На какие темы важно и нужно вести беседы с подростками

(несколько иллюстраций в тезисном изложении)

1. Уникальность каждого человека, живущего на земле. Мы счастливы, успешны тогда, когда признаем нашу непохожесть, неодинаковость, умеем принимать и ценить индивидуальные способности, таланты и достижения.

2. Ценность своей жизни. Она дается единожды. Она уникальна и ресурсна. Жизнь не может повторяться. Только осознание ее ценности и постоянная работа над собой является залогом успеха и счастья в этом мире.

3. Смысл жизни. Понимание того, что жизнь линейна, и именно поэтому её нужно не бесцельно прожигать в мнимых удовольствиях, гоняясь за образами богатства и красивой жизни, а с умом и мудростью подходить к любому занятию, которым они будут заниматься, на которое будет потрачено их время – самое дорогое, что дано человеку природой.

4. Кто для меня является примером. К кому я прислушиваюсь, чье мнение для меня важно. Насколько то, что я думаю, соотносится с тем, что я чувствую. Для кого выгодно разрушать мое цельное представление о мире и о себе.

5. Важность знания и уважения традиций своего народа, своих корней. Великие мудрецы говорили, что дерево погибает без корней.

6. Любое потребление ПАВ – это акт самоуничтожения, лишения себя и своих близких настоящего и будущего.

7. Алкоголизм, табакокурение, наркотизация и другие виды пагубных зависимостей – угроза национальной безопасности страны.

8. Здоровые способы получения удовольствия. Важно различать, что развивает, идет во благо, а что разрушает, уродует, лишает надежды и убивает.

Педагог-психолог МБОУ СОШ №1 Офлиди О.В.

План-конспект

занятия » Дерево успеха»

Предлагаемое занятие входит в цикл тренинговых занятий в предэкзаменационный период старшеклассников.

Цель: снятие эмоционального и мышечного напряжения для укрепления психологического здоровья учащихся.

Задачи: познакомить учащихся с некоторыми приёмами саморегуляции; развить чувство общности, сплоченности, повысить уверенность в себе, в своих силах, сформировать позитивную установку на успех.

Организация: светлое помещение

Количество участников: 15-20 человек

Оборудование: стулья по количеству учащихся, корсажная лента, декоративно оформленная вазочка, зубочистки, цветная бумага, тонкая проволока, звуки природы » Шум моря», » Жужжание мухи».

Время проведения: 40-50 минут.

Ход занятия

Вводное слово.

Дорогие друзья! Совсем скоро вам предстоит серьёзное испытание-сдача экзаменов. А экзамены — это напряжение, волнение и тревога. Сегодня мы с вами отправимся на поиски волшебного дерева, которое поможет нам преодолеть предстоящие трудности.

Итак, в путь! Сделайте глубокий вдох, выдох. ( учащиеся берут корсажную ленту, становятся по кругу)

Упражнение » Парусник»

Цель: развитие чувства общности, сплочения, снятие эмоционального напряжения.

Представьте, что мы плывем на паруснике. Мы команда. Почувствуйте плечо друг друга. Ощутите свежесть морской волны. Шум волн. Свежесть воздуха. Вам хорошо и комфортно. Наш парусник попал в гавань, а нам надо плыть дальше. Давайте ему поможем и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щёки, задержите воздух и выдохните через рот, пусть вырывается на волю, ветер и подгоняет наш кораблик.

Ветер так быстро помог нам добраться до острова.

Упражнение » Дождик на острове»

Цель: снятие мышечного напряжения, развитие взаимодействия

Давайте встанем в тесный круг друг за другом. Представьте, что вы оказались на острове. Погода сначала была великолепная, светило солнце, было очень жарко и душно. Но вот подул легкий ветерок. Прикоснитесь к спине впереди стоящего человека и совершайте легкие движения руками. Ветер усиливается (давление на спину увеличивается). Начался ураган (сильные круговые движения). Затем пошел мелкий дождь (легкие постукивания по спине партнера). А вот начался ливень (движение пальцами ладони вверх — вниз). Пошел град (сильные постукивающие движения всеми пальцами). Снова пошел ливень, застучал мелкий дождь, пронесся ураган, подул сильный ветер, затем он стал слабым, и все в природе успокоилось. Опять выглянуло солнце. А теперь повернитесь на 180 градусов и продолжим игру».

После окончания упражнения обсуждение:

  • Как вы себя чувствуете после такого массажа?
  • Приятно или нет, было выполнять те или иные действия?

Упражнение » Муха»

Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры

Мы отправились дальше и увидели цветущую поляну. Пригрелись на солнышке и задремали.

Сядьте удобно, руки свободно положите на колени, плечи голова опущены. Аромат цветов вас так околдовал, что вы не можете пошевелиться. Мысленно представьте, что на ваше лицо села муха, то на лоб, то на глаза. Ваша задача не открывая глаз согнать это назойливое насекомое.

Наконец-то она улетела.

Рефлексия: Какие ощущения испытывали?

После отдыха мы снова отправились на поиски цветка. Уже смеркалось. Закроем глаза и представим. Что мы идем по темному острову, вам ничего не видно. Впереди неизвестность. Возьмите за плечи друг друга. Всю ночь нам пришлось идти. Мы преодолевали разные препятствия шли через болото, прыгали через овраги, пробирались через заросли (учащиеся показывают движениями). И к утру достигли цели. На холме стояло деревце.

Но на нем не было цветов. Сейчас мы поможем ему расцвести.

Психотерапевтическое задание » Дерево успеха»

Цель: развитие творчества, взаимодействия, сплочения, формирование позитивной установки на успех, активизация внутренней силы.

Каждый из вас сделает несколько цветочков (зубочистки обматываются цветной бумагой, закрепляется проволокой). Когда вы будете создавать цветок, подумайте, что замечательного есть у вас. Какую частицу своей души вы можете подарить. Чтобы наполнить деревце силой. Чем вы наделили дерево? (высказывания учащихся).

Посмотрите, это деревце обладает огромной силой. Пусть каждый подержит его в руках. Закройте глаза и ощутите жизненную силу и мощь. Возьмите с собой, то, что вам не хватает и пригодиться в будущем. (под музыку дети передают цветок друг, другу).

Вот и закончилось наше путешествие.

Рефлексия:

Как вы себя ощущаете?

Какие чувства испытывали? Какие возникали трудности?

Что можно взять из путешествия в реальную жизнь?

До свидания. До новых встреч.

В начале беседы не стоит задавать прямых вопросов о душевном состоянии подростка; Ребенок лучше освоится в общении с психологом, отвечая поначалу на вопросы, касающиеся его режима дня (Во сколько ты встаешь? Сколько времени уходит на завтрак? Кто готовит завтрак? Тебя кто-нибудь из членов семьи провожает в школу? Во сколько ты обычно приходишь домой после окончания занятий в школе? Обедаешь ли ты после прихода из школы? Сам ли разогреваешь обед? Когда ты гуляешь? Сколько времени тратишь на прогулку? С кем ты гуляешь? Когда ты готовишь уроки? Сколько времени тратишь на подготовку домашних заданий? Если у тебя не получается какая-нибудь задача, обращаешься ли ты к кому-нибудь за помощью? Во сколько с работы приходят твои родители? Как вы проводите время? Когда вся семья собирается вместе? Сколько времени ты смотришь телевизор (видеомагнитофон)? Во сколько ты ужинаешь и ложишься спать?).

Подобные вопросы и ответы на них позволяют обрисовать картину жизни ребенка, его взаимоотношений с членами семьи и другими окружающими его людьми. Например, имея эту информацию, психолог адекватнее проинтерпретирует результаты теста «Рисунок семьи».

Далее следует блок вопросов, касающихся семьи ребенка. Их можно задавать вразбивку, особенно если ребенка настораживает и тревожит большое количество вопросов о. семье. Следует поинтересоваться, кем работают родители, какова область их интересов, каков режим их работы, как проводят свое свободное время, сколько времени затрачивают на общение с детьми (прогулки, покупки в магазинах, чтение, просмотр телевизионных передач, отдых и т. д.), кто из членов семьи является ее главой; как сложились отношения у подростка с его братьями и сестрами, дедушками и бабушками; как подросток обычно проводит летние и зимние каникулы.

После установления контакта следуют вопросы, касающиеся личности ребенка. Следует отметить, что вопросы, касающиеся мировоззрения, уместно задавать старшеклассникам, так как большинство подростков еще не готовы к их обсуждению.

Далее следуют вопросы, касающиеся интересов самого подростка.

  • Увлекаешься ли ты чем-нибудь? Что ты любишь больше всего делать? Какое занятие для тебя самое любимое? Есть ли у тебя хобби?
  • Как ты относишься к спорту? Занимался ли ты каким-нибудь видом спорта? Если бросил заниматься, то почему? Собираешься ли возобновлять занятия?
  • Любишь ли ты смотреть кино- и видеофильмы? Какие фильмы тебе нравятся больше всего? Кто твой любимый герой? Смотришь ли ты телесериалы? (Если подросток смотрит телесериал, который идет по телевидению в момент обследования, то следует расспросить его о любимых героях, об интересных эпизодах, кому сочувствует, кого ненавидит, как и кому из героев хотел бы помочь).
  • Любишь ли ты читать? Какие книги тебе наиболее интересны? Какую книгу ты читаешь сейчас? Какую книгу ты только что прочитал? О чем она? Кто твой любимый автор? Кто твой любимый герой? Кому из книжных героев ты хотел бы подражать? (Задается большое количество вопросов в связи с тем, что дети иногда говорят, что они любят читать, просто для того, чтобы произвести хорошее впечатление.)
  • Занимаешься ли ты в каком-нибудь кружке? (Если нет, то, в каком кружке хотел бы заниматься — технического творчества, драматическом, хореографическом, изобразительного искусства и т.д.)

Далее необходимо поинтересоваться, есть ли у подростка мечта. Если подросток затрудняется ответить на этот вопрос, то у него следует спросить, что он сделал бы, если бы у него была возможность обратиться к золотой рыбке и он мог загадать три любых желания, которые непременно исполнились бы.

У подростка следует также выяснить, что и кого он больше всего ненавидит.

Интерес представляет отношение подростка к созданию в будущем семьи:

  • Создашь ли ты семью, когда вырастешь? Сколько бы тебе хотелось иметь детей? Хотел бы ты, чтобы родители жили вместе с тобой или отдельно?
  • Рассчитываешь ли ты, что у тебя будет квартира, дача, дом, машина и т.д. Как быстро? Как ты собираешься достичь материального благополучия – сам, с помощью родителей и т.д.?

Младшие подростки иногда испытывают затруднения, отвечая на эти вопросы. В старшем школьном возрасте эти затруднения нередко возникают у тех подростков, у которых наблюдаются конфликтные отношения с родителями, отсутствие жизненных планов, низкая самооценка.

В настоящее время в жизни человека большое значение приобретает религиозное мировоззрение.

Чтобы разобраться в степени религиозности подростка и характере ее влияния на его личность, необходимо поинтересоваться не только тем, верит ли подросток в бога, но и установить, насколько глубоко он верит, как свою веру переживает. Это можно сделать с помощью следующих вопросов:

– Веришь ли ты в бога? Ходишь ли ты в церковь? Как часто ты посещаешь церковь? Что значит любить бога? Как к твоей религиозности относятся родители? Знаешь ли ты божественные заповеди и молитвы? Отмечаешь ли религиозные праздники? Какие религиозные праздники ты знаешь? Какой религиозный праздник недавно прошел? Как ты его отмечал? К какому религиозному празднику ты готовишься? Что ты для этого делаешь?

Беседа используется также для изучения особенностей эрудиции и интеллекта подростков. При этом необходимо обращать внимание на их речь: выражают ли они свои мысли односложно или в развернутой форме; легко ли понимают суть задаваемых вопросов; адекватно ли реагируют на шутки; склонны ли шутить сами; быстро ли реагируют на слова и замечания психолога. О многом говорят взгляд, улыбка, жестикуляция детей и т.д.

Нелишне поинтересоваться, как школьник сам оценивает свои возможности: считает ли он, что обладает какими-то выдающимися способностями или обладал ими раньше.

В ходе беседы можно получить информацию о волевой регуляции подростка, которая уточняется при встречах с родителями и учителями, а также пополняется в ходе собственных наблюдений психолога.

  • Есть ли у тебя какие-либо трудности в жизни? Как ты их преодолеваешь?
  • Как себя ведешь, когда у тебя что-либо не получается, например, задача по математике, чертеж, сборка велосипеда, шитье платья? (Естественно, содержание вопроса зависит от пола, интересов и возраста подростка.)
  • Всегда ли доводишь начатое дело до конца или часто бросаешь его на полпути?
  • Считаешь ли себя организованным человеком? Придерживаешься ли определенного распорядка дня?
  • Если перед выполнением намеченного дела твое внимание привлечет более интересное, но менее важное занятие, что ты предпочтешь? Например, классный руководитель попросил тебя прийти к определенному часу в школу, чтобы помочь оформить новый стенд, но перед выходом из дома ты обнаруживаешь, что по телевидению показывают новый интересный фильм с участием твоих любимых героев, который давно хотел посмотреть. Какое решение примешь – пойдешь в школу или останешься дома смотреть фильм?
  • Считаешь ли ты себя ленивым человеком? Считают ли тебя ленивым учителя, родители, друзья?
  • Хотел бы стать более смелым человеком, чем ты есть сейчас?

В процессе беседы нужно уделять больше внимания обсуждению конкретных фактов проявления воли (или безволия) у подростков.

В конце беседы, когда устанавливаются доверительные отношения, следует приступить к изучению эмоциональной сферы ребенка. В результате можно получить предварительную информацию о способах реагирования подростка на стрессовую ситуацию, о причинах его эмоциональных переживаний, о глубине и силе переживаний.

Можно задать следующие вопросы:

– Какое настроение обычно бывает у тебя? Легко ли расстраиваешься, огорчаешься? Что чаще всего тебя огорчает?

Быстро ли твое настроение нормализируется, или ты долго переживаешь то, что случилось? Как ты реагируешь на то, что тебя расстраивает, – раздражаешься, плачешь, делаешь вид, что ничего не произошло, чувствуешь в душе горечь, обиду?

Испытываешь ли ты чувство тоски, страха, тревожности, одиночества, подавленности? Возникает ли у тебя чувство вины за что-либо?

Если подросток дает положительный ответ, то у него следует спросить:

– Как часто эти чувства появляются у тебя? Что ты ощущаешь, когда они возникают? Когда они появляются у тебя? В какое время дня они наиболее и наименее сильны? Пытаешься ли ты их преодолевать (если да, то как) или ждешь, когда они сами пройдут? Если они проходят сами, то когда это обычно наступает?

Помимо затяжного снижения настроения, у детей, страдающих от депрессий и неврозов, отмечается ухудшение аппетита, нарушение сна, появление соматических расстройств (разумеется, психолог должен разбираться в особенностях патологии и этих явлений). В этой связи необходимо выяснить у подростка, какой у него аппетит. Если он говорит, что аппетит у него ухудшился, то следует спросить, с какого момента это началось, какие жизненные события этому предшествовали.

– Не испытываешь ли общей разбитости, не появляются ли непонятные боли в разных частях тела? Когда они возникают? Опиши свои ощущения.

– Как ты засыпаешь? Быстро или долго ворочаешься с боку на бок? Какой у тебя сон – поверхностный или глубокий? (Если подросток не понимает вопроса, то ему надо объяснить, что поверхностный сон – это сон чуткий, когда человек вроде бы и спит, но при малейшем шорохе просыпается и т.д.) Видишь ли сны? Какие сны ты видишь – цветные или черно-белые? Сколько часов спишь, высыпаешься или нет? Часто ли плохо спишь или в какие-то определенные дни, когда происходят определенные события в твоей жизни? Как встаешь – тяжело или легко? Какие испытываешь ощущения после сна – бодрость, вялость, разбитость или ощущение, что вовсе не спал?

В ходе беседы с подростком обсуждаются также вопросы, касающиеся его характера.

– Доволен ли ты своим характером? Какие черты характера тебе нравятся? Какие не нравятся? Как окружающие -относятся к недостаткам твоего характера? Как ты реагируешь на это? Пытаешься ли ты исправлять негативные черты своего характера? Что для этого делаешь? Доволен ли характером близких людей, учителей, одноклассников? Какие черты характера тебе больше всего нравятся в людях, а какие больше всего не нравятся?

Ответы на эти вопросы, в частности, являются основанием для изучения самооценки подростков. Интересные данные можно получить, используя методику «Тест на самооценку».

Важным показателем внутреннего состояния ребенка является его отношение к животным.

– Есть ли в доме домашние животные? Кто за ними ухаживает? Любишь ли ты свою кошку (собаку)? Нравится ли тебе тискать животное? Не появляется ли у тебя иногда желание причинить ему боль? Если ответ положительный, то когда оно чаще всего возникает: без причин, когда тебя наказывают, когда тебе запрещают что-либо делать, когда ты ссоришься с кем-либо из членов семьи, когда тебя бьют родители (если эти факты уже обсуждались в ходе беседы).

Если в семье домашних животных нет, то следует выяснить, были ли они раньше, почему их нет в настоящее время, не отказались ли родители от содержания животных, потому что подросток их мучил. Естественно, что в прямой форме последний вопрос можно задать далеко не всегда. Иногда предпочтительнее обсудить его с родителями.

Большую роль в жизни любого школьника играют различные коллективы. Поэтому в ходе беседы с подростками необходимо поинтересоваться такими вопросами, каковы его взаимоотношения со сверстниками в классе, во дворе, в спортивной секции и т.д. Необходимо выяснить, какое место подросток занимает в этих коллективах, особенно как к нему относятся одноклассники, какое место он хотел бы занимать в их среде. Подростки могут переживать из-за того, что при достаточно высоком рейтинге они не могут стать лидерами в классе. В то же время они могут оставаться равнодушными к низкому рейтингу среди своих одноклассников, поскольку школьный коллектив не является для них такой референтной группой, как, скажем, коллектив спортивной секции, в которой они занимаются.

Необходимо в деликатной форме поинтересоваться отношениями подростка со сверстниками противоположного пола, с какими переживаниями это связано.

Психологу важно знать отношение подростка с учителями, как оценивает их моральные и профессиональные качества. Как в ходе общения с ними он выражает свое отношение к ним – в какой форме.

Необходимо также выяснить состояние здоровья ребенка в данный момент и нет ли у него хронических заболеваний, в каком физическом состоянии он пришел на обследование, не голоден ли он.

В ходе беседы уделяется также внимание ранним детским воспоминаниям ребенка, рассказу о конкретных эпизодах из его жизни, впечатлениям о людях и действительности, которые формировались у него на основе личного опыта и под влиянием других людей.

В заключение нужно поблагодарить подростка за содержательную беседу, за то, что он добросовестно ответил на вопросы. Можно отметить наиболее интересные моменты в его высказываниях, оригинальные замечания, сделанные подростком. После этого ребенку следует предложить пройти тестирование, объяснив, что такое тесты, с какой целью они используются.

Собственно психодиагностическое обследование подростка планируется по результатам первичной беседы с ним и его родителями или педагогами. Как правило, консультант сочетает в своей работе тестовый и клинический методы. В ходе работы проводится наблюдение за поведением ребенка, а также – в естественной для него обстановке (в классе и т. д.).

Проанализировав результаты обследования, консультант составляет психологическое заключение по следующей схеме.

  1. Основные паспортные данные ребенка (Ф.И.О, возраст, адрес, состав семьи, краткие сведения о родителях, посещаемое учреждение).
  2. Причина обследования (по чьей инициативе проводилось обследование, краткое изложение содержание жалоб и основного запроса).
  3. Краткое изложение содержание обследования (что было проделано в процессе обследования).
    • все методики, приемы обследования – указать (но не описывать), источники при сборе анамнеза;
    • краткий психологический анамнез (наиболее существенные моменты, основные факторы риска).
  4. Диагностическое заключение. Диагноз психолога – диагноз развития ребенка, а не диагноз болезни.
    • необходимо квалифицировать развитие ребенка с точки зрения соответствия возрастной норме;
    • индивидуальные особенности развития ребенка (начиная с характера контакта, эмоций, мотивационный компонент) – использование схемы наблюдения за ребенком;
    • квалификация характера и степени трудностей ребенка(выделение сильных и слабых сторон ребенка).

Если нет достаточных данных, фиксировать только то, что можно твердо утверждать! При недостаточных данных психологическое заключение не пишется.

  1. Анализ причин, установленных трудностей и нарушений (этиологический диагноз). Указать факторы, обусловленные возникновением трудностей, вариантов развития (связать сведения истории развития ребенка, ситуации тестирования и результатов тестирования). Толковать нужно только совокупность данных.
  2. Прогноз развития.

Дальний прогноз вообще невозможен.

Ближайший прогноз – условно-вариантный.

  1. каков будет ход развития ребенка, если ничего не изменится в его жизни;
  2. когда (в каких случаях) развитие ребенка будет усугубляться. Предупредить родителей о слабых сторонах ребенка;
  3. как можно изменить условия воспитания и развития ребенка в лучшую сторону.
  1. Рекомендации.

Советы по воспитанию.

Коррекция выявленных трудностей.

Ориентация родителей в организации жизни ребенка (что нужно туда включить, что исключить – чтобы жизнь была менее травматична).

Организационные меры (перевод в другую школу, спец. учреждение, направление на консультацию к определенным специалистам).

Дата, подпись.

Вконтакте Facebook Twitter Одноклассники

Похожие материалы в разделе Психотерапия:

  • Природа и генезис детской тревожности
  • Преодоление детских страхов и тревожности при помощи образов
  • Союз или вражда?
  • Подготовьтесь к разговору
  • Эффективность коррекции тревожности с помощью игровой терапии
  • Включение сказок в групповые тренинги различных типов
  • 4.2. Примерное планирование раздела «Формирование жизненно-необходимых навыков»
  • Нартова-Бочавер С.К. и др. Ребенок в карусели развода / С.К. Нартова-Бочавер, М.И. Несмеянова, Н.В. Малярова, Е.А. Мухортова.
  • Использование сказок для индивидуального консультирования
  • Добрачное и предбрачное психологическое консультирование

Чуприна Марина Васильевна
методист
БОУ ОО «Омский авиационный колледж им. Е.Н. Жуковского»
Омск
Социально-педагогическая беседа представляет собой совместную работу педагога и подростка над проблемой на основе словесного общения. На рисунке 1 представлена технология проведения социально-педагогической беседы, которая состоит из четырех этапов: планирование беседы, ее реализация, анализ и мониторинг. Рассмотрим содержание каждого из этапов более подробно.
Предварительное планирование беседы обоснованно необходимостью заранее и тщательно продумать ход беседы, представив ее в форме конкретного плана, сформулировав цель и задачи, подлежащие выяснению, наметив способы решения проблемы. Цель должна быть конкретной и достижимой, одновременно актуальной для подростка. Содержание каждой беседы должно освещать разные стороны его жизни. Взаимодействие с подростком должно быть в системе, то есть каждая последующая беседа должна являться продолжением предыдущей.
Следует отметить, что непосредственный результат социально-педагогической беседы наблюдается не всегда, он может быть отсрочен во времени и быть неожиданным. В этой ситуации значим процесс доброжелательного гуманного взаимодействия.
Успешность беседы зависит от того, сможет ли педагог установить личный контакт с подростком. Так, в беседе недопустимы небрежное, снисходительное или слишком официальное отношение к подростку, тем более упреки, устрашения или ультиматумы в его адрес. Важно учитывать личностные и возрастные особенности подростка, его жизненный опыт, ценностные установки, его взаимоотношения с социумом и достижения. Основная цель начала беседы — подготовка подростка к тому, чтобы он выслушал доводы и предложения.
Информация, передаваемая в беседе, должна быть интересной по форме и содержанию, это позволит постоянно удерживать внимание подростка. В процессе беседы необходимо сделать акценты на том, какие он должен осуществить действия, какую тактику поведения выработать в данной ситуации. При этом следует избегать выражения личного предубеждения, торопиться с выводами.
Побуждать подростка к активному участию в разговоре можно с помощью суждений, которые сближают взгляды по рассматриваемой ситуации. Затем — перейти к менее очевидным фактам, придав им форму вопроса, и, следовательно, в значительной степени смягчив их категоричность. В такой форме подросток легче объективно воспримет эти факты. Можно задавать вопросы в риторической форме либо предлагать ему подумать, чтобы он сам попытался найти ответ.
Рисунок 1. Технология проведения социально-педагогической беседы
При обсуждении способов решения проблемы категорическое неприятие информации обусловливают потребность в аргументировании предлагаемых высказываний. Цель аргументации — заполнить пробелы, допущенные при передаче информации, и максимально изменить в желаемом направлении негативное отношение подростка к суждениям педагога. Для этого следует продемонстрировать хорошее владение информацией о способах решения проблемы. Сначала необходимо перечислить преимущества, а затем недостатки предложений. Сразу после предъявления аргумента желательно обратиться к подростку с вопросом: «Что ты думаешь об этом …?». Использование этого приема усиливает позицию педагога, так как подросток начинает мыслить рационально, а не эмоционально. Чтобы добиться как можно большей убедительности, необходимо заранее сформулировать выводы и предложения к решению проблемы .
На этапе контраргументации происходит нейтрализация замечаний и опровержение доводов. В ответ на приведенные аргументы подросток выражает свою точку зрения, устраняя замечания по аргументам.
Последний этап беседы — подведение итогов и принятие решения. Главное — добиться принятия такого решения, в котором отражена цель беседы. В завершении беседы важно чтобы подросток следовал принятому решению.
Заключительный этап беседы — анализ результатов и их соотнесение с поставленной целью. Самоанализ проведенной беседы позволяет педагогу оценить успешность достигнутых результатов, проследить динамику в решении воспитательных задач в работе с подростком.
Так как воспитательная беседа обладает такими характеристиками как цикличность и системность, то необходимо вести мониторинг. Постоянное отслеживание изменений в процессе социально-педагогической работы с подростком позволяет сравнивать состояние проблемы в начале процесса с промежуточными результатами, что позволяет увидеть динамику и оценить эффективность работы.
Литература:
1. Василькова Ю.В. Лекции По социальной педагогике. Теория и история / Ю.В. Василькова. – М.: Перспектива, 2006. – 736с.
2. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: ИКЦ «МарТ» 2005. – 448с.
3. Крылова Т., Струкова М. Работа социального педагога с семьей группы риска / Т. Крылова, М. Струкова // Социальная педагогика. – 2009. — № 2. – С. 31-45.
4. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания / А.В. Мудрик. – М., 1984. – 235с.
5. Филонов Л.Б. Технология установления контакта с дезадаптированными подростками в процессе их реабилитации/ Проблемы, методика и опыт реабилитации детей и подростков в современных условиях / Л.Б. Филонов. – М., 1994. – 250с.

Тематика бесед. 1 класс
1. День знаний.
2. Организационный час. Режим школы.
3. Беседа по правилам дорожного движения. Месячник безопасности. (беседы посезонно)
4. Что такое коллектив? Дружба и товарищество.
5. Экология и человек. Экология планеты.
6. В мире интересного. (по страницам газет и журналов).
7. Поведение в общественных местах. Место и время для игр.
8. В человеке всё должно быть прекрасно!
9. Правила поведения во время каникул (посезонно).
10. Делу время, потехе час!
11. О честности и умении держать слово.
12. Мой класс – моя семья.
13. Комнатные растения. Чистый воздух в классе. Порядок и чистота.
14. Уважай старших! Будь внимателен к младшим!
15. Книга – твой лучший друг!
16. Беседа по правилам поведения учащихся в помещениях школы и на пришкольных участках.
17. Охрана природы – твоя обязанность.
18. Твои права и обязанности.
19. Как вести себя в общественных местах.
20. Я и те, которые рядом. Беседа на этическую тему.
21. Дружба, помощь, взаимовыручка.

Беседы за 2 класс.
1. Беседа «Один дома», о поведении ребёнка дома.
2. Улицы города.
3. Этическая грамматика о доброте, отзывчивости и скромности
4. Защитники Отечества.
5. Милые женщины. Международный женский день.
6. Будь опрятным, аккуратным!
7. Наши увлечения (техника, музыка, конструирование).
8. День космонавтики.
9. Культура поведения в гостях, дома и на улице.
10. О честности и умении держать слово.
11. День Победы. «Жизнь дана на смелые дела».
12. «Папа, мама, я – читаемая семья».
13. «Унылая пора, очей очарованье» Конкурс чтецов.
14. «Этот интересный мир животных».
15. Из жизни замечательных людей.
16. «Спорт, здоровье, красота – наши лучшие друзья».
17. В мире есть не только нужное, но и красивое. !».
18. Содружество народов.
19. Куда ведут нас сказки? Поступки героев (нравственное воспитание).
20. «Мы содержим в порядке наши книги и тетрадки».
21. «Что такое хорошо и что такое плохо?».
22. «О труде, о людях труда».
23. «Мало хотеть, нужно уметь».
24. Мой город, мой район, моя улица.
25. Береги время!
26. «Чудо земли – хлеб».
27. Беседа о бережливости.
28. Учись учиться!

29.Индивидуальные беседы отдельно с мальчиками (о прикосновении друг к другу), отдельно с девочками (об опрятности и чистоте).

30. Терроризм. Опасные предметы.

Беседы за 3 класс

1.Ядовитые грибы и растения.
2. Опрятность, аккуратность в одежде. .
3. Как ты выполняешь свои обязанности?
4. Будь добрым и внимательным по отношению к своим товарищам.
5. Твой режим дня.

6.Простудные заболевания. Профилактика.
7. Что такое – здоровый образ жизни?
8. Болезни грязных рук.
9. Твой внешний вид.
10. Культура поведения во время перемены.
11. Уважай своё время и время других.
12. Книга – твой лучший друг.
13. Терпение и труд – всё перетрут.
14. Делу время, потехе – час.
15. Цени минуту на уроке.

16.Травматизм и его предупреждение.
17. Класс – единая семья.
18. Семь раз отмерь, а один раз отрежь.
19. Уважай старших!
20. Береги природу!

21.Осторожно: режущие и колющие предметы!

22. Цени дружбу!

23. Взаимоуважение в коллективе.

24.Умей просить прощение и прощать

25. Терроризм. Опасные предметы

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *