Окружающий мир, 2 класс

Урок 24. «В школе. Правила вежливости»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

1.Какие бывают формулы приветствия и прощания; этика общения с одноклассниками и учителями и руководством школы.

2. Познакомится с правилами поведения в общественном транспорте; со значением этикета общения по телефону.

Глоссарий по теме

Вежливость- учтивость, благовоспитанность.

Этикет – установленный порядок образа действий, поведения, форм обхождения.

Культура — совокупность человеческих достижений в подчинении природы, в технике, образовании, общественном строе. История культуры. развитие культуры происходит скачками.

(Словарь Д.Н. Ушакова).

Ключевые слова

Этикет; вежливость; правила, общение.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Окружающий мир 2 кл. : учеб. Пособие для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2017. С.49-55

Дополнительная литература:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

1. Послушайте загадку:

Стоит весёлый светлый дом,

Ребят проворных много в нём,

Там пишут и читают,

Рисуют и считают. Конечно, эта загадка про школу.

Природой установлено, что человек нуждается в общении.

Где мы общаемся?

Конечно, в школе, дома, на улице, в транспорте, по телефону.

Чтобы общение было приятным надо соблюдать правила поведения, принятые в обществе.

Послушайте стихотворение и вы узнаете о каких словах мы будем говорить.

Встречая друзей и знакомых,

С улыбкой в глаза им гляжу.

Быть вежливым очень легко мне,

Я «Здравствуйте!»первым скажу.

Какое слово в этом стихотворении волшебное?

Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?

Кого называют вежливым человеком?

2. Огромную роль в жизни каждого человека играет школа.

Школа – это источник знаний.

В ней мы живём особой жизнью. Там нас окружают школьные товарищи и любящие учителя.

И мы все должны жить так, чтобы окружающим было легко и приятно рядом с нами.

Поэтому все должны соблюдать определённые правила общения и культуру поведения.

Культура поведения – это вежливые поступки и вежливые слова.

Начнём с того, что в школу нельзя опаздывать. Приходить нужно за 15 – 20 минут до начала занятий.

Хорошей манерой будет считаться, если вы пропустите тех, кто выходит из школы.

По пути в класс воспитанный ребёнок, должен поздороваться со всеми, которых он повстречает.

Когда в класс входит учитель, дети должны встать без всякого шума.

Садиться можно тогда, когда с вами поздороваются и разрешат сесть за свои места.

Во время урока, нужно себя вести спокойно. Если хотите ответить, нужно поднять руку.

Атмосфера в классе всегда должна быть дружелюбной.

Чтобы класс был дружным и сплочённым, каждый ученик должен относиться к классу, как семье.

Если каждый ученик будет соблюдать правила, это поможет всем хорошо учиться и сохранить дружелюбную атмосферу в классе.

Между уроками бывают небольшие перерывы – это перемена.

Звонит звонок на перемену,

Чтоб отдохнул ты непременно.

Для каждого школьника перемена протекает по – разному.

Кто – то, чуть заслышав звонок сразу бежит в столовую.

Для малышей перемена – время игр, когда они могут с криком и визгом поноситься по школе, играя в догонялки или просто веселясь от души.

Не забывайте, что вы не один в школе, что вас окружают одноклассники и учителя, относитесь к окружающим с уважением и вниманием.

На перемене запрещается:

— толкать друг друга;

— бросаться различными предметами;

— драться и применять физическую силу;

— играть в опасные игры;

— бегать по коридорам и лестницам;

Но, так же на перемене разрешается:

— подготовиться к следующему уроку;

— общаться с друзьями;

— играть в спокойные, настольные игры;

Правила этикета – это волшебные правила, которые помогут тебе стать воспитанным, вежливым и дружелюбным человеком.

Зная правила вежливости, ты сможешь общаться со своими сверстниками, со взрослыми, с близкими и совсем незнакомыми тебе людьми.

Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было интересно.

Вежливые слова часто называют волшебными.

Они действительно могут творить чудеса!

Вежливых слов не одно и не два помни и знай эти чудо слова:

1.Слова приветствия.

Здравствуйте!

Доброе утро;

Добрый день!

Добрый вечер!

2. Слова прощания.

До свидания;

До скорой встречи;

Пока!

3. Слова благодарности.

Спасибо.

Благодарю.

Большое спасибо.

4.Слова просьбы.

Будьте добры!

Пожалуйста!

Прошу вас.

5. Слова извинения.

Извините.

Простите.

Я виноват!

Мне кажется, что «здравствуй!» — лучшее из слов.

Потому что «Здравствуй!» — значит как будь здоров.

Приветствие было первой формой культуры общения людей. Но вот, что интересно: жесты при приветствиях у разных народов были и остаются разными. Давайте посмотрим.

Приветствие, высказанное грубым или сухим тоном, может обидеть человека, с которым вы здороваетесь.

Правила приветствия

Запомните!

— Младший всегда приветствует первым;

— Слова приветствия нужно произносить чётко и внятно;

— В помещении здоровается первым тот, кто входит;

— Вежливый человек всегда здоровается и прощается.

Особенности телефонного разговора объясняются тем, что собеседники не видят друг друга. Поэтому информация выражается словами.

Отсюда следующие правила этикета общения по телефону.

1.Разговаривать по телефону нужно вежливым тоном.

2.Использовать слова приветствия, благодарности, извинения, прощания.

3.Не следует говорить слишком долго.

Очень часто обсуждаются правила поведения детей в транспорте.

Как себя вести в транспорте должны знать и соблюдать не только взрослые, но и дети.

— Сначала нужно выпустить людей;

— Входя в транспорт, мужчины пропускают вперёд женщин;

— Помогите подняться инвалидам и людям с тяжёлыми сумками;

— Уступайте место старшим, пожилым людям, пассажирам с маленькими детьми.

— При выходе можете оказать необходимую помощь нуждающимся, например женщинам, старикам.

Таким образом, в школе вы научитесь новому, теперь вы знаете какими вежливыми словами постоянно пользоваться, какие вежливые поступки совершать.

Разбор типового тренировочного задания

Сортировка элементов по категориям;

Текст вопроса: Распознавание предметов, которые относятся к школе. Определите, на каких изображениях показаны предметы, которые нужны в школе, а на каких нет.

Перенесите картинки в соответствующие столбцы.

Предметы, которые нужны в школе

Другие предметы

Название файла с изображением к вопросу:

Картинка 1

Картинка 2

Картинка 3

Картинка 4

Картинка 5

Картинка 6

Ответ:

Предметы, которые нужны в школе

Другие предметы

Разбор типового контрольного задания

Распределите вежливые слова по соответствующим группам.

Приветствие

Просьба

Благодарность

Извинение

Варианты ответов:

Простите

Спасибо

Пожалуйста

Здравствуйте

Извините

Благодарю

Будьте добры

Добрый вечер

Добрый день

Ответ:

Приветствие

Просьба

Благодарность

Извинение

Здравствуйте

Добрый вечер

Добрый день

Пожалуйста

Будьте добры

Спасибо

Благодарю

Простите

Извините

Взрослые часто сами не могут определиться: что такое вежливость и каким должен быть вежливый человек. Как не позволить эгоизму перечеркнуть лучшие качества личности? Как научить ребенка говорить «волшебные слова»: спасибо, пожалуйста, здороваться и тому подобное? В этом издании автор преподносит несложные уроки вежливости и детям, и взрослым. Иногда вы просто забываете сказать ребенку, как нужно вести себя со старшими, с родными, а потом стыдитесь перед знакомыми его невоспитанности. С чего же начать воспитание вежливости? И почему дети говорят неправду? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в данной интересной книге. СОДЕРЖАНИЕ предисловие. ОТКУДА ПРИШЛА СКАЗКА Советы для родителей НА ПОРОГЕ СКАЗКИ СКАЗОЧНЫЙ ГОРОД и ЕГО ЖИТЕЛИ ЗАЧЕМ БЫТЬ ВЕЖЛИВЫМ? ВОЗВРАЩЕНИЕ ФЕИ ТРИ МУДРЫХ-ПРЕМУДРЫХ ГНОМЫЧА Первый урок вежливости Советы для родителей. Что значит «вежливый человек»? КАК МАМА, ПАПА, ДВЕ БАБУШКИ И ТЁТЯ ЛИПА СТАЛИ СКАЗОЧНО ВЕЖЛИВЫМИ ЛЮДЬМИ О том, КАК НУЖНО ВЕСТИ СЕБЯ С МАМОЙ, ПАПОЙ и ОСТАЛЬНЫМИ ЧЛЕНАМИ СЕМЬИ Бабушкин праздник Второй урок вежливости Как и во что играть с друзьями Советы для родителей. С чего начать ОЖИВШИЕ РИСУНКИ Дом, в КОТОРОМ ты ЖИВЁШЬ Неожиданные игры Праздник красок Третий урок вежливости Советы для родителей. Воспитание творчеством НЕВЕРОЯТНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ НЕСКАЗОЧНЫЕ ВОЛШЕБНИКИ Упражнения для добрых волшебников Четвёртый урок вежливости Праздник чудес Советы для родителей. Воспитание праздником ОБМАН ЗАЧЕМ БЫТЬ ЧЕСТНЫМ? Праздник веселых фантазёров Советы для родителей. Почему дети говорят неправду? ЛЕСНЫЕ УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ Несколько лесных игр Советы для родителей. Некоторые напоминания взрослым ПРОДАЁТСЯ ДРАКОН! МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ Праздник друзей ПРОЩАНИЕ С МУДРЫМИ-ПРЕМУДРЫМИ ГНОМЫЧАМИ Советы для родителей. Воспитание примером КАК РАЗБУДИТЬ ФЕЮ? ПРИГЛАШЕНИЕ в гости Вопросы для экзамена ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОБРЫХ ЧУДЕС КАК ПОПАСТЬ В СКАЗКУ? Советы для родителей. Воспитание доверием

Алла Чернова
Проект «Азбука вежливости»

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

Полное название проекта: Азбука Вежливости.

Автор проекта: воспитатель Чернова Алла Ивановна

Актуальность темы: На сегодняшний день проблема жестокости и равнодушия в молодежной среде становится все более очевидной. Она проявляется как в напряженных межэтнических отношениях, так и в рамках одной национальной группы. Агрессия, нетерпимость, а порой и вовсе жестокость – это реалии настоящего, игнорировать которые невозможно. Едва ли существует однозначный ответ на вопрос как решать эту проблему. Проект приурочен к празднику Всемирный День спонтанного проявления доброты (в мире празднуется 17 февраля). Образовательная область «Познание» и раздел «Ребенок в мире социальных отношений» включен во все образовательные программы, адресованные детям дошкольного возраста. Основа гуманного отношения к людям — способность к сопереживанию, к сочувствию — проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Поэтому у детей нужно формировать не только представления о должном поведении или коммуникативные навыки, а прежде всего нравственные чувства.

Условия реализации проекта:

1. Создание условий включения детей в практику нравственной жизни людей с помощью приемов стимулирования усилий личности в усвоении этических понятий.

2. Участие родителей и педагогов детского сада в реализации проекта.

3. Разработка конспектов занятий, бесед по теме.

4. Сюжетно-ролевые игры, ориентированные на развитие у

воспитанников таких качеств, как чувство уважения, чувство

ответственности и коллективизма.

Продолжительность проекта: краткосрочный 2 недели

Тип проекта: творческий.

Участники проекта: воспитатель, дети старшей группы, родители.

Возраст детей: 5 — 6 лет.

Проблема: разлад между внутренним состоянием ребенка и общепринятыми нормами поведения, отсутствие чувства сострадания.

Цель проекта: формирование системы нравственных качеств у старших дошкольников, предоставление возможности проявлять социальную активность.

Задачи проекта:

1. Воспитывать культуру поведения и общения.

2. Формировать умение использовать в общении правила речевого этикета.

3. Учить умению самостоятельно разрешать конфликты.

4. Развивать коммуникативные навыки, уверенность в себе и своих возможностях.

Предполагаемые результаты по проекту:

для детей — развитие игровой деятельности на основе сотрудничества; формирование уважительного отношения к взрослым и сверстникам; дети знают пословицы, поговорки о доброте, дружбе.

для педагогов — педагог удовлетворён проведенной работой и результатами проекта; собран материал по теме.

для родителей — у родителей появился интерес к развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогом, участвовать в жизни группы.

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ.

1 этап — подготовительный

Выявление мнения родителей

Подготовка развивающей среды

2 этап — практический

В задачи данного этапа входит реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.

Взаимодействие с родителями:

Оформление папок-передвижек по теме проекта, подборка литературы.

3 этап – итоговый

На третьем,заключительном этапе проводится обобщение результатов работы:

Ресурсное обеспечение проекта

Методический инструментарий: дидактические игры, конспекты занятий, развлечений и т. д.

Подборка художественной литературы.

Материал для художественного творчества.

Рассматриваемые вопросы.

Знакомство родителей с целью, задачами, планом проведения проекта «Азбука Вежливости» и прогнозируемыми результатами.

1. Знаете ли вы о том, что в дошкольном учреждении дети участвуют в проектах?

2. Знаете ли вы, что такое метод проекта и для чего проводят проекты?

3. Как вы думаете, нужно ли использовать такие формы работы?

4. Считаете ли вы такую форму работы с детьми и их родителями результативной?

5. Будете ли вы сами участвовать в проектах в детском саду?

6. В каких мероприятиях в рамках проекта «Азбука Вежливости» вы будете участвовать?

7. Какие совместные мероприятия можно провести для развития творческих способностей детей?

Присутствовало — 12 родителей.

Высказанные мнения: Родители группы считают данный проект актуальным, будут участвовать в нем вместе с детьми, поддерживают предложения воспитателя о проведении данного проекта. Считают необходимым объединять усилия ДОУ и семьи в воспитании малышей.

Анализ мнений: все родители высказались за проведение проекта, их заинтересовала данная форма работы.

Выводы и рекомендации: Использовать такие форы работы с детьми и родителями в дальнейшем.

Картотека мирилок

Своё название мирилки получили от слова «мир» — мириться, дружба. Это короткие стихотворные строчки, которые проговаривают дети после ссоры. При этом ребята сцепляют мизинцы и произносят мирилку, прощая друг друга.

Жили — были я ли, ты ли, между нами вышел спор. Кто затеял, позабыли и не дружим до сих пор.

Петя драться любит очень, с ним играть никто не хочет. На друзей не дуйся, брат, сам ты в этом виноват! Драчунов и нытиков пусть исправит критика.

Ссориться не будем, будем, мы дружить. Клятву не забудем, пока будем жить.

Ем я кашу и сметан у меня силёнки есть. Все же драться я не стану, только ты ко мне не лезь

Улыбкой делиться мы будем и с дружбой по жизни шагать. Пожалуйста, больше не будем, друг друга мы обижать.

Лучше съешьте вы ириску или сладких сухарей. А драчливых и капризных прочь гоните поскорей.

Не ругайся,не бранись а скажи ты: «Подружись»,а скажи ты: «Помирись» Будем мы с тобой всегда неразлучные друзья!

Я твой друг, ты мой друг, руку давай и меня не обижай

Раз, два, три, четыре, пять мы помиримся опять. Руку крепко мы пожмем и опять дружить начнем.

Мы дружные дети, драться нельзя.Давай с тобой обниматься и прокричим: Ура! Ура! Ура играть уже пора.

Кто ударил мячиком, на ногу наступил. Кто сделал все нечаянно, прощенья попросил, с тем я буду играть.

Пословицы и поговорки о добре, дружбе, и…

Будете друг за дружку держаться — можете ничего не бояться.

В дым разругаетесь, потом — сгорите со стыда.

Вещь хороша, когда новая, а друг — когда старый.

Вместе и беда легче переносится.

Вместе тесно, а врозь скучно.

Все за одного, один за всех.

Всяк дом хозяином хорош.

Где дружба прочна, там хорошо идут дела.

Добрая шутка дружбы не рушит.

Добро потеряешь — опять наживёшь, друга потеряешь — уже не вернёшь.

Доброе братство милее богатства.

Друг — ценный клад, недругу никто не рад.

Дружба дружбой, а служба службой.

Дружи с теми, кто лучше тебя самого.

Друзья познаются в беде.

Друзья познаются в несчастье.

Есть пирожки — есть и дружки, нет пирожков — нет и дружков.

Знакомых много, а друзей мало.

И мудрому человеку совет требуется.

Каждый сам себе лучший друг.

Когда горшок кипит, то и в друзьях нет недостатка.

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Кто друг прямой, тот брат родной.

Одна пчела много мёду не принесёт.

С тем не ужиться, кто любит браниться.

С тем, чьи слепы глаза, подружись, от слепого душой — отвернись.

С хорошим другом горы свернёшь, с плохим — горя хлебнёшь.

Сам погибай, а товарища выручай.

Старый друг лучше новых двух.

Человек человеку — друг и брат.

Человек без друзей, что дерево без корней.

Ссора до добра не доводит

Друзья познаются в беде.

Новых друзей наживешь, но старых не забывай.

Помогай другу везде, не оставляй его в беде

Ситуативная игра-история «Котик и ежик на качелях»

Цель: обогащение опытом эффективного взаимодействия в ситуации столкновения интересов.

Беседа с постановкой проблемной задачи.

Ребята-, бывает ли такое, что вы ссоритесь? (Ответы детей). Представьте двух друзей, каждый из которых хочет покачаться на качелях. Друзей зовут Ежик и Котик. Как помочь им не поссориться?

На роли Ежика и Котика выбираются два ребенка, им выдаются маски соответствующих героев. Роль качелей выполняет стул с высокой спинкой. Детям предлагается изобразить происходящую ситуацию.

Инсценировка стихотворения.

В тихом лесу, средь кустов и дорожек, жили два друга — Котик и Ёжик.

Как-то они на прогулку пошли и на поляне качели нашли.

Ежик навстречу качелям шагнул, котик качели к себе потянул,

Котик: «Я первый!», а Ёжик: «Нет. Я!» Не уступают друг другу друзья.

Котик обиделся: «Значит, ты, Ёж, мне как товарищ совсем не хорош».

Дети инсценируют стихотворение. Обсуждение проблемы, поиск путей решения.

Вопросы к детям:

1. Почему Котик решил не дружить с Ёжиком? (Ёж не уступил ему качели.)

2. Как вы считаете, стоит ли из-за этого ссориться с друзьями? (Нет.)

3. Как помирить друзей, сделать так, чтобы ссоры не было? (Ответы детей.)

— Давайте еще раз прочитаем стихотворение, но с веселым концом, где Котик и Ёжик смогли договориться и избежать ссоры.

В тихом лесу, средь кустов и дорожек, жили два друга — Котик и Ёжик.

Как-то они на прогулку пошли и на поляне качели нашли.

Ежик навстречу качелям шагнул, котик качели к себе потянул,

Котик сказал: «Покачаю тебя. Мы ведь с тобою, Ёжик, друзья!»

Подведение итогов.

— Итак, что нужно сделать, чтобы не ссориться? (Нужно уметь договариваться).

Ситуативная игра-история «Помощь бельчонку».

Котика мама послала на почту, маме письмо отослать надо срочно.

Ёжик с приятелем вместе пошел, с другом в дороге всегда хорошо.

Слышат в лесу они плач чей-то громкий, и увидели под елью Бельчонка,

Он в незнакомое место попал, маму и дом свой родной потерял.

«Ты нас, бельчонок, здесь подожди, иного у нас еще дел впереди.

Если с тобою будем возиться, почта, наверно, успеет закрыться!.

Выход из проблемной ситуации.

«Бедный малыш, мы поможем тебе одного не оставим в беде.

Маму свою ты найдешь вместе с нами, будем и теперь с тобою друзьями».

Ситуативные игры могут быть рекомендованы воспитателям, для использования на занятиях, в развлечениях, а также родителям, которые хотят лучше узнать своего ребенка, ненавязчиво обучая его правилам общения и вводя в мир общечеловеческих ценностей

Игра «Мост дружбы».

Цель: развивать ориентацию на поведение и эмоциональное состояние другого, способности видеть позитивное в другом, преодоление нерешительности, скованности, оптимизировать взаимоотношения.

Взрослый показывает линейку (незаточенный карандаш или др.).и говорит: «Это мост дружбы. Давайте попробуем удержать этот мост лбами, при этом будем говорить друг другу что-либо хорошее».

Игра «Фотографии друзей»

Цель: развивать способности к познанию другого, формировать позитивное отношение к сверстникам, умение выражать свои чувства, отношения в речи.

На столе разложены фотографии детей в группе. Ребенку предлагается взять 2-3 из них и объяснить, почему он выбрал именно их, описать, в какой момент запечатлен сверстник, какое у него настроение, с чем оно связано, рассказать, какой это ребенок, почему он с ним дружит.

Игра: «Волшебные руки».

Цель: оптимизировать взаимоотношения в группе путем стимулирования телесного контакта между детьми; преодоление эгоцентризма, эмоциональной отчужденности у дошкольников.

Один из игроков изображает камень. Он принимает удобную для себя позу и застывает. Остальные участники игры, положив свои руки на плечи, спину, грудь, живот «камню», стараются передать ему свое тепло.Ведущий говорит игрокам: «Положите свои руки на камень,говорите вместе со мной: «Даю тебе, камень, тепло моих рук, жар моего сердца, мою любовь и преданность!» Что происходит с вашими руками? Что происходит с камнем?»

Игра: «Подумаем о доброте»

Все дети встают в круг. Один человек играет роль Доброты.

Он выходит за дверь и думает, что доброго он может сделать для кого-либо из своих друзей.

Воспитатель открывает дверь,и все громко говорят: «Нашу дверь мы распахнем, Доброту мы в гости ждем».

Доброта заходит, берет одного из детей за руку, выводит его на середину круга и говорит, что «она» сегодня сделает для этого человека

Беседы о…. «Добро не умрет, а зло пропадет»

Цель: Формировать у детей представление о добре и зле (добро всегда побеждает зло, о хороших и плохих поступках, умение правильно оценивать себя и других; учить видеть положительные и отрицательные качества персонажей. Воспитывать у детей такие качества личности, как щедрость, честность, справедливость, умение сопереживать и сочувствовать другим людям

Воспитатель читает детям стихотворение:

Быть легче добрым или злым? Наверно, легче злым.

Быть добрым – значит отдавать тепло свое другим.

Быть добрым – значит понимать и близких и чужих

И радости порой не знать, заботясь о других.

Конечно, доброму трудней,и все же посмотри:

Как много у него друзей! А злой всегда – один…

Ситуативный разговор.

— Ребята, а как думаете вы, что такое добро? (рассуждение детей). Одно добро – это сокровища, книги, драгоценности, картины, игрушки. Такое добро можно увидеть и даже руками потрогать. Другое добро можно услышать – это музыка, задушевные стихи, нежные слова. Но есть такое добро, которое нельзя потрогать, его нельзя увидеть, услышать,но его должен иметь каждый человек: и вы, и я, и ваши родители. Это доброе сердце, добрую душу, добрые слова, чтоб помогать тем, кто попал в беду. О таких людях говорят «Добрый человек». (Добрый – добросердечный)

Где вы могли слышать о добрых людях и добрых поступках? (Наверное больше всего в сказках)

Про каких героев вы можете сказать, что они добрые? (Золушка, Аленушка, Крокодил Гена, Чебурашка, Мальчик – с пальчик, Ховрошечка)

А только ли добрыми бывают сказочные герои? Да они бывают злыми.

Давайте вспомним злых сказочных персонажей? (Злая мачеха, Кощей бессмертный, Караба – Барабас, Баба Яга, гуси — лебеди)

Ролевая гимнастика: с помощью мимики и пантомимики изобразить добрых сказочных героев или злых. (Золушка, Злая мачеха, Чебурашка, Старуха Шапокляк, Мальвина, Баба – Яга)

— В сказках добро всегда побеждает зло. Жаль, что в жизни бывает по-разному.

Послушайте историю.

Жила – была девочка, такая же как вы. Ей часто дарили много красивых, ярких, дорогих, игрушек. Но она никогда не делилась ими с другими детьми. А когда они ей надоедали, девочка ломала их и отправляла в кладовку. Там поселились заяц, с оторванным ухом, машина без колес, грязная кукла с растрепанными волосами. Однажды новые игрушки испугались, что тоже окажутся в кладовке и пошли искать себе новую добрую хозяйку. И осталась только старые закрытые в кладовке игрушки.

Как вы думаете эту девочку можно назвать злой? Почему?

Как вы думаете, что она почувствовала, когда утром, открыв глаза, не увидела своих любимых новых игрушек?

Она разозлилась, стала громко кричать и требовать от мамы новые игрушки.Но мама сказала: «Надо было беречь игрушки и по–доброму к ним относиться».

Как вы думаете, что произошло дальше?

От обиды на маму и игрушки она решила спрятаться в кладовку. Девочка долго плакала, но вдруг увидела коробку со старыми поломанными игрушками. Она так обрадовалась им, прижала к груди грязную лохматую куклу, зайца с оторванным ухом и долго сидела задумавшись.

Потом девочка пошла к себе в комнату достала нитку с иголкой, пришила зайцу ухо, причесала и умыла куклу. И долго – долго с ними играла.

Как вы думаете, что произошло с девочкой? (она из злой превратилась в добрую). Что помогло ей стать добрее? (забота, внимание, сочувствие)

Как вы думаете, добро победило зло? А почему вы так решили?

Беседа: «Дружбой дорожить умейте!»

Цель: знакомство воспитанников с правилами дружбы.

Задачи:

1) показать важность истинных друзей в жизни человека;

2) научить доброжелательности и снисходительности, стремлению понимать друг друга;

3) научить разделять радости и печали друзей.

— Тема нашей беседы: «Дружбой дорожить умейте!». Поэтому мы с вами сегодня поговорим о дружбе. Во все времена и у всех народов очень высоко ценились дружба, верность и преданность.

Попробуем вспомнить пословицы о дружбе. Я начну, а вы продолжайте.

1. Все за одного, а один за …. (всех).

2. Семеро одного … (не ждут).

3. Один в поле….(не воин).

4. Старый друг лучше…. (новых двух).

5. Нет друга, ищи, а нашёл. (береги).

— Видите, как много пословиц сложил народ о дружбе, и это только малая часть.А теперь послушайте поговорки о дружбе и объясните их смысл:

1. Трусливый друг опаснее врага (в трудную минуту трусливый друг может испугаться и подвести).

2. Кто себе друзей не ищет, самому себе враг (без надёжных друзей человеку в жизни тяжело, поэтому надо искать себе друзей и самому быть надёжным другом).

3. Дерево крепко корнями, а человек друзьями (чем глубже и крепче корни у дерева, тем оно лучше противостоит непогоде, чем крепче человеческая дружба, тем легче переносятся человеком удары судьбы).

4. Дружба,что стекло: расколешь — не соберёшь (разбитое стекло уже не вставишь в окно. Если обидишь друга, то можешь потерять его навсегда).

5. Хочешь дружбы — будь другом (когда сам научишься дружить, тогда и друзья появятся. Каждый человек ценит в другом хорошие качества друга).

— Слово «дружба» по своему значению тесно связана с таким понятием, как родственная близость. Дружба предполагает взаимную помощь и эмоциональную близость, т. е. сходство чувств, переживаний.

Как вы думаете, какого друга можно назвать настоящим?

А каким бы ты хотел видеть своего друга?

Чего бы ты желал от друга?

— Некоторые ребята любят командовать, требуют, чтобы все прислушивались только к их мнению, беспрекословно им подчинялись.

Послушайте в связи с этим стихотворение А. Барто «Требуется друг»

«Все живут — не тужат, а со мной не дружат!

Бант у Кати расписной, красные колготки и характер кроткий.

Я шепчу: — Дружи со мной…мы же одногодки, как сестрички мы почти, мы как две голубки из одной скорлупки.

Я шепчу: — Но ты учти — ты во всём должна идти другу на уступки.

Предлагаю Ильиной — ты дружи со мной одной!

Есть разряд у Ильиной — и спортивный свитер, и девчонок свита.

Подружусь я с Ильиной, стану знаменита!

Все пятёрки до одной у Светловой Нади.

Я прошу: — Ты со мной подружись хоть на день!

Мы с тобой поладим. Будешь ты меня спасать — дать контрольную списать.

А девчонки на дыбы!Говорят: Молчала бы!

Не вставать же на колени, уговаривать подруг…

Напишу я объявленье: срочно требуется друг!

— Бывает, встречается вам человек общительный, внимательный и доброжелательный. Он и советы даёт, и развеселит, и уговорит… А вот другом его назвать — язык не поворачивается. Он, как героиня стихотворения, думает только о себе. Настоящая дружба начинается с чуткости к другому, с умения поставить себя на место друга. Но бывает так, что за дружбу выдают привычку ходить вместе в кино, встречаться, чтобы послушать музыку, готовить вместе уроки. Такие отношения скорее можно назвать товарищескими.Попробуем провести уточнение понятий: друг, товарищ, приятель, ровесник.

Друг — человек, близкий вам по духу, по убеждениям, на которого можно во всём положиться.

Товарищ — человек, близкий вам по роду деятельности, занятий, по условиям.

Приятель — человек, с которым у вас сложились хорошие, простые, но не совсем близкие отношения.

Ровесник — человек одного с вами возраста, т. е. сверстник, одногодок, однолеток.

У каждого человека не так много настоящих друзей.

Берегите друзей. Бытует мнение, что друзья познаются в беде, в трудную минуту. Выбирайте их не спеша, но ещё меньше торопитесь расстаться с ними.

Другу ты отдать сумей всё тепло души своей.

Всё отдал — богаче стал, что сберёг, то потерял.

Итог: Итак, ребята, о чем мы с вами сегодня беседовали? Так каким должен быть друг?

Беседа о вежливости.

Вносится картина (девочка уронила платочек, а мальчик поднял его). Ребята, осмотрите на эту картину и скажите, правильно ли поступил мальчик? Как вы думаете, что сказал мальчик девочке? (Возьми, пожалуйста, свой платочек)

А что ответила девочка? (Спасибо тебе).

Значит, что можно сказать про детей, какие они? (вежливые).

А почему вы так решили? (потому что девочка и мальчик говорили слова «пожалуйста”, «спасибо”). Сегодня мы с вами поговорим о вежливости.

А как называются слова «пожалуйста” и «спасибо”? (вежливые, волшебные). А как вы думаете, почему мы называем такие слова волшебными? (потому что после таких слов становится приятно, веселее, теплее).

А сейчас я проверю, знаете ли вы «волшебные” слова? Я буду читать начало стихотворения,а вы должны назвать последнее слово:

В обмене добрых слов участвуйте и говорите чаще (здравствуйте)

Не проявляйте днем лень сказать при встрече (добрый день)

Вы после завтрака могли бы сказать всем поварам (спасибо).

Из вежливости, не из жалости почаще говори (пожалуйста).

Когда уходишь всем на прощание скажи простое (до свиданья)

Молодцы, ребята, вы знаете много вежливых слов.

Ребята, давайте разберем ситуации из вашей жизни, которые я часто наблюдаю в нашей группе.

Кто должен здороваться первым при встрече взрослый или ребенок? (Младший здоровается со старшим; входящий с присутствующими; первым здоровается тот кто вежлив) .

Как попросить соседа за столом, чтобы тот передал хлеб? (Передай, пожалуйста, хлеб)

Как вежливо попросить о помощи, если не застёгивается пуговица? (Помоги,пожалуйста, застегнуть пуговицу)

Как вежливо попросить игрушку у товарища? и. д.

А кто знает стихотворение о вежливости? С. Я. Маршака «Ежели вы вежливы”).

Ежели вы вежливы и к совести не глухи,

.Вы место без протеста уступите старухе.

Ежели вы вежливы в душе, а не для виду,

В троллейбус вы поможете взобраться инвалиду

И ежели вы вежливы, поможете вы маме

И помощь ей предложите без просьбы — то есть сами.

И ежели вы вежливы, то в разговоре с тетей,

И с дедушкой, и с бабушкой вы их не перебьёте.

И ежели вы вежливы, тому, кто послабее,

Вы будете защитником, пред сильным не робея.

А какие вы знаете пословицы о вежливости?

Доброе слово – слаще меда.

Доброе слово согревает, дурное – огорчает.

А какие люди говорят такие пословицы и поговорки:

Из «спасибо” и шапку не сошьешь.

«Спасибо” в карман не положишь, домой не принесешь.

-Правильно, так говорят не вежливые, ленивые люди, которые недооценивают «волшебные” слова.

— Значит, какого человека мы называем вежливым? (Воспитанного, который говорит вежливые слова, делает хорошие поступки).

Можно ли назвать вежливым человека, который не с кем не здоровается или обманывает, обижает маленьких? (Нет, такого человека нельзя назвать вежливым.

Такой человек ведет себя грубо и не воспитанно, его некто не любит и не уважает). Почему нужно быть вежливым? Как относятся окружающие люди к вежливым людям? (Вежливых людей любят, с ними приятно разговаривать, общаться, играть, с ними интересно и хорошо. После общения с вежливым человеком и настроение улучшается)

А к невежливым? (С невежливым человеком и общаться не хочется)

ПРИМЕР ТЕКСТА:

Сказочный Город и его жители

За чистым-чистым полем, за дремучим-дремучим лесом, за дальней дорогой, за сахарной горой есть город…

Ах, если б ты, дружок, по моему хотению – по твоему велению вдруг очутился в нём! Ты даже рот открыл бы от удивления.

Дома тут сложены из шоколада. Крыши леденцовые. В каждом доме ставни из кренделей. А на остроконечных пряничных городских башнях вертятся флюгерные петушки.

Всех чудес в Сказочном Городе не перечесть.

Во-первых, тут в высокой-превысокой башне, под говорящими часами, в маленькой комнате за разноцветным оконцем живет самая образованная фея на белом свете. Она с шоколадной медалью закончила Академию Всех Волшебных Наук. Зовут её – фея Здрасте.

Во-вторых, в Сказочном Городе живет самый весёлый на белом свете Почтальон. Шутник и хохотун. Он умеет так завлекательно смеяться, что все-все-все вокруг вдруг, тоже начинают хохотать! Его так и зовут: Весёлый Почтальон.

В-третьих, в Сказочном Городе в небольшой избушке из шоколада живут три мудрых-премудрых Гномыча. Гномыч-дедушка. (Он с длинной бородой и в красном волшебном колпаке). Гномыч-сын. (Он с рыжими усами, в зеленом волшебном колпаке). И Гномыч-внук. (Он с веснушками на толстеньком носу и в синем волшебном колпачке на макушке).

Гномычи умеют вылечить от насморка лягушку или заштопать стрекозе порванное крыло… И, если нужно, вылечат сразу от всех болезней всех жителей Сказочного Города.

Но… Честно говоря, сказочные горожане живут по строгому режиму. (По утрам они, конечно, делают зарядку. Обливаются холодной водой. Моют руки перед едой. Вовремя гуляют и ложатся спать). Поэтому никто из них не болеет.

Есть в городе и Продавщица летающих зонтов.

Есть тут Сапожник, который шьёт семимильные башмаки.

Есть Булочник, который выпекает прыг-скок-булочки. Они сами собой прыгают к вам в рот.

И прочие – остальные жители Сказочного Города – каждый из которых хоть чем-нибудь да удивит тебя, дружок… Конечно, если ты (по твоему хотению – по моему велению) однажды попадёшь вдруг в сказку.

И думаю, что в этом случае прежде всего они тебе расскажут про чудесный замечательный фонтан, который находится за главной городской площадью. Чуть-чуть левее парка…

Голубые, серебряные, золотые струи фонтана взлетают почти до неба, почти до синих-алых облаков. И падают на землю, рассыпаясь на сорок сороков волшебных брызг. И если кто-нибудь умоется этой чудесной водой и выпьет три глотка её… Тогда любое доброе его желание исполнится…

Жить-поживать в этом городе одно удовольствие. Все жители здесь сказочно вежливы… Даже собаки стесняются тут слишком громко лаять. А щенки протягивают лапу прохожим, чтоб поздороваться.

Воробьи не смеют здесь драться. Галки и грачи не галдят, а мирно-тихо решают свои птичьи проблемы…

А флюгерные петушки на пряничных башнях каждое утро будят горожан весёлым криком:

— Ку-уука-ре-кууу! Вставайте! С добрым утром!

Это самый-самый вежливый город из всех сказочных городов на белом свете.

Но так было не всегда…

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *