Описание

Картина «Белое распятие» подчёркивает страдания Иисуса и евреев. По сторонам происходят различные насильственные действия, такие как сжигание синагог, домов и захват евреев. В центре показано распятие Иисуса, одетого в талес вместо тернового венца и саван, как символ того, что он еврей. Фигура распятого Иисуса, изображённая на фоне цвета слоновой кости, простирается над миром, который подвергается разрушениям. У его ног горит семисвечный светильник. В верхней части картины показаны ветхозаветные персонажи, которые плачут, увидев, что происходит внизу. На переднем плане показана текущая зеленая фигура с мешком за плечами. Эта фигура, которая появляется в нескольких работах Шагала, интерпретируется как любой еврейский путешественник или пророк Илья. В середине композиции показана лодка, которая ассоциируется с надеждой на спасение от нацистов.

В верхней правой части картины показан флаг Литвы. Литва в это время была еще независимым государством. Кроме того, в верхней левой части картины есть красные флаги коммунизма. Преследование евреев было не только нацистским феноменом. Флаги на картине дают намёк на антисемитизм в этих странах. Печальная еврейская серьезность здесь смыкается с простодушной серьезностью французского примитивизма.

В картину было внесено два изменения: свастика на повязке воина, который сжигает синагогу, закрашена, а также слова «Ich bin Jude» (рус. Я еврей) на плакате на шее человека.

Это любимая картина папы римского Франциска.

Петербург

Марку очень хотелось обучаться дальше изобразительному искусству, он просил отца дать ему денег на учёбу в Петербурге. Тот швырнул сыну 27 рублей, налил себе чаю и самодовольно потягивая, сказал, что больше нет и ни копейки он ему больше не пришлёт.

В Петербурге Марк стал обучаться в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, где занимался два сезона. Школой этой руководил русский художник Николай Рерих, Шагала взяли на третий курс без сдачи экзаменов.

После Рисовальной школы он продолжил обучаться живописи в частной школе. Двое его витебских друзей тоже учились в Петербурге, благодаря им Марк стал вхож в круг молодых интеллигентов, поэтов и художников. Шагал жил очень бедно, на жизнь ему приходилось день и ночь зарабатывать, трудясь в качестве ретушера.

Здесь в Петербурге Шагал написал две свои первые знаменитые картины «Смерть» и «Рождение». И ещё у Марка появился первый почитатель творчества – знаменитый в то время адвокат и депутат Госдумы Винавер М. М. Он приобрёл у начинающего художника два полотна и дал стипендию для поездки в Европу.

Жизнь за границей

В 1922 году с женой и дочерью Шагал эмигрировал из России, сначала они уехали в Литву, потом в Германию. В 1923 году семья переехала в Париж, где через 14 лет художнику дали гражданство Франции.

В период Второй мировой войны он по приглашению американского Музея современного искусства уехал в США подальше от оккупированной нацистами Франции, вернулся он в Европу лишь в 1947 году.

В 1960 году художника наградили премией Эразма.

С середины 60-х годов Шагал увлёкся мозаикой и витражами, скульптурой, шпалерами, керамикой. Он разрисовывал парламент Иерусалима и Парижскую Гранд-оперу, Метрополитен-оперу в Нью-Йорке и Национальный банк в Чикаго.

В 1973 году Марк приезжал в СССР, где посетил Москву и Ленинград, в Третьяковке состоялась его выставка, он подарил галерее несколько своих произведений.

В 1977 году Шагал получил наивысшую французскую награду – Большой крест Почётного легиона. В год 90-летия Шагала выставка его произведений прошла в Лувре.
Марк умер во Франции 28 марта 1985 года, где он и похоронен на кладбище прованского городка Сен-Поль-де-Ванс.

Биография

Портрет молодого Шагала кисти его учителя Пэна (1914) Дом Марка Шагала, Витебск, Белоруссия

Мовша Хацкелевич (впоследствии Моисей Хацкелевич и Марк Захарович) Шагал родился 24 июня (6 июля) 1887 года в районе Песковатика на окраине Витебска, был старшим ребёнком в семье приказчика Хацкеля Мордуховича (Давидовича) Шагала (1863—1921) и его жены Фейги-Иты Менделевны Черниной (1871—1915). У него был один брат и пять сестёр. Родители поженились в 1886 году и приходились друг другу двоюродными братом и сестрой. Дед художника, Довид Еселевич Шагал (в документах также Довид-Мордух Иоселевич Сагал, 1824—?), происходил из местечка Бабиновичи Могилёвской губернии, а в 1883 году поселился с сыновьями в местечке Добромысли Оршанского уезда Могилёвской губернии, так что в «Списках владельцев недвижимого имущества города Витебска» отец художника Хацкель Мордухович Шагал записан как «добромыслянский мещанин»; мать художника происходила из Лиозно. Семье Шагалов с 1890 года принадлежал деревянный дом на Большой Покровской улице в 3-й части Витебска (значительно расширенный и перестроенный в 1902 году с восемью квартирами на сдачу). Значительную часть детства Марк Шагал провёл также в доме своего деда по материнской линии Менделя Чернина и его жены Башевы (1844—?, бабушки художника со стороны отца), которые к тому времени жили в местечке Лиозно в 40 км от Витебска.

Получил традиционное еврейское образование на дому, изучив древнееврейский язык, Тору и Талмуд. С 1898 по 1905 год Шагал учился в 1-м Витебском четырёхклассном училище. В 1906 году учился изобразительному искусству в художественной школе витебского живописца Юделя Пэна, затем переехал в Петербург.

Автопортрет, 1914

Из книги Марка Шагала «Моя жизнь»:

Захватив двадцать семь рублей — единственные за всю жизнь деньги, которые отец дал мне на художественное образование, — я, румяный и кудрявый юнец, отправляюсь в Петербург вместе с приятелем. Решено! Слёзы и гордость душили меня, когда я подбирал с пола деньги — отец швырнул их под стол. Ползал и подбирал. На отцовские расспросы я, заикаясь, отвечал, что хочу поступить в школу искусств… Какую мину он скроил и что сказал, не помню точно. Вернее всего, сначала промолчал, потом, по обыкновению, разогрел самовар, налил себе чаю и уж тогда, с набитым ртом, сказал: «Что ж, поезжай, если хочешь. Но запомни: денег у меня больше нет. Сам знаешь. Это всё, что я могу наскрести. Высылать ничего не буду. Можешь не рассчитывать».

В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс). В 1909—1911 г. продолжает занятия у Л. С. Бакста в частной художественной школе Е. Н. Званцевой. Благодаря своему витебскому приятелю Виктору Меклеру и Тее Брахман, дочери витебского врача, также учившейся в Петербурге, Марк Шагал вошёл в круг молодой интеллигенции, увлечённой искусством и поэзией. Тея Брахман была образованной и современной девушкой, несколько раз она позировала Шагалу обнажённой. Осенью 1909 года во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек — школе Герье в Москве. Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника. «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я — вдруг озаряет меня! Она молчит, я тоже. Она смотрит — о, её глаза! — я тоже. Как будто мы давным-давно знакомы, и она знает обо мне всё: моё детство, мою теперешнюю жизнь, и что со мной будет; как будто всегда наблюдала за мной, была где-то рядом, хотя я видел её в первый раз. И я понял: это моя жена. На бледном лице сияют глаза. Большие, выпуклые, чёрные! Это мои глаза, моя душа. Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. Я вошел в новый дом, и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят её «выпуклые чёрные глаза». Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин.

В мае 1911 года Шагал на полученную от Максима Винавера стипендию поехал в Париж, где продолжил учиться и познакомился с жившими во французской столице художниками и поэтами-авангардистами (с супругами Соня и Робер Делоне, А. Лот, Г. Аполлинер, М. Жакоб, Р. Канудо и др.). В этот период началась его дружба с поэтом Блезом Сандраром (он говорил по-русски); когда спустя много лет Шагала попросили назвать самые значительные события в его жизни, он ответил: «Моя встреча с Сандраром и русская революция». Так как стипендии хватало, в первой половине 1912 года Шагал переехал в знаменитый «Улей» — дом в котором находились жилые помещения и мастерские художников. Участвовал в Осеннем салоне, который открылся 1 октября 1912 года, на котором более половины всех работ были написаны в кубистической манере. Несмотря на некоторое влияние кубизма на Шагала (он занимался в «Academie de la Palette», где доминировало это художественное направление) уже критик Я. А. Тугендхольд, который жил в тот период в Париже, отметил отличие шагаловских работ от «надуманных» полотен других кубистов: «Среди русской молодежи внимание останавливают на себе работы Шагала. Висящие в зале кубистов, где всё так надуманно и непонятно, они также поражают своей иррациональностью, но такой иррациональностью, которая психологически вполне убедительна». По свидетельству И. Г. Эренбурга: «Это было время расцвета кубизма, влияние которого было настолько велико, что даже Шагал, этот поэт местечек Белоруссии, много взявший у маляров, расписывавших вывески парикмахерских или фруктовых лавчонок, на короткий срок заколебался». В начале 1913 года состоялась первая персональная выставка Шагала в «Академии Марии Васильевой», а в сентябре его картины выставляются в Первом Немецком Осеннем Салоне в Берлине, откуда Шагал уехал в Россию. В Париже он впервые начал использовать личное имя Марк.

Летом 1914 года художник приехал в Витебск, чтобы встретиться с родными и повидать Беллу. Но началась война, и возвращение в Европу отложилось на неопределённый срок. 25 июля 1915 года состоялась свадьба Шагала с Беллой. В 1916 году у них родилась дочь Ида, впоследствии ставшая биографом и исследователем творчества своего отца.

Дача, 1917. Национальная картинная галерея Армении

В сентябре 1915 года Шагал уехал в Петроград, поступил на службу в Военно-промышленный комитет. В 1916 году Шагал вступил в Еврейское общество поощрения художеств, в 1917 году с семьей возвратился в Витебск. После революции его назначили уполномоченным комиссаром по делам искусств Витебской губернии. 28 января 1919 года Шагалом было открыто Витебское художественное училище.

В 1920 году Шагал уехал в Москву и поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой. По рекомендации А. М. Эфроса устроился работать в Московский Еврейский камерный театр под руководством Алексея Грановского. Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары». В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала. В 1921 году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке.

В 1922 году вместе с семьей уехал сначала в Литву (в Каунасе прошла его выставка), а затем в Германию. Осенью 1923 года по приглашению Амбруаза Воллара семья Шагала уехала в Париж. В 1937 году Шагал получил французское гражданство.

В 1941 году руководство Музея современного искусства в Нью-Йорке пригласило Шагала переселиться из контролируемой нацистами Франции в США, и летом 1941 года семья Шагала приехала в Нью-Йорк. После окончания войны Шагалы решили вернуться во Францию. Однако 2 сентября 1944 года Белла умерла от сепсиса в местной больнице; спустя девять месяцев художник написал две картины в память о любимой жене: «Свадебные огни» и «Рядом с ней».

Отношения с Вирджинией Макнилл-Хаггард, дочерью бывшего британского консула в США, начались, когда Шагалу было 58 лет, Вирджинии — 30 с небольшим. У них родился сын Дэвид (в честь одного из братьев Шагала) Макнилл. В 1947 году Шагал приехал с семьёй во Францию. Через три года Вирджиния, забрав сына, неожиданно убежала от него с любовником.

12 июля 1952 года Шагал женился на «Ваве» — Валентине Бродской, владелице лондонского салона моды и дочери известного фабриканта и сахарозаводчика Лазаря Бродского. Но музой всю жизнь оставалась только Белла, он до самой смерти отказывался говорить о ней как об умершей.

В 1960 году Марк Шагал стал лауреатом премии Эразма.

С 1960-х годов Шагал в основном перешёл на монументальные виды искусства — мозаики, витражи, шпалеры, а также увлекся скульптурой и керамикой. В начале 1960-х годов по заказу правительства Израиля Шагал создал мозаики и шпалеры для здания парламента в Иерусалиме. После этого успеха он получил множество заказов на оформление католических, лютеранских храмов и синагог по всей Европе, Америке и в Израиле.

В 1964 году Шагал расписал плафон парижской Гранд Опера по заказу президента Франции Шарля де Голля, в 1966 году создал для Метрополитен-опера в Нью-Йорке два панно, а в Чикаго украсил здание Национального банка мозаикой «Четыре времени года» (1972). В 1966 году Шагал переехал в построенный специально для него дом, служивший одновременно и мастерской, расположенный в провинции Ниццы — Сен-Поль-де-Вансе.

В этот период Шагал создаёт гравюры к книгам «Дафнис и Хлоя» («Daphnis et Chloé») Лонга (1962), «Марк Шагал. Стихотворения» («Marc Chagall. Poe`mes», 1969), «Антимемуары» («Antimémoires») А. Мальро (1970), «Феерия и королевство» («La Féerie et le Royaume») К. Бурникеля (1972), «Одиссея» («L’Odyssee») Гомера (1974), «Буря» («The Tempest») Шекспира (1975), «Тот, кто говорит нечто, ничего не говоря» («Celui qui dit les choses sans rien dire») Л. Арагона (1975), «И на земле» («Et sur la terre») А. Мальро (1977), «Псалмы Давида» («Psaumes de David», 1978), а также цикл офортов «Цирк» («Cirque», 1967).

В 1973 году по приглашению Министерства культуры Советского Союза Шагал посетил Ленинград и Москву, от предложения посетить Витебск отказался. Ему организовали выставку в Третьяковской галерее. Художник подарил Третьяковке и Музею изобразительных искусств им. А. С. Пушкина свои работы.

В 1977 году Марк Шагал был удостоен высшей награды Франции — Большого креста Почётного легиона, а в 1977—1978 году была устроена выставка работ художника в Лувре, приуроченная к 90-летию художника. Вопреки всем правилам, в Лувре были выставлены работы ещё живущего автора.

Шагал скончался 28 марта 1985 года в Сен-Поль-де-Вансе. Похоронен на местном кладбище. До конца жизни в его творчестве прослеживались «витебские» мотивы. Существует «Комитет Шагала», в состав которого входят четыре его наследника. Полного каталога работ художника нет.

В 1997 году была проведена первая выставка художника в Белоруссии.

Семья

  • Первая жена — Белла Розенфельд (15 декабря 1889 или 1895 — 2 сентября 1944). Её старший брат, математик Исаак Самуилович Розенфельд (1879—1978), был с 1905 года женат на художнице-авангардистке Саре Исааковне Дымшиц.
    • Единственная дочь Ида, биограф отца; первый брак (Мишель Горди) бездетный, во втором (искусствовед Франц Мейер) — трое детей.
  • Вирджиния Хаггард (официально в отношениях не состояла) — мать единственного сына Шагала, Дэвида МакНила, писателя и музыканта.
  • Вторая жена (с 1952) — Валентина Григорьевна Бродская (1905—1993).

Творчество Шагала

Основным направляющим элементом творчества Марка Шагала выступает его национальное еврейское самоощущение, неразрывно связанное для него с призванием. «Если бы я не был евреем, как я это понимаю, я не был бы художником или был бы совсем другим художником», — сформулировал он свою позицию в одном из эссе.

От своего первого учителя Юделя Пэна Шагал воспринял представление о национальном художнике; национальный темперамент нашёл выражение и в особенностях его образного строя. Художественные приёмы Шагала основаны на визуализации поговорок на идиш и воплощении образов еврейского фольклора. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое Семейство», 1910, Музей Шагала; «Посвящение Христу» /»Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк, «Белое распятие», 1938, Чикаго) — принцип, которому он остался верен до конца жизни.

Помимо художественного творчества, Шагал на протяжении всей жизни публиковал стихотворения, публицистические эссе и мемуаристику на идише. Часть из них переводились на иврит, белорусский, русский, английский и французский языки.

Роспись плафона парижской Оперы Гарнье

Плафон, расположенный в зрительном зале одного из зданий парижской оперы, — Оперы Гарнье, был расписан Шагалом в 1964 году. Заказ на роспись 77-летнему Шагалу сделал в 1963 году министр культуры Франции Андре Мальро. Было много возражений против того, чтобы над французским национальным памятником работал еврей — выходец из России, а также против того, чтобы здание, имеющее историческую ценность, расписывал художник с неклассической манерой письма.

Шагал работал над проектом около года. В результате было израсходовано приблизительно 200 кг краски, а площадь холста занимала 220 м². Плафон был прикреплён к потолку на высоте более 21 м.

Плафон был разделён художником цветом на пять секторов: белый, синий, жёлтый, красный и зелёный. В росписи прослеживались основные мотивы творчества Шагала — музыканты, танцоры, влюблённые, ангелы и животные. Каждый из пяти секторов содержал сюжет одной или двух классических опер, либо балета:

  • Белый сектор — «Пеллеас и Мелисента», Клод Дебюсси
  • Синий сектор — «Борис Годунов», Модест Мусоргский; «Волшебная флейта», Вольфганг Амадей Моцарт
  • Жёлтый сектор — «Лебединое озеро», Пётр Чайковский; «Жизель», Шарль Адан
  • Красный сектор — «Жар-птица», Игорь Стравинский; «Дафнис и Хлоя», Морис Равель
  • Зелёный сектор — «Ромео и Джульетта», Гектор Берлиоз; «Тристан и Изольда», Рихард Вагнер

В центральном круге плафона, вокруг люстры, предстают персонажи из «Кармен» Бизе, а также персонажи опер Людвига ван Бетховена, Джузеппе Верди и К. В. Глюка.

Роспись плафона украшают также парижские архитектурные достопримечательности: Триумфальная арка, Эйфелева башня, Бурбонский дворец и Опера Гарнье. Расписанный плафон был торжественно представлен зрителям 23 сентября 1964 года. На открытии присутствовало более 2000 человек.

  • Дом Марка Шагала в Витебске, Беларусь

Издания работ

  • Каменский А. А. Марк Шагал и Россия. — М.: Знание, 1988. — 56 с.
  • Марк Шагал. Альбом / вступ. ст. Д. В. Сарабьянова. — М.: Изобразительное искусство, 1988. — 46 с.
  • Апчинская Наталия. Марк Шагал. Графика. — М.: Советский художник, 1990. — 224 с. — 25 000 экз. — ISBN 5-269-00300-7.
  • Марк Шагал. Альбом / вступ. ст. Д. В. Сарабьянов. — Усть-Илимск: Сибирь, 1992. — 46 с.
  • Сарабьянов Д. В., Антонова И. А., Вознесенский А. А., Бессонова М. А. Шагал. Возвращение мастера / Под ред. М. А. Бессоновой; вступ. статья А. А. Вознесенского. — М.: Советский художник, 1988. — 326 с. — (По материалам выставки в Москве к 100-летию со дня рождения художника). — 25 000 экз. — ISBN 5-269-00235-3.
  • Шагал М. З. Ангел над крышами. Стихи. Проза. Статьи. Выступления. Письма / Сост., авт. предисл., коммент., пер. с идиша Л. Беринский. — М.: Современник, 1989. — 224 с. — 50 000 экз. — ISBN 5-270-00677-4.
  • Шагал М. З. Моя жизнь. — М.: Эллис Лак, 1994. — 208 с.
  • Шагал М. З. Моя жизнь. — М.: Азбука, 2000. — 416 с. — 5000 экз. — ISBN 5-267-00200-3.
  • Марк Шагал. Здравствуй, Родина! / Третьяковская галерея. — Сканрус, 2005. — 352 с. — ISBN 5-93221-072-9.
  • Марк Шагал об искусстве и культуре / Под ред. Б. Харщава. — М.: Текст, 2009. — 320 с. — (Чейсовская коллекция). — 3500 экз. — ISBN 978-5-7516-0768-5.
  • Каменский А. А. Марк Шагал. Художник из России. — М.: Трилистник, 2005. — 304 с. — ISBN 5-89480-086-2.
  • Каменский М. А. Александр Каменский пишет о Шагале. (К 90-летию Александра Абрамовича Каменcкого) // Марк Шагал и Петербург: жизнь, творчество, наследие : Материалы международного симпозиума. — СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2008. — С. 97—101.
  • Березанская М. Марк Шагал От мифа к эпосу, М.:БуксМААрт, 2019, — 320 с. — isbn =978-5-906190-67-3.

> См. также

  • Музей Марка Шагала в Витебске
  • Витебский музей современного искусства
  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Шагал, Марк Захарович // Энциклопедия «Кругосвет».
  2. https://bigenc.ru/fine_art/text/4689586
  3. Владимир Денисов «Неизвестные страницы биографии Марка Шагала витебского периода»
  4. Власти Петербурга лишили Марка Шагала отчества
  5. Meyer Fr. Marc Chagall. Life and Work. New-York, 1963. P.27.
  6. Шагал и Витебск. — Минск: Беларусь, 2008. — 90 с. — ISBN 978-985-01-0783-1.
  7. Шагал, Марк Захарович (Chagall, Marc Zakharovich), картины Шагал, биография Шагал — Живопись, Картины Художника
  8. «Хацкель Давидович Сагал, Бабиничский мещанин Могилёвской губернии» (1874).
  9. Витебская энциклопедия
  10. Юлия Степанец «Из истории семьи Шагалов»
  11. Воспоминания Г. Я. Юдина
  12. Людмила Хмельницкая «Марьяся Шагал: до и после революции»
  13. Яви мне мой путь
  14. Начало пути
  15. Владимир Денисов «Неизвестные страницы биографии Марка Шагала витебского периода»: Бабиновичи до 1840 года были уездным городом, затем относились к Оршанскому уезду Могилёвской губернии.
  16. Довид Иоселевич Сагал (1874)
  17. Юлия Степанец «Из истории семьи Шагалов: новые архивные документы»
  18. Тематический перечень документов к виртуальной выставке, посвящённой 125-летию со дня рождения Марка Шагала
  19. Сведения о городских недвижимых имуществах в III части Витебска (1904): «Домовладелец — Шагал Хацкель Мордухович, мещанин. Краткое описание имущества: 1-этажный жилой деревянный дом; 1-этажный каменный жилой дом; 1-этажный деревянный жилой дом во дворе. Собственной земли 130 кв. саж.»
  20. В книге воспоминаний «Мой мир» Марк Шагал указывает, что после смерти деда со стороны отца, бабушка Башева (мать отца) вышла вторым браком замуж за деда Шагала со стороны матери Менделя Чернина (1818—1890); в их доме в Лиозно будущий художник и провёл значительную часть своего детства.
  21. Владимир Денисов «Неизвестные страницы биографии Марка Шагала витебского периода»: В «Списке лиц, желающих поступить в Витебское городское училище в 1898 году» под № 62 значился Шагал Мовша Хацкелев, мещанин, вероисповедания иудейского, родившийся 24 июня 1887 г.
  22. Тематический перечень документов к виртуальной выставке, посвящённой 125-летию со дня рождения Марка Шагала
  23. Семён МАРТЫНОВ. Легка на подъем. Вокруг света (03 мая 2016). Дата обращения 18 июня 2016.
  24. Хмельницкая Л. Марк Шагал и Блез Сандрар в Париже в 1912–1914 годах // Шагаловский сборник. Вып. 4. Материалы XXIV и XXV Шагаловских чтений в Витебске (2014–2015) / Музей М. Шагала. — Минск, 2016. — С. 15. — 280 с.
  25. Тугендхольд Я. Осенний Салон // Парижский вестник. 1912. 9 декабря.
  26. Эренбург И. Г. Люди, годы, жизнь: Воспоминания: том первый. — М: Советский писатель, 1990. — С. 184. — 990 с.
  27. Сестра Беллы Шагал — Хана (Анна Наумовна) Розенфельд (1881—1956), дочь витебского купца 2-й гильдии Шмуля-Нейеха Розенфельда, вышла замуж за экономиста Абрама Моисеевича Гинзбурга.
  28. Сеславинский, М.В. Рандеву: Русские художники во французском книгоиздании первой половины ХХ века: альбом-каталог.. — Москва: Астрель, 2009. — С. 410—425, 496-497. — 504 с. — ISBN 978-5-94829-036-2..
  29. Сеславинский, М.В. Французские библиофильские издания в оформлении русских художников-эмигрантов (1920-1940-е годы): монография. — Москва: ИД Университетская книга, 2012. — 254, с.: ил с. — ISBN 978-5-454-00003-5.
  30. 1 2 Шагал Марк — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  31. Марк Шагал. Роспись плафона для Парижской оперы. 1963—1964
  32. «Страсти по Шагалу» просмотр online
  33. Марк Шагал. Нереальная реальность // БелВидеоЦентр
  34. Полтавський театр ляльок «Портрет з літаючим годинником. Марк Шагал „Моє життя“ — ілюстрації» (укр.)
  35. Новость на сайте «Аэрофлота».
  36. Google віншуе Марка Шагала з днём народзінаў
  37. В Петербурге открыли памятную доску Марку Шагалу. Российская газета (28.03.2014). Дата обращения 29 марта 2014.
  38. В Москве появилась набережная Шагала и улица Кандинского. «Интерфакс» (1 марта 2016). Дата обращения 21 марта 2017.
  39. В Москве появятся набережная Шагала и улица Кандинского. ТАСС (1 марта 2016). Дата обращения 21 марта 2017.
  40. 7 июля 130-летие со дня рождения Марка Шагала отметят в Витебске. www.vitbichi.by. Дата обращения 6 июля 2017.
  41. 7 июля в Витебске отметят 130-летие со дня рождения Марка Шагала| Новости города | Витебск| Новости Витебска |Витебский горисполком (рус.) (неопр.) ?. www.vitebsk.gov.by. Дата обращения 6 июля 2017.

Литература

  • Апчинская Н. Марк Шагал. Портрет художника. — М., 1995.
  • Апчинская Н. В. Театр Марка Шагала: конец 1910-х — 1960-е гг. — Витебск : ВГТУ, 2004. — 22 с — (Научно-популярная серия Музея Марка Шагала; вып. 4).
  • Круглов В. Ф., Петрова Е. Н. Марк Шагал. — СПб.: Государственный Русский музей, Palace Editions, 2005. — 168 с. — ISBN 5-93332-175-3.
  • Мак-Нил Д.. По следам ангела: воспоминания сына Марка Шагала. — М.: Текст, 2005.
  • Мальцев В. Марк Шагал — художник театра: Витебск—Москва: 1918—1922 // Шагаловский сборник. — Вып. 2. Материалы VI—IX Шагаловских чтений в Витебске (1996—1999). — Витебск, 2004. — С. 37—45.
  • Мухин А. С. Витражи Марка Шагала в Реймсском соборе. // Изобразительное искусство, архитектура и искусствоведение русского зарубежья. — СПб., 2008. — С. 144—148.
  • Хаггард В. Моя жизнь с Шагалом. Семь лет изобилия. — М.: Текст, 2007.
  • Хмельницкая Л. Музей Марка Шагала в Витебске.
  • Хмельницкая Л. Марк Шагал в художественной культуре Беларуси 1920-х — 1990-х годов.
  • Шагал, Белла. Горящие огни. — М.: Текст, 2001; 2006.
  • Шатских А. С. Гоголевский мир глазами Марка Шагала. — Витебск: Музей Марка Шагала, 1999. — 27 с.
  • Шатских А. С. «Благословен будь, мой Витебск»: Иерусалим как прообраз шагаловского Города // Поэзия и живопись: Сборник трудов памяти Н. И. Харджиева / Под ред. М. Б. Мейлаха и Д. В. Сарабьянова. — М.: Языки русской культуры, 2000. — С. 260—268. — ISBN 5-7859-0074-2.
  • Шишанов В. А. «Если уж быть министром…» // Бюллетень Музея Марка Шагала. 2003. № 2(10). — С. 9—11.
  • Шишанов В. А. «Эти молодые люди были ярыми социалистами…»: Участники революционного движения в окружении Марка Шагала и Беллы Розенфельд // Бюллетень Музея Марка Шагала. 2005. № 13. — С. 64—74.
  • Шишанов В. А. Об утраченном портрете Марка Шагала работы Юрия Пэна // Бюллетень Музея Марка Шагала. 2006. № 14. С. 110—111.
  • Шишанов В. А. Марк Шагал: Этюды к биографии художника по архивным делам
  • Шишанов В. А. Витебский музей современного искусства: история создания и коллекции. 1918—1941. — Мн.: Медисонт, 2007. — 144 с.
  • Шишанов В. А. Несколько строк из жизни Марка Шагала // Мишпоха. 2010. № 26. — С. 46—50.
  • Шишанов В. А. «Наконец появился царь…» // Шагаловский международный ежегодник, 2008: сб. статей; под ред. А. М. Подлипского. — Витебск: Витеб. обл. тип., 2010. — С. 69—73.
  • Изобразительное искусство Витебска 1918—1923 гг. в местной периодической печати : библиограф. указ. и тексты публ. / сост. В. А. Шишанов. — Мн.: Медисонт, 2010. — 264 с.
  • Шишанов В. А. «Двойной портрет с бокалом вина» — в поисках источников сюжета картины Марка Шагала // Марк Шагал и Петербург. К 125-летию со дня рождения художника / Науч. ред. и сост. : О. Л. Лейкинд, Д. Я. Северюхин. — СПб.: Издательство «Европейский Дом», 2013. — С. 167—176.

Ссылки

Марк Шагал:

  • Цитаты в Викицитатнике
  • Медиафайлы на Викискладе
  • Новости в Викиновостях
  • Сайт о жизни и творчестве Марка Шагала.
  • Картины Марка Шагала.
  • Витебский музей Марка Шагала.
  • Я жизнь прожил в предощущенье чуда. Марк Шагал.
  • Марк Шагал. Краткая биография. Графика. Музей Шагала в Ницце.
  • Марк Шагал в Швейцарии. «Библейское послание» Новое о Шагале — малоизвестные страницы
  • Шагал, Марк Захарович в библиотеке «Старатель».
  • Марк Шага́л.
  • Смирнова, Александра В мерном пламени меноры. Букник.ру (13 декабря 2006 года). — Рецензия на книгу Беллы Шагал «Горящие огни». Дата обращения 18 мая 2008. Архивировано 24 августа 2011 года.
  • Мейер, Мерет. Фрагмент биографии Марка Шагала.
  • Шварц, Анна И прошли семь лет изобилия. Букник.ру (18 января 2008 года). — Рецензия на книгу второй жены М. Шагала Вирджинии Хаггард «Моя жизнь с Шагалом. Семь лет изобилия.». Дата обращения 18 мая 2008. Архивировано 24 августа 2011 года.
  • Мемуары «Моя жизнь».
  • Сайт о Марке Шагале: биография, картины, фотографии.
  • Дымшиц В. Шагал пополам // Народ Книги в мире книг. 2005. № 59.
  • Марк Шагал, учебный фильм.
  • Яков Басин. К вопросу о попытках дискредитации имени и творчества Марка Шагала в белорусских СМИ в 1987—2002 гг.. Заметки по еврейской истории (№ 8(155) август 2012 года). Дата обращения 15 августа 2012. Архивировано 17 августа 2012 года.
  • Иллюстрация с дарственной надписью Шагала

Специальный выпуск журнала «Третьяковская галерея», посвященный Шагалу

  • Выставка Марка Шагала в Третьяковской галерее.
  • Яков Брук. Марк Шагал. Основные даты жизни и творчества.
  • Яков Брук. Два неизданных автографа Шагала.
  • Белла Мейер. Шагал в Москве.
  • Жан-Луи Прат. По выставке — с Марком Шагалом.
  • Александра Шатских. Театр в биографии Шагала.
  • Мерет Мейер. О позднем Шагале.
  • Жан-Мишель Форе. О «сюрреализме» Марка Шагала.
  • Шагал и Библия.

Лауреаты премии Вольфа в области искусств

Архитектура

  • Ральф Эрскин (1983/4)
  • Фумихико Маки / Джанкарло Де Карло (1988)
  • Фрэнк Гери / Йорн Утсон / Денис Ласдун (1992)
  • Фрай Отто / Алдо ван Эйк (1996/7)
  • Альвару Сиза Виейра (2001)
  • Жан Нувель (2005)
  • Питер Айзенман / Дэвид Чипперфилд (2010)
  • Эдуарду Соуту де Моура (2013)
  • Филлис Ламберт (2016)
  • Моше Сафди (2019)

Живопись

  • Марк Шагал / Антони Тапиес (1981)
  • Джаспер Джонс (1986)
  • Ансельм Кифер (1990)
  • Герхард Рихтер (1994/5)
  • Луиза Буржуа (2002/3)
  • Микеланджело Пистолетто (2006/7)
  • Розмари Трокель (2011)

Музыка

  • Владимир Горовиц / Оливье Мессиан / Йозеф Таль (1982)
  • Айзек Стерн / Кшиштоф Пендерецкий (1987)
  • Иегуди Менухин / Лучано Берио (1991)
  • Зубин Мета / Дьёрдь Лигети (1995/6)
  • Пьер Булез / Рикардо Мути (2000)
  • Мстислав Ростропович / Даниэль Баренбойм (2004)
  • Гия Канчели / Клаудио Аббадо (2008)
  • Пласидо Доминго / Саймон Рэттл (2012)
  • Джесси Норман / Мюррей Перайя (2015)
  • Пол Маккартни / Адам Фишер (2018)

Скульптура

  • Эдуардо Чильида (1984/5)
  • Клас Олденбург (1989)
  • Брюс Науман (1993)
  • Джеймс Таррелл (1998)
  • Луиза Буржуа (2002/3)
  • Микеланджело Пистолетто (2006/7)
  • Олафур Элиассон (2014)
  • Лоуренс Вайнер / Лори Андерсон (2017)

Картины Марка Шагала

Главная / Галерея картин

До 1907 года (Витебск)

  • Старуха с клубком (ок. 1906 год)
  • Девочка на софе (Марьяска) (1907 год)
  • Окно. Витебск (1908 год)
  • Сидящая обнаженная рыжая женщина (1908 год)
  • Небольшая комната для рисования (1908 год)
  • Дом в Лиозно
  • Семья или материнство (1909 год)
  • Русская свадьба (1909 год)

1910—1914 (Париж)

  • Автопортрет с кистями (1909—10 гг.)
  • Натюрморт с лампой (1910 год)
  • Натюрморт с вазой цветов (1910 год)
  • Рождение (1910 год)
  • Женщина с букетом (1910 год)
  • Натурщица (1910 год)
  • Мясник (1910 год)
  • Обнаженная в цветах (1911 год)
  • Набросок к картине «Дождь» (1911 год)
  • Посвящение Аполлинеру (1911—12 гг.)
  • Пьяница (1911—12 гг.)
  • Святой кучер (1911—12 гг.)
  • Мазин, поэт (1911—12 гг.)
  • Поэт или половина четвертого (1911—12 гг.)
  • Моей нареченной (1911 год)
  • Интерьер 2 (1910 год)
  • Сидящая обнаженная женщина (1911 год)
  • Я и деревня (1911 год)
  • В Россию с ослами и другими (ок. 1911—12 гг.)
  • Уличный скрипач (1911—14 гг.)
  • Солдат пьет (1910 год)
  • Голгофа (1912 год)
  • Рождение (1912 год)
  • Адам и Ева (1912 год)
  • Понюшка табаку (1912 год)
  • Скотопромышленник (1912 год)
  • Уличный скрипач (1912—13 год)
  • Горящий дом (1913 год)
  • Париж из окна (1913 год)
  • Обрученные и Эйфелева башня (1913 год)
  • Автопортрет с семью пальцами (1912—13 гг.)

1914—1922 (Россия)

  • Зеленый еврей (1914 год)
  • Автопортрет (1914 год)
  • Молящийся еврей (Раввин Витебска) (1914 год)
  • Смоленский вестник (1914 год)
  • Праздник (Раввин с лимоном) (1914 год)
  • Портрет брата Давида с мандолиной (1914 год)
  • Старый Витебск. Набросок к картине Над Витебском (1914 год)
  • Автопортрет с мольбертом (1914 год)
  • Часы (1914 год)
  • Зеленые любовники (1914 год)
  • Синие любовники (1914 год)
  • Цирюльня (Дядя Зусман) (1914 год)
  • Портрет сестры Марясинки (1914 год)
  • Аптека в Витебске
  • Продавец газет (1914 год)
  • Еврейская свадьба (1910-е гг.)
  • Любовники
  • Мужчина с котом и женщина с ребенком (1914 год)
  • Раненый солдат (1914 год)
  • Война (1915 год)
  • Группа людей (1914—15 гг.)
  • Старик и старуха (1914—16 гг.)
  • Красный еврей (1915 год)
  • Вид из окна. Витебск
  • Окно в деревне (1915 год)
  • День рождения (1915 год)
  • Поэт, лежащий на земле (1915 год)
  • Праздник кущей (1916 год)
  • Ландшыши (1916 год)
  • Белла и Ида у окна (1916 год)
  • Синий дом (1917 год)
  • Прогулка (1917—18 гг.)
  • Белла с белым воротничком (1917 год)
  • Клубника. Белла и Ида за столом
  • Купание ребенка
  • Окно в сад (ок. 1917 год)
  • Ворота кладбища (1917 год)
  • Жизнь крестьянина (Конюшня, ночь, человек с хлыстом) (1917 год)
  • Художник: на луну (1917 год)
  • Серые любовники (1917 год)
  • Автопортрет и муза (Мечта) (1917—1918 гг.)
  • Война дворцам,мир хижинам (1918 год)
  • Свадьба (1918 год)
  • Летний дом. Задний двор (1918 год)
  • Интерьер с цветами. (ок. 1918 год)
  • Композиция с кругами и козлом
  • Цирк (1919 год)

1922—1941 (Франция)

  • Вечный жид (1923—25 гг.)
  • Зеленый уличный скрипач (1923—24 год)
  • Окно (1924 год)
  • Жизнь крестьянина (1925 год)
  • Корыто с водой (1925 год)
  • Белла в Мурийоне (1926 год)
  • Стареющий лев (1926—27 гг.)
  • Три акробата (1926 год)
  • Наездница (1927 год)
  • Фрукты и цветы (1929 год)
  • Петух (1929 год)
  • Любовники в сирени (1930 год)
  • Акробатка (1930 год)
  • Вид на Пьера-Кава (1930 год)
  • Наездница (1931 год)
  • Невеста с синим лицом (1932—1960 гг.)
  • Одиночество (1933 год)
  • Революция (1937 год)
  • Белое крещение (1938 год)
  • Три свечи (1938—40 гг.)
  • Между темнотой и светом (1938—1943 гг.)
  • Сон в летнюю ночь (1939 год)

1941—1945 (США)

  • Декорация к финалу балета «Алеко» (1942 год)
  • Жонглер (1943 год)
  • Слушая петуха (1944 год)
  • Свадьба (1944 год)
  • Дом с зеленым глазом (1944 год)

После 1945-го (Франция)

  • Корова с зонтиком (1946 год)
  • Мадонна и сани (1947 год)
  • Свадебные свечи
  • Падший ангел (1923—33—47 гг.)
  • Рсвежеванный бык (1947 год)
  • Автопортрет с часами. Перед распятием (1947 год)
  • Влюбленные у моста (1948 год)
  • Часы с голубым крылом (1949 год)
  • Пламенеющие небеса (1952—54 гг.)
  • Исход (1952—66 гг.)
  • Ночь (1953 год)
  • Красные крыши (1953—54 гг.)
  • Портрет Вавы (1953—1956 гг.)
  • На двух берегах (1953—56 гг.)
  • Набережная Берси (1953 год)
  • Мосты над Сеной (1954 год)
  • Марсово поле (1954—55 гг.)
  • Деревенский двор (1954—62 гг.)
  • Автопортрет с палитрой (1955 год)
  • Новобрачные и скрипач (1956 год)
  • Клоуны ночью (1957 год)
  • Концерт (1957 год)
  • Большое солнце (1958 год)
  • Художник у мольберта (1959—68 гг.)
  • Еврей с Торой (ок. 1959 год)
  • Колено Вениаминово (1960—62 гг.)
  • Царь Давид (1962—63 гг.)
  • Война (1964—66 гг.)
  • Портрет Вавы (1966 год)
  • Наездница на красной лошади (1966 год)
  • Коровы над Витебском (1966 год)
  • Лунник (1967 год)
  • Синее лицо (1967 год)
  • Завет Одиссея. Фрагмент (1910 год)
  • Большой цирк (1968 год)
  • Пасха (1968 год)
  • Волшебник (1968 год)
  • Солнце Пороса (1968 год)
  • Сервированный стол и вид на Сен-Пол де Ванс (1968 год)
  • Семья рыбака (1968 год)
  • Игроки (1968 год)
  • Большой цирк (1968 год)
  • Башня царя Давида (1968—71 гг.)
  • Сен-Жанн (1969 год)
  • Художник и его жена (1969 год)
  • Влюбленные над Сен-Полом (1970—71 гг.)
  • Деревня (1970—75 гг.)
  • Лестница Иакова (1973 год)
  • Цветной клоун (1974 год)
  • Песня песен (1974 год)
  • Синяя деревня (1975 год)
  • Святое семейство (1975—76 гг.)
  • Древо Иессея (1975 год)
  • Падение Икара (1975 год)
  • Композиция (1976 год)
  • Окно в студии художника (1976 год)
  • Восход (1976 год)
  • Ребенок с голубем (1977—78 гг.)
  • Художник над Витебском (1977—78 гг.)
  • Сен-Поль де Ванс на закате (1977 год)
  • Миф Орфея (1977 год)
  • Ангел над Витебском (1977 год)
  • Фаэтон (1977 год)
  • Св. Джон (1978 год)
  • Св. Марк и св. Мэтью (1978 год)
  • Большой парад (1979—80 гг.)
  • Цирк (1979—81 гг.)
  • Художник и его невеста (1980 год)
  • Новобрачные на фоне Парижа (1980 год)
  • Воспоминание художника (1981 год)
  • Автопортрет с букетом (1981 год)
  • Художник на фестивале (1982 год)
  • Художник над Витебском (1982 год)
  • Новобрачные на фоне Эйфелевой башни (1982—83 гг.)
  • Букет цветов (1982 год)
  • Пара на красном фоне (1983 год)
  • Большой цирк (1984 год)

Картины, говорящие на неведомом языке

Творчество Марка Шагала нелегко для понимания. У него особенный художественный стиль, картины пронизаны мотивами религиозного и философского содержания, присутствуют аллюзии (намеки) на собственный жизненный опыт. Хотя ряд работ художника кажется недоступным для восприятия, все же музей Марка Шагала очень манит своей загадочностью ценителей искусства. Попробуем и мы задуматься, поразмышлять над его полотнами.

Впервые цикл «Библейское послание» был представлен публике в 1966 году в Лувре, после чего художник эти картины подарил правительству Франции. Друг Марка Шагала и министр культуры Андре Мальдро распорядился создать для них отдельный музейных комплекс.

В живописи Марка Шагала религиозная тематика занимает значительное место, и цикл отразил ее наиболее полно. Родители будущего художника были набожными, поэтому мальчик остро чувствовал всю суть иудаизма. Иллюстрации к Библии он начал создавать рано, однако только по прошествии Второй мировой войны религиозная тема его картин получила существенное развитие.

«Жертвоприношение Исаака»

Музей Марка Шагала также содержит в своих стенах работу под названием «Жертвоприношение Исаака», где показан эпизод из Библии, когда Авраам собирается принести в жертву своего сына. Полотно, как и в предыдущем случае, поделено на две зоны: вверху небо с парящими ангелами, внизу страшная сцена. Фигуры персонажей лишь очерчены по контуру на фоне больших цветовых пятен, что придает сюжету определенный смысл. На синем изображен ангел – он символизирует Божественное слово, данное с небес. В правом верхнем углу показан сюжет из Библии о страданиях потомков Авраама, о них художник напоминает постоянно. В его полотнах часто встречаются фигуры матерей с младенцами, а также сцены страданий распятого Христа, чем Шагал акцентирует внимание на невзгодах, перенесённых еврейским народом. Нижняя часть картины демонстрирует пламя холокоста, в котором условно находятся Авраам и Исаак.

Общая мысль этих двух картин, согласно видению Шагала, – подчинение человека Богу. Кроме перечисленных, и другие полотна представляет музей Марка Шагала в Ницце.

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *