Прове — славянский бог правосудия

Общепринятым символом правосудия издавна стала Фемида. Но у разных народов бытовали свои символы и мифологические персонажи, олицетворяющие суд, право и справедливость.

У северных славян был свой персонифицированный символ правосудия — Прове, или Проно.

В пантеоне славянских божеств Прове занимает скромное место, и ныне мало кто знает о его мифологическом существовании. Но эта фигура весьма характерна.

Свое имя Прове получил от языкового корня (а именно от индоевропейской морфемы) «вед» — знание, видение. Вот такая обратная цепочка: Прове — проведать — ведать — знать.

Истукан Прове стоял на дубовом столбе, держал в одной руке обломок камня, в другой — копье, а на шее у него висела цепь. Прове был крайне длинноух, голову венчал венок. Столб окружали многоликие и «глазастые» идолы.

Принято было совершать у истукана жертвенное волхование, и волхв сообщал собравшимся волю этого божества.

Каково же символическое значение предметов, а также внешности истукана и его идолов?

Дубовый столб символизирует власть, крепость, благородную твердыню положения. Интересно, что родственное латинскому слову lex (закон) illex означало «падуб», «каменный дуб». Возвышенное положение (на столбе) — высота статуса и исполняемой миссии, неучастие в мирской суете.

Длинные уши говорят о том, что Прове все слышит. Его помощники — идолы — многолики и глазасты, ибо они внимательно взирают во все стороны, следя за поступками людей.

Обломок камня символизирует преступление и обвинение (сравни с библейским камнем обвинения).

Копье символизирует наказание. Причем в отличие от меча образ копья в наибольшей степени сочетается с такими понятиями, как цель, точность и неразрушительность. Этой неудачной формулировкой я хотел выразить тот факт, что меч разрубает (это символ возмездия, кары), а копье достигает (простой символ неотвратимости наказания). Кстати, топор символизировал бы здесь мстительное отмщение.

Цепь символизирует, с одной стороны, причинно-следственные связи и «кармические» последствия поступков, а с другой — процесс расследования с его последовательностью в распутывании деяний, ибо, перебирая одно звено за другим, Прове добирается до истины и виновника.

Фемида и атрибуты правосудия

Фемида — общепризнанный символ правосудия; ее изображают на эмблемах, ее изваяния осеняют здания судебных присутствий. Теперь так называется и высшая национальная юридическая премия, одной из номинаций которой является «Нотариат».

Слово «Фемида» стало нарицательным: когда, например, говорят «российская Фемида», мы понимаем, что речь идет о российском суде, правосудии.

Фемида — древнегреческая богиня права и законного порядка; в пантеоне божеств Фемида — титанида, дочь Урана и Геи, была первой женой Зевса, и от этого брака родились «горы» и «мойры». Одной из дочерей Фемиды была гора Дике — богиня справедливости. Зевс вершил правосудие только в присутствии Дике и Фемиды. Фемида никогда не восстает против Зевса, объявляет его решения, дает благие советы. Стоит она всегда по правую руку олимпийского владыки.

Главными атрибутами Фемиды являются меч и весы, ныне повсеместно используемые судебными и правоохранительными органами в своей эмблематике. Здесь необходимо отметить, что уже давно произошло смешение образов древнегреческой Фемиды и римской Юстиции, и справедливее называть облеченную в мантию женщину с весами, мечом и повязкой именно Юстицией, поскольку у Фемиды еще не было повязки и римская богиня ближе к современному образу. Однако, учитывая традиционность представлений и тот факт, что Юстиция — усовершенствованная римская копия Фемиды, этими соображениями можно пренебречь.

В римской мифологии понятия справедливости и права не разделены так, как в древнегреческой, где соседствуют Дике и Фемида. Эти понятия здесь сливаются и персонифицируются в образе богини правосудия и справедливости Юстиции. Римляне добавили своей «юридической» богине повязку на глаза — это весьма существенное дополнение.

Фемида — статная, достойная женщина, облеченная в мантию. В левой руке она держит весы, в правой — обоюдоострый меч. Глаза ее закрыты повязкой.

Таким образом, атрибутами богини правосудия Фемиды являются весы, меч, мантия, повязка на глазах, причем первые два — главные атрибуты, и притом настолько древние и фундаментальные, что было бы неверным приписывать их открытие в качестве символов древним грекам.

Рассмотрим более подробно символизм атрибутов богини правосудия Фемиды.

Весы — древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, вина и невиновность. Строгость и справедливость правосудия предполагают и точное взвешивание деяний. В древних мифологиях владыки загробного мира взвешивали добрые и злые поступки людей, и посмертная их судьба зависела от того, какая чаша перевесит. Весы находятся в левой руке богини — левая сторона тела считается воспринимающей.

Меч — символ духовной силы, воздаяния; в руках Фемиды он символ возмездия. Меч держится острием вверх, что указывает на «волю небес», высшую справедливость, а также на постоянную готовность его применения. Меч богини — обоюдоострый, поскольку закон не только карает, но и предупреждает. Держащая его рука — правая: это сторона действия, символ силы, «правого дела».

Мантия — торжественное, ритуальное одеяние, предназначенное для совершения в нем определенной церемонии, действа, в данном случае правосудия. Переодевание призвано обеспечить духовный переход в соответствующее ритуалу состояние. Одеяние должно соответствовать характеру действа, поэтому так важно судье облачаться в мантию, оставляя цивильное платье для мирских дел.

Повязка на глазах богини символизирует беспристрастность. Судья не взирает на самих тяжущихся, на их имущественное и социальное различие, а лишь внемлет фактам и правде, выслушивая обе стороны. Правосудие не видит различия между людьми, оно слепо в том смысле, что воздает лишь по праву.

Архетипический образ правосудия в виде женщины с весами и мечом входит в колоду магических карт Таро, содержащих, как принято считать, символы главных действующих сил мироздания. Таким образом, символы правосудия являются очень древними.

В мировой мифологии, а также в современной эмблематике существуют и другие символы правосудия, но их рассмотрение выходит за рамки настоящей статьи.

Братья, пожалуйста, позвольте мне обратиться к прошлому неформально и с благодарностью. Постараюсь сделать это просто, в разговорном стиле, приведя несколько воспоминаний, несколько маленьких жизненных уроков – ничего эффектного. Будут также отдельные выражения, устойчивость которых объясняется их краткостью. Главное в этих воспоминаниях – то, как милостивый Господь побуждает нас тянуться. (Мороний 10:3).

Отцы и сыновья, если хотя бы какое-то из этих воспоминаний может быть «применимо” к вам (см. 1 Нефий 19:23), вы можете потом обсудить это друг с другом.

1. Перенесемся на 60 лет назад. Из протоколов Уэндамерского прихода, входившего в кол Грэнт, следует, что 4 июня 1944 года причастие было благословлено моими друзьями Уордом Джексоном, Артуром Хиксом и мною для паствы, состоявшей из 141 человека. Потом я отправился на войну. В мае 1945 года я снова благословлял причастие, но теперь уже в окопе на Окинаве для паствы, состоявшей из единственного человека – меня!

Обучение моей юности проявляло себя без фанфар, и я лишь отчасти ценил тогда некоторые его моменты, воздерживаясь в тех условиях от кофе, когда вода была на вес золота, да и та перенасыщена хлоркой.

Не знаю, что вас ждет впереди, молодые люди, но «Пристегните ваши ремни” и твердо держитесь своих принципов!

2. В детстве в Первоначальном обществе мы исполняли песенку «Отдай, поет ручей” (Children’s Songbook, 236) – несомненно вдохновляющую, но не слишком насыщенную теологией. Нынешние дети, как вы знаете, поют более сосредоточенную на духовном песню «Я быть, как Иисус, стараюсь” (Children’s Songbook, 78–79.)

3. Тогда, в семейной, общинной, приходской и школьной жизни мы все были бедны – правда, мы не знали об этом. Мы позволяли друг другу расти, ошибаться и начинать развивать хоть какие-то духовные рефлексы. Сегодня же некоторые беспокойные родители, похоже, настаивают на бесконечном выдергивании маргариток, чтобы посмотреть, как там дела с корнями.

4. Братья мои по священству, молодые и старые, будьте благодарны за тех в вашей жизни, кто любит вас настолько, чтобы поправлять вас, напоминать вам о вашем статусе и возможностях, даже если вы и не хотите, чтобы вам о чем-то напоминали.

Один милый и теперь уже покойный друг попенял мне однажды, много лет назад, когда я сказал какую-то колкость: «Ты бы вполне мог обойтись без этих слов”. Его остроумный укор прозвучал мягко, показывая, что даже замечания можно делать с любовью.

5. Когда любимые являют собой пример, это особенно запоминается. Моя сестра Лоис, совершенно слепая от рождения, не просто справлялась со своими проблемами, но и прекрасно служила школьной учительницей в течение 33 лет. У нее был тот самый рефлекс, свойственный душам пионеров, которые, не говоря ни слова, брали ручные тележки и отправлялись на Запад, – рефлекс, который так нужен всем нам. Так что, если на вашу долю выпадают различные испытания, вкушайте от горькой чаши жизни – и не ожесточайтесь.

6. Вскоре после возвращения со Второй мировой войны мне показалось, что пора «выполнять обещанное” (Robert Frost, «Stopping by Woods on a Snowy Evening,” in The Poetry of Robert Frost, ed. Edward Connery Lathem , 225) то есть ехать на миссию, причем немедленно. Я никак не мог дождаться епископа. И, следуя своей детской привычке перепрыгивать через ступеньки, я отправился к епископу домой и сказал, что скопил денег и собираюсь поехать, то есть «взять быка за рога”. После некоторых колебаний добрый епископ сказал, что и сам собирался предложить мне поехать.

Прошли годы, и я узнал от преданного приходского секретаря того епископа: епископ думал тогда, что хорошо бы мне еще немного побыть с семьей после того, как я провел вдали от дома десятую часть своей жизни. Слушая это, я ругал себя за то, что был так скор на решения (См. Bruce C. Hafen, A Disciple’s Life: The Biography of Neal A. Maxwell , 129–30.)

Неудивительно, что мудрый отец старейшины Генри Айринга заметил, что у Господа была совершенная Церковь, пока Он не впустил в нее всех нас!

7. Два подходящих воспоминания для молодых отцов.

Когда я сам был таковым, мне как раз позвонили по телефону и сообщили, что в аварии погиб мой друг. Я сидел в гостиной; по моим щекам бежали слезы. Наш маленький сын Кори проходил по коридору и увидел мои слезы. Я понял: он разволновался, подумав, что эти слезы оттого, что он чем-то огорчил меня. Он не знал о телефонном звонке. Братья, мы недооцениваем, насколько искренне и часто наши дети хотят нам угодить.

8. Не обладая практически никакими математическими способностями, я мало когда, если вообще когда-нибудь был в состоянии помочь нашим детям с математикой и другими точными науками. Однажды наша дочь Нэнси, старшеклассница, попросила меня о «небольшой помощи” в связи с разбиравшимся в Верховном суде делом Флетчер против Пека. Мне так хотелось помочь после стольких неудачных попыток! Наконец-то я мог реабилитироваться. И из меня хлынуло все, что я знал о деле Флетчер против Пека. Наконец моя расстроенная дочь сказала: «Папочка, я же просила о небольшой помощи!” Вместо того, чтобы оказать ей «небольшую помощь”, я пытался утолить собственную жажду.

Мы поклоняемся Господу, Который дает нам понемножку – поучение за поучением. Поэтому, братья, даже обучая своих детей Евангелию, давайте не будем вываливать на них все разом.

9. В более поздние годы я видел, как некоторые оставляют Церковь, причем после этого никак не могут оставить ее в покое. Они часто использовали свои интеллектуальные сомнения, желая скрыть огрехи собственного поведения (см. Neal A. Maxwell, All These Things Shall Give Thee Experience , 110). Вы тоже увидите нечто подобное. Между прочим, не ожидайте, что тут прекрасно подойдут мирские решения мирских проблем. Такие решения часто напоминают то, что К. С. Льюис писал о людях, которые во время наводнения бегают взад и вперед с огнетушителями (см. The Screwtape Letters , 117–18). Только Евангелие всегда актуально, а эти заменители совершенно бесполезны.

10. Однажды, путешествуя со старейшиной и сестрой Рассел М. Нельсон, мы покинули нашу гостиницу в Бомбее, Индия, чтобы сесть на самолет до Карачи, Пакистан, а оттуда долететь до Исламабада. Когда мы добрались до того суматошного аэропорта, выяснилось, что наш рейс отменен. В нетерпении я сказал человеку за стойкой авиакомпании: «Что же вы нам теперь прикажете делать – так вот сдаться и вернуться в гостиницу?” Он сказал с величайшим достоинством: «Сэр, вы никогда не вернетесь в гостиницу”. Мы обежали весь аэропорт и нашли подходящий рейс, провели встречу в Исламабаде и даже поспали ночью. Вот так иногда бывает в жизни: нам остается только устремиться вперед и пережить несбывшиеся ожидания – отказавшись «вернуться в гостиницу”! Иначе, если мы опустим руки, это еще не раз аукнется нам в нашей жизни. К тому же Господь знает, сколько миль нам еще идти, «прежде чем мы заснем”! («Stopping by Woods on a Snowy Evening”).

11. В 1956 году, вернувшись домой после нескольких лет, проведенных в Вашингтоне (округ Колумбия), и отклонив там несколько заманчивых предложений, я получил предложение поработать в Университете штата Юта. Моя жена сказала, что мне следует его принять. Она предрекла: «Я чувствую, что если ты пойдешь туда, возможно, ты сумеешь оказать какое-то влияние на студентов”. Я нетерпеливо ответил: «Я буду печатать выпуски новостей, а не работать со студентами”. Со временем я стал епископом студенческого прихода, деканом у студентов, обучал политологии сотни прекрасных студентов. Главное, конечно же, не достижения, но способность тянуться и возможность служить.

Наши жены часто получают вдохновение, причем иногда вопреки всякой логике, факт, молодые люди, который вам, вероятно, когда-нибудь объяснят ваши отцы, если наберутся храбрости.

12. Интересно также, как мы формируем, в совокупности, ожидания в жизни наших внуков, порой даже не осознавая этого. Несколько лет назад, когда нашему внуку Роби было что-то около пяти, мы заехали в Орем повидаться с его семьей. Он спал наверху, и его мама позвала: «Робби, тут у нас дедушка Нил!” В ответ послышался слабый сонный голосок: «Мне нужно захватить мои Священные Писания?”

Разумеется, он был еще слишком мал, чтобы читать их, но он уже носил их с собой, как делают сегодня многие в Церкви, следуя этой прекрасной новой традиции!

Братья, у каждого из вас накапливаются в жизни массы воспоминаний. И они помогают нам «помнить, насколько милостив был Господь” (Мороний 10:3). Он несомненно милостив ко мне!

Братья, подчиняя свою волю Богу, вы отдаете Ему единственное, что, собственно, можете отдать Ему, что действительно ваше, чтобы отдавать. Не затягивайте с тем, чтобы найти алтарь или начать возлагать на него дар своей воли! И не ждите квитанции; у Господа – Свои особые способы выразить признательность.

Я свидетельствую, что Бог знает вас лично, братья, очень и очень давно (см. У. и З. 93:23). Он любит вас очень и очень давно. Он не только знает имена всех звезд (см. Псалтирь 146:4; Исаия 40:26); Он знает ваши имена и все ваши страдания и радости! Между прочим, вы никогда не видели ни одной бессмертной звезды; ведь они в конце концов умирают.

Но бок о бок с вами сидят сегодня бессмертные люди – несовершенные, но, тем не менее, «старающиеся уподобиться Иисусу”! Во имя Его, да, Иисуса Христа, аминь.

Статья из ПАНТЕОНА СЛАВЯНСКИХ БОГОВ, духов и героев

В святилище бога Прове, Худ.В.Иванов

ПРОВ (Прове)— Древний бог правосудия у северных славян и одновременно с этим — бог плодородия.

ИМЯ: Свое имя Прове получил от языкового корня (а именно от индоевропейской морфемы) «вед» — знание, вИдение. Вот такая обратная цепочка: Прове — проведать — ведать-знать.

РОДОСЛОВНАЯ: Пров — сын Асилы и Азовушки. У Прова от Доли была дочь Правда.

ВНЕШНИЙ ВИД: изображался в облике старца в длинных одеждах с большим числом складок и цепями на груди.

ПОКЛОНЕНИЕ: Истукан этого божества возвышался на дубовом столбе, держа в одной руке обломок камня как символ преступления, а в другой — копье: знак неотвратимого наказания. Вокруг на земле стояло бесчисленное количество двух, трех и четырехликих идолов: они во все свои деревянные глаза должны были следить за теми, кто нарушал закон и волю бога. Голову его обвивал венок, из-под которого высовывались длинные уши: знак того, что от Прове ничего невозможно скрыть! Перед идолом воздвигнут был жертвенник, служил ему волхв, который и передавал собравшимся волю бога.

СВЯЩЕННОЕ ДЕРЕВО: — Дуб.

ОТДЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ: В складках — тайны мудрых решений, которые принимает Пров и предугадать их никому не дано.

Обломок камня символизирует преступление и обвинение (сравни с библейским камнем обвинения).

Копье символизирует наказание. Причем в отличие от меча образ копья в наибольшей степени сочетается с такими понятиями как цель, точность и неразрушительность. Обратите внимание на тот факт, что меч разрубает ( это символ возмездия, кары) , а копье достигает (простой символ неотвратимости наказания) . Кстати, топор символизировал бы здесь мстительное отмщение.

Цепь символизирует, с одной стороны, причинно-следственные связи и «кармические» последствия поступков, а с другой — процесс расследования с его последовательностью в распутывании деяний, ибо перебирая одно звено за другим Прове добирается до истины и виновника, то есть цепь, которую Прову суждено носить вечно — символ последовательности и завершённости каждого дела, за которое принимается бог правосудия. Он никогда не останавливается на полпути, не оставляет ни одного дела незаконченным. И если судья, которому покровительствует Пров, примет нечестное решение, бог правосудия со временем накажет его.

(168)Информация найдена на просторах интернета и частично отредактирована.

Божья справедливость
В любой религии справедливость, это равное отношение ко всем людям, и к бедным, и к богатым, она создает равновесие. Справедливость, считается нравственным достоинством в Исламе, и в Христианстве. Всем воздастся по их делах.
Один старик очень долго молил Бога о справедливости на Земле. Он молил Бога и спрашивал: » Почему одним людям везет, их сопровождает удача и благополучие, а других людей преследует бедность и неудача. Когда же на Земле воцарится справедливость?»
Бог слушал его молитвы, слушал и наконец, смилостивился.
Он послал к нему своего Посланника, и тот, сказал ему:
– Если ты закроешь глаза, и помолчишь немного, тогда все узнаешь.
Старик закрыл глаза и когда открыл их, оказалось,что он в дупле на дереве, а рядом проходит большая дорога.
– Здесь ты пробудешь три дня, сказал Бог. Смотри и все увидишь.
Наступил первый день. Мимо дерева проскакал богатый вельможа на коне, а к седлу было привязано несколько тяжелых мешков. Около дерева, от седла, случайно отвязался мешок и упал на землю. Вельможа этого не заметил и поскакал дальше.
На второй день, мимо дерева шел крестьянин, он решил перекусить. Развернул скатерть, разложил на ней еду и только начал есть, как вдруг заметил мешок. Он заглянул в мешок и увидел, что в мешке деньги, обрадовавшись он схватил мешок и побежал, оставив еду и забыв про обед.
На третий день, мимо дерева проходил бедняк, увидев еду, он стал ее с жадностью есть. Он еще не закончил есть, как прискакал вельможа на коне и стал требовать вернуть ему деньги. От злости на бедняка, вельможа убил его, когда понял, что у того нет денег, и деньги ему никто не вернет.
Тогда старик не выдержал и сказал: «Боже, я хотел получить ответ на свой вопрос о справедливости во все мире, а твой Посланник, только еще больше запутал меня»
– Подожди – сказал ему Божий Посланник. Смысл увиденного состоит в том, что не все лежит на поверхности.
Вельможа собирал дань со своих подданных. Он потерял один из мешков с деньгами. И никакие просьбы и уговоры на него не действуют потому, что других ценностей, кроме денег и золота он не знает.
Крестьянин, который нашел мешок с деньгами, был должен тому богатому вельможе много денег, и именно вчера, пришел срок расплаты. Он должен был отдать тому вельможе деньги или свой дом, который он заложил за долги. Если бы тот крестьянин не нашел мешок с деньгами, он бы и его семья лишились всего, и оказались бы на улице. Крестьянин смог заплатить дань вельможе, деньгами, которые он нашел, и тем самым, спас себя и свою семью.
Бедняк, который был убит: в молодости, убил человека будучи пьяным. Он очень сожалел о содеянном, его тяготила эта ситуация, и он молился и просил Бога о смерти, что бы искупить этот грех.
Бог исполнил его желание, дав ему смерть, тем самым он принял его раскаяние и искупление его вины сделав из него еще и Святого Мученика. Вельможа же, убивший его, теперь будет мучиться от ночных кошмаров. В итоге, он поймет другие ценности, примет их, и будет оказывать благотворительную помощь беднякам.
Жизнь — это последовательные испытания, которые человек проходит день за днем. Человек должен пройти все испытания с честью и тогда, он заслужит благодать Божью.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *