Авраамий Смоленский (+ 1221), архимандрит, преподобный.

Память 21 августа и в Соборе Смоленских святых.

Родился в Смоленске от богатых и благочестивых родителей. В школе он отличался способностями и любознательностью и очень любил ходить в церковь петь и читать. От брака он уклонился и по смерти родителей раздал их имение церквам и бедным, а сам решил вести жизнь нищего, прося при этом Бога указать ему путь к спасению. По внушению свыше он поступил в Богородичную обитель в 6 верстах от Смоленска (ныне с. Богородицкое), где сохранились его пещера и остатки посаженного им дуба. Здесь он, исполняя послушание, изучал Священное Писание и жития святых и, окружив себя писцами, составлял назидательные статьи и сборники. Став иеромонахом, он ежедневно служил литургию и проповедовал, привлекая множество людей своим даром слова. Так прошло 30 лет. Его влияние на людей вызывало зависть. Игумен сначала воспретил ему проповедовать, а потом изгнал его из обители.

Тогда он ушел в Смоленский монастырь Святого Креста. Но и здесь зависть не оставила святого мужа в покое: на него восстало все городское духовенство. «Он отвратил от нас наших детей духовных»,- вопияли они и огласили его пред народом еретиком, чернокнижником, волхвом и лжепророком. Его схватили и представили на суде к смоленскому епископу Игнатию, куда прибыл и смоленский князь. Игнатий, желая прекратить мятеж народный, отослал Авраамия в прежний Богородицкий монастырь, воспретив ему литургисание.

Тогда начались засуха и болезни. Молебны не помогали. Священник Лазарь сказал епископу, что, если не разрешать Авраамия, будут еще худшие беды. Епископ разрешил, просил у Авраамия прощения, и, по молитвам Авраамия, пошел обильный дождь. Так была доказана его правда, а епископ основал обитель в честь Положения честной ризы Пресвятой Богородицы и настоятелем ее назначил Авраамия.

Авраамий по преданию был живописец и написал две иконы: одну — страшного суда, другую — изображение мытарств, проходимых душою по смерти.

Учеником преподобного был св. Ефрем Смоленский (+ 1238).

Преподобный скончался 21 августа 1221 или в 1222 г. после пятидесятилетия подвигов.

Святые мощи его были скрыты в 1611 г. во время нашествия поляков и не были найдены. По др. сведениям (ortho-rus.ru), мощи почивают в монастырском соборном храме, построенном в 1755 году.

Тропарь

Днесь возсия нам память твоя, славне, яко солнце, / светозарно лучами озаряющая мир / и тьму нощи злых духов от нас отгоняющая. / Днесь Небёсныя силы святых Ангел / и души праведных мысленно торжествуют, радующеся. / Днесь и мы, грешнии, припадающе, молимся: / отче преподобне Авраамие, / Христа Бога моли непрестанно / спасти град и люди, любезно тебе почитающия.

Использованные материалы

  • Монахиня Таисия. Русские святые

Карпов А. Ю.

Авраамий, игумен смоленского Положения Ризы Пресв. Богородицы монастыря (последняя четверть XII — первая четверть XIII в.).

Биографические сведения о смоленском игумене содержатся исключительно в его Житии, написанном его учеником Ефремом. Авраамий родился в Смоленске. Известно имя его матери — Мария. (Позднейшие редакции Жития называют имя его отца — Симеон, а также имя, которое Авраамий получил при крещении, — Афанасий; однако достоверность этих сведений сомнительна.) Будущий игумен принял пострижение в монастыре Пресв. Богородицы в Селище, близ Смоленска, и здесь же был рукоположен в иеромонахи. Житие датирует это княжением «великого и христолюбивого князя Мстислава Смоленского и всея Руси», т. е., очевидно, Мстислава Романовича, князя Смоленского в 1197—1212 гг. (великий князь Киевский в 1212—1223). Вскоре Авраамий получил широкую известность благодаря своей аскетической жизни и особенно глубоким познаниям и учительному дару: «дасть бо ся ему благодать Божия не токмо почитати, но протолковати (истолковать. — А. К.), яже мноземъ несведущимъ и от него сказаная всемъ разумети». Автор Жития приводит слова противников Авраамия, обвинявших его в том, что «се уже весь градъ к собе обратилъ есть». Это вызвало недовольство игумена, который «отлучи» Авраамия и «много озлоблениа на нь возложи». Авраамий покинул Селище и перебрался в Смоленск, в Крестовоздвиженский монастырь, где его проповедь стала привлекать еще больше народа («начаша боле приходити, и учение его множайшее быти»). Судя по рассказу Жития, проповеди Авраамия носили яркую эсхатологическую окраску: «не престааше Страшнаго поминая суда, испытаниа бояся… и къ всемъ приходящимъ оного страшнаго дне не престая о томъ глаголя». Авраамий получил известность также как иконописец. Житие упоминает две его иконы, сюжеты которых напрямую связаны с темами проповедей: Страшный суд и Испытание воздушных мытарств.

Деятельность Авраамия возбудила всеобщее недовольство духовенства в городе. Проповедник был обвинен в ереси, в том, что он читает «глубинныя книгы», т. е. отреченную литературу; «друзии же пророкомъ нарицающе и ина же многа на нь… глаголюще». Было устроено судилище, на котором присутствовали «от мала и до велика весь градъ», причем некоторые предлагали даже казнить вольнодумца: «инии глаголють заточити, а инии къ стене ту пригвоздити и зажещи, а друзии потопити». Особенно неистовствовали игумены и священники; светские же власти не нашли на осужденном никакой вины. Тем не менее по повелению епископа Игнатия (после 1197 — после 1205) Авраамий был препровожден в монастырь на Селище. Ему было запрещено служить литургию, а жителям города — посещать проповедника. Вскоре после этого, рассказывает Житие, в Смоленске случилась жестокая засуха (привлекая данные дендрохронологических исследований, ее предположительно можно датировать 1210—1212 гг.; другая предлагаемая дата: 1218—1220 гг.); лишь тогда епископ осознал несправедливость обвинений против Авраамия и разрешил тому совершать литургию. Тотчас по молитве святого пролился дождь, «и отселе боле просветися по благодати Христове».

С этого времени начинается дружба между епископом Игнатием и Авраамием. Вблизи Смоленска епископ основывает монастырь во имя Положения Ризы Пресв. Богородицы и ставит игуменом Авраамия. Очевидно, это случилось незадолго до кончины епископа Игнатия, о которой рассказывается в Житии (это произошло по крайней мере за несколько лет до 1225 г.).

Игумен Авраамий преставился в глубокой старости. По словам Ефрема, автора Жития, он пребывал в иночестве 50 лет. Год кончины преподобного неизвестен.

Ученик Авраамия Ефрем оставил описание внешности своего учителя: «Образъ же и подобье на Великого Василья (отец Церкви, епископ Кесарии Каппадокийской, IV в. — А. К.): черну браду таку имея, плешиву разве имея главу».

Местное почитание преп. Авраамия возникло уже вскоре после его кончины, о чем свидетельствует Житие. Общецерковная канонизация состоялась на Макарьевском соборе 1549 г. Церковная память преп. Авраамия, игумена Смоленского, празднуется 21 августа.

Следует отметить предположение Б. А. Рыбакова, согласно которому с «делом» Авраамия связана надпись-граффити, обнаруженная при раскопках неизвестной смоленской церкви XII в.: «Господи, помъзи дому великъму, нь даж врагомъ игумьнмъ истратит къньца, ни Климяте» (предполагается, что ее оставили тайные сторонники осужденного проповедника). Однако предложенная гипотеза не кажется убедительной; более того, вызывает сомнение само прочтение надписи Б. А. Рыбаковым. Можно думать, что речь идет не о «врагах игуменах», а о «врагах игумена» (при раскрытии титла предположительно следует читать: «врагомъ игумьньмъ»; ср. прочтение этой надписи А. А. Зализняком).

О литературных трудах самого Авраамия сказать что-либо определенное трудно. Ему приписывают по крайней мере два произведения: 1) краткую молитву с упоминанием г. Смоленска и 2) «Слово о небесных силах и чего ради создан бысть человек и об исходе души», сюжет которого близок к темам проповедей Авраамия, как они обозначены в его Житии. Однако прочных оснований для атрибутирования обоих произведений смоленскому игумену пока что не видно.

Список литературы

Преподобный Авраамий Смоленский, проповедник покаяния и грядущего Страшного суда, родился в середине 12 века в Смоленске от богатых родителей, которые до него имели 12 дочерей и молили Бога о сыне. После смерти родителей он принял постриг в монастыре Пресвятой Богородицы. Более 30 лет подвизался он в обители, когда игумен убедил его принять в 1198 году сан пресвитера. Вскоре преподобный стал широко известен. Это возбудило зависть братии, а затем и игумена, и через пять лет преподобный вынужден был перейти в Крестовоздвиженский монастырь.Святой был строг и к себе, и к духовным детям. Городская знать и духовенство требовали у епископа предать преподобного суду, обвиняя его в прельщении женщин и переманивании духовных детей. Но страшнее были обвинения его в еретичестве и чтении запрещенных книг. За это предлагали утопить или сжечь подвижника. На суде князя и епископа преподобный отвел все лживые обвинения. Страшная засуха была Божием наказанием за неправедный суд, и лишь когда епископ попросил прощения у преподобного и разрешил ему служить и проповедовать, дождь напоил смоленскую землю. Епископ построил новый монастырь в честь Положения ризы Пресвятой Богородицы и поручил в нем настоятельство преподобному Авраамию, а сам, оставив по старости епархию, поселился в нем. Скончался преподобный Авраамий до 1224 года, пожив в иночестве 50 лет. Икона «Преподобный Авраамий и мученик Меркурий Смоленские» первой трети XVIII века находится в смоленском Свято_Успенском кафедральном соборе у северной стены в большом напольном деревянном киоте. Это прекрасный образец украинской барочной живописи с уникальными изображениями Смоленска XVIII века. В местном ряду иконостаса собора, по краям находятся иконы «Святой преподобный Авраамий Смоленский» и «Святой мученик Меркурий Смоленский»

3. Как вы понимаете слово «святость»?

4. Как вы понимаете слова «святые»?

5. Что составляет существо святости?

6. Как вы понимаете термин «канонизация»?

7. Что является основным условием для прославления подвижника?

8. Следует ли понимать слово «мощи» шире, чем просто тело усопшего праведника?

Занятие 2. Святой учитель древнего Смоленска − преподобный Авраамий.

Подвижник и молитвенник. Проповедник и просветитель – святой учитель древнего Смоленска. Талантливый иконописец. Обвинение прп. в ереси. Любовь и всепрощение святого Авраамия. Помощь Божья и заступничество смолян – оправдание Авраамия. Настоятель монастыря в честь положения ризы Пресвятой Богородицы.

После изучения темы учащиеся должны знать:

— основные понятия и сущность явлений: проповедь, преподобный, монастырь, монах;

уметь:

— рассказывать о преподобном Авраамии – подвижнике и молитвеннике, талантливом иконописце, проповеднике и просветителе;

— анализировать жизненные ситуации, собственное поведение, в которых проявляются и пороки и добродетели.

В похвалу преподобному Авраамию Смоленскому.

1. Духовное песнопение: тропарь преподобному Авраамию Смоленскому в исполнении хора воскресной школы семейного типа для детей-инвалидов при храме Новомучеников и Исповедников Российских.

2. Чтение тропаря (глас 8), сравнение с русским языком, размышление о содержании: «Днесь возсия нам память твоя славне, яко солнце, светозарно лучами озаряющая мир, и тьму нощи злых духов от нас отгоняющая. Днесь небесныя силы святых Ангел и души праведных мысленно торжествуют радующеся. Днесь и мы грешнии припадающе молимся: отче преподобне Авраамие, Христа Бога моли непрестанно спасти град наш Смоленск и люди, любезно тебе почитающия».

3. Чтение стихиры, сравнение с русским языком, размышление о содержании: «явися гора умная нам, ты преподобне отче Авраамие… утверждая и просвещая всех душа к богоразумию»

Православный календарь «Святые земли Смоленской».

1. Чтение и обсуждение: житие прп. Авраамия.

2. Слушание аудиозаписи: житие прп. Авраамия.

Святые о святом. Чтение, сравнение с русским языком, размышление о содержании:

«Так как многие обманываются, говоря, что на земле святых уже больше нет и утверждая это, многих ввели в заблуждение и погубили, а многих других лишили бдительности, которые, поверив им, отступили от истинного пути и, слушая таких невежд, заблудились1».

Просмотр документального фильма «Монашество» из цикла «Земное и небесное».

Домашнее задание.

Читаем: Прп. Ефрем Смоленский «Житие и терпение прп. отца нашего Авраамия, просветившегося в терпенье мнозе, нового чудотворца в святых града Смоленска».

Практическая работа:

— подготовка презентаций;

— конференция с презентациями результатов исследований;

— написание рефератов.

Темы рефератов:

1. Содержание подвига преподобных.

2. Составляющие телесного и душевного подвига инока и их смысл.

3. Многообразие путей к святости в миру. Юродивые.

Православная икона: прп. Авраамий Смоленский; прп. Ефрем.

Новые слова и понятия: монах, монастырь, преподобный, проповедь, просвещение.

Основная литература:

1. Житие и терпение прп. отца нашего Авраамия, просветившегося во многом терпении, нового чудотворца среди святых города Смоленска // Памятники литературы Древней Руси. XIII век / Подготовка текста, перевод и комментарии . М., 1981. С. 66-105.

2. Прп. Авраамий Смоленский // Русские Святые: 1000 лет русской святости / Cост.: Монахиня Таисия. СПб.: Азбука, 2001. С. 467-468.

Дополнительная литература:

1. Акафисты Смоленским святым. Смоленск, 2004. С. 15-29.

2. прот. Полный церковно-славянский словарь. – Репр. воспр. изд. 1900 г. – М.: Отчий дом, 2002.

3. Жития всех святых / Сост.: свящ. И. Бухарев. М.: Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2005. С. 481-482.

4. Малков святая: очерк истории Православия в России. М.: Правило веры, 2002. С. 72-75.

5. Налетова образование на территории Смоленской епархии в дореволюционный период: монография. Смоленск: Полиграфинтер, 2008. С. 21-23.

7. Димитрий (Ростовский), свт. Жития святых на русском языке: В 3-х т. М., 2004. Т.1. сентябрь-декабрь.

8. Никулина подвига преподобных // Агиология: Курс лекций. М.: Изд-во ПСТГУ, 2008. С. 137-144.

9. Топоров и святые в русской духовной культуре. Три века христианства на Руси (XII-XIV века). М.: Школа «Языки русской культуры», 1998. Том II.

Вопросы к занятию:

1. Как вы понимаете, кто такие преподобные?

2. Почему Русская Православная Церковь причислила прп. Авраамия Смоленского к лику святых?

3. Каким образом деятельность прп. Авраамия способствовала просвещению Смоленской земли?

4. Какое творение прп. Авраамия Смоленского вы знаете? Охарактеризуйте его.

Занятие 3. Спасо-Преображенский Авраамиев мужской монастырь.

Предыстория монастыря. Становление святой обители. Разорение монастыря поляками. Обитель – в распоряжении католического ордена доминиканцев, в 1658 г. – возобновлена как православная. Разорение монастыря французами. Возрождение обители. Судьба монастыря в ХХ веке. Значение монастыря в духовной жизни Смоленска.

Живые свидетельства о преподобном Авраамии.

Тип занятия – паломничество.

После изучения темы учащиеся должны знать:

— основные понятия и сущность явлений: монастырские скриптории, католический орден доминиканцев;

— какова социальная роль монастырей в современной России;

уметь:

— рассказывать о Спасо-Преображенском Авраамиевом мужском монастыре.

Просмотр презентации «Спасо-Преображенский Авраамиев мужской монастырь».

Живые свидетельства о преподобном Авраамии:

1. участок стены храма (кладка XII века) на месте разрушенного монастыря «Положение ризы Богородицы во Влахернский Храм»;

2. кирпичная кладка на месте Крестовоздвиженского монастыря, где проповедовал прп. Авраамий (в районе Садков, рядом с разрушенной церковью Гурия, Самона и Авива);

3. колодец Авраамия Смоленского (недалеко от села Богородицкого на месте разрушенного Богородицкого монастыря).

Изучение документальных источников.

Домашнее задание.

Читаем: Прп. Авраамий Смоленский «Слово о небесных силах и о том, зачем был создан человек».

Практическая работа:

— посещение мест, связанных с именем прп. Авраамия;

— работа с архивными документами с целью изучения истории Спасо-Преображенского Авраамиева мужского монастыря;

— подготовка презентаций;

— конференция с презентациями результатов исследований;

— написание рефератов.

Темы рефератов:

1. Закрытие храмов в Смоленске и на территории Смоленской епархии в середине 20-х − 30-х годов ХХ века.

2. Монастыри Смоленской земли: Великомученика Димитрия Солунского женский монастырь.

Документальные источники: фотографии, исторические справки, архивные документы.

Новые слова и понятия: монастырские скриптории, католический орден доминиканцев.

Основная литература:

Дополнительная литература:

2. Москалева храмов в Смоленске и на территории Смоленской епархии в середине 20-х − 30-х годов ХХ века. Возрождение церкви на Смоленщине в годы Великой Отечественной войны // Смоленские епархиальные ведомости. Смоленск. 2005. № 4. С. 28-42.

3. Москалева храмов в Смоленске и на территории Смоленской епархии в середине 20-х − 30-х годов ХХ века. Возрождение церкви на Смоленщине в годы Великой Отечественной войны // Смоленские епархиальные ведомости. Смоленск. 2006. № 1. С. 36-48.

Вопросы к занятию:

1. Когда был основан Спасо-Преображенский Авраамиев мужской монастырь?

2. Какова была судьба монастыря в период польско-литовского католическо-униатского владычества?

3. Какова судьба монастыря в период Отечественной войны 1812 года?

4. Какова история монастыря в 20 веке?

5. Каково значение монастыря в духовной жизни Смоленска?

Занятие 4. Святые благоверные князья – страстотерпцы Борис и Глеб.

Благочестивое влияние родителей: святого князя Владимира и византийской принцессы Анны. Милосердие, сердечная доброта Бориса и Глеба. Стремление жизнь свою посвятить служению Богу, подражая подвигам святых. Смерть князя Владимира. Вероломство Святополка. Принятие страдания – это не малодушие, а духовная победа любви над злом. Новое сердечное понимание жертвы Христовой. Посмертные чудеса. Помощь в битве на Неве 1242 г. Прославление святых.

После изучения темы учащиеся должны знать:

— основные понятия и сущность явлений: страстотерпцы;

уметь:

— рассказывать житие св. Бориса и Глеба;

— объяснить величие духовного подвига «страстотерпничества» как приобщение к духовному подвигу Спасителя;

— осознать, что принятие страдания святыми Борисом и Глебом это не малодушие, а духовная победа любви над злом;

— осознавать достоинство каждой человеческой жизни.

В похвалу святым благоверным князьям – страстотерпцам Борису и Глебу.

1. Духовное песнопение: тропарь святым благоверным князьям – страстотерпцам Борису и Глебу в исполнении хора воскресной школы семейного типа для детей-инвалидов при храме Новомучеников и Исповедников Российских.

2. Чтение тропаря (глас 2), сравнение с русским языком, размышление о содержании: «Правдивая страстотерпцы и истинныя Евангелия Христова послушатели, целомудренный Романе с возлюбленным Давидом, не сопротив стаста врагу сущу брату, убивающему телеса ваша, душам же коснутися не могущу: да плачется убо злый властолюбец, вы же радующеся с лики ангельскими, предстояще Святей Троице, молитеся о державе сродников ваших, Богоугодней быти, и сыновом Российским спастися».

Православный календарь «Святые земли Смоленской».

1. Чтение и обсуждение: житие святых благоверных князей – страстотерпцев Бориса и Глеба.

2. Слушание аудиозаписи: житие святых благоверных князей – страстотерпцев Бориса и Глеба.

Святые о святом. Чтение, сравнение с русским языком, размышление о содержании:

«…и на небеси ничего не находится превыше любви; ибо Любы есть Сам Бог: то от сего должно вразумиться, сколь велия милость Божия к таковым, кои удостоились дара любви, изливающагося от Самого Бога в сердца их Духом Святым, как сказано: любы Божия излияся в сердца наша Духом Святым данным нам (Рим. 5, 5). Не стяжати, или угасити чистосердечную о Бозе любовь, равномерно есть, якобы лишитися Бога, или удалитися от Него; понеже без любви, аще изнуришься от поста и подвигов, аще всякое злострадание претерпишь, во еже и тело сожещи, аще всякие чудеса сотворишь, − ничтоже есть и никакая польза1».

Просмотр документального фильма «Благоверный князь» из цикла «Земное и небесное».

Домашнее задание.

Написать мини-сочинение на тему: «Чин святых на Руси – страстотерпцы. Святые Борис и Глеб».

Практическая работа:

— паломничество к памятному знаку на месте убиения князя Глеба (Смядынь);

— написание рефератов.

Тема реферата:

Чин святых на Руси — страстотерпцы.

Документальные источники: сообщение из «Повести временных лет» об убийстве киевским князем Святополком его брата князя Глеба в Смоленске 1015 г.

Православная икона: святые страстотерпцы Борис и Глеб.

Новые слова и понятия: страстотерпец, благочестие, милосердие, Евангелие.

Основная литература:

1. Первые русские святые князья Борис и Глеб: История гибели и канонизации // Смоленские епархиальные ведомости. Смоленск. 2007. № 2. С. 43-48.

Дополнительная литература:

1. прот. Полный церковно-славянский словарь. – Репр. воспр. изд. 1900 г. – М.: Отчий дом, 2002.

2. Жития всех святых / Сост.: свящ. И. Бухарев. М.: Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2005. С.231-232.

3. Зосима (Верховский), прп. старец. Творения. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2006.

4. Перезвонцев земли русской. Тайны русской веры: От язычества к империи. М.: Изд-во Вече, 2001. С. 152-156.

5. Никулина князья-мученики // Агиология: Курс лекций. М.: Изд-во ПСТГУ, 2008. С. 127-129.

Вопросы к занятию:

1. Как называют категорию святых, пострадавших не за свою веру, как мученики, а явившиеся жертвами политических убийств? В чем суть их подвига?

2. В чем величие духовного подвига страстотерпничества?

3. Какие мысли и чувства вызывает у вас рассказ о святых князьях Борисе и Глебе?

4. За что князь Святополк был прозван Окаянным?

5. Где находиться древнейший храм первых русских мучеников-христиан Бориса и Глеба?

Занятие 5. Святой благоверный князь Феодор Смоленский и Ярославльский – просветитель Золотой Орды.

Уроженец земли Смоленской – князь Феодор. В крещении наречен во имя святого великомученика Феодора Стратилата, особо почитавшегося русскими князьями-воинами. Время рождения князя – время тяжелых испытаний для Смоленщины (Батыево нашествие, постоянные войны с Литвой). Женитьба, смерть жены, изгнание. Миссионерская деятельность в монгольских землях по созданию православной епархии. Возвращение в Ярославль, ревностная забота об усилении и благоустройстве княжества. Принятие иночества. Церковное почитание князя Феодора и его сыновей.

После изучения темы учащиеся должны знать:

— основные понятия и сущность явлений: крещение, просветитель земель Золотой Орды;

уметь:

— рассказывать о князе Феодоре Смоленском и Ярославском;

— раскрывать, характеризовать духовные основы отечественной культуры.

В похвалу святому благоверному князю Феодор Смоленскому и Ярославльскому.

1. Духовное песнопение: тропарь святому благоверному князю Феодору Смоленскому и Ярославльскому в исполнении хора воскресной школы семейного типа для детей-инвалидов при храме Новомучеников и Исповедников Российских.

2. Чтение тропаря (глас 4), сравнение с русским языком, размышление о содержании: «Измлада явистеся святи, богомудре Феодоре и блаженне Давиде с Константином славным, божественнии сосуди, избрании Богови. Ныне же источаете нам многа исцеления от честных мощей ваших, вся ереси потопляюще, и спасающе присно град свой, и всех верных сохраняюще невредимо от видимых и невидимых враг. Темже верою молим вас, святии: молите Христа Бога в мире сохранитися нам и спасти души наша».

Размышление над словами митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла:

«Князь Феодор был не только выдающимся Смоленским князем, но и важным государственным деятелем всей Русской земли. Он был праведным судьей и умел оградить свое княжество от вражеских нашествий и междоусобных войн. Княжение его в Смоленске по всей справедливости можно назвать счастливым и благодатным.

И если в нас живут чувства любви и уважения к нашему прошлому, нашим святыням, то мы должны искренне и благоговейно почтить память Смоленского князя Феодора Ростиславича». (Из обращения митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла по случаю 700-летия со дня преставления святого благоверного князя Феодора Смоленского)

Православный календарь «Святые земли Смоленской».

1. Чтение и обсуждение: житие святого благоверного князя Феодора Смоленского и Ярославльского.

2. Слушание аудиозаписи: житие святого благоверного князя Феодора Смоленского и Ярославльского.

Святые о святом:

«Понеже поступившему в житие иноческое и предавшемуся в повиновение по правилам иноческим долженствует и жити, а не по подобию светских людей, − жизнь иноческая есть духовная, − то и подобает токмо о духовном богатстве пещися; духовное же богатство внутрь нас имеется по гласу Господню: Царствие Небесное внутрь вас есть (Лк. 17, 21). И так, егда обретем неложное иноческое богатство, то есть восчувствуем в себе кротость, смиренномудрие, безгневие, терпение, милосердие, упование не на временное нечто, но на Бога живаго, радование внутреннее о Бозе и веру непоколебиму, простосердечие, сострадание и любовь чистую ко всем и прочия плоды духовныя, тогда и сами светло познаем внутрь нас наше богатство и духовное сокровище, и со извещением восчувствуем свое спасение1».

Домашнее задание.

Читаем: Обращение митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла по случаю 700-летия со дня преставления святого благоверного князя Феодора Смоленского.

Практическая работа:

— подготовка презентаций;

— конференция с презентациями результатов исследований;

— написание рефератов.

Тема реферата:

Святые русские князья.

Православные иконы: святые князья Феодор Смоленский и Ярославский и его сыновья Давид и Константин.

Новые слова и понятия: крещение, чудо, просветитель земель Золотой Орды.

Основные источники и литература:

2. Память святаго Благоверного князя Феодора Смоленского и Ярославского чудотворца, и чад его Давида и Константина // Жития святых на русском языке: изложены по руководству Четьих-Миней святителя Дмитрия Ростовского. М., 1903. Т.1 сентябрь-декабрь. С. 357-361.

Дополнительная литература:

1. Акафисты Смоленским святым. Смоленск, 2004. С. 30-46.

2. прот. Полный церковно-славянский словарь. – Репр. воспр. изд. 1900 г. – М.: Отчий дом, 2002.

3. Жития всех святых / Сост.: свящ. И. Бухарев. М.: Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2005. С. 551-552.

Вопросы к занятию:

1. Что значит древнее русское слово «благоверный»?

2. Каково содержание подвига благоверных на Руси?

3. В чем видел смысл своей жизни князь Феодор Смоленский и Ярославский?

4. В чем состоит христианский подвиг князя Феодора Смоленского и Ярославского?

5. Почему Русская Православная Церковь причислила его к лику святых?

Занятие 6. Прп. Зосима Верховский.

Старец Зосима Верховский – уроженец Смоленской земли. Родовая вотчина Верховских – село Богородицкое, связанное с памятью о смоленском святом – преподобном Авраамии, подвижнике XII века. Благочестивая семья Зосимы, внесшая свою лепту в храмостроительство на Смоленщине. Небесные предзнаменования подвижнического христианского подвига старца Зосимы. Служба в рядах гвардейского Преображенского полка.

Встреча с брянскими отшельниками под водительством иеромонаха Андриана. Начало монашеского пути под руководством старца Василиска. Школа смирения и послушания – Коневский Рождества Богородицы монастырь, где прошли десять лет монашества прп.. Двадцатилетнее богоугодное пустынножительство в дебрях сибирских лесов. Духовное окормление страждущих душ, положившее начало двум женским монастырям. Духовный писатель и великий молитвенник. Принятие схимы, блаженная кончина отца Зосимы.

После изучения темы учащиеся должны знать:

— основные понятия и сущность явлений: иночество, инок, старчество;

уметь:

— рассказывать житие Зосимы Верховского;

— анализировать исторические документы, характеризующие деятелей истории;

— раскрывать, характеризовать духовные основы отечественной культуры.

В похвалу преподобному Зосиме Верховскому.

1. Духовное песнопение: тропарь преподобному Зосиме Верховскому в исполнении хора воскресной школы семейного типа для детей-инвалидов при храме Новомучеников и Исповедников Российских.

2. Чтение тропаря (глас 8), сравнение с русским языком, размышление о содержании: «Отеческаго учения ревнителю, Сибирския пустыни всекрасное прозябение, деяния и созерцания бодренный подвижниче, безмолвия рачителю и обители невест Христовых устроителю, сосуде Духа, Зосимо преподобне, моли Христа Бога, да просветит души наша».

Православный календарь «Святые земли Смоленской».

Чтение и обсуждение: житие прп. Зосимы Верховского.

Святые о святом.

Чтение, сравнение с русским языком, размышление о содержании:

«Нет в пустынном пребывании нашем ничего такого, чтобы возбраняло или отвлекло от Богослужения, удерживало или мешало заниматься чтением Святого Писания и питаться углублением в Богомыслие; напротив, всякий предмет пробуждают здесь простираться к Богу. Кругом дремучий лес, за которым весь мир скрылся; только к небу чистейший и незаграждаемый путь, привлекающий взоры и желания сподобиться переселиться в тамошное блаженство. А от соединения души с Богом, какая бывает радость, какой страх, какая любовь, сладость, утешение, просвещение, трепет, умиление, слезы и совершенное забвение самого себя и всего земного» (Прп. Зосима Верховский).

Домашнее задание.

Написать мини-сочинение по теме: «Старец Зосима Верховский – уроженец Смоленской земли».

Практическая работа:

— работа с архивными документами;

— подготовка презентаций;

— конференция с презентациями результатов исследований;

— написание рефератов.

Тема реферата:

Село Богородицкое на волнах истории.

Новые слова и понятия: благословение, инок, иночество, старчество, схиархимандрит.

Основная литература:

1. Зосима (Верховская), мон. Прп. Зосима (Верховский) // Смоленские епархиальные ведомости. Смоленск. 2002. №3. С. 38-44.

2. Зосима (Верховский), прп. Творения. М.: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2006. С. 3-22.

Дополнительная литература:

1. прот. Полный церковно-славянский словарь. – Репр. воспр. изд. 1900 г. – М.: Отчий дом, 2002.

3. Обитель старца Зосимы Верховского / Сост.: княжна Елена Горчакова. М.: Отчий дом, 2004. С. 15-63.

4. Никулина подвига преподобных // Агиология: Курс лекций. М.: Изд-во ПСТГУ, 2008. С. 137-144.

Вопросы к занятию:

1. Охарактерезуйте жизненный путь преподобного Зосимы Верховского.

2. В чем видел смысл своей жизни прп. Зосима Верховский.

3. Почему Русская Православная Церковь причислила его к лику святых?

Занятие 7. Храм в честь апостола и евангелиста Луки (при Смоленском базовом медицинском колледже).

Освящение храма (4 октября 2003 года). Иконы храма. Храм в честь апостола и евангелиста Луки – духовный центр медицинского колледжа.

Тип занятия – паломничество.

После изучения темы учащиеся должны знать:

— основные понятия и сущность явлений домовой храм, евангелист, апостол;

уметь:

— рассказывать о христианском храме как центре духовной и общественной жизни.

Домашнее задание.

Читаем житие апостола и евангелиста Луки.

Практическая работа:

— паломничество в храм апостола Луки;

— подготовка презентаций;

— конференция с презентациями результатов исследований;

— написание рефератов.

Тема реферата:

Апостол и евангелист Лука.

Православные иконы: апостол и евангелист Лука, святитель Лука (Войно-Ясенецкий).

Новые слова и понятия: апостол, евангелист, домовой храм.

Литература:

1. Жизнь и труды святых двенадцати апостолов Господних, семидесяти меньших апостолов и прочих равноапостольных благовестников Христовых. Изд-во Владимирской епархии, 2003. С. 177-182.

2. Жития всех святых / Сост.: свящ. И. Бухарев. М.: Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2005. С. 605-606.

3. Лука, апостол. Евангелист, иконописец и врач возлюбленный. Сибирская Благозвонница, 2007. С. 25-108.

Вопросы к занятию:

1. Как вы понимаете слово «апостол»?

2. Чье посланническое служение является основанием апостольства? (Посланническое служение самого Господа Иисуса Христа, и состоит в преемственной связи с Его служением).

3. После каких событий стали вполне готовы к своему служению апостолы? (после Пятидесятницы).

4. Истоки каких типов святости содержаться в апостольском подвиге?

5. Охарактеризуйте жизненный путь апостола и евангелиста Луки.

Занятие 8. Церковь Петра и Павла (XII в.)

История храма – история Смоленщины. Архитектурные особенности храма. Сохранившиеся росписи XII века. Роль смоленской архитектуры в истории русского зодчества.

Тип занятия – паломничество.

После изучения темы учащиеся должны знать:

— основные понятия и сущность явлений: первоверховные апостолы;

— какую роль в истории русского зодчества сыграла Смоленская архитектурная школа;

уметь:

— рассказывать о христианском храме как центре духовной и общественной жизни.

Чтение и обсуждение:

Статья священника Владислава Степанова «Краткая история храма святых Петра и Павла, подготовленная к 850-летию».

Домашнее задание.

Читаем житие апостолов Петра и Павла.

Практическая работа:

— работа с архивными документами с целью изучения истории храма первоверховных апостолов Петра и Павла;

— подготовка презентаций;

— конференция с презентаций результатов исследований;

— написание рефератов.

Тема реферата:

История храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

Новые слова и понятия: первоверховные апостолы.

Основная литература:

1. , Раппопорт Смоленска XII-XIII вв. Л., 1979. С. 64-91.

Дополнительная литература:

1. Архитектурные памятники Смоленской области: Каталог / Сост.: . М., 1987. Кн.1. С. 179-180.

Вопросы к занятию:

1. Когда началось строительство храмов на Смоленщине?

2. Какие из самых древних Смоленских храмов сохранились? Что вы о них знаете?

3. Расскажите о строительстве и судьбе храма Петра и Павла.

Занятие 9. Благоверный князь Андрей Смоленский.

Путь нестяжания, кротости, любви. Будучи смоленским князем, он не захотел участвовать в борьбе за власть и удалился в Переяславль-Залеский, где 30 лет был пономарём одной из церквей. О его высоком происхождении стало известно только поле его смерти.

После изучения темы учащиеся должны знать:

— основные понятия и сущность явлений: благоверный, грех, сребролюбие, пономарь;

— анализировать жизненные ситуации, собственное поведение, в которых проявляются и пороки, и добродетели;

уметь:

— рассказывать житие благоверного князя Андрея Смоленского;

— проявлять уважительное отношение к православным традициям русского народа.

В похвалу благоверному князю Андрею.

1. Духовное песнопение: тропарь благоверному князю Андрею в исполнении хора воскресной школы семейного типа для детей-инвалидов при храме Новомучеников и Исповедников Российских.

2. Чтение тропаря (глас 4), сравнение с русским языком, размышление о содержании: «Блаженство Евангельское возлюбив, богомудре княже Андрее, чистоту сердца девством почтил еси, и суету мира всего презрев, устремился еси зрети Бога, Иже тя прослави чудесы во врачевании различне страждущих. Сего ради молим тя: проси нам у Христа Господа всяких скорбей избавленя и получения Царства Небеснаго».

Православный календарь «Святые земли Смоленской».

1. Чтение и обсуждение: житие благоверного князя Андрея.

2. Слушание аудиозаписи: житие благоверного князя Андрея.

Святые о святом.

Чтение, размышление о содержании: «… всякий день и всякий час есть новое дарование, новое знамение, новый залог Божией благости, котораго мы не заслуживаем. Бу­дем же признательны и благодарны пред небесным Отцем и всеобщим Благодетелем! Прийдите покло­нимся и принестем Ему жертву хвалы о неисчетных Его щедротах и милостях, излиянных в прошедшее лето на всех человеков, праведных и неправедных; а между тем, сретая новый год, исходящий из недр вечности, приникнем вниманием к слову апостольс­кому, которым Дух Святый наставляет нас, поучая спасительному употреблению Богом даруемаго вре­мени1».

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6

Преподобный Авраамий Смоленский, проповедник покаяния и грядущего Страшного Суда, родился в середине ХII в. в Смоленске от богатых родителей, которые до него имели 12 дочерей и молили Бога о сыне. С детства он рос в страхе Божием, часто посещал церковь и имел возможность учиться по книгам. Родители надеялись, что их единственный сын вступит в брак и продолжит знатный род, но он искал другой жизни. По смерти родителей, раздав все имущество монастырям, церквам и бедным, преподобный ходил по городу в рубище, моля Бога указать путь спасения. Он принял постриг в монастыре Пресвятой Богородицы, который стоял в пяти верстах от Смоленска, на месте Селище. Проходя в нем различные послушания, преподобный усердно занимался списыванием и собиранием книг, черпая из них духовное богатство. Смоленский князь Роман Ростиславич († 1170) завел в городе училище, в котором учились не только по славянским, но и по греческим и латинским книгам. У самого князя было большое собрание книг, которым пользовался преподобный Авраамий. Более 30 лет подвизался он в обители, когда игумен убедил его принять в 1198 г. сан пресвитера. Каждый день он совершал Божественную литургию и исполнял послушание духовника не только для братии, но и для мирян. Вскоре преподобный стал широко известен. Это возбудило зависть братии, а затем и игумена, и через 5 лет преподобный вынужден был перейти в Крестовоздвиженский монастырь в самом Смоленске. На пожертвования богомольцев он украшал соборный храм бедного монастыря иконами, завесами и свечами. Сам он написал две иконы на темы, которые более всего занимали его: на одной изобразил Страшный Суд, а на другой — истязания на мытарствах. Сухой и бледный от крайних трудов, подвижник был похож в священных одеждах на святителя Василия Великого. Святой был строг и к себе, и к духовным детям. Он неустанно проповедовал в церкви и приходящим в его келлию, беседуя равно с богатыми и бедными. Городская знать и духовенство требовали у епископа Игнатия предать преподобного суду, обвиняя его в прельщении женщин и переманивании духовных детей. Но страшнее были обвинения его в еретичестве и чтении запрещенных книг. За это предлагали утопить или сжечь подвижника. На суде князя и епископа преподобный отвел все лживые обвинения, но, несмотря на это, ему запретили священнодействовать и перевели в прежний монастырь в честь Пресвятой Богородицы. Страшная засуха была Божиим наказанием за неправедный суд, и лишь когда святитель Игнатий попросил прощения у преподобного Авраамия и разрешил ему служить и проповедовать, дождь напоил Смоленскую землю. Святитель Игнатий построил новый монастырь в честь Положения ризы Пресвятой Богородицы и поручил в нем настоятельство преподобному Авраамию, а сам, оставив по старости епархию, поселился в нем. Много было желавших поступить под руководство преподобного Авраамия, но он принимал их весьма разборчиво и после больших испытаний, так что в его монастыре у него было только 17 братий. Преподобный Авраамий после смерти святителя Игнатия, бывшего его духовным другом, более прежнего внушал братии помнить о смерти и молиться день и ночь о том, чтобы не быть осужденными на Суде Божием. Скончался преподобный Авраамий до 1224 г., пожив в иночестве 50 лет. Уже в конце ХIII в. ему была составлена служба, совместная с учеником преподобным Ефремом. Страшное монголо-татарское нашествие, бывшее наказанием Божиим за грехи, не только не заглушило памяти преподобного Авраамия Смоленского, но напомнило людям его призыв к покаянию и памятованию Страшного Суда.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *