О фильме:
Блаватская Елена Петровна (1831-1891) – русский религиозный философ, ученый, просветитель, основатель Теософического общества. В 1848 г. покидает Россию и вплоть до 1870 г. путешествует по странам Европы, Азии и Америки. В ноябре 1875 г. создает в Нью-Йорке Теософическое общество, которое выдвинуло следующую программу: 1) образовать всечеловеческое братство без различия пола, национальности и религии; 2) изучать все философские и религиозные учения, особенно Древнего Востока; 3) изучать таинственные и необъяснимые явления природы и развивать сверхчувственные способности человека. В целях пропаганды своего учения выезжает в Индию. После возвращения в Европу в 1883 г. жила в Париже, затем в Лондоне, где и скончалась. Главная работа – «Тайная Доктрина”, синтез науки, религии и философии”, написанная на английском языке и переведенная на русский продолжательницей ее дела Е.И.Рерих. Учение Блаватской – теософия – ставило целью спасти от извращения архаические истины, являющиеся основой всех религий, раскрыть их единую основу, указать человеку его законное место во Вселенной. В учении отрицалось существование антропоморфного бога-творца и утверждалась вера в Универсальный Божественный Принцип – Абсолют, вера в то, что Вселенная разворачивается сама, из своей собственной Сущности, не будучи сотворенной. Самым важным для теософии Блаватская считала очищение душ, облегчение страданий, моральные идеалы, соблюдение принципа Братства человечества. Блаватская называла себя не творцом системы, а лишь проводником Высших Сил, хранителем сокровенных знаний Учителей, Махатм, от которых она получила все теософские истины.

Выпущено: Центрнаучфильм, 1980 г., СССР
Жанр: Документальный
Продолжительность: 50 мин
Страна: Россия
Год: 1980

12 3 4 5 6 7 …83

Предисловие

Другая сторона смерти – это та область, которую человек в своем невежестве боится признать, потому что данные науки не могут заставить его в неё поверить. Следует ли это из того, что мир иной есть ничто иное как прекрасная, но ложная надежда? Нет.

Вдумчивый подход к данной проблеме доказывает обратное.

В каждом из нас заложены высшие способности, которые беря своё начало в сущности вещей, позволяют лучше их осознать. Так ясновидение помогает тренированному человеку преодолеть свойства пространства и времени и тем самым лучше постичь человеческое существование.

Автор настоящей книги, мистер Ч.У. Ледбитер, развив свои зрительные способности, стал одним из самых авторитетных ясновидящих нашего времени; естественно, что его сведения являются достоверными, свободными от искажений, свойственных медиумическим посланиям и имеют характер данных из первых рук.

Значит ли это, что после специальной тренировки каждый может проверить, соответствуют ли утверждения данной книги строгой реальности?

Нет. Потому что людей, обладающих необходимыми первоначальными данными, исключительно мало, и методическое развитие этих способностей требует необыкновенного терпения и силы воли. Однако об этом даре могут судить все по той же строгой логике, которая присуща всей работе и которая убеждает самых больших скептиков.

Силы, до сих пор неизвестные или искаженные предрассудками и старыми легендами, классифицируются, теряя при этом свой характер чего-то сверхъестественного.

Рассказы о необыкновенных случаях подтверждаются бесспорными свидетельствами и сопровождаются рациональными объяснениями. Всюду приводятся данные новой науки метапсихики. Из ряда вон выходящие спиритические явления, будучи объяснены, теряют свой странный или детский характер. Этот всё расширяющийся поток информации изучается во всех его проявлениях. Читателю бесстрастно указываются на опасные аспекты этой проблемы. Всякая неизвестная сила, приведенная в движение, даёт почти бесконечную серию явлений, значение которых наш разум ещё не в состоянии постичь. Изучать эти силы, в том случае если мы можем ими обладать – хорошо; экспериментировать с ними, не имея абсолютной уверенности в контроле над ними – плохо, бесполезно для себя и для других.

Таковы выводы этой книги: они доказывают, что эволюция человека ведёт к развитию способностей ясновидения, а, следовательно, к более глубокому знанию и счастью. Благоразумие и желание – вот лучшее правило в этой книге. Новые идеи этой книги не замедляют одержать победу: это идеи, которые станут реальностью для будущего человечества.

О НЕКОТОРЫХ ЛОЖНЫХ КОНЦЕПЦИЯХ ОТНОСИТЕЛЬНО СМЕРТИ

Смерть — это предмет, который не может не вызывать живого интереса у всех, принимая во внимание, что один факт из биографии всех людей абсолютно бесспорен — это то, что однажды им приходится умирать. Более того, нет такого человека, за исключением совсем молодых, которому не приходилось бы наблюдать, как смерть уносит дорогое ему существо. И все же, несмотря на всеобщий интерес к этому вопросу, ему, вероятно, нет равного в сфере духовных проблем по обилию и глубине заблуждений. Невозможно представить себе, сколько совершенно напрасной боли, ужаса и несчастий пришлось испытать всему человечеству в результате единственного факта своего невежества — предрассудков относительно этой в высшей степени важной проблемы. Мы верим в массу глупостей и ошибочных представлений, и эта вера была причиной чудовищного зла в прошлом и влечет за собой неописуемые страдания в настоящем. Вырвать её с корнем — значило бы оказать человеческому роду одно из величайших благодеяний.

Именно эту услугу теософическое учение сейчас оказывает тем, кто способен её принять. Оно сразу освобождает смерть от всех её ужасов и значительно облегчает страдания, которыми она сопровождается; оно даёт нам возможность непосредственно охватить ее истинные пропорции и понять, какую роль она играет во всей эволюции.

Возьмём по очереди самые характерные из этих ошибочных концепций и постараемся доказать их несостоятельность. Некоторые их них можно назвать ошибками религиозного порядка и обнаружить непосредственный источник их господства в искажении изначального христианского учения; в том искажении, которое проникло в наши церкви и в значительной степени погубило их жизненность и полезность. Тем не менее мы их ненадолго оставим, чтобы рассмотреть сначала некоторые из народных заблуждений, наиболее распространенных в этой важной области.

Некоторые люди склонны думать, что в конце концов заблуждение в вопросе о смерти не так уж страшно. «Когда мы умрем, — рассуждают они, — тогда увидим сами всё как есть, и наши представления соответственно изменятся, если мы ошибались». Такая точка зрения грешит двумя недостатками: она игнорирует как ужасный страх смерти, бросающий свою тень на жизнь стольких людей, жертв собственного невежества, так и печаль, беспокойства, которые испытывают оставшиеся в живых по поводу судьбы друзей, покинувших их. Она не принимает во внимание и тот факт, что после смерти человек очень часто не сразу осознает свои заблуждения, чтобы исправить их в свете истины, и что его неспособность это сделать часто бывает источником многих затруднений.

Является ли смерть концом?

Первым и наиболее фатальным из всех ошибочных представлений о смерти является уверенность в том, что смерть — это конец всего и ничто в человеке не переживает её. Многие полагают, что эта грубая форма материализма почти совсем исчезла, и что человеческая раса, эволюционируя, излечивается от неё. Было бы весьма желательно, чтобы такое мнение соответствовало реальности, однако я боюсь, что человек, внимательно прислушивающийся к современной мысли, вовсе не может с этим согласиться. К счастью, верно то, что этот сорняк материализма уже не заглушает духовную жизнь, как раньше. Но в мире ещё существует много абсолютного невежества, и самый печальный его вид — тот, который, ухватившись за несколько модных научных идей, выступает с агрессивным тщеславием, уверенный, что обладает мудростью веков. Среди несчастных, которые попали в такое рабство, сегодня ещё много материалистов самого грубого толка.

Мы, безусловно, можем надеяться, что такие мнения изживают себя. Однако я опасаюсь, что почти невозможно предсказать заранее, какую скрытую форму эта вопиющая болезнь может принять. Тысячи мужчин и женщин формально проповедуют ту или иную религию, с негодованием отвергая мысли, что по сути дела они материалистичны; и тем не менее они живут именно так, как если бы этот мир был единственный, о котором стоит задумываться. Иногда, конечно, им случается употреблять слова и выражения, подразумевающие существование другого мира, однако создается впечатление, что последние никогда не входят в те соображения, на которых они основывают своё поведение. Этот фактический материализм, даже если с виду он не так бестолков и стеснителен для современников тех, кто его проповедует, даёт, тем не менее, почти такие же результаты в том, что касается судьбы человека, когда он перешагнул порог смерти.

Другое заблуждение, вероятно, ещё более распространенное, — это полагать, что смерть есть прыжок в безграничную неизвестность, что невозможно узнать наверняка, в какие состояния входит человек, покинувший наш физический план. Очевидно, что некоторые религиозные секты претендуют на абсолютно точные сведения относительно этих состояний: однако мы полагаем, что всё это составляет впечатление абсолютной нереальности у большинства их адептов, во всяком случае, они не поступают и не говорят так, как если бы действительно так думали. И у большинства сект эти сведения, по правде говоря, настолько неточны, что, даже если бы в них верили, можно было бы сомневаться в том, приносят ли они больше пользы, чем вреда.

Среди верований нашего западного мира церковь даёт некоторые ответы на то, что существует за порогом могилы. Это учение, хотя и выраженное в символической форме, которая была плохо понята и трактовалась материалистически, тем не менее, достаточно полно выражает реальность, чтобы позволить тем, кто принял его, осмыслить ситуацию, в которой они находятся, покинув физическое тело. Но и здесь истина, с одной стороны, затемнена ложной тенью кощунственной доктрины вечных мучений, а с другой стороны — смехотворной системой так называемых индульгенций и покаяний.

С точки зрения данной проблемы учение церкви можно в целом выразить, как мне кажется, следующим образом: в то время как грешник попадает в ад, а совершенный святой немедленно отправляется в рай, как произошло с Пресвятой Девой после её успения, человек заурядной морали имеет в себе ещё слишком много недостатков и несовершенств, чтобы сразу предстать перед Богом. Следовательно, ему предстоит более или менее продолжительное существование в промежуточной области, называемой чистилищем, в течение которого он с помощью относительно быстрого, но болезненного способа освобождается от своих несовершенств. Только после того, как он таким образом достигнет совершенства через страдание, он готов перейти в рай. Те, кто изучал теософию, сразу же заметят, что эта теория, в той форме, в какой я её изложил, почти полностью соответствует реальности. В эволюции человека наступает такой период (но только спустя миллионы лет), когда он действительно попадает в условия, в которых существование относительно замораживается (но это, конечно, не вечный ад, ибо он является не более как жуткой выдумкой, продуктом неорганизованного мышления какого-то дьявольского чудовища в виде человека), и в этом состоянии он ожидает новой эволюционной серии, которая, соответственно с низкой ступенью его развития, позволяет ему доступным для него образом совершенствоваться дальше.

Елена Петровна Блаватская оставила миру творческое наследие в виде художественной, публицистической, теософской литературы.

Литературно-художественное творчество Елены Блаватской представлено фантастическими повестями и рассказами, таинственными сюжетами, написанными в разные периоды жизни писательницы: «Кармические видения», «Заколдованная жизнь», «Неразгаданная тайна», «Сияющий щит», «Пещера Эхо», «Из полярного края», «Ожившая скрипка», «Молчаливый Брат», «Легенда о Голубом Лотосе». К литературно-художественным произведения Е.П.Блаватской отнесены и работы, созданные на основе впечатлений автора от путешествий по Индии и южному побережью гималайских гор. К ним относятся такие работы, как «Из пещер и дебрей Индостана» и «Загадочные племена на Голубых горах». В отличие от большинства книг, написанных Е.П.Блаватской на английском языке, эти произведения написаны по-русски и специально для отечественного читателя.

Активная деятельность Елены Блаватской связана с созданием Международного теософского общества и неотъемлемой частью этой работы – выпуском периодических теософских изданий. Благодаря публикациям в теософских и научно-популярных журналах, Блаватская получила широкую известность и вела активный диалог с многочисленными читателями.

Елена Петровна была основателем главного периодического издания Международного теософского общества – журнала «Теософ» (The Theosophist), первый выпуск которого появился в 1879 г. Со дня выхода в свет первого номера и до конца своих дней Блаватская возглавляла редакционный комитет «Теософа», вела страницу главного редактора «На сторожевой башне» (On the Watch-Tower) и постоянно писала статьи для этого журнала. Многочисленные публикации в журнале «Теософ» носили просветительский характер. Сущность теософии, ее связь с религией, философией, наукой, анализ восточных религиозных школ и философских учений – таков спектр тематики публикаций, которые Елена Блаватская постоянно размещала в «Теософе», по праву считая его официальной трибуной для распространения теософских знаний в мире. Публицистика Е.П.Блаватской представлена и в других теософских изданиях, таких как журнал «Люцифер» (Lucifer), отечественной периодике «Ребус», «Новое время».

Особую значимость имеют работы Е.П. Блаватской, связанные с развитием идей теософии. Это переводы, комментарии и публикации мифологических, философских и эзотерических текстов Востока, к таким работам относятся переведенные с санскрита на английский язык три текста из «Книги золотых правил»: «Голос Безмолвия», «Два пути», «Семь врат». К данной группе работ относятся произведения, посвящённые целям и задачам теософского общества, сути теософской деятельности и личностным качествам теософа. К работам этой группы следует отнести «Ключ к теософии», «Практический оккультизм», «Теософы и их оппоненты», «О псевдотеософии», «Что такое теософия?», «Кто такие теософы?», «Теософские вопросы».

Наиболее значимые труды всей жизни Е. П. Блаватской созданы в зрелый период ее творчества и связаны с непосредственным осмыслением и обобщением идей теософии. Талант Е.П.Блаватской нашел выражение в созданных ею «Разоблаченной Изиде» и «Тайной доктрине» – уникальных в истории мировой культуры фундаментальных трудах по истории, сравнительному анализу и синтезу мифологических, религиозных, философских, естественнонаучных систем древности на основе учений Востока и Запада.

В работе «Разоблаченная Изида. Ключ к тайнам древней и современной науки и теософии» (Isis Unveiled), представлен анализ европейской традиции, уходящей корнями в религию и мифологию древних цивилизаций.

Главным трудом Е. П. Блаватской является «Тайная доктрина. Синтез науки, религии и философии» (The Secret Doctrine), цель которой воссоздание синтеза, позволяющего объединить философию, науку, религию, сформировав основы целостного миропонимания. Представленные в «Тайной доктрине» основные принципы строения и эволюции мира, человека и человечества, обоснование места и роли человека во Вселенной, подчинены теософской идее о единстве мира. В своем труде Е.П.Блаватская обращается к древнейшим учениям, манускриптам восточной мудрости, философским и религиозным воззрениям, а также к современным ей научным достижениям и фактам.

Основные положения теософского учения Е.П.Блаватской

В основе теософского учения Е.П.Блаватской лежит основополагающий тезис о единстве мира как фундаментальном законе мироздания. Основные идеи учения:

  • Фундаментальное Единство всего сущего;
  • В мироздании все наделено жизнью. Каждый атом материи сам по себе носитель жизни;
  • Вся Вселенная, видимая и невидимая, развивается в соответствии с вселенскими (высшими) законами.
  • Планетарная история включает в себя развитие семи человеческих рас.

Человек вбирает в себя атомы всех планов бытия, выраженные в его семеричной структуре;

  • Человек является самосознающим существом и играет важную роль, как часть Вселенной.
  • Фундаментальное Единство предполагает единый источник появления человечества. Появление и развитие человека является результатом эволюционных процессов на основе духовных (высших) законов разворачивания циклов Вселенной; эволюция человека обусловлена его духовным развитием (изменением сознания).

Темы, освещённые в «Тайной доктрине» Е.П. Блаватской

  • Доктрина постоянного обновления, представленная в виде закона периодичности развития и закон перевоплощения;
  • Доктрина баланса и гармонии, представленная в виде закона равновесия и жертвенности;
  • Доктрина Иерархий, представленная в виде закона Всеединства;
  • Доктрина внутренней тождественности, представленного в виде закона саморазвития сознания, принципа аналогии в познании; принципа всеобщего братства на основе единой жизни;
  • Доктрина постоянного изменения, представленная в виде всеобщего закона эволюции;
  • Доктрина Универсального знания, представленная через принцип единой сущностной основы единой жизни.

Значение идей Е.П. Блаватской для современности

Теософские идеи, представленные Е. П. Блаватской в ее работах, оказали влияние на формирование творческих взглядов многих художников и мыслителей XX в., таких как Ж.Дервиль, В. Кандинский, Г. Малер, М. Метерлинк, Я. Сибелиус, А. Скрябин, М. Чюрленис и др. Учение Блаватской находит развитие в антропософии Рудольфа Штайнера и Живой этике Елены Рерих, во взглядах представителей отечественной религиозной философии конца 19 – начала 20 в.в., таких как Вл.Соловьев, Н. Бердяев, С. Булгаков и др.

Современные теория квантовой физики, концепция целостного миропонимания, учение об энерго-информационном единстве мира являются научным воплощением основ теософии. Взгляды современных теософов, деятельность которых распространяется по всему миру на основе идей единства и духовных идеалов, способствуют процессам взаимной интеграции культуры Востока и Запада, межрелигиозной терпимости и сохранению мира в современном обществе, призывая к единению всех людей доброй воли на основе духовных ценностей человечества.

Цитаты из трудов Е.П.Блаватской

  • Все наше величие – в мыслях. Так давайте же мыслить о прекрасном, ибо красота – основа нравственности.
  • Пусть человек побеждает гнев любовью, зло – добром, жадность – щедростью,а ложь – Истиной.
  • У человека нет более ценной собственности, чем возвышенный идеал, к которому он непрестанно восходит, и в соответствии с которым он формирует свои мысли и чувства, и строит – а это лучшее, что он может делать,- свою жизнь.
  • Всесторонние знания и ученость, самодисциплина и красноречие – вот высшее Благо.
  • Освободи разум от зла и наполни его добротой.
  • Все кончается и проходит, лишь Истина бессмертна и живет вечно.
  • Долг – это то, что «должно» отдать Человечеству, нашим близким, нашим соседям, своей семье, и прежде всего то, что мы должны всем тем, кто беднее и беззащитнее нас. Такова наша обязанность, которая, если не исполнена в течение жизни, делает нас духовно несостоятельными и приводит к состоянию морального краха в нашем будущем воплощении.

Высказывания о Е.П.Блаватской

  • Я любил ее как друга, высоко ценил как учителя и навсегда сохраню память о ней как о святыне!

Генри Олькотт

  • Она обладала силой льва и знаниями мудреца.

Альфред Синнетт

  • В ней было нечто колоссальное, титаническое, можно даже сказать космическое; и приходила мысль, что она не принадлежит к нашей планете и совсем не соответствует масштабу нашей эволюции. Джордж Мид
  • Я был бы более чем удовлетворен, если бы смог коснуться края одежд мадам Блаватской.

Махатма Ганди

  • Я преклоняюсь перед великим духом и огненным сердцем нашей великой соотечественницы… Елена Петровна Блаватская, истинно, наша национальная гордость. Великая Мученица за Свет и Истину. Вечная Слава ей.
  • Считаю лучшими свидетелями значения и гениальности Елены Петровны Блаватской ее научные труды. Елена Рерих
  • Она была ученым, поэтом, пианисткой, художницей, философом, писателем, просветителем, и прежде всего — неутомимой воительницей Света.

Питер Вайнцваг

  • Ее отличала простота, свойственная тем, в ком живет царственный дух.

Эдмунд Рассел

  • Мы, обязанные ей безграничным расширением наших духовных горизонтов, получившие от нее ключ к раскрытию невидимых пружин эволюционного процесса, мы должны понимать, что подвиг ее жизни был необходим.

Елена Писарева

  • С детства у нее была страсть к путешествиям, к смелым предприятиям, к сильным ощущениям. Она никогда не признавала авторитетов, всегда шла самостоятельно, сама себе прокладывая пути, задаваясь независимыми целями, презирая условия света, решительно устраняя стеснительные для её свободы преграды, встречавшиеся на пути.
  • Она возвратилась из своих странствий человеком, одаренным исключительными свойствами и силами, проявившимися немедленно и поражавшими всех её окружавших.
  • Она нашла достойную всех ее усилий цель: распространение между людьми всех сословий и рас веры в единство духовных сил человечества, в познании теософии – древнейшей религии разума.
  • Имя Блаватской, возбудившей такое мировое движение, не сотрется со скрижалей истории. Вера Желиховская
  • Столько сил, сосредоточенных в одной личности, соединение самых необычайных проявлений, идущих с одного и того же источника, как у неё, это, конечно, небывалый случай, возможно, и не имеющий равных себе. Надежда Фадеева
  • Лицо ее было чрезвычайно выразительно… Она обладала такими громаднейшими голубыми глазами, каких я никогда в жизни ни у кого не видел, и когда она начинала что-нибудь рассказывать… то эти глаза все время страшно искрились, и меня потому не удивляет, что она имела громадное влияние на многих людей…
  • Когда я познакомился ближе с ней, то был поражен ее громаднейшим талантом всё схватывать самым быстрым образом: никогда не учившись музыке, она сама выучилась играть на фортепиано и давала концерты в Париже (и Лондоне); никогда не изучая теорию музыки, она сделалась капельмейстером оркестра и хора у сербского короля Милана; давала спиритические представления; никогда серьезно не изучая языков, она говорила по-французски, по-английски и на других европейских языках, как на своем родном языке; никогда не изучая серьезно русской грамматики и литературы, многократно, на моих глазах, она писала длиннейшие письма стихами своим знакомым и родным с такой легкостью, с которой я не мог бы написать письма прозой; она могла писать целые листы стихами, которые лились как музыка; она писала с легкостью всевозможные газетные статьи на самые серьезные темы. Сергей Витте
  • Кем была Елена Петровна Блаватская? И что такое Е.П.Б? (так называли Елену Петровну при жизни – сост.). Плохо понятая и оскорбляемая, почитаемая одними и ненавистная другим, она по сей день принадлежит к числу живых не меньше, а может быть и больше, чем сто лет назад. Ее имя по-прежнему вызывает бурю чувств во всех странах света, хотя имена большинства ее современников уже давно упоминаются на страницах летописей истории лишь вскользь…
  • Ее пылающий факел осветил алтари древних богов и рассеял киммерийскую тьму закоренелого невежества и суеверия, пронеся пламя факела между теми, кто предпочел оставаться слепыми, и теми, кто отважился смотреть и видеть! Борис Цырков

Теософия – учение о Божественной картине мира, полученной в результате синтеза мистического опыта и созданной на его основе рациональной системы иерархии мироздания и его эволюционных процессов.

Коренные расы – понятие в учении Блаватской, обозначающее каждую из семи стадий эволюции человечества. В «Тайной доктрине» Блаватская связывает развитие коренных рас с изменением географического состояния планеты (разрушением старых и появлении новых континентов), а также с соответствующим сознанием в соответствии с цивилизационным развитием представителем каждой расы. Каждая из 7 коренных рас, в соответствии с учением, имеет 7 подрас. Представители 3, 4 и 5 рас сегодня живут на нашей планете.

Ю.И.ДОЛГИН

НАУЧНЫЕ ПРЕДВИДЕНИЯ Е.П.БЛАВАТСКОЙ1

«Ни одна великая истина никогда не была принята a priori, и обычно проходило столетие или два, прежде чем проблески её начинали вспыхивать в человеческом сознании как возможная правда… <…> И настоящий труд будет оправдан частично или целиком лишь в двадцатом столетии»1 2.

Так писала Елена Петровна Блаватская более ста лет тому назад, пророчески предвидя сроки признания тех истин, которые она принесла миру в главном труде своей жизни — «Тайной Доктрине».

Во второй половине XIX века наука, в полном сознании своего превосходства над ниспровергнутой религией, приближалась, по мнению её корифеев, в общих чертах к абсолютному завершению. Оставалось согласовать некоторые мелкие неувязки и заштопать кое-какие прорехи. (Совсем как во второй половине XX века, накануне предполагаемого построения единой физической теории, по сей день не открытой.)

На этом фоне учёной самоуспокоенности и самодовольства резким диссонансом прозвучало возмутительное откровение Блаватской, подрывающее, казалось бы, несокрушимый бастион аксиом и догм науки Нового времени.

1 Публикуется по: Вестник теософии. 1992. № 1. С.41-44.

2 Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. В 2 т. Т. II. М., 1991. С.552.

Научное осмысление идей Е.П.Блаватской

Теософия Блаватской воевала не с наукой, а с монополией того научного направления, которое в наше время привело человечество на грань глобальной катастрофы.

Теософия Блаватской призывала не к возврату седой старины, а к пересмотру полузабытого-полуокарикатуренного старого, в котором содержится, как в драгоценном ларце за семью замками, очень многое, если не всё лучшее, новое.

Блаватская, не отрицая необходимости проектирования, так сказать, аэродинамического крыла науки, предостерегала, что на одном крыле наука далеко не улетит; надлежит срочно позаботиться и о другом крыле — раскрытии беспредельной энергии духа — вечном двигателе, известном всем посвящённым мыслителям древности, отчасти памятном в эпоху средневековья и безнадёжно забытом прагматично-утилитарной наукой Нового времени.

С неукротимым темпераментом и полемическим задором Блаватская обрушилась в «Тайной Доктрине» на теорию Дарвина, усомнилась в законе тяготения Ньютона. «Когда-нибудь будет найдено, что <…> эта научная гипотеза неудовлетворительна… <…> Мы называем силы, действующие под этим названием, следствиями, и даже весьма второстепенными. <…> .Тяготения не существует; во всяком случае, не в том виде, как учит наука.»1

Крупнейшие киты физики и биологии попали под её обстрел.

Блаватская реабилитировала Древнюю Мудрость, величайшими выразителями которой были Гермес Трисмегист, Пифагор и Платон. Но её критика авторитетов науки XIX века не опровержение теории естественного отбора и закона тяготения, а прозорливое предвидение недостаточности их.

Как показало дальнейшее, ньютонианское представление о мироздании справедливо в рамках частного случая

1 Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. В 2 т. Т. I. М., 1991. С.608, 618.

Ю.И.Долгин. Научные предвидения Е.П.Блаватской

концепции Эйнштейна. Закон всемирного тяготения интерпретируется теорией относительности через искривление пространства.

В недавние годы выяснилось: объяснить происхождение жизни и разума случайным сочетанием элементов запрещает теория вероятностей: не хватает ни периода существования Земли, ни степени перебора вариантов.

Эволюционная же теория Дарвина односторонне прямолинейна: наряду с эволюцией действует, как предвосхитила Блаватская в «Доктрине», инволюция…

Вообще, методологически, все дилеммы в науке и в философии дефектны, ибо существо дилеммы «или-или» — порождение плоской логики Аристотеля — нежизнеспособно.

Нет дилеммы «или сверхъестественный акт творения, или естественный отбор», как нет дилеммы «свет — или волновой процесс, или дискретный».

Последняя дилемма — предмет спора между Ньютоном и Лейбницем, завершившегося когда-то в пользу Ньютона (временное торжество волновой теории), а в 20-е гг. нашего века, в учёном поединке Гейзенберга с де Бройлем, — вничью; было доказано — свет имеет и волновую, и дискретную природу.

Однако за полвека до этого кардинального открытия, означавшего переворот в физике, Блаватская знала, что дилеммы нет:

«Теория волн или корпускулярная теория — всё одно. Ибо это есть суждения на основании аспекта феномена, но не на основании знания сущности природы причины и причин»1.

Увеличивающие скорость движения (вплоть до субсветовой) галактики на горизонте расширяющейся Вселенной?

Сие в принципе Блаватской было известно: «.Всё во Вселенной, так же как и сама Вселенная, образуется («создаётся”),

1 Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. В 2 т. Т. I. М., 1991. С.658.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Научное осмысление идей Е.П.Блаватской

в течение её периодических проявлений в пределах феноменального Мира, ускоренным Движением…»1

Новейшая гипотеза тождества микро- и макромиров, относительного понятия масштабов, уравнивающего элементарную частицу с астрономическим миром?

Гениальная провидица 80-х гг. XIX века писала так: «.Каждый атом Вселенной <…> является Вселенной в себе самом и для себя»1 2.

«Термин «Монада” может быть одинаково применён как к обширнейшей Солнечной системе, так и к малейшему атому»3.

Ключ к загадке пришельцев-гуманоидов, таинственных появлений их и мгновенных исчезновений предлагает нам Блаватская в следующей удивительной многомерной картине взаимопроникновения миров:

«Существуют миллионы и миллионы миров, <…> видимых нами; и ещё большее число их за пределами Миров, видимых телескопом, и многие из последнего вида не принадлежат к нашей объективной сфере существования. .Они с нами, вблизи нас, внутри нашего собственного мира, такого же объективного и материального для их соответствующих обитателей, как наш мир для нас. <.> Обитатели их <.> могут <.> проходить через нас и вокруг нас, как бы сквозь пустое пространство, их жилища и страны переплетаются с нашими, тем не менее, не мешают нашему зрению.»4

Человечество последовательно систематизировало представление о мире и форме геоцентризма, гелиоцентризма, га-лактизма, метагалактизма.

1 Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. В 2 т. Т. II. М., 1991. С.692.

2 Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. В 2 т. Т. I. М., 1991. С.155.

3 Там же. С.56-57.

4 Там же. С.756-757.

Ю.И.Долгин. Научные предвидения Е.П.Блаватской

По мнению Шепли, «пятое приспособление мыслимо в области психологии или в мире «антиматерии”».

Идея Шепли удивительно перекликается — и по букве, и по смыслу — с предсказаниями Блаватской: «Наша Пятая Раса спешно приближается к Пятому Элементу — назовите его, если хотите, междупланетным эфиром, — который, однако, имеет больше отношения к психологии, нежели к физике»1.

Речь идёт о психической энергии, овладение которой даст грядущему человечеству силу, превосходящую все чаяния, связанные с термоядерной энергией…

Натуральный ряд чисел движется не от нуля к бесконечности, а от нуля к нулю, ибо Космогонический Цикл конечен, и бесконечности вообще нет в природе.

Здесь необходимо отметить: 1) Блаватская вместо прямолинейного евклидового ряда чисел, уходящего в дурную бесконечность, т.е. в бессодержательную бесконечность, предполагает цикличный натуральный ряд, аналог которого окружность, а точнее — виток спирали; 2) Космогония принципиально отождествляется с натуральным рядом чисел, замкнутым в цикл от единицы до нуля. (Единица — действенное начало, а Нуль — пассивное. Можно предположить формулу «от нуля до нуля» и формулу «от единицы до нуля»). Прообраз современной космологической модели пульсирующей Вселенной впервые выдвинут Блаватской в комментариях к манускрипту глубочайшей древности — «Книге Дзиан» (Т Д, т. 1).

Задолго до работ астрофизика-космолога А.Л.Зельманова об относительности конечного и бесконечного, их совместной истинности в протяжённости и в длительности Вселенной, Блаватская с поразительной научной интуицией предвещала: «.Несмотря на то, что материальный мир для нас беспределен, он всё же конечен.»1 2

1 Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. В 2 т. Т. II. М., 1991. С.172.

2 Блаватская Е.П. Разоблачённая Изида. В 2 т. Т. I. М., 1993. С.66.

Научное осмысление идей Е.П.Блаватской

Говоря о монадах (в лейбницевском и оккультном аспекте), Блаватская диалектически утверждает предельное в беспредельном: «…Число их предельно, как и всё в этой Вселенной дифференциации и предельности»1.

Блаватская нарушила традиционное представление о пустоте, категорически заявив, что пустоты в природе нет.

Только в середине XX века парадоксальное утверждение Блаватской получило научное признание: вакуум — виртуальное средоточие колоссальных энергий.

Вот ещё пример подтвердившегося совсем недавно откровения: «.Солнце, при каждом своём обороте сокращается также ритмично, как человеческое сердце. Только <…> солнечная кровь требует десять своих лет для кругового оборота и целый год, чтобы пройти через полости сердца, прежде нежели она омоет лёгкие, чтобы вернуться затем в большие артерии и вены Системы»1 2.

Физика Солнца за последние десятилетия сделала большие успехи и значительно приблизилась к пониманию нашего Светила как ритмично пульсирующего живого органа. Мы узнали: Солнце дышит! Но и это знала великая провидица!..

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ультразвук вошёл в науку в XX веке, а Блаватская в 1888 году вдохновенно предвещала:

А предупреждение об экологическом неблагополучии на Земле?..

1 Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. В 2 т. Т. I. М., 1991. С.226.

2 Там же. С.674.

3 Там же. С. 692, 701, 792.

Ю.И.Долгин. Научные предвидения Е.П.Блаватской

И в заключение нашего краткого обзора мы можем с удовлетворением отметить то, что, по свидетельству обобщающих разработок в теоретической физике последних лет, наука — хочет она того или не хочет, волей или неволей, ползком или прыжком — движется в направлении теософии, точно так же, как движется к синтезу отдельных разрозненных дисциплин, в конечном счёте — к синтезу с этикой и религией.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *