• Лукавство Энциклопедия изречений
  • Лицемерие Библейская энциклопедия Брокгауза
  • Лицемерие свт. Игнатий (Брянчанинов)
  • О лицемерии и притворстве Фома Аквинский
  • Лицемерие свт. Тихон Задонский
  • Грех лицемерия прот. Григорий Дьяченко
  • Лицемерие преп. Оптинские старцы

***

Лицеме́рие — 1) показное поведение, не соответствующее внутреннему расположению души: мыслям, убеждениям, состоянию совести, желаниям, чувствам; 2) несоответствие внешнего поведения внутреннему состоянию души, вызванное желанием выказать себя не таким, каков есть в действительности; 3) (религ.) внешнее, напускное благочестие, фарисейство.

***

Чем лицемерие отличается от лицеприятия?

Через лицемерие человек выставляет в выгодном свете себя, стремится вызвать у окружающих такое отношение к своей персоне, под какое он, собственно, и подбирает уместную внешнюю маску (личину).

Лицеприятие же характеризуется отношением к людям в зависимости от их положения, звания, статуса, сана, материальных возможностей и пр. Лицеприятным можно назвать и пристрастное отношение к человеку, проявляемое с особой услужливостью, вежливостью, внимательностью, заботливостью и т. д.

Лицеприятие может быть связано с лицемерием, а может и не быть.

Скажем, если судья одних судит строго, а других (от которых он в чём-то зависит или с которыми ему не хочется ссориться) неестественно мягко, то это — лицеприятие. Если же и в первом, и во втором случае он выказывает себя беспристрастным и справедливым судьей, то он, вдобавок к нечестности, лицемер.

Если же человек, выделяя одних из числа других и выражая к первым благоприятное отношение, а ко вторым чуждое, делает это без лицедейства — он проявляет лицеприятие не лицемерно.

Заметим, что в некоторых группах или коллективах могут существовать и такие уродливые нормы внутреннего этикета, что лицеприятие едва ли не подменяется там понятием «субординация».

Чем лицеприятие отличается от субординации?

Субординация подразумевает форму и рамки служебного подчинения. Это подчинение строится не на личном пристрастии, а на правилах служебной дисциплины. Без субординации не может функционировать ни одна структурированная организация.

Лицеприятие же связано с добровольным заискиванием одного человека перед другим (мотивы могут быть разными). Достаточно часто такое заискивание сопровождается лестью и лицемерием, тогда как правила субординации могут исполняться без лести и лицемерия.

Лесть и лицемерие способствуют развитию такого уродливого качества как псевдосмирение (см. также: Смиреннословие). Обратной же стороной заискивания с полезными людьми часто служит пренебрежение по отношению к бесполезным (посторонним). А это, в свою очередь, способствует формированию высокомерия.

Искренняя молитва

Матфея 6:1-18

Размышления и выводы: Иисус строго предостерегает от показной благотворительности (ст.1-4). Молиться в тайне означает не просто делать это в укромном месте, но молиться с мыслями лишь о Боге. Мы должны надеяться только на Него и обращать свои молитвы только к Нему (ст.5-8). Искренняя молитва направлена не на удовлетворение личных желаний, но на приход Божьего Царства и исполнение воли Бога (ст.9-10). Это молитва, в которой мы доверяем Богу, Господину всего мироздания, свое обеспечение, все происходящее вокруг нас и духовные баталии (ст.11-13). Христиане, ведущие такой образ жизни и ставящие Господа в центр своей жизни, естественным образом поступают милосердно по отношению к ближним (ст.14,15).

Божьи уроки:

Ст.1,4,18 Бог взирает на нас глазами любви. Мы не можем видеть Его физически. Он же слышит и видит все, что мы говорим и совершаем. Вместо того, чтобы тратить усилия на попытки добиться человеческого признания, давайте будем прилагать все силы к тому, чтобы вести непорочный и праведный образ жизни перед Вездесущим Богом.

Божьи уроки:

Ст.7-10 Молитва – личный разговор человека с Богом Отцом. Подобно тому, как земные родители знают, в чем нуждаются их дети, Богу известны все наши потребности. Всё, что нам необходимо – это готовность ходить перед Ним в смирении, веря в безусловную и деятельную любовь Небесного Отца.

МОЛИТВА: Небесный Отец, научи нас общаться с Тобой посредством искренней молитвы. Аминь.

Фото: Пелагия Замятина, «Вечерняя Москва»

Развитие человечества и каждого отдельного человека происходит в двух перпендикулярных направлениях. Движение по вертикали — это приближение к Богу через обретение молитвы, преобразование души и всей жизни по замыслу Творца. Развитие по горизонтали — это тоже преобразование жизни, но путем рационального познания мира, достижения земного благополучия, совершенствования технологий, наук, искусства.

Оба направления бесконечны в своей перспективе. Нет предела в познании тайн Вселенной. Тем более нельзя достичь границ богопознания.

Если человек ставит во главу угла духовное развитие, то у него остается меньше времени для внешней созидательной деятельности. А тот, кто не занят внутренним совершенствованием, может приобрести больше знаний, полезных навыков, делиться ими с другими людьми, улучшать жизнь: строить дома, лечить больных, писать картины. Значит ли это, что человек молящийся приносит меньше пользы людям?

Духовное делание действительно требует полной самоотдачи, поэтому и существует монашество. Люди, которые избирают иноческий путь, посвящают свою жизнь молитве и богообщению, чтобы достичь максимально возможного уровня богопознания. И есть мирской путь жизни, когда человек должен сохранять баланс между стремлением к богообщению и необходимостью заниматься внешней деятельностью, чтобы обеспечить себя и свою семью, деятельно помогать людям.

Подход к устроению жизни для одних и для других будет совершенно разным. Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал, что монах подобен оранжерейному цветку, который может достичь большей красоты, больших размеров, но только в идеальных тепличных условиях. Стоит этим условиям нарушиться, и цветок погибнет. Монах для того и уходит в монастырь, в пустыню, чтобы ему ничто не мешало быть с Богом, не отвлекало его от духовного подвига. А человека, спасающегося в миру, святитель Игнатий уподобляет цветку полевому, который не столь крупен, не столь красив, но более стоек ко внешним невзгодам и соблазнам.

Конечно, и монахи переносят невзгоды, но у них они преимущественно носят внутренний характер, связаны с их духовным подвигом. Намного тоньше у них и соблазны, вскрывающие глубинные проблемы души, ведь монах стремится очиститься от всего, что враждебно Богу. По объяснению апостола Павла, «неженатый заботиться о Господнем, как угодить Господу, а женатый заботится о мирском, как угодить жене» (1 Кор. 7, 32—33). В миру много искушений, обусловленных сугубо внешними обстоятельствами, отношениями с семьей, с детьми, с начальством, с коллегами по работе.

Надо сказать, что все люди призваны к вертикальному развитию. Как учит Христос, всем без исключения необходимо уподобиться Богу в совершенстве добродетели (см. Мф. 5, 48). Но Он предупреждает, что немногие могут всецело посвятить себя Господу (см. Мф. 19, 10—12). Надо правильно выбирать приоритеты, чтобы богопознание для человека было главнее всех мирских забот (см. Мф. 6, 33).

Если человек не может всецело отдать себя богообщению, это не значит, что он не может наследовать спасение, которое Господь даровал всем людям. У святителя Игнатия проводится различие понятий «спасение» и «совершенство». Он опирается на евангельскую историю о человеке, который спросил Христа о том, как ему на деле «наследовать жизнь вечную» (Мк. 10, 17). Ответ Христа состоит из двух частей. Сначала Он говорит о соблюдении общих для всех заповедей, и человек признает их правилами своей жизни. Вторая часть ответа, которая начинается со слов «одного тебе недостает», вынуждает этого человека отойти в печали. Трактуя этот эпизод, святитель Игнатий, поясняет, что спасение доступно всем, а к совершенству могут устремиться немногие.

Будет ошибкой думать, что предназначение человека состоит лишь в том, чтобы все свои силы отдавать на познание и совершенствование земного мира. Священное Писание свидетельствует, что не для этого человек создан, а чтобы наладить гармонию с Творцом. Перед первозданным Адамом стояла всего одна задача: возделывать и хранить рай (см. Быт. 2, 15) — приобщать к нему все творение, совершенствовать сотворенный мир, пребывая в единении с Господом. Но в нашей ситуации, когда человечество отступило от Бога, прежде всего надо восстановить богообщение.

Эта необходимость не исключает возможность земного совершенствования. Миру нужны архитекторы, строители, учителя, хлеборобы, государственные деятели и люди иных профессий, которые развивают и используют Богом данные таланты на благо общества. Их труд очень важен. Но не менее обществу нужен монашеский подвиг и духовное делание.

Однажды к преподобному Варсонофию Великому пришли люди, которые просили помиловать погибающий мир. Святому Варсонофию было известно, что благосостояние всего государства удерживается молитвами трех человек, «совершенных пред Богом, которые превзошли меру человечества». Он сказал, что эти молитвенники «стоят между губительством и миром, чтобы Господь не вдруг истребил весь мир, и по молитвам их Он растворяет наказание милостью». В заключение преподобный сказал им: «Итак, молитесь с ними».

Таковы сокрытые от общества причины его благоденствия как во времена Варсонофия Великого, так и сегодня. Молитвы святых призывают милость Божию на нашу жизнь и на наш народ. Благодаря их ходатайству по-прежнему нужны ученые, инженеры, врачи. Но не профессионалы удерживают мир от гибели, а люди молящиеся. «Итак, молитесь с ними»: опирайтесь в своей жизни и в своих нуждах, прежде всего, на молитву к Богу, а потом и на искусство людей разных профессий. Так советует нам, христианам, святой Варсонофий Великий.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *