ГЕДЕОН- величайший вождь и судья Израиля в XII века до Рождества Христова (Суд 6-8).

Его имя происходит от евр. глагола (разрубать). Он также назван в Библии Иероваалом (Суд 7. 1; 8. 35).

Гедеон был сыном Иоаса из рода Авиезера в колене Манассии. Его отец был язычником, владевшим святилищем Ваалу и Астарте в городн Офра. Гедеон избавил израильтян от нашествий кочевого племени мадианитян, которые несколько лет опустошали земли колен Манассии и Ефрема в горной области Заиорданья (Суд 6. 5; 7. 12) и представляли опасность для веры Израиля (Суд 6. 10). Тем не менее в Книге Судей не говорится, что Гедеон «судил» Израиль в отличие от остальных судей (ср.: Суд 12. 11 и др.).

Гедеон был призван на служение ангелом Господним, повелевшим ему освободить Израиль от мадианитян. История с призванием Гедеона напоминает историю с призванием Авраама (Быт 18). Подобно Аврааму, Гедеон доверился Господу, оставив языческое прошлое своей семьи (ср.: Быт 12. 1). Господь явился Гедеону, когда из-за страха перед мадианитянами он прятался в виноградной давильне. Священное Писание отмечает его смирение в принятии божественного повеления (Суд 6. 14-15; ср. ответ Моисея на призвание Господа — Исх 3. 11).

Гедеон устроил благодарственную трапезу, которая стала жертвенным предложением, когда пищу попалил огонь, вышедший из посоха ангела (ср.: Суд 13). Он построил на месте посещения ангела алтарь и назвал его «Господь-мир» (еврейский Яхве шалом) (Суд 6. 24). По повелению Бога Гедеон разрушил жертвенник своего отца, срубил священное дерево и возвел новый алтарь Господу, принеся в жертву лучших тельцов из стада Иоаса. Обнаружив это, соседи требовали убить Гедеона, но Иоас вступил на защиту сына, решив, что если Ваал — бог, то «пусть сам судится с ним» (Суд 6. 32).

В этом стихе дается народная этимология 2-го имени Гедеона — Иероваал: «Пусть Ваал совершит (рассудит)». Точное значение элемента в его имени неясно. Возможно, это имя способствовало деятельности Гедеона в качестве религиозного реформатора. Божественное благоволение к Гедеону, требовавшего знамения, проявляется в чуде с овечьей шерстью: сначала роса выпадает только на расстеленную Гедеоном на земле шерсть, затем на земле вокруг выпадает роса, а шерсть остается сухой. Это чудо становится знаком спасения Израиля (Суд 6. 37-40; ср.: Пс 71. 6 по LXX). Роса символизирует благодать Святого Духа, которую Господь дарует Своей Церкви (Iren. Adv. haer. III 17. 3). В церковных песнопениях это событие рассматривается как прообраз Боговоплощения (Октоих. Глас 6. Седален по 1-м стихословии).

Высокий религиозный статус богоизбранности Гедеона выражен в Библии словами: «Дух Господень объял» Г. (Суд 6. 34). Накануне очередного вторжения мадианитян он избрал из колен Асира, Завулона, Неффалима и Манассии многочисленное ополчение из 32 тыс. человек Гедеон получил повеление от Бога отослать по домам боязливых, а остальное войско уменьшить до 300 воинов, кто «будет лакать воду языком своим, как лакает пес» (Суд 7. 5). Малое число ополченцев должно было говорить о том, что не Израиль совершил победу собственными силами, но что Господь спас свой народ (Суд 7. 2). Тем самым Господь показал, что спасение Его народа должно совершаться прежде всего избранными и прошедшими испытания верными людьми (Theodoret. Quaest. in Iud. 2; это событие указывает на слова Иисуса Христа о «званых и избранных» — Мф 20. 16; Рим 9. 27 и др. (Greg. Nazianz. Or. 42. 9)).

С небольшим отрядом Гедеон совершил ночную вылазку в стан врагов, где одержал победу над превосходящими силами противника (Суд 7. 1-22). С помощью воинов из колена Ефремова удалось настигнуть и уничтожить на переправе через реку Иордан мадианитянских князей Oрива и Зива, чьи головы были доставлены Гедеону (Суд 7. 24-8. 3). Преследуя остатки вражеского войска, Гедеон лишил жизни в знак мести за братьев и мадианитянских вождей: Зевея и Салмана. На обратном пути он наказал старейшин городов Сокхофа и Пенуэла, которые с усмешкой отказали его воинам в провианте (Суд 8. 12-21).

В благодарность за избавление израильтяне обращаются к Гедеону с предложением стать над ними правителем. Он смиренно отказывается, говоря, что только Бог может властвовать над народом, подтверждая тем самым идеалы теократии (Суд 8. 23). Из захваченного у мадианитян золота Гедеон изготовил эфод — предмет религиозного культа, используемый для гаданий (ср.: Суд 17. 5). Т. о., отклонив право управлять народом, к-рое может принадлежать только Богу, Гедеон оставил за собой право пророческой власти.

Однако подобное самовольное использование эфода привело к уклонению народа в идолопоклонство (Суд 8. 27). На неформальный царский статус и авторитет Гедеона, возможно, указывает значение имени его сына Авимелеха: «Мой отец — царь». При Гедеоне израильтяне 40 лет жили в мире. Гедеон имел много жен и около 70 сыновей, что, возможно, соответствует обычаю политического (кланового) сыновства, которое могло быть приобретено переговорами и демонстрацией лояльности. После смерти Гедеона Авимелех предпринял попытку захвата власти в Сихеме и тем самым навлек на себя бесчестье (Суд 9).

Деяния Гедеона вспоминаются в др. книгах Свящянного Писания, а выражение «день Мадиама» стало обозначать избавление Богом Своего народа (Ис 9. 4; ср.: Ис 10. 26 и Пс 82. 12-13). Апостол Павел упоминает Гедеона в списке праведных мужей Ветхого Завета, которые благодаря своей вере «побеждали царства» (Евр 11. 33).

Иконография

Большинство изображений Гедеона встречается в византийской книжной миниатюре. Один из самых ранних известных образов Гедеона сохранился в миниатюрах Кодекса Григория Назианзина 867/886 годов (Parisin. NB. 510. Fol. 347v).

В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота, начало XVIII века, Гедеон описан следующим образом: «…старец плешивый с круглою бородою» (Ч. 2. § 132. № 23). Однако в сохранившихся памятниках образ Гедеона варьируется от средовека с короткими вьющимися волосами и небольшой округлой бородой (фреска в церкви Пресвятой Богородицы в монастыре Каленич, Сербия, около 1413 года; клеймо «Пророчество Гедеона» на северных медных вратах в Благовещенском соборе Московского Кремля, конец XVI — начала XVII веков, ГММК; икона «Богоматерь с Младенцем, два ангела и пророки», 1-я половина XV века, Галерея Академии художеств во Флоренции) до пышноволосого седого старца (в росписи церкви Благовещения в монастыре Градац (Сербия), около 1275 года) или плешивого старца, как сказано в «Ерминии» (клеймо «Ангел призывает Гедеона на борьбу с агарянами» на Суздальских золотых вратах, конец XII века; в медальоне среди пророков на миниатюре из греко-грузинской рукописи (РНБ. О. I. 58. Л. 48 об., XV в.)).

Иконография Гедеона представлена 2 основными вариантами: «воитель» в ветхозаветной истории и ветхозаветный сюжет чуда с руном как символ Боговоплощения. Первый вариант встречается в развитых циклах порталов западноевроп. соборов XIII века, где Гедеон изображен с руном, в воинских одеждах, иногда с кувшином в руках. Этот же образ представлен в сюжете «Гедеон посекает войско мадианитян» в росписи южной стены Архангельского собора Московского Кремля (1652-1666 годы) и диаконника Смоленского собора Новодевичьего монастыря (конец XVI века). В изображениях 2-го типа — Гедеон в хитоне и гиматии (цветовая гамма одежд непостоянна), с руном в одной руке и свернутым или развернутым свитком — в другой (надпись представляет вариации на тему из Суд 6. 37-38).

Этот вариант имеет более широкое распространение и известен как в отдельных миниатюрах, иллюстрирующих сюжет «Чудо с руном» (например, миниатюра из Киевской Псалтири к Пс 71. 6 — РНБ. ОЛДП. F. 6. Л. 96 об.), так и на иконах в пророческих рядах высоких иконостасов на Руси (из Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря, 1425-1427 годы, из Успенского собора Кириллова Белозерского монастыря, 1497 год, КБМЗ — по пояс; из Благовещенского собора Московского Кремля, середина XVI века, ГММК, из главного иконостаса Софийского собора в Новгороде, XVI век, НГОМЗ — в рост).

Возникший в византийской иконописи в XII веке тип изображения Богоматери с пророками на полях получил широкое распространение в палеологовскую эпоху, развившись в сложные иконографические программы с ветхозаветными символами Богоматери. Среди пророков был и образ Гедеона, ростовой или поясной. Самый ранний пример — икона «Богоматерь на троне с пророками и святыми» из монастыря вмц. Екатерины на Синае, XII век; из поздних примеров — икона «Похвала Богоматери с Акафистом» из иконостаса Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря (XVI век, ГРМ). Законченная схема сюжета «Похвала Богоматери» в монументальной живописи впервые представлена в росписи притвора церкви Богородицы Левишки в Призрене (Сербия), 1310-1313 годы. Образ Гедеона присутствует и на греческой иконе «Похвала Богоматери» из Успенского собора Московского Кремля (последняя треть XIV века, ГММК).

В монументальной живописи Гедеон иногда представлен в группе пророков, традиционно изображаемых в куполе храма (церковь вмч. Георгия в Старой Ладоге, около 1167 года).

Образ Гедеона встречается в памятниках прикладного искусства, например на окладах Евангелий (Евангелие 1577 года, ВГИАХМЗ) и на резных панагиях (круглый складной костяной панагиар из Софии Новгородской, середина XVI века, НГОМЗ).

Иллюстрация:

Призвание Гедеона. Миниатюра из Октатевха. XIII в. (Vatop. 602. Fol. 417r). Архив ПЭ.

«Господь с тобою, муж сильный! Ты спасёшь Израиль от руки Мадианитян!»

Эти слова, сказанные ангелом, посланным Богом, к Гедеону, были произнесены, чтобы укрепить его. Но первой мыслью Гедеона было: «Почему я? Разве нет больше других, более сильных и мужественных, мужей, кто мог бы это сделать?»

Указания Божьи не всегда кажутся нам разумными. Как люди, по своей природе, мы слабы и близоруки. Мы падаем каждый раз, когда мы полагаемся на свою собственную силу, вместо того, чтобы стремиться найти и исполнить волю Божью в своей жизни. Гедеону пришлось самому пережить это в своей жизни.

Угнетённый народ

Из-за того, что народ Божий отвернулся от Бога, Бог позволил Мадианитянам господствовать над Израилем целых семь лет, и после этого разрушить их землю и увести их скот. В Судьи 7:12 Мадианитяне описаны «как саранча; верблюдам их не было числа, много было их, как песку на берегу моря.»

В нужде взывал Израиль к Богу. По милости своей Бог вмешался и решил, что Гедеон приведёт бедных, угнетённых и напуганных израильтян к победе.

Когда Гедеон услышал это, он подумал: «Разве ты не знаешь, как я слаб и напуган?» Конечно же, Бог знал это, но несмотря на это, он выбрал Гедеона. Бог знает нас и наши слабости, нашу склонность ко греху. Но Его избрание не было ошибочным. Тому, кто смотрит на самого себя, как на самого большого, самого сильного и самого умного человека, сложнее услышать голос Божий из-за своих собственных больших мыслей и мнений. Тот, у кого смирённое и открытое сердце, может стать Божьим воином, готовым исполнить Его волю.

Неуверенный вождь

Гедеон неохотно принял эту роль. Он молил Бога о знамении снова и снова. Сначала ангел вызвал огонь, который поглотил жертву, принесённую Гедеоном. Позже Гедеон оставлял кусок шерсти на земле две ночи подряд. Сначала он молился, ��тобы шерсть стала мокрой, а земля сухой, а затем наоборот.

Бог не переставал верить в Гедеона, даже после того, как Гедеон потерял веру в самого себя.

Устал ли Бог от всех этих просьб? Передумал ли Он? Нет! Все эти знамения и чудеса исполнились и дали силу и веру, в которых нуждался Гедеон. Бог не переставал верить в Гедеона, даже после того, как Гедеон потерял веру в самого себя.

Перенесёмся немного во времени: Гедеон вооружён Духом Божьим и теперь он стоит во главе войска израильского, состоящего из тридцати двух тысяч солдат. Это действительно великая армия! Тут звучит новое слово от Бога: «Все те, кто боится, могут возвращаться домой!» Бог знал, что Израиль присвоит себе честь за одержанную победу, и будет превозносить свою собст��енную силу вместо того, чтобы отдать заслуженную честь Богу.

Не кажется ли тебе, что Гедеон охотно бы сбежал с ними? Что он охотно стал бы одним из тех, кто боится, и получил возможность уйти, и не воевать и не быть убитым? Можешь ли ты представить, как чувствовал себя Гедеон, когда он передавал повеление Божье своим солдатам? Что это за вождь, который говорит своим людям, что они могут сбежать прямо перед сражением?

«Все еще много народа!»

В ту ночь двадцать две тысячи солдат Гедеона покинуло лагерь. Это наверное было большим ударом для Гедеона. Стоя во главе тридцати двух тысяч человек, он мог верить, что возможно было победить. Но с десятью тысячами человек это было почти невозможным!

Тогда Бог снова обратился к Гедеону: «Все еще много народа!»

Одно дело слышать о том, что Бог хочет, чтобы мы сделали, но совсем другое – исполнить это. Это может стать совсем новой борьбой!

Всё ещё много? Это новое повеление шло вразрез со всяким человеческим пониманием! Но Бог именно этого и хотел.

В послушании Божьему водительству, Гедеон повёл войско к реке. Только те, кто наклонился к воде и «лакал воду языком, как лакает пес», получил разрешение остаться, остальные были отосланы домой. Когда пыль осела, Гедеон увидел, что осталось только триста человек!

Триста человек против целой армии

Представь страх Гедеона, когда Бог сказал: «встань, сойди в стан, Я предаю его в руки твои.» Одно дело слышать о том, что Бог хочет, чтобы мы сделали, но совсем другое – исполнить это. Это может стать совсем новой борьбой!

Бог снова увещевал Гедеона. Он приказал следить за лагерем, и там Гедеон услышал, что Мадианитяне были напуганы. Один из них рассказывал о сне, в котором он видел ячменный хлеб, который упал на лагерь Мадианитян и разбил его. Солдат говорил: «это не иное, как меч Гедеона, сына Иоасова, Израильтянина; предал Бог в руки его Мадианитян и весь стан»

Гедеон, услышав это, укрепился в вере. Со своими тремястами воинами, вооруженными только трубами и факелами, спрятанными в пустых кувшинах, израильтяне подкрались к лагерю противника. Когда прозвучал сигнал, израильтяне разбили кувшины, засветили факелы и затрубили в трубы, крича «меч Господа и Гедеона!»

Мадианитяне были застигнуты врасплох и думали, что на них напала великая армия. Началась паника, они стали убивать друг друга, и в конце концов пустились в бегство. Их великая сила была побеждена тремястами воинами во главе с Гедеоном – мужем Божьим..

Слышать Его голос

Прислушивайся к голосу Божьему, который ведет тебя в твоей жизни. Каждый день мы встречаем различные стены и препятствия. В то мгновение, когда мы видим нашего противника – грех, который живёт глубоко в нас – мы искушаемся к страху, что у нас нет шанса выиграть эту битву. Но Он знает, кто мы, и Он избрал нас ещё до создания мира, чтобы мы были победителями над грехом, живущим в нас! Когда мы позволяем Богу руководить нашими решениями, мы становимся победителями!

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *