В. И. Баженов

Родился в Малоярославском уезде Калужской губернии. Сын дьячка дворцовой церкви.

Первоначальное образование получил в Славяно-греко-латинской Академии в Москве. Посещал архитектурную школу Д. Ухтомского, который записал его в гимназию при Московском университете. Продолжил образование в гимназии при Академии наук в Петербурге, затем в архитектурном классе Академии художеств, став одним из первых учеников только образованной Академии и одним из первых пенсионеров, посланных за границу. В 1760-1762 годах обучался в Парижской Королевской академии живописи и скульптуры. Совершенствовал мастерство в Италии. С солидным образованием и известностью, будучи членом парижской и нескольких итальянских академий, в 1765 году вернулся в Петербург. Работал главным архитектором в артиллерийском ведомстве.

С 1767 года работал в Москве в Экспедиции Кремлевских строений. Автор двух грандиозных, но незавершенных проектов. Первый – проект Кремлевского дворца, работать над которым Баженов начал в 1767 году по приказу Екатерины II. По замыслу зодчего перестройке и реконструкции должны были подвергнуться весь Кремль и Красная площадь: стены и башни снесены, новый торжественный дворец долженствовал стать центром Кремля, а на площади перед ним должны были сойтись все основные радиальные улицы. За несколько лет архитектор создал модель нового дворца, был произведен снос некоторых строений, башен и стен, совершена торжественная закладка дворца. Но Екатерина II остановила, а затем запретила все работы в Кремле.

Второй проект постигла та же участь. В 1775 году Баженов получил заказ от Екатерины II на сооружение дворца в Царицыне под Москвой. Баженов с семьей переселился в сырые места Царицына и несколько лет посвятил работе над дворцом. Им были выполнены Большой дворец и еще более десяти построек, входивших в ансамбль, заложен пейзажный парк, построены живописные мосты. В 1785 году Екатерина II прекратила и эту стройку, приказав сломать уже построенный дворец. Баженов, оставшись без средств, вернулся в Москву и открыл Архитектурную школу.

Для императрицы не осталась незамеченной связь Баженова с масонами и близость его к великому князю Павлу Петровичу, что во многом объясняет ее недовольство архитектором.

В 1792 году Баженову пришлось перебраться в Петербург, где он занял скромную должность архитектора при Адмиралтействе. Строил он теперь, главным образом, в Кронштадте.

С восшествием на престол Павла – покровителя Баженова, его жизнь резко изменилась. В 1799 году он был назначен первым вице-президентом Академии художеств. Но этот год оказался последним в его жизни.

Архитектором В.И. Баженовым построены дворец в Павловске, крепость в Гатчине, дом Пашкова в Москве, Петровский дворец и др. Не меньшую ценность, чем его осуществленные постройки, имеют его чертежи и рисунки, где воплотились идеи и проекты архитектора.

Учеником, помощником и достойным продолжателем замыслов Баженова был архитектор М. Казаков.

Женат на дочери московского купца Аграфене Лукиничне Долговой. Имел детей: Ольгу, Надежду, Веру, Константина, Владимира, Всеволода. Один из сыновей умер в Царицыне.

Архитектор умер в Санкт-Петербурге от паралича. Погребен в селе Глазово.

LiveInternetLiveInternet

Большой Кремлёвский дворец. Москва. Архитектор В.И. Баженов

План реконструкции Московского кремля. Архитектор В.И. Баженов

Фрагмент деревянного макета Московского Кремля. Архитектор В.И. Баженов

Царская резиденция в с. Царицино. Архитектор В.И. Баженов

Ж. Делабарт. «Пашков дом», литография, XVIII в.

Дом Пашкова. Москва. Архитектор В.И. Баженов

Двор Михайловского замка.Петербург. Архитектор В.И. Баженов

БАЖЕНОВ ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ (февраль 1737 — 02. 08. 1799) Стиль архитектуры: Классицизм. Национальный историзм. Основные архитектурные объекты: проект здания дворца в Екатерингофском парке; здание арсенала на ул. Литейной, Петербург (теперь здание судебных учреждений); здание арсенала и сената по Знаменке, Москва; дом Пашкова (Библиотека Румянцевского музея); дворец в Царицыне; Петровский дворец; Проект реконструкции Московского Кремля; Дворец на Каменном острове, Петербург. Первый «пенсионер» Академии художеств. Вице-президент Академии художеств.

«Я отважусь здесь упомянуть, что я родился уже художником. Рисовать я учился на песке, на бумаге, на стенах …Между прочим, по зимам из снегу делал палаты и статуи, что бы и теперь я желал то видеть».

Сын дьячка одной из придворных кремлевских церквей. Обнаружил природный талант к искусству ещё в детстве, срисовывая всякого рода здания в древней столице.

Мальчика отдали в певчие в Страстной монастырь. Все равно ему безудержно хотелось рисовать: «Я всех святых из церкви переносил мыслями под переходы на стены и делал их своей композицией, за что меня заставали и секали часто».

В 15 лет он сам нашел себе учителя, захудалого живописца, который рисовал, бывало, «вместо правой руки или ноги левую». Вскоре оба они оказались участниками громадной и спешной государственной стройки — сгорел дотла деревянный царский дворец в Лефортове на окраине тогдашней Москвы, и императрица Елизавета, перебравшаяся в неудобное маленькое здание, приказала отстроить дворец немедленно. И он вырос вновь как в сказке — за месяц с небольшим!

На стройке его способности заметили. Князь Д.В.Ухтомский, главный московский архитектор, стал поручать ему самостоятельную работу. Год спустя в судьбе Баженова произошел новый поворот: его приняли в Московский университет. Вскоре попечитель университета М.И.Шуваловпотребовал прислать к себе в Петербург тех, кто был назначен обучаться «художествам». На Баженова, очевидно, уже возлагали надежды: поселили в нарядном шуваловском дворце, представили самой императрице и отдали в мастерскую архитектора С.И.Чевакинского. Здесь он показал свои способности к архитектуре в такой степени, что преподаватель архитектуры С. И. Чевакинский сделал талантливого молодого человека своим помощником при постройке Никольского морского собора. Он учится французскому языку, математике, старательно перечерчивает из книги ордера — классические античные колонны с их перекрытиями, азбуку тогдашнего зодчества. А летом работает на стройках, которые ведет в Петербурге его энергичный наставник.

«Потом Академия художеств мною первым началась», — с гордостью утверждал Баженов. В основанной осенью 1757 года Академии он был старшим из воспитанников, уже многое освоившим, и для младших стал, вероятно, не столько товарищем, сколько первым учителем. В сентябре 1759 года Баженов (вместе с живописцем Антоном Лосенко) был направлен для развития своего таланта в Париж, став первым пенсионером Академии художеств, отправленным за границу.

Во Франции Баженов впервые увидел не только на гравюрах и чертежах ту новую архитектуру, которой учили академические наставники — москвич А.Ф.Кокоринов и парижанин Ж.Б.Валлен-Деламот: нарядные и вместе с тем строгие здания простых прямолинейных очертаний с равномерными, четкими рядами стройных колонн. Этот стиль потом назовут классицизмом. На смену бурному чувству, воплощенному в динамичной и сложной архитектуре барокко, пришли ясный разум и спокойная гармония, опирающиеся на античные традиции. Правилам нового стиля и обучает Баженова блестящий архитектор Шарль де Вайи. «Мои товарищи, французы молодые, у меня крадывали мои прожекты и жадностию их копировали», — хвастался потом Баженов. Видимо, он уже тогда выделялся среди соучеников изобретательностью и яркой фантазией.

Поступив в ученики к профессору Дювалю, Баженов занялся изготовлением моделей архитектурных частей из дерева и пробки и выполнил несколько моделей знаменитых зданий. В Париже он сделал, со строгой пропорциональностью частей, модель Луврской галереи, а в Риме — модель Cобора св. Петра.

По возвращении в Россию, живя в Москве, Баженов составил полный перевод всех 10-ти книг архитектуры Витрувия, напечатанный в 1790—1797 гг. в Петербурге, в типографии Императорской Академии Художеств. Основательно знакомый со своим искусством теоретически, Баженов был одним из лучших практиков-строителей своего времени, отличаясь столько же искусством планировки, сколько и изяществом формы проектируемых зданий, что показал при самом возвращении своем в отечество, к торжеству «инаугурации» здания Академии художеств (29 июня 1765 г.). Ему принадлежала декорация главного фасада здания с Невы. Позднее Екатерина II поручила Баженову разработать проект Института благородных девиц при Смольном монастыре. Зодчий выполнил это поручение в кратчайшие сроки. Величественная и изящная композиция поразила многих архитектурной изобретательностью, органичным сочетанием многообразных традиционных форм российского зодчества. Но, к сожалению, дифирамбами дело и ограничилось. Проект остался неосуществленным. После длительных проволочек предпочтение отдано проекту архитектора Кваренги.

Проект здания нынешнего дворца в Екатерингофском парке, с оранжереями, зверинцем, каруселями и прочими затеями роскоши того времени, сочинен был Баженовым по академической программе, на степень профессора. Выполнение признано было советом Академии вполне достойным, но автор проекта оставлен в звании академика, которое получено им три года раньше, в бытность за границей. Кроме ущерба самолюбию такая несправедливость серьёзно влияла на материальное положение.

Баженов берёт увольнение от академической службы, и князь Г. Г. Орлов определил его в свое артиллерийское ведомство главным архитектором, с чином капитана. В этой должности Баженов построил в Петербурге здание арсенала на Литейной ул. (теперь здание судебных учреждений), и в Москве, в Кремле, здание арсенала и сената по Знаменке, дом Пашкова (Библиотека Румянцевского музея), а в окрестностях столицы — дворец в Царицыне и Петровский дворец, строенный Казаковым, — его помощником.

Граф Орлов посоветовал Баженову разработать проект необычный, дерзкий, чтобы затем через него, Орлова, предложить императрице начать строительство здания, которое вызовет всеобщий интерес. Баженов ничего не обещал, но от предложения не отказался. В то времяКремль пребывал в крайнем запустении и ветхости, а главное, его древняя архитектура представлялась просвещенным людям XVIII века беспорядочной и бесформенной. Баженов дерзнул предложить свой вариант дворца. Но только иных масштабов: «…из простой перестройки он создал исполинскую архитектурную затею, сводившуюся к застройке всего Кремля одним сплошным дворцом, внутри которого должны были очутиться все кремлевские соборы с Иваном Великим». Идея Баженова потрясла Орлова, но он усомнился в реальности столь грандиозных планов. К лету 1768 года Баженов закончил работу над эскизами, приступил к самому проекту реконструкции, к созданию большой модели Кремлевского дворца. Началась подготовка к строительству. В июле была уже учреждена специальная экспедиция по сооружению дворца. Возглавлял ее генерал-поручик Измайлов. После тщательного обследования кремлевских строений и детальной разработки планов строительства члены экспедиции приступили к составлению сметы. По предварительным подсчетам, должно было потребоваться двадцать или, в крайнем случае, тридцать миллионов рублей. Экспедиция разместилась в самом Кремле, в небольшом Потешном дворце. Здесь же была квартира архитектора, куда он вскоре привел молодую жену. А рядом наспех строилось деревянное одноэтажное здание с обширным восьмигранным залом — Модельный дом. В нем потом делали громадную деревянную модель будущего Кремля. Модель, по словам Баженова, — «половина практики», то есть готового здания, которая позволит проверить правильность его композиции и пропорций. Модель впечатляла всех, даже людей, которые к баженовскому проекту были настроены скептически или недоверчиво. Поражало многое. И техника изготовления, и сами размеры модели. Они были таковы, что во внутренних дворах могли разгуливать несколько человек. В своих пропорциях модель математически точно соответствовала размерам будущего дворца. Фасад главного корпуса задуманного Баженовым дворца имел сложное членение: два нижних этажа объединены сплошной горизонтальной рустовкой и карнизом. Они отделяют верхние этажи. Первые два этажа — это своего рода постамент для двух верхних. Они объединены декоративным убранством и колоннами в одно целое. Антаблемент украшен скульптурой. Его поддерживают четырнадцать колонн. По обе стороны центрального выступа по десять колонн. За ними — двухколонные выступы. В нишах стен изящные вазы. Весь фасад центрального корпуса являлся ярким образом, как бы богатейшей и красивейшей архитектурной декорацией. Внутренний фасад главного корпуса, выходящий во двор, имел почти такое же богато декорированное оформление. Впечатлительна была циркумференция — огромный полуциркуль с высоким четырехступенчатым цоколем, многочисленными мраморными колоннами. Циркумференция соединялась с главным корпусом. В этом месте — подъезд с тремя красивыми арками. Богато декорированный вход обрамляли колонны. С другого конца циркумференция соединялась с театром. Особенный эффект производил его парадный вход, от которого сбегали широкие пересекающиеся лестницы. Стены театра украшены ионическими колоннами. Не менее эффектно и внутреннее оформление, особенно центрального зала дворца, впечатляющего своими размерами. О модели и невиданном проекте заговорили с восторгом и завистью в европейских королевских дворах. Однако весной 1771 года работу пришлось остановить: в Москву нагрянула эпидемия чумы. Жесткие, но мало действенные меры властей вызвали недовольство горожан. Вспыхнул бунт, был убит московский архиепископ Амвросий, толпа громила его покои в Кремле, в двух шагах от Модельного дома. Баженов боялся за судьбу своей драгоценной, выстроенной из сухого дерева, модели. Но бунт в два дня подавили, модель уцелела, эпидемия же утихла лишь к зиме. На следующее лето начался новый этап работы — рыли котлован под дворцовый фундамент, который заложили год спустя в еще более торжественной обстановке. Но годы шли, а выше фундамента стройка не поднималась — недоставало средств. Весной 1775 года императрица приказала засыпать котлован, а значит, прекратить работу. Руководить засыпкой котлована оскорбленный Баженов отказался: «Оставляю тому, кто за благо избран будет». Тем временем он строил за городом, на Ходынском поле, деревянные павильоны для празднования победы над турками. Причудливые здания неклассической, условно-восточной архитектуры символизируют Таганрог, Керчь, Азов и другие города, отошедшие после победы к России. Нарядные необычные постройки Екатерине понравились. Вот такой она захотела видеть и свою новую усадьбу — только что купленное под Москвой Царицыно

Проектируя Царицынский дворец на склоне холма, спускающегося к большому пруду, Баженов расположил, казалось бы, в вольном порядке, множество сравнительно небольших строений из красного кирпича. Украсить их он хотел цветными изразцами, на манер старинных московских зданий. Но императрица эту идею отвергла, и тогда красный кирпич был эффектно оттенен вставками из резного белого камня. Чувствовались в облике Царицына какая-то искусственная старина условное, почти игрушечное средневековье. В те времена всю средневековую архитектуру, не очень еще различая эпохи и страны, именовали «готической». Классицисты считали ее «неправильной», искаженной невежеством прежних строителей, но она все же манила Баженова. Правда, при возведении Царицына он не придерживался какого-то определенного стиля: стрельчатые окна западноевропейской готики он свободно сочетал с узорчатой кирпичной кладкой русских зданий XVII века, использовал в белокаменной резьбе государственную символику — здесь и вензель Екатерины, и двуглавый государственный орел. Десять лет строил Баженов Царицыно. Каждой весной он перебирался туда с семьей из недавно купленного городского дома, чтобы быть постоянно при работах. Здесь, в отличие от Кремля, он все делал сам: распоряжался финансами, заранее покупал материалы, нанимал рабочих. Стройка разрасталась, а деньги поступали из Петербурга все медленнее. Василий Иванович то и дело оказывался виноватым. К тому же замучили долги, судебные тяжбы. Он устал, в сорок лет чувствовал себя стариком. В сыром Царицыне болели дети, умер младший сын… Летом 1785 года императрица, наконец, приехала и посетила почти готовую усадьбу, знакомую ей лишь по чертежам. Нарядные домики показались ей маленькими и тесными — на бумаге все выглядело внушительнее. Царицыно она приказала перестроить и передала строительство Казакову. Дворец в Царицыне был разрушен не сразу. М.М. Измайлов пытался найти выход из создавшегося положения, хоть как-то помочь Баженову. Переживал за своего друга и Казаков. Коллеги договорились: Баженов без особого на то дозволения сделает новый вариант дворца и представит свой ранее, чем это сделаетКазаков. Но ничего из этого не вышло, опять труд был потрачен зря. Екатерина отвергла работу Баженова. В феврале 1786 года пришло распоряжение «о разборке в селе Царицыне построенного главного корпуса до основания и о производстве потом (нового здания) по вновь конфирмованному учиненному архитектором Казаковым плану». Казаков в своем варианте дворца пытался по возможности сохранить избранный Баженовым стиль старорусской архитектуры. Но ему также не повезло. Дворец был спроектирован трехэтажным, с акцентом на центральную часть здания. Однако в ходе строительства пришлось многое переделать, так как ассигнования постоянно урезывались. В результате получилась большая разница между проектом и осуществленным зданием.

Отдельного упоминания достоин Дом Пашкова в Москве (1780-е). Дворец красуется на высоком холме против Московского Кремля — теперь это старое здание библиотеки бывшего Румянцевского музея. Между тем задача у архитектора была сложная: участок неровный, с одной стороны круто уходящий под гору, а с другой — резко сужающийся. Однако его неудобства Баженов сумел превратить в достоинства: поставил в узком конце нарядные ворота, сквозь которые открывается вид на дом, фасад же широко развернул на кромке холма над спускающимся к городу садом — решение, не случайно перекликающееся с проектом перестройки Кремля. Баженов создал здесь в буквальном смысле слова замок-сказку. Большой знаток и ценитель русской архитектуры И. Грабарь писал: «Трудно найти более совершенное соотношение всех частей единого сооружения, чем-то, которое достигнуто здесь». Мнение русских и иностранцев было единодушное «Пашков дом» — это жемчужина русского зодчества. Знатоки архитектуры подчеркивали, что при всей изысканности композиционных приемов замысел художника отличается смелостью, полетом фантазии и вместе с тем продуманностью мельчайших деталей. Это в равной степени характерно как для композиции в целом и внутренней планировки помещений, так и внешнего оформления.

Баженов не получил другого назначения, и, оставшись без достаточных средств к существованию, открыл художественное заведение и занялся частными постройками. Перемена в его служебной карьере и немилость Екатерины Великой объясняется его сношениями с кружком Новикова, который поручил ему доложить наследнику цесаревичу o выборе его московскими масонами в верховные мастера. В этих сношениях с цесаревичем Екатерина подозревала политические цели, и гнев её на Баженова обрушился раньше, чем на других, но дальше исключения из службы дело не пошло, а в 1792 г. он был принят вновь на службу по адмиралтейств-коллегии и перенес свою деятельность в Петербург. Баженов строил на Каменном острове дворец и церковь наследнику и проектировал разные специальные постройки для флота в Кронштадте.

Дворец на Каменном острове. Баженов довольно быстро выполнил этот заказ. Дворец был возведен в стиле классицизма. Позднее его перестраивали. Но имеется свидетельство французского путешественника, видевшего строение в первоначальном варианте: «Он очень красив, особенно благодаря своему местоположению (на берегу Невы). Нижний этаж приподнят на несколько ступеней. Здесь мы видим, во-первых, большую переднюю, украшенную арабесками, далее зал овальной формы, который при большой длине кажется немного узким; декоративная часть в нем очень проста. Направо — помещение, из которого дверь ведет в небольшой театр, довольно красивый… Фасад к саду украшен колоннами. В конце сада находится небольшая часовня, построенная из кирпича: готический стиль, которому старались подражать при ее постройке, производит красивый эффект».

По вступлении на престол, Павел I назначил его вице-президентом Академии художеств и поручил ему составить проект Михайловского замка, приготовить собрание чертежей русских зданий для исторического исследования отечественной архитектуры и, наконец, представить объяснение по вопросу: что следовало бы сделать, чтобы сообщить надлежащий ход развитию талантов русских художников в Академии художеств. Баженов с жаром принялся выполнять милостивые поручения монарха, покровителя отечественного искусства, и многое бы, без сомнения, мог сделать, если бы смерть не пресекла его.

Усадьба Царицыно

– улица Дольская, 1

Фото Sergey Subbotin

Любимое место прогулок москвичей – усадьба Царицыно – должно было стать любимым местом императрицы Екатерины II, которая поручила Василию Баженову построить на этом месте свою подмосковную резиденцию. Однако время и история распорядились так, что свидетелями окончания постройки царской усадьбы смогли стать и мы с вами.

Строительные работы начались довольно быстро. И так же быстро императрица охладела к новому проекту. Стройка уже подходила к концу, когда Екатерина приказала Баженову разобрать все строения. Внезапно царица оказалась ими недовольна, несмотря на то, что все чертежи были с нею согласованы и ею же утверждены. По приказу императрицы Василия Ивановича отстранили от стройки. Делами усадьбы далее занимался ученик мастера – Матвей Казаков, который старался сохранить баженовскую стилистику. Однако дворец так и не удалось достроить.

После смерти Екатерины и прихода к власти Павла I новоиспеченный император приказал остановить работу над проектом. Недостроенная усадьба быстро пришла в запустение. Долгое время руины дворцового ансамбля не привлекали внимания. И лишь в советские годы на месте недостроенной царской резиденции начались исследования и реставрационные работы, которые по ряду причин велись с долгими перерывами.

В итоге реставрация усадьбы Царицыно была окончательно завершена только 10 лет назад. Так царский проект, который не имел возможности осуществиться сразу, заиграл новыми красками в новом времени.

Особняк Тимофея Тутолмина

– улица Гончарная, 12 с 1

Фото Владимира Ештокина

Над этим домом время поработало так сильно, что он изменился практически до неузнаваемости. А ведь когда-то особняк Тутолмина по своей красоте мог сравниться с известным во всей Москве домом Пашкова.

Возведенный в конце XVIII века на месте разобранных палат Григория Строганова, особняк стал достойным образчиком классицистической архитектуры и считался одним из самых замечательных зданий столицы. Его владелец – Тимофей Тутолмин, тратил на убранство своей усадьбы огромные деньги. Говорят, что только парадная лестница обошлась ему в 150 тысяч рублей.

В годы Отечественной войны 1812 года особняк стал пристанищем наполеоновского маршала Мюрата. Но это не спасло дом от пожара и разрухи. Разрушенное здание выкупил московский текстильный магнат Тимофей Прохоров, который перестроил усадьбу и открыл на ее территории фабрику. Позже особняк сдавали в качестве квартир и контор, а в начале XX века здесь расположилась частная женская гимназия.

В советские годы здание также видоизменялось и достраивалось и в конце концов обрело современный и привычный для нас вид. Возможно, сегодня оно кажется серым и будничным, и память о том, что когда-то это был один из самых красивых и величественных особняков столицы, постепенно уходит в прошлое.

Баженов, Василий Иванович

Василий Иванович Баженов

Василий Иванович Баженов

Основные сведения

Страна

  • Российская империя

Дата рождения

1 (12) марта 1737

Место рождения

  • Москва, Российская империя

Дата смерти

2 (13) августа 1799 (62 года)

Место смерти

  • Санкт-Петербург, Российская империя

Работы и достижения

Учёба

  • Императорская Академия художеств
  • Славяно-греко-латинская академия

Работал в городах

Санкт-Петербург, Москва

Архитектурный стиль

Классицизм, псевдоготика

Важнейшие постройки

  • Дом Пашкова (?),
  • Царицынский дворцово-парковый ансамбль,
  • проект Кремлёвского дворца,
  • Владимирская церковь в Быково (?)

Премии

пенсия ИАХ (1760)

Звания

академик ИАХ (1765)

Медиафайлы на Викискладе

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Баженов. Запрос «Баженов, Василий» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

Васи́лий Ива́нович Баже́нов (1 марта 1737 или 1738, Москва — 2 августа 1799, Санкт-Петербург) — русский архитектор, теоретик архитектуры и педагог, представитель классицизма, зачинатель русской псевдоготики, масон. Член Российской академии с 1784 года, вице-президент Академии художеств (с 1799 года). Действительный статский советник (с 1796 г.).

Биография

Архитектор В. И. Баженов. Фрагмент семейного портрета. 1770-е гг. Из собрания ГНИМА им. А. В. Щусева

Василий Баженов родился в семье дьячка одной из придворных кремлёвских церквей Ивана Фёдоровича Баженова (1711—после 1773). Местом рождения В. И. Баженова обычно называют либо Москву, либо село Дольское близ Малоярославца (в совр. Малоярославецком районе Калужской области).

Ещё в детстве обнаружил природный талант к искусству, срисовывая всякого рода здания в древней столице. Эта страсть к рисованию обратила на Баженова внимание архитектора Д. В. Ухтомского, назначенного в 1754 главным архитектором Московского университета, который принял его в свою школу. По его рекомендации Баженов в апреле 1755 поступил в гимназию Московского университета, где был зачислен в специальный «художественный класс», предназначенный для будущей Академии художеств. В числе 9 лучших учеников Баженов в 1756 по инициативе И. И. Шувалова, был переведён в академическую гимназию в Санкт-Петербурге, а после открытия в январе 1758 Академии художеств принят в её студенты. В Академии его способности к архитектуре раскрылись в такой мере, что преподаватель архитектуры С. И. Чевакинский сделал талантливого молодого человека своим помощником при постройке Никольского морского собора. В сентябре 1760 года Баженов был направлен для развития своего таланта в Париж (став, наряду c А. П. Лосенко, первым пенсионером Академии художеств, отправленным за границу).

Поступив в ученики к профессору Шарлю Девайи, Баженов занялся изготовлением моделей архитектурных частей из дерева и пробки и выполнил несколько моделей знаменитых зданий. В Париже он сделал, соблюдая строгую пропорциональность частей, модель Луврской галереи, а в Риме — модель собора Св. Петра, учился гравированию. Вслед за Ж.-Ж. Суффло, К.-Н. Леду и другими мастерами французского классицизма того времени Баженов усвоил «вкус к грандиозным масштабам проектируемых сооружений, чьи композиции, план и декор содержали сложную, часто масонскую символику» и не всегда были осуществимы в реальности.

По возвращении в Россию, живя в Москве, Баженов участвовал в издании труда Витрувия (перевод Ф. В. Каржавина). Баженов был одним из лучших практиков-строителей своего времени, отличаясь как искусством планировки, так и изяществом формы проектируемых зданий (что в полной мере проявил после возвращения на родину). Являлся одним из проводников т. н. французского вкуса (стиля) в русской архитектуре, ярким памятником которого является Пашков дом. Своё мастерство выказал в академической программе на степень профессора комплекса увеселительных сооружений для Екатерины; однако ожидаемой должности Баженов не получил и взял увольнение от академической службы, после чего князь Г. Г. Орлов определил его в своё Артиллерийское ведомство главным архитектором с чином капитана.

В этой должности Баженов предположительно построил в Москве дом Пашкова, а в окрестностях столицы — дворцовый комплекс в Царицыне. В Московском Кремле на месте крепостных стен, выходящих на Москву-реку, архитектор спроектировал «Форум великой империи» или Большой Кремлёвский дворец на Боровицком холме. Комплекс проектировался как грандиозный общественный центр с театром и овальной площадью для народных собраний, к которой должны были сходиться все улицы Кремля. Исторический контекст при этом практически не учитывался: многие допетровские здания Кремля предполагалось снести, заодно закрыв со стороны реки обзор храмов Соборной площади, что неминуемо исказило бы исторический облик твердыни. Кремлёвские стены уже начали было разбирать (снеся часть обращённого к Москве-реке участка стены с шестью башнями), но при рытье котлована у подножия Кремлёвского холма на стенах древних соборов появились трещины, и, по воле императрицы, строительство было отложено, а потом оставлено совсем (в 1775 году); снесённая часть стен Кремля позже была восстановлена М. Ф. Казаковым.

Такая же судьба постигла царицынский ансамбль Баженова, представлявший собой новаторский сплав элементов нарышкинского барокко конца XVII века и западноевропейского готического декора. Впервые Баженов опробовал это сочетание в 1775 году, работая вместе с М. Ф. Казаковым над временными увеселительными павильонами Ходынского поля, где праздновалось заключение Кючук-Кайнарджийского мира с турками. Екатерина летом 1785 года приехала на три дня в первопрестольную, посетила работы по сооружению дворцов в Царицыне (собственного и великокняжеского) и, возмутившись их равными размерами, повелела снести оба; архитектор от осуществления проекта был отстранён.

В это же время в Москве Баженов предпринимает попытку организовать «партикулярную» (частную) академию и набрать учеников. Видимо, затея не удалась, так как, по словам Баженова, «препятствиев к моему намерению весьма есть много».

«Вид Царицына села», проект, 1776 год

До сих пор Баженову приписывается утраченный памятник Санкт-Петербурга, Старый Арсенал на Литейной улице (в XIX веке его занимал Окружной суд, сожжён в 1917 г., разобран в конце 1920-х годов); но, вероятнее всего, к нему зодчий не имеет никакого отношения. Строительство здания началось под руководством архитектора Артиллерийского ведомства В. Т. фон Дидерихштейна весной 1766 года и велось архитектором Инженерного корпуса К. И. Шпекле. Баженов же в конце 1766 г. поступил в Артиллерию, но вскоре уехал в Москву. Большое количество документов по этой теме сохранилось в фондах Исторического архива ВИМАИВиВС («архив Артиллерийского музея») в Санкт-Петербурге. Большой мост через овраг в усадьбе Царицыно — одна из немногих сохранившихся построек, авторство Баженова в отношении которых точно установлено.

Владимирская церковь в Быково приписывается некоторыми авторами Баженову

Масон, член московской ложи «Девкалиона», которой руководил С. И. Гамалея. Был возведён в «теоретический» градус, где также работал под руководством С. И. Гамалеи. Входил в ложу «Латона» во главе с Н. И. Новиковым.

Оставшись без всяких средств к существованию, Баженов открыл художественное заведение и занялся частными постройками. Перемену в его служебной карьере и немилость Екатерины объясняют его сложным самолюбивым нравом, а также связью с кружком Н. И. Новикова, который поручил ему доложить наследнику Павлу I о выборе последнего московскими масонами в верховные мастера. В этих сношениях с цесаревичем Екатерина подозревала наличие политических целей, и гнев её на Баженова обрушился раньше, чем на других; но дальше исключения из службы дело не пошло, а в 1792 году он был принят вновь на службу по адмиралтейств-коллегии и перенёс свою деятельность в Петербург.

Без всяких оснований ему приписывался Каменноостровский дворец — дворец великого князя Павла Петровича на Каменном острове и работы в Гатчинском дворце. Документально только подтверждается его участие в разработке одного из проектов Михайловского замка. Как установили петербургские исследователи, авторство этого грандиозного сооружения приписать только Баженову невозможно. Работы начались задолго до строительства и велись «под диктовку» Павла Петровича, саморучно набросавшего эскизы плана, сначала архитектором Малого двора А. Франсуа. Виолье, затем — в 1790-х годах — к делу подключился и Баженов, но окончательный проект был составлен В. Бренной; он-то и был осуществлён.

После своего вступления на престол Павел I, вообще приближавший к себе всех гонимых его матерью, назначил Баженова вице-президентом Академии художеств и поручил ему приготовить собрание чертежей русских зданий для исторического исследования отечественной архитектуры, а также представить объяснение по вопросу: что следовало бы сделать, чтобы сообщить надлежащий ход развитию талантов русских художников в Академии художеств. Баженов с жаром принялся выполнять милостивые поручения монарха, выказавшего себя покровителем отечественного искусства; многое бы, без сомнения, он мог сделать, если бы смерть совершенно неожиданно не пресекла его жизнь.

Баженов был похоронен на Смоленском православном кладбище, но в 1800 году его останки были перевезены в имение Баженовых в селе Глазово (ныне Ясногорский район, Тульская область).

Споры об атрибуции

Пашков дом

«От Баженова практически ничего не осталось, стоит один Пашков дом против Кремля, и от того остались одни фасады, внутри все разрушено, да ещё неизвестно, точно ли Баженов его построил», — констатирует Григорий Ревзин. Тем не менее романтический образ Баженова как непризнанного гения, грандиозные замыслы которого не были оценены авторитарными властями, получил большое распространение в российском массовом сознании, особенно в советское время, когда для спасения тех или иных заброшенных зданий их приходилось связывать с именем Баженова. Как результат, Баженову и Казакову в то или иное время приписывались (или продолжают приписываться) почти все псевдоготические постройки конца XVIII века в московском регионе, относительно авторства которых не сохранилось документации.

Достоверно известно лишь о двух проектах Баженова — кремлёвском и царицынском. Почти все историки архитектуры упоминают его имя в связи с домом Пашкова, который перекликается по своему решению с неосуществлённым проектом кремлёвского форума. Атрибуция Баженову всех прочих зданий, особенно в глубинке (где Баженов по документам никогда не работал), сугубо гадательна, а в некоторых случаях и произвольна.

Работы Баженова

Осуществлённые проекты

  • Михайловский замок (1792) (проект был переработан Винченцо Бренна)
  • Оформление Ходынского поля (1775) (в связи с празднествами в честь окончания Русско-турецкой войны)
  • Ансамбль Царицыно (1776—1786) (большая часть построек снесена или перестроена почти сразу по велению Екатерины II, осталось несколько построек)
  • Дом Пашкова (1784—1786)
  • Дом Юшкова (1780-е)
  • Проект Каменноостровского дворца Цесаревича Павла Петровича (только предположение; строительные работы велись Фельтеном и Кваренги)
  • Здание Арсенала в Санкт-Петербурге (приписывается, маловероятно; не сохранилось)
  • Дом Л. И. Долгова
  • Усадьба Ермолова в селе Красное (1780-е) (возможно)
  • Работы в Гатчинском и Павловском дворцах (1793—1796) (не подтверждено)
  • Усадьба Тутолмина-Ярошенко (1788—1901) (совместно с Казаковым)
  • Усадьба Румянцева на Маросейке (1782) (совместно с Казаковым)
  • Скорбященская церковь на Большой Ордынке (1783—1791) (достроена Бове)
  • Усадьба И. С. Гендрикова (Спасские казармы) (1775) (совместно с Леграном)
  • Церковь Владимирской иконы Божьей Матери (Рождества Христова) (1789)

Постройки Баженова в Царицыне

  • Фигурный мост

  • Дорога к Фигурному мосту

  • 1-й Кавалерский корпус

  • 3-й Кавалерский корпус

  • Хлебный дом

  • Оперный дом

  • Большой мост в парке

  • Виноградная гроздь в арочных воротах

Неосуществлённые проекты

  • Здание Смольного института благородных девиц (проект получил хвалебные отзывы, но здание возвели по проекту Джакомо Кваренги)
  • Большой Кремлёвский дворец (1768) (строительство начато, но остановлено в 1775 в связи с угрозой для древних памятников Кремля)
  • Проект восстановления Галерной гавани на Васильевском острове (отклонён по причине дороговизны)
  • Проект Инвалидного дома
  • Проект мастерских для Главного адмиралтейства
  • Проект манежа и Аракчеевских казарм близ Смольного
  • Участвовал в проектировании Казанского собора (1797)

Литература

  • Чернов Е. Г., Шишко А. В. Баженов: 1799—1949 / Е. Г. Чернов, А. В. Шишко. — М.: Изд-во Акад. архитектуры СССР, 1949. — 160 с. — 5 000 экз. (в пер., суперобл.)
  • Михайлов А. И. Баженов / Суперобложка, переплет, форзац, титул и заставки художника Э. Б. Бернштейна. — М.: Гос. изд-во литературы по строительству и архитектуре, 1951. — 372 с. — 6 000 экз. (в пер., суперобл.)
  • Неизвестные и предполагаемые постройки В. И. Баженова: Сборник. — М., 1951.
  • Пигалев В. А. Баженов / Вадим Пигалев; Серийная обложка Ю. Арндта. — М.: Молодая гвардия, 1980. — 224, с. — (Жизнь замечательных людей. Серия биографий. Выпуск 5 (601)). — 100 000 экз. (в пер.)
  • Разгонов С. Н. Баженов. — М.: Искусство, 1985. — (Жизнь в искусстве).
  • Н. Собко. Баженов, Василий Иванович // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
  • Пучков В. В. В. И. Баженов и Михайловский замок в Петербурге: Новые материалы // Царицынский научный вестник.
  • Василий Иванович Баженов: Письма. Пояснения к проектам. Свидетельства современников. Биографические документы / Сост., вступ. ст. и прим. Ю. Я. Герчука. — М.: Издательский дом «Искусство», 2001. — (Мир художника) — 304 с.
  • Серков А. И. Русское масонство. 1731—2000 гг. Энциклопедический словарь. Российская политическая энциклопедия, 2001. — 1224 с. — 3 000 экз. — ISBN 5-8243-0240-5.
  • Императорский Московский университет: 1755-1917 : энциклопедический словарь / А. Ю. Андреев, Д. А. Цыганков. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. — С. 42—43. — 894 с. — 2 000 экз. — ISBN 978-5-8243-1429-8.
  • С. Н. Кондаков. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764-1914. — Спб.: Товарищество Р.Голике и А.Вильборг, 1915. — Т. 2. — С. 289. — 454 с.
  • Е. В. Калинина. Баженов / под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II // Православная энциклопедия. — 2002. — Т. 4 : Афанасий-Бессмертие. — С. 256—257. — 751 с. — ISBN 5-89572-009-9.
Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *