Биография

Ольга Михайловна Остроумова появилась на свет в Оренбургской области, в городке Бугуруслан, в сентябре 1947 года. Она росла в большой дружной семье, где кроме неё было ещё 3 детей: сёстры Раиса, Людмила и брат Георгий. Папа Ольги был учителем физики, мама домохозяйкой. В маленьком доме Остроумовых, расположенном неподалёку от церкви, была очень тёплая атмосфера. Здесь всегда царили любовь и согласие.

Актриса Ольга Остроумова

Отец Ольги Остроумовой был не только педагогом, но и регентом церковного хора. С церковью жизнь семейства имела прочные связи. Три поколения мужчин, включая дедушку, были священниками. Позже Остроумова рассказала, что для неё детство стало тем фундаментом, на котором она и сегодня прочно держится.

А воспоминания о родном доме – чай на веранде, духовой оркестр, обязательные совместные завтраки, ужины за большим семейным столом – не раз согревали душу в трудную минуту. Планы дочери выучиться на актрису родители восприняли с большим удивлением, но возражать не стали.

Ольга Остроумова в детстве

Ольга Остроумова говорит, что желание стать артисткой пришло в очень юном возрасте – в 10 лет. Именно тогда Ольга вместе с мамой и сёстрами попала на спектакль, в котором играла подруга матери. В душе девочки навсегда осталось то чувство невероятного праздника и необычайного волнения, которое она испытала тогда.

Поэтому не ради славы и всенародной известности, а ради повторения этого праздника девушка решила связать свою взрослую жизнь с актёрским ремеслом. По окончании школы в 1966 году Ольга Остроумова отправилась в Москву, решив поступать в ГИТИС. Мама испекла дочери пирожков и благословила в трудный путь. Он оказался и вправду сложным.

Ольга Остроумова в молодости

Ведь девушка впервые уехала в чужой огромный город, где не было родных. Она даже не знала, где находится вуз и добралась до ГИТИСа лишь под вечер, едва успев на прослушивание. Поступление не было лёгким и стоило немалых переживаний. Но Остроумова поступила с первого раза. Она училась в мастерской Варвары Алексеевны Вронской.

Театр

В 1970 году, окончив ГИТИС, Ольга Остроумова была принята в столичный ТЮЗ, режиссёром которого работал Павел Хомский. На этой сцене актриса впервые вышла на сцену. Здесь на протяжении 3 лет она получила первые практические уроки актёрского мастерства. Но после ухода руководителя и наставника Хомского молодая актриса перешла в театр на Малой Бронной. Как утверждает Остроумова, сюда её переманил Андрей Мартынов, бывший сокурсник по ГИТИСу.

Актриса Ольга Остроумова

Режиссёр театра Александр Дунаев принял новую актрису очень тепло. Ольга Михайловна под его руководством сыграла во многих спектаклях, поставленных по классическим произведениям. «Волки и овцы», «Мещане» – здесь Остроумова играла, накапливая актёрское мастерство. Особенно тепло артистка вспоминает работу в этом театре того периода, когда ей посчастливилось трудиться под руководством Анатолия Эфроса, сменившего Дунаева.

Тогда в театре собрался действительно звёздный актёрский состав: Олег Даль, Алексей Петренко, Ольга Яковлева. С ними Остроумова сыграла множество спектаклей. Наиболее яркие образы – Татьяны в постановке «Враги», Лиды в «Веранде в лесу», Розы Гонсалес в «Лето и дым». После ухода Эфроса в 1984 году Остроумова тоже покинула театр на Малой Бронной. Она ушла в Театр миниатюр, где тогда был режиссёром Михаил Левитин.

Ольга Остроумова в спектакле «Учитель танцев»

Ольга Михайловна сменила Любовь Полищук, ушедшую в декрет. Остроумова заменила её в спектакле «Здравствуйте, господин де Мопассан». Позже на этой сцене артистка репетировала булгаковскую Маргариту. К сожалению, сыграть эту героиню так и не удалось, потому что режиссёр заболел. Но любовь к Михаилу Булгакову осталась на всю жизнь.

Потом был период работы в Театре имени Моссовета. Первым спектаклем на этой сцене для Ольги Остроумовой оказзался «Вдовий пароход» Генриетты Янковской. Актрисе досталась роль Анфисы. Но приглашение на работу в этот театр принесло Остроумовой не только новые роли, но и скандалы. Далеко не все актёры были рады видеть «чужую» актрису, приглашённую со стороны. Но Ольга Михайловна сумела достойно пройти период интриг и не опуститься до ответных действий.

Ольга Остроумова в театре

Вскоре театралы имели удовольствие увидеть Остроумову в главной роли постановки «Мадам Бовари». За эту работу она в 1994 году была награждена премией имени Станиславского. Любимыми ролями Ольги Остроумовой, сыгранными в этот период, были Елена Тальберг в постановке «Белая гвардия» и Филисьянта в «Учителе танцев». Позже она сыграла Раневскую в «Вишнёвом саде» и Клавдию Тарасовну в «Серебряном веке».

Фильмы

Кинематографическая биография Ольги Остроумовой началась из появления в фильме «Доживём до понедельника», который вошёл в золотой фонд отечественного кинематографа. Актриса сыграла самую красивую девушку в классе. В белокурую красавицу тогда влюбилась вся мужская аудитория. Но на пик успеха Остроумову вынесла роль Жени Камельковой в драматическом военном фильме «А зори здесь тихие», снимавшемся в Карелии.

Ольга Остроумова в фильме «Доживём до понедельника»

Эта картина вскоре становится культовой в СССР и за его рубежами. После выхода фильма на экраны на Ольгу Остроумову посыпалось много предложений от режиссёров. Но все предложенные роли оказались словно «списанными» с Жени Камельковой. Актриса отказалась, потому что боялась оказаться в ловушке одного амплуа.

Ольга Остроумова в фильме «А зори здесь тихие»

Сама актриса считает своей лучшей ролью в кино образ Василисы в ленте «Василий и Василиса». В этом фильме она снялась после некоторого перерыва. Ещё одна роль, любимая Ольгой Михайловной – Маня Поливанова в мелодраме «Любовь земная», вышедшей на экраны в 1975 году. Эта работа принесла артистке ещё больше известности, закрепить которую удалось картиной «Судьба» Евгения Матвеева. Обе ленты получили Золотые медали имени Довженко и были награждены Госпремией СССР.

Ольга Остроумова в фильме «Василий и Василиса»

А вот работа в комедии Эльдара Рязанова «Гараж», где Остроумова сыграла профессорскую дочь, не принесла артистке большого удовольствия. Ольга Михайловна не чувствовала себя представительницей «золотой молодёжи» и старалась спрятаться в тень, потому что и сам режиссёр, и собранный сонм звёзд отечественного кинематографа, таких как Валентин Гафт, Ия Саввина, Вячеслав Невинный, Лия Ахеджакова, казались ей настоящими знаменитостями, рядом с которыми она — маленькая неопытная девочка.

Ольга Остроумова в фильме «Гараж»

После «Гаража» в кинематографической биографии Ольги Остроумовой был 2-летний перерыв. Она появлялась лишь на сцене театра. Но потом на экраны вышли замечательные ленты с её участием, среди которых самые яркие «Не было печали» и «Безумный день инженера Баркасова». В 90-ых зрители увидели артистку в 7 картинах. Одна из них – «Змеиный источник» Лебедева, где Ольга Михайловна сыграла отрицательную роль – деспотичной и властной директорши школы, «злого гения» провинциального городка.

Ольга Остроумова в фильме «Змеиный источник»

Из последних робот можно выделить роли Ольги Остроумовой в мистическом триллере «По ту сторону волков». Здесь артистка появилась в образе супруги героя, роль которого досталась Валентину Гафту. А триумфальным возвращением Ольги Михайловны на экраны современного кинематографа по праву считается лента «Бедная Настя». Её героиня княгиня Мария Долгорукая очень убедительна. Для самой актрисы эта роль в сериале оказалась своего рода экспериментом, который удался.

Ольга Левитина. Одно абсолютно счастливое семейство

Фото: Павел Щелканцев

С момента развода родителей прошло уже года три, когда в один прекрасный вечер в нашем доме появился Валентин Иосифович Гафт…

«Деточка, а родной папа тебя навещает?» Я часто слышу этот вопрос от бабушек, сидящих на скамейке у нашего подъезда. Мне шесть лет. Уже знаю, что мама — артистка. Иногда она берет с собой на творческие вечера, представляя: «Мое лучшее произведение!» На концерте обязательно показывают фрагменты из кинофильмов. Мне нравится мама в школьной форме в картине «Доживем до понедельника».

На кадрах из «…А зори здесь тихие» зажмуриваюсь: страшно смотреть, как она гибнет от рук фашистов. Но соседи привыкли считать, что актрисы — существа необыкновенные. Не хотели верить, что Ольга Остроумова может быть счастлива с театральным режиссером и писателем Левитиным — не знали, насколько он талантлив, а вида Михаил Захарович был совершенно несерьезного. «Прошлое кинозвезды наверняка скрывает дюжину мужей, — думали они, — один из которых и стал отцом маленькой Оленьки». Я знала, что папа — настоящий, но унаследованное творческое воображение уже тогда не давало скучать ни мне, ни окружающим. Стены папиного кабинета были завешаны фотографиями выдающихся людей. Чтобы заинтриговать старух, выбрала портрет приличного дядечки в пиджаке и галстуке, вынесла на улицу: «Вот мой всамделишный папа!

Больше не спрашивайте!» Я и понятия не имела, что это был создатель Камерного театра Александр Таиров.

С тех пор прошло много лет, я уже сама мама. Родители давно расстались. У обоих сложились новые семьи. Но вот совсем недавно вспомнила ту «лавочку». Услышала, как пошутил Лев Дуров: «Жить с Гафтом — настоящий подвиг, настолько у него тяжелый характер. И как только Остроумова с ним управляется?» О человеке опять судят со стороны, отталкиваясь от его имиджа. Все знают, что он пишет эпиграммы, и оттого считают Гафта язвительным. Но я читала его лирические стихи и думаю: Валентин Иосифович — тонкий, нежный, неимоверно щедрый и благодарный человек. Сегодня он уже не одинокий волк, у него есть родня. На мой взгляд, жить в любой семье непросто. Маму в этом смысле можно назвать настоящей женщиной: умудрилась даже сдружить представителей своих двух семей — прошлой и нынешней.

Писать об этих людях сложно, всегда боишься чем-то задеть или обидеть. Но, любя их, все же попробую.

…Никогда не видела, чтобы родители ссорились. Они оберегали нас с братом от всяческих драм, оттого и воспоминания детства обрывочны. В них нет сюжета, просто встают перед глазами яркими картинками. Вот мама в черном концертном платье прихорашивается в прихожей, папа смотрит на нее в зеркало, и его распирает от гордости: какая красавица! Возвращаются родители, как правило, ночью. Заспанная выхожу на кухню. Мама варит картошку, папа чистит селедку на газетке. Весело, с прибаутками относят меня обратно в кровать. По утрам не дай бог громко звякнуть чашкой!

Моя мама — Ольга Михайловна Остроумова… Фото: ИТАР-ТАСС

Тут же прибегает папа с бешеными глазами: «Тише, мама спит!» Естественно, вопит на весь дом. А мама заставляет ходить на цыпочках, если из кабинета раздается стук пишущей машинки: «Тише, папа работает!» До сих пор, если на душе тревожно, закрываю глаза и пытаюсь услышать гул голосов и позвякивание тарелок, увидеть яркую полоску света, которая пробивается сквозь оставленную щелочку двери в темную детскую. Значит, у родителей гости, они молоды и веселы, у нас все хорошо, и я под защитой.

Оба много работали, а мама еще и на съемки уезжала. Сидеть со мной было решительно некому. Когда исполнилось два с половиной года, решили отдать в ясли на пятидневку. Денег на коляску не накопили: в театрах папе ставили палки в колеса, он часто сидел без работы. Засунули меня в какую-то сумку-авоську, так и отнесли.

Родители вспоминают, что приняла я это безропотно. Но уже через неделю по дороге в ясли не выдержала и робко спросила из авоськи: «Мамочка, а когда наступит пятница, ты придешь и скажешь: «Пойдем домой»? Видимо, прозвучало это настолько жалостливо, что мамино сердце не выдержало, она расплакалась, и с пятидневки меня забрали. Взяли няньку: «выписали» из уральской деревни Алексеевка, откуда мамина родня, ее троюродную сестру тетю Люсю Шестову. Женщина она у нас совсем простая, родители до сих пор хохочут, вспоминая, как Люся робела, впервые стучась в святая святых — папин кабинет. И басом сказала: «Мыхаил, идыте кушать щы».

Меня завораживал Люсин утренний туалет: еще лежа в кровати, смотрела сквозь ресницы, как она облачалась в хрустящую от кружев комбинацию, накручивала на голове прическу, вставала на огромные каблуки, щедро душилась чем-то сладким.

Ольга Остроумова. Так получилось, что сначала я заинтересовалась биографией и фотографиями Валентина Гафта, а уж потом решила найти все лучшие фото Ольги Остроумовой. Когда эта актриса начала встречаться с Валентином Гафтом ей было уже около 50 лет, ему за шестьдесят, но оба были все еще молоды, привлекательны и полны сил. Для обоих это был третий официальный брак.

Сколько фильмов с Ольгой Остроумовой я посмотрела? До написания этой статьи я об этом не задумывалась, ну а на днях решила глянуть не разу невиданное доселе, а также освежить в памяти уже просмотренное.

Ну, конечно же, я начала с фильма «…А зори здесь тихие». Не смотрела я раньше этот фильм целиком, не потому что такая дремучая и совершенно не интересуюсь советским кинематографом, все дело в том, что мне очень тяжело смотреть фильмы о Второй мировой войне. Я себе слишком живо представляю, все то, что случается с главными героями на экране, ведь это могло бы произойти со мной, всего лишь каких-то сорок лет отделяют меня от событий тех времен. Книгу «…А зори здесь тихие» я читала еще в детстве, оценила произведение Бориса Васильева очень высоко, но прочитать все это второй раз не смогла бы. И вот буквально вчера я настроилась. Представьте себе, мне нужно настроиться на такое кино. Я, взрослый адекватный человек, говорю себе: «Все это не на самом деле, это просто актрисы, их убьют не по-настоящему, не нужно их жалеть». Я, между прочим, совершенно не боюсь смотреть фильмы ужасов, но только если это не сериал «Ходячие мертвецы», в таком случае я накрываюсь одеялом с головой, а вот старые фильмы о войне меня пугают. Современные военные фильмы – это совсем другая тема, ну не буду я переживать за Данилу Козловского или Петра Федорова, итак же понятно, что в реале они в шоколаде, не убьет их прямым попаданием, после этих съемок у них начнутся новые, возможно гламурные проекты, наденут они свежие кальсоны и будут восхищать Аню Чиповскую и Лизу Боярскую. Ну так вот, в возрасте 38 лет я наконец-то увидела от начала и до конца фильм «…А зори здесь тихие». Я присматривалась прежде всего к Ольге Остроумовой. Красивая ли она? Справедливо ли ей досталась роль Жени Комельковой? Режиссер не прогадал. После выхода на экраны этого фильма практически все были в восторге от героини, сыгранной Ольгой Остроумовой. Девушка с чертовщинкой, задорная, искорки в глазах, рыжие волосы, звонкий смех. Остальные героини тоже хороши собой, все сыграли отлично, именно поэтому тяжело смотреть такие фильмы, актрисы играют – как живут.

Потом я решила посмотреть фильм «Доживем до понедельника», я и раньше его видела, но тогда мое внимание было приковано к Вячеславу Тихонову и Ирине Печерниковой. В этом фильме Ольга Остроумова дебютировала как актриса кино, сыграла девочку старшеклассницу.

Затем мною были просмотрены драмы «Любовь земная», «Судьба» — вот эти два фильма я видела раньше лишь урывками. Ольга Остроумова сыграла в них молодую сельскую жительницу, которая влюбилась в председателя колхоза, пятидесятилетнего Захара Дерюгина. Возлюбленный женат, дома его ждет красивая жена и четверо сыновей, но крышу от любви Мани Поливановой у этого сердцежуя сносило конкретно. Маня Поливанова удивительная женщина, на ее гибком теле красуется ситцевое платье в мелкий цветочек, на ее шее красные бусы, а в ушах серьги, она зовет Захара в луга, с нею он забывает обо всем на свете. Хотя жена Ефросинья тоже была невероятно хороша собой и даже красивше соперницы, но на ней Захар женился без любви, по велению отца. «Любовь земная» — это фильм завязка, мордасти, знакомство с главными героями, а вот уже вторая часть, которая была снята через пару лет и называется «Судьба», гораздо интереснее, там уже разворачиваются действия Второй мировой война (опять война, но половина советских фильмов о ней, что поделаешь). Захар уходит на фронт, а жена и возлюбленная ждут его и попутно борются с фашистами в тылу, обе оказываются очень героическими женщинами. Фильм весьма увлекательный, по крайней мере, меня он зацепил.

Это уже четыре фильма с Ольгой Остроумовой, которые я посмотрела на одном дыхании за пару дней. Мне показалось, что этого маловато и я посмотрела пятый. Нет чтобы сразу статью настрочить. Надо было мне до конца прочувствовать талант Ольги Остроумовой. И вот самый великолепный фильм, который я с нею посмотрела это «Василий и Василиса». Как потрясающе Ольга Остроумова сыграла женщину, которой за шестьдесят! Гениально! А ведь актрисе было на момент съемок всего лишь 34 года. В начале фильма это красивая, полная сил баба – кровь с молоком, глаза светятся, волосы из-под косынки выбиваются, она смеется, сверкает белыми зубами. А затем замужество, семеро детей, любимый муж начинает выпивать и поднимать на нее руку. Когда Василий переборщил с угрозами, она выселила его в амбар, а ведь по сути он был слабее жены, это она могла лупануть ему в глаз кулаком так, что летел бы он в беспамятстве через всю горницу. Василий вел себя неподобающе, не просто так жена выгнала его из дома, из-за его поведения она потеряла ребенка, которого вынашивала. Этот несчастный случай так впечатлил Василису, что она не смогла простить мужа вплоть до самой его смерти. Он-то был тише воды ниже травы уже на следующий день после заселения в амбар. И вот Ольга Остроумова играла эту женщину. Ссутуленная, с абсолютно погасшими глазами, серый платок повязан по-старчески, одежда мешком весит на героине, лицо не выражает особого интеллекта, лишь житейскую деревенскую мудрость, совершенно неухоженная баба, которая на себе поставила крест, живет лишь для детей и внуков. Ее Василий уходит на фронт, может, в душе она и переживает за его судьбу, но она даже не обняла его на прощанье, лишь посмотрела вслед потухшим взглядом. Он возвращается домой в конце войны, к нему в амбар со временем въезжает молодая вдова — солдатка Александра, Василиса ревнует, негодует, но Василия своего назад в хату не пускает. Перевоплощение! Грандиозное! Фильм «Василий и Василиса» не очень популярен, смотрела его мало зрителей, но именно в нем Ольга Остроумова показала весь свой талант. Рекомендую смотреть всем!

На фото с дочерью

Сын Остроумовой

У Ольги Остроумовой двое детей, дочь названа в честь нее Ольгой, а имя сына совпадает с именем его отца – он Михаил Михайлович Левитин. Ольга Левитина не стала востребованной актрисой, ролей в ее фильмографии мало, а Михаил Левитин в свои 35 лет только делает свои первые шаги в режиссуре. Ну и не страшно. Необязательно дети должны быть столь же талантливы и успешны, как и их родители, лишь бы людьми были хорошими!

70 фото Валентина Гафта в молодости, зрелости, фото его жен, дочери, сына, внука

Зинаида Кириенко 40 лучших фото (Наталья Коршунова «Тихий Дон» 1957)

>Ольга Остроумова, биография, новости, фото

Детство: Бугуруслан-Алексеевка

Родившуюся в послевоенном 1947 году, в большой и любящей семье Михаила Остроумова и Наталии Кудашевой девочку окрестили Ольгой. Отец, учитель физики в школе районного центра Бугуруслан, был единственным кормильцем в семье, мать, у которой было 4 класса образования, занималась детьми, создавала в доме удивительную атмосферу внимания, доброты, тепла. Дети – Раечка, Людочка, Егорка и Оленька –всегда были обласканы, исподволь приучены родителями к тому, что семья – самое ценное в жизни каждого человека. Семья Ольги Остроумовой — родители, сестры и брат Способствовали пониманию этого и традиционные вечерние чаепития у дедушки-священника, неспешные разговоры старших с младшими, глубокие и мудрые рассказы патриарха семьи. Рядом с церковью в деревне Алексеевка, где он служил, ребятишки облюбовали себе место для игр и самостоятельно учились читать… по буквам на надгробиях кладбища. Маленькой Оле очень нравилось осваивать грамоту по таинственным надписям. Не испытывая никакого страха перед погостом, девочка восхищалась буйством сирени и запахом лопухов, сырой земли. Ольга Остроумова в детстве Когда пришла пора идти в школу, Оля уже умела читать и писать. К тому времени семья перебралась в Куйбышев – только там отец, сын священника, смог найти работу в школе рабочей молодежи. Жили в двухэтажном деревянном бараке.
Волевой характер девочки позволил ей с легкостью учиться, но в отличие от своей киногероини Риты («Доживем до понедельника»), первой красавицей класса она не считалась. Ольга Остроумова в молодости Доучившись до десятого, Остроумова стала посещать народный театр, действовавший при клубе железнодорожников. О своем увлечении она почти никому не рассказывала, но когда объявила в семейном кругу, что хочет стать артисткой, родители отпустили дочку в Москву с легким сердцем, с полной уверенностью в том, что в столице ее никто не обидит.

Карьера: студенчество-кино-театр

Семидесятые годы. Проснувшись на утро после выхода картины «Доживем до понедельника», студентка Остроумова как всегда села в троллейбус и поехала на занятия. Никакой славы или признаков знаменитости она не ощущала. Зато талантливую игру девушки заметили не только зрители, но и режиссеры. Последующее после фильма десятилетие Ольга Остроумова – самая востребованная актриса в кино. Роли, которые она с кажущейся легкостью получала, потрясают своей жизненностью, искренностью, глубиной. Ольга Остроумова в фильме «Доживем до понедельника» Нюра из новеллы «Сталинград – 1929 год», вошедшей в мелодраму Бориса Яшина «Город первой любви» – ее вторая роль. Дебютировали в фильме вместе с «опытной» Остроумовой Леонид Филатов и Наталья Егорова. Затем была картина «Город в огне» об осаде Севастополя фашистами и снова – Станислав Ростоцкий, решивший снимать одноименный фильм по повести Бориса Васильева «…А зори здесь тихие». Ольга Остроумова в фильме «А зори здесь тихие» Пронзительная красавица Женька Комелькова, которую играет Ольга, стала словно родной многим людям, прошедшим войну. Остроумова вместе с партнерами по съемкам Андреем Мартынюком (старшина Васков), Еленой Драпеко (Лиза Бричкина), Ириной Шевчук (Рита Осянина) и остальным творческим коллективом создали на экране поистине потрясающую картину, которую даже номинировали на «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке и удостоили Государственной премии. Ольга Остроумова исполнила роль Жени Комельковой Образ Мани Поливановой, созданный Остроумовой на экране, еще одна глубокая и жизненная роль актрисы. Любовь к женатому мужчине, пронесенная сквозь годы, пережившая войну и потери, тема, которую в Советском Союзе не приветствовали, но фильмы «Любовь земная» и «Судьба» были сняты таким мастером и с таким актерским составом, что партийным чиновникам оставалось лишь признать, что секс в СССР есть, даже при строительстве социализма-коммунизма. Съемки в дилогии принесли Остроумовой неоценимый опыт работы с такими актерами как Евгений Матвеев, Валерия Заклунная, Юрий Яковлев, Вадим Спиридонов, Зинаида Кириенко, а также заслуженную Государственную премию. Ольга Остроумова в фильме «Любовь земная» Восьмидесятые годы. После бешеного успеха в карьере актрисы наступило некоторое затишье – вплоть до фильма «Василий и Василиса», который сама Остроумова считает своей большой удачей. Именно эта картина помогла ей получить роль Анфисы в спектакле Моссовета «Вдовий пароход». Режиссер Генриетта Яновская, посмотрев фильм, решила задействовать Ольгу в постановке спектакля, хотя на эту роль претендовали и более зрелые актрисы.
В восьмидесятых Остроумова также снималась, хоть и в менее популярных, но интересных картинах: «Сестра моя Люся», «Не было печали», «Отпуск по ранению», «Мелочи жизни». В 1989 году Евгений Матвеев снял криминальную драму «Чаша терпения» с Остроумовой в главной роли, но картина не произвела на зрителей того сильного впечатления, которое осталось после «Любви земной» и «Судьбы». Ольга Остроумова в фильме «Чаша терпения» Девяностые годы. Совсем мало достойных таланта Остроумовой ролей стало в лихие девяностые. К счастью, актриса была задействована в лучших спектаклях театра им. Моссовета, играла Фаину Раневскую, Елизавету Протасову, Эмму Бовари. Из фильмов этого периода можно отметить экранизацию одноименной повести Николая Лескова «Очарованный странник», где актриса играет Екатерину Семеновну. Съемки приносили ей удовольствие от общения с такими замечательными актерами как Александр Михайлов, Ирина Скобцева, Андрей Ростоцкий, Майя Булгакова, Леонид Кулагин. Ольга Остроумова в фильме «АдмиралЪ» Двухтысячные. Все чаще Ольга Остроумова снималась в документальном кино, посвященном ушедшим актерам. Из художественных картин можно отметить сериал «Не родись красивой», где она сыграла маму беспутного Андрея Жданова (Григорий Антипенко), монументальное полотно «Адмирал» (роль матери Софьи Колчак Дарьи Омировой/Каменской), сериал «Папа для Софии» (Марина Александровна).

Личная жизнь Ольги Остроумовой

В личных отношениях Ольга оправдывает породу тех женщин, которые терпят-терпят, а потом – вулкан! Впервые Остроумова вышла замуж в конце шестидесятых за однокурсника Бориса Аннабердыева. Брак был коротким. Затем – распределение после института, ее знакомство и любовь с Михаилом Левитиным, о чем она тут же поставила в известность мужа и подала на развод. Борис не сопротивлялся, в его жизни вдали от жены также произошли перемены. Ольга Остроумова с мужем Михаилом Левитиным и детьми Жизнь с Левитиным, театральным режиссером и писателем, оказалась насыщенной и яркой. Родились дети, которых родители назвали своими именами: девочку – Ольгой, мальчика – Михаилом. Но семья, так много значившая для Остроумовой, не имела столь важного значения для Левитина. На протяжении двадцати лет актриса училась закрывать глаза на интрижки супруга, даже если ей в открытую заявляли права на него. Но все-таки подала на развод. Наиболее сильно он повлиял на маленького Мишу, даже изъявившего желание жить с папой. Ольга Остроумова с детьми Со временем повзрослевшие дети стали ревновать Остроумову к ее новому избраннику – Валентину Гафту. Их шапочное знакомство на площадке «Гаража» Эльдара Рязанова в какой-то момент переросло в серьезные чувства. Расписались актеры прямо в больнице, где лежал Гафт после операции. Ольга Остроумова и Валентин Гафт Обаяние и такт Валентина вскоре возымели свое действие, и Миша с Олей наконец одобрили любимого мужчину мамы. Их собственные дети, Фаина, Полина и Захар обожают гостевать у бабушки, которая всеми силами старается беречь так трудно выстраданную любимую семью.

Ольга Остроумова

Ольга Михайловна Остроумова. Родилась 21 сентября 1947 года в Бугуруслане Оренбургской области. Советская и российская актриса театра и кино. Народная артистка РФ (1993).

Ольга Остроумова родилась 21 сентября 1947 года в Бугуруслане, который тогда относился к Чкаловской области, ныне — Оренбургская область.

Отец — Михаил Алексеевич Остроумов, учитель физики.

Мать — Наталия Ивановна (в девичестве Кудашёва), домохозяйка.

У нее есть две сестры и брат. Раиса работала инженером водного транспорта, в настоящее время а пенсии. Людмила — предприниматель, живёт в Геленджике. Брат Георгий работал на Байконуре, затем занялся бизнесом, работает в фирме по строительству подвесных мостов.

Ее дедушка был священником, служил в местной церкви (вообще в роду Остроумовых три поколения мужчин были священниками). Дом, в котором росла Ольга, располагался неподалеку от храма, в котором работал её дедушка.

Детей в основном воспитывала мама. Ольга рассказывала о ней как о хранительнице семейных ценностей. В семье царили любовь и согласие. «Мы жили в удивительной атмосфере доброты, внимания, ласки. Для меня детство – это тот фундамент, на котором я стою до сих пор. Эти воспоминания – чай на веранде, духовой оркестр, обязательные совместные завтраки, обеды, ужины за большим семейным столом – не раз согревали душу в трудную минуту», — рассказывала актриса.

Уже в подростковом возрасте Ольга решила стать актрисой, хотя ни в какие профильные кружки не ходила, в школьной самодеятельности не участвовала. Родные отнеслись к этому желанию с пониманием, помогли собраться для поездки в Москву. И в 1966 году она поступила в ГИТИС имени Луначарского, который окончила в 1970-м.

После окончания вуза была принята в Московский театр юного зрителя, среди ее работ: «Мещане» М. Горького — Елена; «Тень» Е. Л. Шварца — Юлия Джули; «Поздняя любовь» А. Н. Островского — Лебёдкина.

В 1973 году перешла в Московский драматический театр на Малой Бронной, в котором служила до 1983 года, среди работ актрисы на этой сцене: «Своей дорогой» Р. Ибрагимбеова; «Их четверо» (1976) — жена; «Варвары» — Лидия; «Враги» (1977) — Татьяна; «Веранда в лесу» (1978) — Лида; «Лунин, или смерть Жака» (1979) — Она; «Лето и дым» (1980) — Роза Гонсалес; «Волки и овцы» (1982) — Глафира.

С 1983 года — актриса Московского театра им. Моссовета. Была занята в постановках: «Вдовий пароход» — Анфиса; «Живой труп» — Елизавета Андреевна Протасова; «Орнифль или Сквозной ветерок» — Ариана; «Завтрак с неизвестными» — Маша; «Печальный детектив» — Тетя Граня Мезенцева; «У врат царства» — Элина Карено; «Мадам Бовари» (1994) — Эмма Бовари; «Вишневый сад» — Раневская; «Муж жена и любовник» — Дарья Ивановна; «Учитель танцев» — Фелисьяна; «Белая гвардия» — Елена Васильевна Тальберг; «Не будите мадам» — Роза; «Серебряный век» — Клавдия Тарасовна; «Я, бабушка, Илико и Илларион» — Бабушка.

Также сотрудничала с театром «Эрмитаж», играла в спектакле «Здравствуйте, господин де Мопассан» (роль — графиня де Маскаре). Кроме того, в Продюсерском центре Империал играла в постановках «Мадам, мы едем в Акапулько» Ива Жамиака (роль — Нат) и «Синяя Роза» по пьесе Теннесси Уильямса (роль — Аманда Вингфилд).

В кино дебютировала в 1968 году в картине режиссера Станислава Ростоцкого «Доживём до понедельника». Ее героиня — десятиклассница Рита Черкасова, самая красивая девочка в классе, в которую влюблены все мальчики. Эта роль сразу сделала ее звездой и любимицей миллионов зрителей.

Ольга Остроумова в фильме «Доживём до понедельника»

В 1972 году на экраны вышел культовый сериал о войне «А зори здесь тихие» (снова режиссера Станислава Ростоцкого, открывшего ее для кинематографа), в котором она сыграла роль эффектной красавицы Жени Комельковой.

Интересно, что поначалу Остроумова отказалась работать в этой картине. Ей казалось, что это не ее роль. «Получила сценарий и… отложила в долгий ящик. Тогда я работала в театре юного зрителя в Москве. А после двух неудачных фильмов была разочарована в кинематографе вообще, считала, что только театр является истинным искусством, а кино – это сплошное производство и монтажи… Но однажды вдруг обратила внимание на своего однокашника по училищу Андрея Мартынова, который в «Зорях» роль Васкова играл. Ходит он такой смурной, весь в себе, серьезный. Я его спрашиваю: «Андрюш, что случилось-то?» А он отвечает: «Мне предложили замечательную роль. Это — мой Гамлет!..» И называет мне «А зори здесь тихие…». До этого, кстати, в кино не снимался», — вспоминала она.

И только после разговора с Мартыновым она согласилась.

Картина с огромным успехом шла не только в СССР, но и во многих других странах, в частности, в Китае. В 1973 году он стал лидером проката в СССР – его посмотрели 66 млн. зрителей.

Ольга Остроумова в фильме «А зори здесь тихие…»

Следующая звездная роль актрисы — Маня Поливанова в дилогии Евгения Матвеева «Любовь земная» и «Судьба».

Отметим, что перед тем суперпопулярная в Союзе актриса не снималась два года: отказывалась, ждала своей роли. Она поясняла: «Я не из тех актрис, которые всю жизнь эксплуатируют свое обаяние. После фильма «А зори здесь тихие…» не снималась два года, потому что предлагали только «Женек»! Кажется, чего проще?! Иди и работай, зарабатывай деньги! Могла без особых усилий переходить из фильма в фильм, тиражировать однажды сложившийся (и довольно неплохой, замечу) образ. Но… отказывалась, не то, не так. Пока не позвали сыграть Маню Поливанову в картине «Любовь земная». Меня очень задела эта роль. Мне хотелось сыграть именно такую, женственную героиню».

В 1979 году за исполнение роли Мани Поливановой актрисе была присуждена Государственная премия СССР.

Ольга Остроумова в фильме «Любовь земная»

Далее были работы в лентах «Хомут для Маркиза», «Похищение «Савойи»», съемка в комедии Эльдара Рязанова «Гараж». В последнем она сыграла дочь видного ученого. У самой Остроумовой отношение к любимой зрителями картине двоякое: «Не люблю этот фильм. Прежде всего, по моему мнению, я не профессорская дочка. Постановщики во мне обманулись. А вообще была рада, что участвовала в фильме. Ведь в нем снимались сонм кинозвезд. А мы с Игорем Костолевским старались спрятаться за бегемота, лишь бы не попасть на первый план».

Ольга Остроумова в фильме «Гараж»

Сыграв множество заметных ролей, сама актриса считает главной ролью своей кинокарьеры Василису в фильме режиссера Ирины Поплавской по произведению Валентина Распутина «Василий и Василиса».

«Я очень люблю свою героиню в фильме «Василий и Василиса». Это совсем иной пласт, старуха, не простившая мужа за то, что он когда-то замахнулся на нее топором, и она потеряла ребенка. В конце жизни она приходит к нему просить прощения. Сложный характер, жесткий. Он мне дорого, и не потому, что я сыграла без ошибок – этого вообще не бывает. Но мне было невероятно интересно работать, играть в свои тридцать лет и совсем молодую девочку, и семидесятилетнюю старуху. И, конечно, сам рассказ могучий, распутинский – к этому писателю можно по-разному относиться, но он создал такой сильный характер», — отмечала она.

В кризисные 1990-е актрисы снялась в семи фильмах, в частности, запомнилась по роли директора школы в триллере «Змеиный источник». «В перестройку, когда фильмы не снимались… Потом появилось какое-то странное кино. Меня приглашали так: «Ольга Михайловна, такой-то гонорар — один съемочный день. Надо посидеть в ресторане». Предлагали просто посидеть, побыть в кадре — красивая женщина нужна была. Однажды я даже сказала, что я не манекен, а русская актриса, мне нужна роль», — вспоминала она о том периоде.

В 2000-е стала активно сниматься в сериалах. Среди наиболее заметных работ — телефильм Владимира Хотиненко «По ту сторону волков», сериал «Бедная Настя», в котором она исполнила одну из главных ролей — помещицу Марию Алексеевну Долгорукую, ситком «Не родись красивой» (Маргарита Жданова, мать главного героя), «Капитанские дети» о большой московской семье Гринёвых, 60-серийная лента «Одна ночь любви», в которой она предстала в образе княгини Урусовой.

Ольга Остроумова в сериале «Одна ночь любви»

Также стоит отметить главные роли, сыгранные актрисой в таких проектах как «Большие девочки» (Надежда Николаевна Федорчук), «Желанная» (Мария Григорьева в зрелости), «Женщины в игре без правил» (Мария), «Серебряный век» (Клавдия Тарасовна).

О своей манере работы на сцене и на экране актриса говорила: «Я же все-таки актриса, я должна понимать жанр, в котором я снимаюсь, понимать человека, которого я играю, это может быть не я, далеко не я. Хотя, наверное, в роль и что-то свое привношу. «Актриса должна быть более легкомысленной, — сказал однажды мне первый муж, — а ты очень серьезная». И в чем-то он прав — излишняя серьезность иногда гасит легкость творчества. А я хочу все до донышка выверить».

Член СКР и СТДР. Актёрским идеалом для Ольги Михайловны являются Эдит Пиаф и Лидия Русланова. Особенно высоко чтит режиссуру Федерико Феллини и игру Чарли Чаплина. Она любит природу, увлекается мемуарной литературой, классической музыкой.

Живёт и работает в Москве.

Ольга Остроумова

Рост Ольги Остроумовой: 167 сантиметров.

Личная жизнь Ольги Остроумовой:

Трижды была замужем.

Первый муж — Борис Аннабердыев, ее сокурсник по ВГИКу, впоследствии стал режиссёром-кинодокументалистом «Туркменфильма». Поженились в 1969 году. Брак продлился недолго.

Второй муж — Михаил Левитин, театральный режиссёр и писатель. Познакомились в Московском театре юного зрителя, куда Ольга пришла после ВГИКа, а Левитин работал там режиссером. На момент знакомства оба были женаты, но ушли из семей ради создания новой. В 1973 году поженились. Вместе прожили 23 года.

В браке родилось двое детей: дочь Ольга Михайловна Левитина (1975 г.р.), актриса и сын Михаил Михайлович Левитин (1983 г.р.), журналист и режиссер.

Актриса имеет внуков: Полина Михайловна Левитина, Захар Левитин, Фаина Михайловна Левитина (2012 г.р.).

С Левитиным они развелись, когда у него появилась другая женщина. Остроумова измены так и не простила: «Я не совершенна, прощать не умею. И он мне не родной… Понимаете, я отдана была ему полностью, всю свою жизнь подчинила ему. У меня личного ничего не было — только все его. И это разрубить было очень страшно… Но я прожила, пережила, понимаете. Да, он отец моих детей. Но иметь дела с ним я не хочу… Там все было. Не то что просто измена — разные предательства. Очень много было всего».

Ольга Остроумова и Михаил Левитин

Третий муж — актер Валентин Гафт. Как признавался актер, глаз на Ольгу он положил еще во время съемок фильма «Гараж». Но она тогда была замужем. Вновь они пересеклись, когда у обеих были проблемы в личной жизни. Ольга тяжело поднимала двоих детей, а Валентин Иосифович только-только развелся со своей третьей женой — виолончелисткой Аллой. И у них начались отношения, которые переросли в брак.

Поженились в 1996 году.

Под влиянием супруги Гафт принял православие.

Сама Ольга Остроумова человек глубоко верующий. «По крайней мере, десять заповедей для меня непоколебимы. Они как нормальные законы для существования, которых должен придерживаться любой человек. Мне кажется, что так должен прожить жизнь каждый – не красть, не убивать», — считает она.

Ольга Остроумова и Валентин Гафт

Фильмография Ольги Остроумовой:

1968 — Доживем до понедельника — Черкасова
1970 — Город первой любви — Нюра
1971 — Море в огне — Юля Приходько
1972 — — Женя Комелькова
1974 — Любовь земная — Маня Поливанова
1976 — Когда-то в Калифорнии — миссис Бэтси Беккер
1976 — Мартин Иден — Лиза Конноли
1977 — Судьба — Маня Поливанова
1977 — Хомут для Маркиза — Анна Ивановна, мать Родиона
1979 — Похищение «Савойи» — Валентина Соколова
1979 — Гараж — Марина
1980 — Тихие троечники — Рая
1980 — Мелочи жизни — Наташа Бунина
1981 — Василий и Василиса — Василиса
1982 — Безумный день инженера Баркасова — Софочка
1982 — Не было печали — Женя
1983 — Отпуск по ранению — Тоня
1984 — Столкновение — Рута
1985 — Сестра моя Люся — Клава
1986 — Время сыновей — Людмила Кордина
1986 — Я сделал всё, что мог — Анна Жилина
1987 — Башня — Кара Семёновна
1987 — Дни и годы Николая Батыгина — Васена
1987 — Филёр — Нина
1988 — Зимняя сказка
1989 — Женщины, которым повезло — Наталья
1989 — Чаша терпения — Елизавета Андреевна
1990 — Очарованный странник — Евгения Семёновна
1992 — Очень верная жена — Полина Иванова
1992 — Прощальные гастроли — Евгения Ростиславовна Чепалина
1994 — Уснувший пассажир — Галина Георгиевна
1997 — Змеиный источник — Тамара Георгиевна
1997 — Не валяй дурака… — Полина
1999 — У врат царства — Элина Карено
2002 — Новогодние приключения
2002 — Чтобы помнили: Алла Балтер (документальный)
2002 — По ту сторону волков — Медсестра Маша
2003 — Джокер — Атуева
2003 — Зачем тебе алиби? — Ада Дмитриевна
2003 — Бедная Настя — Мария Алексеевна Долгорукая
2003 — Дни ангела — Лиля
2003 — Фото
2003 — Желанная — Мария Григорьевна
2004 — Женщины в игре без правил — Мария Петровна Громова
2004 — Сын
2004 — Я тебя люблю — Светлана Георгиевна
2004 — Борис Васильев. Чрезвычайный человек (документальный)
2005 — Карусель — Екатерина Людвиговна
2005 — Не родись красивой — Маргарита Жданова
2006 — Андрей Ростоцкий: последний романтик (документальный)
2006 — Эммануил Виторган и Алла Балтер. По обе стороны жизни (документальный)
2006 — Большие девочки — Надежда Николаевна Федорчук
2007 — Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя — режиссёр Главного канала
2007 — Жизнь без вранья. Евгений Матвеев (документальный)
2007 — Ольга Остроумова. Очень личное (документальный)
2007 — Острова: Евгений Матвеев (документальный)
2007 — Острова: Станислав Ростоцкий (документальный)
2007 — Капитанские дети — Надя Гринёва
2008 — Воздух вдохновения (документальный)
2008 — Память о счастье (документальный)
2008 — Адмиралъ — Дарья Федоровна Каменская
2008 — Одна ночь любви — Дарья Матвеевна Урусова
2009 — Зинаида Кириенко. Роковая красавица (документальный)
2010 — Гафт, который гуляет сам по себе (документальный)
2011 — Морпехи — Екатерина Кузьминична Морозова
2012 — Евгений Матвеев. Всем сердцем — раз и навсегда (документальный)
2012 — Ефросинья — Олимпиада Фёдоровна Журавская
2013 — Бульварное Кольцо — Алла Эдуардовна, мать Евгения
2014 — Папа для Софии — Марина Александровна, мать Риты

Озвучивание Ольги Остроумовой:

1983 — м/ф Малиновка и медведь — Малиновка
1984 — м/ф КОАПП — Мартышка
1984 — м/ф Хочу луну — Принцесса
1984 — Танцор диско — Рита Оберой (роль Ким)
1987 — Фотография с женщиной и диким кабаном — Юдита (роль Мирдзы Мартинсоне)
1990 — Моя собачья жизнь — Берит (роль Инг-Мари Карлссон)
1990 — Жажда мести — Арти / Джиоти (роль Рекхи)
1993 — Ас из асов — Габи (роль Мари-Франс Пизье)
2003 — м/ф Щелкунчик — мама Маши и Николки
2008 — Владимир Высоцкий и Марина Влади. Последний поцелуй (документальный)
2013 — Легенда 17 (документальный) — мать Валерия Харламова

Ольга Остроумова: биография

Остроумова Ольга Михайловна родилась в Бургуслане. Это знаменательное событие произошло 21 сентября 1947 года. Ольга вспоминает свою семью с большой любовью и теплотой. У нее было две сестры и брат. Отец преподавал физику и служил регентом при церкви, что находилась неподалеку от их дома. Несколько поколений по отцу были церковными служителями. А мама была простой женщиной, домохозяйкой.

Остроумова не может забыть семейные чаепития, застолья, посиделки на уютной веранде. А по воскресеньям — звучание духового оркестра. Эти воспоминания она пронесла через всю жизнь. И, по ее словам, они поддерживали ее во всех сложностях и нелегких перипетиях.

Будучи ребенком, она была прилежной и покладистой, хорошо училась. В десять лет она впервые увидела театральную постановку: мама повела дочерей в театр, где выступала ее подруга. Остроумова Ольга помнит, какой праздник был у нее в душе в тот день. И это впечатление от театра осталось с ней на долгие годы.

И вскоре Ольга «заболела» мечтой. Она захотела стать актрисой. Но родители были не в восторге от ее идеи и отговаривали ее. Все же в 1966 году после окончания школы юная актриса отправилась в столицу, чтобы поступить ГИТИС. Ехала с уверенностью, что ее обязательно возьмут. Мама дала ей на дорогу благословение, которое поддерживало ее на всем непростом пути.

Ольга очутилась в незнакомом городе, где нет ни одного близкого человека. Она с трудом нашла институт, из-за долгих поисков чуть не опоздала на важное прослушивание. Но все же она отлично сдала сложные экзамены и была зачислена к В.А.Вронской на первый курс.

Тернистый путь карьеры

После окончания института Ольгу приняли в московский ТЮЗ. Это и стало началом ее карьеры. Она прослужила там три года, закрепив на практике полученные знания и усовершенствовав актерское мастерство. Когда ушел режиссер П. Хомский, ее наставник, она тоже оставила ТЮЗ и перешла работать в театр на Малой Бронной, где ее сразу окутали вниманием. Обстановка была очень дружеская. А режиссер Дунаев помог ей на первых порах ознакомиться с репертуаром. И вскоре начал ее ставить на роли во многие спектакли. Она проявила себя в таких постановках как «Веранда в лесу», «Враги» и других.

Остроумова часто меняла место работы. В 1984 году она решила устроиться в театр миниатюр, где сыграла в постановке «Здравствуйте, господин де Мопассан». А немного позже выбрала для себя Театр им. Моссовета. Ей дали роль Анфисы в спектакле «Вдовий пароход». Но в этом театре у нее не сложились отношения с коллегами, которые начали ей завидовать. Ольга не из тех, кого легко сбить с толку. Ее характер, сила воли не дали опуститься до выяснения отношений. И она не стала им мстить в ответ на их козни. Здесь же она получила премию им. Станиславского за роль в спектакле «Мадам Бовари».

Кино

В кино актриса заявила о себе, сыграв роль в классической картине «Доживем до понедельника». Она полюбилась многим после выхода фильма на экраны. А еще большую любовь и славу она завоевала, играя в фильме «А зори здесь тихие» Женю Камелькову. Ведь его показывали за пределами Советского Союза. После этого к ней стали обращаться режиссеры с многочисленными просьбами и предложениями. Но все роли, которые ей предлагали, были, как под копирку, сняты с Камельковой. Поэтому актриса не захотела создавать себе единственный образ и пожелала стать разносторонней.

Остроумова считает самой лучшей своей ролью — Василису из «Василий и Василиса». Также она играла в картинах «Любовь земная» и «Судьба» которые были награждены премиями. Она сотрудничала с Э. Рязановым. Снялась в фильме «Гараж». Но роль, где она должна была изобразить профессорскую дочку, ей не очень понравилась, потому что актриса ощущала себя несколько неловко. Она считала, что вовсе не принадлежит к золотой молодежи.

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *