ИА «Бел.Ру» © 1999-2019.

Сетевое издание Информационное агентство «Бел.Ру»

Средство массовой информации зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 23.11.2018 г. регистрационный номер серия ЭЛ № ФС 77-74127.

Дата регистрации: 23.11.2018

Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «ПремьерМедиаИнвест»

Телефон: +7 (47-22) 24-97-77

e-mail: ;

Главный редактор: Артемова О.А.,

Реклама на сайте: +7 (47-22) 24-97-78, ,

Все права на материалы и новости, опубликованные на сайте www.bel.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ. Допускается цитирование без согласования с редакцией не более 50% от объёма оригинального материала, с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, с которой материал заимствован. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал www.bel.ru, до или после цитируемого блока.

Материалы в сюжетах «Новости компаний» и «Партнёрский материал» публикуются на правах рекламы.

Мужской монастырь, устроенный в 1833 г. при кафедральном Троицком соборе Белгорода в постройках бывшего архиерейского дома после перевода архиерейской кафедры из Белгорода в Курск. В 1-й половине XIX в. в камне выстроены кельи, ограда. Был немноголюден, но активно посещаем паломниками. Закрыт в 1923 г., занят детдомом, потом военной частью. В 1930-1950-х г.г. все постройки разрушены, на месте монастыря сооружен квартал жилых домов. В начале 2010-х г.г. на части старой территории построено новое здание Белгородской митрополии.

Самое большое количество открыток было выпущено с видами Троицкого мужского монастыря, которых известно свыше пятидесяти. Это можно объяснить тем, что в Белгород приезжало много паломников, чтобы приложиться к мощам святителя Иоасафа. Особенно много открыток было выпущено разными издателями к торжествам открытия мощей, состоявшихся 4 сентября 1911 года. На них изображены: общий вид монастыря, Свято-Троицкий собор, Знаменская церковь, колокольня, покои свт. Иоасафа, архиерейский дом, рака с мощами свт. Иоасафа, интерьер Свято-Троицкого собора, братское кладбище, торжества открытия мощей святителя Иоасафа. Также часто изображался мужской монастырь и на открытках общих видов города.

Монастырь получил свое название от главной соборной Свято-Троицкой церкви, построенной одновременно с основанием города в 1596 году и представлявшей собой небольшую деревянную церковь. В 1667 году, по указу царя Алексея Михайловича, Свято-Троицкий храм получил статус кафедрального собора. В 1690 году заложили каменный Свято-Троицкий собор. В 1707 году он был освящен митрополитом Иустином. В 1760 году епископ Иоасаф (Миткевич) начал постройку каменной колокольни, взамен старой, обветшавшей. Строительство было завершено при епископе Аггее (Колосовском).

В 1833 году кафедральный Свято-Троицкий собор был обращен в общежительный мужской монастырь второго класса. В состав монастыря вошли Свято-Троицкий собор и архиерейский дом, которые были обнесены оградой с башнями. Первым настоятелем монастыря был архимандрит Иоасаф (в миру Иосиф Минаков).

К юго-востоку от Свято-Троицкого собора, в монастырской ограде, находилась каменная Знаменская церковь с деревянным сводом. Построение ее было вызвано необходимостью иметь в монастыре вместительную теплую церковь. Сюда же ходили к богослужению и воспитанники семинарии, располагавшейся напротив монастыря и не имевшей собственной домовой церкви. Знаменская церковь была построена и освящена 10 ноября 1835 года при настоятеле Елпидифоре (Бенедиктове). В ней было два престола: главный — во имя Знамения Пресвятой Богородицы и южный придел во имя Св. Николая. Третья церковь монастыря — домовая. Размещалась в настоятельских покоях. В 1864 году в южной стороне покоев была устроена новая домовая церковь во имя св. Тихона Задонского. При этой церкви в дальнейшем стала размещаться часть ризницы и монастырская библиотека, в которой насчитывалось около 1500 книг духовного содержания.

В год рождения святителя Иоасафа в 1705 году при митрополите Иустине началось строительство здания, в котором впоследствии находились покои святителя. Строительство было закончено 1707 году. В новом помещении митрополит разместил архиерейские кельи. И в них открыл небольшую домовую церковь в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских.

Ко времени открытия мощей свт. Иоасафа в 1911 году его покои, кроме внутренней отделки, сохранились в неизменном виде. Этому способствовало то обстоятельство, что когда покои оказывались тесными, то их расширяли не переделками, а пристройками с юга, где постепенно и построился архиерейский дом, вплотную примыкавший к ним.

В святительских покоях было семь комнат. По парадной лестнице, с замечательными лепными украшениями, через прихожую, попадали в зал, потолок и откосы зала были расписаны картинами из жизни святителя. Из зала, через гостиную, входили в небольшую церковь святителя Иоасафа и преподобных Антония и Феодосия Печерских, которая была освящена 15 апреля 1914 года. В боковых комнатах хранились грамоты с собственноручными подписями святителя Иоасафа. Покои посещало множество людей. В отдельные дни, особенно летом, через них проходило до шести тысяч человек.

В 1906 году произвели ремонт Свято-Троицкого собора и устроили в нем калориферное отопление. В 1908 году в главном алтаре собора оборудовали кафедру Белгородского епископа.

Кроме главного алтаря, в соборе было два придела. Южный — в честь Успения Пресвятой Богородицы, построенный в 1750 году при епископе Иоасафе (Горленко). В юго-западной стороне собора находился второй придел — во имя Страшного Суда Божьего. Он был построен над склепом, в котором до 4 сентября 1911 года стоял гроб с мощами святителя Иоасафа, по его завещанию и на деньги родного брата, полтавского полковника Андрея Андреевича Горленко.

Свято-Троицкий собор представлял собой красивое крестообразное здание по 15 саженей (32 м) в длину и ширину и 20 саженей (42,67 м) в высоту. Над серединой храмового здания возвышался огромный купол с прорезанными в нем вместо окон нишами, в которых были установлены изображения двенадцати апостолов, и с четырьмя меньшими куполами.

Отдельно от собора, на расстоянии 9 саженей и одного аршина, стояло огромное здание соборной колокольни, 20 аршин (14,22 м) в длину и ширину и 65 аршин (46,23 м) в высоту. Оно состояло из четырех ярусов, сужающихся кверху, с красивыми колоннами. На четвертом восьмигранном ярусе колокольни были часы с боем. Через нижний ярус шел главный вход в монастырь. В третьем ярусе размещалось десять колоколов разного размера. Большой праздничный колокол весом 1022 пуда был вылит в декабре 1865 года на деньги потомственного почетного гражданина Белгорода Николая Ивановича Чумичева на заводе Н. Т. Рыжковой мастером М. А. Ольховиковым в Харькове. Один из колоколов был отлит в 1752 году во время епископского служения на Белгородской кафедре святителя Иоасафа.

Монастырская братия размещалась в двух отдельных корпусах. Помимо этих построек в монастыре имелись: свечной завод, построенный в 1905 году, и две иконно-книжные лавки — одна старая, а другая — новая, построенная в 1910 году рядом с колокольней, лицевой стороной к монастырю, одноэтажная, крытая железом, с комнатой для послушника.

В Свято-Троицком соборе находились две главные, особо почитаемые святыни: чудотворная икона Николая Ратного и нетленные мощи епископа Белгородского и Обоянского Иоасафа (Горленко). Икона Николая Ратного располагалась в стенном иконостасе на левой стороне главного алтаря Свято-Троицкого собора. Ежегодно 5 мая чудотворная икона крестным ходом из Белгородского монастыря переносилась на место своего первого нахождения в село Устинку, где оставалась до 10 мая и 11 мая обратно приносилась в Белгород. Согласно древнему преданию, эта икона спасла жителей Устинки от набега татар. В начале XVIII века около села находилась Коренская пустынь. Во время одного из набегов крымские татары хотели напасть на пустынь и перешли по длинной плотине через реку Корень. Настоятель обители взял из церкви образ Св. Николая, вышел со всей монастырской братией к ним навстречу и начал молебен. Татары были так поражены зрелищем, что бросились бежать. Многие упали с плотины в воду и утонули, остальные скрылись в степи.

Крестный ход начинался от Свято-Троицкого собора и проходил по улице Соборной (ныне Свято-Троицкий бульвар) и императора Николая II (ныне Гражданский проспект) в сторону вокзала. Перед вокзалом процессия поворачивала направо, переходила железную дорогу и выходила к Песчанскому мосту. Перейдя мост, попадала на Волчанскую дорогу и по ней двигалась в село Устинка.

Другой высокочтимой святыней монастыря были нетленные мощи епископа Белгородского и Обоянского Иоасафа (Горленко). Святитель Иоасаф был погребен в приготовленном по его указу в юго-западной стороне Свято-Троицкого собора небольшом склепе-пещере, над которым находился придельный престол во имя Страшного суда.

Настоятель монастыря епископ Белгородский Иоанникий собрал средства на изготовление драгоценной раки для мощей свт. Иоасафа и сделал заказ на разработку ее проекта академику архитектуры В. Покровскому. Эскиз раки и сени были представлены Императрице Александре Федоровне. Рассмотрев чертежи и рисунки, она написала на проекте: «Одобряю. Александра. 5 мая 1910 года». По составленному проекту фирма Хлебникова в Москве изготовила раку для мощей свт. Иоасафа и сень к ней. На изготовление раки пошло 8 пудов, 2 фунта серебра (131,86 кг) На ней возвышалась изящной художественной работы сень. Мощи свт. Иоасафа находились в кипарисовом гробу, в раке, в левой стороне храма.

Важнейшим событием как в истории Свято-Троицкого монастыря, так и во всероссийской церковной жизни является свершившееся 4 сентября 1911 года торжественное прославление святителя Иоасафа, причисление его к лику святых православной церкви и открытие покоящихся в монастыре мощей для всенародного поклонения. На докладе, к которому был приложен и акт освидетельствования мощей, Николай II написал: «Благодатным предстательством Святителя Иоасафа да укрепятся в державе Российской преданность праотеческому Православию к благу всего народа Русского. Приемлю предложения Свт. Синода с искренним умилением и полным сочувствием». Св. Синод постановил поручить митрополиту Киевскому вместе с архимандритом Курским и его викариями совершить 4 сентября 1911 года торжественное открытие мощей святителя Иоасафа.

22 декабря 1910 года, рассмотрев доклад о подготовке к празднику открытия мощей свт. Иоасафа, дума постановила: перемостить улицы Императора Николая II (ныне Гражданский проспект), Ново-Московскую (ныне проспект Б. Хмельницкого), Садовую (ныне Проспект Славы) и замостить Соборную (ныне Свято-Троицкий бульвар) улицу и площадь против женского монастыря (ныне Соборная площадь). 1 апреля 1911 года император Николай II приказал выдать ссуду городу Белгороду на замощение улиц и площадей в размере 75 тысяч рублей. Заслушав доклад управы о мощении улиц Белгорода, о получении разрешения на перевозку по льготному тарифу 800 вагонов камня, дума постановила: поручить управе приступить к мощению улиц Введенской (ныне князя Трубецкого), Георгиевской (ныне 50-летия Белгородской области), Шереметевской (ныне Преображенская), части Базарной площади.

Торжественные богослужения начались в Свято-Троицком монастыре уже 30 августа. 2 сентября, во время начавшейся в 9 часов утра литургии, которую совершал преосвященный Никодим, в Белгород прибыли и проследовали в монастырь Великий князь Константин Константинович и Великая княгиня Елизавета Федоровна. По окончании всенощного бдения храм на всю ночь оставался открытым. Богомольцы прикладывались к мощам. Многие тут же получали исцеление. 4 сентября, в воскресенье, по окончании литургии гроб вынесли из алтаря, поставили посередине собора, и начался молебен. Затем гроб установили на носилки, крестным ходом вынесли из храма и обнесли вокруг всего монастыря. За духовенством шли Великий князь Константин Константинович, Великая княгиня Елизавета Федоровна, ряд высокопоставленных лиц и представителей местной администрации во главе с губернатором Гильхеном. В третьем часу процессия возвратилась в собор. Гроб с мощами святителя вставили в серебряную раку, находившуюся в левой придельной стороне храма.

Издателем А. А. Вейнбаумом была выпущена серия открыток, посвященных открытию мощей свт. Иоасафа, на которых изображены описанные выше события.

Земля Белгородской области (Святого Белогорья) на протяжении столетий являлась духовным центром Православной России, а старинный русский город Белгород — духовным форпостом Белгородской черты. Белгородско-Обоянская епархия с центром в городе Белгороде была образована на Большом Московском соборе в 1667 году по повелению царя Алексея Михайловича — отца Петра Великого. Новая епархия охватывала территорию нынешних Белгородской, Курской, большую часть Харьковской, а также часть Сумской обла­стей. В обширной Белгородско-Обоянской епархии находилось более тысячи храмов и 50 монастырей. Более двух с половиной веков Белгород был епархиальным городом одной из самых обширных епархий России.

Сегодня в Белгороде многое напоминает о великой истории городских храмов. В Преображенском кафедральном соборе хранятся нетленные мощи святителя Иоасафа, его имя носит Николо-Иоасафовский собор. Старинный Свято-Троицкий монастырь и одноименный кафедральный собор располагались в самом центре Белгорода на месте построенного в 1650 году Белгородского кремля. Главным храмом Белгородской епархии был Свято-Троицкий кафедральный собор. Именно в нем хранились две главные святыни Белгородско-Курского края: нетленные мощи святителя Иоасафа и чудотворная икона Николая Ратного. Ныне они находятся в Преображенском кафедральном соборе.

Приложиться к нетленным мощам и получить исцеление приходили в пещерку местные жители и паломники со всей России. Вторая главная святыня земли Белгородской, находившаяся в Свято-Троицком соборе, чудотворная икона Николая Ратного. Этой иконе уже более 500 лет и с ней связано множество различных чудес. В квартале от бывшего Свято-Троицкого монастыря по улице Пушкина находится Марфо-Мариинский женский монастырь, а в нем — уникальный памятник архитектуры и культуры — Успенско-Николаевский собор.

Его уникальность, в первую очередь, заключается в том, что подобных храмов в нашем регионе нет: не только в Белгородской области, но и на всем юге России. Такие храмы возводились на севере — в Архангельской, Вологодской, Костромской, Ярославской губерниях. На территории Белгородской области больше не сохранилось ни одного здания, строительство которого началось в XVII веке, а это значит, что Успенско-Николаевский собор — самое старое здание на Белгородчине.Многие храмы Святого Белогорья имеют удивительную историю.

На начало 1918 года в России было 1253 монастыря, включая сюда архиерейские дома (82), подворья (52), мелкие скиты (75), а число монахов, монахинь и послушниц достигало в них 100 000. В 20-е годы все монастыри были ликвидированы. В 1939-1940 годах в результате вхождения в СССР Западной Украины, Западной Белоруссии, Молдавии и Прибалтийских стран на территории Союза оказалось более 100 монастырей. При Сталине число монастырей резко сократилось. В 1958 году было 69 монастырских обителей, а в 1964 году осталось только 18 мужских и 12 женских.

В канун Тысячелетия Крещения Руси Русской Православной Церкви был возвращен Свято-Данилов монастырь в Москве, а также развалины Оптиной Пустыни. В конце 1987 — начале 1988 года обозначилось новое качество советской церковной политики, суть которой заключалась в том, что атеисты и верующие должны совместно строить социализм. Тысячелетие Крещения Руси обозначило подлинное изменение советской религиозной политики и явилось началом массового восстановления церквей.

История храмов Белгородской области неразрывно связана с общей историей Русской Православной церкви. В 1873 году в Курской Епархии, куда входила и большая часть территории современной Белгородской области, было только сельских церквей: основных 589, приписных 302, настоятелей 589, их помощников 348, псаломщиков 970. В 1908 году богослужения шли:
в Белгороде — в 12 храмах;
в Белгородском уезде — в 81 храме (из них в 17 деревянных);
в Грайвороне — в 4 храмах;
в Грайворонском уезде — в 69 храмах (в том числе в 38 деревянных);
в Короче — в 6 храмах;
в Корочанском уезде — в 80 храмах (в том числе в 47 деревянных);
в Новом Осколе — в 2-х храмах;
в Новооскольском уезде — в 59 храмах (в том числе в 34 де­ревянных);
в Старом Осколе — в 8 храмах (в том числе в одном деревянном);
в Старооскольском уезде — в 65 храмах (в том числе в 19 деревянных). До революции на территории Валуйского района (в нынешних границах) было 43 храма и монастырь.

Ниже представлены храмы и монастыри Белгородской области как действующие, так и давно утраченные

Тур выходного дня «Свято — Троицкий Холковский подземный монастырь»

«Свято — Троицкий Холковский подземный монастырь»

по маршруту: г. Белгород – с. Холки Чернянского района – г. Короча – г. Белгород

Свято-Троицкий Холковский монастырь (также Холков-Царёв-Николаевский монастырь) – единственный действующий пещерный монастырь в Белгородской области. Располагается в Чернянском районе у села Холки в 10 километрах к юго-западу от посёлка Чернянка и в 15 километрах к северо-западу от города Нового Оскола, на правом берегу реки Оскол при впадении в неё реки Холок.

Пещеры монастыря находятся на террасе одного из меловых холмов, входящих в состав небольшого хребта, который некогда называли Жестовыми горами. Спорным остаётся вопрос о происхождении Холковских пещер. Неизвестно, сами ли монахи их вырыли или они уже существовали ранее, однако считается, что они искусственного происхождения.

Через несколько лет после появления на Осколе города-крепости Царев-Алексеев, в 1655 году переименованного в Новый Оскол. Именно поэтому монастырь назывался Царёвым, название пошло от города-крепости.

По преданию, монастырь располагается на том месте, где произошла встреча князя Игоря Святославича и его брата Всеволода перед их походом на половцев в 1185 году.

Холков-Царев-Николаевский мужской монастырь впервые упоминается в 1620 году как наземный, с деревянным храмом, перестроенным позже заново и освящённым во имя Преображения Господня. После 1650 г. монастырь называется официально Преображенским. Первый настоятель наземной обители – инок Геласий. В 1653 году царь Алексей Михайлович дал настоятелю монастыря Ефрему жалованную грамоту на безоброчное владение мельницей, которую монахи построили рядом недалеко от пещер на берегу реки Холок. В 1757 году была возведена деревянная часовня перед входом в пещеру. Вскоре она была расширена и стала служить надвратной церковью. Поскольку монастырь регулярно подвергался набегам татар, в 1666 году на самом высоком холме неподалёку от монастыря была сооружена «Жестовая сторожка» для наблюдения за степью, которая входила в систему белгородской засечной черты. В 1764 году согласно Манифесту о секуляризации монастырских земель пещерный Холковский монастырь был упразднен.

В 1830-х годах князь А. Б. Голицын попытался на свои средства возобновить пещеры и пещерную церковь, однако по разным причинам подземный монастырь так и не открылся. С 1764 г. службы для прихожан проводились в наземном Покровском храме, оставшемся от упразднённого монастыря, а нижняя пещерная церковь была заброшена. Главный Преображенский храм монастыря был разобран для перестройки незадолго до закрытия обители, но так и не построен заново.

Одновременно неподалёку появилась и другая пещер – «пещера старца Никиты», вырытая в 1890-1920 годы отшельником Никитой Бычковым, уроженцем села Холки.

В 1990 году к заваленным многолетними осыпями пещерам, намереваясь расчищать их и восстанавливать монастырские строения, прибыл Василий Пономарёв. Бросив службу в райкоме, он приехал из Чернянки в Холки и начал раскапывать завалы в пещерах. Вскоре появились и другие добровольцы. Через три месяца пещеры обрели почти первозданный вид. 14 октября, в праздник Покрова Богородицы, состоялось «торжественное открытие Холковских пещер для посетителей». Спасённый исторический памятник стал филиалом областного краеведческого музея, сюда начали приезжать организованные экскурсии.

Богослужения в подземном храме возобновлены в 1995 году. В 1997 году заложены храмовые строения будущего монастыря – надвратный Храм преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, Владимирская часовня на холме и Храм Донской иконы Божьей Матери. 28 декабря 1999 года решением Священного Синода Русской православной Церкви Свято-Троицкий Холковский монастырь был открыт официально.

15 ноября 2005 года по случаю 1040-летия победоносного окончания похода князя Святослава против Хазарского каганата, в результате которого князь Святослав освободил Русь от хазарского ига и укрепил союз славянских племён, рядом с монастырем была открыта монументальная скульптура Великого князя Киевского верхом на коне работы скульптора Вячеслава Клыкова. Высота памятника составила 13 метров.

Программа:

09.00 – отправление из г. Белгорода (Народный бульвар, 55)

09.00 – 11.00 – экскурсия по маршруту: г. Белгород – с. Холки Чернянского района

11.00 – 12.00 – экскурсия по территории Свято-Троицкого мужского монастыря

12.00 – 13.00 – свободное время

13.00 – 13.15 – переезд в кафе

13.15 – 13.45 – обед в кафе «Холки»

14.00 – 15.00 – проезд по маршруту: с. Холки Чернянского района – г. Короча

15.00 –15.30 – посещение родника «Ясный Колодец» в г. Короча

15.30 – 16.30 – проезд маршруту: г. Короча – г. Белгород

16.30 – прибытие в г. Белгород (Народный бульвар, 55)

Холковскому Свято-Троицкому мужскому монастырю 395 лет

В десяти километрах от районного центра Чернянка раскинулось старинное село Холки. По-разному объясняют ученые и краеведы происхождение названия села. По одной версии, оно связано с названием реки Холок, по другой — село обязано своим названием холмам, у подножия которых расположено. Главная достопримечательность Холок — подземный монастырь с его таинственными пещерами, которые напоминают знаменитые пещеры Киево-Печерской лавры.

На Жестовых горах

Одно из первых подробных описаний Холковских пещер содержится в памятной книжке Курской губернии на 1888 год. Сведения о пещерах и подземной церкви находятся в календаре и памятной книжке Курской губернии на 1892 год. Общая площадь пещер составляла 255,5 квадратных метра, церкви — 60 квадратных метров, келий — 172 квадратных метра, длина коридора — около 126 метров. Холков-Царев-Николаевский Троицкий мужской монастырь был основан в 1620 году иноком Геласием, который и стал первым его настоятелем. Происхождение Холковских пещер до сих пор остается загадкой. Неизвестно, рыли их монахи сами или они уже существовали ранее. С полной уверенностью можно лишь сказать, что они искусственного происхождения.

В 1653 году настоятель старец Ефрем получил от царя Алексея Михайловича жалованную грамоту на безоброчное владение мельницей, построенной рядом с монастырем на берегу речки Холок. Перед входом в пещеру в 1757 году была построена деревянная часовня. По указанию одного из курских епископов эта часовня была расширена, и из нее сооружен вход в пещеры.

Холковский подземный монастырь и пещеры находились на первой террасе одного из меловых холмов, составлявших возвышенность, которая в старину называлась Жестовыми горами. Вскоре после основания монастыря на самом высоком холме, который находился поблизости от пещер, было сооружено караульное помещение для наблюдения за степью.

Подземный монастырь в Холках в 1764 году был упразднен. Секуляризация церковной и монастырской земли привела к закрытию в России около 500 обителей.

В 30-х годах XIX века пещеры и пещерная церковь были «возобновлены» на средства князя А. Б. Голицына, но по разным причинам подземный монастырь так и не открылся. В последующие годы служба для прихожан проводилась в надземном Преображенском храме, а нижняя церковь в пещере постепенно пришла в заброшенное состояние. В начале XX века был засыпан и вход в пещеры. Со временем стало забываться даже место входа в подземный монастырь.

Раскопки в начале XX века

С 1909 по 1915 годы священником храма в селе Холки был отец Вячеслав Васильчиков. Его дочь Людмила Вячеславовна Поляничко, здешняя уроженка, вспоминала: «… Богослужение велось в верхней… церкви. О том, что прямо под ней находится еще одна, никто не подозревал. От прежнего монастыря остался небольшой поселок, называвшийся в народе Монастырщиной, в котором доживали свой век древние уже монахи или отшельники. От церкви вниз шел крутой обрыв, на склоне которого проглядывало изображение вырезанного в меловой породе креста. Отца Вячеслава заинтересовал этот крест, и, поехав как-то в Курскую епархию, он узнал, что на этом месте было кладбище схимников, и где-то здесь же должен быть подземный монастырь. Тогда он попробовал подрезать меловой склон лопатой и по отзвукам понял, что под ним — пустота.

Раскопки вели местные крестьяне, в основном молодежь и старики… были и наемные работники из Чернянки… спускаться на веревках с горы было трудно и опасно. Наконец взору рабочих предстал квадратной формы аналой, покрытый проржавевшим железом. Это была монастырская молельня. На двух столбах рядом были написаны образа, а на меловых стенах и потолке постепенно открывались буквы древней славянской вязи. Работы длились около полутора лет. За это время открыли нижний вход, у которого находились монашеские кельи… На стенах вырубили из мела кресты. Молельню соединили с верхней церковью металлической трубой, чтобы богослужение можно было слушать в обеих церквах одновременно. У входа в пещеру построили часовенку с пятью крестами — один повыше, остальные образовывали как бы венец. Наконец, приехали священнослужители из Курской епархии, и нижнюю церковь освятили. Это было большое событие. Раскопки пещеры и строительство часовни производились на народные деньги. Немалую сумму на это дело пожертвовали княгиня Касаткина-Ростовская и благочинный Дикарев. Простые люди также помогали, чем могли».

Старец Никита

Недалеко от главной пещеры с подземной церковью находится еще одна — более позднего периода, которую местные жители издавна именуют «пещерой старца Никиты». Она была вырыта жителем села Холки Никитой Бычковым, трудившимся тридцать лет: с 1890 по 1920 годы. Похоронив в возрасте 54 лет жену, он тяжело переживал утрату. Никита стал задумываться о загробной жизни и избрал стезю аскета. На высоком склоне холма в пределах бывшего монастыря он вырыл себе землянку, а в 250 метрах от нее начал рыть вход в подошве высокого холма. Орудиями труда Никиты были лопата, кирка и ведро. Куски и крошки мела он выносил в старицу — высохшее русло речки, находившееся недалеко от входа в подземелье. Осуществить свой замысел -проложить коридор до главной пещеры — Никите Бычкову не удалось. Смерть застала его на девяносто восьмом метре пути. До соединения с подземным монастырем оставалось еще около сорока метров. Односельчане похоронили старца на местном кладбище, расположенном на вершине холма, в недрах которого находятся пещеры и подземный монастырь.

Возвращение из забвения

Когда в начале 1990-х годов частично отреставрированные Холковские пещеры были открыты для посетителей, о возрождении монастыря речь не шла. Но в 1995 году по воскресеньям в подземной церкви священниками Чернянского и Новооскольского районов начали совершаться богослужения. В 1997 году на меловых холмах епископом Белгородским и Старооскольским Иоанном были освящены три закладных камня на месте строительства двух храмов и часовни.

Вначале у входа в пещеры был возведен надвратный храм, затем сооружена Владимирская часовня — на месте, где, по предположению историков, произошла встреча князя Игоря Святославича и его брата Всеволода перед их походом на половцев в 1185 году. И, наконец, в декабре 1999 года архиепископом Иоанном был освящен только что возведенный храм в честь Донской иконы Божией Матери, в нем совершена первая литургия.

Священный Синод Русской православной церкви на заседании 28 декабря 1999 года благословил открытие Свято-Троицкого мужского монастыря в поселке Холки Чернянского района. В настоящее время в специально построенном корпусе живут более двадцати насельников, каждый из которых выполняет несколько послушаний. У обители имеется большое хозяйство: огород на двадцать четыре гектара земли и сад, пасека, столярная мастерская. Богослужения совершаются в храме Донской иконы Божией Матери и в Свято-Троицкой подземной церкви.

Распоряжением правительства Белгородской области от 23 мая 2008 года № 187-рп был проведен конкурс «Семь чудес Белгородчины». В номинации «Объект духовного наследия» победителем стал памятник регионального значения Холковский Свято-Троицкий мужской монастырь.

Т. Кублова, главный библиограф отдела краеведческой литературы Белгородской универсальной научной библиотеки. http://nbgazeta.ru/kultura/11-1595/obitel-pod-holmom

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *