Вопрос:

Скажите, почему кошка ни разу не упоминается в Библии?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

Слово «кошка» встречается только однажды в Библии – в неканонической книге «Послание Иеремии». Автор говорит о ничтожестве идолов: «На тело их и на головы их налетают летучие мыши и ласточки и другие птицы, лазают также по ним и кошки» (Посл. Иер. 1: 21).

Отсутствие упоминаний в других книгах (прежде всего, канонических) можно объяснить тем, что Священное Писание не является энциклопедией жизни и быта древних людей Палестины, а представляет собой собрание богодухновенных текстов о домостроительстве нашего спасения. Ее цель – научить нас путям Божиим. Различные домашние животные упоминаются только в определенном библейском контексте: описание жертвоприношений, постановления Моисеева закона, важнейшие библейские события, притчи. Часто животные используются метафорически для сравнений и построений образов. Так, например, словом «пес» называются профессиональные блудники: «Не вноси платы блудницы и цены пса в дом Господа Бога твоего ни по какому обету, ибо то и другое есть мерзость пред Господом Богом твоим» (Втор. 23: 18).

Возможно, была еще одна причина, по которой священные писатели не упоминают кошек. Для соседних египтян, жизнь и нравы которых евреи хорошо знали, кошки были предметом культа. Они поклонялись им. Духовное сознание и нравственные понятия язычников были настолько извращены, что кошку ценили выше человека. Геродот пишет, что во время пожара в первую очередь спасали кошек, а потом людей. Греческий историк Диодор Сицилийский (ок. 90 до Р.Х. – 21 по Р.Х.) пишет: «Один римлянин убил кошку, и сбежалась толпа к дому виновного, но ни посланные царем для уговоров власти, ни общий страх, внушаемый Римом, не мог освободить от мести человека, хотя он и совершил это нечаянно» (I, 83).

«Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь» (Рим. 1: 25).

Независимо от того, каким вам представляется слово Божье, Библия определенно содержит что-то, что может заинтересовать, например, информацию о монстрах. Конечно, реальное существование этих монстров представляется сейчас смешным и невероятным, однако некоторые из них могут представлять собой просто гипертрофированное описание реальных древних существ, таких, как динозавры или мамонты. Все разнообразие ужасных созданий и мифических чудовищ вы сможете найти на ее страницах.

Возможно, вас заинтересует статья 10 ложных богов современности.

Бегемот

В Книге Иова, старейшей из книг Библии, Бегемот описывается как гигантское создание, обладающее огромной силой, и только один Господь Бог может усмирить его. Это описание дало возможность креационистам утверждать, что в действительности Бегемот был динозавром, жившим в библейский период. Тем не менее, в Библии упоминается о том, что у этого существа был пупок, что указывает на то, что этот ящер вылуплялся из яйца.

Согласно еврейским преданиям, Бегемот символизирует хаос. Ученые, не обладающие таким богатым воображением, предположили, что Бегемот является поэтическим изображением реального гигантского существа, например, гиппопотама.

Первый Зверь

Если и существует какое-то правильное место для поиска библейских чудовищ, то это — Книга Откровение. До сих пор ведутся споры о том, описываются ли в этой книге грядущие события, или она состоит из символических рассказов о прошлом; однако любой согласится с тем, что в ней, без сомнения, присутствует множество различных монстров.

Первый Зверь из Книги Откровения назван так, потому что упоминается впервые и лучшего названия ему пока не придумали. Это — чудовище с семью головами и десятью рогами, поднимающееся из океана. У него — лапы медведя, львиная пасть, а сам он похож на барса. Богословы и исследователи Библии полагают, что это чудовище символизирует весь период от Папства до правления римского императора Нерона.

8.Второй Зверь

Этот монстр, логично появившийся вслед за первым, поднимается из земли. Его задачей было творить ложные чудеса, которые побуждали бы людей поклоняться Первому Зверю. Он позволял Первому Зверю убивать каждого, кто отказывался поклоняться ему.

Единорог

В Библии Короля Джеймса единороги упоминаются девять раз. К сожалению, лингвисты обнаружили, что древнееврейское название «re’em», которое переводят как «единорог», на самом деле означает зубра, дальнего родственника современной коровы, вымершего еще в семнадцатом веке. Но единороги ведь гораздо интересней обычной коровы.

По сути, огромное количество «мифических созданий», встречающихся в Библии Короля Джеймса, было просто добавлено средневековыми переводчиками, которые стремились к самовыражению. Поиск доказательств реального существования монстров их мало интересовал. Василиск , например, или дракон с петушиной головой, о котором упоминается в Книге Исайи, в самых последних переводах уже назывался просто «змеем». Лилит, женщина-демон, была принижена до «визжащей совы», а сатиры (полулюди, полукозлы) превратились в обычных «козлов». Возможно, с точки зрения лингвистики, такой перевод является более точным, только очень уж скучным.

Акриды Абаддона

Ими управляет Абаддон, ангел бездны, чье имя означает «губитель». Так как они появились в Книге Откровение, то, конечно же, не могли оставаться обычной саранчой: вместо этого они похожи на боевых коней с жалящими хвостами скорпионов, человечьими лицами, длинными, как у женщин, волосами, золотыми венцами и бронированными нагрудными щитами.

Хвосты свои они использовали для поражения несчастных жертв, а это, вероятно, настолько болезненно, что, согласно написанному в Книге: «Люди станут искать смерти, но не найдут ее».

Двести миллионов Всадников

Об этой эпической армии вы также можете прочесть в Откровении, однако не путайте их с более известными Четырьмя Всадниками, символизирующими Смерть, Войну, Голод и Чуму. Хотя, этих наездников невозможно перепутать ни с кем.

У их лошадей головы львов, змеиные хвосты, из пастей своих они извергают дым, пламя и серу. С их помощью, в результате, должна погибнуть добрая треть всего человечества. Этой армией всадников управляют четыре падших ангела, а это не сулит ничего хорошего.

Звери Даниила

Как и в Откровении, Книга Даниила состоит, в основном, из пророчеств, символизирующих реальные события. В одном из таких видений Даниил описывает четырех монстров, выходящих из моря:

  1. Первый — лев с крыльями, как у орла; позже он сбрасывает крылья и превращается в человекоподобное существо.
  2. Второй — чудовище, похожее на медведя, известно, что он питается.
  3. Третье создание выглядит наподобие леопарда, но имеет четыре крыла и четыре головы.
  4. Последний монстр может похвастаться железными зубами и десятью рогами, задача которого разрушить всю Землю.

И, хотите верьте, хотите нет, но дальше видение становится все более странным. Часто можно услышать, что эти четыре зверя символизируют четыре разных народа, живших во времена Даниила.

Дракон

Другого монстра из Откровения, великого Дракона, описывают как зверя, имеющего семь голов и десять рогов. А еще у него есть хвост, которым он может смести треть всех звезд с небосвода. Позднее автор отождествляет Дракона с самим Сатаной.

В Библии Короля Джеймса есть упоминания о драконах, однако так же, как и в случае с «единорогами», это не что иное, как неправильный перевод. В большинстве современных переводов Библии их идентифицируют как шакалов, гиен и змей.

Нефилим или исполин

Нефилимы или «падшие» окружены завесой тайны. Они появляются в Книге Бытия. Некоторые утверждают, что они появились от связей ангелов с женщинами. Другое, менее интересное объяснение, состоит в том, что этот текст Библии подразумевает смешение двух человеческих племен: «благочестивых» — людей, ведущих свой род от доброго Сифа и других, потомков злого Каина.

Если такая версия покажется слишком скучной, не переживайте — значительная часть интернет-сообществ верит в то, что в действительности они были инопланетянами.

Левиафан

Второй из великих монстров, описанных в Книге Иова, Левиафан — огромное морское чудовище, неуязвимое для человеческого оружия. Он дышит огнем и из ноздрей выдыхает дым. Возможно, Левиафан каким-то образом связан с другим монстром из древней мифологии Ближнего Востока, имя которому было Лотан.

Он был гигантским змеем с семью головами, олицетворяющим собой первобытный хаос. Как в случаях и с другими библейскими созданиями, существуют менее интересные теории, утверждающие, что Левиафан — просто поэтическое описание обычного крокодила.

— в библейской мифологии морское животное, описываемое как крокодил, гигантский змей или чудовищный дракон. В Библии упоминается либо как пример (наряду с бегемотом) непостижимости божественного творения (Ветхий завет, Книга Иова 40, 20-41, 26; Псалтирь 103/104, 26), либо в качестве враждебного богу могущественного существа, над которым он одерживает победу в начале времен (Ветхий завет, Псалтирь 73/74, 14; Исход 27, 1). Известен и в западносемитской угаритской мифологии, где Левиафан (Латану), воплощающий разрушительные силы водного мира, предстает как могучее семиголовое чудовище, которое борется с Балу (Алиййану-Балу) и Анат и оказывается побежденным. Возможна также более отдаленная связь Левиафана с вавилонской Тиамат, олицетворяющей морскую стихию и при разделении верхних и нижних вод рассеченной пополам богом Мардуком (аналогия: содержащийся в книге Еноха и других источниках мотив отделения друг от друга в качестве чудовищ мужского и женского пола, в состоянии первоначального хаоса слитых воедино). По-видимому, мифы о Левиафане восходят к представлениям об олицетворенном первобытном хаосе, враждебном богу-творцу и некогда им покоренном, ныне же пребывающем в состоянии сна, однако могущим быть разбуженным (Ветхий завет, Книга Иова 3, 8). В Библии наряду с Левиафаном названы близкие ему чудовища, поражаемые богом — Раав и Таннин, а также рыба, проглотившая Иону.
___ Наиболее развернутое описание Левиафана содержится в книге Иова: «нет столь отважного, который осмелился бы потревожить его…, круг зубов его — ужас…; от его чихания показывается свет; глаза у него — как ресницы зари…, дыхание его раскаляет уголь, из пасти его выходит пламя; он кипятит пучину, как котел, и море претворяет в кипящую мазь; …он царь над всеми сынами гордости» (Ветхий завет, Книга Иова 41, 2-26). Как в Библии (например, Ветхий завет, Книга Иова 40-41), так и в позднейшей традиции Левиафан часто предстает вместе со своим сухопутным мифическим аналогом — бегемотом, у которого ноги, как медные трубы, кости, как железные прутья (Ветхий завет, Книга Иова 40, 13-14). В апокрифах (в книге Еноха, 4-й книге Ездры, «Апокалипсисе Баруха») и в агаде встречается ряд гиперболических описаний невероятной величины Левиафана. Так, дневной пищей Левиафана служит рыба с рогами на голове, длиной в 300 миль; пар, испускаемый Левиафаном, способен вскипятить весь океан. В агаде и в апокрифах бегемот и Левиафан упоминаются в связи с мессианскими и апокалиптическими мотивами. Мясо обоих животных, окончательно пораженных богом или убивающих в схватке друг друга, послужит пищей на пиру праведников в день пришествия мессии.

Мифологический словарь.
М.Б.Мейлах, И.Ш.Шифман

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *