«Всё то, что есть на земле, лишится жизни». Когда Ною было уже 600 лет, и в его семье выросли три сына — Сим, Хам и Иафет, на земле случилось страшное бедствие.

К тому времени людей было уже очень много, и вели они себя плохо: обманывали, грабили, убивали друг друга. Только Ной и его семейство жили честно и ничем не провинились перед Богом. А Бог смотрел-смотрел на дурные дела людей и раскаялся в том, что создал их. Решил он уничтожить весь род людской, пощадив только Ноя и его семью. Должны были погибнуть и остальные живые существа на суше.

Ною же Бог сказал: «Сделай себе ковчег из дерева гофер ; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи. И сделай его так: длина ковчега — триста локтей , ширина его — пятьдесят локтей, а высота его — тридцать локтей. И сделай отверстие в ковчеге и в локоть сведи его вверху, и дверь в ковчеге сделай с боку его; устрой в нем нижнее, второе и третье жилье. И вот, Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни . Все, что есть на земле, лишится жизни. Но с тобою Я поставлю завет , и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою. Введи также в ковчег из всех животных и от всякой плоти по паре, чтоб они остались с тобою в живых: мужеского пола и женского пусть они будут.

Из птиц по роду их, и из скотов по роду их, из всех пресмыкающихся по земле по роду их, из всех по паре войдут к тебе, чтобы остались в живых.

Ты же возьми себе всякой пищи, какою питаются, и собери к себе; и будет она для тебя и для них пищею”.

«Из обитателей земли уцелели только те кто был в ковчеге». Ной построил ковчег, и за семь дней до начала потопа Бог приказал ему начать погрузку. Когда ковчег был наполнен пищей и живыми существами, Ной с женой и его сыновья со своими женами вошли туда, и Бог плотно закрыл за ними дверь.

Тогда сразу же «открылись окна небесные” и из них на землю хлынули потоки воды. Дождь продолжался сорок дней и ночей. Ковчег всплыл, а вода поднималась все выше и выше, пока не покрыла на пятнадцать локтей вершины самых высоких гор. Из обитателей земли уцелели только те, кто был в ковчеге.

Вода продолжала прибывать сто пятьдесят дней (кроме «окон в небе”, Бог открыл все водные источники на земле) и только потом пошла на убыль. Через пять месяцев после начала потопа ковчег остановился на горе Арарат. Прошло еще сорок дней, и Ной решился открыть окно и выпустить на волю ворона. Но тот даже не отлетел далеко, а стал кружить у ковчега, временами присаживаясь на него: вокруг был виден лишь бескрайний водный простор. Потом Ной выпустил голубя, но и голубь вернулся к окошку.

Прошло еще семь дней. Ной опять выпустил голубя. Тот вернулся только вечером, держа в клюве свежий лист оливкового дерева. Так Ной узнал, что вода сошла с земли. Но из осторожности он подождал еще семь дней, вновь выпустил голубя, который на этот раз не вернулся. Тогда Ной выпустил на волю всех обитателей ковчега, а сам построил из камней на вершине горы жертвенник и принес жертву Богу. Бог почувствовал приятный запах сжигаемой жертвы и сказал себе, что не будет больше посылать потоп на землю для уничтожения человечества. В знак того, что Он воздвигает завет (заключает союз) с Ноем и его потомками, Бог поставил радугу между облаком и землей и сказал Ною, что теперь радуга будет каждый раз напоминать о конце дождя и о том, что после потопа был заключен союз между Богом и всеми живыми существами.

Ной и его сыновья стали хозяйничать на опустевшей земле. Они научились выращивать виноград и делать вино. Однажды в летнюю жару Ной выпил вина и уснул без одежды в своем шатре. Это увидел Хам, его младший сын. Очень смешным показалось ему такое зрелище, и он рассказал об этом братьям. Но Сим и Иафет взяли одежду, отвернувшись, вошли в шатер и набросили ее на спящего отца. Когда Ной проснулся и узнал о случившемся, он проклял Хама и его сына Ханаана и предсказал, что их потомки будут рабами потомков Сима.

Потомство Ноя. Ной прожил после потопа еще 350 лет и умер, когда ему было 950 лет. Потомки его постепенно заселили всю землю. Иафет стал родоначальником северных народов, от Хама произошли народы Африки, а от Сима — семиты, жившие в Азии. Одним из семитских народов были евреи, и дальше Библия рассказывает главным образом о них.

Великий потоп в мифах разных народов.

Мифы и предания о потопе широко распространены и все они имеют что-то общее, а именно: Бог насылает на людей потоп в наказание за плохое поведение… Некоторые люди (обычно праведники), заранее извещенные о потопе, принимают меры по спасению: строят корабль (ковчег, плот, большое каноэ, лодку и др.). Спасающиеся берут с собой животных, семена или растения и т.п. Когда ливень прекращается и воды начинают спадать, на поиски суши выпускается птица, приносящая, наконец, благую весть. Корабль достигает горы. Начинается новая жизнь: люди, скот, растения размножаются и вновь заселяют землю.

Так схожи мифы о потопе Индии, Греции, Бирмы, Малайского архипелага, Австралии, Африки, Новой Гвинеи и Полинезии, Китая и Европы.

Сегодня большинство ученых полагает, что до потопа наша земля была окружена «водной подушкой” в сотни тысяч километров, создававшей на земле парниковый эффект. И этот несметный объем воды, из которого она состояла, и обрушился на землю. Выражение же «разверзлись все источники великой бездны” обозначает выход на поверхность вод подземного океана.

Что же должно было происходить на земле, когда подземные воды вышли наружу? Это землетрясения, извержения вулканов, сдвиги земной коры, словом, полное изменение лица планеты, в результате этого единая суша разделилась на отдельные материки и острова.

НОЕВ КОВЧЕГ И ВСЕМИРНЫЙ ПОТОП

Ноев ковчег. Картина американского художника Эдварда Хикса (1780–1849)

Предание о Ноевом ковчеге и всемирном потопе изложено в библейской книге Бытие. Согласно легенде, когда Бог увидел порочность мира, он решил устроить потоп, чтобы разрушить свое творение. Из всех людей только праведному Ною и его семье удалось выжить. Бог поведал Ною, как построить огромный ковчег, в который вместилось бы по паре каждого вида живых существ планеты. В Библии сказано, что дожди, посланные Богом, шли 40 дней и 40 ночей и затопили всю поверхность земли. Когда же дождь прекратился и вода начала спадать, Ноев ковчег пристал к участку суши в районе горы Арарат (в современной Турции). Ной выпустил голубя, чтобы узнать, найдет ли он место, где приземлиться, но тот вернулся. Через семь дней Ной отправил голубя снова, на этот раз тот вернулся с листиком оливкового дерева. Спустя неделю голубь снова улетел и теперь уже не вернулся. Так Ной понял, что земля высохла и настало время покинуть корабль. Высадившись на берег, Ной принес жертву. Бог одобрил его действия и заключил с Ноем соглашение: Он дал слово никогда больше не затапливать землю за грехи человечества, и символом этого обещания стала радуга в небе. Согласно Библии, ковчег напоминал огромную баржу, построенную, видимо, из древесины кипариса, пропитанной для герметизации битумом. В книге Бытие упоминается только одно окно, хотя, возможно, их было больше, а также одна дверь. В ковчеге приблизительно 450 футов в длину, 75 футов в ширину и 45 футов в высоту было несколько помещений, размещавшихся на трех внутренних палубах. До XX в. это было крупнейшее морское судно, по водоизмещению сравнимое с «Титаником». По длине ковчег превышал все известные деревянные суда. Жаркие дискуссии ведутся относительно того, могли ли на таком корабле уместиться по два представителя каждого вида животных, не говоря уже о том, как Ною и его семье удалось собрать их всех в одном месте. Сегодня принято считать (если предание о Ноевом ковчеге воспринимать буквально), что в судне находились скорее не виды, а роды: не каждая группа кошачьих (львы, тигры и леопарды), а, вероятно, самец и самка, представляющие все семейство.

Поиски остатков исчезнувшего ковчега продолжаются уже более 2000 лет. Если он действительно существует, такая находка может оказаться исключительно важным доказательством реальности изложенных в Библии фактов. В книге Бытие (8:4) сказано, что ковчег остановился у «горы Арарат», но видимо, речь идет не о самом пике, а о регионе. К сожалению, в настоящее время поиски ковчега (сейчас данные о них классифицированы в так называемой ковчегологии) окутаны сомнительными исследованиями и откровенной мистификацией. Одним из первых о ковчеге заявил французский исследователь Фернанд Наварра. В 1955 г. он якобы поднялся по горе Арарат, пройдя 2,5 км, и обнаружил в оледеневшей скале вытесанный руками человека деревянный брус, который забрал с собой. Во время следующей экспедиции в 1969 г. он обнаружил еще несколько досок. Образцы древесины он предоставил для экспертизы в шесть различных лабораторий, где их датировали 1190–1690 гг. до н. э. Хотя доски и найдены на Арарате, этот период времени никоим образом не связан с легендой о Ноевом ковчеге. Впрочем, некоторые аргументы ученого вызывают сомнения: Наварра называет несколько мест, где он якобы обнаружил древесину, однако проводник и один из членов экспедиции утверждают, что в действительности он купил доски в городе у местных жителей и сам занес их на гору. Тот факт, что гора Арарат находится на тщательно охраняемой советско-турецкой границе (в настоящее время армянско-турецкой), ограничивает количество экспедиций, занимающихся поиском ковчега. Тем не менее и шансов на его обнаружение становится все меньше. В 1973 г. астронавт НАСА Джеймс Ирвин организовал несколько экспедиций на гору Арарат. Но, как и множество других скалолазов до и после него, не смог найти каких-либо доказательств существования ковчега. Впрочем, есть вероятность того, что Ноев ковчег находится в другом месте — в 19 милях к югу от Большого Арарата, возле города Догубаязит, в 1,8 мили к северу от иранской границы. На фотографии, сделанной с воздуха пилотом турецких воздушных сил в 1959 г. (выполнявшим задание НАТО по картографированию местности), было обнаружено изображение лодки или похожего на нее объекта, торчащего из скалы, в 1,19 мили вверх от региона гор Акьяйла. В I960 г. в этот район отправилась экспедиция. Подорвав одну из сторон предполагаемого ковчега, она не обнаружила никаких подтверждений тому, что объект создан руками человека. Тем не менее, в 80—90-е годы XX в. любитель приключений, помощник анестезиолога Рон Вьятт стал популярен благодаря заявлению, что фрагмент рельефа является настоящим ковчегом. Во время своего первого подъема на вершину ему удалось обнаружить ряд впечатляющих артефактов. Среди них были каменные морские якоря с крестами (которые, как он полагал, использовал Ной для управления своим судном), железные заклепки, шайбы и образцы окаменевшей древесины с ковчега.

Каменный якорь, по мнению американских археологов, является стелой (вертикально стоящим валуном) дохристианской Армении, рисунки на которой были сделаны в христианский период, вероятно, между 301 и 406 гг. Образец горной породы, который Вьятт считал окаменевшей древесиной, позднее был изучен геологами, однако никаких следов древесины в нем не нашли. Что касается металлических артефактов, они действительно оказались кусками железной руды, но естественного происхождения. Когда в 1987 г. это место было повторно обследовано с помощью георадара, результаты снова показали, что образцы пород имеют естественное происхождение.

В 1993 г. американская телекомпания Си-би-эс сняла документальный фильм (производство «Сан Интернэшнл Пикчерз») под названием «Невероятное открытие Ноева ковчега». В этом проекте Джордж Джаммал, израильский актер, живущий в городе Лонг-Бич (Калифорния), утверждал, что у него хранится кусок древней доски с Ноева ковчега. 40 миллионов зрителей, просмотревшие видео, восприняли его как документальный фильм о библейском Ноевом ковчеге. Позднее Джаммал признался, что история была сплошным обманом и он никогда не бывал в Турции. «Древняя доска» в действительности оказалась куском дерева, взятого с железнодорожных путей неподалеку от места съемок в Лонг-Бич. Не так давно Дениэл Макгиверн, один из членов гавайского христианского общества, заявил, что видел судно на снимке горы Арарат, сделанном со спутника. Он утверждал «с уверенностью на 98 %», что это на самом деле ковчег и на одном из снимков он даже разглядел деревянные брусья корабля.

В 2004 г. Макгиверн объявил, что организовывает экспедицию на Арарат с бюджетом 900 000 долларов. Это заявление широко обсуждалось в прессе. Экспедиция должна была отправиться в июле, чтобы доказать, что «араратская аномалия», таково было первоначальное название, действительно является Ноевым ковчегом. Однако турецкое правительство не выдало Макгиверну разрешения на проход к Арарату, поскольку гора находится в районе военных действий. Впрочем, есть мнение, что планируемая экспедиция была фикцией: глава британской экспедиции, профессор Сельджукского университета в Турции Ахмет Али Аслан, вызывал у многих искателей Ноева ковчега недоверие, поскольку он принимал участие в съемках псевдодокументального фильма телекомпании Си-би-эс в 1993 г. и тоже обвинялся в подделке фотографий ковчега. Сегодня многие считают несостоявшуюся экспедицию стоимостью 900 000 долларов обычной игрой на публику. И все же, несмотря на многочисленные мистификации и преувеличения, которыми полна эта история, а также на постоянные неудачи в поисках реальных доказательств существования ковчега, многие воспринимают предание о Ноевом ковчеге буквально и верят, что однажды его обломки будут найдены в районе горы Арарат.

Легенда о всемирном потопе и об избранном человеке, пережившем его для того, чтобы принести в мир новую жизнь, не ограничивается библейскими источниками. Похожие предания сохранились во многих древних мифах, в частности по ряду признаков легенда напоминает мифы ассирийско-вавилонского периода. Наиболее известным принято считать «Сказание о Гильгамеше». Это предание пришло из Вавилона, однако его наиболее полная версия представлена на глиняных табличках VII в. до н. э. из собрания ассирийского царя Ашурбанипала. На сегодня самая древняя шумерская (регион на юге Месопотамии) версия эпической поэмы датируется периодом III династии Ур (2100–2000 гг. до н. э.). В предании рассказывается о повелителе всех богов Эллиле, который хотел уничтожить человечество с помощью потопа. Бог воды Эа предупредил смертного по имени Утнапиштим о предстоящем наводнении и велел, разобрав свое тростниковое жилище, построить для спасения большую лодку или ковчег и погрузить в него свою семью и представителей каждого вида животных. Ужасный шторм длился 7 дней, потом еще 12 дней вода прибывала и прибывала. Наконец корабль пристал к горе Низир. Через 7 дней Утнапиштим выпустил голубя, но тот вернулся, затем ласточку — та тоже прилетела обратно, и наконец ворона — который не вернулся. Затем Утнапиштим принес жертву богу Эа, за что ему и его жене было даровано бессмертие. Сходство между этим повествованием и библейской легендой о потопе очевидна, но есть ли какие-либо археологические подтверждения тому, что всемирный потоп действительно когда-то был?

Некоторые сведения о доисторическом потопе в Месопотамии — территории, охватывающей земли современного Ирака, Турции и Сирии, конечно же, сохранились (например, о наводнении в Персидском заливе, на юге Месопотамии, поглотившем город Ур). Роберт М. Бест в своей книге «Ноев ковчег и эпическое сказание о Зиусудре: шумерское происхождение мифа о потопе» (1999) связывает библейский потоп с шестидневным наводнением на реке Евфрат, происшедшем в 2900 г. до н. э. Согласно этой любопытной теории, Ной был реальным историческим персонажем по имени Зиусудра — жрецом шумерского города-государства Шуруппак. Он предположил, что Зиусудру и его семью по реке Евфрат унесло в Персидский залив на судне, напоминавшем торговую речную баржу, где они дрейфовали около года, пока не пристали к берегу в дельте реки. Этот потоп подтверждается археологическими данными, но тоже это было локальное явление, а не событие глобального масштаба.

Наводнение. Гюстав Доре

Другую теорию о потопе предложили Уолтер Питмэн и Уильям Райан — геологи из Колумбийского университета в Нью-Йорке. В своей книге «Ноев потоп», вышедшей в 2000 г., Питмэн и Райан заявили, что в основе библейской легенды о потопе лежит упоминание о природном катаклизме — заполнении водой Черного моря. Это произошло в начале эпохи неолита, около 5600 г. назад, когда Черное море, бывшее до этого пресноводным озером, было затоплено. В конце последнего ледникового периода поднялся уровень Средиземного моря и миллионы декалитров воды вылились в озеро через Боспорский пролив. Черное море разлилось, на мили затопив близлежащие земли. Было подсчитано, что низменности, расположенные вокруг озера, исчезали под водой очень быстро — со скоростью около мили в день. По-видимому, во время катастрофы на этих землях проживало немало земледельцев, которые вынуждены были спасаться от гигантского наводнения бегством. Такая катастрофа должна была оставить след в памяти людей. Передаваемая из поколения в поколение, легенда обрастала мифическими подробностями, пока не приобрела тот вид, в котором мы знаем ее сегодня. Как бы то ни было, такое объяснение не является доказательством того, что библейское предание о потопе отражает реальное историческое событие, которое стало основой для возникновения легенд о наводнениях, встречающихся в мифологии ближневосточных цивилизаций.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Что говорится о всемирном потопе в библии

О нем говорится, например, в «священном писании».

В библии, в «книге Бытия», в VI, VII и VIII главах, рассказывается о всемирном потопе довольно подробно. Говорят, будто эту книгу написал когда-то сам Моисей, знаменитый древнееврейский «святой» пророк. Еще говорят, что он написал книгу Бытия со слов «самого бога». И вот что рассказывается в книге Бытия, о великом кровавом чуде всемирного потопа.

Когда люди начали умножаться на земле, увидел господь, что велико развращение человеков и что мысли и помышления сердца их были зло во всякое время.

И видя это, раскаялся господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце своем.

«И сказал господь: истреблю с лица земли человеков, которых я сотворил, — от человека до скотов и гадов и птиц небесных истреблю: ибо я раскаялся, что создал их».

Один только человек на всей земле, из всего человеческого рода «обрел благодать перед очами господа».

То был Ной, «человек праведный и непорочный в роде своем».

Такого человека бог не захотел губить. Поэтому он предупредил Ноя о том, что намерен вскоре истребить все человечество, и даже всякую живую тварь, — за грехи людей.

Так говорится в книге Моисея о причинах всемирного потопа. Это страшное бедствие было послано на землю намеренно. И послано против рода человеческого. И именно для его поголовного истребления, вплоть до невинных младенцев. И не только их, но и всех тварей земных. Могли не бояться гибели только те животные, которые населяли воду, — они оказались как бы застрахованными против потопа, он был не страшен им. Гнев божий на них не распространился.

Почему же господь наслал потоп на земной шар? В библии говорится, что это было сделано «за грехи людей». Тех самых людей, которых он же, по библии, и сотворил и о которых заранее знал, что они согрешат и что ему же придется истреблять сразу их всех.

Еще в «писании» прямо сказано, что за грехи одних, то есть некоторых провинившихся, бог истребил всех. Далее в книге Бытия говорится, что бог повелел Ною выстроить ковчег длиной в триста, шириной в пятьдесят, а высотой в тридцать локтей, осмолить его смолою изнутри и снаружи и ввести в этот ковчег из всякого скота, из всех гадов, и из всех животных, и от всякой плоти по паре, мужского пола и женского, чтобы они остались в живых вместе с Ноем. И из всех птиц по роду их. И из всех скотов по роду их, и из всех пресмыкающихся по земле по роду их.

Еще бог повелел Ною взять себе «всякой пищи, какою питаются»: «и собери (ее) себе, и будет она для тебя и для них пищею».

И Ной построил очень большой и очень крепкий ковчег и поместил туда всех сухопутных животных.

Сколько же именно животных поместил Ной в свой ковчег и каким способом собирал их в ковчег — об этом и в «писании» не говорится ни слова.

Во всяком случае, ковчег Ноя был готов к плаванию по очень бурным волнам безбрежного моря. Ной вошел в ковчег, и сам бог запер за ним дверь. После этого «разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились, и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей», «водою покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом». «На пятнадцать локтей поднялась над ними вода, и покрылись (все высокие) горы. И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле… все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло. Истребилось всякое существо, какое было на поверхности (всей) земли… Остался только Ной и что было с ним в ковчеге. Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней».

Из этих слов «писания» видно, что чудесным образом вода появилась в огромном количестве, так что ее вполне хватило для затопления всей земли выше самых высоких гор.

Только по прошествии полутораста дней, говорится дальше в «писании», «Бог вспомнил о Ное, и о всех зверях, и о всех скотах (и о всех птицах, и о всех гадах пресмыкающихся), бывших с ним в ковчеге; и навел бог ветер на землю, и воды остановились», а затем стали спадать, и спадали тоже полтораста дней.

Но как мог ветер остановить наводнение, затопившее весь шар земной, все страны? И в какую сторону должен был дуть ветер, чтобы прогнать воду? И куда именно ее прогнать? Об этом в «писании» ничего не говорится. Все это так и остается непонятным. Во всяком случае, вода повсюду спала и куда-то ушла. После трехсот сорока дней плавания, говорится дальше в «писании», Ной открыл, наконец, окно ковчега и выпустил из него ворона, чтобы тот посмотрел, убыла ли вода с земли. Ворон, «вылетев, отлетал и прилетал, пока осушилась земля».

Потом Ной выпустил от себя голубя. «Но голубь не нашел место покоя для ног своих и возвратился к нему в ковчег…»

Через семь дней Ной опять выпустил голубя, и голубь возвратился к нему в вечернее время, и был «свежий масличный лист во рту у него: и Ной узнал, что вода сошла с земли».

Так окончился потоп, по словам «писания». Ковчег Ноя остановился, как известно, на горах Араратских. А Ной и вся семья его и все живые твари вышли из ковчега. И бог сказал им: «Плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю». «Не буду больше проклинать землю за человека и не буду больше поражать всего живущего, как я сделал». «Не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли».

И бог послал радугу в облаке, чтобы она была знамением (речного) завета между богом и землею.

О радуге в «писании» говорится тоже как о чуде. «Писание» объясняет, что она явилась не сама собой, как это бывает обыкновенно, а ее нарочно произвела «сверхъестественная сила».

Таково знаменитое и старинное еврейское сказание о всемирном потопе в том виде, как оно рассказано в книге Бытия.

Многое в этом сказании для нынешних людей совершенно непонятно и многое кажется совершенно невероятным и чудесным. С другой же стороны, и «писание» говорит как о чуде и о том, что вовсе не считается за чудо. Так, например, кто же в настоящее время считает радугу чудом?

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей (Быт 7, 11–12).

Ноев ковчег. Лавра Прп. Саввы Освященного

Грехопадение повредило человеческую природу. Состояние мира после изгнания прародителей из рая свидетельствует о нарастании человеческой немощи. Грех распространяется по лицу земли и все глубже вкореняется в природу человека. Истинное богопочитание продолжало сохраняться у потомков Сифа. Но через несколько поколений они (сыны Божии) стали смешиваться с потомками Каина (дочерями человеческими). Жизнь людей стала плотской, бездуховной: И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками, потому что они плоть (Быт 6, 3). Когда открылась вся мера всеобщего развращения на земле, Господь навел всемирный потоп. Это был суд Божий над человечеством, забывшим Бога и погрузившимся в пучину растления. Святитель Филарет Московский так объясняет, почему потоп был неизбежной мерой в отношении древнего человечества: «Бог видел человека в таком состоянии, в котором он совсем не соответствовал предначертанию Премудрости, явленному в его сотворении, и более не мог быть причастным любви и благости Творческой».

Лишь патриарх Ной был человек праведный и непорочный и ходил пред Богом (Быт 6, 9). Господь повелел Ною построить большой ковчег. Некоторые исследователи на основе слов Божественного правосудия: пусть будут дни их сто двадцать лет (Быт 6, 3) заключают, что Ной строил его сто двадцать лет. Это значит, что современники Ноя имели сто двадцать лет для покаяния.

Ковчег представлял собой огромный плавучий дом в три этажа со множеством отсеков. Вода изливалась сто пятьдесят дней и покрыла всю землю. В водах потопа погибло допотопное человечество. Затем вода стала убывать. Ковчег пристал к горе Арарат.

Благочестивый патриарх, выйдя из ковчега, устроил жертвенник Господу. Это первое упоминание жертвенника в Священном Писании. На нем Ной совершил всесожжение, взяв из всякого скота чистого и из всех птиц чистых. Жертва эта была угодна Богу. Она была принесена от всего мира и за весь мир и «была посему совершеннейшим прообразованием всеродной и всеобщей жертвы Христовой» (Святитель Филарет Московский. Записки, руководствующие к основательному разумению книги Бытия. М., 1867. Ч. 2. С. 6). Святые отцы называют Ноев ковчег прообразом Церкви, которая является кораблем спасения в житейском море.

Церковь — корабль спасения

Имеются внебиблейские свидетельства об остатках ковчега на горе Арарат. Самое древнее упоминание содержится у халдейского историка Беросса (ок. 350/340–280/270 до Р.Х.). «В наше время только маленькая часть корабля, остановившегося в Армении, остается лежать в Кордуйских горах в Армении и некоторые ходят туда, соскабливают асфальт» (Вавилонская история. Кн. 2). Иудейский историк I века Иосиф Флавий пишет: «Это место армяне называют местом высадки, и до сих пор еще туземцы показывают там остатки, сохранившиеся от ковчега. Об этом потопе и о ковчеге упоминают также все те, которые писали историю неевреев» (Иудейские древности. I. 3. 5).

В древнейших пластах культуры более ста народов (шумеров, греков и других) имеются сказания о потопе. При значительных различиях повествования объединяет то, что все они говорят о гигантском наводнении. Высоко в горах на разных континентах встречаются окаменелости рыб и ракушек.

Анна Побежимова, 25 ноября 2015, 17:32 — REGNUM

Леон-Франсуа Комер. Великий потоп. 1891

«Въ шестьсотное лѣто въ житiи Ноевѣ, втораго месяца, въ двадесять седмый день месяца, въ день той разверзошася вси источницы бездны, и хляби небесныя отверзошася: и бысть дождь на землю четыредесять днiй и четыредесять нощей».

Библия, церковнославянский текст

О том, когда именно над земною твердью разверзлись небесные хляби, доподлинно не известно. Исследователи Библии пытаются вывести эту дату от момента сотворения мира, но и тут нет однозначности. По свидетельству дотошного исследователя библейских текстов Лео Таксиля, согласно исчислениям, принятым в православной церкви, бог сотворил мир в 6607 году до нашей эры, подсчеты еврейских богословов говорят о том, что мир был сотворен в 3761 году до христианского летоисчисления. Римско-католические священники уверены в том, что сотворение мира произошло за 4004 года до рождества Христова, а Всемирный потоп был послан на землю за 3247 лет до н.э.

Нет единства мнений и в отношении конкретной даты начала трагических событий. Библия относит исследователей к двадцать седьмому дню второго месяца шестисотого лета жизни Ноя: «В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны». В зависимости от того, к какому временному периоду относится время открытия «небесных источников», 27 хешвана (именно так назывался второй месяц еврейского календаря) может относиться к 12 ноября или к 1 декабря по юлианскому календарю. Так как хешван был осенним месяцем, соответствующим октябрю-ноябрю, то, возможно, первая дата является предпочтительной, и именно сегодня, 25 ноября по григорианскому календарю, нам и следует вспомнить об одной из первых глобальных катастроф в истории человечества. По крайней мере в этом ракурсе преподносит нам это событие Библия.

Смотрите галерею о Всемирном потопе

Согласно распространенному мнению, кара небесная постигла людей за то, что они погрязли во грехе. «И увидел господь (бог), что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время». (Быт., гл. 6, ст. 5). Однако Лео Таксиль напоминает нам о еще одном событии, очень раздосадовавшем Бога перед тем, как он «раскаялся… что создал человека на земле, и восскорбел в сердце своем».

В начале главы шестой Бытия говорится об ангелах и внезапно возникшем у них интересе к дочерям человеческим.

«Когда люди начали умножаться на земле, и родились у них дочери, тогда сыны божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал. И сказал господь (бог): не вечно духу моему быть пренебрегаемым человеками (сими), потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет. В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди» (Быт., гл. 6, ст. 1−4).

Не это ли являлось истинной причиной гнева Господня? И действительно, описание этого эпизода есть еще в одном источнике: книге Еноха.

Считается, что ее автор — седьмой праотец начиная от Адама. Об этом патриархе упоминается в пятой главе Бытия: Енох прожил 365 лет в праведной жизни и был взят Богом на небо живым. Сам текст, по утверждению богословов, был написан Енохом на языке, господствовавшем еще до вавилонского столпотворения. Еврейский перевод был утерян, но вскоре именно его обнаружил шотландский путешественник Джеме Брюс на территории Абиссинии (современная Эфиопия).

«Так как число людей сильно увеличилось, то были у них очень красивые девушки. И самые прекрасные из ангелов полюбили их и были вовлечены через это во многие ошибки. И воодушевились они, и сказали: пойдем на землю и изберем жен себе между красивейшими дочерьми человеческими. Тогда Семиазас, которого бог создал князем над самыми блестящими ангелами, сказал им: это намерение прекрасно, но я боюсь, что вы не дерзнете осуществить его, и придется мне одному породить детей от прекрасных дочерей человеческих. И все ответили: клянемся исполнить намерение наше, и да будем прокляты, если его нарушим. И соединились они клятвою. И было их двести сперва. И было это во времена, когда жил Иаред, отец Еноха. И отправились они вместе и спустились с небес и взошли на гору Хермонскую, гору клятв. И вот имена двадцати главнейших между ними: Семиазас, Атаркуф, Арасиел, Хобабиел, Хорамам, Рамиел, Сампсих, Закинел, Балкиел, Азакиел, Фармар, Амариел, Анагемас, Фаузаил, Самиел, Саринас, Евмиел, Тириел, Юмиел, Сариел. Они, и другие, и много других еще взяли женщин в жены в году 1170 по сотворении мира. И от браков этих родились исполины…» (Книга Еноха).

Вот как описывает продолжение этой истории Таксиль:

«Ангелы, сделавшись счастливыми папашами на земле, почувствовали интерес к своим детям и оказались совершенно необыкновенными наставниками. Они научили своих детей не только шлифованию драгоценных камней, но также магии и искусству предсказывать будущее по небесным светилам. Они и своих любовниц научили великим тайнам. Последствия ясны: барышни — любовницы ангелов и их незаконнорожденные сынки-исполины вскоре возвысились над прочими людьми. Легко сказать! Чего только не натворишь, если знаешь магию!»

Но не будем вслед за французским писателем разбираться в конфликте, видимо, возникшем между Богом и ангелами. Желающие ознакомиться с продолжением этой истории могут почитать книгу Лео Таксиля «Забавная Библия». Однако читателям следует помнить, что данное произведение далеко от научного исследования Библии. Автор стремился высмеять все противоречия в писании, которые, по его мнению, не сообразуются со здравым смыслом, за что и был предан анафеме в апреле 1897 года.

Не будем относиться к Библии как к странной сказке. «…Миф и сказка — не одно и то же, — утверждает российский писатель Иван Рак. — Сказка — всегда заведомый вымысел, а миф — всегда правда… Мифология же иногда бывает более рационалистична, иногда — менее, но во всех случаях она содержит помимо рационального также и поэтический элемент».

Схожую точку зрения находим и у польского писателя Зенона Косидовского, автора многочисленных научно-популярных книг по истории древних цивилизаций: «Опытный историк знает, что очень часто легенды — это опоэтизированная история и что нередко в них содержится историческая правда». Давайте и мы не станем рассуждать о том, каким же образом разверзлась небесная твердь, а попытаемся узнать, какая историческая правда может быть зашифрована в библейском сказании о потопе?

По утверждению Зенона, жрецы, писавшие Библию, «были не оригинальными авторами, а лишь компиляторами и редакторами древних текстов». Чем больше ученые узнают о культуре народов древней Месопотамии, родине древних евреев, тем очевиднее становится, что текст Библии, которую принято было считать творением древнееврейских жрецов, возникшим по внушению бога, на самом деле восходит к древней месопотамской традиции. По мере расшифровки тысяч клинописных табличек, содержащих исторические хроники, дипломатические письма, договоры, а также религиозные мифы и поэмы, становится ясно, что из богатой сокровищницы шумерских легенд и мифов еврейскими жрецами были заимствованы многие эпизоды, а часто целые сказания.

История о потопе не стала исключением. В семидесятых годах XIX столетия работник Британского музея Джорж Смит занимался расшифровкой привезенных из Ниневии (столицы древнего Ассирийского государства) табличек с клинописью. Обнаружив фрагменты сказания о потопе, Смит лично отправился в Месопотамию на поиски недостающих фрагментов легенды, и вскоре мир узнал о шумерском Ное — Утнапиштиме. Многие элементы этого сказания обнаружили поразительное сходство с библейской легендой о потопе: выпущенные на свободу ворон и голубь, длительность потопа, описание горы, к которой пристал ковчег. Конечно, в шумерском мифе действует не единый бог Яхве, а характерный для язычества пантеон.

Вероятно, миф о потопе стал отголоском реальной трагедии, некогда постигшей шумеров. Многие ученые пытались найти соответствие между легендой и возможным реальным событием естественной истории. Так, известный английский археолог Чарльз Леонард Вулли, проводивший свои исследования в первой половине XX века, обнаружил при раскопках шумерской столицы на глубине 14 метров гробницы шумерских царей. Не пожелав прекратить исследования, его группа углубилась еще дальше, и уже в следующем пласте обнаружила слой речного ила, глубина которого составила 3 метра. Пройдя и этот пласт, ученые вновь обнаружили культурный слой: пепел от костров, осколки керамики, кирпичи. Следы орнамента на керамике и многие другие свидетельства однозначно говорили о своей принадлежности к совершенно другой культуре, отличной от той, что была обнаружена над слоем ила.

Ученые считают, что для образования трёх метров ила необходимо, чтобы над этим участком в течение длительно времени находились воды высотой не менее восьми метров. Вполне возможно, что в основе легенды лежит реальное, хоть и локальное, но катастрофическое для местного населения наводнение.

Между тем древние шумеры не единственные, в чьей мифологии присутствует тема потопа, насланного богами. Согласно древнегреческому мифу, Зевс-олимпиец также решил покарать род людской, наслав на него бурные воды. Единственным праведником на земле оказался внучатый племянник Зевса Девкалион. Построить ковчег Девкалиону помог его отец Прометей. Подобные сюжеты встречаются и различных восточных мифологиях.

Ученые культурологи считают, что сказание о потопе относится к универсальным культурным архетипам наравне с космогоническими мифами, легендами о первоначальном хаосе, апокалипсисе, мировом древе и тому подобными первообразами коллективного бессознательного, о которых впервые заговорил Карл Густав Юнг, разрабатывая свою аналитическую психологию. Всемирный потоп, характерный для религий большинства народов мира, видимо, представляет собой переживание первой масштабной страшной катастрофы.

Может, именно эти мощные образы, заключенные в наше подсознание, эксплуатируют создатели фильмов-катастроф, чтобы вновь и вновь заставлять обывателя переживать: исчезнет ли мир в результате очередной напасти или его спасет Герой.

Читайте также: Всемирный потоп: перезагрузка проекта «Человечество» и 4 тысячи лет пиара

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *