Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от , проверенной 23 августа 2018; проверки требует .

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от , проверенной 23 августа 2018; проверки требует .

Ассирийская церковь Востока или Сиро-персидская церковь (официальное название Святая Апостольская Соборная (Кафолическая) Ассирийская Церковь Востока), также в литературе встречаются названия: Несторианская церковь, Персидская церковь; арам.ܥܕܬܐ ܩܕܝܫܬܐ ܘܫܠܝܚܝܬܐ ܩܬܘܠܝܩܝ ܕܡܕܢܚܐ ܕܐܬܘܪ̈ܝܐ) — христианская церковьвосточно-сирийского обряда, одна из древних восточных церквей, возникшая среди арамеоязычного населения Месопотамии в I веке.

В литературе обычно утверждается, что Сиро-персидская церковь придерживается несторианства. Следует, однако, учитывать, что ни учение Нестория, зафиксированное в его сочинениях, ни отличающееся от него учение Сиро-персидской церкви не идентичны учению, которое под названием несторианства было осуждено на Третьем вселенском соборе в Эфесе. Христологическая формула, принимаемая этой Церковью, — «Две природы, две кномы (конкретные реализации природ, данный термин не является аналогом греческого термина „ипостась“), в одном лице и одной воле Христа» — сформулирована в VII векеБавваем Великим.

При том, что этническим ядром церкви Персии всегда являлись восточные сирийцы, в древности эта церковь исповедовала своеобразную кафолическую экклесиологию, разделяющую весь мир на две части (по границе между Римской и Персидской империями), и считала своей канонической территорией весь Восток. Такое разделение отражено как в названии церкви — «Церковь Востока», так и в титуле первоиерарха — «католикос Востока», который был принят в 310 годуепископомСелевкии—Ктесифона бар hа-гайем. Эта доктрина официально закреплена и подтверждена представителями Римо-византийской церкви в 410 году, на соборе, проходившем под председательством католикоса Мар Исхака, созванном для принятия решений Первого вселенского собора. На этом соборе, с одобрения византийского посла Маруты, католикос Церкви Востока был назван «Католикосом и главой епископов всего Востока». Соответственно, на титул «патриарха Запада» претендовали епископы Рима, что и было включено в перечень их титулов. Однако такое разделение было устранено последующей историей, когда АЦВ, охватившая своими епархиями весь Восток, вплоть до Японии, потеряла все эти территории, вновь ограничившись практически одним только восточно-сирийским этносом Месопотамии, а Римская церковь, напротив, усилилась и распространила своё влияние на весь мир.

Ассирийская церковь придерживается традиционного восточно-сирийского богослужебного обряда. Используется три типа литургий: 1) Фаддея и Мария (иначе Мар Аддая и Мар Мари), 2) Феодора Мопсуестийского и 3) Нестория. Служба проходит на классическом сирийском языке (в храмах Индийской епархии — также на языке малаялам).

Ассирийская Церковь Востока

В храмах Ассирийской церкви Востока нет икон и статуй, вместо которых на стенах церквей висят цитаты из Библии. Есть почитание имени Бога «Яхве», которое в виде букв «юд» и «хи» или «юд» и лигатуры «хи+вав» изображается в церквях, в богослужебных книгах и на крестах (но нет поклонения подобным изображениям и нет иудейского запрета на произнесение имени Бога). Силу и Славу Божью принято называть «Шекина», как в иудаизме. Распространены благодарственные пожертвования животных по обету, которые часто путают и называют жертвоприношением, когда человек просит Бога о чём-то и даёт обет сделать пожертвование при исполнении просимого. Жертвенное животное (барана или петуха) убивают во дворе храма, мясо варят и раздают всем верующим после богослужения. Подобный обычай есть и в Армянской Апостольской Церкви. В отдельных ассирийских племенах в качестве этнографических (не церковных) традиций сохранились некоторые иудейские обряды, такие, как соблюдение субботнего покоя (который может соблюдаться или в воскресенье, или в субботу) или запрет варить мясо в молоке. Все эти факты подтверждают древнее, ещё иудеохристианское происхождение Церкви Востока в апостольскую эпоху, когда христианство ещё не успело подвергнуться эллинизации, и древность диофизитства.

До XIX века Ассирийская Церковь Востока называлась Сирийской Церковью Востока. По мнению ряда ученых (Иосиф Зая «Истории Ассирийцев с древних времен до падения Византии», М.: Маска, 2009), трансформация наименования «Ассирия» в «Сирия» произошло вследствие влияния арамейского языка, на который ассирийцы перешли ещё в период существования древней Ассирии, и его алфавитной письменности. В арамейском языке буква «аляп» в начале слова могла не читаться, что провоцировало прочтение «Ассирия» как «Сирия», привело к выпадению этой буквы и потере сдвоенности первого согласного звука. Поэтому многие выдающиеся представители Церкви Востока, внёсшие свой вклад в мировое христианство, в греческой и римской традиции получали к имени приставку «Сирин»: Ефрем Сирин, Исаак Сирин. В Ассирийской церкви Востока признаются семь таинств: крещение, евхаристия, священство, миропомазание, покаяние (без исповеди), святая закваска (малка) и крестное знамение. Таинства крещения и евхаристии считаются основными. Таинство святой закваски связано с верой в то, что кусочек хлеба, розданного на последней вечереИисуса Христа, был привезён апостолом Фаддеем на Восток, и его частицы постоянно используются в евхаристии. В каждый новый раствор муки для просфор добавляют крупицы ранее освящённого хлеба.

Среди популярных праздников — дни, посвящённые памяти Девы Марии (Мат-Марьям) — 28 августа, святого Георгия (Мар-Гиваргиз) — первый понедельник ноября по старому стилю, Мар-Зайя — 14 июня, 26 сентября и 12 января, Мар-Шалыта — 1—2 октября.

В период владычества Тамерлана резиденцией патриархов стало селение Алькош на севере современного Ирака, с XVII века и до 1914 года — селение Кочанис в турецком Курдистане.

В конце Первой мировой войны, после поражения антиосманского восстания и последовавшего геноцида ассирийцев (по некоторым данным, погибло не менее полумиллиона ассирийцев), последователи Ассирийской церкви Востока были вынуждены бежать в различные страны мира. Большая часть ассирийцев переселилась в Ирак, находившийся под английским мандатом. Однако в 1933 году, после окончания английского управления в Ираке, конфликт между ассирийцами и иракскими войсками закончился новой резней и дальнейшим рассеиванием общины. Иракские власти, лишив ассирийского патриарха Map Шимуна XXIII гражданства, выслали его из страны. Резиденцией патриарха стал город Сан-Франциско (США).

В 1964 году часть духовенства оказалась настроена против принятия григорианского календаря. Вызывали неодобрение обычай наследования патриаршества и расположение патриаршей резиденции за границей. Главой оппозиции стал ассирийский митрополит Индии Мар Фома Дармо. В 1968 году он прибыл из Индии в Багдад и рукоположил трех епископов. На собранном после этого соборе они избрали его новым патриархом. Себя раскольники назвали Древняя Ассирийская церковь Востока. После смерти Map Фома Дармо его сменил Мар Аддай II.

В 1973 году Map Шимун сложил с себя сан патриарха и женился. Преемника его долгое время не могли избрать. В 1976 году патриархом был избран епископ Тегерана, который принял имя Мар Дынха IV и поселился в США. Новый патриарх объявил, что обычай наследования патриаршего титула будет прекращен, и данный факт устранил главную причину внутрицерковного конфликта. Однако раскол не преодолен до конца, хотя в ходе встреч епископов, поддерживающих разные стороны, удалось достичь большого прогресса. В настоящее время в подчинении Map Дынхи IV находятся одиннадцать епископов, в подчинении Map Аддая II — пять.

11 ноября1994 года глава Ассирийской церкви Востока Map Дынха IV и папа Иоанн Павел II подписали в Ватикане «Совместную Христологическую Декларацию», где говорилось, что католики и ассирийцы «объединены ныне в общем исповедании Сына Божия». Была учреждена двусторонняя комиссия по богословскому диалогу, которая собирается ежегодно. Вследствие этого улучшились отношения Ассирийской церкви Востока и с ранее отколовшейся от неё Халдейской Католической Церковью. В ноябре 1996 года Map Дынха IV и халдейский патриарх Рафаил I Бидавид встретились в Саутфилде, штат Мичиган, и подписали «Совместное патриаршье заявление».

Возглавляет Ассирийскую церковь Востока католикос-патриархГиваргис III. Резиденция патриарха расположена в Мортон-Гров, штат Иллинойс (США).

Число верующих по различным данным составляет от 200 до 400 тысяч человек. Последователи Ассирийской церкви Востока живут в Ираке, Сирии, Иране, США, Армении, Швеции и других странах.

Российские верующие находятся в подчинении епископа Иракского Курдистана и СНГ. В 1998 году в Москве построен храм: Ассирийская церковь Девы Марии.

Ассирийская церковь востока

Когда появилось христианство в верхней. Месопотамии точно не известно, но достоверно можно сказать, что христиане присутствуют в. Месопотамии уже с середины II века. В III веке эта территория была завойов вана персами. Несмотря на то, что. Церковь здесь была многонациональной, важнейшую роль в ней традиционно выполняли ассирийцы. Ее географическое положение оказалось причиной того, что она стала известна п росто как. Церковь. Схододу.

Около 300 года епископы были впервые объединены административно под управлением католикоса-епископа царской столицы персов. Селевкии-Ктесифон. Позднее он получил дополнительный титул патриарха

В V веке. Церковь. Востока тяготела к радикальной антиохийськои формы христологии, сформулированной. Феодором. Мопсуетським и. Несторием, и отпал от общения с. Церковью. Византийской империи. Отчасти это е было вызвано большим наплывом несториан в. Персию после осуждения несторианской христологии. Ефесским. Собором в 431 году и изгнания несториан из. Византийской империи императором. Зеноном (474-491). К тому же персидским христианам приходилось отделять себя от официальной. Церкви. Византийской империи, с которой. Персия часто воевала. Благодаря этому они могли сохранять свою христианскую веру и раз ом с тем не позволяли заподозрить себя в сотрудничестве с вражеской империиією.

Соборы этой. Церкви в V веке приняли решение о необязательности безбрачия для духовенства, включая епископов. Многие епископы и даже патриархов находились в браке даже до начала VI в толиття, когда было решено посвящать в епископы только тех, которые дали обет безбрачия. Священникам, однако, даже после рукоположения разрешалось женитьсяся.

Церковь. Востока всегда оставалась по преимуществу зороастрийской. Персии в меньшинстве, что не мешало ей процветать на протяжении многих веков и прославиться своей разнообразной научной деятельностью, сосредоточенной й в знаменитой. Нисибинський школе. Церковь расширялась благодаря миссионерской деятельности в таких отдаленных странах, как. Индия,. Тибет,. Китай и. Монголия, даже после того, как. Месопотамия была завоевана в VII веке арабами-мусульманами.

Патриарх перебрался в новый город. Багдад, который в 766 году стал столицей. В 1318 году в. Церкви насчитывалось. ЗО митрополичьих кафедр и 200 епархий, но во время нашествия. Тамерлана в конце XIV века почти все христиане были уничтожены. К XVI веку от них осталась небольшая община ассирийцев на территории современной восточной. Турции. Ослаблению. Церкви способствовало появление параллельной католической организации, т ак называемой. Халдейской. Католической. Церкви (см. IV. В 1. У. 1).

Во время. Первой мировой войны ассирийцы стали жертвами массовых депортаций и казней, турки подозревали их в сотрудничестве с англичанами. Погибло около трети населения. Ассирии. Большинство, оставшихся в живых х бежали в. Ирак, надеясь на покровительство. Англии, но в 1933 году после окончания срока действия английского мандата в. Ираке конфликт между ассирийцев и иракскими войсками закончился новой резан иною и последующим рассеиванием общины. Иракские власти, лишив патриарха. Ассирии. Мари. Симона XXIII гражданства, выслали его из страны. Он эмигрировал в.

Ассирийская церковь Востока

Сан-Франциско (СШАСША).

В 1964 году в. Церкви возникли разногласия, связанные с решением. Мари. Симона принять григорианский календарь, но их истинной причиной была личность. Мари. Симона и многовековой обычай, в согласии с которым его в выбрали. У 1450 вошло в обычай передавать патриаршество в пределах одного рода, как правило, от дяди к племяннику, в результате чего во главе. Церкви нередко оказывались неопытные молодые люди. Сам. Мари. Симон стал патриархом в возрасте 12-ти лет:. Противники этого обычая настаивали также на том, чтобы патриарх жил вместе со своей общиной в. Иракку.

Оппозицию. Мари. Симону поддержал митрополит. Ассирии. Индии. Мари. Хома. Даром. В 1968 году он прибыл из. Индии в. Багдад и рукоположил здесь трех новых епископов. Вскоре они собрали собор, на котором выбрали йог го патриархом вместо. Мари. Симона. Мари. Хома. Даром умер в следующем году, в 1970 году его сменил. Мари. Адай. Багдадскийкий.

В 1973 году. Мари. Симон сложил с себя сан патриарха и женился

Поскольку о его преемнике так и не смогли договориться, связанные с ним епископы. Ассирии попытались уговорить. Мари. Симона вновь занять свое место, несмотря на то, что он женился. Пока велись перего оворить, 6 ноября 1975 года. Мари. Симон был убит в. Сан-Хосе, штат. Калифорния. В1976 году патриархом был избран епископ. Тегерана (Иран), принявший имя. Мари. Динкха IV и поселился в. СШША.

Мари. Динкха дал понять, что с его избранием с наследственной передачей патриаршества будет покончено, что устранило главную причину противостояния двух группировок. Хотя разрыв до сих пор не преодолен, недавние ус встречах епископов обеих сторон, кажется, привели к заметному прогрессу в преодолении разногласий.

В настоящее время. Мари. Динкху поддерживают одиннадцать епископов, а. Мари. Адая — пятть.

Созванный в июле 1994 года в. Австралии. Священный. Синод. Церкви. Ассирии принял несколько важных решений, которые касаются ее жизни. Епископы учредили комиссию по межцерковных связях и развитии образования на главе с епископом. Бава Copo для подготовки к богословскому диалогу с другими. Церквями и реализации программы религиозного образования. Синод официально утвердил местом перебування1 патриарха. Мортон-Гров, штат. Иллинойс (СШАА).

Важная веха в отношениях с. Католической. Церковью была достигнута 11 ноября 1994 года, когда. Мари. Динкха IV и папа. Иоанн. Павел II подписали в. Ватикане. Совместную христологической. Декларацию. В ней затверджует ться, что католики и ассирийцы епископов и даже патриархи были женатыми людьми вплоть до начала"объединены сейчас бы общему исповедании. Сына. Божий", и предусмотрено обширную пасторскую сотрудничество между двумя. Церквами, в частности, в области катехизации и обучения будущих священников. Папа и патриарх учредили двустороннюю комиссию по богословскому диалогу, призванную устранять препятствия на пути к полному литур гийного общения. Комиссия собирается ежегодно, начиная с 1995 года з 1995 роки.,

Международный богословский диалог между. Ассирия и. Католической. Церквами сопровождался улучшением отношений между. Церковью. Ассирии. Востока и ее католическим двойником -. Халдейской. Католической. Церковью. В нояб аду 1996. Мари. Диикха 4 и халдейский патриарх. Рафаил. И. Бидавид встретились в. Саутфилд, штат. Мичиган, и подписали"Совместную патриаршую заявление", которое поручает обеим. Церквам наладить совместную работу по в оззьеднанню и закладывает основу сотрудничества в таких пасторских вопросах, как написание общего катехизиса, открытие семинарии в районе. Чикаго-Детройта, сохранение арамейского языка и другие общие паст. Орск программы для приходов и епархийу всем миреіті.

15 августа 1997 два патриарха встретились в. Розелле, штат. Иллинойс, и приняли"Совместное. Синодального решение, способствующее соединению", которое подписали члены обоих. Священных. Синодов. Были подтверждены области паст. Тирской сотрудничества, упомянутые в"совместно патриаршей заявлении", указано, что ассирийцы и халдеи должны признать законность обрядов каждой. Церкви, установлена ??ассиро-халдейская"Смешанная комиссия воссоединения"и провозглашено, что каждая из сторон признает апостольское преемство, таинства и христианское свидетельство другой стороны. В постановлении особо выделены моменты, вызывающие озабоченность того или иного уча сника диалога. Так, обе. Церкви хотели бы сохранить арамейский язык и культуру, но ассирийцы настаивают на сохранении своей независимости и самоуправлении, а халдеи ратуют за полное общение с. Римскомом.

В середине 1997 года было объявлено, что. Церковь. Ассирии. Востока и. Сирийская. Православная. Церковь (см. II,. О) готовы начать двусторонний богословский диалог во имя улучшения отношений с. Ориентальными. Прав вославнимы. Церквами. Священный. Синод. Ассирии в 1997 году решил удалить из богослужебных текстов анафемы, направленные против других церков.

Несмотря на то, что ассирийцы признают решения только двух первых. Вселенских. Соборов, участники недавних экуменических встреч, проходивших под эгидой"Рrо Oriente Foundation", пришли к выводу, что, по сути, вера. Церкви. Ассирии согласуется с христологическим обучением. Халкидонского. Собора 451 года. Официально. Церковь пользуется терминологией, характерной для антиохийськои школы богословия, обя но которой во. Христе — две природа и две"qnoma"(это сирийское понятие не имеет греческого эквивалента и относится к конкретной природы, индивидуализируется, но не к личности); причем оба"qnoma"- в одном лице. Христа. Однако,. Синод епископов потребовал, чтобы их. Церковь перестали называть несторианской, поскольку в прошлом это название использовалось как оскорбительное. В настоящее время ассирийцы не поддерживают лет ургийне общения ни с одной другой церквиіншою. Церквою.

Восточно-сирийский обряд. Церкви. Ассирии происходит от древней сирийской литургии, которую когда-то служили в. Эдессе

Возможно, он содержит также утраченные ныне элементы древне-персидского обряда. Службы проходят преимущественно на сирийском языке

Местонахождение:. Ирак,. Иран,. Сирии,. Ливане,. Северной. Америки,. Австралии,. ИНДИЯ

ГЛАВА:. МАР. ДИНКХА IV (РОДИЛСЯ. В 1935. ГОДУ, выбранной. В 1976. ГОДУ)

ТИТУЛ:. Католикос-Патриарх. ЦЕРКВИ. ВОСТОКА

ЧИСЛЕННОСТЬ: 400 000

РЕЗИДЕНЦИЯ:. Мортон-ГРОЗ, штат. Иллинойс (США)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА

ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОСОФИИ И РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ

КАФЕДРА РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ

Реферат на тему:

АССИРИЙСКАЯ ЦЕРКОВЬ ВОСТОКА

Выполнил студент

гр. ФиР 04

Халиков Р.Х.

Научный руководитель:

Хримли П.Е.

Донецк 2008

Раздел 1. Вероучение и обряд АССИРИЙСКОЙ ЦЕРКВИ ВОСТОКА 3

1.1. Краткая характеристика вероучения и священных текстов. Традиционное

устройство храма 3

1.2. Богослужение и таинства 5

РАЗДЕЛ 2. СТРУКТУРА И АРЕАЛ РАСПРОСТРАНЕНИЯ АССИРИЙСКОЙ ЦЕРКВИ ВОСТОКА 12

2.1. Краткая история и становление структуры церкви 12

2.2. Территориальная организация 14

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 16

Раздел 1. Вероучение и обряд АССИРИЙСКОЙ ЦЕРКВИ ВОСТОКА

1.1. Краткая характеристика вероучения и священных текстов. Традиционное устройство храма

Вероучение Святой Апостольской Соборной Ассирийской Церкви Востока основывается на Никейском символе вере, постановлениях двух первых вселенских, некоторых поместных, а также синодальных и патриарших соборов, и других официальных текстах и комментариях богословов и выдающихся деятелей Церкви, начиная со времен святого Афрахата, "мудреца персидского", святого Якова Нисивинского и святого Ефрема Сирина. Будучи изолированной географически и политически от остального христианского мира и находясь под властью сначала зороастрийского Ирана, а затем исламских государств, эта Церковь не только развивала свое собственное богословие, обряд и правила церковной жизни. символ веры Ассирийской Церкви Востока: «Веруем во единаго Бога, Отца Вседержителя, Творца видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Перворожденна всея твари, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век ; Бога истинна от Бога истинна, единосущна Отцу, Имже устроены миры и вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и вочеловечшася, и зачата и рожденна от Марии Девы.

Святая Апостольская Соборная Ассирийская Церковь Востока

И страдавша, и распята при Понтийстем Пилате. И погребенна и воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса и седяща одесную Отца. И паки грядущего судити мертвым и живым. И во единаго Духа Святаго, Духа Истинна, Иже от Отца исходящего, Духа Животворящего. И во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. И исповедуем едино крещение во оставление грехов. И воскресение тел наших. И жизнь вечную. Аминь». Отличие в учении о личности Христа от православного заключается в том, что эта церковь пользуется терминологией, характерной для антиохийской школы богословия, согласно которой во Христе — две природы и две "qnome" (это сирийское понятие не имеет греческого эквивалента и относится к конкретной индивидуализированной природе, но не к личности); причем обе "qnome" соединены в одной личности Христа. Христологическая формула, принимаемая этой Церковью, — «Две природы, две кномы (конкретные реализации природ), в одном лице и одной воле Христа» — сформулирована в VII веке Бавваем Великим. В литературе обычно утверждается, что сиро-персидская церковь придерживается несторианства. Следует, однако, учитывать, что учение Нестория, зафиксированное в его сочинениях, не идентично тем взглядам, которые под названием несторианства были осуждены на третьем вселенском соборе в Эфесе.

Традиционный набор литургических книг Ассирийской Церкви Востока включает: Лекционарий (qeryānā); служебный Апостол (šlīhā); служебное Евангелие (ewāngeliyon); Евхологий (taksā d-kāhne); Диаконикон (taksā d-mšamšane)', Псалтирь (dawida); Бревиарий, содержащий неизменяемые части служб суточного круга и литургии; его сокращенный вариант с текстами будничных ночных служб; книгу молитв преп. Ефрема Сирина, читаемых в период поста ниневитян; книгу молитв суточного круга, написанных Католикосом Илией III Абу Халимом; сборник гимнографических текстов для праздников и дней памяти святых; сборник песнопений служб суточного круга; сборник песнопений литургии; сборник алфавитных гимнов, которые поются до и после чтения Евангелия; сборник песнопений, составленный Георгием Вардой.

Устройство храма соотносится с библейскими образами иерусалимского храма. Алтарное пространство делится на 3 части. В центре находится святилище с алтарной частью, на севере — диаконник, на юге — баптистерий. Святилище также поделено на 3 части. Место у восточной стены, где находится Дарохранительница, называется «Святое святых». На престоле располагаются Крест и Евангелие. Иконы в храмах отсутствуют, так как их использование нарушает вторую заповедь. В алтарной части храма хранятся священные сосуды и св. елей. В предалтарном пространстве, которое носит название «Святое» и отделено от алтаря завесой, находится лампада. В центре основной части храма в ср. века строилась особая платформа, вима (в наст, время практически не встречается), которая соединялась с алтарем солеёй. Перед престолом располагается амвон, с которого читается Псалтирь и произносится проповедь. С южной его стороны причащают Телом Христовым, с северной — Кровью Христовой. Места между вимой и алтарной частью храма традиционно занимают мужчины, за вимой — женщины, также мужчины стоят слева, а женщины справа. Сидячих мест по традиции нет. В северной стене между мужской и женской половинами храма хранятся мощи. Обычно здесь ставят свечи. В южной стене сделаны двери во двор отдельно для мужчин и отдельно для женщин. В некоторых храмах в юго-западной части отводят места для больных и женщин с детьми. Там же полагается читать молитвы матери на 40-й день после рождения ребенка. Хлеб для Евхаристии выпекается диаконом или священником в печке, установленной в диаконнике, и сразу же используется. В восточной части диаконника находятся мощи или саркофаг святого — покровителя храма или местности. Здесь также хранятся священные облачения, елей и вино. В баптистерии имеются 2 двери: внешняя, для входа со двора, и внутренняя, ведущая в храм. Внутри баптистерия находятся купель, столик для помазания, алтарь с Крестом и Евангелием. В северной стене делается окошко для священника, через которое он при крещении женщин благословляет воду и совершает помазание св. елеем. На востоке дворика находятся крест и помост для священников. В условиях жаркого климата здесь могут совершаться службы суточного круга. Во дворе устраивается колодец. В пределах церковной ограды принято хоронить клириков. В настоящее время традиционное храмовое устройство упрощено.

1.2. Богослужение и таинства

Восточно-сирийский обряд Ассирийской Церкви происходит от древней сирийской литургии, которую некогда служили в Эдессе. Возможно, он содержит также утраченные ныне элементы древне-персидского обряда. Используется литургия Мар Аддая и Мар Мари. Служба проходит на классическом сирийском языке (в храмах Индийской епархии — также на языке малаялам). В храмах Ассирийской церкви Востока нет икон и статуй. В Ассирийской церкви Востока признается семь таинств: крещение, причащение, священство, миропомазание, покаяние (без исповеди), святая закваска (малка) и крестное знамение. Таинства крещения и причащения считаются основными. Таинство святой закваски связано с верой в то, что кусочек хлеба, розданного на последней вечере Иисуса Христа, был привезен апостолом Фаддеем на Восток, и его частицы постоянно используются при приготовлении причастия. В каждый новый раствор муки для просфор добавляют крупицы старого освященного хлеба. Среди популярных праздников дни, посвященные памяти Девы Марии (Март-Марьям) — 28 августа, святого Георгия (Мар-Гиваргиз) — первый понедельник ноября по старому стилю, Мар-Зая — 14 июня, 26 сентября и 12 января, Мар-Шалыта — 1-2 октября.

Богословие таинств Церкви Востока в значительной мере основывается на трудах представителей антиохийской школы (прежде всего Феодора Мопсуестийского). Таинства понимаются как воспроизведение искупительных деяний и крестной смерти Иисуса Христа и как указание на Его грядущее второе пришествие, средство для человека при сохранении его свободной воли преодолеть склонность к греху и обрести спасение. Число таинств разные авторы определяют по-разному. Список из 7 таинств появляется только в XIV в., видимо, под влиянием католического богословия. Тем не менее, перечень таинств в этом списке отличается от принятого в католической церкви. В неопубликованном творении патриарха Тимофея II (1318-1332) перечисляется 7 таинств: Священство, Освящение престола, Крещение, Евхаристия, Монашество, Погребение и Брак (Vat. syr. 151. 1631 г. Fol. 6-7). Его старший современник Авдишо бар Бриха относил к таинствам Священство, Крещение, Миропомазание, Евхаристию, Освящение закваски (та1кā), Покаяние и Крест (или Брак и Девство). У других авторов отмечается исключительная важность только 2 таинств — Крещения и Евхаристии (например, у Йоханана бар Зоби). Однако в 2001 г. Синод Ассирийской Церкви Востока утвердил в качестве официального список 7 таинств в том виде, как он приводится у Авдишо бар Бриха.

Таинство Евхаристии называется rāzē (тайна; термин обычно обозначает все чинопоследование литургии) или qudāšā (освящение; этим термином обозначается прежде всего анафора). в употреблении находятся 3 анафоры: Аддая и Мари, Феодора Мопсуестийского и Нестория. Однако, согласно автору XI в. Абдаллах ибн ат-Тайибу, св. отцы, жившие прежде патриарха Ишоява III, знали 4-ю анафору — свт. Иоанна Златоуста. Еще одна анафора сохранилась во фрагментах. Каждая из основных анафор состоит из частей, имеющих 3-членную структуру: прошение (kušāpā) — основная молитва; преклонение (ghāntā) — молитва, которая тихо произносится священником, склонившимся перед алтарем; возглашение (qānonā). В анафоре Нестория — 6 гхант, в 2 других — по 5.

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *