отсутствие шума, безмолвие

Альтернативные описания

• лучшее сопровождение для соловьиного пения

• отсутствие звуков

• сборник К. Бальмонта

• фильм В. Басова по роману Ю. Бондарева

• стихотворение В. Брюсова

• фильм Джеймса Вана «Мертвая …»

• фильм Владимира Басова

• подходящая атмосфера для сна

• тюрьма «Матросская …»

• нулевой уровень шума

• безмолвие

• гробовое безмолвие

• рассказ российского писателя М. Зощенко

• стихотворение Б. Пастернака

• поэма Н. Некрасова

• стихотворение Н. Некрасова

• ни шороха

• акустический «штиль»

• шум, к которому привыкли

• «лучшая музыка»

• ни звука, ни шороха

• хорошая атмосфера для сна

• звуковой фон на кладбище

• все здесь замерло до утра одним словом

• это можно услышать, когда все молчат

• звуковой фон в сурдокамере

• ее хочется после шумного дня

• отсутствие всяких звуков

• ее соблюдают на уроках

• молчание

• звуковой фон во время контрольной

• успокоение для ушей

• условие удачной рыбалки

• звуковой фон в коридоре во время урока

• Безмолвие

• Роман Ю.Бондарева

• Отсутствие звуков

• Отсутствие шума, безмолвие

• Спокойствие

• Фильм В. Басова (1964)

• Роман Ю. Бондарева (1962)

См. раздел МОНАШЕСТВО

  • Безмолвие Энциклопедия изречений
  • О священном безмолвии души и тела преп. Иоанн Лествичник
  • Безмолвие как метод лечения митр. Иерофей
  • Краткое рассуждение о безмолвии преп. Григорий Синаит
  • Обстоятельное рассуждение о безмолвии и молитве преп. Григорий Синаит
  • О духовной брани и о согласном с ней священном безмолвии преп. Каллист Ангеликуд
  • О том, что пребывающие на безмолвии в пустынях преимуществуют пред живущими в городах, хотя многие из неопытных противного сему мнения преп. Нил Синайский
  • Молва и безмолвие иерей Вадим Коржевский
  • Исаак Сирин и Симеон Новый Богослов как учители безмолвия игум. Дионисий (Шленов)
  • Поучение о безмолвии преп. Ефрем Сирин
  • Уединение и безмолвие свящ. Валерий Духанин
  • Нам надо стяжать внутреннее безмолвие преп. Паисий Святогорец

***

Безмо́лвие – 1) особое благодатное духовное состояние христианина, характеризуемое высшей степенью сосредоточенности на Боге и отрешенностью от «всего» мирского, сопровождаемое миром и покоем в душе; 2) молчание; 3) тишина.

Безмолвие есть состояние ума, не тревожимого помыслами, тишина свободы от страстей и отрады душевной, стояние сердца в Боге; бестревожное, светлое созерцание, ведение тайн Божиих: слово премудрости из чистого ума, бездна разумений Божиих, восхищение ума, беседа Божия, неусыпаемое око, умная молитва, беструдный покой в великих трудах и наконец – единение с Богом. преподобный Никита Стифат

Если для монахов истинным отцом-основателем монашества является преп. Антоний Великий, то для исихастов — это преп. Арсений Великий, который, покинув императорский дворец, стал отшельником, услышав голос с неба, сказавший ему: «Арсений, беги, молчи, безмолвствуй (ἡσύχαζε)».

***

М. И. Хитров (Сергиев Посад, 1896):

Древние подвижники высоко ценили безмолвие. Оно служило явным выражением того, что человек отвратил свои взоры от всего земного, чувственного. В «Лествице» говорится: «Есть безмолвие внешнее, когда кто, от всех отделившись, живет один; и есть безмолвие внутреннее, когда кто в духе один с Богом пребывает не напряженно, а свободно, как свободно грудь дышит и глаз видит. Они совместны, но первому без последнего нельзя быть. Посему, собственно, безмолвник тот, кто существо бестелесное – душу свою – усиливается удерживать в пределах телесного дома. Пусть келья безмолвника заключает в себе тело его, а сие последнее имеет в себе храмину разума» (гл. 27).

«На безмолвие не потянет того, кто не вкусил еще сладости Божией, – говорит преосв. Феофан. – Сладости же сей не вкусит тот, кто не победил еще страстей. Недугующий душевной страстью и покушающийся на безмолвие подобен тому, кто соскочил с корабля в пучину и думает безбедно достигнуть берега на доске.

Никто из тех, которые подвержены раздражительности и возношению, лицемерию и памятозлобию, да не дерзнет когда-либо увидеть и след безмолвия без того, чтобы не впасть в исступление ума» (Путь ко спасению. 386).

«Истинный безмолвник, – говорит Иоанн Лествичник, – не желая лишиться сладости Божией, так удаляется от всех людей, без ненависти к ним, как усердно другие с ними сближаются».

Вкусивший сладости Божией стремится на безмолвие, чтобы ненасытно насыщаться Им без всяких препон и непрестанно порождать в себе огонь огнем, рачение рачением и вожделение вожделением. Посему, безмолвник есть земной образ ангела; на хартии вожделения, рукописанием тщания, освободил он молитву свою от лености и нерадения… Безмолвник – тот, кто духодвижно вопиет: готово сердце мое, Боже! Безмолвник – тот, кто говорит: аз сплю, а сердце мое бдит.

«Таким образом, – прибавляет преосв. Феофан, – все занятие безмолвника – быть с единым Господом, с Коим и беседует он, как любимцы царя говорят ему на ухо…

Возлюбившие блаженное безмолвие проходят делания умных Сил и подражают образу их жизни. Не насытятся они во веки веков, восхваляя Творца: так и восшедшие на небо безмолвия не насытятся, воспевая Создателя…

Только те, кои сочетались с безмолвием для наслаждения любовью Божией, для утоления жажды этой любви, будучи влекомы сладостью ее, суть настоящие безмолвники. Такие, если проходят безмолвие с разумом, скоро начинают вкушать и плоды его, кои суть: ум неволнуемый, мысль очищенная, восхищение ко Господу, молитва ненасытная, стража неокрадаемая, всегдашние слезы и проч.» (Путь ко спасению. 386–387.)

«Как рыбы, – говорит св. Антоний, – оставаясь долго на суше, умирают, так и монахи, находясь долго вне кельи или пребывая с мирскими людьми, теряют любовь к безмолвию. Посему как рыба рвется в море, так и мы должны спешить в келью, дабы, оставаясь вне оной, не забыть о внутреннем бдении. Уединение освобождает от трех искушений, от искушения слуха, языка и взора». (Дост. сказ, о подв. отц. стр. 4.)

Примеры безмолвия мы можем видеть в жизни древних подвижников. Св. Макарий Египетский ежегодно проводил время Великого поста в безмолвии. В Нитрийской пустыни жил авва Ор, отверзавший уста только при крайней необходимости. Отшельник Феона в течение 30 лет, прп. Феодосии – 25 лет, Иоанн Молчальник – 37 лет пребывали в постоянном безмолвии. Чтобы облегчить подвиг безмолвия, св. Пахомий ввел между иноками язык жестов, который отчасти должен был заменять разговор.

Греко-российская православная Церковь в последнее время возрастила затворника и безмолвника в лице преосв. Феофана, более 20 лет проведшего в безмолвии.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *