Posted on January 13, 2018 by Larry

В настоящее время, и в современном мире, стало трудно отличить верующего человека на фоне многих называющими себя верующими. Вот поэтому и возникли эти рассуждения, которыми я решил поделиться в этой статье. Кто такой верующий человек? Верующий – это человек, который во что-то верит. Все люди – верующие, потому что каждый из нас во что-то верит. Христиане – верующие; буддисты – верующие; кришнаиты – верующие; коммунисты – верующие; фашисты – верующие; сатанисты – верующие. На свете нет ни одного неверующего человека. Каждый из нас во что-то или в кого-то верит. Только одни верят в Бога, а другие верят в идолов, в лжебогов, в самих себя, в деньги, в силы природы, в приметы и так далее. Из всех верующих я выбрал конкретно – верующий – христианин. Кто такой христианин? Христианин – это ученик или последователь Иисуса Христа. (Деян.​ ​11:26)​ «ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами”. Христианин – это человек, в котором живет Дух Христа – Святой Дух Божий – рождённый свыше человек. (Рим.​ ​8:9) «​Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его”. Христианин – это человек изучающий Слово Божье и применяющий его к себе, к своей жизни. (1Тимофею​ ​4:16)​ «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя». Христианин это человек, имеющий взаимоотношения со своим Творцом. (Гал.​ ​2:19-20) «Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу,​ ​и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня”. Христианин – это человек, посвятивший свою жизнь служению Богу (независимо от рода деятельности, которой он занимается). (Фил.​ ​1:21) «​Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение”. Христианин – это человек, который служит своими дарами Телу Христа – братьям и сестрам по вере. (I​ ​Пет.​ ​4:10) «​Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией”. Это характеристика христианина по Евангелию. Да такие люди заметно отличаются среди всех верующих людей. Однако очень часто человеку необходимо подтверждать свою личность или свое образование, или свои права документально. Вот удостоверения христианина никто не выдает. Поэтому Иисус Христос и учил (Maтф.​ ​5:13-16) «​Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.​ ​Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий наверху горы.​ ​И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме.​ ​Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного”.
Во времена гонений на христиан, в бывшем СССР, один христианин хотел сам защищаться и обратился к адвокату за советом. И спрашивает – «как вы определяете верующего человека?” Адвокат говорит – «верующий человек ходит на собрание”. – «Так ведь и неверующие, и приближенные посещают собрания”. «Что вы от меня хотите?” – возмутился адвокат и выгнал его… Бывали очень интересные ситуации. Вот одна из них. Это было уже после Перестройки, гонения закончились, Библия стала легальной книгой. Михаил Иванович Хорев (многолетний узник за верность учению Иисуса Христа; ответственный служитель Молдавского объединения ЕХБ с 1969 по 2009 гг.) рассказывает; – Пришел я на таможню, чтоб забрать 1,5 тонны Библий. У меня требуют документ подтверждающий, что я являюсь служителем Церкви. У меня есть копии трех решений суда, где официально написано, что я служитель Церкви и печать судьи, и подпись, пойдет? Никакой документ не подтверждает статус христианина, только настоящая жизнь преданная Иисусу Христу. Настоящего христианина определить можно по его делам, поступкам, разговору, отношению к окружающим. Иисус сказал – «По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?​ ​Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые.​ ​Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые.” (Maтф.​ ​7:16-18)

А.Шаповалов

Пророк 7 букв

Ответ на сканворд или кроссворд на вопрос: пророк 7 букв

7 букв
Аввакум — христианский пророк, упоминаемый в Деяниях апостолов (11: 28, 21: 10-11); апостол от 70-ти, священномученик, пострадавший, по преданию, в Антиохии
Анатэма Князь тьмы Анатэма наиболее близок Люциферу, он низверженный «сын Зари» — таково толкование имени в Книге пророка Исайи
Баракат (арабское بركة — благословение) — Божественное благословение, которым могут быть наделены пророки и их близкие (у мусульман).
Богомол На латыни его имя звучит как Mantis religiosa (религиозный пророк), а по-русски – просто богомол
Веничка Он не пророк и проповедник, но обостренная, больная совесть человека, способного в убожестве жизни прозреть рай
Газават В исламе священная война за веру, против неверных
Горчица О городе Сарепта и страшной засухе упоминается в самой главной Книге народов мира: «…истинно говорю вам; никакой пророк не принимается в своём отечестве
Захария — Древнееврейский пророк, священник
Иеремия — древнееврейский пророк 7 — начала 6 веков до нашей эры
Иудаизм Канон священных книг иудаизма включает Тору («Пятикнижие Моисея»), книги пророков и так называемого Писания
Каббала Пророк посвятил в учение 70 старейшин, которые стали передавать его из уст в уста наиболее достойным
Колодец В подтверждение этому существует колодец Бархут, который был связан с преисподней и является могилой пророка Худа
Магомет — Устаревшая форма имени пророка Мухаммеда
Малахия — Библейский пророк
Медведь В Книге пророка Даниила медведь символизирует Персидское царство, а также подкуп
Мормоны (Святые последнего дня) — члены религиозной секты, основанной в США в 1-й половине 19 века Джозефом Смитом, который опубликовал в 1830 году «Книгу Мормона» — якобы запись таинственных письмен израильского пророка Мормона, переселившегося в Америку,— главный источник вероучения, включающего положения иудаизма, христианства и других религий
Нигелла Пророк Мухаммед говорил, что в черном тмине – избавление от всех болезней, кроме смерти
Печатка Особенно это популярно у мусульман: они предпочитают печатки с сердоликом и выгравированной на камне строкой из Корана — такое кольцо носил пророк Мухаммед
Саломея Принцесса иудейская Саломея влюблена в пленника, брошенного в темницу царя Ирода, — пророка Иоканаана (так назван автором Иоанн Креститель), но встречает только ненависть и презрение с его стороны
Софония — Библейский пророк
Похожие запросы: пророк • 4 буквы • 5 букв • 9 букв • 11 букв • 6 букв • 8 букв • 16 букв • 10 букв • 12 букв • 3 буквы
Смотрите также: • Космология 15 букв • Нереиды 9 букв • Апелласьон 9 букв • Сленг 4 буквы • Купчая 7 букв • Влечение 4 буквы • Экземпляр 10 букв • Ателье 7 букв • Озеро в Литве 7 букв • Баффало 5 букв • __ол___ 7 букв
Популярные запросы • 1 • Последние запросы
Слова по длине: А — Е • Ж — Л • М — С • Т — Ч • Ш — Я
Фильтры для слов • Поиск слов
Ссылка на эту страницу:

Перед вами — цитаты, афоризмы и остроумные высказывания про атеизм. Это достаточно интересная и неординарная подборка самых настоящих «жемчужин мудрости» на данную тему. Здесь собраны занимательные остроты и изречения, умные мысли философов и меткие фразы мастеров разговорного жанра, гениальные слова великих мыслителей и оригинальные статусы из соцсетей, а так же многое другое…

«Мой мальчик, ты должен верить в Бога несмотря на все то, что тебе говорят священники&raquo.;
Марго Асквит.

Мы должны уважать религию наших ближних, но лишь в том смысле и в той мере, в какой мы уважаем их убеждение, что их жены — красавицы, а их дети — вундеркинды.
Генри Луис Менкен.

Безбожники — это верующие, которые не желают быть ими.
Станислав Ежи Лец.

Люди думают, что верить стоит лишь в нечто такое, во что трудно поверить.
Армиджер Беркли.

Бога отрицают или потому, что мир так плох, или потому, что мир так хорош.
Николай Бердяев.

Как легко обратить в свою веру других, и как трудно обратить самого себя.
Оскар Уайльд.

Наше сочувствие религиозной старине не нравственное, а только художественное: мы только любуемся её чувствами, не разделяя их, как сладострастные старики любуются молоденькими девицами, не будучи в состоянии любить их.
Василий Ключевский.

Их разделяет все: оба неверующие, но в разных богов.
Веслав Брудзиньский.

Мудрость мира сего есть безумие перед Богом.
Апостол Павел. Первое послание к коринфянам, 3, 19.

Атеизм — это тонкий лёд, по которому один человек пройдет, а целый народ ухнет в бездну.
Фрэнсис Бэкон.

Случайный визит в дом умалишенных показывает, что вера ничего не доказывает.
Генрих Гейне.

Нужно быть очень религиозным человеком, чтобы переменить религию.
Герцогиня Диана (Мари де Босак).

Ещё ни один Бог не пережил утраты верующих в него.
Станислав Ежи Лец.

Я не верю, я знаю.
Карл Юнг в ответ на вопрос, верит ли он в Бога
Среди приверженцев каждой религии религиозные люди составляют исключение.
Фридрих Ницше.

Не каждый, кто потерял веру, так уж сразу стал философом.
Ралф Баллер.

Может быть, атеист не способен прийти к Господу по тем же самым причинам, по которым вор не способен прийти к полицейскому.
Лоренс Питер.

Мои знания пессимистичны, но моя вера оптимистична.
Альберт Швейцер.

Вера существует для верующих, а не для богов.
Лешек Кумор.

Люди никогда бы не стали верить в Бога, если бы им не разрешили верить в него неправильно.
Джордж Галифакс.

Религия — род духовной сивухи.
Владимир Ленин.

Никто так не легковерен, как человек неверующий.
Ириней Лионский.

Верить — значит отказываться понимать.
Поль Бурже.

Хотя сам Бен-Гурион не верил в Бога, иногда можно было подумать, что Бог верит в него.
Хаим Бермант.

Атеисты говорят о времени «после рождества Христова» — «наша эра». Странно.
Станислав Ежи Лец.

Мифология — это то, во что верят взрослые, фольклор — то, что рассказывают детям, а религия — то и другое.
Сидрик Уитман.

Если люди настолько плохи, обладая религией, кем бы они были без неё.
Бенджамин Франклин.

Не проглатывай веры больше, чем можешь переварить.
Генри Брукс Адамс.

Слава богу, я все ещё атеист.
Луис Буньюэль.

Без соображения с божественным не сделаешь хорошо ничего человеческого, и наоборот.
Марк Аврелий.

В храме все должны быть серьёзны, кроме того, кто является предметом культа.
Оскар Уайльд.

Вера состоит в том, что мы верим всему, чего не видим; а наградой за веру является возможность увидеть то, во что мы верим.
Августин.

Если вы хотите основать новую религию, дайте себя распять и на третий день воскресните.
Талейран.

Всевышнего нетрудно свергнуть с престола, но такие выгодные должности недолго остаются вакантными.
Хуго Штейнхаус.

Люди будут спорить из-за религии, писать о ней книги, сражаться и умирать за нее, — но только не жить по ней.
Чарлз Калеб Колтон.

Одним и тем же мозгом мыслить и верить.
Станислав Ежи Лец.

Он верующий, но где-то за подкладкой души мечтает, чтобы и над Богом была кассационная инстанция.
Станислав Ежи Лец.

Религия — важный предмет в женских школах. Она, как бы на неё ни смотреть, есть надежнейшая гарантия для матерей и мужей. Школа должна научить девушку верить, а не думать.
Наполеон I.

Для религии нет ничего губительнее безразличия.
Эдмунд Берк.

В правилах хорошего тона предусмотрено все, даже как должен вести себя неверующий по отношению к Богу.
Станислав Ежи Лец.

Это достойно веры, ибо нелепо.
Тертуллиан.

Озлобленный атеист не столько не верит в Бога, сколько испытывает к нему неприязнь.
Джордж Оруэлл.

Религия — опиум народа.
Карл Маркс.

Ни один человек с чувством юмора не был основателем религии.
Роберт Ингерсолл.

Сущность всякой веры состоит в том, что она придает жизни такой смысл, который не уничтожается смертью.
Лев Толстой.

Религия — распространенный суррогат веры.
Оскар Уайльд.

Все под одним Богом ходим, хоть и не в одного веруем.
В. Даль. «Пословицы русского народа&raquo.;

Верующий всегда чуть-чуть сомневается в своей вере; неверующий твердо уверен в своих сомнениях.
Хенрик Ягодзиньский.

Безбожие — основная из великих религий мира.
Амброз Бирс.

Я бы и уверовал в Бога, да смущает толпа посредников.
Эвгениуш Иваницкий.

Знание — принудительно, вера — свободна.
Николай Бердяев.

Атеизм нуждается в религии ничуть не меньше, чем вера.
Оскар Уайльд.

Каждая вера приправляет свою манну по-разному.
Станислав Ежи Лец.

Господь охотнее терпит тех, кто его вовсе отрицает, чем тех, кто его компрометирует.
Виктор Шербюлье.

Протестантизм — и это его главный вклад в сокровищницу человеческой мысли — убедительно доказал, что Господь — страшный зануда.
Генри Луис Менкен.

Критицизм может сделать тебя философом, но только вера может сделать тебя апостолом.
Мария Эбнер-Эшенбах.

Религия только одна, но в сотне обличий.
Джордж Бернард Шоу.

Религия, не идущая на компромиссы, не может быть всеобщей. Религия, идущая на компромиссы, не может быть священной.
Стефан Гарчиньский.

Бог — для мужчин, религия — для женщин.
Джозеф Конрад.

Опиум народа — не религия, а революция.
Симона Вейль.

Он потерял веру. Потому что обрел уверенность.
Доминик Опольский.

Из двух людей, которые не убеждались лично в существовании Бога, ближе к нему тот, кто его отрицает.
Симона Вейль.

В окопах нет атеистов.
Уильям Каммингс.

Воинствующее безбожие есть расплата за рабьи идеи о Боге.
Николай Бердяев.

Верующий, который не знает сомнений, не обратит в свою веру сомневающегося.
Мария Эбнер-Эшенбах.

Религия — это убеждение, что все происходящее с нами необычайно важно. И именно поэтому она будет существовать всегда.
Чезаре Павезе.

Мало того, что Бога нет, но попробуйте ещё найти водопроводчика в нерабочую субботу!
Вуди Аллен.

У всякой религии свои атеисты.
Лешек Кумор.

Религия, скроенная по мерке нашего ума, не была бы религией по мерке наших потребностей.
Артур Бальфур.

Смысл веры не в том, чтобы поселиться на небесах, а в том, чтобы поселить небеса в себе.
Томас Харди.

— Кто такой агностик?

— Агностик считает невозможным познать истину в вопросах существования Бога или вечной жизни, с которыми связано христианство и прочие религии. Или, если это и не невозможно вообще, то, по крайней мере, не представляется возможным в настоящее время.

— Являются ли агностики атеистами?

— Нет. Атеист, подобно христианину, полагает, что можно узнать, существует Бог или нет. По мнению христианина, мы знаем, что Бог есть; по мнению атеиста, мы знаем, что Бога нет. Агностик воздерживается от суждения, говоря, что нет достаточных оснований ни для подтверждения, ни для отрицания. В то же время, агностик может полагать, что существование Бога, хотя и не невозможно, но вряд ли вероятно; он может даже считать это существование невероятным до такой степени, что его не стоит и рассматривать на практике. В этом случае он недалеко уходит от атеизма. Его позиция может напоминать осторожное отношение философа к древнегреческим богам. Если бы меня попросили доказать, что Зевс, Посейдон, Гера и прочие олимпийцы не существуют, для меня оказалось бы затруднительным подобрать убедительные аргументы. Агностик может полагать существование христианского Бога столь же невероятным, сколь и существование богов-олимпийцев; в этом случае он практически становится на позицию атеиста.

— Если вы отрицаете Закон Божий, то чей авторитет вы признаете как руководство к действию?

— Агностик не признает никаких «авторитетов», в том значении, какое этому слову придают люди религиозные. Он считает, что человек должен сам решать, как ему действовать. Конечно, он полагается на мнение других, но ему в этом случае приходится самому выбирать людей, с мнением которых он будет считаться, и даже это мнение не будет для него бесспорным. Он не может не заметить, что так называемый Закон Божий все время меняется. В Библии говорится, что, с одной стороны, женщина не должна выходить замуж за брата своего покойного мужа и что, с другой стороны, при определенных обстоятельствах она обязана это сделать. Если ты имеешь несчастье оказаться бездетной вдовой при неженатом девере, то тебе просто логически невозможно избежать неподчинения Закону Божьему.

— Откуда вы знаете, что есть добро и что есть зло? Что агностик считает грехом?

— Агностик вовсе не обладает такой же уверенностью, как некоторые христиане, в том, что такое добро и что такое зло. Он не считает, как большинство христиан считало раньше, что людей, не разделяющих мнение правительства по спорным теологическим вопросам, должна ждать мучительная смерть. Он против преследования и старается воздержаться от морального осуждения.

Что касается греха, он считает это понятие бесполезным. Он, разумеется, допускает, что какое-то поведение может быть желательным, а какое-то нет, но он считает, что наказание за нежелательное поведение может быть лишь средством исправления или сдерживания; оно не должно налагаться лишь постольку, поскольку зло, само собой разумеется, должно страдать. Именно эта вера в карательные меры и привела к возникновению ада. Понятие греха принесло много вреда, в том числе и это.

— Агностик поступает, как ему заблагорассудится?

— С одной стороны, нет; c другой стороны, каждый поступает, как ему заблагорассудится. Предположим, к примеру, что вы ненавидите кого-то с такой силой, что хотели бы его убить. Почему вы этого не сделаете? Вы можете сказать: «Потому что религия говорит мне, убийство — это грех». Но в терминах статистики, агностики ничуть не более склонны к убийству, чем все остальные; в действительности, даже менее склонны. Они воздерживаются от убийства по тем же причинам, что и все остальные. И, несомненно, самая действенная из этих причин — страх наказания. В условиях беззакония, таких, например, как золотая лихорадка, кто угодно может пойти на убийство, хотя при обычных обстоятельствах эти люди оставались бы законопослушными. Их удерживает не только возможное преследование по закону, но и страх, что преступление раскроется, и одиночество, на которое обрекает себя преступник, вынужденный носить маску даже в присутствии ближайших людей, чтобы избежать их ненависти. К тому же, существует еще такая вещь, как «совесть». Если вы когда-либо задумывались об убийстве, вас должны были бы приводить в ужас мысли о последних минутах жизни вашей жертвы или о виде безжизненного трупа. Конечно, все это зависит от того, живете ли вы в законопослушном обществе, но существует достаточное количество не имеющих отношения к религии причин, чтобы такое общество создавать и сохранять. Я сказал, что, с другой стороны, каждый поступает так, как ему заблагорассудится. Только идиот потворствует каждой своей прихоти, но каждое желание всегда сдерживается каким-то другим желанием. Антисоциальные стремления человека может сдерживать стремление угодить Господу, но их может сдерживать и стремление угодить своим друзьям, или завоевать уважение в обществе, или побороть презрение к самому себе. Но если у него нет таких стремлений, то абстрактных представлений о морали недостаточно, чтобы удержать его в рамках.

— Как относится агностик к Библии?

— Агностик относится к Библии точно так же, как к ней относятся просвещенные церковники. Он не считает, что она создана божественным вдохновением; он считает ее раннюю историю легендарной и не более истинной, чем поэмы Гомера; ее моральные поучения он находит отчасти правильными, а отчасти совершенно неприемлемыми. Вот пример: Самуил велел Саулу на войне убивать не только всех мужчин, женщин и детей в стане врага, но также овец и прочий скот. Саул, однако, оставил овец в живых, за что мы должны его осудить. Я никогда не был в восторге от того, что пророк Елисей проклял смеявшегося над ним ребенка, и не мог поверить в то, что (как уверяет Библия) великодушный Господь пошлет двух медведиц убить детей.

— Как относится агностик к Иисусу, непорочному зачатию и святой Троице?

— Так как агностик не верит в Бога, он не считает богом Иисуса. Большинство агностиков восхищается жизнью и учением Иисуса, изложенными в Евангелии, но не более, чем биографией какого-либо другого человека. Кто-то поставит его на одну ступень с Буддой, кто-то с Сократом, а кто-то с Авраамом Линкольном. Не считают они бесспорным и провозглашенное Им, так как не принимают его за абсолютный авторитет. Они считают непорочное зачатие доктриной, взятой из языческой мифологии, где такие явления не были редкостью. (Заратустра, по легенде, был рожден девственницей; вавилонскую богиню Иштар называют Святой Девой). Агностики не могут в это поверить, как и в Троицу, так как это невозможно без веры в Бога.

Может ли агностик быть христианином?

— В разные времена слово «христианин» имело разные значения. На протяжении многих столетий со времен Христа оно означало человека, который верил в Бога и бессмертие и считал Богом Христа. Но унитаристы, хотя и не верят в божественность Христа, тем не менее называют себя христианами, а большинство современных людей не придают слову «Бог» такого однозначного смысла, каким оно когда-то обладало. Многие, говоря, что верят в Бога, имеют в виду уже не человека, или троицу, а некую неясную тенденцию, или силу, или имманентную цель эволюции. Другие заходят еще дальше и под христианством подразумевают не более чем систему этических норм, которые они, не разбираясь в истории, приписывают исключительно христианам.

В своей книге я упомянул, что миру нужна «любовь, христианская любовь или сострадание», после чего многие решили, что я изменил своим взглядам, хотя на самом деле я всегда мог это сказать. Если под христианином разуметь человека, возлюбившего ближнего своего, глубоко сочувствующего страждущим, человека, который горячо желает освободить мир от жестокости и бесчинств, уродующих его в наши дни, тогда, разумеется, вы по праву можете назвать меня христианином. Тогда, с этой точки зрения, вы найдете среди агностиков гораздо больше «христиан», чем среди верующих. Но я, со своей стороны, такое определение принять не могу. Помимо прочих возражений, можно привести то, что это оскорбит евреев, буддистов, магометан и всех остальных не-христиан, которые, как свидетельствует история, выказывали не меньшее, чем христиане, стремление демонстрировать те самые добродетели, которые некоторые современные христиане самонадеянно приписывают лишь собственной религии. Я также считаю, что все называвшие себя христианами ранее и большинство называющихся так в наше время сочтут веру в Бога и бессмертие обязательной для христианина. В свете этого я не могу назвать себя христианином и должен сказать, что агностик христианином быть не может. Но если слово «христианство» приобретает лишь общее значение рода морального кодекса, тогда, конечно, агностик христианином называться может.

— Отрицает ли агностик, что у человека есть душа?

— Этот вопрос не будет иметь точного смысла, пока мы не дадим определение слову «душа». Я полагаю, что под этим подразумевается, в общих чертах, что-то нематериальное, существующее на протяжении жизни человека и даже, для верующих в бессмертие, продолжающее свое существование в будущем. Если имеется в виду именно это, тогда агностик вряд ли поверит, что душа у человека есть. Но, спешу добавить, это вовсе не означает, что агностик должен быть материалистом. Многие агностики (включая и меня) питают те же сомнения в отношении тела, что и в отношении души, но это долгая история, ввергающая нас в дебри метафизики. Как материя, так и сознание, должен заметить, всего лишь удобные символы для рассуждения, а не существующие в действительности вещи.

— Верит ли агностик в жизнь после смерти, в рай и в ад?

— Вопрос о существовании жизни после смерти может иметь решение. Возможным способом доказательства, по мнению многих, могут выступить физические исследования или спиритические сеансы. Агностик же воздержится от высказываний по отношению к вечной жизни, пока не сочтет убедительными доказательства за или против. Я, со своей стороны, считаю, что нет достаточных оснований верить в жизнь после смерти, но если приемлемое доказательство появится, я всегда готов воспринять доводы. Другое дело рай и ад. Вера в ад связана с верой в то, что грех следует карать, независимо от того, послужит ли это исправлению или чему-то еще. Редкий агностик поверит в такое. Что касается рая, возможно, когда-нибудь посредством спиритических сеансов его существование будет доказано, но большинство агностиков такого доказательства пока не видят, поэтому в рай не верят.

— Отрицая существование Бога, не боитесь ли вы Его гнева?

— Разумеется, нет. Я также отрицаю существование Зевса, Юпитера, Одина и Брахмы, но это не причиняет мне никакого беспокойства. Как я вижу, довольно большая часть человечества не верит в Бога и при этом не подвергается никаким карам. А если бы Бог и существовал, вряд ли Он был бы столь тщеславен, чтобы обижаться на тех, кто сомневается в Его существовании.

— Как объясняют агностики красоту и гармонию природы?

— Я не понимаю, где можно обнаружить эту самую «красоту» и «гармонию». Если речь идет о животном царстве, то животные безжалостно истребляют друг друга. Большей частью они или становятся жертвами других животных или медленно погибают от голода. Что до меня, то я не вижу никакой особенной красоты или гармонии в ленточном черве. И не говорите, что эта тварь послана нам в наказание за наши грехи, потому что она гораздо чаще встречается у животных, чем у людей. Я полагаю, что задавший мне этот вопрос подразумевал, скорее, красоту звездного неба. Но нужно помнить, что звезды время от времени взрываются, при этом превращая все, что их окружает, в зыбкую дымку. Красота, в любом случае, субъективна и существует только в представлении созерцающего.

— Как объясняют агностики чудеса и прочие проявления того, что Бог всемогущ?

— Агностики не признают «чудеса», если под этим подразумевается нечто противоречащее законам природы. Мы знаем, что время от времени случается излечение посредством веры, и оно ни в коем случае не является чудесным. В Лурде одни болезни можно исцелить, а другие нет. Те, что можно излечить в Лурде, вероятно, может излечить любой доктор, в котором пациент уверен. Что касается прочих чудес, как, например, когда Иисус остановил солнце, агностик отрицает их как легенды и отмечает, что в любой религии достаточно наберется таких легенд. У Гомера найдется столько же чудесных доказательств бытия греческих богов, сколько в Библии — доказательств существования христианского Бога.

— Религия противостоит низменным и жестоким страстям. Если отказаться от религиозных принципов, сможет ли человечество существовать?

— Существование низменных и жестоких страстей отрицать нельзя, но я не могу найти в истории подтверждения тому, что религия этим страстям противостоит. Наоборот, она их санкционирует и дает людям возможность предаваться им без угрызений совести. Жестокие гонения гораздо чаще наблюдалось в христианском мире, чем где-либо еще. Именно безоговорочной, догматической верой и оправдываются гонения. Доброта и терпимость растут в пропорциональном отношении лишь в том случае, когда приходит в упадок эта безоговорочная вера. В наши дни появилась новая догматическая религия, а именно коммунизм. Агностик выступает против нее, как и против любой системы догм. Притесняющий характер современного коммунизма в точности напоминает притесняющий характер христианства в предшествующие века. То, что христианство ослабило гонения, в основном заслуга людей свободомыслящих, которые сделали догматиков менее догматичными. Если бы они оставались такими же догматичными, как и ранее, до сих пор считалось бы правильным сжигать еретиков на костре. Дух терпимости, который некоторые современные христиане считают исключительно христианским, на самом деле результат проявления характера, допускавшего сомнения и с подозрением относящегося к заверениям. Мне кажется, что любой, кто окинет прошедшие века беспристрастным взглядом, придет к выводу, что религия больше принесла страданий, чем предотвратила.

— В чем для агностика состоит смысл жизни?

— Мне хочется ответить вопросом на вопрос: в чем смысл выражения «смысл жизни»? Я полагаю, что подразумевается некая общая цель. Мне не кажется, что жизнь в общем имеет какую-либо цель. Она просто происходит. Но у каждого конкретного человека есть своя цель, и в агностицизме нет ничего такого, что заставило бы людей от этих целей отказаться. Конечно, они не могут с уверенностью заявить, что достигли тех результатов, к которым стремились; но ведь вы были бы плохого мнения о солдате, который отказался бы сражаться, если не был бы уверен в победе. Человек, нуждающийся в религии для поддержания собственных стремлений, это человек робкий, и я не могу поставить его на одну ступень с человеком, который решается на что-то, хотя и допускает при этом возможность поражения.

— Не означает ли отрицание религии также отрицание брака и целомудрия?

— Здесь опять приходится отвечать вопросом на вопрос: считает ли спрашивающий, что брак и целомудрие способствуют земным радостям бытия, или что, причиняя страдание здесь, на земле, они открывают путь на небеса? Тот, кто придерживается второй точки зрения, без сомнения сочтет, что агностицизм приводит к поруганию так называемой добродетели, но ему придется признать, что так называемая добродетель не способствует счастью человечества в земной жизни. Если же он, напротив, придерживается первой точки зрения, а именно, что существуют светские аргументы в пользу брака и целомудрия, он должен также признать, что эти же самые аргументы придутся по вкусу и агностику. У агностиков, как таковых, нет определенных взглядов на сексуальную мораль. Но большинство из них признают, что существуют убедительные аргументы против безудержного потакания сексуальным желаниям. Однако эти аргументы имеют в их представлении светскую природу, а не проистекают из каких-то божественных заповедей.

— Не является ли вера лишь в мышление опасным кредо? Не делает ли мышление несовершенным и неполноценным отсутствие духовного и морального закона?

— Ни один разумный человек, будь он агностиком или нет, не верит «лишь в мышление». Мышление связано с фактами реальной действительности, часть из которых получена путем наблюдения, а часть — путем логического заключения. Вопрос о существовании вечной жизни, как и вопрос о существовании Бога касаются фактов реальной действительности, и агностик полагает, что их следует решать таким же образом, как и вопрос о том, будет ли завтра лунное затмение. Но одних фактов реальной действительности недостаточно, чтобы вызвать действие, так как они не сообщают нам, какие цели мы должны преследовать. Когда дело доходит до целей, нам нужно что-то помимо логического рассуждения. Агностику диктует эти цели его собственное сердце, а не команды свыше. Приведем такой пример: предположим, вы решили отправиться поездом из Нью-Йорка в Чикаго; вы воспользуетесь логикой разума, чтобы выяснить, когда отправляется этот поезд. Человек же, вообразивший, что обойдется без расписания, положившись на некое озарение или интуицию, покажется довольно глупым. Но ни одно расписание не скажет ему, что правильнее было бы им воспользоваться, для этого человеку придется принять во внимание прочие факты реальной действительности. Но за фактами реальной действительности стоят цели, которые он сочтет необходимым преследовать, а они, как для агностика, так и для любого другого, относятся не к области разума, хотя ни в коей мере ему не противоречат. Я имею в виду область эмоций, чувств и желаний.

— Считаете ли вы все религии формами суеверия или догмы? К каким из ныне существующих религий вы относитесь с наибольшим уважением, и почему?

— Все великие намеренно созданные религии, охватывавшие большое количество народа, были построены в большей или меньшей степени на догме, но «религия» — это слово с четко определенным значением. Например, конфуцианство можно назвать религией, хотя оно и не подразумевает догмы. В некоторых формах либерального христианства элемент догмы сведен к минимуму. Из великих религий, существовавших в истории, я предпочитаю буддизм, особенно в его ранних проявлениях, потому что там практически отсутствовали гонения.

— Коммунизм, как и агностицизм, выступает против религии, — являются ли агностики коммунистами?

— Коммунизм не выступает против религии. Он выступает лишь против христианства, как, например, магометанство. Коммунизм, по крайней мере, в той форме, которую провозглашают Советское правительство и Коммунистическая партия, — это новая система догм особенно опасного и жестокого рода. Следовательно, каждый истинный агностик должен выступать против нее.

— Считают ли агностики, что наука и религия несовместимы?

— Ответ зависит от того, что подразумевается под «религией». Если имеется в виду лишь система моральных норм, то она совместима с наукой. Если имеется в виду система догм, которая считается неоспоримо истинной, то она несовместима с духом науки, которая не позволяет принимать факты реальной действительности без доказательства, а также считает, что полная уверенность вряд ли невозможна.

— Что может убедить вас в существовании Бога?

— Думаю, что, если бы я услышал голос с небес, который предсказал бы все, что случится со мной в последующие сутки, включая события, которые показались бы мне маловероятными, и если бы все эти предсказания сбылись, возможно, я убедился бы, по крайней мере, в существовании некоего высшего разума. Я мог бы назвать и какое-нибудь другое доказательство подобного рода, но, насколько я знаю, такого доказательства не существует.

Перевод Марии Десятовой

1 Лурд — городок на юго-западе Франции. Его вода считается святой, поэтому многие больные едут туда в надежде излечиться. (прим. перев).

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *