«Слона-то я и не приметил!»

Category:Любопытный Петербург Tags : Крылов Кунсткамера Слоны

12. Иллюстрация В. А. Фаворского к басне И. А. Крылова «Любопытный» (из книги: И. А. Крылов. Басни. 1947 год).

13. Иллюстрация к басне И. А. Крылова «Слон и Моська», издание Е. Яковлева, 1857 год. Обратите внимание на когти на ногах у слона (goslitmuz.ru).

Крылатое выражение в заголовке, как вы, наверное, догадались, – из басни Ивана Андреевича Крылова «Любопытный»:
«Приятель дорогой, здорово! Где ты был?» —
«В Кунсткамере, мой друг! Часа там три ходил;
‎ Все видел, высмотрел; от удивленья,
‎Поверишь ли, не станет ни уменья
‎Пересказать тебе, ни сил.
‎Уж подлинно, что там чудес палата!
Куда на выдумки природа таровата!
Каких зверей, каких там птиц я не видал!
‎Какие бабочки, букашки,
Козявки, мушки, таракашки!
Одни, как изумруд, другие, как коралл!
‎Какие крохотны коровки!
Есть, право, менее булавочной головки!» —
«А видел ли слона? Каков собой на взгляд!
‎Я чай, подумал ты, что гору встретил?» —
«Да разве там он?» — «Там». — «Ну, братец, виноват:
‎Слона-то я и не приметил».
Эта басня была написана Крыловым в 1814 году под впечатлением рассказа одного провинциала о его первом посещении Кунсткамеры. Рассказчик восторгался мельчайшими экспонатами музея, а на вопрос о слоне озадаченно почесал затылок: «Виноват, слона я не заметил».
У «дедушки Крылова» есть ещё три басни «про слонов»: «Слон на воеводстве» (отсюда крылатое выражение: «В семье не без урода»), знаменитая «Слон и Моська» («По улицам слона водили…») и «Слон в случае» (по словам Даля, мораль этой басни восходит к народной пословице «Всякая лисица свой хвост хвалит»). Интересно, что Крылов, как академик Императорской Академии наук, достаточно часто бывал в здании Кунсткамеры.
После кончины Ивана Андреевича в 1845 году газеты объявили о сборе средств на сооружение ему памятника. Конкурс на лучший проект выиграл Пётр Карлович Клодт – автор всемирно известных скульптур на Аничковом мосту. На постаменте памятника Клодт весьма натуралистично изобразил сцены из 15-ти басен. Позировали скульптору настоящие звери и птицы, которых он поселил прямо в своей мастерской. Понятно, что слон в мастерской не поместился, поэтому позировал Клодту в парке Царского села. Памятник с лаконичной надписью: «Крылову» (и «1855» – год установки) после долгих дискуссий решили разместить в Летнем саду, где писатель нередко проводил время. Вот вам интересное задание: съездить в Летний сад, рассмотреть всех зверей на постаменте (особенно, конечно, слона) и выяснить, персонажами каких басен они являются.
Заметим в скобках о происхождении слова «слон». «Этимологический словарь школьника» русского писателя, филолога и лингвиста Льва Успенского утверждает: «Народ издавна пытался объяснить название этого зверя по старым легендам о нём. Уверяли, будто слон, поскольку ноги его не могут сгибаться, спит, прислонясь к стволам деревьев: потому он и слон! Такова народная, ложная этимология этого слова. Но и научное объяснение пока ещё не вполне твёрдо. Думают, что, слыша от своих тюркских соседей рассказы о могучем южном животном по имени «аслан”, то есть лев, наши предки сделали из этого имени своё, «слон”, но, не зная ни слона, ни льва, ошибочно отнесли его не к тому зверю. Если это верно, то, пожалуй, изо всех «слов-ошибок”, ставших нам известными, эта – самая большая». А ещё в словари русских поговорок вошло выражение «слонов слонять» – в значении «праздно шататься». Глаголы «слоняться» и «прислоняться» к слонам отношения не имеют.

Портрет И. А. Крылова.
Художник И. Е. Эггинк

Басня «Любопытный» Крылова была впервые опубликована в журнале «Сын Отечества» в 1814 г. Время создания произведения неизвестно.
В этой статье представлены материалы о морали басни «Любопытный» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.
Смотрите: Все материалы по басням Крылова

Мораль басни «Любопытный» Крылова (анализ, суть, смысл)

Мораль басни «Любопытный» заключается в том, что люди нередко углубляются в детали настолько, что не замечают главного и важного. В этой басне Крылов высмеивает такие качества, как ограниченность, недальновидность, узость мышления.
Благодаря басне «Любопытный» стала крылатой следующая фраза:
«Слона-то я и не приметил…»По мнению В. Ф. Кеневича, в основе этой басни лежит реальная история:
«…поводом к сочинению этой басни послужил следующий случай: кто-то из приезжих в Петербург, посетив кунсткамеру, за обедом у Авраама Сергеевича Норова с восторгом говорил об ее богатых коллекциях, останавливаясь на самых мельчайших предметах. На вопрос же, видел ли он слона, отвечал: «Виноват, слона я не заметил». Этот рассказ сообщен нам А. А. Куниным.» (Кеневич В. Ф., из «Библиографических и исторических примечаний к басням Крылова»)По мнению педагога Д. И. Тихомирова, мораль басни заключается в следующем:
«Свои недостатки мы замечаем в себе очень редко — и в действительной жизни, и в зеркале жизни — в книге, в сатире, хотя эти же самые слабости, а тем более пороки, мы прекрасно видим в других, указываем на них пальцем, смеемся над ними, открыто порицаем их («Зеркало и обезьяна»). Невнимательно относясь к себе, мы нередко и в окружающем не видим существенного и важного для нас: замечаем (в жизни и в книге) мелочи, а слона не примечаем («Любопытный»). <…> Невнимание к своим недостаткам губительно для нас же самих: недостатки наши влекут за собой неприятности и беды, от которых и можно спастись только тогда, когда мы узнаем и устраним их причины, т.е. эти самые свои недостатки.» (Д. И. Тихомиров, «Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа», Москва, тип. М. Г. Волчанинова, 1895 г.)Педагог В. И. Водовозов считает, что суть и смысл басни заключаются в следующем:
«Басня «Любопытный» дает случай объяснить, что такое кунсткамера, музей естественной истории. Всего естественнее показать бы это детям на деле… <…> Чтобы дать понять басню, необходимо сказать, что слон… стоит в Петербургской кунсткамере, в особой комнате, которую рассеяный посетитель легко может обойти. «Слона-то я и не приметил» — относится к людям, которые, увлекаясь мелочами, пропускают без внимания важные предметы. У детей это бывает очень часто по непривычке сосредоточивать внимание на главном предмете. Но предметы, поражающие величиной, всегда их привлекают: им скорее надобно объяснить, что в природе какая-нибудь букашка, мошка, важны не менее слона, что слон, в том смысле, какой придает ему басня, может заключаться в предметах, самых незначительных по виду.» (В. И. Водовозов, «О педагогическом значении басен Крылова», 1862 г.) (Г. К. Дорофеев, «Воспитательное значение басен И.А. Крылова. Речь, произнес. на лит.-муз. утре…», Тифлис, 1895 г.)И. В. Сергеев считает басню «Любопытным» маленькой пьесой:
«Большинство басен представляют собою превосходные одноактные пьесы-миниатюры: резкие, яркие характеры действующих лиц, живой и остроумный диалог, быстрое развитие действия. Слова от автора напоминают сценические ремарки — пояснения действий. Разве его «Демьянова уха», «Волк и Ягненок», «Лисица и Сурок», «Лжец», «Два Мужика», «Любопытный» — не маленькие пьески?..» (И. В. Сергеев, книга «И. А. Крылов», Москва, «Молодая гвардия», 1945 г., серия «Великие русские люди»)
Такова мораль басни «Любопытный» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.
Смотрите: Все материалы по басням Крылова

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений Серов Вадим Васильевич

Слона-то я и не приметил

Из басни «Любопытный» (1814) И. А. Крылова (1769-1844). Ее сюжет: посетитель Кунсткамеры увлекся там разглядыванием мелких насекомых, но, как оказывается, не заметил того, чего не заметить было нельзя:

«Какие бабочки, букашки,

Козявки, мушки, таракашки!

Какие крохотны коровки!

Есть, право, менее, булавочной головки!» —

«А видел ли слона? Каков собой на взгляд!»

«Да разве там он?» — «Там!». — «Ну, братец, виноват:

Слона-то я и не приметил».

Иронически: не заметить самого главного, важного.

Из книги Экзотическая зоология автора Непомнящий Николай Николаевич

МЫШИ ВЕЛИЧИНОЙ СО СЛОНА, ИЛИ МИФ О ПОСЛЕДНЕМ МАМОНТЕ Эта история могла бы вообще не начаться, не сохранись с далекого 1581 года удивительного предания, переходившего из поколения в поколение, – будто видели славные воины Ермака Тимофеевича в далекой земле сибирской

Из книги Кто есть кто в мире искусства автора Ситников Виталий Павлович

Кто придумал про Моську, которая лает на Слона? И не только про Моську, но и про глупую ворону, которую обманула хитрая Лисица и про легкомысленную попрыгунью-стрекозу, которая «лето красное пропела, оглянуться не успела, как зима катит в глаза». Все эти и многие другие

Из книги Я познаю мир. Змеи, крокодилы, черепахи автора Семенов Дмитрий

Удав, проглотивший слона Маленький принц из повести Антуана де Сент–Экзюпери ставил в тупик серьезных людей, показывая им изображение гипотетического удава, проглотившего слона. Конечно, это преувеличение. Но питание змей действительно необычно во многих отношениях.

автора Серов Вадим Васильевич Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Если на клетке слона прочтешь надпись: «буйвол», — не верь глазам своим Из собрания мыслей и афоризмов «Плоды раздумья» (1854) Козьмы Пруткова.Цитируется как шутливо-иронический совет критически относиться к чужим словам, мнениям, оценкам, рекомендациям и т.

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Из мухи делать слона С латинского: Elephantem ex musca facis .Древнегреческая поговорка.Впервые встречается у древнегреческого писателя-сатирика Лукиапа (II в.), который в своем сочинении «Похвала мухе» подтверждает фольклорное происхождение этого

Из книги Как приготовить вкусный бренд? автора Сироткина Ирина Вадимовна Из книги Учебник по выживанию в новой стране автора Габриель Лара

Глава 23. Три слона. Конец света Упорядочение структур хаоса жизни при ближайшем рассмотрении.Мозг. Совершенная биологическая машина. Создает для нас действительность. Картинку нашей Реальности. Что видим, неосознанно проживаем. Имидж строится сначала полностью им.

13 февраля исполняется 245 лет со дня рождения Ивана Крылова . Баснописец прославился не только сатирическими произведениями, которые во многом актуальны и сейчас, но и своими манерами — по воспоминаниям современников, Крылов был известным обжорой, обожал пожары (не пропускал ни одного и всегда ездил посмотреть на горящие здания) и слыл редким неряхой. АиФ.ru публикует несколько популярных басен знатного гурмана и императорского «любимчика».

МАРТЫШКА И ОЧКИ

Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей она слыхала,
Что это зло ещё не так большой руки:
Лишь стоит завести Очки.
Очков с полдюжины себе она достала;
Вертит Очками так и сяк:
То к темю их прижмёт, то их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет;
Очки не действуют никак.
«Тьфу пропасть! — говорит она, — и тот дурак,
Кто слушает людских всех врак:
Всё про Очки лишь мне налгали;
А проку на волос нет в них».
Мартышка тут с досады и с печали
О камень так хватила их,
Что только брызги засверкали.
К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,
Невежда про неё свой толк всё к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он её ещё и гонит.

ЛЮБОПЫТНЫЙ

«Приятель дорогой, здорово! Где ты был?» —
«В кунсткамере, мой друг! Часа там три ходил;
Всё видел, высмотрел; от удивленья,
Поверишь ли, не станет ни уменья
Пересказать тебе, ни сил
Уж подлинно, что там чудес палата!
Куда на выдумки природа торовата!
Каких зверей, каких там птиц я не видал!
Какие бабочки, букашки,
Козявки, мушки, таракашки!
Одни как изумруд, другие как коралл!
Какие крохотны коровки!
Есть, право, менее булавочной головки!» —
«А видел ли слона? Каков собой на взгляд!
Я чай, подумал ты, что гору встретил?» —
«Да разве там он?» — «Там». — «Ну, братец, виноват:
Слона-то я и не приметил».

ДЕМЬЯНОВА УХА

«Соседушка, мой свет!
Пожалуйста, покушай». —
«Соседушка, я сыт по горло». — «Нужды нет,
Ещё тарелочку; послушай:
Ушица, ей-же-ей, на славу сварена!» —
«Я три тарелки съел». — «И полно, что за счёты:
Лишь стало бы охоты, —
А то во здравье: ешь до дна!
Что за уха! Да как жирна;
Как будто янтарём подёрнулась она.
Потешь же, миленький дружочек!
Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек!
Ещё хоть ложечку! Да кланяйся, жена!»
Так потчевал сосед Демьян соседа Фоку
И не давал ему ни отдыху, ни сроку;
А с Фоки уж давно катился градом пот.
Однако же ещё тарелку он берёт,
Сбирается с последней силой
И — очищает всю. «Вот друга я люблю! —
Вскричал Демьян. — Зато уж чванных не терплю.
Ну, скушай же ещё тарелочку, мой милый!»
Тут бедный Фока мой,
Как ни любил уху, но от беды такой,
Схватя в охапку
Кушак и шапку,
Скорей без памяти домой —
И с той поры к Демьяну ни ногой.

СИНИЦА

Синица на море пустилась:
Она хвалилась,
Что хочет море сжечь.
Расслабилась тотчас о том по свету речь.
Страх обнял жителей Нептуновой столицы;
Летят стадами птицы;
А звери из лесов сбегаются смотреть,
Как будет Океан и жарко ли гореть.
И даже, говорят, на слух молвы крылатой
Охотники таскаться по пирам
Из первых с ложками явились к берегам,
Чтоб похлебать ухи такой богатой,
Какой-де откупщик, и самый тороватый,
Не давывал секретарям.
Толпятся: чуду всяк заранее дивится,
Молчит и, на море глаза уставя, ждёт;
Лишь изредка иной шепнёт:
«Вот закипит, вот тотчас загорится!»
Не тут-то: море не горит.
Кипит ли хоть? — И не кипит.
И чем же кончились затеи величавы?
Синица со стыдом всвояси уплыла;
Наделала Синица славы,
А моря не зажгла
Примолвить к речи здесь годится,
Но ничьего не трогая лица,
Что делом, не сведя конца,
Не надобно хвалиться.

Слона-то я и не приметил

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .

Смотреть что такое «Слона-то я и не приметил» в других словарях:

    — (иноск.) главное то ускользнуло от внимания Ср. В клубе тоже устыдились и недоумевали, как это они все слона не приметили и упустили единственное возможное объяснение всем чудесам… Достоевский. Бесы. 2, 3. Ср. Какие бабочки, букашки, Козявки,… …

    Слона то я и не примѣтилъ (иноск.) главное то ускользнуло отъ вниманія. Ср. Въ клубѣ тоже устыдились и недоумѣвали, какъ это они всѣ слона не примѣтили и упустили единственное возможное объясненіе всѣмъ чудесамъ… Достоевскій. Бѣсы. 2, 3. Ср.… …

    В КУНСТКАМЕРЕ БЫЛ, А СЛОНА НЕ ВИДАЛ! — Был, смотрел, а самого главного так и не увидел. О человеке, который распыляет свое внимание по мелочам, не замечая главного. &LT; По строчке Слона то я и не приметил из басни И. А Крылова Любопытный … Словарь Петербуржца

    ПРИМЕТИТЬ, примечу, приметишь, совер. (к примечать), кого что (разг.). Заметить, обратить внимание на кого что нибудь. «Слона то я и не приметил!» Крылов. «Его уж обошли местом: он едва приметил это.» Гончаров. Толковый словарь Ушакова. Д.Н.… … Толковый словарь Ушакова

    КРЫЛОВ И.А. — Русский баснописец, писатель, драматург. Иван Андреевич Крылов родился в 1769 г. в Москве* в семье мелкого чиновника. Получил домашнее образование в семье писателя Н.А. Львова, вместе с его детьми. Кроме общей гуманитарной подготовки, научился… … Лингвострановедческий словарь

    Тца, м. 1. ласк. к брат (в 1 знач.). 2. То же, что брат (в 3 знач.). Ну, братец, виноват: Слона то я и не приметил. И. Крылов, Любопытный. Ну, вот, ребята, одно дело вы кончили, с понедельника другое начнем. Работали вы споро, честно; … Малый академический словарь

    Ср. Dem ist gleich geschehen, als sei er zu Rom gewesen und hab den babst nit gesehen. Fastnachtsspiel. 1457. Ср. È stato a Roma e non ha veduto il Papa. Ср. Athenas intrasse et Solonem non vidisse! Вошедши в Афины, не видеть Солона. Русская… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Быть въ Римѣ и не видать Папы. Ср. Dem ist gleich geschehen, als sei er zu Rom gewesen und hab den babst nit gesehen. Fastnachtsspiel. 1457. Ср. È stato a Roma e non ha veduto il Papa. Ср. Athenas intrasse et Solonem non vidisse! Пер. Вошедши въ… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Примечать, подмечать, видеть, завидеть, следить, наблюдать, доглядеть, усмотреть, разглядеть, уловить. Обращать внимание, принимать что во внимание (в соображение, в расчет, в уважение, к сведению, к сердцу), быть внимательным. Замечать кому,… … Словарь синонимов

    Высшая лига 1992 Сезон 6 й Место проведения Московский дворец молодёжи, Москва Название сезона шестой сезон Количество команд 12 Количество игр 7 … Википедия

Книги

Category: Любопытный Петербург Tags:

12. Иллюстрация В. А. Фаворского к басне И. А. Крылова «Любопытный» (из книги: И. А. Крылов. Басни. 1947 год).

13. Иллюстрация к басне И. А. Крылова «Слон и Моська», издание Е. Яковлева, 1857 год. Обратите внимание на когти на ногах у слона (goslitmuz.ru).

Крылатое выражение в заголовке, как вы, наверное, догадались, – из басни Ивана Андреевича Крылова «Любопытный»:

«Приятель дорогой, здорово! Где ты был?» —
«В Кунсткамере, мой друг! Часа там три ходил;
‎ Все видел, высмотрел; от удивленья,
‎Поверишь ли, не станет ни уменья
‎Пересказать тебе, ни сил.
‎Уж подлинно, что там чудес палата!
Куда на выдумки природа таровата!
Каких зверей, каких там птиц я не видал!
‎Какие бабочки, букашки,
Козявки, мушки, таракашки!
Одни, как изумруд, другие, как коралл!
‎Какие крохотны коровки!
Есть, право, менее булавочной головки!» —
«А видел ли слона? Каков собой на взгляд!
‎Я чай, подумал ты, что гору встретил?» —
«Да разве там он?» — «Там». — «Ну, братец, виноват:
‎Слона-то я и не приметил».

Эта басня была написана Крыловым в 1814 году под впечатлением рассказа одного провинциала о его первом посещении Кунсткамеры. Рассказчик восторгался мельчайшими экспонатами музея, а на вопрос о слоне озадаченно почесал затылок: «Виноват, слона я не заметил».
У «дедушки Крылова» есть ещё три басни «про слонов»: «Слон на воеводстве» (отсюда крылатое выражение: «В семье не без урода»), знаменитая «Слон и Моська» («По улицам слона водили…») и «Слон в случае» (по словам Даля, мораль этой басни восходит к народной пословице «Всякая лисица свой хвост хвалит»). Интересно, что Крылов, как академик Императорской Академии наук, достаточно часто бывал в здании Кунсткамеры.
После кончины Ивана Андреевича в 1845 году газеты объявили о сборе средств на сооружение ему памятника. Конкурс на лучший проект выиграл Пётр Карлович Клодт – автор всемирно известных скульптур на Аничковом мосту. На постаменте памятника Клодт весьма натуралистично изобразил сцены из 15-ти басен. Позировали скульптору настоящие звери и птицы, которых он поселил прямо в своей мастерской. Понятно, что слон в мастерской не поместился, поэтому позировал Клодту в парке Царского села. Памятник с лаконичной надписью: «Крылову» (и «1855» – год установки) после долгих дискуссий решили разместить в Летнем саду, где писатель нередко проводил время. Вот вам интересное задание: съездить в Летний сад, рассмотреть всех зверей на постаменте (особенно, конечно, слона) и выяснить, персонажами каких басен они являются.
Заметим в скобках о происхождении слова «слон». «Этимологический словарь школьника» русского писателя, филолога и лингвиста Льва Успенского утверждает: «Народ издавна пытался объяснить название этого зверя по старым легендам о нём. Уверяли, будто слон, поскольку ноги его не могут сгибаться, спит, прислонясь к стволам деревьев: потому он и слон! Такова народная, ложная этимология этого слова. Но и научное объяснение пока ещё не вполне твёрдо. Думают, что, слыша от своих тюркских соседей рассказы о могучем южном животном по имени «аслан”, то есть лев, наши предки сделали из этого имени своё, «слон”, но, не зная ни слона, ни льва, ошибочно отнесли его не к тому зверю. Если это верно, то, пожалуй, изо всех «слов-ошибок”, ставших нам известными, эта – самая большая». А ещё в словари русских поговорок вошло выражение «слонов слонять» – в значении «праздно шататься». Глаголы «слоняться» и «прислоняться» к слонам отношения не имеют.

Посещение Кунсткамеры приезжим провинциалом послужило сюжетом для одной из самых известных басен И.А. Крылова «Любопытный «. Басня была написана в сентябре 1814 года и опубликована в журнале «Сын отечества».

Первый исследователь литературной деятельности Крылова и его комментатор писатель В.Ф. Кеневич передает рассказ современника о том, как на обеде у А.С. Норова (писателя, впоследствии министра народного просвещения) в присутствии И.А. Крылова приезжий провинциал рассказывал о своем посещении Кунсткамеры, описывая и восторгаясь мельчайшими предметами, увиденными там. На вопрос же, видел ли он слона, ответил: «Виноват, слона я не заметил».

Известно, что многие фразы из басен И.А. Крылова стали поговорками, крылатыми фразами. Это случилось и с последней строкой басни «Любопытный «. Выражение «Слона-то я и не приметил» , вошло в словари крылатых слов и выражений и широко используется в современном русском языке. При этом очень часто, произнося эти слова, люди не помнят о замечательном описании Академического музея – Кунсткамеры, автором которого является русский поэт и баснописец. Еще реже вспоминают о том, что И.А. Крылов был в 1841 году избран ординарным академиком Императорской Академии наук по Отделению Русского языка и словесности, а, следовательно, достаточно часто бывал в здании Кунсткамеры.

Басня И.А. Крылова «Любопытный»

читает Игорь Ильинский

«Приятель дорогой, здорово! Где ты был?» —
«В Кунсткамере, мой друг! Часа там три ходил;
‎Все видел, высмотрел; от удивленья,
‎Поверишь ли, не станет ни уменья
‎Пересказать тебе, ни сил.
‎Уж подлинно, что там чудес палата!
Куда на выдумки природа таровата!
Каких зверей, каких там птиц я не видал!
‎Какие бабочки, букашки,
Козявки, мушки, таракашки!
Одни, как изумруд, другие, как коралл!
‎Какие крохотны коровки!
Есть, право, менее булавочной головки!» —
«А видел ли слона? Каков собой на взгляд!
‎Я чай, подумал ты, что гору встретил?» —
«Да разве там он?» — «Там». — «Ну, братец, виноват:
‎Слона-то я и не приметил».

Иван Андреевич Крылов написал 201 басню. Сюжеты 70-ти из них заимствованы у Лафонтена и Эзопа, большая же часть остальных – оригинальны. По содержанию басни Крылова можно разделить на три части: 1) те, в которых осмеиваются общечеловеческие недостатки и пороки; 2) те, в которых автор обличает общественные недостатки современной ему жизни и 3) басни исторические.

Читайте также статьи Крылов, Басни – краткое содержание и Басни Крылова — анализ

Первый отдел самый обширный. Во многих баснях Крылов осмеивает глупость и невежество со всевозможными оттенками этого недостатка; так, глупая мартышка сердится на очки только потому, что она не умеет ими пользоваться («Мартышка и очки»); обезьяна по глупости не узнает своего отражения в зеркале («Зеркало и обезьяна») – да еще, пользуясь случаем, критикует и осуждает ближних; глупец не умел просто открыть ларчика («Ларчик»); «Любопытный» по своей умственной близорукости видит только мелкие подробности жизни и не замечает главного. В замечательной басне «Лжец» осмеивается одновременно хвастовство, ложь, глупость и увлечение всем иностранным, то «чужебесие», которым Крылов всегда возмущался.

Тщеславие и лесть осмеяны в «Вороне и лисице». От лести недалеко до угодничества; оно остроумно и тонко обличается в басне «Две собаки». Тяжело живется «верному псу Барбосу», этому честному труженику, между тем, как Жужу, «кудрявая болонка», прекрасно сумела устроить свою жизнь, – и как? Лишь тем, что она перед хозяевами «на задних лапках ходит».

Крылов. Басни. Краткое содержание Аудиокнига

Басню «Демьянова уха» часто понимают в буквальном смысле, считая, что в ней осмеяно преувеличенное, навязчивое гостеприимство; на деле же Крылов обличал здесь тех литераторов, которые слишком расхваливают свои произведения и против воли «угощают» ими своих гостей.

Эгоизм осмеян в басне «Лягушка и Юпитер»; тот же эгоизм, и еще с оттенком полного равнодушия к чужой беде, изображен в басне «Чиж и голубь»; неблагодарность – в «Волк и журавль»; жадность – в «Фортуна и нищий» и т. д.

Во втором разряде басен, в которых обличаются общественные недостатки, говорится главным образом о неправосудии, подкупности, взяточничестве, – и затрагивается вопрос воспитания детей.

Неправосудие и взяточничество ярко изображено в таких баснях, как «Крестьянин и овца», «Лисица и сурок», «Рыбьи пляски», «Щука». В этой последней басне Крылов изображает суд с беспощадной насмешкой, которая сквозит в каждом слове. Со злой иронией описываются судьи:

То были: два осла,
Две клячи старые, да два иль три козла.
Для должного ж в порядке дел надзора
Им придана была лиса за прокурора,

так как обвиняемый, щука,

лисаньке снабжала рыбный стол,

то лиса хитрыми уловками спасает щуку, обманывая и одурачивая «почтенных судей: она предлагает заменить назначенную щуке казнь повешенья, другой, по ее словам более страшной: – «утопить ее в реке». «Прекрасно!» – кричат ослы, козлы и клячи, не понимая обмана прокурора, «и щуку бросили в реку», так что она и впредь будет поставлять «лисаньке» рыбу. Как бы наивно Крылов вставляет посредине своего рассказа глубоко ироническую фразу: «Со всем тем не было в судьях лицеприятья».

Лиса во всех этих баснях играет роль хитрого плута, взяточника, – у нее всегда «рыльце в пушку» («Лисица и сурок»). Овцы – всегда изображают обиженный элемент («Крестьянин и овца»). Лев, как верховная власть, иногда карает обманщиков («Рыбьи пляски»).

Вопрос воспитания детей затрагивается в баснях «Кукушка и горлинка», «Крестьянин и змея». Крылов осуждает тех родителей, которые отдают своих детей на воспитание посторонним людям, «вверяют их наемничьим рукам»; так кукушка подбрасывает свои яйца в чужие гнезда. Такие родители в старости не могут и не должны ждать любви и ласки от своих детей. В басне «Крестьянин и змея» Крылов намекает на то, что родители часто не разбираются в достоинствах воспитателя иностранца, которому они поручают своих детей. В его басне крестьянин как раз правильно разбирается в этом вопросе и отказывается принять змею в дом.

«Отцы», заканчивает Крылов свою басню, – «понятно ль вам, на что здесь мечу я»?..

Исторических басен у Крылова не так много. Приведем самые известные.

Басня «Волк на псарне» написана в 1812 г. и изображает Отечественную войну. Наполеон – волк, седой ловчий – Кутузов. Волк думал, что легко справится с овцами, – но враги его оказались не овцами, а злыми псами, готовыми растерзать «серого забияку». «Псарня стала адом». «Бегут – иной с дубьем, иной с ружьем» – намек на партизанское движение русских. – «Огня! – кричат – огня. Пришли с огнем», – намек на пожар Москвы. Волк хочет пуститься в переговоры, как Наполеон, предлагавший Кутузову начать переговоры о мире; но старый ловчий (Кутузов) прервал речь волка словами: «Ты сер, а я, приятель, сед. И волчью вашу я давно натуру знаю… А потому обычай мой: с волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой», – «И тут же выпустил на волка гончих стаю».

Рассказывают, что Крылов послал Кутузову список этой басни, и что Кутузов сам прочел ее вслух своим офицерам, причем при словах: «ты сер, а я, приятель, сед» – снял фуражку и выразительно указал на свои седые волосы.

В басне «Обоз» Крылов намекает на осторожные, медлительные действия Кутузова, которые критиковала большая часть русского общества.

В басне «Щука и кот» осмеивается адмирал Чичагов, упустивший Наполеона при переходе через Березину. Во фразе – «и крысы хвост у ней (у щуки) отъели» виден намек на то, что французы захватили часть обоза Чичагова.

В известной басне «Квартет» иронически изображается заседание шишковской «Беседы», членом которой, впрочем, был сам Крылов; некоторые видели в этой басне насмешку над членами Государственного Совета, образованного по проекту Сперанского.

«Кукушка и петух» изображает журналистов Греча и Булгарина, которые в своих статьях взаимно восхваляли друг друга. Можно предполагать, что в басне «Воспитание льва» Крылов намекает на воспитание Александра I. Консерваторы, недовольные реформами Александра I в начале его царствования, обвиняли в духе и направлении этих реформ республиканца Лагарпа (орла), воспитывавшего Александра.

ЛЮБОПЫТНЫЙ
«Приятель дорогой, здорово! Где ты был?» —
«В Кунсткамере, мой друг! Часа там три ходил;
Все видел, высмотрел; от удивленья,
Поверишь ли, не станет ни уменья
Пересказать тебе, ни сил.
Уж подлинно, что там чудес палата!
Куда на выдумки природа таровата!
Каких зверей, каких там птиц я не видал!
Какие бабочки, букашки,
Козявки, мушки, таракашки!
Одни, как изумруд, другие, как коралл!
Какие крохотны коровки!
Есть, право, менее булавочной головки!»
«А видел ли слона? Каков собой на взгляд!
Я чай, подумал ты, что гору встретил?» —
«Да разве там он?» — «Там».- «Ну, братец, виноват:
Слона-то я и не приметил».
читает Игорь Ильинский
И́горь Влади́мирович Ильи́нский (11 (24) июля 1901—13 января 1987) — советский актёр, режиссёр театра и кино, мастер художественного слова (чтец). Народный артист СССР.
Ива́н Андре́евич Крыло́в (2 февраля 1769, Москва — 9 ноября 1844, Санкт-Петербург) — русский поэт, баснописец, переводчик, сотрудник Императорской Публичной библиотеки, Статский Советник, Действительный член Императорской Российской академии (1811), ординарный академик Императорской Академии наук по Отделению Русского языка и словесности (1841).
В молодости Крылов был известен прежде всего как писатель-сатирик, издатель сатирического журнала «Почта духов» и ходившей в списках пародийной трагикомедии «Трумф», высмеивавшей Павла I. Крылов является автором более 200 басен с 1809 по 1843 год, они вышли в свет в девяти частях и переиздавались очень большими по тем временам тиражами. В 1842 году его произведения вышли в немецком переводе. Сюжеты многих басен восходят к произведениям Эзопа и Лафонтена, хотя немало и оригинальных сюжетов.
Многие выражения из басен Крылова стали крылатыми.
Басни И. А. Крылова положены на музыку, например, А. Г. Рубинштейном — басни «Кукушка и Орёл», «Осёл и Соловей», «Стрекоза и Муравей», «Квартет».

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *