Отличие Библии и Евангелия

Библия – основная Книга человечества. Написана Она ещё в глубокой древности, до нашей эры. Авторами этой Великой Книги были люди разных сословий от землепашцев до Царей. Но для верующего человека нет сомнений, что рукой каждого автора водил Бог.

Библия и Евангелие, есть ли различие между ними.

Что включает в себя Библия

Состоит эта Вечная Книга из Ветхого и Нового Завета.

Ветхий Завет повествует:

  • о сотворении мира;
  • описывает историю еврейского народа;
  • содержит множество пророчеств и предсказаний;
  • повествует о прошлой и будущей жизни человечества.

На протяжении долгих двух тысячелетий библейские книги писались на абсолютно разных языках.

Ветхий Завет написан на иврите, часть Его писалась на древнем арамейском языке. Тексты его собирались с 1513 до 443 года до нашей эры.

Чтобы написать Вечную Книгу потребовалось почти две тысячи лет.

Новый Завет – это вторая часть Библии, несёт в себе свет рождества.

В него входят:

  • Тексты Евангелия.
  • Послания Святых Апостолов.
  • Деяния Апостолов.
  • Апокалипсис или Откровение Иоанна Богослова.

Четыре текста были написаны Матфеем, Лукой, Марком, Иоанном.

Евангелие означает благую весть, повествует Оно о жизни Иисуса Христа. О пришествии в мир Спасителя рода человеческого. О рождении Сына Божия на земле, Его деяниях, пророчествах, страданиях за грехи мира и Воскресении из мёртвых.

Это часть Книги написана значительно позже. Авторами текстов были евангелисты, жившие во времена Христа. Они писали на основе реальных событий, передавая воспоминания Апостолов и рассказы очевидцев.

На древнегреческом написан Новый Завет. Благая весть писалась на греческом языке. Период её написания – с 41 по 98 год н. э.

Основные отличия Библии от Евангелия

Библия включает в себя несколько книг, в том числе и Евангелие. Благая весть лишь часть этого сборника.

Библия рассказывает о сотворении мира, о еврейском народе. Евангелие – это описание жизни Иисуса Христа, рассказ о Его учении, о Воскресении из мёртвых.

Библия написана гораздо раньше, этот процесс растянулся на 1600 лет. Она написана на самых разных языках, повествование в Евангелие полностью ведётся на древнегреческом языке.

Библия написана простыми людьми, вдохновлёнными Богом. Евангелие писалось евангелистами.

В библейских предсказаниях не раз говорилось о пришествии Спасителя. Об избавлении людей от смерти за грехи.

Евангелие повествует о свершившихся предсказаниях. О рождении Иисуса Христа, ставшего Спасителем всего человечества. О Его простой жизни, добрых делах, исцелениях, учении и как победы над смертью – Воскресении.

При прочтении новой части наиболее полно раскрывается смысл Ветхого Завета. Начинать изучение Библии рекомендуется с чтения Евангелия от Марка, самого доступного и понятного каждому человеку.

Благая весть несёт в себе Свет, Истину, Надежду на вечную жизнь всему человечеству.

Библия отличается от Евангелия, вместе они составляют одну Книгу, чтение которой дарит мудрость и открывает истину.

Дата публикации: 18/04/2017

Библия: основное содержание и структура

Слово «Библия» переводится с древнегреческого как «книги». Это собрание текстов, посвященных жизнеописанию иудейского народа, потомком которого был Иисус Христос. Известно, что Библия была написана несколькими авторами, однако их имена неизвестны. Считается, что создание этих историй произошло по Божьей воле и вразумлению. Таким образом, Библию можно рассматривать с двух сторон:

  1. Как художественный текст. Это большое количество историй разного жанра, объединенных общей темой и стилистикой. Библейские сюжеты затем использовали как основу для своих произведений писатели и поэты многих стран.
  2. Как Священное писание, повествующее о чудесах и силе Божьего волеизъявления. Также это свидетельство того, что Бог-Отец действительно существует.

Библия стала основой нескольких религий и конфессий. Композиционно Библия строится из двух частей: Ветхого и Нового Завета. В первом создано описание периода создания всего мира и до рождения Иисуса Христа. В Новом – земная жизнь, чудеса и воскрешение Иисуса Христа.

Библия православная включает в себя 77 книг, протестантская – 66. Эти книги были переведены более чем на 2 500 языков мира.

Главные отличительные черты Библии и Евангелия

  1. Евангелие – одна из частей Библии, входит в Новый Завет.
  2. Библия написана гораздо раньше Евангелия, около 14 в. до н. э. Точно определить время и век написания не представляется возможным, можно говорить только приблизительно.
  3. Основные этапы сотворения мира, происхождение жизни на Земле и период до рождения Христа зафиксированы в Библии. Это повествование охватывает 1 600 лет. В тексте Евангелия описан меньший промежуток времени. Оно направлено на сохранение и передачу учения Христова и его жизнеописание.

  4. Языки, на которых написаны тексты, различны. В Библии изложены события на иврите, арамейском языке и нескольких других, тогда как св. апостолы в Евангелии повествуют на древнегреческом.
  5. Авторство библейского текста до конца не установлено, однако считается, что его написал сам Господь. Есть версия, что это были простые люди, вдохновленные Богом. Доподлинно известно, кто создал текст Евангелия: 4 апостола.
  6. Если Библия представляет собой канонический текст, то Евангелие стало простором для различных трактовок и переосмыслений. Это привело к созданию различных сект, конфессиональных направлений, не признанных Русской Православной Церковью. Поэтому к чтению Евангелия нужно подходить осторожно и отталкиваться от мнения православных священнослужителей.

Священное Писание, будь это Евангелие или Библия, имеет большое значение для становления духовной жизни и роста в православном вероисповедании. Это не просто уникальные художественные тексты, без знания которых придется трудно в жизни, а возможность прикоснуться к таинству Святого писания. Однако знать, чем Евангелие отличается от Библии, современному человеку недостаточно. Будет нелишним ознакомиться с самим текстом, чтобы получить необходимые сведения и устранить пробелы в знаниях.

24. Новый завет. Время и язык написания основных книг. Проблема авторства новозаветных произведений. Синоптики. История формирования нового завета.

Исходные тексты Нового Завета, появившиеся в разное время, начиная с середины I века н. э. по конец I века н.э., были написаны на греческом койне, который считался общеупотребительным языком восточного Средиземноморья в первые века нашей эры. Постепенно сформировавшийся в течение первых веков христианства канон Нового Завета состоит сейчас из 27 книг — четырёх Евангелий, описывающих жизнь и проповеди Иисуса Христа, книги Деяний апостолов, которая является продолжениемЕвангелия от Луки, двадцати одного послания апостолов, а также книги Откровения Иоанна Богослова (Апокалипсис)

Первоначальное христианство говорило на языке того общества, из которого оно вышло. Во времена Иисуса Христанаиболее распространёнными языками наСвятой землебыли греческий (койне),арамейскийи в ограниченных пределахеврейский, который употреблялся в основном как язык богослужений. Большинство исследователей считает, что первоначальные тексты Нового Завета были написаны на греческом диалекте койне, который был распространен в провинциях Римской империи Восточного Средиземноморья в I-м веке нашей эры. Позднее тексты были, вероятно, переведены с греческого на другие языки (латынь,сирийский,коптский). Высказывались предположения, в том числе и некоторыми изОтцов ЦерквиII—III веков, чтоЕвангелие от Матфеяпервоначально было создано на еврейском или арамейском языках, аПослание к Евреямбыло изначально написано на еврейском языке, а затем переведеноЕвангелистом Лукойна греческий. Однако подобные предположения не нашли серьёзной поддержки у современных экспертов, которые на основании литературных аспектов текстов Матфея и Послания к Евреям приходят к выводу, что эти произведения также непосредственно создавались на койне.

Авторство.

Традиционное атрибутирование евангельских текстов Матфею, Марку, Луке и Иоанну было осуществлено во II веке, а в XVIII веке достоверность сведений об авторстве была поставлена под сомнение. На Втором Ватиканском соборепри обсуждении «Конституции об Откровении» (Dei Verbum) был отвергнут пункт «Божья церковь всегда утверждала и утверждает, что авторами Евангелий являются те, чьи имена названы в каноне священных книг, а именно: Матфей, Марк, Лука и Иоанн». Вместо перечисления этих имен решили вписать — «святые авторы»

Евангелия Кое-кто утверждает, что все Евангелия(и Деяния) являются анонимными текстами и авторы этих текстов неизвестны, хотя принято считать, что их написали конкретные люди. Действительно, в самих книгах нигде не указано авторство, за исключениемЕвангелия от Иоанна, где анонимный автор называет себя «любимым учеником Иисуса» и утверждает, что был членом внутреннего круга Иисуса. Существует общее согласие среди учёных, что три автора, написавшие синоптические Евангелия(от Матфея, Марка и Луки), опирались на общие источники. Это объясняется тем, что Евангелие от Марка было написано первым и, что анонимные авторы от Матфея и Луки опирались на Марка и гипотетическийИсточник Q. Учёные согласны с тем, что Евангелие от Иоанна было написано последним, используя различные традиции и пересказы. Кроме того, большинство учёных соглашаются с тем, что автор Лука также написал Деяния Апостолов.

Матфей По мнению некоторых исследователей, Евангелие от Матфеяне было написано очевидцами. Автор, вероятно, был еврейским христианином и писал для других еврейских христиан. Библейские учёные в целом считают, чтоЕвангелие от Матфеябыло составлено в период с 70 до 100 годов н.э . И, хотя до нас рукописей того времени, скорее всего, не дошло, представление о его содержании дают параллели, аллюзии и дословные цитаты в посланияхИгнатия БогоносцаСмирнянамиПоликарпу, в посланииапостола Варнавы,Дидахе,»Пастыре» Ермы

Иоанн По мнению большинства учёных, апостол Иоанн не был автором Евангелия от Иоанна. Большинство исследователей считают, чтоЕвангелие от Иоаннабыло написано в 80-95 н.э. Эти тексты к нам не дошли. Дошедшие до нас рукописи, того времени, содержат всего по несколько слов на строке.

Лука Некоторые учёные считают, что Лука не был сподвижником Павла и ссылаются на те факты, что Деяния и письма Павла в ряде мест плохо согласуются между собой, а также на то, что в Послании к ГалатамПавел упоминает, что из апостолов видел толькоПетраиИакова, брата Господня(Гал. 1:18-19), отрицая, таким образом, Луку и прочих возможных сподвижников как апостолов. Но некоторые учёные считают, что евангелист Лука был сподвижникомАпостола Павла.Формирование

Наиболее ранними из текстов Нового Завета считаются послания апостола Павла, а наиболее поздними — произведения Иоанна Богослова. Ириней Лионский считал, что Евангелие от Матфея и Евангелие от Марка были написаны в то время, когда апостолы Пётр и Павел проповедовали в Риме (60-е годы н. э.), а Евангелие от Лукинемного позднее. Кроме того, по свидетельству Иеронима: «Матфей… первым в Иудее для тех, кто уверовал из обрезания, составил Евангелие Христово, еврейскими буквами и словами, кто же затем перевёл его на греческий недостаточно известно».

Первые три Евангелия в современной научной литературе датируются 70 – 90 гг. н.э., Евангелие от Иоанна – началом II в. н.э. Создание других новозаветных произведений, при всей сложности датировки, следует отнести к I в. н.э. Кроме четырёх Евангелий у ранних христиан были в обращении и другие Евангелия, впоследствии получившие название «апокрифических» (греч. «тайный»). Окончательный список книг был утверждён на Карфагенском церковном соборе в 419 г.

Синоптики

Синопти́ческие Ева́нгелия (др.-греч. συνοπτικός, букв. «со-наблюдающий» от σύν, «вместе» и ὄψις, «видение, зрительное восприятие») — три первые книги Нового Завета (Евангелия от Матфея, Марка и Луки). По своему содержанию синоптические Евангелия во многом перекрываются и повторяют друг друга. Четвёртое Евангелие от Иоанна отличается по стилю и содержанию от синоптических. Трёх евангелистов Марка, Матфея и Луку называют синоптиками.

Название используется с XVIII века, когда Иоганн Якоб Грисбах издал три Евангелия в 1776 году в виде Синопсиса, параллельными столбцами.

Существует несколько теорий связи между синоптическими евангелиями, в частности — теория о Источнике Q.

Нового Завета.

Бог даровал людям обещанного Спасителя, Сына Своего, Господа Иисуса Христа, Который дал Новый Завет (новый договор, союз) людям.

Книги Нового Завета разделяются на:

  1. Книги законоположительные. Это 4 Евангелия: от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна. Евангелия повествуют о Рождестве Иисуса Христа, Его земной жизни, крестной смерти, воскресении из мертвых и вознесении на Небо, излагает Его божественное учение и чудеса.

  2. Книги исторические. Здесь единственная книга, которая называется «Деяния Святых Апостолов». Деяния написаны апостолом и евангелистом Лукой. Книга сообщает о сошествии Святого Духа на апостолов и о распространении христианской Церкви.

  3. Книги учительные. Это семь соборных посланий апостолов (письма ко всем христианам) и 14 посланий апостола Павла.

  4. Книги пророческие. Апокалипсис или Откровение Иоанна Богослова. Книга содержит таинственное изображение жизни и будущей судьбы Церкви Христовой и всего мира.

Книги Нового Завета написаны апостолами, учениками Христа. Однажды в Галилее, сообщают евангелисты, Христос избрал из своих учеников двенадцать и назвал их апостолами, то есть посланниками, так как Он посылал их для проповеди Своего учения.

Имена двенадцати апостолов следующие:

  1. Симон, которого Христос назвал Петром.

  2. Андрей, брат Симона Петра, названный Первозванным.

  3. Иаков Зеведеев.

  4. Иоанн Зеведеев, брат Иакова, названный Богословом. Этих двух братьев, Иакова и Иоанна, за их пламенную верность, Спаситель назвал Воанергес, что значит сыны грома.

  5. Филипп.

  6. Нафанаил, сын Фоломея и потому названный Варфоломеем.

  7. Фома, названный также Дидимом, что значит близнец.

  8. Матфей, иначе Левий, бывший мытарь.

  9. Иаков, сын Алфея, называвшийся меньшим, в отличие от Иакова Зеведеева.

  10. Симон, по прозванию Кананит, иначе Зилот, что значит ревнитель.

  11. Иуда Иаковлев, он также носил имена Левея и Фаддея.

  12. Иуда Искариотский (из города Кариота), который потом предал Иисуса Христа.

Апостолам Господь дал силу исцелять больных, изгонять бесов и воскрешать мертвых.

Кроме этих 12 главных апостолов, Иисус Христос позже избрал еще семьдесят апостолов, Марка, Луку, Клеопу и других. Он также посылал их на проповедь.

Евангелие

греч. слово), т. е. радостная весть. Так называется, прежде всего, благая весть о спасении через Иисуса Христа, обетование «семени жены» (Быт. 3:15), почему это последнее место Св. Писания можно назвать «первым Евангелием», на основании пророчества Ис. 61:1, о котором Иисус сказал, что оно было исполнено в Его лице (Мат. 11:5; Лук. 4:18). В понятие «Евангелие» включили все богатое содержание, заключающееся в повествовании о спасающей божественной благодати во Христе (Деян. 20:24; Рим. 1:1-2; Map . 1:15), а также благовестив о Царствии Божием (Лук. 16:16; Мат. 4:23; 9:35 и другие места). Христос — центр благовествования и, вследствие этого, Его личность и Евангелие иногда отождествляются (Map. 8:35; 10:29). Когда ап. Павел говорит, что он проповедует Евангелие Христово, то это означает, что он проповедует то Евангелие, которое проповедовал Христос. Выражение вечное Евангелие» в Отк. 14:6 означает, вероятно, благовествование о наступившем избавлении (ст. 7). Название «Евангелие», которое первоначально означало благую весть о Иисусе, впоследствии стало пониматься, как рассказ о Его земной жизни ( Map . 1:1). Поэтому говорится о 4-х Евангелиях, т. е. 4 различных сборниках, где повествуется о жизни и деяниях Спасителя на земле. Сам Он ничего не писал, но ученики Его записали то, что Он говорил и делал. За подлинность и достоверность четырех Евангелий говорят, во-первых, внешние свидетельства. Если мы начнем следить с конца второго века, то найдем заметки о четырех Евангелиях у Иринея, епископа Лионского, родившегося около 140 г. и претерпевшего мученическую смерть в 202 г. Юношей он учился у Поликарпа, ученика ап. Иоанна. В письме к Флорину, сохраненному Евсевием, Ириней с юношеской пылкостью сообщает свои воспоминания о личности и учении Поликарпа и о том, как он рассказывал о своей жизни с апостолом Иоанном и другими, которые видели Господа, как он повторял их слова и что он слышал от них о Господе, Его чудесах и Его учении». «И все это» (что Поликарп принял от очевидцев), говорит Ириней: «согласно с Писаниями», т.е. евангельским повествованием. Ириней ясно говорит о четырех Евангелиях и даже представляет некоторые основательные доводы, почему их четыре. «Возможно ли», спрашивает Тишендорф, «что Ириней ни слова не слышал от Поликарпа о Евангелии Иоанна, и что он, несмотря на это, имел бы к нему (Евангелию Иоанна) безусловное доверие?» Тертуллиан, пресвитер в Карфагене, умерший около 230 года, стойко защищает Евангелие от Луки, противопоставляя его подложному Евангелию, которое некий Марцион стремился распространить в общине. Тертуллиан указал на определенное мнение относительно этого в апостольских общинах: «То Евангелие от Луки, которого мы придерживаемся с его появления, принято, как подлинное и», добавляет он, «авторитет апостольских общин будет также защищать остальные Евангелия, которые мы также получили от них». Климент Александрийский, в ведении которого находилась катехизическая школа (где знакомили с истинами христианского учения), умерший около 220 года, дает те же определенные свидетельства о единомысленном признании общинами четырех Евангелий. Кроме того, мы имеем замечательное свидетельство в письме от христианских общин в Лионе и Вьенне к «общинам в Азии и Фригии», где они рассказывают о тяжком гонении, которое пришлось им испытать около 177 г. В письме приводятся тексты из Евангелия от Луки и Иоанна. Это свидетельствует о том, что уже тогда эти Евангелия были признаны и приняты. В упомянутых общинах Франции в это время был епископом престарелый Потин, который претерпел мученическую смерть во время этого гонения. Ему было 90 лет, так что его сведения о Евангелиях восходят к первой четверти второго столетия, когда многие из знавших лично апостолов еще были в живых. Кроме того, мы имеем непосредственные свидетельства более древнего происхождения. Иустин Мученик, родившийся в начале второго столетия, оставил после себя две апологии в защиту христианства и диалог (разговор) с евреем Трифоном; в этих книгах он приводит множество выдержек из Евангелий Матфея и Луки и несколько из Марка и Иоанна, в достаточной степени обнаруживающих его знакомство с этими Евангелиями. «Те мемуары (или записки)», говорит он: «о которых я утверждаю, что они написаны Его (т. е. Господа) апостолами и их последователями»… «которые», говорит он в другом месте, «называются Евангелиями или одним общим именем Евангелие». Выдержки из Евангелий, которые он приводит, свидетельствуют о том, что он сам ими пользовался. Большинство из выдержек дословно соответствуют текстам четырех Евангелий, которые мы теперь имеем. Евангелие от Иоанна ему было известно, что видно из следующей выдержки: «Ибо Христос сказал: Если вы не родитесь вновь, вы никаким образом не можете войти в царство небесное; однако невозможно тем, которые однажды родились, вторично войти в утробу матери; это ясно каждому». (Апологетика). Очевидно, этот текст взят из Евангелия Иоанна 3:3 и дал., не говоря уже о многих других выдержках. В письме Диогнету (апологетическое сочинение, современное Иустину Мученику) встречаются выражения, которые взяты из Евангелий Матфея и Иоанна. Обратимся теперь к, так называемым, «ученикам апостольским», т.е. ближайшим ученикам апостолов, которые писали в последующее время. Один из старших между ними — Климент Римский, умерший в 100 году. В его «первом послании к Коринфянам», которое всеми признается подлинным, сообщаются сведения, показывающие его знакомство с 3-мя первыми Евангелиями; напр., такая выдержка: «Ибо Он сказал- Горе тому человеку; лучше было бы ему не родиться, чем соблазнить одного из избранных Моих». Поликарп, епископ Смирнский, ученик Иоанна, умер мученической смертью между 156-166 гг.; он оставил после себя короткое «послание к Филиппийцам», в котором мы находим много выражений, напоминающих послания ап. Павла, много выдержек из Евангелия от Матфея и, что особенно важно по вопросу о Евангелии от Иоанна, следующий текст из первого послания Иоанна: «Всякий, кто не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть антихрист» (1 Иоан. 4:3). Всеми же признано, что Евангелие от Иоанна и 1 послание Иоанна написаны одним авторам В сохранившихся письмах Игнатия, епископа Антиохийского, умершего в 107 или 115 г., находятся выдержки из Ев. от Матфея. Еще одно ценное внешнее доказательство заключается в том, что все четыре Евангелия имеются в двух самых древних переводах Нового Завета, именно, в старом Сирийском, называемом Пешито, и в старом Латинском, оба середины второго века или немного позднее. Наконец, тот факт, что, так называемый, «Мураториев канон», латинский фрагмент, середины 2-го в., найденный итальянцем Муратори (ум. в 1750 г.) в Милане, говорит о «третьем Евангелии от Луки», с приложенными к нему сведениями о личности Луки, что он был врач, которого Павел брал с собою, и что Лука сам не видел Господа и т.д. Сейчас же после сведений о Луке говорится: «Четвертое Евангелие от Иоанна, одного из числа учеников». О внутреннем доказательстве истинности Евангелий и особенно времени их написания мы добавим следующее замечание. Три первых Евангелия, между прочим, содержат предсказания Господа относительно разрушения Иерусалима. По стилю и образу речи ясно, что они писались до исполнения предсказанного события Они говорят почти исключительно о знамениях, которые должны предшествовать этому ужасному событию, вместе с предупреждением, чтобы ученики были готовы к нему. Матфей, например, пророчеству и, в связи с ним, предупреждениям уделяет 50 стихов, и из этих стихов только 4 (Мат. 24:19-22) дают описание ужасов разрушения, и притом в общих чертах. Это вполне естественно, если евангелист писал до разрушения Иерусалима. Если бы его Евангелие было написано после этого события, то он, конечно, описал бы его другими красками: предзнаменования должны были бы уступать место ужасам действительности. Далее, из ответов, данных Господом на вопросы учеников о времени разрушения Иерусалимского храма и конца века и из того тона, каким Матфей передает эти ответы, видно, что ученики получили впечатление, что разрушение Иерусалима и конец века последуют одно за другим. См. Мат. 24:3,29. Если бы евангелист писал после разрушения Иерусалима, то он, конечно, выяснил бы это недоразумение, чтобы читатели не поняли превратно. Рассмотрим теперь Евангелие от Иоанна. В нем мы встречаем различные выражения, которые подтверждают предание, гласящее, что это Евангелие написано в позднейшее время в Ефесе. Оно написано в языческой стране, вне Палестины; это видно из того, что автор старательно объясняет еврейские выражения и обычаи, напр., «Пасха, праздник иудейский» и т. д. Было бы странно писать таким образом в Иудее или Галилее В этом Евангелии ничего не говорится о разрушении Иерусалимского храма и гибели государства; это легко объясняется тем, что автор писал уже после этого события, и потому отмела иудейских учреждений всем давно была известна. Сравнивая 4 Евангелия, находим между ними удивительное согласие, вместе с некоторыми несущественными различиями. Все они описывают Господа Иисуса Сына Божия и человеческого, святого, чистого, кроткого и любвеобильного, могущественного в словах и делах, отданного Отцом для спасения мира, претерпевшего мучительную смерть на кресте и воскресшего из мертвых. Существует большое различие между Ев. от Иоанна и тремя другими Евангелиями. Авторы этих трех — Матфей, Марк и Лука, — более или менее сходны в своем изложении и называются синоптиками, а их сочинения — синоптическими Евангелиями, потому что они легче подходят для «синопсиса», т. е. сравнительного наглядного обзора событий жизни Христа. Синоптики повествуют, главным образом, о деятельности Господа в Галилее и описывают только последнее Его путешествие в Иерусалим и связанные с этим события. Иоанн же описывает Его посещения Иерусалима год за годом и Его деятельность в Иудее. Таким образом, у него мы находим множество событии, которые не встречаются у синоптиков. Но там, где Иоанн передает те же события, что и синоптики, , напр., чудо с хлебами и установление вечери Господней, он прибавляет длинные речи Спасителя, которые отсутствуют у первых. В вопросе о хронологическом порядке существует также некоторое различие между Евангелием Иоанна и Евангелиями синоптиков, которое нам трудно объяснить. Некоторые стремились определить разницу между синоптиками и Иоанном так: первые говорят больше о чудесах Иисуса, последний же обрисовывает Его дивную личность; первые рассказывают нам, что Он делал; Иоанн же — кто Он есть. Но и у синоптиков встречаются некоторые различия, в которых трудно разобраться. Рядом с согласованиями в некоторых случаях, которые кажутся заимствованными друг от друга, мы встречаем странные различия. Один рассказывает о событии подробнее, другой короче; подробные обстоятельства, о которых умалчивается у двух, добавляются третьим; отдельные изречения Господа соединяются с различными событиями. Длинные речи один евангелист передает целиком, другой разбивает на несколько частей. Сравн., напр., нагорную проповедь у Мат. 5-7 гл. с Лук. 6:20-49, 11:1-13; 12:21 и дал. Если, допустим, сумма содержания каждого Евангелия представляется числом 100 и цифрами отмечается количество тех мест, в которых один евангелист согласуется с другим, а также тех, которые составляют особенность только одного Евангелия, то получим следующую таблицу:

Встречаются …………………………

Сходство только в Евангелии…………

с другими евангелистами

Марка……7……………………………………………93

Матфея…42…………………………………………58

Луки………59…………………………………………41

Иоанна…92…………………………………………8

Из этого видно, что Марк имеет наименьший процент независимого от других евангелистов содержания (7), Иоанн наибольший (92). На вопрос о том, как объяснить эти различия, особенно которые существуют между синоптиками, давались самые разнообразные ответы. Некоторые предполагают, что одно из трех Евангелий было написано сначала, а два других евангелиста пользовались им, как источником, и многое заимствовали. Но как же, в таком случае объяснить те отклонения, которые встречаются у синоптиков? Другие предполагают, что существовал оригинал, которым пользовались все трое. Но в этом случае остается неразрешенным тот же вопрос. Более удовлетворительно предположение, что источниками трех Евангелий были частью небольшие памятные записки (подобно тем, о которых Лука упоминает в начале своего Евангелия), частью — устные предания, хранившиеся в общинах (которые Лука называет «учением апостолов». Деян. 2: 42), и, наконец, личные расспросы очевидцев и самих апостолов. В зависимости от того, как упоминаемые предания и рассказы преломлялись в сознании каждого из евангелистов и свойственной каждому из них форме изложения, особенно же по тому, как Дух Св. влиял на составителя, каждое Евангелие и получило особый отпечаток.

Матфей описывает Царя Израилева и показывает исполнение в Нем пророчеств; Марк показывает нам послушного слугу, Сына человеческого, возвышенного до престола Божия; Лука рисует Христа, как Спасителя всего мира; Иоанн же показывает нам вечного Сына, сошедшего к человечеству, чтобы освятить мир. Намерение Иоанна, о чем он и сам говорит (Иоан. 20:31), было довести своих читателей до уверенности, что Иисус есть Христос, и что они имеют в Нем жизнь. Можно сказать, что Иоанн писал свое Евангелие, чтобы восполнить пробелы трех евангелистов. Поэтому он передает большей частью, то, что отсутствует у трех остальных, особенно же повторяющиеся посещения больших праздников в Иерусалиме и богатые по содержанию речи, в которых Христос высказывает о Своей личности и Своем посланничестве. Он был знаком с тремя синоптиками и предполагает у своих читателей знакомство с ними или, по крайней мере, с главным их содержанием, что совершенно ясно видно из его Евангелия. В 1:40 говорится о Петре, как известной читателям личности; в 6:71 говорится о «двенадцати», хотя о призвании их раньше ничего не сказано. В 11.1 название Вифания Иоанн поясняет словами «селение Марии и Марфы», из чего видно, что они были уже знакомы читателям из других Евангелий. В 6:62 мы встречаем ясное указание на вознесение Иисуса, хотя Иоанн ничего не рассказывает о том. Во многих местах евангелист отмечает, что передаваемое им он сам видел или слышал (Иоан. 1:14; 13:24; 19:26, 35: 20:2 и др. места).

Из Евангелия от Матфея видно, что и синоптикам свойственно, характерное для Иоанна, высшее понимание личности Иисуса, Его божественной природы и посольства; напр., в Ев. Мат. 11:25-30 кажется, что устами Матфея говорит Иоанн.

Оцените определение: Отличное определение — Неполное определение ↓

Источник: Библейский энциклопедический словарь, 1868 г. (репринт М.: Локид-пресс, 2005 г.)

Ссылки

О Евангелии

В Викисловаре есть статья «евангелие»

  • Евангелие (Литературная энциклопедия)
  • Евангелие (Энциклопедия «Религия»)
  • Евангелие на проекте Мир.Человек.Слово. Богослов.Ru. Архивировано из первоисточника 22 августа 2011.
  • Апокрифические евангелия

Тексты в Викитеке

Евангелие на Викискладе

  • От Матфея святое благовествование
  • От Марка святое благовествование
  • От Луки святое благовествование
  • От Иоанна святое благовествование

Переводы, толкования

В Википедии есть портал
«Христианство»
  • Новый Завет в переводе с древнегреческого В. Н. Кузнецовой
  • Библия-Центр — поиск и толкование Евангельских книг
  • Толкование на Евангелия. Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. Москва. 1891. (Поиск толкования слов и их употребления в Библии)

Агиография

Форма жития

Литература • Икона

Тип жития

Житие-мартирий • Житие-биография

Сборники

Четьи-минеи • Пролог • Патерик • Синаксарь

Апокрифические жанры

Сказание • Хожение • Видения • Cлово • Евангелие

Связанные статьи

Минея • Месяцеслов

Библия – эта книга, которая вошла в основу нескольких мировых религий, таких как христианство, ислам и иудаизм. Отрывки Священных Писаний переведены на 2062 языка, что составляет 95 процентов языков всего мира, причем на 337 языках можно прочесть текст целиком.

Библия оказала влияние на жизненный уклад и мировоззрение людей со всех континентов. И не важно, верите вы в Бога или нет, но как образованный человек, должны знать, что собой представляет книга, на текстах которой основываются законы нравственности и человеколюбия.

Само слово Библия переводится с древнегреческого языка как «книги» и является собранием текстов разных авторов написанных на разных языках и в разное время при содействии Божиего Духа и по Его внушению. Эти сочинения легли в основу догматики многих религий и в своем большинстве считаются каноническими.Подробнее:

Слово «евангелие» обозначает «благовестие». Тексты Евангелие описывают жизнь Иисуса Христа на земле, его деяния и учение, Его распятие и воскресение. Евангелие входят в состав Библии, а точнее Нового Завета.

Авторство

У любой книги, каждого текста есть автор. Но кто в таком случае автор Библии?

Верующий человек, не задумываясь, ответит, что «Библия – слово Божье». Получается, что автор – сам Господь Бог. Тогда откуда в составе Библии, скажем Премудрость Соломона или Книга Иовы? Получается автор не один? Предполагается, что Библию писали простые люди: философы, землепашцы, военные и пастухи, врачи и даже цари. Но было у этих людей особое боговдохновение. Они не излагали собственных мыслей, а просто держали в руках карандаш, в то время как Господь водил их руку. И все же, каждый текст имеет свой стиль написания, чувствуется, что они принадлежат разным людям. Несомненно, они могут называться авторами, но все же в соавторах у них был сам Бог.

Авторство Евангелие долгое время ни у кого не вызывало сомнения. Считалось, что тексты написаны четырьмя Евангелистами, имена которых всем известны: Матфей, Марк, Лука и Иоанн. На самом же деле авторами их с полной уверенностью назвать нельзя. Доподлинно известно только то, что все действия, описанные в этих текстах, не проходили при личном свидетельстве евангелистов. Скорее всего, это собрание так называемого «устного творчества», рассказанное людьми, имена которых навсегда останутся тайной. Это не окончательная точка зрения. Исследования в этой области продолжаются, но на сегодняшний день многие священнослужители предпочли все же говорить прихожанам, что Евангелие было написано неизвестными авторами.

Структура Библии. Старый и Новый завет

Как известно, Библия – не однородная книга, а сборник ряда повествований. Они отражают историю еврейского (богоизбранного) народа, деятельность Иисуса Христа, моральные учения и пророчества о будущем человечества.

Когда мы говорим о структуре Библии, следует выделить две основные части : Ветхий Завет и Новый Завет.

Ветхий Завет – общее священное писание для иудаизма и христианства. Книги Ветхого Завета были созданы в промежутке между XIII и I веками до нашей эры. Текст этих книг дошёл до нас в виде списков на ряде древних языков: арамейском, еврейском, греческом, латинском.

Ветхий Завет

В христианском вероучении присутствует понятие «канон». Каноничными называют те писания, которые церковь признала вдохновлёнными Богом. В зависимости от конфессии, каноничными признаются разное количество тексов Ветхого Завета. Например, православные признают каноничными 50 писаний, католики – 45, а протестанты –39.

Помимо христианского, существует также иудейский канон. Евреи признают каноничными Тору (Пятикнижие Моисеево), Невиим (Пророки) и Ктувим (Писания). Считается, что Тору первым записал непосредственно Моисей .Все три книги образовывают Танах – «еврейскую Библию» и являются основой Ветхого Завета.

В этом разделе Святого Письма рассказывается о первых днях человечества, всемирном потопе и дальнейшей истории еврейского народа. Повествование «доводит» читателя до последних дней перед рождением Мессии – Иисуса Христа.

Среди богословов уже очень долгое время точатся дискуссии – нужно ли христианам соблюдать Закон Моисея (т.е. предписания, данные Ветхим Заветом). Большинство богословов всё же придерживаются мнения, что жертва Иисуса сделала для нас необязательным соблюдение требований Пятикнижия. Определённая часть исследователей пришли к обратному. Так, например, Адвентисты Седьмого дня придерживаются субботы и не принимают в пищу свинину.

Гораздо более важную роль в жизни христиан занимает Новый Завет.

Новый Завет – вторая часть Библии. Она состоит из четырёх канонических Евангелий. Первые манускрипты датируются началом I века нашей эры, наиболее поздние – IV веком.

Помимо четырёх канонических Евангелий (от Марка, Луки, Матвея, Иоанна) существует ряд апокрифов. Они затрагивают ранее неизвестные грани жизни Христа. Например, некоторые из этих книг описывают юность Иисуса (каноничные – только детство и зрелость).

Собственно, Новый Завет описывает жизнь и деяния Иисуса Христа – сына Божьего и Спасителя. Евангелисты описывают чудеса, совершаемые Мессией, его проповеди, а также финал – мученическую смерть на кресте, искупившую грехи человечества.

Новый Завет

Помимо Евангелий Новый Завет содержит в себе книгу Деяния апостолов, послания и Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис).

Деяния рассказывают о рождении и развитии церкви после воскресения Иисуса Христа. По сути, эта книга – историческая хроника (часто упоминаются реальные личности) и учебник географии : описаны территории от Палестины до Западной Европы. Её автором считается апостол Лука.

Вторая часть Деяний апостолов повествует о миссионерской деятельности Павла и заканчивается его прибытием в Рим. Также книга отвечает на ряд теоретических вопросов, таких как обрезание у христиан или соблюдения Закона Моисея.

Апокалипсис – это записанные Иоанном видения, которые ему даровал Господь. В этой книге повествуется о конце света и Страшном суде – финальной точке существования этого мира. Судить человечество будет сам Иисус. Праведники, воскрешённые во плоти, получат вечную райскую жизнь с Господом, а грешники пойдут в вечный огонь.

Откровение Иоанна Богослова – наиболее мистическая часть нового завета. Текст переполнен оккультными символами: Жена, облечённая в солнце, число 666, всадники Апокалипсиса. Определённое время именно из-за этого церкви опасались вносить книгу в канон.

Что такое Евангелие?

Как уже известно, Евангелие – это описание жизненного пути Христа.

Почему же часть Евангелий стали каноничными, а часть – нет? Дело в том, что именно эти четыре Евангелия практически не имеют противоречий, а описывают просто немного разные события. Если же написания определённой книги апостолом не ставится под сомнение, то ознакомление с апокрифом церковь не воспрещает. Но и нравственным ориентиром такое Евангелие стать для христианина не может.

Евангелие

Бытует мнение, что все каноничные Евангелия были написаны учениками Христа (апостолами). На самом деле это не так: например, Марк являлся учеником апостола Павла и входит в число семидесяти равноапостольных. Многие религиозные диссиденты и сторонники «теорий заговора» считают, что церковники специально скрывали от людей истинное учение Иисуса Христа. В ответ на подобные заявления представители традиционных христианских церквей (католической, православной, некоторых протестантских) отвечают, что для начала нужно разобраться какой текст можно считать Евангелием. Именно для облегчения духовного поиска христианина и был создан канон, защищающий душу от ересей и фальсификаций.

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *