указанным выше требованиям, присланные на другие адреса и передаваемые в бумажном варианте, приниматься не будут.

В рамках научной программы конференции предусмотрено проведение постерной сессии.

  • Постер должен содержать информацию о выполненном научном исследовании и отвечать на вопросы по нему.
  • Постер должен быть выполнен в формате А1. Размеры постера: ширина — 594 мм, высота — 841 мм. Плотность бумаги — не менее 300 г.
  • Текст должен содержать концентрированную информацию о выполненном научном исследовании: максимум 30% текста от объема постера.
  • Большую часть места на плакате должны занимать таблицы / графики / рисунки / фотографии. Не перегружайте изображения мелкими деталями. Высота строк должна быть не менее 5 мм.
  • Заголовок постера должен включать название научного исследования и быть написан более крупным шрифтом относительно основного текста.
  • В нижней части постера должны быть размещены:
    ФИО автора (соавтора/ов)
    Полное название организации.
    Контактная информация: телефон и электронная почта автора (соавтора/ов).

Оргкомитет оставляет за собой право отказать в публикации работы.

По всем вопросам участия в конференции, публикации тезисов, составления научной программы, заявок на доклад обращайтесь, пожалуйста, в оргкомитет по адресу mosreligpsych2017@ncpz.ru, а также в секретариат.

Информацию о конференции смотрите на сайтах mosreligpsych2017.ru и www.psychiatry.ru

Отец Павел Островский разместил у себя в «Инстаграме” пост на тему того, что православным христианам ни к чему ходить к психологам. Мол, у них для этого есть священники. Я бы не отреагировал так бурно на этот пост, может быть, пару лет назад, но теперь, когда в моем окружении есть несколько психологов, и я знаю, насколько компетентны эти люди в своей области и скольким они помогли, я не могу не заметить, насколько ужасны слова отца Павла. А по сути даже – преступны.

Интернет разбухает от «исповедей” людей, которые в свое время были в сложном душевном состоянии, обратились за помощью к священникам, а те списали все их проблемы на проделки бесов и посоветовали читать 90-й псалом несколько раз. А потом эти несчастные едва не покончили жизнь самоубийством. Теперь они наконец дошли до нормального психолога, но церковь обходят за три версты. Отличный миссионерский эффект!

Таких историй очень много, и, возможно, их обилие побудило Патриарха Кирилла распорядиться, чтобы будущие пастыри обязательно изучали основы пастырской психологии в семинарии. Я лично очень приветствую эту инициативу, потому что за многие годы, что существует наука о душе, психология продвинулась далеко вперед. Мы теперь гораздо больше, чем древние святые отцы, знаем о человеке, об устройстве его психики. И, увы, многие советы, которые были актуальными, скажем, в прошлом веке, сейчас уже отдают атавизмом.

Мне вообще не очень нравится тенденция некоторой части нашего православного сегмента, которая, если кратко ее охарактеризовать, выражается в том, чтобы отгородиться от всего, что выходит за рамки их понимания. Тут недавно в Россию приезжал известный зарубежный коуч, и тот же самый отец Павел в едкой форме отозвался о тех православных, кто присутствовал на его выступлении. Почему христианин не может в рамках расширения кругозора сходить на подобное мероприятие? Там проповедуется ересь? Что здесь преступного? Были излишне высокие цены на билеты, на что обратил внимание отец Павел? Это не преступление. К чему такая категоричность? Если людям нужна мотивация, а этот человек способен им ее дать – ради Бога.

То же самое и с психологами. Есть такие области человеческой жизни, в которых без них просто не обойтись. Ведь если у ребенка с детства много проблем в семье, его унижали, ему грубили, возможно, били, груз этих последствий он понесет с собой по жизни дальше. А психолог сможет помочь ему проработать эти ситуации и отпустить их. Так зачем же избегать их? Ведь, если у нас болит зуб, мы же идем к зубному, а не тянем до последнего. Хотя…

И напоследок хотелось бы напомнить отцу Павлу, который так любит Священное Писание, слова из книги премудрости Иисуса, сына Сирахова: «Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего – врачевание” (38:1).

Подписывайтесь на канал Предание.ру в Telegram, чтобы не пропускать интересные новости и статьи!

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен!

Автор статьи: Сергей Быструшкин

Редактор портала «Живое Предание».

  • ДУШЕВНЫЕ И ТЕЛЕСНЫЕ НЕДУГИ

    Старец всегда, независимо от того, насколько серьезна была телесная болезнь человека, в первую очередь обращал внимание на болезнь его души. Многие из приходящих к отцу Порфирию больных настойчиво просили его помолиться только лишь об избавлении их от телесного недуга. У них не хватало терпения переносить свои немощи. Эти люди полагали, что если они не поправятся и болезнь примет затяжной характер, то это поколеблет их веру во Христа и в конце концов приведет их и к душевному расстройству. Но, по словам Старца, все было наоборот: грех, неосознанная ими болезнь души, омрачал их взор, и они не замечали высшего вразумляющего значения их телесного недуга, который попустила им любовь Божия. Старец знал, что если он будет молиться только об их телесном здравии, то он им не поможет, потому что в своей основе они так и останутся неисцеленными. Он всегда старался соединить лечение тела с лечением души.

    Один христианин, врач-психиатр, выступая на религиозном собрании, сказал: «Я, будучи психиатром, являюсь врачом не души человека, но его нервной системы. Разъясню подробнее. Душевно больным человеком является лишь нераскаянный грешник, потому что душа заболевает только тогда, когда человек совершает грехи и не кается. Один лишь Христос является врачом душ человеческих. Но по благодати Божией и святые обладают знанием души. Они познают как свою душу, так и души других. Не достигший святости, страстный человек, не обладающий познанием ни своей души, ни душ других людей, может ли быть врачом душ? Христос и по благодати Христовой святые Его, которым под силу труднейшее — исцеление души, могут справиться и с куда более «легкой» задачей и исцелить тело, если его здоровье пойдет на пользу душе.

    Телесные немощи служат неизреченному промыслу любви Божией. Здесь уместно вспомнить примитивное простонародное мнение, что болезнь — это наказание Божие за грехи, а здоровье — награда за добродетели. Но в действительности может быть совсем наоборот. Так, весьма многие святые бывают отягчены многими телесными недугами, а многие люди, живущие во грехе и далекие от покаяния, никогда не болеют. Конечно, никто не отрицает, что разбитая греховными страстями душа является плодородной почвой для развития многих телесных недугов. И наоборот, умиротворенная, преисполненная Божественным умилением душа создает необходимые предпосылки как для своего собственного исцеления, так и для исцеления тела. Однако в конечном счете здоровье каждого человека, которое, как морская волна, то приходит, то уходит, служит педагогическим целям Божиим, скрытым от нас, но открытым святым Его».

    ЛЕКАРСТВА. ХРИСТОС. ВРАЧИ

    Старец не отвергал лекарства, но не отводил им первое место в деле лечения больного. Однажды он спросил меня: «Что такое лекарство?» Я ответил: «Некий химический состав, который мы принимаем, чтобы выздороветь». Мой ответ его не удовлетворил. «Скажи мне, что такое лекарство? Само это слово тебе ни о чем не говорит?» Я не нашелся, что сказать ему в ответ. Тогда Старец продолжил: «Лекарство, чадо мое, означает яд. Не думай, что лекарства всегда приносят только лишь пользу. Они еще и вредят. Почему мы принимаем лекарства? Потому что болеем. А почему мы болеем? Потому что нервничаем. А почему мы нервничаем? Потому что грешим. Но если мы позволим Христу вселиться в нашу душу, тогда отбегает грех, отбегает нервозность, отбегает болезнь, и мы выбрасываем лекарства»…

    Во время одной из наших встреч Старец сказал мне: «Когда нас одолевает болезнь, мы, чтобы избежать ошибок, должны прислушиваться к рекомендациям врачей и вести себя разумно. Но прежде всего мы должны следовать воле Божией и иметь полное доверие к Его любви». Старец всегда знал, как привести к равновесию и гармонии высокую духовную задачу, поставленную перед человеком, и его телесные потребности.

    РЕВНОСТЬ И ОНКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

    Одной сестре Старец сказал:

    «Женщины, которые ревнуют своих мужей, очень часто заболевают раком. По этой причине заболевают даже жены священников. Причиной всех болезней являются раздражительность и нервозность. Они провоцируют образование даже камней в почках».

    ГРЕХ ВНОСИТ БЕСПОРЯДОК В РАБОТУ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОРГАНИЗМА

    — Геронда, я часто принимаю лекарства. А вы, насколько мне известно, не пьете даже кофе.

    — Я тебе уже об этом говорил. Когда христианин с полным доверием предает себя Господу, то Он ниспосылает мир и покой и в тело человека, в его внутренности. В результате — внутренние органы и железы начинают нормально функционировать, и мы, освобождаясь от того, что нас ранее беспокоило, снова обретаем здоровье.

    Грех, раздражительность и эгоизм ведут то к чрезмерной активности, то к спаду интенсивности работы организма, следствием чего является появление болезней. Организм сам знает правильный средний путь и стремится к тишине и покою. Вот, например, когда у меня была язва, врач дал мне одно лекарство, оно называлось Zantac. Как только я его принял, боль тут же утихла. «Вот как! — сказал я себе. — Это нехорошо. Значит, это лекарство где-то в другом месте нанесет вред организму». И больше я его не принимал, предпочитая лучше терпеть боль.

    БОЛЕЗНЬ — ЭТО БОЖИЕ ПОСЕЩЕНИЕ

    Что касается себя самого, то Старец молился только лишь о спасении своей души. И больше ни о чем. Даже когда он был тяжело болен, когда многочисленные, неизлечимые, мучительные болезни, годами изнуряющие его тело, ставили Старца на тонкую грань между жизнью и смертью, даже тогда он не отступал от своего правила. Он никогда не молился Богу об исцелении своих собственных недугов. Потому что, как сам отец Порфирий говорил, болезнь — это Божие посещение. И горе тому человеку, которого Бог не посетит. Он теперь уже потерян для Бога. Здоровый и богатый находятся далеко от дверей Рая. Как богатому, так и здоровому в равной степени угрожает опасность так и не войти внутрь — остаться вне брачного чертога.

    Однако то, чего сам Старец никогда не делал для самого себя, он просил и ждал от нас, его духовных детей. «Молитесь за меня, — говорил он, — потому что я очень грешен и один, будучи отягощен столькими болезнями, не в силах понести все бремя моих беззаконий. Просите Бога, чтобы Он призрел на меня и поддержал меня». Однажды я застал Старца тяжело больным. У него не было сил не только меня поприветствовать, но даже просто вытереть пот, от сильной боли выступивший у него на лбу. Я был вынужден сказать ему:

    — Вы, Геронда, совершили такое великое множество чудес. Насколько мне известно, Вы исцеляли неизлечимо больных, даже больных раком. Наконец, Вы имеете такое дерзновение к Богу, какое я не знаю, есть ли у кого другого на земле. Почему Вы, с Вашим дерзновением, не умолите Бога избавить Вас от этих болезней?

    — Этого, дитя мое, я не сделаю никогда!

    — Но почему? Вы же не просите у Бога ничего плохого?

    — Потому что я не хочу принуждать Бога!

    Следует заметить, что во время этого тяжкого испытания я не услышал из его уст ни единого слова недовольства, негодования, жалобы. Он не говорил о своей болезни, не выражал ни малейшей досады на такое тяжкое испытание, которое попустил ему Богочеловек Иисус. Напротив, бесчисленное число раз я слышал, как Старец произносил два своих самых любимых слова: «Иисусе мой! Иисусе мой! Иисусе мой!»

    БОЛЕЗНЬ СТАНОВИТСЯ НАСТОЯЩИМ БЛАГОДЕЯНИЕМ

    Старец Порфирий считал болезни великим благословением Божиим. Как известно, он сам был очень болезненным человеком. Бог попустил, чтобы блаженный Старец был испытан многими недугами. Больше всего отец Порфирий страдал от страшных головных болей, вызывающих обморочные состояния, когда он уже не мог общаться с людьми. Однако неоднократно, когда того требовала настоятельная необходимость, Старец, даже будучи близок к обмороку от боли, продолжал, по благодати Божией, разговаривать и давать свои советы людям. Он пренебрегал своей болезнью и заботился только лишь о преуспеянии и спасении ближних. Сквозь призму немощей и боли отец Порфирий видел явление Бога в человеке. Когда человек страдает, он явственно ощущает свою немощь. Он не может найти для себя опору в самом себе, потому что сила его покинула. Но он стремится преодолеть эти трудности и вручает себя любви и человеколюбию Божию. Общение с Богом через непрестанную молитву, предание своей жизни в руки промысла Божия дают бытию человека настоящую силу, исходящую от Бога и ведущую ко спасению. То есть к единению с Богом и причастию жизни Троичного Божества.

    Когда мы спрашивали Старца о том, как он себя чувствует, он нам отвечал. Переживая столь тяжелое испытание, он находил в себе силы, чтобы открыть нам великую истину: «Бог нас любит безмерно и хочет, чтобы мы стали для Него своими, чтобы мы полностью предали Ему самих себя». «Весь живот наш Христу Богу предадим». Больному легче предать себя в руки Божий, потому что болезнь отнимает у нас уверенность в своих собственных силах. И тогда наш недуг становится для нас настоящим благодеянием. Поэтому Старец и говорил: «Не просите Бога о том, чтобы выздороветь. Он знает, что для вас полезно, и действует по Своей бесконечной любви, которую Он имеет к человеку».

    МОЛИТЕСЬ О ТОМ, ЧТОБЫ Я СТАЛ ХОРОШИМ, А НЕ О ТОМ, ЧТОБЫ МНЕ БЫЛО ХОРОШО

    Одна девушка, духовное чадо Старца, в тот день, когда отцу Порфирию оперировали катаракту на глазу, взяла с собой других девушек, и они пошли в лес. Там, проливая потоки слез, девушки молились об исцелении своего Старца. Спустя какое-то время отец Порфирий пригласил к себе эту девушку и спросил: «Почему ты собираешь сестер, и вы плачете обо мне в лесу?» — «Потому что, Геронда, — ответила она, — мы хотим, чтобы Вы исцелились». И что же ей ответил Старец? «Молитесь о том, чтобы я стал хорошим, а не о том, чтобы мне было хорошо», — сказал он.

    Иеромонах Андрей — врач-дерматолог, незадолго до своей смерти принявший монашеский постриг на Святой горе, когда был клириком храма святого Георгия в местечке Неа Палатия в Оропосе, часто навещал Старца. Однажды он, как врач-дерматолог, попросил у отца Порфирия разрешения посмотреть его руку. На правой руке у Старца, вдобавок к остальным его болезням, была повреждена кожа, так что одно время он даже заматывал эту руку бинтами. Этот случай я передаю так, как мне рассказал его сам отец Андрей.

    Старец дал ему осмотреть свою руку. После этого отец Андрей купил мазь и принес ее отцу Порфирию. «Пользуйтесь этим кремом, Геронда, — сказал он, — и через несколько дней ваша рука станет совершенно здоровой». » Отец Андрей, — ответил Старец, — это воспаление на руке мне попущено Богом. И теперь ты пришел, чтобы забрать у меня то, что дал мне Бог». Сказав это, отец Порфирий отказался взять мазь.

    Я БОЛЕН, НО Я СЧАСТЛИВ

    — Где у Вас болит, Геронда?

    — Везде.

    — Что мне делать, Геронда, чтобы обрести радость в жизни?

    — Читай Священное Писание, ходи в церковь, имей духовника, причащайся Святых Тайн, — одним словом, будь доброй христианкой. Тогда ты найдешь ту радость, которую ищешь. Ты видишь, что я сейчас болен, но я счастлив. Так и ты, когда немного приблизишься ко Христу, обретешь радость в своей жизни.

    МОЛИТВЫ ОБ УСПЕХЕ ОПЕРАЦИИ

    Одна наша очень хорошая знакомая, очень благочестивая женщина, сильно заболела. Когда ей сказали о том, что необходима операция, она стала подавать записки священникам, монахам и по монастырям, чтобы за нее молились. Когда мы попросили и Старца помолиться о болящей, он сказал: «О! Сколько молитв об ее исцелении, как я вижу, восходят к Богу!» По молитвам церкви операция прошла удачно, и эта женщина поправилась.

    Я ОСЕНИЛ ЕЕ КРЕСТНЫМ ЗНАМЕНИЕМ, И ОНА ИСЦЕЛИЛАСЬ

    Отец Порфирий рассказывал: Как-то раз ко мне пришла одна монахиня. Заметив у нее на руке опухоль величиной с грецкий орех, я сказал ей:

    — Давай я покажу тебя профессору (тогда я служил в храме при поликлинике).

    — Я пришла сюда не для того, чтобы показаться профессору, но чтобы повидать Вас, Геронда — ответила она.

    Я благословил ее, перекрестил ее руку и отослал обратно в монастырь. Вскоре опухоль рассосалась.

    Во время исповеди одной женщины моим душевным очам было открыто, что у нее рак груди.

    — Ты здорова? — спрашиваю я ее. — У тебя что-то есть.

    — Да, Геронда. Но я стесняюсь сказать о своей болезни.

    — Иди сейчас в такой-то кабинет, это здесь рядом, к такому-то врачу, и попроси его от моего имени, чтобы он тебя осмотрел, а затем возвращайся и расскажи мне о результатах.

    Когда она вернулась, то сказала, что у нее действительно обнаружили раковую опухоль. Врачи отправляли эту женщину на обследование, и через три дня она должна была лечь на операцию.

    Тогда я опустился на колени, сказал ей, чтобы она тоже стала рядом, и велел творить про себя молитву. Я тоже стал молиться про себя. Затем, осенив эту женщину крестным знамением, я, согласно рекомендации врачей, отослал ее на обследование.

    Когда спустя три дня она пришла на операцию, то оказалась совершенно здоровой. Опухоль бесследно исчезла.

    Врач, сам не свой, спускается ко мне в храм и говорит:

    — Геронда, что ты такое сделал этой женщине, что она стала совершенно здоровой? Если бы три дня назад я своими глазами не видел эту опухоль и своими руками не прощупал ее, я бы ни за что не поверил, что она у нее была.

    — Многое видят мои глаза, — закончил Старец. — Множество чудес. Благодать Божия действует по вере людей.

    Верь, что и в наше время случаются чудеса. Потому что «Христос вчера и сегодня и во веки Тот же».

    Я ПОМОЛЮСЬ ЗА ТЕБЯ, И ТЫ ПОПРАВИШЬСЯ

    — Я ждал тебя! Ты не поверила не только моим словам и уверениям, но даже и моим молитвам. Ну что с тобой будешь делать, благословенное чадо? Ты прервала свой отпуск, который так тебе необходим, и спешно приехала, чтобы повидать меня? Говоришь, что мои молитвы не достигали до тебя, и поэтому ты пришла сюда?

    Такими словами встретил Старец одну студентку, желая таким образом показать свое неудовольствие тем, что она так маловерна. Затем он сказал:

    — Ну, теперь расскажи мне, что тебе сказали проводившие обследование врачи?

    — То же самое, что говорили и Вы, Геронда. Дело плохо! Это рак! — тут она разрыдалась.

    — Что ты плачешь? Где твоя вера в Бога? Ты даже забыла то, что я говорил тебе по телефону. Или, может быть, в твоей головке зародилась мысль, что раковая опухоль… сильнее Бога? Если так, то ты делаешь большую ошибку. Нет ничего превыше нашего Господа. Он, и только Он — над всем! И от Него зависит всё! Итак, хватит слез. Я хочу видеть своих детей не печальными и несчастными, а радостными и счастливыми. Ну давай я, как обещал, прочитаю тебе молитву, и тогда ты увидишь, как быстро твое здоровье пойдет на поправку.

    Так и случилось. Отец Порфирий начал читать молитву, что заняло достаточно много времени, одновременно осеняя крестом место опухоли. Старец с такой силой прикладывал крест к больному месту, что он оставлял на коже видимые отпечатки. Его вера была так сильна, что результат неизбежно должен был оказаться положительным.

    По окончании молитвы отец Порфирий получил от Бога извещение. Его святой лик весь светился от радости. Его прошение было услышано. Великий Бог, в Которого он так сильно верил, Которому поклонялся и Которому с такой самоотверженностью служил не одно десятилетие, призрел на его горячую молитву и совершил великое чудо. Болезнь была побеждена.

    В один миг больная стала здоровой. Старец заглянул ей в глаза и тут же заметил в них перемену. Вместо слез в них засветилась радость. Место отчаяния в них заняла надежда. Угрюмость уступила место улыбке, болезнь — здоровью, и, наконец, смерть — жизни! Действительно, сколь прекрасны плоды веры.

    — А что же стало с опухолью, которая была уже размером с яйцо? — осмелился я спросить, когда рассказ был закончен.

    — А ты что думаешь?

    — Я Вас спросила…

    — А я спрашиваю тебя.

    — Но…

    — Что ты хочешь? Она почти пропала, исчезла, улетучилась. Ушла туда, откуда и пришла… Через несколько дней нельзя было даже понять, на каком месте она была. Ты знаешь, Кто такой наш Бог? Кто Он?

    — Создавший все и изменяющий все по Своему изволению.

    — Верно! Так и есть. Благословение мое да пребудет с тобою.

    Я БЫЛ ОЧЕНЬ БОЛЕН. БЫЛО ЧУДЕСНО

    Старец открывал нам тайны Божий не только в своих беседах. Пример его жизни был для нас также ярким откровением Божественных Тайн. Несомненно, что сила Господня «совершается в немощи». В телесных недугах отца Порфирия открывались дивные дела Божий, и прославилось Его Имя. Терпеливым перенесением своих болезней Старец посрамил диавола и стал верен до смерти» Богу, не преследуя при этом никаких корыстных целей, но лишь из одной любви к Нему. В этом он подражал Иову, который был ((непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла». Старец посмеялся над хвастливыми речами сатаны и еще раз показал свою великую любовь к Богу, которая ((никогда не перестает». Бог попустил диаволу искушать отца Порфирия телесными недугами, и он с самоотверженностью любящего чада принял это испытание. Его самоотвержение помогает нам хоть немного понять сказанные им слова — выражение его удивительного опыта: «Я был очень болен. Я сильно страдал. Это было чудесно».

    Старец не хотел просто болеть — быть сраженным страданиями и испытывать болезненное саможаление от своего поражения. Напротив, он героически переносил каждое сатанинское уязвление, побеждая его силой Христа, чтобы, подобно святым мученикам, воспарить над истерзанным телом еще более душевно здоровым.

    РАКОВАЯ ОПУХОЛЬ СТАРЦА И ЕГО СВЯТОЕ ТЕРПЕНИЕ

    Когда после обследования врачи сказали мне, что у меня рак, я обрадовался и сказал: «Слава Тебе, Боже. Прошло столько лет, а Ты не забыл моей просьбы». У меня опухоль вот здесь, в гипофизе. Она растет и давит на оптический центр. Поэтому у меня стало падать зрение.

    Одним глазом я немного вижу свет, а другим вижу людей, но лица уже не разбираю, вижу лишь силуэты. Язык у меня стал несколько толще и длиннее, так что он уже мешает мне во рту, и у меня изменился голос. Боли бывают страшные. Тогда я вооружаюсь терпением и начинаю молиться. Но при очень сильных болях даже молиться становится невозможно. Однако я не ропщу и не жалуюсь.

    — Геронда, принимайте какие-нибудь болеутоляющие средства, тогда Вам будет легче.

    — Болеутоляющее я не принимаю, но говорю себе то, что ты уже слышал: «Разве Христос не знает, что мне больно? Знает». Итак, я с терпением несу Крест Христов. Как ты на это смотришь? Я тебе все рассказал. Может быть, некоторые считают меня ненормальным? Мне нравится это безумие, но я не обязываю тебя делать так же, как я. Ты поступай так, как считаешь нужным, как можешь. А для себя я выбрал этот путь…

    Я люблю тебя, чадо мое, ты это знаешь?

    — Да, Геронда, знаю. И я Вас люблю и прошу Бога, чтобы Он Вашими святыми молитвами помиловал меня.

    — В болезни я прошу Бога, чтобы он умилостивился надо мной и простил грехи мои. Когда человек достигает состояния, которое он имел до грехопадения, тогда Бог не попускает ему болезней. Когда Бог захочет, то в один миг может сделать нас здоровыми. Но это не просто. И понимают это только те, кто может вместить.

    Я НЕ ПРОШУ БОГА ОБ ИСЦЕЛЕНИИ

    Теперь у меня стали отниматься ноги, они меня уже не держат. Я могу передвигаться только немного здесь, по келье. Еще я стал все забывать, ухудшилась память. Но я не прошу Бога о том, чтобы Он исцелил меня, а только чтобы Он простил мне мои прегрешения.

    Часто я думаю о тебе и молюсь Иисусовой молитвой: «Господи, Иисусе Христе, помилуй меня» и за тебя. Звони мне почаще.

    ИСКРЕННЕ ПРЕДОСТАВЬ СВОЮ БОЛЕЗНЬ НА ВОЛЮ БОЖИЮ

    Во время одной из наших встреч Старец сказал мне: «Ты знаешь, что надо делать, когда ты болеешь? Надо просить Бога, чтобы Он простил тебе твои грехи. И Бог, поскольку ты, будучи преисполнен страдания, со смирением будешь обращаться к Нему, простит тебе грехи и исцелит и твое тело. Но будь внимателен: никогда не молись с задней мыслью, не говори: «Боже мой, прости мне грехи мои», в то время как твой ум всецело занят твоим телесным недугом. Такая молитва не будет иметь результата. Когда ты встаешь на молитву, забудь о своей телесной немощи, принимай ее как епитимью, наложенную для отпущения твоих грехов. И не беспокойся о том, что будет дальше. Предоставь это Богу, Он знает что делает».

    Так просто Старец объяснил мне, что болезнь тела является следствием болезни души, то есть следствием моих грехов. Полученное же вследствие смиренной молитвы прощение Богом грехов приносит душе исцеление, а со временем, когда Бог благоволит, исцеляется и тело. Старец подчеркивал, что мы должны молиться просто, не имея никаких задних мыслей. В молитве нужно просить только отпущения грехов. Потому что для уврачевания болезни нужно сделать лишь одно — устранить ее причину.

    Молитва, совершаемая не в простоте, когда больной просит о прощении грехов только для того, чтобы получить лишь телесное здравие, бывает безрезультатна по причине корыстолюбивого намерения больного.

    Согласно мнению отца Порфирия, Христос, отвечая на смиренное прошение недугующего об отпущении грехов, на его бескорыстную веру в Его великую милость, вначале делает более трудное, а затем, когда Он сам сочтет нужным, переходит к более легкому. Сперва Бог врачует корень — болезнь души, грех; а затем ветви — болезнь тела.

    В РЕЗУЛЬТАТЕ РАКОВЫХ БОЛЕЗНЕЙ НАПОЛНИЛСЯ РАЙ

    Во время беседы со своими духовными чадами Старец сказал:

    — Лекарство от рака очень простое. Врачи пользуются им ежедневно, оно постоянно у них под рукой, как мне это, по благодати Божией, известно. Но Бог не открывает им это средство, потому что в последнее время в результате раковых болезней наполнился Рай!

    БОЛЕЗНИ СТАЛИ ДЛЯ НЕГО ПОПРИЩЕМ ДЛЯ СТЯЖАНИЯ ДОБРОДЕТЕЛЕЙ

    Бог, по неизъяснимому Своему промыслу, соединил воедино спасение Старца и тысяч его духовных чад с его болезнями и необходимостью их исцеления. С годами недуги отца Порфирия множились и становились для него поприщем для стяжания добродетелей. Однажды, зайдя к Старцу и увидев, что ему сильно нездоровится, полный жалости я спросил его:

    — Вы болеете, Геронда?

    — Да, очень сильно.

    — Где у Вас болит?

    — Везде.

    — Что у Вас, Геронда?

    — Легче сказать, чего у меня нет! Столько болезней, что я и сам не знаю, что у меня. Моя жизнь висит на волоске.

    Но этот волосок держал Бог и на протяжении десятилетий не позволял ему оборваться. И Он так делал не столько для Старца, потому что тот всегда был готов оставить этот мир, сколько для нас. Мы же, по нашей нерадивости, были чужды достойного приготовления к вечности. Отец Порфирий был нам необходим, и он знал это. Поэтому Старец молился, чтобы еще ненадолго остаться с нами здесь, на земле. Об этом молились и сотни его духовных чад. Сестры монастыря не жалея сил, днем и ночью проявляли свою заботу об отце Порфирий. Однажды он сказал: «Неоднократно я отправлялся в небо, но ваши молитвы возвращали меня обратно». Борьба не на жизнь, а на смерть шла и во время операции на почке, и во время тяжелого инфаркта миокарда, и во время неудачной операции катаракты…

    Когда у Старца была катаракта, врачи от него практически отказались. У больного, в результате того, что на протяжении многих дней он оставался без пищи, началось желудочное кровотечение. Его многострадальное тело превратилось в скелет, обтянутый кожей. Лежать для больного было опасно, и Старца, испытывающего ужасные боли, держали в вертикальном положении, как распятого.

    НАДЕЙСЯ НА БОГА И СПАСЕШЬСЯ

    Когда Старец после очередной болезни начал восстанавливать свои силы и стал принимать посетителей, я зашел к нему. Слова отца Порфирия, сказанные тихим, слабым голосом изумили меня: «Когда я был молод, — сказал он, — то молился Богу о том, чтобы если Он когда-либо попустит мне заболеть, то чтобы этой болезнью был рак. Ты знаешь, рак — это самая лучшая из всех болезней. Другие заболевания ты не принимаешь всерьез, надеешься, что скоро поправишься, и поэтому, обычно, внутренне ничуть не меняешься. Однако когда ты знаешь, что у тебя рак, тогда ты говоришь сам себе: «Вот и все. Вот и конец. Не надо себя обманывать. Теперь уже я ухожу». Люди не могут тебе помочь, ты в одиночестве стоишь пред Богом. Единственная твоя надежда — в Нем. Ты хватаешься за эту надежду и спасаешься. После моей неудачной операции на глазу и после применения огромных доз кортизона я ощутил в голове как бы взрыв. Мне показалось, что мой череп разорвало на мелкие части. Боль была страшная. Я подумал, что Бог услышал мое старое прошение, и это рак. Но, увы… Ты знаешь, я прекратил эту молитву о попущении мне рака после того, как рассказал о ней одному епископу, и он меня упрекнул, сказав, что за этой молитвой кроется эгоизм. Но боль была очень сильной. Это было прекрасно».

    1. Мелехов ДЕ. Психиатрия и проблемы духовной жизни. Синапс. 1991;1:47-55.

    4. Пашковский ВЭ. Психопатологические аспекты религиозно-архаического бреда. Психическое здоровье. 2010;7:77-84.

    9. Тиганов АС. Психиатрия: Руководство для врачей. В двух томах. М.: ОАО «Издательство «Медицина»; 2012.

    10. Двойнин АМ. Психологические особенности религиозной личности, влияющие на реабилитационную работу с больными, страдающими психическими расстройствами. Психиатрия. 2016;72(2):50-54.

    12. Баскакова СА. Современные представления о способах совладания с психическими расстройствами. Социальная и клиническая психиатрия. 2010;2:88-96.

    13. Воскресенский БА. Некоторые аспекты проблемы «религиозность и психические расстройства». В сб. «Религиозность и клиническая психиатрия». 2017:124-129.

    15. Кондратьев ФВ. Религиозность психически больного — методологические проблемы ее понимания. В сб. «Религиозность и клиническая психиатрия». 2017:175-180.

    16. Бровченко КЮ. Особенности религиозного поведения у больных шизофренией с религиозно-мистическими переживаниями. В сб. «Религиозность и клиническая психиатрия». 2017:120-124.

    17. Vie J. La vieillesse des dements precoce. Ann. Med. Psychol. 1935;15(2):190.

    18. Ястребов ВС. О некоторых вариантах поздних ремиссий при приступообразно-прогредиентной (шубообразной) шизофрении. Журнал невропатологии и психиатрии имени С.С. Корсакова. 1973;1:66-70.

    20. Голубев СА, Каледа ВГ. Типологические варианты, определяющие клинико-психопатологическую картину юношеской шизофрении на этапе отдаленного катамнеза. В сб. «Религиозность и клиническая психиатрия». 2017:81-84.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *