Портрет И. А. Крылова.
Художник И. Е. Эггинк

Басня «Рыбья пляска» была написана Крыловым не ранее 1820 и не позднее 1823 г. (вероятнее всего, в 1821 г) почти одновременно с басней «Дикие Козы».
Произведение впервые опубликовано в 1824 г. в «Трудах Вольного общества любителей российской словесности».
В этой статье представлены материалы о морали басни «Рыбья пляска» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.
Смотрите: Все материалы по басням Крылова

Мораль басни «Рыбья пляска» Крылова (анализ, суть, смысл)

Мораль басни «Рыбья пляска» заключается в том, что люди на высоких руководящих позициях порой не догадываются о реальной ситуации «внизу», о проблемах простых людей. Общаясь только со своими помощниками («старостой-Мужиком»), руководитель («Лев») не получает правдивой информации о том, как живут рядовые люди («Рыбы»). И хотя руководитель искренне желает добра простым людям, он ничего не может изменить, если не знает о реальном положении дел.
В этой басне Крылов имеет в виду крепостных крестьян и угнетающих их дворян, а также Императора, который не всегда знает о происходящем в глубинке. Крестьяне нередко жаловались на своих жестоких и безжалостных помещиков, но эта неприятная информация редко доводилась до Императора. В результате простые крестьяне продолжали страдать от произвола помещиков.
А. П. Могилянский комментирует суть и смысл басни «Рыбья пляска» следующим образом:
«В окончательной редакции басни… с небывалой в крыловском творчестве силой были обобщены основные противоречия русского феодального общества. Крепостное крестьянство изображено здесь в лице истязуемых и уничтожаемых рыб, эксплуатирующее их поместное дворянство воплощено в образе Мужика…» (И. А. Крылов. «Басни», серия «Литературные памятники», под ред. А. П. Могилянского, 1956 г.) О прототипах басни «Рыбья пляска» академик Я. К. Грот пишет следующее:
«Есть предание, объясняющее следующим образом происхождение басни «Рыбьи пляски». Во время одного из своих путешествий по России император Александр I, в каком-то городе, остановился в губернаторском доме. Готовясь уже к отъезду, он увидел из окна, что по площади приближается к дому довольно большое число людей. На вопрос государя, что это значит, губернатор отвечал, что это депутация от жителей, желающих принести его величеству благодарность за благосостояние края. Государь, спеша отъездом, отклонил прием этих лиц. После распространилась молва, что они шли с жалобой на губернатора, получившего между тем награду.» («Дополнительное биографическое известие о Крылове»; «Сборник статей, читанных в Отделении русского языка и словесности имп. Академии Наук», т. VI. СПб., 1869, стр. 41)По словам ученых, создание басни было вызвано не только случаем с Александром I, но и невыносимым режимом военных поселений, созданных Аракчеевым, а также разгромом Семеновского полка в 1820 г..
Такова мораль басни «Рыбья пляска» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.
Смотрите: Все материалы по басням Крылова

На изучение творчества и биографии И.А.Крылова программой предусмотрено 4 часа. Проведение данного урока рассчитано на последний час, как урок-закрепление.
Цели урока: Обучающая — в игровой форме проверить, повторить, углубить и закрепить знания по теме: «И.А. Крылов. Жизнь и творчество»; ознакомить с различными видами литературной игры путем осуществления межпредметной связи с русским языком, общей литературой и историей.
Развивающая — развитие творческих способностей учащихся, их аналитических навыков; расширение кругозора; развитие умения понимать иносказательный подтекст басен и привитие любви к данному жанру.
Воспитательная — воспитание нравственных качеств и непримиримого отношения к хитрости, корысти, невежеству, глупости и самолюбованию.
Нетрадиционная — формирование творческих коллективов, их сплочение; выявление лидеров; обучение навыкам групповой работы.
Подготовительная работа: Чтение басен И.А. Крылова, в том числе, не предусмотренных программой; знакомство с отдельными моментами жизни баснописца; конкурс рисунков — иллюстраций к басням Крылова.
Басни, предложенные для чтения:
«Ворона и лисица», «Волк и ягненок», «Лебедь, щука и рак», «Лев и лисица», «Лисица и виноград», «Слон и Моська», «Кот и повар», «Стрекоза и муравей», «Квартет», «Прохожие и собаки», «Крестьянин и лошадь», «Цветы», «Свинья под дубом», «Крестьянин в беде», «Кукушка и петух», «Ларчик», «Гуси», «Обоз», «Раздел», «Щука и кот», «Чиж и еж», «Листы и корни», «Парнас», «Рыбья пляска», «Волк на псарне», «Ворона и курица», «Любопытный», «Осел», «Соловей», «Троеженец», «Синица», «Волки и овцы», «Василек», «Щука», «Демьянова уха», «Тришкин кафтан», «Две собаки», «Дуб и трость», «Разборчивая невеста».
Оформление урока:
1. Запись на доске:
«Люблю, где случай есть, пороки пощипать…»
И.А. Крылов
«Как басня, так и жизнь ценится не за длину, а за содержание».
Сенека.
2. Портрет Крылова (худ. О.Кипренский)
3. Стенгазета, отражающая основные этапы жизни баснописца.
4.Выставка книг, журналов, иллюстраций к басням, рисунков учащихся.
Оборудование: 1. карточки с вопросами
2. карточки с творческими заданиями
3 .черный ящик
Структура урока: 1. Слово преподавателя
2. Конкурс капитанов
3. Литературный брэйн-ринг
4. Подведение итогов
5. Ознакомление с выставкой и стенгазетой
6. Домашний инструктаж
7. Заключительное слово преподавателя.
Литература: Н. Степанов «Крылов» (серия «Жизнь замечательных людей»)
И.А. Крылов «мартышка и очки»
И.А. Крылов «Лисица и виноград».
И.А. Крылов «Басни».
ХОД УРОКА:
Парты в кабинете заранее расставляются так, чтобы в центре образовалось два стола в небольшой отдаленности друг от друга, для играющих команд, а остальные по краю, для отдыхающих в тот момент участников. Курс заведомо поделен на команды таким образом , чтобы в каждой команде были и слабые и сильные учащиеся. Команд всего три. Один учащийся помогает учителю в подсчете очков и раздает играющим карточки с заданиями. Команды должны иметь свое название и эмблемы. Допустим: «Эрудиты», «Баснолюбы» и «Утомленные баснями».
1.Слово учителя.
— Здравствуйте ребята! Как вы, наверное, уже успели понять, урок наш сегодня пройдет в несколько необычной, нетрадиционной форме, в виде литературного брэйн-ринга. Вам придется очень хорошо поработать, чтобы эти 45 минут были не только интересными, но и результативными. О «герое» нашего урока мне хотелось бы сказать словами М. Исаковского:
«Кто не слыхал его живого слова,
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались
В те дни букварь постигшие едва
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова».
И действительно с баснями Крылова дети знакомятся еще в дошкольном возрасте, а уж в школе нет старшеклассника, который не знает крылатые слова, пришедшие и прочно вошедшие в нашу речь из басен Крылова.
2. Конкурс капитанов
Итак, мы начинаем наше литературное соревнование. Объясняю правила игры. Как вы успели заметить, команды у нас 3, а игровых стола, всего 2. Я прошу подойти ко мне капитанов команд. Правила очень просты. Я задаю капитанам вопросы и те 2 команды, капитаны которых ответят первыми, садятся за игровые столы, а третья команда вступает в игру позже, она займет место проигравшей команды.
1- ый вопрос рассчитан на быстроту реакции:
Назовите басню Крылова, в которой не присутствуют собаки.
(команда ответившего капитана садится за 1 –ый игровой стол)
2-ой вопрос:
Из какой басни Крылова, данная строчка: «Да наши предки Рим спасли!»
(команда ответившего капитана садится за 2-ой игровой стол)
Игра будет идти до 5 очков. Та команда, которая наберет 5 очков первой, считается победившей, а проигравшая команда уступает место за игровым столом третьей команде.
За каждый правильный ответ команде дается один балл, если одна из команд ответит неправильно, то возможность отвечать представляется второй команде. Если обе команды отвечают неправильно, или ответ неполный, очко они не получают. Однако, возможность ответить есть у учащихся команды пока не участвующей. Наиболее активные будут награждены в конце урока хорошими оценками.
3. Литературный брэйн-ринг
Итак, мы начинаем игру.
1-ое задание будет творческое. Каждой из команд я давала задание- подготовить пантомиму к одной из басен Крылова, т.е. разыграть басню без слов, посредством мимики. Свою пантомиму представит третья команда, а играющие должны догадаться, что это за басня .
(Для пантомим учащимся были предложены басни «Гуси», «Кот и повар», «Синица»)
2-ой вопрос. Какие два исторических события отразились на жизни и творчестве Крылова — баснописца?
Ответ: Отечественная война 1812 г. и Восстание декабристов.
3-ье задание. По деепричастиям и глаголам определите басни:
1. Думая, залезть, попал, поднялся, почуял, залились, рвутся, кричат, бегут.
2. Стала, слыхала, достала, прижмет, нанижет, понюхает, налгали, засверкали.
Ответ: басни «Волк на псарне», «Мартышка и очки».
4-ый вопрос. Назовите первые басни Крылова, которые сделали его известным.
Ответ: «Дуб и трость», «Разборчивая невеста».
5-ый вопрос. Какой литературный прием использован Крыловым в названии басен: «Слон и Моська», «Волк и ягнёнок».
Варианты: — гипербола
— антитеза
— олицетворение? Объясните ответ.
Ответ: Антитеза, т.е. противопоставление. Здесь противопоставляются животные по размеру и по силе.
6-ое задание. Творческое задание. Мой помощник сейчас раздаст вам карточки. На них парные названия басен. Ваша задача назвать вторые пары, т.е. дописать названия басен. (карточка 1)
Ответ: «Щука и кот», «Волки и овцы», «Прохожие и собаки», «Крестьянин и лошадь», «Лев и лисица».
7-ое задание. Вы знаете, наверное, что в жанре басен писал не только Крылов. Это довольно распространенный жанр. На чистых листах за одну минуту напишите всех известных вам баснописцев. Выиграет команда, написавшая большее количество баснописцев.
Ответ: Эзоп, Лафонтен, Федр, Кантемир, Тредиаковский, Сумароков, Хемницер, Г.Цадаса, Л.Толстой, С.Михалков, Д.Бедный, Измайлов, Дмитриев, К.Прутков.
8-ое задание. Какое единственное наследство оставил своим детям отец И.А. Крылова?
Ответ: сундук с книгами.
Дополнение учителя: Именно в этом сундуке Крылов нашел свою впоследствии любимую книгу – сборник басен Эзопа. Но семье Крылова, к сожалению, пришлось продать сундук с книгами при переезде в Петербург.
9-ое задание. Мы не раз на уроках говорили с вами, что такие басни Крылова как: «Свинья под дубом», «Мартышка и очки», «Петух и жемчужное зерно» высмеивают человеческое невежество. Однако, многие путают слова «невежа» и «невежда». Объясните, чем они отличаются, и кого высмеивает в этих баснях Крылов: невеж или невежд.
Ответ: невежда – грубый, невоспитанный человек
невежа – малообразованный человек.
Крылов высмеивает невежд.
10-ое задание. Кроме невежества Крылов высмеивал и другие человеческие пороки. Обратите внимание на высказывание Крылова, записанное на доске. А какие пороки, вы сейчас нам ответите, подобрав антонимы к словам на карточке.
Антонимы, как вы знаете, это слова, противоположные по значению. (карточка II)
Ответ: ум-глупость
доброта – жестокость
вежливость-грубость
щедрость-жадность
трудолюбие-лень
11-ый вопрос. Кто из друзей И.А. Крылова перевел произведение Гомера «Илиада» на русский язык. Именно в его переводе мы читаем «Илиаду» до сих пор.
Ответ: Н. Гнедич
12-ый вопрос. В 1789г. Крылов приступает к изданию собственного сатирического журнала. Как он назывался?
Ответ: «Почта духов»
Дополнение учителя: Полное название этого журнала звучало так – «Почта духов или ученая, нравственная и критическая переписка арабского философа Маликульмулька с водяными, воздушными и подземными духами».
13-ое задание. Следующим заданием у нас будут блиц-вопросы. Каждой команде я называю по три крылатых выражения из басен, которые они должны будут продолжить. Команда, которая ответит на все 3 вопроса получает очко. Если обе команды отвечают правильно, каждая зарабатывает по одному очку.
Блиц-вопросы для 1-ой команды.
1. Чем кумушек считать трудиться…
Ответ: … не лучше ль на себя кума оборотиться.
2. А вы, друзья, как ни садитесь…
Ответ: … все в музыканты не годитесь.
3. Наделала синица славы…
Ответ: … а море не зажгла.
Блиц-вопросы для 2-ой команды.
1. Ты все пела? Это дело…
Ответ: … так поди же попляши.
2. Беда, коль пироги начнет печи сапожник…
Ответ: …а сапоги тачать пирожник.
2. Кукушка хвалит петуха….
Ответ: …за то, что хвалит он кукушку.
14-ый вопрос. Крылов был неплохим художником и музыкантом. В Петербурге он выступал в квартетах с известными виртуозами. А на каком инструменте он играл?
Ответ: на скрипке.
Дополнение учителя: А научил его игре на скрипке синьор Луиджи — нищий итальянец, живший в Твери.
15-ое задание. Сейчас мы найдем тех, кто не дружит с русским языком. На карточках, которые вам даст мой помощник, написаны слова (карточка III), так или иначе связанные с творчеством Крылова. Ваша задача подчеркнуть нужные буквы.
Ответ: «Троеженец», Отечественная война, бессильный, лицемерие.
16-ое задание. Как, с легкой руки П.Вяземского, называли И.Крылова его современники? — папа
— дядя
— дедушка?
Ответ: дедушка
Дополнение учителя: «Здравствуй с детками своими,
Здравствуй дедушка Крылов»
17-ое задание. Назовите жанровые признаки басни. Из каких частей она состоит?
Ответ: Из морали и повествования.
18-ый вопрос. К какой героине басни Крылова можно применить пословицу: «В чужом глазу соломинку видит, в своем бревна не замечает».
Ответ: Обезьяна из басни «Обезьяна и зеркало»
19-ый вопрос. Задание творческое.
Популярным развлечением у молодежи 19века было разгадывание шарад, а я предлагаю вам разгадать анаграммы, т.е. это перестановка букв с целью получения слова. ( карточка 4). Зашифрованы здесь басни Крылова
Ответ: «Василек», «Соловей», «Квартет».
20-ый вопрос. Из какой басни Крылова Пушкин заимствовал строку «Мой дядя самых честных правил» для своего романа «Евгений Онегин».
Ответ: «Осел», строка «Осел был самых честных правил».
21 –ое задание. Называется это задание «Черный ящик». Ваша задача узнать, что лежит в черном ящике. Вы сможете ответить на данный вопрос, разгадав небольшой кроссворд. Из конечных букв каждого слова и получится то, что находится в черном ящике. Все имеет непосредственное отношение к басням И.Крылова. Мой помощник даст вам карточки. Как обычно, тот кто узнал все слова первым поднимет руку. (Карточка 5)
Ответ: СЫР. Басня «Ворона и лисица». Помощник достает сыр из ящика.
22-ое задание. В 18 веке в период классицизма жанры литературы М.В. Ломоносовым были поделены на «штили». Вы это знаете. К какому штилю относилась басня: — высокому
— среднему
— низкому? И почему?
Ответ: к низкому, т.к. была написана разговорным, вольным языком.
23-ий вопрос. Этот вопрос я назвала вопрос на засыпку: Кому принадлежит крылатое выражение «быстро только кошки родятся»
-повару (из басни «Кот и повар»)
-Остапу Бендеру (Ильф и петров «12 стульев»)
-Знайке (Н.Носов «Незнайка и его друзья»)
Ответ: Остапу Бендеру.
А теперь у команды, которая проиграла в первом раунде, есть возможность отыграться. Может быть, на этот раз они смогут сломить дух победителей.
24-ый вопрос. Ну вот, дошла очередь и до «царицы наук» математики. Кто быстрей подсчитает, сколько лет исполнилось бы Крылову в этом году?
Ответ: 236
25-ый вопрос. В кого безумно был влюблен И.А. Крылов. Однако на свое предложение жениться получил отказ.
Ответ: Анетту Фурман.
Дополнение учителя: Известно, что ее же любил и русский поэт Батюшков, но тоже получил отказ.
26-ое задание. Угадайте басни по ключевым словам:
1.Лев, мужик, сковорода, староста, рай, хвосты, огонь.
2. Свинья, желуди, ворон, неблагодарная, плоды.
Ответ: «Рыбья пляска», «Свинья под дубом».
27-ое задание. Где похоронен И.А. Крылов? Могилы каких писателей находятся рядом с его могилой?
Ответ: В Александро-Невской Лавре, между могилами Н.Карамзина и Н.Гнедича.
28-ое задание. Одним из событий истории, которое Крылов описал в баснях была война 1812 г. с Наполеоном. На чистых листах напишите за 1 минуту басни, отразившие эту войну. Очко получит тот, кто напишет больше басен.
Ответ: «Квартет», » Раздел», «Обоз», «Волк на псарне», «Ворона и курица», «Щука и кот», «Чиж и еж».
29-ое задание. По данным определениям узнайте героя.
1.Веселая, беззаботная, певунья, резвая, теплолюбивая.
2.Беззащитный, маленький, слабый, невинный, простодушный, прямой.
Ответ: Стрекоза из басни «Стрекоза и муравей»
Ягненок из басни «Волк и ягненок»
30-ое задание. Какие изобразительно-выразительные средства использует баснописец в данном отрывке из басни «Лисица и виноград»:
«У кумушки глаза и зубы разгорелись»,
А кисти сочные как яхонты горят»
Ответ: «Глаза и зубы разгорелись»- метафора
«Как яхонты горят» — сравнение
31-ый вопрос. Сколько басен написал И.А. Крылов за всю свою жизнь?
Ответ: 205
32-ой вопрос. Сколько лет было Крылову, когда он занял место канцеляриста в губернском магистрате с окладом 3 рубля в месяц.
Ответ: 10 лет.
Дополнение учителя: На этот скромный заработок и существовала семья Крыловых после смерти отца.
34-ый вопрос. Каким образом маленькому Крылову удалось избежать смерти, во время Пугачевского восстания?
Ответ: Мать тайком вывезла Крылова в глиняном горшке.
Дополнение учителя: Отец его руководил обороной Яицкой крепости. Пугачев поклялся повесить его и его семью.
35-ый вопрос. Каких художников, рисовавших портреты Крылова, вы можете назвать?
Ответ: Волков, Брюллов, Кипренский, Эстеррейх.
36-ой вопрос. Из какой басни выражение «Слона-то я и не приметил»:
— «Слон и Моська».
— «Любопытный»
— «Квартет»
Ответ: «Любопытный»
37-ой вопрос. «Мы те, которые, здесь роясь в темноте, питаем вас. Ужель не узнаете? Мы корни дерева, на коем вы цветете. Красуйтесь в добрый час!»
Ответ: «Листы и корни».
38-ой вопрос. В каком городе прошло почти все детство И.Крылова, до поездки в Петербург.
Ответ: Тверь
4. Подведение итогов
Сегодня вы проверили себя на смекалку, сообразительность, выявили свои знания. Не был легким ваш путь к победе в литературном ринге, но вы с достоинством преодолели его. И пусть кто-то из вас оказался чуть-чуть позади, проигравших нет, ведь вы многое сегодня узнали.
Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят,
Ее давно мы затвердили,
Ее и внуки затвердят. (П.Вяземский)
А теперь, я предлагаю вам решить небольшой кроссворд, который подведёт итоги по биографии Крылова. (карточка 6). Мой помощник раздаст каждому из вас экземпляр. Напишите ваши фамилии на обратной стороне. Через 2 минуты я их соберу.
5. Ознакомление с выставкой и стенгазетой
Обратите внимание на нашу выставку. Здесь представлено творчество Крылова во всём его разнообразии. Это и брошюры, и открытки, и журналы, рассказывающие о его творчестве. Здесь же представлены и сборники басен Л.Толстого, Г.Цадаса. Не только Крылов, вы знаете, их писал. Стенгазета, которую я подготовила для вас к этому уроку рассказывает об удивительной жизни И.А.Крылова, его дружбе с семействами Олениных, Гнедичей, Сандуновых.
Здесь же представлены работы известных портретистов, изображающие Крылова за работой, т.е. написанием басен. Это Волков, Эстеррейх, Кипренский. О них мы с вами сегодня говорили. На перемене вы сможете это всё хорошенько рассмотреть.
Нельзя забывать и художников, которые сидят здесь среди вас. Они подготовили очень яркие и красочные иллюстрации к басням. Здесь и » Квартет», и » Мартышка и очки», и » Обезьяна и зеркало» и др. Молодцы, девочки!
6. Домашний инструктаж
Урок у нас был творческий, а значит и домашнее задание будет необычным. Знаете ли вы, что такое «буриме»?
Это род литературной игры, заключающейся в написании стихотворения, обычно шуточного, на заданные рифмы.
Я подобрала для вас рифмы из басен Крылова. Вам надо написать на них стихи.( карточка 7)
1. …………………………. соловей
…………………… у ней
……………………. кошка
…………………… немножко.
2…………………….. сестрица
…………………….. мастерица
…………………….. голова
……………………. слова.
3…………………….. день
…………………….. тень
…………………….шептали
…………………… толковали.
Вы, конечно, узнали басни «Кошка и соловей»,
«Ворона и лисица»,
«Листы и корни».
7. Заключительное слово преподавателя.
А завершить наш урок мне хотелось бы тоже словами М.Исаковского:
» Всё знал и видел ум певца пытливый,
Всего сильней желая одного,
Чтоб жили жизнью вольной и счастливой,
Народ его и Родина его!»

Так, например, было дело с басней «Рыбья пляска». В ней в художественно обобщенной форме он изобразил действительный исторический факт: как царь, встретившись с жесточайшей, губительной эксплуатацией народа, одобрил своих чиновников и благодушно отправился в дальнейший путь.

«Во время одного из своих путешествий по России, — рассказывал очевидец, — император Александр I, в каком-то городе, остановился в губернаторском доме. Готовясь уже к отъезду, он увидел из окна, что по площади приближается к дому довольно большое число людей. На вопрос государя, что это значит, губернатор отвечал, что это депутация от жителей, желающих принести его величеству благодарность за благосостояние края. Государь, спеша отъездом, отклонил прием этих лиц. После распространилась молва, что они шли с жалобой на губернатора, получившего между тем награду».

От Крылова потребовали, чтобы он закончил басню словами о том, что осудил своих преступных чиновников, расправился с ними. И Крылов переделал конец. Но зато он изменил заглавие: вместо «Рыбья пляска» — «Рыбьи пляски» Если такие пляски — не единичный случай, как могли бы подумать некоторые читатели, а постоянное явление, значит, исключение — справедливое решение царя. Затем, в первой редакции слова «царь», «государь» были написаны со строчной буквы, а во второй — с заглавной. Этим было лишний раз подчеркнуто, что речь идет о человеческом обществе.

Напротив, роль чиновника, угнетающего народ, во второй редакции исполняет не безликий староста-мужик, а хищник-воевода — Лиса. В целом басня превратилась в поучение Царю (царям), как надо править (в противоположность тому, как в действительности правил Александр I). Видно, что Царь-Лев наказывает Воеводу, однако не во имя справедливости, а просто «не могши боле … явной лжи стерпеть». Причем не понятна участь «рыб». Им, видимо, Львом предоставлена возможность «плясать» на сковородке по-прежнему, но только «под музыку».

3. Общественная несправедливость и пороки

Картина общества, воссозданная Крыловым в его баснях, носит отчетливый социальный характер. Если речь идет об Овцах, то рядом с ними — как бы специально для того, чтобы прекратить их существование, — живут Волки и другие хищники («Пестрые Овцы», «Волки и Овцы», «Овцы и Собаки» и др.). Если заходит разговор о Лещах, то бок о бок с ними размножаются Щуки, причем барин, в пруду которого и водились Лещи, специально напускает к ним Щук, объясняя это тем, что он вовсе не «охотник до Лещей» («Лещи»). Отношения сильных и слабых, хищников и их жертв непримиримы. Жестокая борьба за существование идет не на жизнь, а на смерть.

Видя, какова участь крепостного крестьянства, Крылов в басне «Крестьянин и Смерть» показал, что только смерть может быть хуже такой жизни. Чрезвычайная эксплуатация, повсеместное ограбление народа ярко нарисованы в таких баснях, как «Госпожа и две Служанки», «Крестьяне и Река», «Волки и Овцы», «Мирская сходка», «Волк и Мышонок», «Медведь у Пчел». В басне «Крестьяне и Река», например, говорится о таком разорении крестьян, при котором они наконец «вышли из терпенья», и пошли «просить себе управы» у высшей власти. Но, разобравшись, пришли к выводу:

На что и время тратить нам!

На младших не найдешь себе управы там,

Где делятся они со старшим пополам.

В таких баснях, как «Листы и Корни», «Свинья под Дубом», эксплуататоры народа не только тунеядствуют за его счет, но еще и пренебрежительно, свысока относятся к нему.

Типичным лицом мздоимной царской администрации всегда был в России судья. Неправый суд изображен Крыловым во многих баснях. Особенно характерны «Волк и Ягненок», «Щука», «Крестьянин и Овца». Творя свой неправый приговор, судьи прежде всего не забывали самих себя: «Казнить Овцу, и мясо в суд отдать, а шкуру взять истцу»! Крестьянство » этой басне («Крестьянин и Овца»), как и во многих других, традиционно изображено в образе овец. В иных случаях народ аллегорически представлен в образе мелких рыб, лягушек…

Повсеместное разложение царского чиновничества показано в басне «Лисица и Сурок», «Зеркало и Обезьяна». Мораль первой из них:

Хоть по суду и не докажешь,

Но как не согрешишь, не скажешь:

Что у него пушок на рыльце есть —

как и мораль почти всех басен Крылова, вошла в поговорку, — иными словами, вернулась в народ.

Воссоздавая средствами басни звериные нравы и обычаи современного ему общества, Крылов дает понять своему читателю, что даже в тех случаях, когда царская власть,, и ее администрация действуют как будто бы «из благих побуждений», ничего хорошего для народа из этого обычно не получается — в результате нераспорядительности, невежественности, чванства, несоответствия своему назначению, а то и просто — глупости. Об этом идет речь в баснях «Квартет», «Лебедь, Щука и Рак», «Осел и Мужик», «Слон на воеводстве». В последней из названных басен рассказывается, как Слон, назначенный на воеводство, сам того не подозревая, из самых благих побуждений отдал Овец на жестокую расправу Волкам. И автор в заключительной части басни (в морали) заявляет:

Кто знатен и силен,

Да не умен,

Так худо, ежели и с добрым сердцем он.

Басней «Квартет» Крылов отозвался на преобразование Государственного совета в 1810 году. Руководителям всех его департаментов Крылов сказал: «вы, друзья … в музыканты не годитесь» — и издевательски изобразил их спор из-за мест вместо настоящего дела.

Неприглядная картина общества складывается из метких крыловских характеристик действующих в России классов и сословий. Неправомерность привилегий дворянства Крылов сравнивает с притязаниями на знатность Гусей, чьи предки якобы «Рим спасли». От себя автор добавляет:

Оставьте предков вы в покое:

Им поделом была и честь;

А вы, друзья, лишь годны на жаркое.

Хотя мысль автора и так ясна, он все же добавил «мораль»:

Баснь эту можно бы и боле пояснить –

Да чтоб гусей не раздразнить.

Более прямо произнести слово «дворяне», утверждая их ненужность, было невозможно.

Относительно же того, как представлял Крылов нравственные качества обладателей «миллиона», не приходится сомневаться после его басни «Купец», где говорится о купцах и о тех, кто «повыше лавок»:

Почти у всех во всем один расчет:

Кого кто лучше проведет,

И кто кого хитрей обманет.

А в басне «Похороны» сказано еще более резко и категорично:

Есть много богачей, которых смерть одна

К чему-нибудь годна.

Неожиданное получение несметного богатства изображено в ряде басен. В басне «Бедный богач» оно «рекою льется»; в «Фортуне и Нищем» сыплются «дождем червонцы»; в басне «Скупой» человек может, не считая, тратить из огромного сокровища, а у скупого в басне «Скупой и Курица» курица несет и несет золотые яйца; в басне «Откупщик и Сапожник» сапожник получает на разжитье мешок червонцев… Так или иначе, но поток обогащения не принес никому даже самой простой удачи. Счастье вернулось к Сапожнику, лишь когда он отдал Откупщику его золото со словами:

«… мне за песни и за сон, Не надобен ни миллион».

Для Крылова счастье не в личном обогащении, оно вообще вне общества невозможно. Это прежде всего — довольство от сознания той пользы, которую человек приносит людям, обществу («Ворона», «Лягушка и Вол»).

Сегодня в нашей жизни не осталось и следа от тех исторических явлений, которые явились непосредственным поводом для написания той или иной конкретной басни И. А. Крылова. Но басенное творчество писателя переросло конкретно-исторические границы эпохи, которую оно представляло и выражало, вышло за пределы простой политической аллегории. В этом проявилось подлинное величие гениального русского баснописца.

Заключение

Сюжеты и характеры, мотивы и образы басен Крылова универсальны. И не только потому, что в них раскрываются «вечные проблемы» добра и зла, дружбы и коварства, истины и лжи, подвига и малодушия в их отвлеченных проявлениях. Не только потому, что в них откристаллизовалась народная мудрость веками формировавшихся воззрений на природу человеческого общества и человеческих характеров. Басни Крылова — образец чрезвычайно емких формул остро политического мышления, обретших художественную самостоятельность и афористическую завершенность.

Потому-то идеи и образы Крылова, прилагаемые к новой политической ситуации, к новым политическим типам, событиям и т. д., обретают каждый раз новую жизнь.

Блестяще использовал меткие крыловские характеристики и его крылатые выражения в своей публицистике В. И. Ленин, находя им нежиданное политическое применение.

Своими баснями Крылов вошел в повседневную речь, в быт народа. В самых разных положениях и случаях жизни нам на ум приходят крыловские образы и афоризмы. Однако не только в этом множестве искрящихся остроумием и неотразимой логикой выражений и метких словечек современное значение великого баснописца. Кроме них, мы располагаем большим художественным произведением Крылова, рисующим целую панораму общественной жизни в самых разнообразных ее проявлениях, — его, как принято говорить, Главной Книгой.

Крылов в последние годы своей жизни не писал басен; с 1843 года он занялся, как он считал, гораздо более сложным делом — подготовил к изданию собрание своих басен в девяти книгах. Из отдельных книг басен он скомпоновал одну — единое цельное произведение со своей композицией, с таким расположением басен, чтобы их чередование и соседство не мешало их пониманию, а, наоборот, в особо трудных случаях давало, соответственно его воле, верные объяснения.

Книга была итогом его литературной деятельности, итогом всей его жизни, его обращением к читателям, народу. Сразу же вслед за смертью великого баснописца многие петербуржцы получили в подарок книгу его басен с, печатной надписью: «Приношение на память об Иване Андреевиче. По его желанию, Санкт-Петербург, 1844 г. 9 ноября в 8 часу утром». Последнее сведение — дата его смерти. Этот, заранее рассчитанный баснописцем жест — подарок близким людям и в то же время нечто иное, большее. Он использовал саму свою смерть, чтобы канонизировать и сохранить для народа книгу своих басен такою, какой он хотел ее видеть сам.

Что это за книга, о которой нужна была такая забота, мы и должны понять, читая лучшие басни великого Крылова.

Список литературы

1. Александров, И. Б. Иван Андреевич Крылов — баснописец / И. Б. Александров // Русская речь. — 2004. — №6. — С.3-6

2. Архипов, В. А. И. А. Крылов (Поэзия народной мудрости) / В. А. Архипов. — М. : Московский рабочий, 1974. — 288 с.

3. Десницкий А.В. Иван Андреевич Крылов. М., Просвещение, 1983. – 143 с.

4. Иван Андреевич Крылов. Проблемы творчества / Серман И. З. — М. : Издательство «Наука», 1975. — 280 с.

5. Степанов, Н. Л. Басни Крылова / Н. Л. Степанов. — М. — Издательство «Художественная литература», 1969. — 112 с.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *