вернуться в кинозал

Баллада о солдате

СССР, 1959

Режиссер: Григорий Чухрай
В ролях: Владимир Ивашов, Жанна Прохоренко, Антонина Максимова, Николай Крючков

1 час 29 минут

Галерея

Описание

Великая Отечественная война. Молодой солдат Алеша Скворцов совершает подвиг — подбивает два немецких танка. Командование собирается представить его к ордену, но Алеша просит дать ему отпуск, чтобы повидаться с мамой. Путь домой оказывается долог и непрост.

Фильм «Баллада о солдате» не показывает войну как таковую, но можно понять всю ее горечь через призму судьбы солдата и тех, кого он встречает на своем пути.

По дороге Алексею, спешащему домой, встречаются самые разные люди, и он, не ожидая просьбы или благодарности, помогает всем нуждающимся: инвалиду, убежденному, что его не ждут, а, оказалось, ждали; семье, с которой солдат попал под обстрел; и Шуре, простой хорошей девушке, с которой они вместе возвращались домой, и, как это часто бывает, прощаясь, он так и не сказал ей того, что хотел и должен был сказать… Покоряет зрителя актриса Жанна Прохоренко.

Баллада о солдате

Ее юная героиня — веселая, застенчивая и недоверчивая Шура — случайно знакомится с Алешей Скворцовым. И эти короткие драгоценные мгновенья недолгой встречи навеки остаются в их юных сердцах первой и единственной любовью.

Действие фильма длится всего шесть дней, за которые показана целая жизнь. Жизнь со всем ужасом войны, запечатленном в одном кадре: красивая девушка, убитая, лежит на полевых цветах, освещенная утренним солнцем; с подлостью, с вынужденным враньем конвоира поезда, с добром, самопожертвованием и бескорыстием солдата, с болью матери, успевшей только обнять сына — потому что, помогая другим, он не оставил времени на себя и действительно успел только обнять мать…

Это трагичный и в то же время светлый фильм. Тема, затронутая в нем, очень важная: любовь на войне и будущее этой любви. «Он мог бы стать замечательным гражданином. Он мог бы строить или украшать землю садами. Но он был и навечно останется в памяти нашей солдатом. Русским солдатом,» — эти краткие заключительные слова автора в исполнении Юрия Яковлева стали безгранично объемным эпиграфом и ключевой идеей фильма Григория Чухрая «Баллада о солдате», в которых передана вся горечь и скорбь невосполнимой утраты русского народа.

Картина «Баллада о солдате» — одна из лучших страниц в творчестве режиссера Чухрая — стала чемпионом международного кинопроката и получила 101 международную премию. Фильм — ода светлой памяти погибших в Великой Отечественной войне русских солдат в образе рядового Алеши Скворцова — был сердечно принят зрителями всего мира благодаря своей всеохватывающей душевной широте и человеколюбию. Ведь подвиг Алеши — это подвиг всего советского народа.

Награды:

Абсолютный чемпион среди премированных отечественных фильмов — 101 международная премия.

Первая премия, Премия кинокритики, Первая премия за режиссуру Григорию Чухраю на Всесоюзном кинофестивале в 1960 году.

Приз «Варшавская сирена», Приз «Злата качка» Григорию Чухраю на Международном кинофестивале в Варшаве в 1960 году.

Приз за лучший фильм для молодежи Григорию Чухраю на Международном кинофестивале в Канне в 1960 году.

Большой приз за режиссуру Григорию Чухраю на Международном кинофестивале в Лондоне в 1960 году.

Приз «Серебряная лента» и Почетный диплом Григорию Чухраю на Международном кинофестивале в Милане в 1960 году.

Гран-при «Золотые ворота» и Приз лучшему режиссеру Григорию Чухраю на Международном кинофестивале в Сан-Франциско в 1960 году.
Серебряная медаль за режиссуру Григорию Чухраю на Международном кинофестивале в Тегеране в 1960 году.

Большая премия режиссеру Григорию Чухраю на Международном кинофестивале трудящихся в ЧССР в 1960 году.

Национальная кинопремия Италии «Давид ди Донателло» режиссеру Григорию Чухраю.

Премия «Сан Винсент» актеру Владимиру Ивашову

Ленинская премия Григорию Чухраю и за лучший сценарий Валентину Ежову в 1961 году.

«Приз Халиско» и Приз «Серебряное сомбреро» режиссеру Григорию Чухраю на Международном кинофестивале в Мехико в 1961 году.

Почетный диплом лучшему зарубежному актеру в фильмах сезона в Афинах Владимиру Ивашову в 1961 году.

Премия «Золотой лавровый венок» Фонда Дэвида Оливера Селзника «За высокое гуманистическое содержание» режиссеру Григорию Чухраю в 1962 году.

Приз Ассоциации продюсеров США «Золотой лавр».

В Америке, Японии, Афинах — лучший фильм сезона 1960-1961 годов.

1962 год — Премия американской Академии кинематографических искусств и наук «Оскар». Фильм номинирован в категориях:

Лучший сценарист (оригинальный сценарий) — Григорий Чухрай, Валентин Ежов

1960 год — Каннский кинофестиваль. Победитель в категориях:
Приз за лучшую программу — режиссер Григорий Чухрай,
Первый приз за фильм для молодежи.

вернуться в кинозал

Баллада о солдате

Художественный фильм

Авторы сценария — И. Ежов, Г. Чухрай

Режиссер — Г. Чухрай

Операторы — В. Николаев, Э. Савельева

Мосфильм. 1959 г.

..Как рождаются и становятся достоянием национальной культуры герои великих произведений? Они приходят из жизни и уходят в жизнь. Впечатления реальности, как библейское пшеничное зерно, падши в душу художника и умерши в ней, приносят много плода. Вот почему судьбы авторов и их творений неотделимы друг от друга.

Григорий Чухрай пришел во ВГИК после фронта, в 1953-м закончил институт, дебютировал на экране фильмом "Сорок первый".

Задумка следующей картины родилась у него еще в студенческие годы — как рассказ о несбывшейся жизни. "По всем дорогам войны, — говорил режиссер, — осталось много дорогих моему сердцу людей.. Естественно, что во мне все эти годы зрело неодолимое желание рассказать об этих людях, об их короткой, но славной судьбе".

Соавтором Григория Чухрая стал Валентин Ежов, молодой драматург и тоже участник Великой Отечественной войны. Уже первоначальный вариант их сценария предполагал фильм, который будет резко отличаться от монументальных эпопей, снятых в первые послевоенные годы и посвященных войне. Те картины изобиловали победными баталиями, главными героями выступали Верховный главнокомандующий и крупные полководцы. Рядовой же боец не удостаивался авторского внимания, оставался безвестной единичкой воюющей массы, одним из безликих, одинаковых в своих касках и гимнастерках, снятых, как правило, общим планом людей. Победа в войне с гитлеровцами в этих фильмах (наиболее показательным из них является "Падение Берлина" 1949 года) целиком приписывалась Верховному главнокомандующему, его таланту, мудрости и воле.

Фильм Григория Чухрая во всех отношениях был полемичен к подобным монументальным полотнам, он ставил в центр повествования солдата, рассматривал своего героя в повседневных, будничных обстоятельствах, он был насквозь лиричен.

Всем своим строем картина Григория Чухрая доказывала: именно такие, как герой ее — Алеша Скворцов, вершат историю и завоевали победу в Великой Отечественной ценой немыслимых страданий и потерь.

"Баллада о солдате" в 1959 году выразила всеобщие чувства, что стало одной из причин ее огромного всенародного успеха. Несомненно, успеху способствовали и выдающиеся художественные качества фильма. Чухрай проявил проницательность в выборе актеров, сумевших каждый в своем, пусть небольшом эпизоде создать яркий, запоминающийся характер, один из ликов военной годины. Но более всего определило судьбу фильма смелое режиссерское решение пригласить на главные роли совсем тогда неизвестных исполнителей — студентов ВГИКа Владимира Ивашова и Жанну Прохоренко, взволнованно и проникновенно переживших на экране трагедию чистой, возвышенной любви героев, загубленной войной.

"Баллада" — это стихотворно-песенный рассказ легендарного, героического, исторического содержания, неотделимый от голоса поэта-певца. И хотя фильм своим строем на самом деле отличается от заявленного в его названии жанра, в нем звучит "голос поэта", голос авторов. Они обращаются к зрителям рке в самом начале торжественным закадровым текстом: "…Он похоронен далеко от родной земли, у деревни с нерусским названием.. Ранними веснами чужие люди приносят на его могилу цветы… Он был нашим сверстником, мы вместе с ним были на фронте, и мы вам расскажем историю, о которой не знает даже его мать".

…Вот она, мать Алеши (Антонина Максимова) идет по деревенской улице. И потом долго стоит за околицей, глядя на проселок, по которому уходят из деревни и возвращаются. Ее сын не вернулся. Портрет женщины в темном одеянии сменяется другим. На экране она же, но намного моложе, в белом платке, развевающемся на ветру. За ее спиной — сиротливые избы военной поры. На небе клубятся черные тучи. Широко раскрытыми глазами смотрит она вдаль. В двойной экспозиции возникает перед нами поле боя — словно увидено оно глазами матери..

Ее сын, почти мальчик, ему и каска-то велика, отзыв-пароль у него — "Зяблик". И голос нетвердый, срывающийся. Рядом с ним — пожилой солдат. Они — связисты, оказались на виду у неожиданно появившихся немецких танков. И линия, как нарочно, заглохла. "Надо отходить к окопам", — хрипло сказал старший и стал отползать. Но Алеша остался. И, лишь доложив по телефону обстановку и получив приказ отходить, принялся удирать от догоняющей его смерти.

Он бежит из последних сил, а вырвавшийся вперед танк быстро преследует его. Взмыв вместе с камерой над огромным полем, мы видим происходящее как бы высшим, "вселенским" взором. Образ беззащитной юности, брошенной в единоборство со страшной, бесчеловечной силой, вырастает до грандиозной экранной метафоры. Резкая смена ракурса — вздыбился, перевернулся мир, земля и небо поменялись местами. Как можно было вынести все это?!

Но вдруг — развороченный взрывом окопчик. Алеша рухнул в него, ухватился за противотанковое ружье и в упор выстрелил по танку. Загорелась адская машина. Потом — вторая… И немного времени спустя старый генерал (Николай Крючков) выполнил просьбу Алеши: вместо награды за то, что тот подбил два танка, дал ему возможность съездить к матери, чтобы починить прохудившуюся крышу, предоставив шесть дней отпуска. Так начинается дорога в тыл, домой. Бежит "виллис" навстречу идущим на фронт войскам..

На переправе среди солдат, подтолкнувших застрявшую на мелководье машину, оказался земляк Алеши Сергей Павлов (Геннадий Юхтин). Ну как; было отказать ему в просьбе: передать любимой жене Лизе привет и два куска мыла, которые его товарищи выпросили у старшины. Взял мыло, запомнил адрес..

В городке, где пересадка, купил на толкучке платок для матери. На перроне разговорился с инвалидом (Евгений Урбанский), оказалось, что они попутчики до Борисова. Ну как было не помочь ему, когда тот попросил покараулить чемодан, пока он даст телеграмму..

Так, естественно, "как в жизни", развивается четко выстроенное действие фильма-жития. И пусть жития экранного было отпущено Алексею всего шесть суток, мы успели узнать и навсегда полюбить этого положительно прекрасного человека, для которого бескорыстная помощь другим людям естественна, как дыхание.

В год выхода картины на экран Алеша показался некоторым критикам чересчур "обобщенным", иконописным, едва ли не слащавым. В нем действительно сконцентрированы лучшие национальные черты, однако на самом деле он отнюдь не выглядит существом неземным, тем более — постным святошей.

Фильм построен как серия новелл, объединенных единым героем, или, если угодно, как житие с логически сцепленными эпизодами-"клеймами", изображающими тот или иной поступок "канонизированного" персонажа.

Сколь бы ни отличались новеллы в фильме конкретным составом действующих лиц и событий, все они составляют истории о прерванной войною совместной жизни и душевной связи старших и младших — родителей и детей. О разрушенных семьях, где женщина не выдерживает разлуки и предает мужа-воина или, напротив, преодолевает все тяготы и ждет его, счастлива встречей с ним, пусть изувеченным, но живым. О едва зародившейся и уже обреченной любви молодых, быстро оторванных друг от друга все той же войной, то есть о несостоявшейся семье и неродившихся детях..

То есть повсюду идет речь о важнейших отношениях между людьми, поверяемых базовыми нравственными принципами. Столь изысканное в своей содержательности и гармоничной согласованности всех компонентов течение фильма не могло не быть результатом тщательнейшей отшлифовки замысла-вымысла.

С другой стороны, авторы документально свидетельствовали о том, что Алеша "списан" ими с действительно существовавших, лично знакомых им людей… В результате Алеша на экране, воплощенный Владимиром Ивашовым идеальным героем, привлекает вместе с тем своей абсолютной реальностью и узнаваемостью.

Любовь Алеши и Шуры в фильме тоже возникает как бы по естественному стечению жизненных обстоятельств: в непрезентабельной обстановке военного эшелона, в вагоне, загруженном сеном для кавалерии. В него, задобрив тушенкой охранника. Гаврилкина, забирается Алеша. Туда же, чудом миновав того же охранника, входит во время очередной остановки эшелона Шура

Испугавшись внезапно вынырнувшего из сена незнакомца и желая заранее оградить себя от его возможных приставаний, Шура врет Алеше, сочиняет себе жениха-летчика, который якобы лежит в госпитале и к которому она будто бы едет. Алеша простодушно верит ее рассказу и делается еще сдержанней, еще деликатнее в отношениях с ней. Но пробудившееся у обоих чувство скрыть трудно, оно лучится из глаз, сквозит в интонациях разговоров, хотя они так и не успевают сказать друг другу о своей любви. Только вырвалось у Алеши там, на станции Узловой, где его, отставшего от поезда, дожидалась спутница: "Шурка ты моя!" Только выдохнула Шура на прощанье: "Я ведь вас обманула, Алеша Никакого жениха у меня нет…"

Жизнеподобие реалий в этом черно-белом фильме не препятствует глубокой образной насыщенности, многие кадры обретают метафорическое звучание.

Ночь. В вагоне все уснули. Улыбается во сне Алеша, по-детски трется щекой о плечо соседа. А инвалид (Евгений Урбанский) не спит. Полусвет в вагоне. Лицо инвалида надвое разделила перекладина костыля, и одна половина лица черна, как отчаянье, а другая светла, как надежда. И жизнь впереди видится как бы сквозь костыль, прижатый к лицу.

Почта. Написав жене страшные строки и стараясь убедить себя в правильности принятого решения уйти от нее, чтобы не обременять ее собой, инвалид говорит: "Понимаешь, лучше все сразу! Одним ударом!" "Я не знаю", — отвечает Алеша. Телеграфистка отказывается принять телеграмму. "Это подло! Подло! — кричит она. — Вас ждут, а вы…" Где-то ударил колокол, раздался гудок паровоза, тронулся поезд. И поплыли, замелькали по стенам почты, по лицам инвалида и Алеши тени уходящих вагонов: проблеск, тьма, — как борьба надежды и отчаянья…

Еще одна сцена. Инвалид все же доехал до родной станции. Опустел перрон. Инвалид молча повис на костылях. Потеряна последняя надежда на то, что жена придет его встретить. И вдруг — истошный крик: "Вася!.." Встреча инвалида с женой (Эльза Леждей), сыгранная актерами с полной самоотдачей, звучит гимном человеческой любви и преданности. А потом — маленький, поразительный по тонкости исполнения немой эпизод. Она берет его под руку. Спотыкается о костыль, убирает руку. Не привыкла еще она ходить рядом с безногим. Но испугалась своего движения — вдруг он подумает, что ей неудобно идти с калекой.

Баллада о солдате (1959)

Она снова протягивает руку, но не получает ответа. Он боится жалости. Пусть будет честно, по-новому, как есть. Тогда она спокойно опускает руку и идет неторопливо, как он, но близко и вровень.

Выразительные, значимые детали большей частью как бы "спрятаны" в изобразительно-фактурной ткани фильма, они не кричат о своем потаенном смысле, но он все равно прочитывается. Это, например, будильник в руках мальчика Мити, вместе с бабушкой разбирающего развалины разрушенного дома: тикающий механизм фиксирует течение времени, которого так мало у Алеши Скворцова и которое он раздаривает людям. Это и мыльные пузыри, которые пускают мальчишки в подъезде того дома, где живет Елизавета Петровна, оказавшаяся изменницей, недостойной своего мужа-фронтовика.

Алеша привозит ей два куска мыла — драгоценный подарок, весомо свидетельствующий, что муж ее жив, что у него есть друзья, что даже суровый и прижимистый старшина на самом деле добрый, и мыло, предназначенное всей роте, разрешил послать одной ей — жене солдата. А ее любовь оказалась летучей и непрочной, как легкий, перламутровый, мыльный шарик.

Более половины времени в этом фильме герой проводит в вагонах поездов, в грузовике, застревающем в разбухших колеях проселочных дорог, даже на самодельном плоту. Музыкальная тема дороги, впервые вступающая в кадрах переправы, проходит через весь фильм, перемежаясь в дальнейшем с трогательной, напевной, лирической мелодией, передающей возвышенную красоту отношений Алеши и Шуры (композитор Михаил Зив). Чередование музыкальных тем создает ритмическое "стихотворное" единство действия, подкрепленное визуальным рефреном. Это проносящиеся мимо среднерусские, "смоленские" пейзажи. Поэтический фон любви героев и образ щемяще близкой и трагически уже недоступной, вечной, прекрасной природы, мира и покоя.

Наконец, последняя сцена. Встреча с матерью. Она птицей летит навстречу сыну. Но свидание их длится несколько минут. "Простите, мама…" — "Не пущу!" — "Я вернусь, мама!"

"Он мог бы стать замечательным гражданином. Он мог бы строить или украшать землю садами. Но он был и навечно останется в памяти нашей солдатом. Русским солдатом", — звучат с экрана завершающие "балладу" авторские слова. Боль неизбывная: погибли лучшие из лучших — цвет нации, миллионы таких, как Алеша.

Светлой их памяти посвятил Григорий Чухрай свою картину. Он снял ее много лет назад, но она и поныне остается лучшим произведением мастера.

Людвига Закржевская

Русское кино

Баллада о солдате (фильм)

«Баллада о солдате». Григорий Чухрай. Алеша Скворцов. По сути дела, фильм — это баллада не о солдате, а о человеке, принужденном историей стать солдатом. "Баллада о солдате" проникнута светлой печалью о невозместимых утратах военного поколения. Студент ВГИКа, Володя Ивашов, счастливо найденный Чухраем, обессмертил себя ролью Алеши. За гибелью одного из миллионов, рядового, обыкновенного солдата Красной Армии, ничего особенного на войне не совершившего, за этой резко оборванной судьбой раскрыта огромная трагедия — потеря драгоценнейшей жизни человеческой.

Картинка 43 из презентации «Духовная жизнь советского общества» к урокам МХК на тему «Культура России в 20 веке»

Размеры: 535 х 367 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать картинку для урока МХК, щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как…». Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «Духовная жизнь советского общества.ppt» целиком со всеми картинками в zip-архиве. Размер архива — 707 КБ.

Скачать презентацию

Культура России в 20 веке

краткое содержание других презентаций о культуре России в 20 веке

«Искусство Великой Отечественной войны» — Д.Шмаринов. Художник А.А. Кокорекин. Плакат В.Корецкого. Жанры и виды изобразительного искусства. Гармонь. Дейнека А.А. Солдаты. Фронтовые зарисовки. Сбитый фашистский самолет. Пленные немцы. Художник Н.Н. Жуков. Агитационно-массовое искусство. Бьемся мы здорово. М.

Как снимали фильм «Баллада о солдате»

Платунов. Окраина Москвы. Плакаты времён оккупации.

«Футуризм в России» — Словарь стихотворения. Огромная ошибка. Пошлость. Яркость. Даёшь жизнь по законам искусства. Появление футуризма. Небосвод. Группа футуристов. Футуристы. А. Лентулов. Велимир. Иллюстрации к ранней лирике В. Маяковского. Футуризм. Русский футуризм. Натюрморт с селёдкой. Манифесты футуристов. Подберите фразу.

«Развитие культуры СССР» — Тема войны. Философия. Волна эмиграции. Кинематограф. Литература, возникшая в период сталинизма. Культура. Спорт. История. Военная проза. Стили и направления советского кино. История советского кино. Советская спортивная команда. СССР. Писатели в эмиграции. Наука. Известные режиссёры. Известные фильмы.

«Культура 60-80 годов» — Известный диссидент. Течение в неформальном искусстве. Художники. Культура и духовный климат. Движение в защиту памятников истории. Театральное искусство. Термин «диссиденты». Резонанс. Изобразительное искусство. Влияние цензурного пресса. Правозащитные организации. Духовный климат. Значимые идеи и ценности.

«Культура СССР в 20 годы» — Партия и духовная жизнь. Государство и церковь. Ассоциация художников революционной России. Духовная жизнь в СССР в 1920-х годах. Беднота. Новое искусство. Большевики. Ленин. Партийная цензура. Борьба с неграмотностью. Тенденции развития духовной жизни. Власть и интеллигенция. Имущество церкви.

«Музыка 20 века в России» — Булат Шалвович Окуджава. Олег Михайлович Газманов. Ария. Рок-музыка. Алла Борисовна Пугачева. Сергей Сергеевич Прокофьев. Михаил Владимирович Круг. Авторская песня. Классика. Шансон. Станислав Владимирович Михайлов. Владимир Семенович Высоцкий. Сергей Васильевич Рахманинов. Российская музыка XX века.

Всего в теме «Культура России в 20 веке» 19 презентаций

Сценарий этого фильма Григорий Чухрай и Валентин Ежов писали в расчете не только на отечественного, но и зарубежного зрителя.

Фильм Баллада о солдате

Создатели попытались дать художественный ответ на вопрос: почему Советский Союз выиграл войну? Потому что у него были такие солдаты, как Алексей Скворцов.

Девятнадцатилетний Скворцов (Владимир Ивашов) служит радистом, его обязанность — поддерживать связь, а не стрелять в противника. Тем не менее, в смертельно опасную минуту боя он уничтожает два немецких танка не потому, что такой смелый, а потому что иначе поступить просто не мог. И не видит в этом ничего особенного, а ордену предпочитает отпуск. Алеше очень нужно увидеться с матерью (Антонина Максимова).

Весь фильм —  дорога Алексея в родную деревню на поездах под бомбежками, на попутных машинах, пешком. Он встречается с разными людьми, помогает кому чем может. И делает это не потому, что такой уж добрый, а потому что трудно всем, и он, молодой, здоровый солдат, обязан быть сильным, великодушным, справедливым. Особенно потрясает сцена, где Алексей на вокзале знакомится с солдатом Васей (Евгений Урбанский), для которого война уже закончилась. Лишившийся ноги Василий боится ехать к своей красивой жене, но Скворцов убеждает калеку вернуться домой, ведь новая жизнь требует от солдата такого же мужества, что и на фронте.

Алексей встречает девушку Шуру (Жанна Прохоренко), в которую готов влюбиться, видит еще множество хороших и плохих людей. И на свидание с матерью у него остается всего несколько минут. В его обещании «Я вернусь» заключается не заметная на первый взгляд правда: Советский Союз выиграл войну ценою гибели вот таких идеальных парней, как Алексей Скворцов.

«Баллада о солдате» собрала превосходный урожай наград за рубежом: номинация на «Оскар» и премия «За лучший оригинальный сценарий к иностранному фильму», участие в Каннском фестивале и приз «За лучший фильм для молодежи», приз «За лучший фильм» международного кинофестиваля в Сан-Франциско. А в СССР в 1961 году сценаристы Чухрай и Ежов получили Ленинскую премию — высшее проявление государственной признательности.

Ближайшие сеансы

В ближайшую неделю сеансов нет

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *