Таким образом, когда Человек говорит о себе «Az» — то это означает: «Аз есмь Альфа и Омега» или «Аз — землянин».

Теперь посмотрим, что получиться, если эти буквы перевернуть и объединить.

Что же получается?

А получается Великая эмблема Жизни и Смерти, смысл которой разъяснен в «Арканах ТАРО», «ДНК» и которая объясняет смысл «Сказки о царе Салтане», сказки «Конек-горбунок» и множество других текстов, т.о. это не только изображение ДНК, но и соединенные вместе два AZ- один атомарный, другой- волновой. Т.е. это символ Человека, в обоих аспектах его Жизни — атомарном и волновом.

«Аз есмь Альфа и Омега».
Но ни один русскоговорящий человек в современном мире не говорит «Аz», хотя в древности, самый последний холоп говорил про себя «Аz». Сейчас все говорят «Я». А буква «Я» — последняя буква алфавита, с буквы Я — начинается слова «Яма» — то, чем оканчивается жизнь и имя Бога Смерти — Яма. Букву «Я» невозможно петь, это отрывочный, предсмертный вскрик умирающего.

Когда маленький ребенок завет родителей, хочет привлечь к себе внимание, заявить о себе, он кричит во весь голос: «А-а-а-а!!!», он не когда не кричит «Я!», да и многие детеныши животных кричат: «А-а-а-а!».

Так в чем тут дело? А дело в том, что над русским народом произвели чудовищную акцию- лишили его основы миропонимания, после того, как употребление местоимения «Аz» заменили употреблением местоимения «Я», всякий русскоговорящий человек из — «Аз есмь Альфа и Омега» превратился в неизвестно что, в последнюю букву алфавита, которая к тому же единственная повернута в левую сторону.
Мало того, древнерусский алфавит заканчивался не буквой Я, а буквой Z, как он и заканчивается в латинском и английском алфавитах. Так как алфавит — это модель мира, то совершенно правильно, что он начинается с буквы А — 1 Аркан Маг и заканчивается буквой Z — 22 Аркан Шут. Так кто и почему заменил букву Z в конце алфавита которая символизирует переход на другой уровень бытия, новую жизнь, реинкарнацию, на букву Я, которая никуда не ведет, повернута в левую сторону и означает Смерть — Яму- окончательную и бесповоротную?
В алфавите, введенном «православными» братанами Кириллом и Мефодием, алфавит, как это и полагается, начинается с А- называется «Аз», заканчивается буквой Y — «Ижица», всего 43 буквы, причем буквы «кси», «пси», «фита», «ижица»- явно заимствованы с греческого, ибо все христианские тексты в зоне влияния Византии писались на греческом. В древнерусском языке их не было, нет их и сейчас, поскольку они оказались не нужны, лишние, ибо у всех этих букв есть русские аналоги.

В то же время Кирилл букву Z «Земля» и букву S «Зело» поставил почему-то рядом, хотя фонетически они почти не отличаются. Что за странная затея? По идее эти буквы есть зеркальное отображение друг друга и одна из них и должна стоять в конце алфавита, как в латинском и английском, почему же он поставил их рядом?

Да потому и поставил, чтобы сбить весь народ с толку и дать ложное понимание мира. Ведь если в конце алфавита, который есть и модель мира и модель человеческой жизни, стоит понятная буква Z, то всем становится ясно, что жизнь- есть циклический процесс, что за этой, земной жизнью будет жизнь в волновом мире, в Прави, а затем новое воплощение, но эти православные злодеи, которым поставлены памятники, празднуются их юбилеи, совершили черномагическую акцию — убрали с конца алфавита букву Z «Земля» и поставили никому не нужную, ни в одном русском слове не звучащую, букву Y — «Ижица», зачем она там понадобилась, если есть буква У, которая стоит на своем месте?
Но этим дело не окончилось, сначала вместе с насильственным внедрением новой лжерелигии- Черного христианства и искаженного алфавита русскому народу исказили истинное понимание мира, ибо он перестал понимать, чем же заканчивается жизнь, что это за Y- «Ижица»? Им этого было мало.

Они употребление местоимения «Аz» заменили на «Я», ведь «Аz» означает — «Аз есмь Альфа и Омега», а в христианской теологии только один ихний Бог есть — «Альфа и Омега», а человечек — это тварь дрожащая, раб божий, дерьмо собачье, поэтому никак невозможно, чтобы Человек называл себя «Аz». Он должен говорить «Я»! Ведь самый главный в этой Вселенной — это ихний Бог, а человечек — он в самом низу, в конце, там, где ему и положено быть- в Яме! Буква Я к тому же состоит из двух фонем- Й и А, когда мы говорим «Я», на самом деле произносится — Й-А, И-А, И-Ааа, а это что? Это ослиное мычание! То есть получается, что все вы — Ослы, безголовые рабы ослиноголового бога Сетха!
Это постепенно вошло в обиход в веке 16, в эпоху Иоанна 4 Грозного. Первоначально, только русские монархи оставили себе право говорить «Аz», холопы постепенно стали говорить «Я», затем также стали говорить и бояре, затем сменившие их дворяне, а затем и сами монархи!

Правда в официальных текстах, указах и манифестах, они называли себя «Мы». Кто автор этой идеи понятно — «православные» попы, это они нашептали Иоанну Грозному, что надоть, мол, для укрепления царской власти, которая есть власть «от Бога», только Царю- государю, «наместнику Божию», называть себя «Аz», а всем остальным людишкам повелеть говорить «Я».
Таким образом, все русскоговорящие люди вот уже несколько столетий говоря «Я» уничижают себя, ставят сами себя в самый конец, засовывают себя в Яму, призывают Смерть, т.е. это тотальное самоуничтожение при помощи всего одной буквы!
Однако не все так просто, в Гражданской азбуке, введенной Петром 1 в 1708 году, алфавит заканчивался не буквой Я, а буквой Ф, а буква Ф- это 10 Аркан Колесо Фортуны, которым заканчивается земной круг жизни, причем она писалась не так, как сейчас, а в виде круга, с извилистой поперечиной, как и изображается колесо Фортуны в 10 Аркане. Т.е. даже в эпоху Петра все еще было не так уж и плохо, ибо буква Ф, и 10 Аркан Колесо Фортуны, который она символизирует в русском языке, по своему смыслу и значению аналогична букве Z.

Так вот, большевики, которые были очень оккультно грамотные, причем Троцкий и Свердлов (оба евреи) были оккультисты очень высокой квалификации, решили докончить дело, начатое в 988 году с введением христианства их предшественниками, единомышленниками и коллегами — они решили добить русский народ, унизить его окончательно, втоптать его в грязь, в буквальном смысле — в ямы, и поставили букву Я в конец алфавита! Таким образом, все европейские народы, которые пользуются латинским алфавитом, который заканчивается на букву Z, заканчивают свою жизнь переходом на другой уровень бытия, в новое качество, а все русские люди заканчивают свою жизнь в Яме!
Из всего этого следует, что необходимо в кратчайшие сроки вывести из употребления местоимение «Я», всегда и везде говорить и даже думать про себя «Аz», следует восстановить правильный порядок букв в русском алфавите, который должен заканчиваться на букву Z или Ф, но ни в коем случае на — Я.

Алфавит должен выглядеть так: А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Х Ц Ч Ш Щ Ь Ы Ъ Э Ю Я Ф — всего 33 буквы. Все эти буквы содержат в себе 22 Аркана ТАРО.

Кроме того, могу дать мощные формулы- мантры, которые дают силу, энергию, восстанавливают истинное смысл человеческого бытия:

Аз есмь един!
Аз есмь здрав!
Аз есмь могуч!
Аз есмь молод!
Аз есмь весел!
Аз есмь богат!

Женщины произносят «Аз есмь здрава!» и т.д. Эти триединые мантры есть тоже самое, что сакральный слог АУМ, в слоге АУМ звук А — означает Дух, Эго, Личность, Аз; звук У — означает Душу, Атман, Дживу; звук М — Материю, Тело.

Здесь: «Аз есмь един!»- слово «Аз» — означает Дух; слово «есмь» — Душа; слова «един, могуч, здрав, молод» — Тело в разных состояниях и аспектах.

«Аз есмь един!»- означает полное единство Духа, Души и Тела.

Мантры следует произносить с утра, бодрым, громким, уверенным голосом, не делая паузы между словами, почти нараспев. Можно варьировать слово «есмь» на «есть», хотя слово «есть» имеет два смысла — «быть» и «кушать», а «есмь» — только один смысл. Можно даже догадаться, что «есть» — это жизнь в атомарном Теле, которое надо кормить, есть, а «есмь» — это жизнь вообще, в вечности, Бессмертие.
Аз все сказал!

Я ЕСМЬ СУЩИЙ

Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель.

(Откр. 1. 8)

Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий (Иегова) послал меня к вам. (Исх. 3. 14)

…Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои. (Исх. 20. 5–6)

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно… (Исх. 20. 7)

…Скажи Аарону и сынам его, чтоб они осторожно поступали со святынями сынов Израилевых и не бесчестили святаго имени Моего в том, что они посвящают Мне.

(Лев. 22. 2)

Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. (Чис. 23. 19)

У Меня отмщение и воздаяние… (Втор. 32. 35)

…Ибо не человек Он, чтобы раскаяться Ему. (1 Цар. 15. 29)

…Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце. (1 Цар. 16. 7)

…Господь с вами, когда вы с Ним; и если будете искать Его, Он будет найден вами; если же оставите Его, Он оставит вас. (2 Пар. 15. 2)

Вот, вы теперь испытуете Господа Вседержителя, но никогда ничего не узнаете; потому что вам не постигнуть глубины сердца у человека и не понять слов мысли его: как же испытаете вы Бога, сотворившего все это, и познаете ум Его, и поймете мысль Его? (Иудифь. 8. 13–14)

Вот, Он и слугам Своим не доверяет и в Ангелах Своих усматривает недостатки… (Иов. 4. 18)

…Как оправдается человек пред Богом? Если захочет вступить в прение с Ним, то не ответит Ему ни на одно из тысячи. (Иов. 9. 2–3)

Боже мой! для чего Ты оставил меня? Далеки от спасения моего слова вопля моего. (Пс. 21. 2)

…Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? (Мф. 27. 46)

…На мгновение гнев Его, на всю жизнь благоволение Его: вечером водворяется плач, а наутро радость. (Пс. 29. 6)

…Жертвы Ты не желаешь, — я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь. Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже. (Пс. 50. 1–19)

…Ты воздаешь каждому по делам его. (Пс. 61. 13)

Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу, ради милости Твоей, ради истины Твоей. (Пс. 113. 9)

Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж. (Пс. 126. 1)

Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, — и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя. (Пс. 138. 8–10)

Как ты не знаешь путей ветра и того, как образуются кости во чреве беременной, так не можешь знать дело Бога, Который делает все. (Еккл. 11. 5)

Кто будет восхвалять Всевышнего в аде, вместо живущих и прославляющих Его? (Сир. 17. 24)

Милость человека — к ближнему его, а милость Господа — на всякую плоть. (Сир. 18. 12)

К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу… когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови. (Ис. 1. 11, 15)

Я Господь, и нет иного; нет Бога кроме Меня… (Ис. 45. 5)

А Сион говорил: «оставил меня Господь, и Бог мой забыл меня!» Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя. (Ис. 49. 14–15)

Ибо только Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду. (Иер. 29. 11)

Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской… (Иер. 31. 31–32)

Проклят, кто дело Господне делает небрежно, и проклят, кто удерживает меч Его от крови! (Иер. 48. 10)

…Когда дом Израилев жил на земле своей, он осквернял ее поведением своим и делами своими… И Я рассеял их по народам, и они развеяны по землям; Я судил их по путям их и по делам их. И пришли они к народам, куда пошли, и обесславили святое имя Мое, потому что о них говорят: «они — народ Господа, и вышли из земли Его». И пожалел Я святое имя Мое… И возьму вас из народов, и соберу вас из всех стран, и приведу вас в землю вашу. И окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас. И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам… (Иез. 36. 17, 19–21, 24–26)

…Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений. (Ос. 6. 6)

Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда происходит и куда уходит; так бывает со всяким, рожденным от Духа. (Ин. 3. 8)

Не искушай Господа Бога твоего. (Мф. 4. 7)

…Да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты. (Мф. 26. 39)

…Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! (Лк. 2. 14)

Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине. (Ин. 4. 24)

В доме Отца Моего обителей много. (Ин. 14. 2)

…Не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? (Иак. 4. 4)

Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу. (1 Кор. 12. 4–6)

Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего. (Рим. 9. 16)

О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать? (Рим. 11. 33–35)

Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого… (Евр. 4. 12)

Молитесь же так:

Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.

Толкования Священного Писания

Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий Иегова послал меня к вам

Он все же, несомненно, есть субстанция или, говоря точнее, сущность, что по-гречески звучит как ousia. Ибо как «мудрость» производится от «мудрого», а «знание» от «знать», так от «сущего» производится «Сущность». И кто же есть больший, нежели Тот, Кто сказал рабу: Я есмь Сущий, и: Так скажи Сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам? Однако же другие предметы, называющиеся сущностями или субстанциями, допускают изменения, посредством которых в них происходит большая или меньшая перемена. С Богом же ничего такого произойти не может. Поэтому неизменная субстанция или сущность, которая есть Бог, — одна единственная и, конечно же, ей более всего подобает быть сущей, от чего и возникает само название сущности.

О Троице.

Удивительно и божественно Господь наш сказал своему рабу: Я есмь Сущий и: Скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам. Действительно, Он Сам существует, так как Он не изменяется; ибо всякое изменение означает, что то, что было, уже не существует. Следовательно, существует Тот, Кто не изменяется; прочее, что было Им сотворено, от Него в свою меру начало свое существование.

О природе добра.

Ведь Тот существует в высшей степени и изначально, Кто является вообще неизменным и Кто действительно смог сказать: Я есмь Сущий, и: Скажи им: Сущий послал меня к вам, чтобы все остальное, что существует, могло существовать только в Нем и быть хорошим настолько, насколько восприняло свое существование.

Об учении христианском.

Ничто с такой силой не высказывается в этих Священных Писаниях, как известное мнение Платона, что философ есть человек, любящий Бога. А главное, что более всего побуждает и меня почти соглашаться с мнением, что Платону не были неизвестны те книги, это следующее: когда ангел передавал святому Моисею слова Божии, то на вопрос последнего, как зовут Того, Кто повелевал ему идти к еврейскому народу для освобождения его из Египта, ему был дан ответ: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам, то есть как бы в сравнении с Ним, Который существует истинно, поскольку неизменяем, все, что сотворено изменяемым, не существует; именно этой мысли горячо придерживался и старательно проводил ее Платон. И я не знаю, находится ли подобное где-нибудь в книгах тех, которые жили до Платона, за исключением этого места.

О граде Божием.

Хотя эта неизменяемая и невыразимая природа не принимает «был и будет», но только «есть», сама она на самом деле есть сущая, так как не может измениться. И поэтому только Ему подобало говорить: Я есмь Сущий, и: Скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам. Однако из-за изменяемости времен, в которых вращается наша смертность и наша изменяемость, мы говорим уверенно : «И был, и будет, и есть». Был — в предыдущие века, есть — в настоящее время, будет — в будущем. Был, так как не было времени, когда Его не было; будет, так как не будет времени, когда Его не будет; есть, так как Он есть всегда.

Возможно, и самому Моисею было трудно, и тем более трудно будет нам понять сказанное: Я есмь сущий, и: Сущий послал меня к вам. И даже если бы Моисей это понял, то когда бы поняли это те, к кому он был послан? Поэтому Господь отложил то, что человек не может понять, и добавил то, что он понять может. Ведь Он говорит: Я Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова (Исх. 3:6). Это ты можешь понять, но какой ум может понять: Я есмь Сущий?

Трактат на Евангелие от Иоанна.

Что же означает, что Он затем еще раз сказал о Своем другом имени? Здесь: «Я называюсь Сущий», а там: «У Меня есть другое имя: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова» (Исх. 3:6). Ибо, хотя Бог является неизменным и все сотворил по милосердию, Сам Сын Божий соизволил, приняв на Себя изменяющуюся плоть, оставаясь тем, что есть Слово Божие, прийти и спасти человека. Итак, Сущий принял на Себя смертную плоть, так что может быть сказано: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова.

Когда Моисей спросил об имени Бога, ему было сказано: Я есмь Сущий, и: Скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам. Что же это? О Боже, о Господь наш, как Твое имя? Он сказал: «Я называюсь Сущий». Что значит: «Я называюсь Сущий»? Я пребываю в вечности, так как не могу изменяться. То, что изменяется, не существует, ибо не пребывает. То, что существует, остается. То, что изменяется, некогда было и некогда будет, но не существует, ибо изменяется. Значит, неизменяемость Бога по праву называется так: Я есмь Сущий.

Проповеди.

Что значит слово «есмь»? Какое значение слова «есмь»?

«Есмь» — это устаревшая форма спряжения глагола «быть» в первом лице единственного числа настоящего времени. Парадигму спряжения глагола (в том числе и устаревшие формы) можно посмотреть .

«Быть» — это не просто глагол, а глагол-связка, копула. Сам-то он по большому счёту почти ничего не выражает, только констатирует факт существования кого-либо или чего-либо, поэтому его столь сложно описать. В современном русском языке сохранился лишь в прошедшем и будущем временах, поскольку грамматическая категория времени может быть выражена только глаголом или особыми формами глаголов — причастием и деепричастием. Таким образом, ради выражения будущности события или его свершения в прошлом, нужно употребить глагол-связку, если же глагола-связки нет вовсе, то время по умолчанию считается настоящим.

«Азъ есмь» — это то, что по-английски переводится как «I am». Камень преткновения для многих русскоязычных, изучающих английский. Люди, родной язык которых буквально напичкан спряжениями или склонениями практически всех частей речи, приходят в конфуз и трепещут от одной мысли о необходимости запомнить разницу между am, is и are. При этом глагол to be — один из немногих сохранивших остатки форм спряжения в английском, в то время как его русский коллега «быть» исчез из языка в личных формах настоящего времени. Именно необходимость не только спрягать, но и вообще употреблять «ненужный», «само собой разумеющийся по умолчанию» глагол to be становится проблемой для тех носителей русского языка, которые думают, что овладеть другим языком — это лишь выучить кучу слов, а не переключить собственное мышление на иную систему.

«Аз есмь» и аз несмь

Наше существование изначально и необходимо укоренено в существовании Божественном. Забвение этого факта ничего не меняет в отмеченном духовном законе. Чем ближе мы к Богу, тем больше в нас жизни, чем дальше мы удаляемся от Бога, тем меньше в нас жизненных сил и тем глубже мы погружаемся в область смерти, в область небытия. Эту закономерность можно проиллюстрировать известными евангельскими событиями.

Фраза Аз есмь является именем, с которым Бог открылся пророку Моисею

В нескольких случаях в евангельском повествовании Господь употребляет выражение ἐγὼ εἰμί, что по-славянски звучит как Аз есмь, а на русский обыкновенно переводится как это Я, и реже — Я есмь. Но дело в том, что в еврейском языке фраза Аз есмь является именем, с которым Бог открылся пророку Моисею у подножия горы Хорив (Исх. 3,1), и в письменном начертании известна как священная тетраграмма.

Из евангельских случаев употребления этого выражения хочется остановиться на двух, наиболее, на наш взгляд, показательных. Это Евангелие от Иоанна, 8 глава, 58 стих и 18 глава с 5 по 7 стих в том же Евангелии.

В первом случае Господь, отвечая на упоминание иудеями Авраама, произносит фразу: Прежде, нежели был Авраам, Я есмь (Ин. 8,58). Почему после этой фразы оппоненты Христа уже не пытаются продолжить беседу, но делают попытку умертвить Его: Тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него (Ин. 8,59). В чем причина столь молниеносной реакции?

Вполне возможно, что причина заключается в том, что Господне «Я есмь» здесь является Божественным именем, произнесенным «его буквами». Сложность состоит в том, что Евангелие написано на греческом, Христос говорил на арамейском, а Тора написана на еврейском. Поэтому нам трудно понять, какие, собственно, слова употребил в этих местах Господь. Тем не менее, велика вероятность того, что Господь наш Иисус Христос произнес запретное имя Божие.

Дело в том, что еврейский и арамейский языки относятся к одной языковой группе и являются родственными. Кроме того, знание Торы также было невозможно без знания еврейского языка. Божественное имя, открытое Моисею (Исход 3,14), начертание которого יהוה называется священной тетраграммой, имеет достаточно много вариантов прочтения. Наиболее распространенный перевод – «Сущий» или «Аз есмь». Английский этнограф Эдвард Тайлор заметил: «Если запрещенное имя есть употребительное в разговоре слово или если оно только несколько походит на такое слово, то оно выкидывается и заменяется другим». Поэтому само выражение, ставшее у еврейского народа именем Бога, выходит из повседневного употребления. Тем не менее, имя это еще не забыто в еврейском народе, поскольку оно произносится за богослужением. Есть некоторые талмудические данные, «по которым употребление тетраграммы при богослужении продолжалось до самого разрушения второго храма».

Публичное произнесение этого имени строго запрещалось, а нарушение запрета наказывалось карами небесными и земными. «Во II веке авва Саул на всякого, осмеливающегося произнести это имя, провозглашает грозное запрещение – лишение прав в будущей жизни». Есть свидетельство этого же века, что осмелившиеся нарушить запрет карались смертью: «Когда привели рабби Ханина бен-Терадиона, то его спросили: почему ты занимаешься Торой? Он ответил: потому что יהוה, мой Бог, повелел мне. Тотчас решили его сжечь… Почему постановили над ним приговор смерти сожжением? Потому что он Божественное имя произнес его буквами».

Произнесение священного имени было табуировано, и нарушение этого табу каралось смертью

Таким образом, мы можем сделать вывод, что, с одной стороны, во времена Христа библейское Божественное имя «Аз есмь» было известно в израильском народе. С другой стороны, произнесение священного имени вне храмового богослужения было табуировано, и нарушение этого табу каралось вплоть до смертной казни.

В свете сказанного, становится более понятной ответная реакция иудеев на слова Христа: Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь. Тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него; но Иисус скрылся и вышел из храма, пройдя посреди них, и пошел далее (Ин. 8,58-59).

В подтверждение обозначенной версии мы можем привести толкование на этот евангельский отрывок свт. Иоанна Златоуста: «Почему же Он не сказал: прежде даже Авраам не бысть, Я был, но – Аз есмь? Как Отец Его употребил о Себе это слово: есмь, так и Он. Оно означает присносущность бытия независимо ни от какого времени. Поэтому слова Его и показались им богохульными. И если они не потерпели сравнения с Авраамом, хотя это и не так важно, то могли ли перестать бросать в Него (камни), когда Он стал часто сравнивать Себя с Богом?»

К этим же выводам пришли и некоторые православные богословы и библеисты XX века. Так, епископ Кассиан (Безобразов) пишет: «Как утверждение собственного бытия в полном и единственном смысле слова, ἐγὼ εἰμί в греческом подлиннике и “Я есмь” в современном переводе допускает сближение с ветхозаветной Тетраграммой. В этом понимании ἐγὼ εἰμί могло бы выражать откровение во Христе Отца. <…> Но учение Иисуса в гл. VIII кончается торжественными словами ст. 58: …истинно, истинно говорю, прежде, чем Авраам был, Я есмь. <…> Господь заключает беседу торжественным свидетельством не только о Своем предсуществовании, но и о предсуществовании в Божественном достоинстве».

И в другом евангельском отрывке мы так же предполагаем в ответе Христа прямое указание на Его Божественное достоинство.

Окончив гефсиманское моление «о чаше», Спаситель ожидает тех, кто поведет Его на смерть. Борьба со страхом смерти позади. Сам, будучи Источником жизни и самосущной Жизнью, Он идет на смерть не потому, что не может ее избежать, но добровольно, из любви к погибающему творению. «Бог таящийся» частично открывает Свое Божество, называя Себя по имени: Иисус же, зная все, что с Ним будет, вышел и сказал им: кого ищете? Ему отвечали: Иисуса Назорея. Иисус говорит им: это Я. Стоял же с ними и Иуда, предатель Его. И когда сказал им: это Я, они отступили назад и пали на землю (Ин. 18,4-6). Здесь это Я синодального перевода в греческом тексте — все то же ἐγὼ εἰμί, то есть «Я есмь», Тот Самый Сущий, открывшийся Моисею в горящей купине, а теперь пришедший к Своему народу и отвергнутый этим народом.

Неудивительно, что служители от первосвященников и фарисеев (Ин. 18,3), слышавшие это великое и страшное имя в храме в День очищения, но боявшиеся даже наедине с собой произнести его вслух, услышав его как самосвидетельство из уст Сына Божия, не могли устоять на ногах. Они пришли схватить самозванца-назарянина – и вдруг, на мгновение, словно в блистании молнии, увидели перед собой Сущего. Тварь падает ниц пред своим Творцом, падает на землю, из которой и произошла.

Кроме того, поклонение при чтении тетраграммы для евреев было частью привычного ритуала, поскольку в храмовом богослужении во время проговаривания первосвященником Божественного имени «близ стоящие падали вниз лицом, дальние говорили: да будет благословенно славное имя Его во век. Но ни те, ни другие не трогались, пока имя это вновь не скрывалось от них».

Отречение апостола Петра

Итак, если Господь есть Тот, Кто поистине существует, то что же есть человек сам по себе? Это нам показал апостол Петр в своем ответе служанке первосвященника. После взятия Христа под стражу ближайший ученик впадает в состояние, которое на языке православных молитв называется «окамененным нечувствием». Пред читателем Евангелия предстает человек, который хочет скрыться, остаться неузнанным, возможно даже – исчезнуть, испариться, аннигилироваться, одним словом – не быть.

Петр как бы говорит: оставьте меня, меня нет, забудьте обо мне, я не существую

Петр отрекается от Христа, но для нас показателен ответ, который он дает вопрошающим. В русском переводе это простое отрицание: нет (Ин. 18,17, 25, Лк. 22,58), но в славянском мы находим более точный перевод греческого: «οὐκ εἰμί» («несмь»), что дословно будет означать «не есть я». Петр как бы говорит: оставьте меня, меня нет, забудьте обо мне, я не существую. Несколько изменив, мы получаем: я не есть или, если по-славянски: аз несмь. Чтобы усвоить нравственный урок из ответа апостола, вернемся к теме, с которой начали наше рассуждение.

Вне Бога – вне жизни

Бог есть Сущий. Он имеет жизнь в Самом Себе (Ин. 5,26). Человек, как и весь мир, создан из ничего и не имеет автономного источника существования. Он существует только в меру причастности к Богу. Вне Бога – вне жизни. Если человек не утверждается на незыблемом фундаменте божественного Аз есмь, он не только соскальзывает в бездну небытия, в бездну своего изначального ничто. Он не может даже дать внятное обоснование своему собственному существованию, которое представляется в этом случае лишь игралищем стихий. В этом случае нельзя найти никаких серьезных доводов в подтверждение реального личностного существования.

Некоторые философы обращали свое внимание на эту безосновательность существования вне Бога. К примеру, английский мыслитель Дэвид Юм писал: «Если идея нашего я порождается некоторым впечатлением, то оно должно оставаться неизменно тождественным в течение всей нашей жизни, поскольку предполагается, что наше я таковым именно и остается. Но нет такого впечатления, которое было бы постоянным и неизменным. Страдание и наслаждение, печаль и радость, страсти и ощущения сменяют друг друга и никогда не существуют все одновременно. Итак, идея нашего я не может происходить ни от этих, ни от каких-либо других впечатлений, а следовательно, такой идеи совсем нет».

То есть при подобном подходе человек представляется не личностью, не субъектом, а неким явлением, вроде радуги или северного сияния, некоторым непрестанно меняющимся набором материальных и, возможно, даже духовных элементов, случайным соединением, обреченным на бесследное исчезновение. Отсюда и учение индуизма о майе, о мире как иллюзии, как различных модификациях безличного Брахмана, который и сам не имеет свойства бессмертия.

Безосновательность человека вне Бога, отсутствие у него «жизни в себе» особенно остро ощущают святые. Эта тема рефреном звучит в «Исповеди» блаженного Августина.

Все творение, и тем более человек, имеют необходимым условием своего существования утвержденность в бытии божественном: «Все, что есть, есть только потому, что Ты есть»; «Каждое создание существует только потому, что Ты знаешь его».

Человек вне Бога теряет жизнь, будучи недостаточным по природе к автономному существованию: «Истинно существует только то, что пребывает неизменным. «Мне же благо прилепиться к Богу», ибо если не пребуду в Нем, не смогу и в себе».

Бог для человека значит больше, чем душа для тела: «Он жизнь жизни твоей».

Жизнь вне Бога – жизнь ненастоящая, некая подделка под жизнь, ее суррогат, жизнь условная, жизнь, отравленная ядом смерти, умирание, недостойное именоваться жизнью: «Я не знаю, откуда я пришел сюда, в эту – сказать ли – мертвую жизнь или живую смерть».

Только в Боге человек обретает истинное существование: «Да не в себе найду жизнь свою: я плохо жил собой, смертью был я себе – в Тебе оживаю».

Другой возможности жизни для человека не существует: «И настоящая счастливая жизнь в том, чтобы радоваться Тобой, от Тебя, ради Тебя: это настоящая счастливая жизнь, и другой нет».

Таким образом, можно сказать, что атеист – своего рода самоубийца, сознание которого до известной степени перевернуто. Для него жизнь, основанная на вере, представляется жизнью безосновательной, придуманной, но на деле оказывается, что сам он лишает себя основы и рано или поздно (лучше, конечно, рано) приходит к пониманию всего ужаса своего существования в небытии, жизни в смерти, к леденящему аз несмь.

Христианин же имеет твердую надежду на свое реальное существование не только во времени, но и в вечности, потому что он получает это существования от Самого Сущего, от Того, Кто поистине Аз есмь, и Кто оставил нам обещание, которое неизмеримо надежнее всех человеческих гарантий: ибо Я живу, и вы будете жить (Ин. 14,19), ибо все обетования Божии в Нем “да” и в Нем “аминь”, – в славу Божию, через нас (2 Кор. 1,20).

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *