Она скончалась 22 июня 1822 года в возрасте восьмидесяти двух лет. Мария и ненадолго переживший её старец Иоанн погребены на вершине пещерной горы в специально устроенных склепах.

Ту часть пещер, которая была выкопана при жизни Марии, называют старыми пещерами. Копание пещер продолжилось и после её смерти: эти пещеры стали называть новыми.

Среди тех продолжателей дела Марии были Иоанн Алексеевич Тищенко, уроженец Богучарского уезда; А. Н. Васильченко (в монашестве Антоний) из слободы Новоалександровки; Д. И. Ляпин из Бобровского уезда; А. и П. Мандрусенко из слободы Воронцовки Павловского уезда Воронежской губернии. Продав свое жилье и имущество, а деньги пожертвовав строящейся обители, они вместе с другими отшельниками основали общину при пещерном храме. Какое-то время копал пещеры Иаков Безмолвник (проходил подвиг молчальничества и тайно носил вериги). Рядом с монастырем подвизался старец Петр (Еремеенко) и странник Павел Илясов.

Стараниями Иоанна Николаевича Васильченко, попечением протоиерея Павла Тимофеева была сооружена каменная колокольня. На пожертвования благотворителей вырос целый городок для подвизающихся.

Архиепископ Воронежский Серафим (Аретинский) ходатайствовал перед Святейшим Синодом об учреждении тут мужского монастыря. Жизнь в пещерах обрела монастырские черты благодаря заботам иеродиакона Митрофановского монастыря Иеронима. Была срублена и освящена трапезная церковь, появились первые послушники, стали складываться устав и новый порядок жизни.

В 1866 году пещерная братия была приписана к Дивногорскому Успенскому мужскому монастырю как скит. В 1875 году настоятелем монастыря был назначен иеромонах Петр (Васильев). При нем был заложен главный Воскресенский храм, укрепилось крупное хозяйство, был основан приют для мальчиков-сирот и многое другое. 15 декабря 1882 года указом Синода обитель была преобразована в мужской общежительный Воскресенский Белогорский монастырь.

Монастырь владел крупными участками земли, хозяйство включало фруктовый сад, огород, сто ульев, десятки голов рогатого скота, кирпичный завод и небольшой рыбный промысел, было налажено большое производство и продажа свечей; действовали два наземных храма – Воскресенский и Вознесенский, а также пещерный храм св. Александра Невского; двух- , трех- и одноэтажных корпусов для братии и паломников было около десяти, был устроен приют для детей сирот. К концу XIX столетия число братии составляло около двадцати, а трудников – около семидесяти человек. Количество паломников составляло от трехсот человек в

Достопримечательностью обители являются меловые пещеры, протяженность которых до революции превышала два километра (нижний уровень датируется VIII в. и идентичен древнеримским катакомбам).

Воскресенский собор был построен в неовизантийском стиле Воронежским губернским архитектором Афанасьевым и расписан известным мастером Щукиным в 1916 году.

28 мая 1918 года монастырь был разорен красноармейцами, монастырские земли конфискованы, большая часть насельников, кроме игумена и нескольких старцев, покинули монастырь. В 1922 году монастырь был закрыт, а в 1931 году был взорван Воскресенский собор.

В 1997 году пещерный комплекс был передан Воронежской епархии Русской Православной Церкви. В 2003 году по благословению владыки Воронежского Сергия (Фомина) началась подготовка к возрождению монастыря. С 2004 года началось восстановление монастыря. 12 сентября 2004 года была совершена первая Божественная литургия.

2 октября 2013 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение об открытии монастыря

В 2014 году был построен деревянный наземный храм святителя Спиридона Тримифунтского, а в 2015 году – на глубине около 45 метров от вершины горы устроен нижний пещерный храм Святого Духа.

С 27 сентября 2016 года исполняющим обязанности настоятеля монастыря является иеромонах Илия (Ждамиров).

Монастырь испытывает большую нужду в материальной помощи.

В монастыре ведется строительство братских корпусов и планируется закладка Воскресенского храма.

Реквизиты монастыря:

ВОСКРЕСЕНСКИЙ БЕЛОГОРСКИЙ МУЖСКОЙ ЕПАРХИАЛЬНЫЙ МОНАСТЫРЬ

Юр. адрес: 396576, Воронежская обл., Подгоренский р-н, с. Белогорье, ул. Коминтерна, 33а

Факт. адрес: 396576, Воронежская обл., Подгоренский р-он, с. Белогорье, хут. Кирпичи, ул. Ал. Невского, д. 1

Монастырь на Белой горе под Кунгуром (Пермский край) часто называют Уральским Афоном. Это одна из главных православных достопримечательностей Пермского края и Урала.

Гора Белая: чем знаменита?

Белой эту гору прозвали, согласно наиболее распространенному мнению, оттого, что здесь долго не тает снег.

Еще в XVIII веке в этих местах были старообрядческие скиты. Однако «официальная» православная история этого места началась в 1891 году. В память о спасении цесаревича Николая от покушения в Японии на Белой горе установили большой крест (более 10 метров в высоту). В народе его так и прозвали – «Царский».

Белогорский Свято-Николаевский мужской монастырь

Но этим решили не ограничиваться. У православной церкви родилась идея создать на этом возвышенном месте Белогорский Свято-Николаевский мужской монастырь.

История строительства

18 июня 1893 года на Белой горе осветили место под строительство православного храма. Первый деревянный храм был полностью построен уже к концу зимы следующего года. Сразу же начали строить настоятельский и братский корпуса. При монастыре открыли школу для мальчиков-сирот. Однако до революции 1917 года в ней обучились лишь 25 сирот.

Белогорский монастырь занимался активной хозяйственной деятельностью. Монахи занимались хлебопашеством, разводили скот, ловили рыбу, держали пчел. На балансе монастыря было 580 десятин земли. Монастырь имел приличные доходы.

16 сентября 1897 года крестным ходом из столицы сюда приносят сразу пять святых икон. Однако и этот монастырь постиг общий для множества православных церквей рок. 16 ноября 1897 года (т.е. спустя всего-то три года после постройки) деревянный храм внезапно вспыхнул и сгорел в огне.

23 апреля 1901 года – новая напасть. На Белой горе бушевала страшная буря. Сильнейший ветер повалил даже Царский крест. Восстановленный на средства купечества новый крест простоял до 1918 года, когда был свергнут большевиками.

Закладка Крестовоздвиженского собора

Закладка основательного каменного храма – Крестовоздвиженского собора – состоялась лишь 24 июня 1902 года. Храм строили в византийском стиле, на протяжении полутора десятилетий. Крестовоздвиженский собор вмещал в себя аж 8 тысяч прихожан. Любопытно, что стройматериалы производили сами монахи – на монастырском кирпичном заводе.

На торжественной церемонии освящения величественного Крестовоздвиженского собора 7-9 июля 1917 года присутствовало 30 тысяч паломников.

Крестовоздвиженский собор перед революцией

Однако, если обратить внимание на дату, грандиозный собор был построен не ко времени. Спустя несколько месяцев после постройки храма грянула революция. Богатый монастырь сразу же привлек пристальное внимание коммунистов. 12 августа 1918 года большевики сначала жестоко замучили до полусмерти, а затем утопили в реке Каме архимандрита Варлаама. Подобную судьбу разделили и очень многие рядовые монахи Белогорского монастыря.

В 1923 году Белогорский монастырь окончательно закрыли. Сначала здесь мучили репрессированных и раскулаченных, затем отдали монастырские корпуса дому инвалидов.

В 1980 году на Белой горе вновь полыхал огонь, уничтоживший даже купола Крестовоздвиженского собора.

С началом демократических веяний после прихода к власти Горбачева монастырь вернули православной церкви. В 1990-х годах начались неспешные работы по восстановлению монастыря и его главной достопримечательности — Крестовоздвиженского собора.

Маршрут выходного дня

Поездка в Белогорский монастырь — отличный маршрут выходного дня и популярный паломнический тур. Также стоит посмотреть старинные купеческие дома, памятники и другие достопримечательности Кунгура и посетить Кунгурскую ледяную пещеру. Недалеко находится камень Ермак и водопад Плакун.

Ежегодно в середине лета в городе Кунгур проходит зрелищное мероприятие — фестиваль воздухоплавания «Небесная ярмарка Урала».

Как добраться?

Из Перми выезжаем на трассу Пермь-Екатеринбург и едем 72 км до правого отворота на Калинино (57.503587, 56.652579) — он будет сразу после левого отворота на Кыласово. После едем по главной дороге никуда не сворачивая еще 46 км (Троельга, Ерши, Бым, Калинино, Кордон).

Белогорский Свято-Николаевский мужской монастырь Адрес: Пермский край, Кунгурский район, дер. Белая Гора, ул. Монастырская, д.1
Телефоны: +7 (34271) 5-75-35
Электронная почта: uralafon@yandex.ru
Официальный сайт: уралафон.рф

Координаты для GPS-навигатора

57.392208, 56.230288

Белогорский монастырь на карте

Читать также

Безмолвие Белой горы

Грандиозные планы эпичных путешествий в новогодние каникулы пошли насмарку — домочадцы (включая меня) проявили слабость иммунитета и слегли с соплями …
Узнать больше

Куда поехать на длинные выходные 8 марта?

Конечно, эти выходные уж не такие и длинные, если их сравнить с Новогодними праздниками… Но все же, на мой взгляд, …
Узнать больше

Зимний маршрут по Пермскому краю на выходные

Я горжусь, что этот зимний маршрут по Пермскому краю на выходные Наталия Сафонова составляла с порталом «Наш Урал». Маршрут занял четыре …
Узнать больше


В первой части отчета мы осмотрели урочище Белогорье, наземную часть Воскресенского монастыря, расположенного там, получили краткую историческую вводную и остановились у входа в сами Белогорские пещеры. Сегодня мы довольно подробно осмотрим их внутри, а потом вновь выберемся на высокий скалистый берег Дона и еще раз посмотрим на удивительной красоты ландшафты.
02. Главный вход в подземелья ведет через пещерную церковь св. Алесандра Невского. Кстати, да простит меня воцерквлённая публика, но я невольно обратил внимание, что в Белогорском монастыре сорокоуст о здравии стоит 70 рублей, а в Акатовом монастыре в центре Воронежа — 600 руб. Кто-то может объяснить мне почему? Больше святынь внутри, год постройки, может, финансовые издержки на коммунальные услуги… Что формирует цену, так сказать, услуги?

03. Впрочем, я отвлёкся. Буквально в 2004 году, пещерный Александро-Невский храм еще был в запустении, иконостас отсутствовал. Через год он был благоустроен: стены очищены, привезены иконы и церковная утварь.

04. В 2008 году из Александро-Невской Лавры г. Санкт-Петербурга в Белогорский монастырь была передана частица мощей Александра Невского. На фото как раз ковчежец с частицей мощей Александра Невского в посвящённом ему пещерном храме.

05. Богослужения здесь совершаются с апреля по октябрь по пятницам, субботам, воскресеньям и во все великие и двунадесятые праздники. С октября по апрель богослужения проводятся уже на подворье монастыря в Троицкой церкви села Белогорье.
06. Продвигаемся дальше.
За поворотом меркнет дневной свет из открытой двери, а потом и тёплый свет горящих свечей.
07. И вот мы в самой большой по протяженности ходов искусственно вырытой культовой пещере в центральной части России. Общая протяженность пещер ранее составляла 2 км 200 м, в настоящее время сохранились незасыпанными около 900 метров. По мнению специалистов для планировочной структуры пещерных ходов Белогорья характерны частые крестообразные пересечения довольно коротких отрезков коридора.
08. Высота коридоров, вырубленных с помощью тесла на многих участках близка 2м, а в отдельных местах значительно больше.
09. Встречаются места, где отрезки длиной в 20 — 30м, не прерываемые никакими нишами или перекрестками, делают четкий излом под прямым углом. В таких тупиковых отрезках располагались многочисленные молельни или часовни, торец отрезка имеет нишу для иконы.
10. Более чем на половине протяженности ходы идут наклонно.
11. Зачастую с вырезанными меловой породе ступеньками.
12. В сети можно нагуглить план-схему Белогорских пещер за авторством Воронежской секции спелеологии, датируемую 1977 годом. В настоящее время она безнадежно устарела — на ней не показан целый уровень, найденный позже. Этой осенью Виталий Стёпкин, Алексей Гунько и Михаил Леонтьев провели новую топосъёмку Белогорских пещер. Алексей обещал мне показать её в декабре, но публиковать её в сети пока нельзя. Тем не менее, нижеприведённая схема безусловно даёт общее представление о планировке объекта.
13. На снимке ниже хорошо видно, что очищены ещё далеко не все пещерные коридоры.
14. Работы предстоит еще много.
15. В одном из закоулков я обнаружил нехитрые инструменты монашеской братии, восстанавливающей пещеры.
Внимание на мешок с мелом=)
16. Местами плотность «культурного слоя» прямо таки поражает воображение.
17. Впрочем, удивляться особо нечему — я уже видел свежие «автографы» на очищенных стенах.
То есть пока идет экскурсия, кто-то стоит в задних рядах и нагло царапает ключом своё никчемное имя.
18. Поскольку зафиксированная в исторических документах и фактическая протяженность пещерных коридоров разнятся более чем в 2 раза, очевидно предпринимаются и попытки найти/раскопать заваленные ходы. Во время ВОВ пещеры даже взрывали, предполагая, что там засели партизаны.
19. Структура меловой породы.
20. Кельи в Белогорском монастыре в плане квадратные либо прямоугольные и располагаются по стенам коридоров.
На фото хорошо видно, что здесь когда-то даже была установлена деревянная дверь.
21. В некоторых кельях, помимо лежанок, были даже печи с прорубленными дымоходами.
22. Отверстие для дымохода можно наблюдать и в одной из главных достопримечательностей Белогорских пещер — в т.н. Малой цветной комнате. Поскольку это одно из двух помещений всего пещерного комплекса, украшенное резьбой, а когда-то и выкрашенное красной краской, можно выдвинуть гипотезу о нескольких этапах его функционирования. Тем более, что отверстие дымохода явно попортило изначальный орнамент его северо-восточной стены.
23. Малая цветная комната имеет «довольно богатый рельефный декор стен — крупные веерные диски и вытянутые вверх филенки между каннелированными лопатками с выемчатыми шестиугольниками, которые напоминают народную резьбу по дереву» (Плужников В.И. 1985 г.).
24. Цветная комната. Тоже украшена веерными дисками.
В двух боковых стенах вырезаны прямоугольные ниши (немного видны на фото).
25. Есть в Белогорских пещерах и усыпальницы с нишами для погребения. Предполагаемая основательница пещер Мария Шерстюкова хотела, чтобы после смерти её мощи хранились здесь, но поскольку она всё же была мирской (не имела церковного сана) женщиной, то была в итоге похоронена рядом с пещерами. «Предполагаемая» — потому что в дореволюционной литературе есть сведения о наличии в этих местах пещер еще дохристианского периода. Не исключено, что Мария и её сподвижники только реконструировали и расширили древние подземелья, а не вырыли их полностью.
26. Вторая усыпальница предположительно готовилась для ближайшего сподвижника Шерстюковой — Ивана Алексеевича Тищенко, но он так же был похоронен на верху. Обратите внимание на металлический лист на полу — он скрывает провал на нижний уровень пещеры. Когда именно произошло обрушение сказать затрудняюсь.
27. На нижнем уровне есть место, именуемое местными «холодильником». Даже жарким летом здесь около 7 градусов Цельсия.
28. Серега как раз и есть местный житель. Точнее, сейчас он живет в Воронеже, но родом из Белогорья.
Пока мы с Василием фотографировали, рассказывал нам много баек и историй о том, как они тут, будучи пацанами, лазили.
29. К сожалению, все выходы на т.н. «балконы», были закрыты железными дверями и посмотреть с них на Дон не получилось.
Что же, пора выбираться наружу.
30. После почти трёхчасового пребывания под землей, краски природы на поверхности будто бы стали еще ярче.
31. Прощаемся и отправляемся в обратный путь.
32. А вокруг только начинающаяся золотая осень, на которую мы с Васей тут же наваливаемся своими объективами.
33. Внизу вполне себе мирская жизнь. Рыбаки на лодках ловят рыбу, которую распугивают другие лодки.
34. Мел.
35. Серега утомился и спешит к машине (воооон он вдалеке на фото ниже), но мы не никак не можем расстаться с этим простором и пытаемся его законспектировать на матрицы камер.
36. Если кто-то пропустил, по мотивам этой поездки был отдельный пост о наступлении золотой осени.
37. А вот и дорога, ведущая к селу. Нам туда — Сережина мама ждёт исследователей пещер на борщ.
Осталось спуститься с мелового склона вниз.
38. Серега, не изменяя традициям своего детства, делает это почти бегом.
Раз и внизу. Я же довольно долго выбирал места по положе, опасаясь скатиться вниз вместе с фототехникой.
39. Если кто не проникся крутизной (крутостью?) склона вот его же фото снизу.
Такие тропки очень бодрят измождённый непосильной офисной работой организм. Причем, и при подъеме и при спуске примерно одинаково.
40. На десерт общий вид урочища Белогорья. Вот там, за желтеющим ковром из деревьев, и прячется Воскресенский монастырь с его подземельями, но тщетно — внизу уже причалил кораблик с очередной порцией туристов, приплывших на экскурсию из Павловска. И снова отец Амвросий раздаст каждому по свечке и поведёт вниз мимо усыпальниц, цветных комнат, «холодильника» и прочих келий. Ну, а я заканчиваю свой отчет и ставлю очередную галочку в списке посещённых пещер Придонья.
P.S. В этот раз каким-то чудом обошёлся без глобальных исторических выкладок, но, на самом деле, материала о Белогорских пещерах, пожалуй, больше чем о каких либо ещё. Всем желающим глубже изучить их историю, предлагаю к посещению два сайта, полностью посвящённым истории Белогорских пещер и их, повторюсь, предполагаемым основателям: http://pecherib.narod.ru/2.htm (на главную не ходите — там кто-то разместил какую-то рекламную шнягу) и http://pavlovsk.h1.ru/kraeved/pg-let/let.htm
Ещё из цикла постов о пещерах Придонья:

Дивногорье Костомарово Холки Шатрище Пещера Ухо

Копипастерам напоминаю, что при перепечатке фотографий и текста активная ссылка на источник обязательна. Без noindex и nofollow.
Бумажные и электронные СМИ должны предварительно связаться со мной.

По трассе М-4, севернее посёлка Александровка-Донская (Павловского района) покинуть трассу и ехать до посёлка Белогорье, далее до хутора Кирпичи (13,5 км) и от этого хутора проехать 1,5 км., вы подъедете к Белогорскому монастырю. Дорога узкая, но асфальтированная до самого монастыря. Перед воротами имеется большой паркинг. Старые постройки разрушены и разграблены. Сейчас, на территории монастыря стоит современная деревянная Церковь Спиридона Тримифунтского, постройки для обитателей монастыря. Есть на территории мини ларёк, написано обьявление, что здесь продают монастырскую выпечку и чай, но в зимнее время всё было закрыто. Мы обратились к монахам с просьбой, показать нам пещеры, но после утреннего молебна они из церкви шли на трапезу и попросили подождать. Всё верно, но был не тёплый февраль и ветренно. Мы попытались зайти в церковь, но она уже была на замке. Вероятно миряне не всегда ведут себя корректно в таких местах. Основательно продрогли, ожидая начала осмотра. Через пол часа мы пошли к пещерам, спустивгись по ступенькам к входу в Пещерный храм св.кн. Александра Невского. Можно было ходить по всем этажам пещер и это занимает определённое время, но мы попросили о непродолжительной экскурсии и нам её провели. Рассказали историю этих пещер, о тяжелых временах гонения на религию, историю возраждения пещер и планах на восстановление (строительство) первоначальных соборов. Мы посетили монастыри в Костомарово и Дивногорье, но здесь пещеры намного шире и выше, и ходить здесь было гораздо удобнее. Экскурсия очень понравилась. Было интересно и познавательно. Зимнее время года не испортило красоту панорамы на окрестности, вокруг монастыря. Увиденное здесь достойно, чтобы посетить это место.…

Воронежская область может похвастаться сразу несколькими пещерными монастырями. Если вы никогда не были в храмах, вырубленных в скале, то Воронежская область отличное место, чтобы первый раз их увидеть. Когда-то подобных монастырей в Придонье было довольно много, но до наших дней в хорошем состоянии сохранилось лишь три. Как правило, туристы отправляются в Дивногорье и Костомарово, а вот до Белогорья добираются значительно реже. Конечно, с точки зрения красоты, Белогорье проигрывает своим собратьям, но с точки зрения истории, архитектуры и спокойствия, ничуть им не уступает. Мы посетили все три пещерных обители и решили, что каждая из них заслуживает отдельной большой статьи. Итак, сегодня речь о пещерном Воскресенском монастыре в Белогорье.

Белогорский Воскресенский монастырь в Воронежской области

Как добраться до Белогорского монастыря Воронежской области

Монастырь расположился в селе Белогорье рядом с хутором Кирпичи. Добираться до него удобнее всего на машине. Если вы едете со стороны Москвы по трассе М-4 «Дон», то вам нужно, не доезжая Павловска около 15 км, повернуть направо до Белогорья, а затем до хутора Кирпичи около 3 км. Если вы едете со стороны Ростова, то после Павловска будет указатель на Белогорье (слева).

Как добраться до Белогорского монастыря

Для тех, кого не останавливают трудности общественного транспорта, расскажем как добраться до Белогорского пещерного монастыря на нем. Отправляетесь с железнодорожного вокзала «Воронеж» до станции «Подгорное», а затем любым автобусом на Павловск. Выйти нужно, не доезжая Павловска, в селе Белогорье. Готовьтесь к долгой пешей прогулке.

Информация для паломников и экскурсии по монастырю

Прогуляться по территории монастыря вы можете самостоятельно и совершенно бесплатно, но если хочется попасть в пещеры, то нужно брать экскурсию, которую проводят насельники монастыря. На дверях пещеры и храмов висят телефоны, куда обращаться.

Информация об экскурсиях на дверях храма Александра Невского

Богослужения в пещерном храме Александра Невского проходят с апреля по октябрь по пятницам, субботам, воскресеньям, а также во все великие и двунадесятые праздники. С октября по апрель богослужения проводятся на подворье монастыря в Троицком храме села Белогорье или в деревянном храме Святого Спиридона Тримифунтского. Традиционные крестные ходы:

  • 29 июля — 1 августа. Маршрут: Воскресенский Белогорский мужской монастырь – Белогорье — Верхний Карабут (ночевка) — Колодежное (ночевка) — Костомаровский Спасский женский монастырь. Протяженность — 40 км. Возможность размещения на ночлег нужно уточнять заранее.
  • 12 сентября. Маршрут: Воскресенский Белогорский пещерный монастырь — источник святого благоверного князя Александра Невского.

Внутри храма Святого Спиридона

История Белогорского Вознесенского монастыря

Очень часто паломники, которые посещают Белогорский Вознесенский мужской монастырь не первый раз, называют его «место, избранное Богом». Нерелигиозные люди назовут это преувеличением, но сложно спорить с тем, что здесь удивительно сплелись воедино и красивейшая природа, и необыкновенная история жизни людей, и какая-то особая Божия воля.

Белогорский Вознесенский мужской монастырь в Воронежской области

История монастыря в Белогорье зародилась на рубеже царствования двух императоров Павла I и Александра I в 1796 году. И, как это не парадоксально, основала мужскую обитель женщина. В 1740 году в небольшом уездном городке Бирюч в семье украинского переселенца Константина Босого родилась дочь, которую назвали Марией. С раннего детства девочка заявила, что хочет служить Богу и пойдет в монахи, но родители решили иначе. Семья переезжает в Белогорье, где в 25 лет девочку выдают замуж за местного военного Самуила Шерстюкова. Но брак не заладился — муж пил, не просыхая, и допился до смерти, оставив Марию с двумя детьми в крайней нищете. Содержать семью самостоятельно Мария не может, поэтому отдает сыновей в услужение.

Мария Шерстюкова — основательница пещерной обители в Белогорье

После того, как дети были пристроены, сорокапятилетняя вдова пустилась во все тяжкие: бродяжничество, разврат, попрошайничество, пьянство. Чтобы заработать деньги на алкоголь, начинает ворожить, колдовать, в общем, то, что сейчас называется мошенничеством. Спустя пять лет подобной жизни Мария случайно забрела в одну из меловых естественных пещер, где задумалась о своем положении, жизни, осознала безнадежность и обратилась впервые за много лет к Богу. В полном одиночестве она отправилась пешком за своим спасением в Киево-Печерскую лавру, в которой провела почти год, ежедневно посещая пещеры, службы, исповедуясь. Мария глубоко раскаялась и получила благословение от духовника на богоугодные труды, постоянную молитву и повторение подвигов пещерокопателей.

На территории Белогорского монастыря

Возвратившись в Белогорье, она в безмолвии и строгом воздержании начала копать пещеру на правом берегу Дона недалеко от хутора Кирпичи. На тот момент Шерстюковой исполнилось 56 лет. Усмотрев в возвращении Марии недобрый знак, сначала всполошилось местное население, потом священство, а затем и местная власть. Пещеры заваливали, Марию арестовывали и предавали суду, письма и доносы доходили до министра духовных дел и просвещения Голицына, а там и до императора.

В итоге пещерокапательница вместе со своими первыми сподвижниками перебралась ниже по течению Дона, туда, где их труды были недоступны людям. Но вместо опалы от руководства страны к Марии пришла известность и на смену подозрениям и ненависти пришли поддержка и уважение. Вместо порицания, государь приказал выделить Шерстюковой 2500 рублей на строительство пещерного храма. В знак благодарности было решено освятить храм в честь небесного покровителя императора — святого благоверного князя Александра Невского.

Вход в пещерный храм Александра Невского в Белогорском монастыре

30 августа 1819 года храм был освящен, таинство совершил протоиерей Афиноген Печерский. Число единомышленников и сторонников пещерокопательницы увеличилось, а вместе с тем росло и число помощников. Подвиг Марии Шерстюковой продолжался более 20 лет, за это время протяженность пещер достигла 212 метров. 22 июня 1822 года в возрасте 82 лет Мария умерла и была похоронена на территории обители.

На этом месте находилась усыпальница Марии Константиновны Шерстюковой

После смерти первой воронежской пещерокопательницы популярность пещерного подвижничества упала, снова появились противники. К счастью, пещеры продолжили жизнь, но теперь разделились на старые (212 метров, выкопанных при жизни Шерстюковой) и новые (все, что было вырыто после ее смерти). Длина новых пещер значительно превышает старые. Среди тех, кто продолжил дело Марии, нельзя не рассказать об Иване Алексеевиче Тищенко, он ненадолго ее пережил, но был одним из самых верных ее единомышленников. Он собственноручно выкопал значительную часть старых пещерных ходов.

Иван Алексеевич Тищенко — один из сподвижников пещерокопательницы Марии

После его смерти, его похоронили рядом с Марией на вершине пещерной горы. После закрытия монастыря в 1922 году останки старцев были изъяты из склепов и осквернены.

То, что осталось от разграбленной усыпальницы Шерстюковой и Тищенко

Постепенно пещеры росли, а количество паломников увеличивалась. В 1820-1870-х годах число пещерных отшельников выросло с четырех до 25 человек. Пещерное отшельническое житие стало все больше походить на монастырь, здесь появился сад, огород, пасека, хозяйственные наземные постройки. Храмы же оставались в пещерах и здесь не прекращались службы. Еще при жизни Шерстюковой из Киево-Печерской лавры в дар пещерокопателям была передана икона «Мария благую часть избра». Несмотря на то, что в пещерах всегда довольно высокая влажность, икона сохранилась в них без каких-либо повреждений.

Одна из икон Белогорского монастыря

Стараниями отшельника Ивана Николаевича Васильченко в Белогорье на пожертвования была сооружена каменная колокольня, а также вырос настоящий городок для подвизающихся (волонтеров, которые пришли в молитве и труде получить успокоение души). Но все это было лишь общество людей, объединенных идеей копания пещер. Вопрос о преобразовании пещер в монастырь был поднят только во второй половине XIX века. С 1866 года пещеры были приписаны к Успенского Дивногорскому мужскому монастырю как скит. С этих пор началась новая страница в истории Белогорских пещер, вопрос об образовании самостоятельного монастыря был пока отложен.

Один из корпусов наземной части Белогорского монастыря

Деревянный храм Святого Спиридона Тримифунтского

Монастырь был учрежден указом Святейшего Синода в 1882 году, еще до основания обители настоятелем Белогорского скита был назначен иеромонах Петр. При нем был заложен главный храм монастыря — Воскресенский, укрепилось и набирало обороты хозяйство, был учрежден приют для мальчиков-сирот и многое другое. К началу XX века число монашеской братии составляло около двадцати человек еще более полусотни человек жили постоянно в монастыре в качестве трудников.

Последним настоятелем Воскресенского Белогорского монастыря был игумен Поликарп, который завершил строительство Воскресенского храма. Автором стал известный губернский архитектор Афанасьев, а росписи сделать не менее известный Щукин в 1916 году. Протяженность пещер к этому моменту значительно превышала два километра. Особой гордостью Воскресенского монастыря стал уникальный колодец, который был вырыт в меловой горе. Его глубина составила более 80 метров, а диаметр 3 метра.

Белогорский Воскресенский мужской монастырь в начале XIX столетия

Начало XX века было трудным для всех российских монастырей, пришла рьяная коммунистическая борьба с Богом и на Белогорские земли. В самой деревне Белогорье до основания были уничтожены Преображенский и Троицкий храмы, досталось и монастырю: он был закрыт, братия разогнана, те, кто сопротивлялся, были посажены, все наземные сооружения разобрали на стройматериалы, храмы взорваны. Вся церковная утварь, иконы, святыни были конфискованы, даже мощи Марии и Иоанна были сначала осквернены, а потом и вовсе бесследно исчезли. На месте красивейшей пещерной обители был построен зерноток.

На территории Белогорского монастыря

За годы советской власти пещеры пришли в ужасное состояние: они разрушались от времени, пострадали в годы войны, а тысячи праздных «туристов» считали свои долгом оставить наскальную живопись на стенах подземных храмов. В настоящее время пещеры частично завалены и осквернены. Если раньше длина пещер составляла более 2 км, то сейчас это 995 метров. За последний десяток лет стараниями монашеской братии удалось привести в порядок лишь 200 метров пещер.

Пещеры Белогорского монастыря

К счастью советские времена канули в лету и на столетие прославления преподобного Серафима Саровского было предпринято первое усилие по возрождения Белогорского монастыря. 12 сентября 2004 года на праздник перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского в Белогорском монастыре была совершена первая за несколько десятков лет Божественная литургия.

Белогорский Воскресенский монастырь в Воронежской области

Уже в 2005 году были частично расчищены помещения пещерной системы, проведена предварительная реставрация храма Александра Невского. Осенью того же года в пещерный храм была передана частица мощей святого благоверного князя. Начиная с 2006 года службы в церкви становятся регулярными.

Одна из святынь Белогорского монастыря, а их здесь много

Вход в пещерный храм Александра Невского

Восстановительные работы на территории Белогорского монастыря

Мы посетили монастырь весной 2018 года во время возвращения из нашего очередного автомобильного путешествия по Краснодарскому краю. Если вы просто путешественник, которые любит интересные места, то обязательно стоит сюда заехать по дороге на юг. Если вы верующий человек, то лучше организовать свою личную паломническую поездку, в рамках которой посетить еще Кастомаровский и Дивногорский монастыри.

Эта статья была украдена с сайта http://poznamka.ru…

Нам не удалось побывать в пещерной части монастыря, о чем мы очень жалеем, но были ограничены по времени и пришлось выбирать пещеры Белогорья или Дивногорский монастырь, выбор пал на последний.

Белогорский монастырь

Белогорский Воскресенский монастырь — удивительное место, в котором переплелись и история, и судьбы людей, и красивейшая природа. Сейчас популярность монастыря набирает обороты, сюда приезжают и туристы с экскурсиями, и паломнические группы, хочется верить, что это принесет финансирование обители и монашеская братия продолжит свой тяжелый труд по восстановлению монастыря. Почему-то кажется, что нерасчищенные более километра пещер таят в себе много тайн и открытий.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *