Матушка игумения, благословите! Мы беседуем с Вами в преддверии памятной даты – 20-летия обретения мощей одной из самых известных в православном мире святых – праведной блаженной Матроны Московской. А ведь еще в начале 1990-х мало кто слышал о ней. Расскажите, пожалуйста, как Вы сами узнали о блаженной Матронушке?

О том, что есть такая подвижница, я узнала очень давно, еще в 1982 году. Я только окончила школу и стояла перед выбором своего дальнейшего жизненного пути. Духовника нашей семьи, архимандрита Поликарпа, как раз перевели из Троице-Сергиевой Лавры в Данилов монастырь, который первым из всех московских обителей передали Церкви еще в советское время. И я ездила к батюшке на исповедь. В монастыре была полная разруха, только-только начались восстановительные работы к 1000-летию Крещения Руси. Кто-то мне сказал, что на Даниловском кладбище есть могилка одной старицы, которая помогает в разных нуждах. И я стала каждый раз, бывая у духовника, туда ездить – до метро Тульская, а там на трамвае до кладбища. Найти могилку оказалось трудно – никто из посетителей не знал, где это, только нищие у входа в храм и продавцы цветов мне подсказали, где похоронена Матронушка. Могилка была не совсем заброшена, кто-то ухаживал за ней. Бывало, другие люди приходили, просто прикладывались. Не помню, что я конкретно просила, но уже тогда Матронушка мне стала помогать: привела меня ко многим духоносным старцам, которые разрешили мои недоумения и наставили на путь истинный. Вскоре я ушла в монастырь. Благодарю Господа за Его великие милости, ведь в то время почти никто и не знал о Матронушке – книг о ней не было, храмы Церкви еще не передавали, верующим тяжело было.

Получается, Матронушка стала Вашей покровительницей задолго до назначения Вас настоятельницей Покровского монастыря? И когда произошло это важное событие, Вы тоже, наверное, обратились за помощью к блаженной старице?

Да, конечно. Монастырь был возрожден как женская обитель решением Священного Синода Русской Православной Церкви 24 ноября 1994 года, а Указ о моем назначении настоятельницей Святейший Патриарх Алексий II подписал 22 февраля 1995 года. Когда я выехала из Дивеево в Москву на послушание об открытии нового монастыря, то была записана на прием к Святейшему. Сначала я поехала к блаженной Матроне получить благословение. В Патриархии после приема у Патриарха, мне вручили бумаги и Устав, еще не согласованный с Минюстом. Трудно было всё начинать с нуля – приходилось выпускать Постановления и документы на здания и землю бывшего монастыря. Обивала пороги архивов, заказывала справки, чтобы было основание поселиться в монастыре, ведь там столько арендаторов было! И, конечно, вновь стала ездить на Даниловское кладбище, молилась Матронушке, чтобы она управила все дела с бумагами, возила каждый документ и прикладывала к могилке. Бывало и по 2 раза в день ездила. Машины тогда у нас не было, года 2 я ездила на метро. Брала и песочек с могилки, тайком посыпала в бывших монастырских помещениях, занятых арендаторами – и чудесным образом сторонние организации «вдруг» спешно покидали насиженные места.

Так выглядела могила блаженной Матроны до обретения мощей

А ведь фирмы были самые разные – Минтопэнерго, Посылторг, фирма «Времена года», строительные организации, банки, и в каждой комнате какая-то фирма, со счета сбились сколько их было, больше 40 арендаторов. Святейший Патриарх переживал, как я там справляюсь, поэтому иногда бывал лично, чтобы проверить. И вот, как-то в начале января 1998 года приехал Святейший Патриарх Алексий II к нам в обитель. Это было воскресенье, около 15.00.

Монахиня Феофания и первые насельницы Покровской обители. 1995 год

Зима, на территории никого – служба давно кончилась, ворота все закрыты. Святейший был один, только с иподиаконом Сергием и водителем. Они хотели проехать в одни ворота, в другие – всё закрыто. Мы тогда еще только готовились к освящению Покровского храма, и полы там еще не до конца были положены. Две сестры были в храме, закрылись там и читали правило. Патриарх стучит в окно, а сестры говорят: храм закрыт на уборку, извините. Не узнали Святейшего, да и как узнать – они его никогда не видели.

В это время я как раз вернулась с Даниловского кладбища, от Матронушки. Не знала, что Предстоятель в монастыре, пошла в свою келью. Ведь телефонов мобильных не было еще, захожу – и мне звонок по городскому: «У тебя Патриарх на территории, а ты где ходишь?!» Я – бегом в храм, сестрам говорю: «Берите благословение, это же Патриарх перед вами!» и упала Святейшему в ноги: «Простите, Ваше Святейшество!» А он спрашивает: «Где это ты бываешь по выходным?». Я сразу сказала, что была на кладбище у Матронушки, туда столько народу ходит! А у нас сегодня молилось всего 2 человека, никто не ходит в храм. И я подарила Святейшему книжечку «Житие блаженной Матронушки».

Я стала сразу рассказывать, как мы с сестрами там дежурим, за могилкой присматриваем, людей чаем с пирожками кормим.
Патриарх тогда осмотрел всю территорию монастыря, которую нам уже передали к тому времени, заглянул в каждое освобожденное арендаторами помещение – везде ни души, будто и не Москва это вовсе. Тишина, арендаторов нет и на территории машин не было.
А про Матронушку Патриарх Алексий ничего не знал, поэтому решил сразу же, не откладывая, лично съездить на кладбище, отслужить литию. Я взяла кадило, омофор у него был с собой, и поехали. Святейший отслужил литию, а мы с иподиаконом пели. Народу на кладбище было довольно много, и сначала люди даже не поняли, что это Патриарх приехал.

Святейший Патриарх Алексий II служит литию на могилке блаженной Матроны. 1998 год

Предстоятель на могилке блаженной Матронушки

После литии Святейший еще долго разговаривал с народом, расспрашивал, как им помогает Матронушка. Очень вдохновился Патриарх этой поездкой. А я попросила, Ваше Святейшество, если можно, останки Матронушки перенести к нам в монастырь, перезахоронить. И сразу же я подала прошение, которое было напечатано заранее лично в руки Святейшему. После этого мы с сестрами каждую ночь молились Матронушке и читали акафист ей (тогда еще старый был акафист), чтобы к нам в монастырь перенесли ее святые мощи.

А почему обретение мощей было назначено именно на 8 марта?

Такое решение и благословение было дано лично Святейшим Патриархом Алексием II. В начале марта, за неделю до обретения мощей, мне позвонили из Патриархии и сказали, что 8 марта нужно подготовить кладбище, приедет комиссия для обретения мощей. Я никому ничего не сказала, даже сестрам, и поехала. С администрацией кладбища мы заранее договорились, чтобы его закрыли в 17 часов. С 17 часов до 19 мы все убрали с могилки. Крест, который стоял на могиле, сейчас находится у нас в монастыре в правом приделе Покровского храма.

8 марта 1998 года. Матушка Феофания на могилке блаженной Матроны убирается перед приездом комиссии по обретению мощей

Когда комиссия приехала, в ее состав входили: митрополит Истринский Арсений, архиепископ Орехово-Зуевский Алексий, тогда он был наместником Новоспасского монастыря, архимандрит Алексий, наместник Даниловского монастыря, протоиерей Александр Абрамов, архидиакон Роман и археологи. Когда начали копать землю, архидиакон начал петь «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас».

Лития перед началом обретения мощей

И пение подхватил народ, пели без остановки, не торопясь, тихо и благоговейно до тех пор, пока не обрели мощи. Не знаю даже, откуда взялось столько людей, ведь кладбище было закрыто, и каждый молился. Чувствовалась такая благодать! Сама атмосфера была очень благодатная. Все люди стояли на одном дыхании, с благоговением, никто не разговаривал. Было такое чувство, что все ждали какого-то чуда. Пока копали, все время шел снег, очень крупный, но не чувствовалось холода вообще, шло какое-то тепло и радость.

Обретение мощей блаженной Матроны. 8 марта 1998 года

Археологи изучают найденные в могиле предметы

Монахиня Феофания на обретении мощей блаженной Матроны

И ровно в 23.30 часа обрели останки блаженной Матроны, положили в гроб и сразу понесли мощи в Духовской храм.

Гроб с честными останками блаженной Матроны Московской Они ночь там простояли, а к утру их перевезли в Даниловский монастырь, где утром работали археологи. Каждый день служили там панихиду.

Так совпало, что в тот год 8 марта была Неделя Торжества Православия – первое воскресенье Великого поста. Всё у Бога промыслительно. Теперь вот, видите, к Матронушке приходят тысячи людей – сначала, бывает, просто просят помощи в житейских нуждах, а в итоге получается, что Матронушка всех приводит к вере Православной, в церковь Христову. Помогает наладить семейную жизнь, в работе, в учебе. Множество таких примеров есть у нас – наши постоянные прихожане, паломники, работники, сестры.

Наверное, среди наших читателей тоже есть те, кто мог бы поделиться своей историей, ведь святую Матрону Московскую знает вся православная Россия. А как проходил процесс канонизации? Были какие-то трудности? Ведь мощи святой старицы обрели в 1998 году, а канонизировали ее в 1999-м?

Когда останки блаженной Матроны 1 мая 1998 г. в 12.30 ч. привезли к нам в монастырь, сразу и возник вопрос о канонизации. Не хватало чудес, которые нужны были для Синодальной комиссии по канонизации святых. Мы стали собирать истории о случаях помощи блаженной Матроны, об исцелениях, которые случались по ее молитвам, записывали адреса. Были сложности, но с Божией помощию, прошли все эти испытания. Патриарх Алексий II в апреле 1999 года вызвал меня и сообщил, что канонизация блаженной Матроны намечена на 2 мая 1999 г.

Это была такая радость, что просто не описать словами. В день канонизации собралось так много народа, что вся территория была заполнена людьми, хотя нигде и объявления не давали. В следующем году будет уже 20 лет после этого события. А мне кажется, что всё только вчера было…

Святейший Патриарх Алексий II совершает Чин канонизации блаженной Матроны Московской. 2 мая 1999г. 2-й этаж Покровского храма обители

2 мая 1999г. Участники торжеств по случаю канонизации блаженной Матроны Москвской

Матушка игумения, мощи святой Матроны Московской находятся в Покровской обители уже 20 лет. За эти годы, как Вы уже упомянули, множество людей испытали на себе действенность молитв к блаженной старице. Из жития Матронушки известен случай о ее встрече с праведным отцом Иоанном Кронштадтским, когда он назвал Матронушку «восьмым столпом России». Получается, эти слова сбылись?

Да, действительно, до нас дошло предание о встрече Матронушки со святым праведным Иоанном Кронштадтским, который по окончании службы в Андреевском соборе Кронштадта попросил народ расступиться перед подходящей к солее 14-летней Матроной и во всеуслышание сказал: «Матронушка, иди-иди ко мне. Вот идет моя смена — восьмой столп России».

Фотография с паспорта Матронушки Еще с семи-восьмилетнего возраста у Матронушки открылся дар предсказания и исцеления больных. И с этого времени Матрона начала свой тяжелый путь молитвенницы пред Богом о людях. А в 17 лет у нее отнялись ножки, она стала полным инвалидом. Сколько скорбей пришлось перенести бедной Матронушке при жизни – ведает только Господь.

Она же была совсем беспомощна, а родные братья были коммунисты и говорили Матроне: «Ты нам мешаешь, из-за тебя у нас могут быть проблемы». Они от нее отказались после революции. Жила по чужим людям. А потом добрые люди увезли ее в Москву, конечно по ее благословению.

Конечно, Промыслом Божиим всё это было уготовано Матронушке – ведь она могла уповать только на Бога и поэтому особенно горячо молиться. Зато и скорби других людей были для нее близки и понятны. И Господь даровал ей духовное зрение, дар прозорливости и исцелений… При жизни к ней приходили до 40 человек в день, с каждым надо было побеседовать, утешить, успокоить.

А люди разные были – и неверующие, и любопытные, и колдуны. Какой это крест – молиться не только за своих врагов, но и за врагов Церкви! Но Матронушка и таких людей приводила к Богу, вразумляла и всех принимала. Она заранее знала, если кто-то должен был придти с проверкой, то она за день уходила с квартиры. А после блаженной кончины Господь даровал Матронушке еще большее дерзновение, и сегодня – посмотрите, тысячи людей приходят к ее целебным мощам, и она помогает всем. Ведь идут и молодые, и старые, с детьми, с младенцами. Во всех болезнях, скорбях и бедствиях, и в семьях, в работе, в судебных делах, перед операциями люди приходят, берут благословение, и действительно, операции проходят благополучно. А сколько детей родилось по молитвам к праведной Матронушке! Очень она помогает бесплодным родителям. У нас по воскресеньям всегда отдельная очередь к мощам – и многие из этих деток родились благодаря предстательству Матронушки.

Игумения Феофания с многодетными прихожанами Покровской обители

«Детская» очередь к мощам блаженной Матроны 2 мая

Дети сами тоже просят помощи у Матронушки: «Бабушка Матрона, помоги пожалуйста!» Так трогательно видеть этих маленьких богомольцев – с какой искренностью они приходят в храм, как любят свою покровительницу!

Детская молитва у иконы блаженной Матроны

Детки тоже пишут письма блаженной Матронушке:

Кто с чем обращается к ней. У нас сейчас выходят очередные книги с описанием чудес, которые нам присылают люди, еще мы выпустили аудиодиски, можно послушать в машине. Без слез невозможно слушать. Матронушка помогает в самых тяжелых ситуациях, даже людям, находящимся в коме. Стоит людям подать записочки Матронушке на молебен, как сразу приходит помощь. Несут даже новорожденных младенцев уже больных. Люди просто обращаются к ней как к живой. И зависимые от пагубных пристрастий приходят – умоляют, чтобы Матронушка их исцелила. Сначала приходят, чтобы попросить, а когда Матронушка исполняет их прошения, люди уже с благодарностью подходят.

Матушка игумения, может быть, Вы расскажите нам несколько историй?

Женщина с великой благодарностью Матронушке прислала нам письмо, где описала случившееся с ее маленьким внуком чудо. 8-ми месячный ребенок заболел кишечной инфекцией, лежал с мамой в больнице. 3 дня ничего не ел и даже не пил, сколько ни пытались его напоить, вода выливалась. Началось полное обезвоживание организма, врачи никаких надежд не давали. Бабушка в отчаянии поехала в монастырь, набрала святой водички от Матронушки и отправилась в больницу. Заходит в палату – ребенок уже весь серый, еле дышит. Она скорее к нему, водичку Матронушкину в стакан налила и хочет напоить. Мама малыша говорит – бесполезно, ничего не пьет, всё выливается. Но бабушка всё равно решила попробовать напоить его. И младенчик вдруг стал потихоньку пить, полстакана с ложечки выпил, а потом и кушать запросил. Сидит, жует печенье – врачи зашли, просто поразились. Через три дня их выписали домой. А ведь исход мог быть самый печальный…

Другая женщина молилась со скорбью за своего сына-наркомана, который больше 10 лет принимал курительные смеси, уже проблемы с головой начались. После первого же посещения Матронушки с материнской молитвенной просьбой, сын резко бросил свою пагубную страсть и сказал, что ему это совсем не трудно. Уже больше года с тех пор прошло, у сына наладились дела и на работе и в семье. Его мать приезжала уже благодарить блаженную Матронушку.

Многих приводит Матронушка к Православию. Одна женщина была мусульманкой, потом сама покрестилась и за маму свою долго молилась, уговаривала ее – никак. А когда побывали у мощей вместе, мама стала интересоваться церковными праздниками и даже неожиданно соблюдать пост в среду и пятницу. Помогала убираться в храме после службы, а вскоре и покрестилась. Ее крестной стала женщина, которая и рассказала им о блаженной Матронушке.

Еще мне запомнилась фраза из письма одной женщины с описанием чуда Матронушки. «Столько в мире несчастных людей – хочется кричать: «Повернитесь к Богу, откройте ему свое сердце, и Господь не оставит, пошлет к вам своих угодников, как наша Матронушка, в помощь». Благодаря Богу и вере православной я выжила и пережила много бед и несчастий». Наверное, это самое главное. Поэтому Матронушка сегодня – это поистине восьмой столп России!

Как только какие-то грозные события случаются в жизни нашего Отечества, мы замечаем, что народу приходит еще больше, чем обычно. И ведь люди просят не только за себя – молятся в первую очередь о России, о благополучии и процветании нашей страны. Верим, что нашу соборную молитву Господь принимает и слышит, приклоняет милость к нашему Отечеству. А Матронушка объединяет людей в этой молитве.

Даже ранней весной, 8 марта, люди готовы часами стоять в очереди, чтобы поклониться блаженной Матронушке

А какие-то наставления блаженная Матронушка оставила потомкам?

Матронушка в своих наставлениях призывала людей жить по совести. По воспоминаниям, она никогда не учительствовала, но всегда делилась советом. «Возят дитя в саночках, и нет никакой заботы. Господь Сам все управит!». «Зачем осуждать других людей? Думай о себе почаще. Каждая овечка будет подвешена за свой хвостик. Что тебе до других хвостиков?»
«Защищайтесь крестом, молитвою, святой водой, причащением частым… Перед иконами пусть горят лампады».
Помогать больным надо со всем усердием и прощать им надо, что бы они ни сказали, ни сделали.
«Ходи в храм и ни на кого не смотри, молись с закрытыми глазами или смотри на какой-нибудь образ, икону».
«Если народ теряет веру в Бога, то его постигают бедствия, а если не кается, то гибнет и исчезает с лица земли. Сколько народов исчезло, а Россия существовала и будет существовать. Молитесь, просите, кайтесь! Господь вас не оставит и сохранит землю нашу!»
В конце жизни она часто повторяла: «Все, все приходите ко мне, и как к живой, обращайтесь, я буду всех вас слышать, видеть и помогать вам».

Сколько примерно человек посещает Вашу обитель – по будням, по выходным? Люди каждый день могут приложиться к мощам блаженной Матронушки? Многие рассказывают об огромных очередях, особенно по праздникам. Посоветуйте нашим читателям, когда лучше приезжать к мощам?

К Матронушке ежедневно приходят до трех тысяч и более человек, по субботам и воскресеньям – 8-10 тысяч, а в дни памяти Матронушки – и того больше.

Мы каждый раз организуем благотворительную трапезу для всех прихожан: полевая кухня, чай с булочкой, на 20 тысяч человек, и к 16 часам обычно всё уже заканчивается.

Монастырь открыт каждый день с 7 утра до 8 вечера. Многие москвичи приезжают к мощам утром, до работы, или после работы, просят помощи. Утром по субботам и воскресеньям бывает особенно много автобусов из регионов, люди с 4 утра занимают очередь. И так – с ранней весны до поздней осени. Поэтому стоять приходится долго, и, если есть возможность, лучше приезжать в другой день. Например, в будние дни к вечеру, после 18-19 часов. В 20.00 мы закрываем ворота на вход, а те, кто уже на территории, обязательно приложатся к мощам, даже если очередь еще большая. Бывает, последние паломники уходят в 22-23 часа.

Если погода хорошая, люди проводят на территории монастыря целый день – у нас везде лавочки стоят, есть монастырская трапезная, детская площадка. Кроме того, на праздники Матронушки мы открыты всю ночь: с 7 на 8 марта, с 1 на 2 мая, с 21 на 22 ноября, а также на главный престольный праздник – Покров Пресвятой Богородицы, с 13 на 14 октября мы не закрываем ворота обители. Паломники могут приложиться к мощам, причаститься на ранней литургии, которая служится ночью, в 00.00. А позднюю литургию обычно возглавляет Святейший Патриарх Московский и всея Руси КИРИЛЛ или один из викариев Святейшего Патриарха.

Встреча Святейшего Патриарха КИРИЛЛА. 2 мая 2017 года

Тогда для наших прихожан – двойной праздник. Ведь Патриаршая служба транслируется на всю монастырскую территорию, Предстоятель, идя в храм, благословляет всех паломников, говорит назидательные и душевные проповеди. Мы очень благодарны Его Святейшеству за заботу и попечение о Покровской обители, за то, что он всегда старается выбрать время и помолиться вместе со всеми нашими прихожанами.

Дай Боже доброго здравия, сил и многая лета нашему Предстоятелю!

Матушка игумения, расскажите, как Вам и сестрам обители удается совмещать молитву и послушание при таком количестве народа?

Всё по молитвам блаженной Матронушки, мы ее так любим! Ведь она всю свою жизнь без остатка отдавала людям, молитве к Богу за народ наш. И нас укрепляет в монашеском делании. Я так полюбила Матронушку, что ради нее я была готова всё терпеть. Когда еще не было обретения мощей, монастырь с огромным трудом только-только восстанавливался, я молилась ей, чтобы она «пришла» к нам своими святыми мощами. Матронушка тогда явилась мне во сне, осмотрела все владения монастыря, всю территорию, храмы и сказала очень сочувственно, жалея: «А ты выдержишь такое количество народа, которое я буду принимать?». Она повторила это несколько раз. Я встала на колени и просила ее: «Матронушка, ты только приди к нам, я все выдержу!». Мы стояли и разговаривали на том месте, где сейчас висит икона Матронушки на улице. Я тогда даже не представляла, с какими трудностями и проблемами мне придется столкнуться, только сейчас, спустя 20 лет, оглядываясь на прожитые годы, я стала понимать.

Так и несем свои послушания в центре столицы, среди мирской суеты. Промысл Божий такой о нашей обители. До революции монастырь был миссионерским, здесь готовили будущих проповедников Евангелия для далеких уголков страны. А сегодня Матронушка – наш главный миссионер, и в стенах обители происходит великое чудо обретения веры Христовой для тысяч и тысяч людей.

Самое наше главное послушание – это принять людей, приходящих к мощам блаженной Матронушки, а люди все разные, со своими проблемами, скорбями, всех нужно утешить, доброе слово сказать. Когда видишь, как человеку легче становится в храме, что он открывает для себя новый мир – светлый, высокий, это очень радостно. Люди же к Богу приходят, а мы им помогаем немножко «освоиться» в храме: отвечаем, какому святому лучше поставить свечку, что прочитать перед Причастием, как попасть на исповедь и т.д. Старенькие схимницы и монахини у нас читают Неусыпаемую Псалтирь – а ведь это тоже непростое послушание. «Молиться за людей – кровь проливать», как говорил преподобный Силуан Афонский. Стараемся, чтобы все обращающиеся к Матронушке и приходящие по молитвам Царицы Небесной, и нашими немощными молитвами служить Господу. А Матронушка укрепляет нас, ведь она сама жила по-монашески и имеет великое дерзновение у Господа.

Неусыпаемая Псалтирь у мощей блаженной Матронушки

Неопустительно совершаем общее и келейное молитвенное правило. Утром у нас полунощница в 6.00 часов. К 7 утра уже все сестры стоят на послушаниях: церковницы, просфорницы, трапезницы. Просфоры печем в две смены.

Сестры наши стараются, кто где трудится: в храме церковницы, за свечным ящиком, в канцелярии отвечаем на все письма и телеграммы, которых приходит великое множество, подаем записки на молебны у мощей. В канцелярии с бумагами работаем, посылаем письма в тюрьмы, собираем посылки.

Люди обращаются к Матронушке, как к живой, присылают ей телеграммы: «Милая Матронушка, у нас отбирают квартиру, помоги, защити!», «Святая Матрона у нас сегодня состоится суд, управь все хорошо», «Помолись пожалуйста Матронушка, ребенок в тяжелом состоянии».

Так день за днем трудятся сестры, служа Богу и людям у мощей блаженной Матронушки. Пусть же ее святыми молитвами хранит Господь Церковь Христову, землю Русскую в Православии и благочестии до скончания века.

Спаси Господи, Матушка игумения! Помощи Божией Вам и сестрам обители в несении нелегкого послушания у мощей блаженной Матронушки!

Василий Блаженный – святой, именем которого чаще всего называют Покровский собор на Красной площади в Москве. Каким же образом блаженный, Христа ради юродивый оказался настолько тесно связан с храмом, символом Казанского взятия? Какова природа и смысл быть блаженным? Был ли Василий единственным в своем роде? Попробуем разобраться.

Святой Василий Блаженный. Москва. XVI в.

Попробуем объяснить природу и контекст юродства Христа ради с точки зрения культурных аспектов, минуя религиозный, оставляя его трактовку церкви. Так кого же мы можем называть юродивым или блаженным? В смысле культуры – это человек, о котором окружающие считали, что он симулирует сумасшествие, прикидывается дураком или ведет себя нарочито разнузданно, чем, безусловно, шокирует окружающих. Подобное поведение имеет скрытую мотивацию: с точки зрения религиозной культуры – божественную, с точки зрения светской – психологическую.

Покров на раку святого Василия Блаженного. Москва. 1589 г.

Традиция юродства имеет древние корни, и на Русь пришла из Византии. Покровителем всех русских юродивых считался святой Андрей Юродивый (Царьградский). Святой Андрей, по преданию, был непосредственным участником событий, легших в основу праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Именно ему было видение о явлении Богоматери с покровом во Влахернском храме в Константинополе, во время всеобщей молитвы о спасении от осады города.

Святой Василий Блаженный родился в 1469 г. в селе Елохове под Москвой. Согласно житию, в юности Василий трудился учеником сапожника, и однажды некий состоятельный человек заказал сапоги, да такие «чтобы сносу не было». После ухода заказчика Василий сказал мастеру, что богач не вернется за сапогами, потому что ему суждено вскоре умереть. Так и случилось. Открывшийся дар предвидения заставил юношу задуматься о выборе дальнейшего жизненного пути. Им овладел страх, что он может неправильно использовать свой дар и Василий решил посвятить жизнь служению Богу. С 16 лет он вступил на путь юродства. Жизнь святого была непомерно тяжелой: в палящий зной и лютый мороз он ходил по улицам нагим и босым, не имея пропитания и крова. Поступки святого также были странны: он мог опрокинуть лоток с калачами или пролить квас из кувшина. За это Василий получал побои от рассерженных торговцев. А потом оказывалось, что калачи не свежи и квас был негодным. Вскоре люди признали в Василии святого, юродивого Христа ради, защитника слабых и обличителя неправды. Несмотря на тяжелую жизнь и телесные страдания Василий Блаженный прожил долгую жизнь и умер в 1557 г. К тому времени святость его была неоспорима и подкреплялась многочисленными чудесами. Царь Иван IV Грозный уважал и ценил святого «яко провидца душ человеческих». Вместе со своей семьей шел он за гробом Василия к месту упокоения – у восточной стены строящегося Покровского собора.

Святые Василий и Иоанн Блаженные. Москва. XVII в.

Почему же это место выбрал святой? Известно, что еще до начала строительства здесь была деревянная церковь Святой Троицы и вокруг нее, как и полагается, было кладбище. Позже, после победы в Казанском походе Иван Грозный начал на этом месте строительство Покровского собора в 1555 г. – символа победы христианства, мемориала во славу русского оружия. Спустя несколько десятилетий в 1588 г. по приказу царя Федора Иоанновича над могилой Василия Блаженного построили церковь. Поначалу она имела отдельный вход. Впоследствии она стала самой популярной в Покровском соборе. Идя сюда, люди шли в основном к Василию, и вскоре весь храм стал называться Храмом Василия Блаженного.

Василий Блаженный был не единственным в своем роде юродивым Христа ради, связанным с Покровским собором. Незадолго до официального прославления святого Василия в Москву из Ростова приходит Иоанн Блаженный. Он также был юродивым, однако его подвиг был скрыт от посторонних глаз – он был веригоносцем. Традиция веригоношения уходит корнями в древность и опирается на слова Нового Завета: «Аз язвы Господа моего на теле моем ношу». Иоанн был родом из Вологды и в юности решил посвятить свою жизнь служению Богу. Он трудился «водоносцем» на солеваренных промыслах в своем крае, а затем отправился в Ростов Великий, где принял на себя подвиг веригоношения. Св. Иоанн носил длинное одеяние с капюшоном, полностью закрывавшее тело и прятавшее тяжелые вериги. За свой высокий капюшон Иоанн Блаженный получил прозвище Большой Колпак. Со временем в историографии утвердилось мнение, что капюшон на самом деле был отдельным колпаком и под ним святой прятал железный венец. Однако это не так, не сохранилось ни одного упоминания в житийных списках о каком-либо железном венце и, кроме того нет ранних иконописных изображений «железного колпака».

Придя в Москву, Иоанн Блаженный снискал уважение и почет подобно своему предшественнику святому Василию Блаженному. Иоанн умер в 1589 г. и завещал похоронить себя рядом с почитаемым блаженным, у восточной стены Покровского собора. На погребении присутствовали царь и вновь утвержденный патриарх Иов. Из жития следует, что в этот день были «знамения», ударил гром и молния, от чего был пожар в Покровском соборе. Это связывали с нарушением обещания, данного святому Иоанну, который просил похоронить себя на третий день после смерти, что не было исполнено.

В этот период, в конце XVI в., при первом русском патриархе Иове начинается новый этап в прославлении русских местночтимых святых. Вериги святого Иоанна Блаженного, как важная святыня, и поныне хранятся в Покровском соборе, они сейчас находятся в церкви, посвященной святому, и доступны для поклонения. Сама же церковь святого Иоанна появилась позже, после 1672 г., когда были обретены его мощи. Правда, называться именем Иоанна она стала лишь накануне революции в 1916 г., хотя все это время его мощи там покоились под спудом. В исторических документах сохранилось разное наименование этой церкви: Положения риз Пресвятой Богородицы или Рождества Пресвятой Богородицы.

Святой Василий Блаженный. Хоругвь. Москва. Конец XIX в.Святой Иоанн Блаженный. Хоругвь. Москва. Конец XIX в.

Так что же объединяет этих святых? Не только место захоронения, но и образ жизни. Обоих святых называли юродивыми Христа ради, и жизнь их был наполнена каждодневным подвигом. Однако подвиг этот, чем труднее он был, тем с большей благодарностью к Богу относились святые. Их жизнь была примером для других в том смысле, что они пытались объяснить и показать бренность нашей жизни, ее быстротечность и суетность. Также они посвятили себя помощи другим страждущим, молитвам и постам, обличая человеческие грехи и призывая к соблюдению христианских заповедей.

Автор — Алла Малыгина , научный сотрудник отдела «Покровский собор»

Святость

понятие святости было известно уже в античности. В классическом греческом языке противоположным по значению понятию «святой» является понятие «профанный» (греч. profanoV), означающее мирское, будничное, рутинное, не имеющее особой ценности и, потому, не достойное особого почитания. Профанным является всё то, что не имеет существования в объективной вечной действительности, которая единственная, в соответствии с античным представление о мире, была ценной и подлинной, а потому достойной почитания. Другими словами «профанное» не имеет будущего как преходящее и исчезающее.

Противоположность «профанного» — «святое» (греч. agioV), означающее объективное, вечное и подлинное, то есть то, что само имеет отношение к божественной действительности (например, античные боги, небожитель), или же каким-то образом соотносится с миром божественного (герои-полубоги, святые места, реликвии и т.п.). Так понималась святость в античности.

«Святой» означает «избранный для особых целей», «особый», тогда как его противоположность «профанный» относится к «серой массе» явлений и не имеет особой ценности.

Относительно того, как святость являет себя в христианах апостол Пётр писал:

«Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет;»

1.Петр.2:9

Апостол считает, воспринявшие благую весть Христа о спасении христиане являются избранными среди всего человечества. Эти слова апостола необходимо понимать в том же контексте, что и притчу Христа о Своих учениках как соли земли (Maтф. 5:13), а также слова апостола Павла о дрожжах, поднимающих всё тесто (1.Koр.5:6). Другими словами, в христианстве святым является тот, кто своим жизненным подвигом при содействии божественной благодати достиг богообщения, к которому человек был призван уже при сотворении.

Святые

В Средние века почитание святых было существенной составляющей духовной жизни Церкви, хотя оно и развивалось по-разному на Востоке и на Западе. В Православии святыми почитаются те подвижники веры, кто в вере и любви активно стремились к уподоблению Богу, богоподобию, и в ходе этого процесса в преизбытке испытали на себе спасающее воздействие божественной благодати. Святой подвижник достиг личного спасения и стал причастным вечной жизни и святости.

Вообще, очищение через подвиг и уподобление Христу остаётся целью жизни каждого христианина:

«и уже не я живу, но живет во мне Христос.»

Гал.2:20

Об этом учил и Сам Иисус Христос:

«кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим.»

Ин.14:23

Церковь прославляет совершенные святыми подвижниками с помощью божественной благодати подвиги и дела, почитая в этих людях Самого Бога, служению Которому святые посвятили всю свою жизнь. Главная причина этого прославления – действие божественной благодати в это мире и среди людей. Свидетелями этого спасающего действия являются святые. Святые Церкви – самые надёжные свидетели христианской веры.

В Священном Писании Бог однозначно запрещает служение или поклонение (греч. latreia) кому бы то ни было, кроме Бога (Ис.42:8; Матф.4:10; 1.Tим.1:17), однако не запрещает почитания (греч. douleia), воздаваемого Церковью верным служителям Бога. Православная церковь почитает святых именно как служителей Бога и Его верных друзей, но не как небожителей или неких посредников в деле спасения.

Христос утвердил ветхозаветную заповедь:

«Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи.»

Maтф.4:10

Однако Он же наставлял учеников:

«Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам.»

Ин.15:14

«А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших».

Maтф.10:40

Церковь – тело, глава которого — Христос, и достигающие спасения в Церкви участвуют в жизни и силе Христовой, то есть обóживаются, становясь «богами по благодати Бога».

Ввиду различий христианского подвига и духовной восприимчивости между христианами существуют как количественные, так и качественные различия в святости. Формы аскезы, а равно и проявления святости могут различаться, ввиду персональных качеств подвижников. Подвиг – всегда личен по существу, и носит творческий характер.

В числе прочих, Церковь различает следующие «категории» святости или т.н. лики святых:

— ангелы

— пророки

— апостолы

— мученики

— преподобные (монашествующие в т.ч. пустынники и столпники)

— святители (церковные иерархи)

— равноапостольные (принесшие свет христианской веры целым народам)

— бессребренники, Христа ради юродивые, блаженные и пр.

Приведённый список далеко не полон, потому что в разные эпохи являются соответственные ему образы святости. Так, в период с XVIII по XXI века по всему миру к лику святых было причислено множество т.н. новомучеников и исповедников, ввиду постигших христиан в разных странах масштабных гонений.

Церковь не знает всех своих святых по имени. По этой причине в церковном году в первое воскресенье после Пятидесятницы празднуется память всех святых. Тогда Церковь вспоминает не только официально канонизированных подвижников, но и всех достигших спасения от начала времён.

Главным критерием, по которому Церковь узнаёт о том, что тот или иной усопший подвижник достиг спасения, является чудо – особом знаке, подаваемом Богом через Своего святого. Чудо означает, что духовные силы достигшего спасения святого подвижника освобождаются для конструктивных дел любви, а не направлены более на достижение личного спасения. Именно поэтому те из христиан, кто подвигом и аскезой достигли духовной свободы в Боге, могут обратить свои силы на помощь тем, кто в этом нуждается. Как уже достигшие личного спасения святые могут направить свои духовные усилия в виде молитвы и заступничества перед Богом на помощь продолжающим свой подвиг среди живущих. Двухтысячелетний опыт Церкви свидетельствует о действенной помощи святых по молитвам, обращённым к ним. «Активность» в помощи того или иного святого может объясняться различием его собственного подвига и духовного величия, ибо «Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе.» (1. Кор.15:41).

Духовный подвиг представляет собой весь комплекс добровольных усилий христианина в деле стяжания Духа Святого. Подвиг – это всегда шаг навстречу Богу. Безусловно, что встреча со Христом носит для каждого христианина личный характер, и потому она не нуждается в посредниках и переводчиках. Молитва Церкви, обращённая к святым: мужчинам и женщинам, взрослым, детям и старикам не объясняется тем, что они являются посредниками в общении со Богом, ибо «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» 1.Tим.2:5). Этот молитвенный призыв объясняется тем, что святым довелось пройти тот же путь ко спасению во Христе, которым идёт каждый христианин. Святые составляют с современными чадами Церкви единую семью, что даёт дерзновение обращаться к ним в молитвах и просить их помощи и поддержки.

По учению Восточной Церкви для встречи с Богом человек не должен погрузиться в одиночество. Даже так, что человек не имеет права изолироваться от ближних и дальних, всего человечества. Христос наставлял учеников обращаться к Богу «Отче наш», а не «Отче мой». В Церкви спасение достигается через участие в жизни и подвиге всей общины. Поэтому обращение к братьям и сёстрам, искавших и нашедших путь ко спасению, независимо от форм их собственного аскетического подвига, выводит единство Церкви как общины верующих на совершенно новый уровень соборности или общности. Через молитвы к святым и через молитву святых в Церкви реализуется единство окончивших свой аскетический путь и достигших спасения с теми, кто быть может лишь ищет этого пути, только вступил на него или идёт им.

Святые подвижники – почившие в Господе участники общины, объединяющей живущих во Христе и усопших во Христе в единое целое – Церковь Христову. Святые подвижники – сомолитвенники живых, их друзья и помощники. Хотя участь человека и будет решаться на Страшном суде, вечная жизнь начинается уже в этом времени, в Церкви.

Уже в ранняя Церковь почитала святых свидетелей веры, ежегодно отмечая дни их памяти как церковные праздники: за богослужениями возглашались тексты, прославляющие их жизнь и подвиг святых, читались молитвы к ним. На местах захоронений святых строились храмы и часовни. Официально почитание святых в Церкви было принято в IV столетии на Лаодикийском соборе (363-364 гг.). В то же время составленные литургические тексты литургий св. Василия Великого и св. Иоанна Златоуста также содержат поминовение святых и обращение к ним в молитвах. Подобным образом, о почитании святых и обращении к ним в молитвах свидетельствуют и труды раннехристианских писателей и отцов Церкви (например, Тертуллиана ок. 160-220 гг. и св. Киприана Карфагенского. ок. 200-257). Необходимо отметить, что почитание святых имеет место в практике древних христианских общин, отколовшихся от единства с Церковью в раннюю эпоху, таких как Армянская апостольская церковь, Коптская церковь в Египте или Эфиопская церковь.

Канонизация или сопричтение к лику святых

Канонизация или сопричтение к лику святых (лат. canonisatio, от греч. глагола kanonizw — узаконивать, делать правилом) – процесс, в рамках которого решением Церкви тот или иной подвижник провозглашается святым, достойным церковного почитания. Тем самым Церковь свидетельствует о близости этих людей к Богу и молится им, призывает своих чад иметь их подвиг примером для себя и обращаться к святым как своим помощникам и заступникам перед престолом Божиим.

В Православной церкви канонизировать подвижника может лишь высший законодательный орган данной поместной Церкви, то есть Поместный Собор или Синод.

В Древней Церкви ветхозаветные праотцы, праведники и пророки, а также апостолы и мученики эпохи гонений почитались местными общинами без принятия соответствующего решения авторитетными административными органами, просто ввиду самоочевидности их примера в свидетельстве веры для верующих. Как правило, почитание имело своим основанием благословение главы местной общины – епископа. О традиции церковного молитвенного и литургического поминовения в Древней церкви свидетельствую т.н. церковные календари того времени, представляющие собой списки имён, почитаемых святых. Уже в IV веке существовала практика церковного поминовения тех или иных святых в определённые дни годы, которые, как правило, являлись днями их смерти. Впоследствии церковной иерархией был принят порядок причисления подвижника к лику святых с тем, чтобы оградить верующих от почитания как святых лиц с сомнительной репутацией и еретиков. Так возникло различие между местным почитанием подвижников, не имеющим общецерковного признания, но популярным среди верующих в том или ином регионе, и официальной канонизацией, после которой почитание святого принимает общецерковный характер.

В отличии от Западной церкви в Православии не было выработано чёткого юридического протокола проведения канонизации. Обычаи разнятся в разных Поместных церквях, ввиду различий общего подхода и отношения высшей церковной власти. Чаще всего продолжающаяся местная практика почитания подвижников утверждается впоследствии на общецерковном уровне. Бывают и обратные случаи. В исключительных случаях, в случае обнаружения особо важных фактов относительно проведённых ранее канонизаций, решение о причислении к лику святых того или иного подвижника может быть пересмотрено и даже отменено высшей церковной властью. Однако на практике такие случаи исключительно редки.

Канонизация или причисление к лику святых усопшего подвижника, со стороны Церкви означает признание его достоинства перед Богом, знаком чему служат чудеса. Святой подвижник достиг цели христианской жизни – спасения, и в этом смысле он является, прежде всего, ярким примером того, что христианская вера может приносить плоды. Поэтому сама по себе канонизация носит педагогический характер. Причисляя того или иного подвижника к лику святых Церковь призывает своих чад внимательно отнестись к его жизни с тем, чтобы, по возможности, следовать его примеру. Жизнь святого – пример всему церковному люду.

Хотя единой последовательности канонизации в Православной церкви не было выработано, в числе основных используемых в Поместных церквях критериев оценки жизни и подвига того или иного кандидата к канонизации можно назвать следующие:

— народное почитание или народная память, зачастую продолжающаеся уже после смерти подвижника (основной критерий, ибо уважение и почитание не могут быть навязаны)

— благочестивая (не означает безгрешная) жизнь

— чистота веры (не исключает личного ошибочного понимания и толкований, но предполагает принципиальную верность учению Церкви)

— чудеса при жизни или после смерти (достаточно одного, освидетельствованного специальной церковной комиссией и признанного подлинным)

— наличие нетленных мощей (важный, но необязательный критерий, более характерной для славянской православной традиции).

Причисление подвижника к лику святых означает, в первую очередь, что с момента официального прославления Церковь начинает обращаться к нему молитвах и песнопениях за общественными богослужениями. Если в соответствии с устоявшейся практикой об усопших христианах Церковь молится на особых заупокойных службах: парастасах, панихидах и литиях, то к святому, в спасении которого Церковь уверилась посредством его свидетельства о Христе до смерти (мученики) или чудес, совершённых ими самими или произошедших по их молитвам (все остальные святые), Церковь совершает молебны, в которых испрашивает его помощи и заступления перед Богом. Таким образом, официальным прославлением новоканонизированного святого являются торжественные богослужения, за которыми он поминается в лике святых, совершаемые после принятия соответствующей церковной инстанцией решения о его канонизации.

Днём ежегодной памяти святого ещё со времён ещё Ранней Церкви принято считать день его смерти.

После принятия решения о причисления подвижника к лику святых, по соответствующему поручению церковных властей ему составляется официальное житие, литургические тексты и пишется икона. На торжественном богослужении, связанном с прославлением святого для поклонения верующими при их наличии могут выставляться его святые мощи (останки) и реликвии (предметы и одежда, находившиеся в употреблении святого).

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *