Agionoros.ru публикует окончание беседы с старцем Лукой (насельником монастыря Филофей).

Что необходимо сделать для того, чтобы приблизиться к Богу?

– Первые христиане руководствовались принципом «Прейдет мир сей и приидет благодать»1. После того как они обретали веру во Христа, они кардинально изменяли свою жизнь. Продолжали жить среди мира, но уже не были рабами мирского. Их существование приобретало новое (небесное) измерение.

Достичь более тесной связи с Богом нам мешает мирское мудрование. Освободившись от него – мы обретем Божественную благодать и будем (как первые христиане) уже в этой жизни чувствовать радость Рая. Об этом говорит Сам Спаситель: «Царствие Божие внутрь вас есть». То есть всякий, кто приносит истинное покаяние, имеет уже в своей земной жизни ощущение Царствия Небесного. Ведь в Таинстве Исповеди Бог подобно огню уничтожает грех, и наполняет человека светом Своей Благодати.

После того как человек покается и придет в себя – он становится сосудом благоговения и благочестия. Ему не обязательно что-то говорить или делать, чтобы свидетельствовать окружающим о Боге.

Только очистившийся человек может быть богословом2. В противном случае, чем он сможет свидетельствовать о Боге? Словами? От этого не будет никакого толка.

Увы христианину, пытающегося принести пользу через изложение своих мыслей, знаний, взглядов, теорий. Толку от этого не будет.

Без смирения не может быть настоящего богословия. Если у человека нет смиренного сердца, в нем не будет обитать Бог.

В чем значение монашества?

– Монах – это человек живущий в покаянии, а монашество – это средоточие христианства. Иноки – это передовой отряд Церкви. Монахи призваны последовать Евангелию в полной мере. Не рассуждать о заповедях, а стараться их исполнять.

Если монах, оставив мир, начинает размышлять о преимуществах мирской жизни – он сам разоряет свои духовные достижения. Более того, он искажает саму суть монашества.

Через каждого человека совершается спасение всего мира3. И когда он начинает очищать себя – это имеет благоприятные последствия для всей Церкви.

Почему человек может утерять Божественную благодать?

– «Без мене не можете творити ничесоже»4. Бог попускает наше падение, чтобы мы видели, что всё, чего мы достигли в духовной жизни, не могли обрести без Его помощи. Мы смиряемся, приходим в себя и вновь вступаем на путь духовного возрождения.

Через покаяние мы вновь обретаем себя, восстанавливаем нашу разрушенную связь с Богом.

Что еще может отдалить нас от Бога?

– Неправильное отношение к вещам. Когда человек свою любовь от Бога переносит на вещи – он становится ненасытным. Страсть сребролюбия фактически становится формой язычества, ведь человек поклоняется уже не Творцу, а твари.

Любовь к вещам и деньгам приводит к тому, что они становятся не средством, а начинают господствовать над человеком, порабощают его. «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною»5, — говорит Господь. В чем же заключается это отвержение? В отказе от всего противоестественного, чуждого нашей природе (то есть греха) и возращении к нашему естественного состоянию.

А что представляет собой человек вернувшийся в свое естественное состояние?

– Он становится живой иконой Бога.

Чтобы драгоценные камни засверкали, они должны пройти определенную огранку. Так же и человек. Образ Божий был искажен в нас грехом и Бог подобно мастерам, обрабатывающим алмазы, отсекает от нас лишнее, придавая нам первозданную красоту.

Мы смотрим на ограненный алмаз и он сверкает со всех сторон, то же самое происходит и с вернувшимся в свое естественное состояние человеком. Этот свет и красота уже были у него внутри, но если бы Бог не отсек все наносное, они бы так и остались замурованы и не реализованы.

Что такое свобода?

– Внешне человек может быть гоним, борим, скован, но внутри оставаться свободным. «Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете»6.

Девять советов, чтобы стать ближе к Богу

На первый взгляд христиане, уходя от злых дел мира, теряют связь и с самим миром. Но это не так: обретая связь с Богом, человек выстраивает правильные отношения и со всем миром. И наоборот: по мере потери связи с Творцом, мы словно оказываемся в тумане, а наши взаимоотношения с миром утрачивают гармонию.

Каждый христианин – икона Христа, которая становится видимой и изобразимой по мере того, как он очищается от греха. Но если мы будем ориентироваться не на Христа, а на этот мир – загубим данные нам Богом таланты и возможности.

Каждый человек сотворен для того, чтобы сделать что-то прекрасное и достойное Бога, а мы растрачиваем себя на пустые и никчемные вещи. Во время Таинства Крещения мы обещались Богу и отрицались Сатаны и всех дел его. Так почему же теперь хотим хоть краешком захватить и вкусить греховных «наслаждений»?

Что нам может дать мир? Бесконечно бедный и убогий в сравнении с Богом.

Какому Господину мы служим, от того и получим награду. Будем творить добро – нас вознаградит Господь. Но что значит «творить добро»? Значит преобразить себя и стать достойным Бога.

1 Отрывок из «Дидахи» (учения (12 апостолов), раннехристианского памятника, содержащего уникальные сведения о церковной жизни, богословии и нравственном учении апостольской эпохи.

2 «Совершенство чистоты – есть начало богословия». (Преп. Иоанн, игумен Синайский. Лествица. М., 1873. С. 306.)

3 «Тварный мир представляет собой неделимое целое; таким образом, спасение каждого человека неразрывно связано со спасением всего человечества и даже, еще шире, со спасением всей вселенной. Вот почему слова апостола Павла "Мы члены друг Другу" (Еф. 4:25) должны быть осмыслены во всей широте их значения…  Именно это чувство космического единства выражено преподобным Силуаном Афонским: Кто носит в себе Духа Святого… тот скорбит о всем народе день и ночь, и сердце его жалеет всякое создание Божие, и особенно людей, которые не знают Бога, или противятся ему, и потому идут в огонь мучения. За них он молится день и ночь, больше чем за себя, чтобы все покаялись и познали Господа (Епископ Диоклийский Калист «Спасение по учению преподобного Силуана Афонского).

4 Ин. 15:15.

5 Мк. 8: 34.

6 Ин. 8:35.

Смотри также:

Как стать ближе к Богу?

Кто такой Бог?

Почему нужно поклоняться Богу?

Истинный Бог — это Создатель, тот, кто все сотворил. У него не было начала и никогда не будет конца (Псалом 90:2). Именно он сообщил нам добрую весть, записанную в Библии (1 Тимофею 1:11). Поскольку Бог подарил нам жизнь, мы должны поклоняться только ему. (ПрочитайтеОткровение 4:11.)

Что известно о Боге?

Никто из людей никогда не видел Бога, потому что он Дух. Дух — это форма жизни, которая намного выше нашей (Иоанна 1:18;4:24). Хотя Бога невозможно увидеть, о нем можно узнать, рассматривая его творения. Например, разнообразие фруктов и цветов говорит о его любви и мудрости. А необъятная Вселенная свидетельствует о его силе. (ПрочитайтеРимлянам 1:20.)

Еще больше о Боге можно узнать, читая Библию. В ней говорится о том, что́ Бог любит, а что́ нет, как он обращается с людьми и как поступает в разных ситуациях. (ПрочитайтеПсалом 103:7—10.)

Есть ли у Бога имя?

Иисус сказал: «Наш Отец на небесах, пусть святится твоеимя» (Матфея 6:9).

Как стать ближе к Богу?

У Бога много титулов, но имя у него только одно. На разных языках оно звучит по-разному. По-русски оно обычно произносится как «Иегова». (ПрочитайтеПсалом 83:18.)

Из многих переводов Библии имя Бога удалили и заменили его титулами Господь и Бог. Однако в оригинале Библии имя Бога встречалось около 7 000 раз. Когда Иисус учил людей о Боге, он всегда использовал Божье имя.(ПрочитайтеИоанна 17:26.)

Любит ли нас Иегова?

Сегодня в мире очень много горя и несчастий. Означает ли это, что Бог нас не любит и что ему нет до нас никакого дела? Некоторые говорят, что Бог посылает нам страдания, чтобы испытать нас. Но это неправда. (ПрочитайтеИакова 1:13

.)

Иегова наделил человека свободой воли. Он не создал нас роботами, и мы благодарны ему за это. Мы можем воспользоваться этой свободой, чтобы служить ему (Иисус Навин 24:15). Но многие выбирают иной путь. Они делают зло другим. Вот почему в мире так много страданий. Иегове больно смотреть на эту несправедливость. (ПрочитайтеБытие 6:5, 6.)

Иегова любит нас. Он хочет, чтобы мы радовались жизни. Скоро он устранит зло и тех, кто творит злые дела. Хотя сейчас Иегова допускает страдания, это только временно и для этого у него есть веская причина. Какая? Об этом мы узнаем из 8-го урока.(Прочитайте2 Петра 2:9;3:7,13.)

Как стать ближе к Богу?

Иегова хочет, чтобы мы приближались к нему. И в этом нам поможет молитва, нам нужно разговаривать с Богом. Он интересуется каждым человеком (Псалом 65:2; 145:18). Иегова готов прощать. Он замечает наши старания радовать его, даже если иногда у нас что-то не получается. Все это показывает, что, несмотря на свое несовершенство, мы можем иметь близкие отношения с Богом. (ПрочитайтеПсалом 103:12—14;Иакова 4:8.)

Поскольку Иегова подарил нам жизнь, нужно любить его больше всех на свете (Марка 12:30). Чтобы проявить свою любовь к Богу, важно и дальше узнавать о нем и соблюдать его заповеди. Так вы сможете приблизиться к Иегове. (Прочитайте1 Тимофею 2:4;1 Иоанна 5:3.)

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *