Словарь библейских образов1

В описаниях библейского ландшафта в изобилии фигурируют горы и холмы, о которых упоминается примерно пятьсот раз. В Библии нет четкого разграничения между горами и холмами. Те и другие представляют собой возвышенный участок или район. Хорошо известный риторический прием библейского параллелизма заключается в том, что необходимость в аналогичных терминах в следующих друг за другом строках приводит к использованию стандартных парных понятий. «Горы и холмы» – одна из таких распространенных пар и встречается около сорока раз.

Парадоксально, но факт: библейское значение собственно горы еще более неопределенно. Горы могут символизировать прибежище и безопасность, а могут и угрозу военного истребления. Горы порой рисуются недоступными, бесплодными и необитаемыми, но вместе с тем они показаны местом, где Божий народ будет жить в довольстве и изобилии. Как места совершения религиозных обрядов вершины гор предстают одновременно местами языческого Поклонения, которое Бог осуждает, и истинного поклонения, которое Бог предписывает. Горы и холмы играют в Библии роль как физических объектов, так и духовных символов.

Горы как физические объекты. Будучи важнейшим источником символики и метафор, горы также имеют в библейском мире существенное значение как физическое явление. Горы и холмы всегда представляли собой естественную преграду, легко становившуюся географической и политической границей (Нав. 15:8–16). Неблагоприятные условия делают их бесплодными и часто малонаселенными. Неизменный внешний вид делает их эталоном постоянства и прочности. Природные особенности (крутые склоны, каменистая поверхность, отвесные скалы) делают их стратегически важными крепостями (Суд. 6:2). Множество расселин и укромных уголков делают их местами, где можно спрятаться и найти прибежище, когда надо скрыться в бегстве от кого-то.

Эти физические особенности гор придают им черты дикости, недоступности и чуждости цивилизации. Есть около сотни библейских упоминаний о «горной стране», в которых выражается мысль о малонаселенности и несовместимости с тем, что можно считать цивилизацией. Люди бегут в горы, когда их город разрушается (Быт. 14:10, 19:17), и Лот жил в полуварварском состоянии в горной пещере, избегая цивилизованных условий (Быт. 19:30). Именно в горах скитались гонимые христиане в овечьих или козьих кожах (Евр. 11:37–38), и именно там несчастная дочь Иеффая оплакивала свое девичество в течение двух месяцев (Суд. 11:37–39). Идумеи, потомки грубого Исава, выбрали себе вполне подходящее место жительства в горной стране (Быт. 36:8–9).

Инородные качества гор подкрепляются в Библии и другими характерными образами. Там прячутся беглецы (1Цар. 26:1), там укрываются разгромленные войска (1Цар. 14:22), там воины преследуют своих врагов (Плач. 4:19), там собираются войска (1Цар. 17:3) и там устраивают засады (Суд. 9:25). Короче, горы и холмы выглядят непривлекательными местами. Там охотятся (1Цар. 26:20); единственно возможные сельскохозяйственные занятия на холмах – это разведение виноградников (Иер. 31:5) и выгон на пастбища овец (Мф. 18:12) или скота (Пс. 49:10), но не выращивание зерновых, требующее возделывания земли. Для паломников, направлявшихся в Иерусалим, горы представляли опасность, от которой защищал Бог (Пс. 120:1–3).

В более положительном плане возвышенное положение холмов и гор делает их удобными местами для получения видений (Втор.34:1–4; Откр. 21:10) и для благовествования (Ис. 40:9, 52:7; Мф. 5:1). Заключение завета, предоставление закона и возобновление завета совершаются на горах, которые в силу своей незыблемости остаются памятниками завета (Исх. 19–20; Втор. 9–10). С них также провозглашаются важные сообщения – например, проклятия и благословения с Гевала и Гаризима (Втор. 27–28) или слово Божье с Сиона (Ис. 2:3; Мих. 4:2).

Горы в поэтических образах. Помимо отдаленности и суровости, холмы и горы характеризуются впечатляющими размерами. Недоступность делает их неведомыми и придает им налет таинственности. Вполне наглядная необъятность делает их символами чудовищных размеров. Именно эти их качества поражали впечатление библейских поэтов. В своем прощальном благословении Израиля Моисей говорил о «горах древних» и «холмах вечных» (Втор. 33:15). Наиболее яркие образы разрушительных сил природы в псалмах выражаются в сотрясении гор при землетрясениях (Пс. 45:3–4) или извержениях вулканов (Пс. 103:32) и в лесных пожарах в горах (Пс. 82:15).

Будучи признанным эталоном необъятности, горы фигурируют в описаниях Божьей силы. Когда Бог (как мы Его представляем или в форме явления Бога) проявляет Свой гнев «дрожат и подвигаются основания гор» (Пс. 17:8). Когда Он сходит и касается гор, они дымятся (Пс. 143:5), и «горы, как воск, тают от лица Господа» (Пс. 96:5). Горы служат мерилом древности, с которым сравнивается извечное бытие Бога (Пс. 89:3). Божья правда сравнивается с мощными горами (Пс. 35:7), как и Божья защита Его народа (Пс. 124:2). «Ты славен, могущественнее гор хищнических» (Пс. 75:4). О силе Бога свидетельствуют даже сотворенные Им горы (Пс. 64:7). В учении Иисуса величина гор становится мерилом того, что люди могут делать чрез веру – даже ввергать горы в море (Мф. 17:20, 21:21).

Холмы и горы в Писании персонифицируются, особенно в праздничном контексте. Они ликуют (Пс. 97:8), прыгают (Пс. 113:4), шумят от радости (Ис. 44:23) и прославляют Божье имя (Пс. 88:13). Они также «препоясываются радостию» (Пс. 64:13). Иезекииль изображает Бога обращающимся к горам (Иез. 6:3), которые в Мих. 6:1–2 призываются слушать суд Господень.

Горы как святые места. Почти с самого начала Библии горы предстают местами трансцендентных духовных переживаний, встреч с Богом или явлений Бога. В Иез. 28:13–15 Едемский сад изображается расположенным на горе. Проявив готовность принести в жертву Исаака, Авраам встретился затем с Богом на горе (Быт. 22:1–14). Бог явился Моисею и говорил с ним из горящего куста на «горе Божией Хорив» (Исх. 3:1–2), и на том же самом месте встретился с Илией (3Цар. 19:8–18). Наиболее впечатляющий опыт израильтяне получили на горе Синай (Исх. 19), на которую Моисей поднялся в облако, чтобы встретиться с Богом.

Аналогичная картина показана в Новом Завете, где Иисус ассоциируется с горами. Иисус удалялся на гору, чтобы побыть в одиночестве (Ин. 6:15), помолиться (Мф. 14:23; Лк. 6:12) и поговорить со слушателями (Мф. 5:1; Мк. 3:13). Именно на горе Иисус отверг искушение сатаны (Мф. 4:8; Лк. 4:5). Преобразился Он тоже на горе (Мф. 17:1–8; Мк. 9:2–8; Лк. 9:28–36), и на небо Он вознесся с Елеонской горы (Деян. 1:10–12).

Наиболее ясное выражение образ святой горы находит в ветхозаветном мотиве Божьей горы. Выражением этого образа служат две горы – сначала гора Синай, или Хорив, а затем гора Сион, на которой располагался храм в Иерусалиме. Гора Божья обладает всеми атрибутами гор, к которым добавляются некоторые особые нюансы. Гора Божья – это святое место (Исх. 19:23; Ис. 11:9), на котором пребывает и царствует Бог (Пс. 42:3; Ис. 24:23). Это чрезвычайно грозное место (Исх. 19:23), но оно становится местом радушного приема праведных (Ис. 2:2–4). Бог говорит, что насадит народ на Своей горе (Исх. 15:17). В метафоре подразумевается изменение условий на горе от бесплодности до плодоносности, от уединенности до активной деятельности.

Изначально Божьей горой был Синай, но с течением времени и перемещением Израиля в обетованную землю Синай сменился Сионом как местом пребывания Бога на земле. Перемещение горы Божьей от Синая к Сиону сопровождалось развитием процесса искупления (о котором пророчествовал Исаия и о котором ясно заявляется в Евр. 12:18–24). Грозная гора святости становится радушной горой (опять же святой), где Божий народ находит прибежище, мир и радость.

В качестве новой Божьей горы Сион походит и не походит на Синай. Обе горы – святые места, обе связаны с явлением и пребыванием Бога, от обеих исходит закон (Исх. 19–20; Ис. 2:1–5), и обе покрыты облаками и дымом (Исх. 19; Ис. 4:5). Но именно в этом внешнем сходстве выражаются коренные преобразования. Сион – святая гора, к которой люди будут стекаться и от которой они не будут отделены (ср. Ис. 2 и Исх. 19). Народы захотят получить Божий закон. Облако и дым на Сионе – не угроза со стороны святого Божьего присутствия, а несущие успокоение образы присутствия Бога, Который вел Израиль во время исхода. Сион уже не бесплоден, не необитаем и не мрачен и будет преобразован первым из многих гор. Невзрачный на вид и практически не отличающийся от окружающих его холмов и возвышенностей, Сион станет главой гор (Пс. 67:17; Ис. 2:1–5).

Апокалиптические горы. Если одно из средоточий образов гор – псалмы, то другое – провидческие книги. В определенном смысле в них сливаются все темы. Учитывая, что в Апокалиптических видениях физические стихии выступают действующими лицами, не удивительно, что в апокалиптических книгах горы занимают видное место (Ис. 5:25; Иер. 4:24; Иез. 38:20; Откр. 6:14, 8:8, 16:20). В этих поэтических по своему стилю видениях горы и холмы естественным образом воспринимаются как образы метафорического языка (Ис. 5:1, 10:32, 40:4, 41:15; Иер. 51:25; Мих. 1:4). А в видениях Божьего преобразования мира горы выступают участниками Божьего суда над порочным миром (Ис. 17:13; Иез. 32:5–6, 33:28; Агг. 1:11) и местом благословения в обновленном мире (Ис. 11:9, 25:6, 30:29, 42:11; Иер. 31:5; Иез. 20:40; Иоил. 3:18; Ам. 9:13; Зах. 8:3).

Заключение. Горы и холмы – одни из основных библейских образов, по которым можно проследить весь ход развития библейской истории и библейского учения в миниатюре. Они служат естественным фоном, на котором происходит широкий спектр человеческих дел. Как символы они выражают природу Бога. Как места встречи людей со Всевышним они воплощают взаимоотношения Бога и людей в истории и в эсхатоне.

См. также: КРЕПОСТЬ, ПУСТЫНЯ, СИНАЙ, СИОН, УБЕЖИЩЕ, ХРАМ.

ГОРЫ | Симфония для Библии

Быт 7:19 …так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом;..
Быт 7:20 …и покрылись горы…
Быт 10:30 …Поселения их были от Меши до Сефара, горы восточной…
Быт 14:10 …а остальные убежали в горы…
Исх 18:5 …где он расположился станом у горы Божией,..
Исх 19:2 …и расположился там Израиль станом против горы…
Исх 19:3 …и воззвал к нему Господь с горы,..
Исх 19:14 …И сошел Моисей с горы к народу и освятил народ,..
Исх 19:17 …и стали у подошвы горы…
Исх 19:20 …И сошел Господь на гору Синай, на вершину горы,..
Исх 19:20 …и призвал Господь Моисея на вершину горы,..
Исх 19:23 …сказав: проведи черту вокруг горы и освяти ее…
Исх 24:17 …Вид же славы Господней на вершине горы…
Исх 32:1 …Когда народ увидел, что Моисей долго не сходит с горы,..
Исх 32:15 …И обратился и сошел Моисей с горы;..
Исх 33:6 …Сыны Израилевы сняли с себя украшения свои у горы Хорива…
Исх 34:2 …и предстань предо Мною там на вершине горы;..
Исх 34:3 …даже скот, мелкий и крупный, не должен пастись близ горы сей…
Исх 34:29 …Когда сходил Моисей с горы Синая,..
Исх 34:29 …при сошествии его с горы,..
Чис 10:33 …И отправились они от горы Господней…
Чис 14:40 …И, встав рано поутру, пошли на вершину горы, говоря:..
Чис 14:44 …Но они дерзнули подняться на вершину горы;..
Чис 20:28 …и умер там Аарон на вершине горы…
Чис 20:28 …А Моисей и Елеазар сошли с горы…
Чис 21:4 …От горы Ор отправились они путем Чермного моря,..
Чис 33:24 …И отправились от горы Шафер и расположились станом в Хараде…
Чис 33:41 …И отправились они от горы Ор и расположились станом в Салмоне…
Чис 34:8 …от горы Ор проведите к Емафу,..
Втор 1:2 …по дороге от горы Сеир к Кадес-Варни…
Втор 2:1 …и много времени ходили вокруг горы Сеира…
Втор 2:3 …полно вам ходить вокруг этой горы, обратитесь к северу;..
Втор 3:8 …от потока Арнона до горы Ермона, –..
Втор 3:12 …и половину горы Галаада с городами ее…
Втор 4:48 …до горы Сиона, она же Ермон,..
Втор 9:15 …Я обратился и пошел с горы, гора же горела огнем;..
Втор 9:21 …и я бросил прах сей в поток, текущий с горы…
Втор 10:5 …И обратился я, и сошел с горы,..
Втор 33:2 …воссиял от горы Фарана и шел со тьмами святых;..
Нав 2:23 …сошли с горы, перешли и пришли к Иисусу, сыну Навину,..
Нав 7:5 …и разбили их на спуске с горы;..
Нав 8:33 …одна половина их у горы Гаризим,..
Нав 8:33 …а другая половина у горы Гевал,..
Нав 10:11 …Когда же они бежали от Израильтян по скату горы Вефоронской,..
Нав 11:17 …от горы Халак, простирающейся к Сеиру,..
Нав 11:17 …до Ваал-Гада в долине Ливанской, подле горы Ермона,..
Нав 12:1 …от потока Арнона до горы Ермона,..
Нав 12:7 …до Халака, горы, простирающейся к Сеиру,..
Нав 13:5 …что подле горы Ермона, до входа в Емаф…
Нав 15:8 …и восходит предел на вершину горы,..
Нав 15:9 …от вершины горы предел поворачивает к источнику вод Нефтоах…
Нав 15:9 …и идет к городам горы Ефрона,..
Нав 15:10 …и идет северною стороною горы Иеарим, которая есть Кесалон,..
Нав 18:14 …и склоняется к морской стороне на юг от горы,..
Нав 18:16 …потом предел нисходит к концу горы,..
Нав 24:30 …что на горе Ефремовой, на север от горы Гааша…
Суд 2:9 …на горе Ефремовой, на север от горы Гааша;..
Суд 3:3 …от горы Ваал-Ермона до входа в Емаф…
Суд 3:27 …и сошли с ним сыны Израилевы с горы,..
Суд 4:14 …И сошел Варак с горы Фавора, и за ним десять тысяч человек…
Суд 5:5 …горы таяли от лица Господа,..
Суд 7:3 …тот пусть возвратится и пойдет назад с горы Галаада…
Суд 9:7 …он пошел и стал на вершине горы Гаризима…
Суд 11:37 …я пойду, взойду на горы и оплачу девство мое с подругами моими…
Суд 16:3 …и отнес их на вершину горы, которая на пути к Хеврону,..
Суд 19:1 …жил один левит на склоне горы Ефремовой…
Суд 19:16 …он родом был с горы Ефремовой и жил в Гиве…
1Цар 1:1 …из Рамафаим-Цофима, с горы Ефремовой,..
1Цар 23:26 …И шел Саул по одной стороне горы,..
1Цар 23:26 …а Давид с людьми своими был на другой стороне горы…
1Цар 25:20 …Когда же она, сидя на осле, спускалась по извилинам горы,..
1Цар 26:13 …и стал на вершине горы вдали;..
2Цар 1:21 …Горы Гелвуйские!..
2Цар 13:34 …и увидел: вот, много народа идет по дороге по скату горы…
2Цар 15:32 …Когда Давид взошел на вершину горы, где он поклонялся Богу,..
2Цар 16:1 …Когда Давид немного сошел с вершины горы,..
2Цар 16:13 …а Семей шел по окраине горы, со стороны его,..
2Цар 20:21 …но человек с горы Ефремовой, по имени Савей, сын Бихри,..
3Цар 16:24 …по имени Семира, владельца горы…
3Цар 19:8 …шел сорок дней и сорок ночей до горы Божией Хорива…
3Цар 19:11 …раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом,..
4Цар 1:9 …И он взошел к нему, когда Илия сидел на верху горы,..
4Цар 5:22 …вот, теперь пришли ко мне с горы Ефремовой…
4Цар 19:31 …и спасенное от горы Сиона…
4Цар 23:13 …И высоты, которые пред Иерусалимом, направо от Масличной горы,..
1Пар 5:23 …от Васана до Ваал-Ермона и Сенира и до горы Ермона;..
2Пар 13:4 …И стал Авия на вершине горы Цемараимской,..
2Пар 19:4 …от Вирсавии до горы Ефремовой,..
2Пар 20:10 …И ныне вот Аммонитяне и Моавитяне и обитатели горы Сеира,..
2Пар 20:22 …между Аммонитянами, Моавитянами и обитателями горы Сеира,..
2Пар 20:23 …ибо восстали Аммонитяне и Моавитяне на обитателей горы Сеира,..
Иов 9:5 …Он передвигает горы, и не узнают их:..
Иов 28:9 …На гранит налагает он руку свою, с корнем опрокидывает горы;..
Иов 40:15 …горы приносят ему пищу, и там все звери полевые играют;..
Пс 3:5 …и Он слышит меня со святой горы Своей…
Пс 35:7 …Правда Твоя, как горы Божии, и судьбы Твои – бездна великая!..
Пс 41:7 …с земли Иорданской, с Ермона, с горы Цоар…
Пс 45:3 …хотя бы поколебалась земля, и горы двинулись в сердце морей…
Пс 45:4 …трясутся горы от волнения их…
Пс 64:7 …поставивший горы силою Своею, препоясанный могуществом,..
Пс 67:17 …что вы завистливо смотрите, горы высокие,..
Пс 71:3 …да принесут горы мир людям и холмы правду;..
Пс 79:11 …Горы покрылись тенью ее,..
Пс 82:15 …и как пламя опаляет горы,..
Пс 89:3 …Прежде нежели родились горы,..
Пс 96:5 …Горы, как воск, тают от лица Господа,..
Пс 97:8 …да ликуют вместе горы…
Пс 103:8 …восходят на горы, нисходят в долины,..
Пс 103:13 …Ты напояешь горы с высот Твоих,..
Пс 103:18 …высокие горы – сернам;..
Пс 113:4 …Горы прыгали, как овны,..
Пс 113:6 …Что вы прыгаете, горы, как овны,..
Пс 124:2 …Горы окрест Иерусалима,..
Пс 132:3 …сходящая на горы Сионские,..
Пс 148:9 …горы и все холмы, дерева плодоносные и все кедры,..
Притч 8:25 …Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов,..
Песн 4:1 …волосы твои – как стадо коз, сходящих с горы Галаадской;..
Ис 2:14 …и на все высокие горы,..
Ис 4:5 …над всяким местом горы Сиона и над собраниями ее…
Ис 5:1 …на вершине утучненной горы,..
Ис 5:25 …так что содрогнутся горы,..
Ис 22:5 …Ломают стену, и крик восходит на горы…
Ис 29:8 …то же будет и множеству всех народов, воюющих против горы Сиона…
Ис 30:17 …как веха на вершине горы…
Ис 34:3 …и горы размокнут от крови их…
Ис 37:32 …и спасенное – от горы Сиона…
Ис 40:12 …и взвесил на весах горы и на чашах весовых холмы?..
Ис 41:15 …ты будешь молотить и растирать горы,..
Ис 42:15 …опустошу горы и холмы,..
Ис 44:23 …шумите от радости, горы, лес и все деревья в нем;..
Ис 45:2 …Я пойду пред тобою и горы уровняю,..
Ис 49:11 …И все горы Мои сделаю путем,..
Ис 49:13 …и восклицайте, горы, от радости;..
Ис 54:10 …Горы сдвинутся и холмы поколеблются, –..
Ис 55:12 …горы и холмы будут петь пред вами песнь,..
Ис 64:1 …горы растаяли бы от лица Твоего,..
Ис 64:3 …горы таяли от лица Твоего…
Иер 4:15 …и гибельная весть с горы Ефремовой:..
Иер 4:24 …Смотрю на горы, и вот, они дрожат, и все холмы колеблются…
Иер 12:12 …На все горы в пустыне пришли опустошители;..
Иер 16:16 …и они погонят их со всякой горы,..
Иер 18:14 …Оставляет ли снег Ливанский скалу горы?..
Иер 50:6 …скитались они с горы на холм,..
Иез 6:3 …и скажи: горы Израилевы! слушайте слово Господа Бога…
Иез 28:16 …и Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией,..
Иез 31:12 …и повергли его на горы;..
Иез 33:28 …и горы Израилевы опустеют, так что не будет проходящих…
Иез 35:12 …какие ты произносила на горы Израилевы,..
Иез 36:1 …изреки пророчество на горы Израилевы…
Иез 36:1 …и скажи: горы Израилевы! слушайте слово Господне…
Иез 36:4 …за это, горы Израилевы, выслушайте слово Господа Бога:..
Иез 36:8 …А вы, горы Израилевы, распустите ветви ваши…
Иез 38:8 …на горы Израилевы, которые были в постоянном запустении,..
Иез 38:20 …и обрушатся горы, и упадут утесы,..
Иез 39:2 …и приведу тебя на горы Израилевы…
Иез 43:12 …Вот закон храма: на вершине горы…
Дан 2:34 …доколе камень не оторвался от горы без содействия рук,..
Дан 2:45 …что камень отторгнут был от горы не руками…
Дан 9:16 …от града Твоего, Иерусалима, от святой горы Твоей;..
Иоиль 3:18 …горы будут капать вином и холмы потекут молоком,..
Ам 3:9 …и скажите: соберитесь на горы Самарии и посмотрите…
Ам 4:13 …ибо вот Он, Который образует горы, и творит ветер,..
Ам 9:13 …и горы источать будут виноградный сок,..
Мих 1:4 …и горы растают под Ним,..
Мих 6:2 …Слушайте, горы, суд Господень,..
Мих 7:12 …и от моря до моря, и от горы до горы…
Наум 1:5 …Горы трясутся пред Ним, и холмы тают,..
Авв 3:3 …и Святый – от горы Фаран…
Авв 3:6 …вековые горы распались,..
Авв 3:10 …Увидев Тебя, вострепетали горы,..
Агг 1:11 …на горы, на хлеб, на виноградный сок,..
Зах 6:1 …и горы те были горы медные…
Зах 14:4 …и половина горы отойдет к северу, а половина ее – к югу…
Мал 1:3 …и предал горы его опустошению,..

Синай (гора)

У этого термина существуют и другие значения, см. Синай.

Гора Синай
Вид с вершины горы Моисея (араб. Джабал-Муса)
Координаты: Координаты: 28°32′20.5″ с. ш. 33°58′29.5″ в. д. / 28.539028° с. ш. 33.974861° в. д. (G) (O) (Я)28°32′20.5″ с. ш. 33°58′29.5″ в. д. / 28.539028° с. ш. 33.974861° в. д. (G) (O) (Я) (T)
Страна Египет
Расположение Синайский полуостров
Высота вершины 2285 м
Гора Синай

Гора Сина́й (ивр. הַר סִינַי‎, Хар-Синай; также гора Моисея, гора Хорив) — гора на Синайском полуострове в Египте. Согласно Библии на этой горе Бог являлся Моисею и дал Десять заповедей.

Еврейская традиция не сохранила точного местонахождения горы Синай. Почитание нынешней горы Моисея (араб. Джабал-Муса) как горы Синай является древней христианской традицией, восходящей к началу IV века. (Евсевий Кесарийский) В новое время предлагались и другие варианты отождествления.

На вершине горы Моисея находятся православный храм Святой Троицы и маленькая мечеть. К северу от церкви под скалой есть небольшая пещера, где, согласно Библии, в течение сорока дней и ночей укрывался Моисей (Исх.24:18, Исх.33:20-23). На северном склоне горы расположены православный пещерный храм пророка Илии и его колодец, а также православная часовня Богородицы. С севера у подножия горы стоит монастырь Святой Екатерины.

На Синае подвизался выдающийся христианский святой Иоанн Лествичник — игумен горы Синайской, главное произведение которого «Лествица» имеет название, указывающее на восхождение человека по духовным ступеням в Царство Небесное, земным подобием которого может являться подъём на гору Синай.

История

Гора Моисея на карте Синая. Православный греческий храм во имя Святой Троицы на вершине горы Моисея. Построен в 1935 году из остатков церкви времен императора Юстиниана Великого.

Еврейская традиция утратила знание точного местонахождения горы Синай (израильско-итальянский археолог Э. Анати отождествил библейский Синай с горой Хар-Карком в пустыне Негев, где он обнаружил многочисленные останки святилищ). Оно было забыто, по-видимому, уже в эпоху царей, поэтому христианская и мусульманская традиция почитания горы Моисея не связана непосредственно с древней еврейской традицией.

Христианские отшельники селились в южном Синае со II века. Они старались определить места, упоминаемые в Библии в связи с событиями Исхода, в том числе и гору Синай. Нынешнюю гору Моисея христиане почитают как библейскую гору Синай с начала IV века. В 330 году монахи при поддержке святой императрицы Елены построили у Неопалимой купины, растущей у самого подножия горы, маленькую церковь и башню. В 527 году святой император Юстиниан Великий основал здесь монастырь, который с XI века стал называться монастырём Святой Екатерины, в честь Екатерины Александрийской.

Паломничество

Православный священник поднимается на гору Моисея по длинной тропе.

Христиане совершали паломничество к горе Синай с древнейших времен. В последние десятилетия на гору ежедневно поднимаются от нескольких десятков до нескольких сотен человек в день, паломников и, главным образом, просто туристов, которые приезжают, в основном, с курорта Шарм-эш-Шейх. От монастыря Святой Екатерины на вершину идут две тропы: короткая и длинная, они соединяются недалеко от вершины. Короткая тропа гораздо более крутая и трудная, это традиционный монашеский и паломнический путь. Он насчитывает примерно 3100 ступеней, и пройти по нему можно только пешком в дневное время, причем он ведет непосредственно мимо церкви пророка Илии и часовни Богородицы.

Паломники и туристы встречают рассвет на вершине.

Длинная тропа более пологая и позволяет проехать почти до вершины на верблюде, которых предлагают желающим местные бедуины. Вдоль длинной тропы устроены палатки для отдыха, где продаются горячие напитки и сладости и предлагаются одеяла.

Нынешняя практика подниматься на гору ночью, чтобы встретить восход солнца, недавнего происхождения, является продуктом туристической индустрии. В этом случае паломнику предпочтительнее подниматься ночью по длинной, а спускаться уже в светлое время по короткой тропе. Но здесь надо правильно рассчитать свои силы, потому что спуск по короткой, как и подъём, труднее, чем по длинной. Все храмы и часовни, находящиеся на горе, как правило, закрыты. Посетить их можно, только получив в монастыре сопровождающего или ключи по специальной договоренности. Мечеть на вершине открыта.

Высота горы составляет 2285 метров над уровнем моря.

Ссылки

  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Гора Синай
  • Хорив и Синай в Библейской энциклопедии архимандрита Никифора
  • Гора Синай — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  • Виртуальное паломничество на вершину горы Синай на основе сферических панорам высокого разрешения.

Священные, мифологические и культовые горы и холмы

Ветхозаветные

Арарат · Елеонская гора · Мория · Нево · Синай · Сион · Мегиддо

Античные

Везувий · Геликон · Киферон · Олимп · Парнас · Рифейские горы · Этна

Буддийские

Алханай · Богд-Хан · Большое Богдо · Гридхакута · Кайлас · Курама · Отгон-Тэнгэр · Путо · Утай · Хиэй · Цзюхуа · Шрипада · Эмэй

Культовые

Горные системы: Гималаи · Кармель · Куньлунь · Тибет

Горы Центральной и Юго-Восточной Азии: Аруначала · Бурин-Хан · Бурхан-Халдун · Джомолунгма · Лу · Мунку-Сардык · Попа · Священные горы Китая · Сулайман-Тоо · Фудзи · Юй

Исламские

Арафат · Хира · Савр · Ахульго ·

Христианские

Афон · Голгофа · Гора Искушения · Гора Крестов · Гора Крестов Грабарка · Мон-Сен-Мишель

Несуществующие

Лысая гора · Медноцветная гора · Меру · Хара Березайти

Другие

Демавенд · Килиманджаро · Немрут · Пидан · Рашмор · Рейнир · Тара · Эльбрус · Этжо

Настоящая Гора Синай !

А вы знаете, что гора Синай в Египте является ненастоящей. Это обычный обман верующих, на котором Церковь и государство Египта просто делают деньги т.к. согласно Священному Писанию, гора Синай вообще не может там находиться.
У этой горы несколько названий. В начале третьей главы книги Исход упоминаются два из них: «Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провёл он стадо далеко в пустыню и пришёл к горе Божией, Хориву» (Исх.3:1).
В этом отрывке упомянуты названия «гора Божья» и «Хорив». Иосиф Флавий рассказывает о той же горе, но называет её Синаем (JA 2/12:1). Говоря об этой горе в своём письме к жителям Галатии апостол Павел пишет: «… гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве» (Гал.4:25).
Где находится гора Хорив?
В библейском повествовании о пророке Илии имеется следующий отрывок о Хориве: «И встал он, поел и напился, и, подкрепившись тою пищею, шёл сорок дней и сорок ночей до горы Божией Хорива» (3Цар.19:8).
В Псалме 105 описывается эпизод из Исхода израильтян из Египта, когда они, пройдя через Красное море, разбили лагерь: «Сделали тельца у Хорива и поклонились истукану» (Пс.105:19).
Книга Второзаконие рассказывает о том, как Бог заключил завет с израильским народом: «Господь, Бог наш, поставил с нами завет на Хориве» (Втор.5:2).

Вот, что говорится в книге Исход об эпизоде, когда Моисей поднялся на гору и получил там каменные скрижали: «… и слава Господня осенила гору Синай; и покрывало ее облако шесть дней, а в седьмой день воззвал к Моисею из среды облака» (Исх.24:16).
Далее в той же книге вновь приводится описание того, как Моисей получил каменные скрижали: «И когда перестал говорить с Моисеем на горе Синае, дал ему две скрижали откровения, скрижали каменные, на которых написано было перстом Божиим» (Исх.31:16).
Незадолго до своей смерти Моисей даёт своё благословение коленам Израиля. В начале его речи звучат следующие слова: «Он сказал: Господь пришёл от Синая, открылся им от Сеира, воссиял от горы Фарана и шёл со тьмами святых; одесную Его огнь закона» (Втор.33:2).
В речи Стефана, произнесённой примерно через 1500 лет после Исхода, имеется описание Моисея: «Это тот, который был в собрании в пустыне с Ангелом, говорившим ему на горе Синае, и с отцами нашими, и который принял живые слова, чтобы передать нам» (Деян.7:38).
Все эти отрывки свидетельствуют по крайней мере о трёх названиях: гора Божья, Синай и Хорив

Где находилась эта гора?
Гора Хорив, к которой Моисей подошёл со своим стадом овец, находилась в земле Мадиамской. Мы можем утверждать это, поскольку он жил в доме своего тестя, который был верховным священником Мадиама. Моисей отвечал за овечьи стада, что даёт дополнительную информацию о местонахождении горы Хорив. Населённый пункт, в котором израильтянин прожил со своей семьёй в течение 40 лет, существовал до того, как Моисей поселился в нём, и после того, как он его покинул.
Поселения со стабильным количеством населения находились исключительно в районах, расположенных поблизости от источников воды, так как в этой местности нет озёр или рек, а дождевой воды было недостаточно. По этой причине воду добывали из-под земли, для чего выкапывали глубокие колодцы.
Эти искусственные источники использовали по максимуму, о чём свидетельствует библейский текст, описывающий скопление людей вокруг одного из таких колодцев (Исх.2:15–19). Поэтому, когда Моисей оказался со стадом овец у горы Хорив, он не мог быть далеко от места своего проживания, где должен был находиться водный источник.
Поскольку Эль-Бад является очень древним и, фактически, единственным поселением в указанной области (южная часть восточного побережья Акабского залива), вероятно, именно здесь жил верховный священник Рагуил. Если предположить, что Эль-Бад был домом Рагуила, Моисея и их семей, и при этом израильтянину приходилось нести ответственность за всех овец своего тестя, то круг поисков возможного местонахождения горы Хорив становится предельно малым.
«Гора Хорив к востоку от Мадиама на старых картах»
Название горы / Источник и год
«г. Орив» / Джерард Меркейтор, 1512-1594*
«Гора Орив» / Пьер Мариетт, 1654*
«Хаура» / Николас Сэнсон, 1705
«Хаура» / Х. Миелиш, 1911
* — очень старые и географически приблизительные карты.

Иосиф Флавий отмечает, что эта гора является самой высокой в указанном районе (JA 2/12:1). На восточном берегу залива (в частности, в его южной части) имеется только одна горная цепь, подходящая под данное описание. Сегодня она называется Джебель-Эль-Лоз и располагается в непосредственной близости от Эль-Бада, а самая высокая её вершина находится на 2580 метров выше уровня моря (рис.266).
Точный Маршрут Исхода. Место пересечения Красного моря!

«Земля Мадиам» является названием региона, населённого определённым народом. Его можно сравнить с делением территории Израиля на секторы, в каждом из которых жили представители одного из 12 колен. Страны в нашем понимании в те времена не существовали. Наиболее высокий горный хребет в этом регионе лежит между Эль-Бадом и вероятным местом временного поселения путников к востоку от горы Синай (Хорив).
Флавий упоминает ещё один факт, относящийся к этой горе: к ней никто не приближается, так как по словам пастухов она является местом обитания Бога (JA 2/12:1).
Итак, принимая во внимание все вышеприведённые факты, приходим к выводу, что Моисей находился у горной цепи, которая сегодня носит арабское название — Джебель-Эль-Лоз — и расположена к востоку от Акабского залива в современной Саудовской Аравии. Библия называет её «горой Божьей», «горой Синай» и «Хоривом».
Настоящая гора Синай — Видеоматериал как доказательство

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *