Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение

Как определить диапазон голоса — ваш вокал

Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими

Целительная привычка

Как самому избавиться от обидчивости

Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам

Тренинг уверенности в себе

Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"

Натюрморт и его изобразительные возможности

Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.

Как научиться брать на себя ответственность

Зачем нужны границы в отношениях с детьми?

Световозвращающие элементы на детской одежде

Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия

Как слышать голос Бога

Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)

Глава 3. Завет мужчины с женщиной

Оси и плоскости тела человека — Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

Отёска стен и прирубка косяков — Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.

Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) — В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

АРХИТЕКТУРА ПРАВОСЛАВНЫХ ХРАМОВ РУСИ В ИСТОРИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ

История культовой архитектуры России и Украины хорошо известна и изучена. В трудах И. Э. Грабаря, Н. И. Воронина, П. А. Раппопорта, Ю. С. Ушакова и многих других детально рассмотрен и систематизирован процесс храмостроения Руси X–XVII веков.

Обобщенная схема развития архитектуры русских храмов X–XVII веков представлена на рис.

Рис. 13. Схема развития архитектуры русских храмов X–XVII вв.

Первые церкви Руси (Десятинная церковь, Софийские соборы в Киеве, Полоцке и Новгороде) имели сложную многонефную композицию крестово-купольного храма. В дальнейшем на Руси эта композиция постепенно видоизменялась в сторону упрощения. Уменьшилось количество глав, размеры огибающих галерей, число апсид ограничилось тремя, лестница на хоры разместилась в толще стены, а не в отдельной башне и т. п. Изменились и общие пропорции: распластанный храм собирается в компактный объем, церковь как бы растет вверх.

Образцом для многих церквей стал Успенский собор Киево-Печерской лавры (1073–1078 гг.) – религиозного и культурного центра Древней Руси. Одноглавый трехнефный храм, он имел шесть внутренних столбов. Хоры располагались только над натексом, благодаря чему основная часть собора воспринималась более целостно. По плановой и объемной структуре Успенский собор почти полностью повторился в нескольких больших соборных шестистолпных храмах XII века: собор Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве, Борисоглебский собор в Чернигове, Успенский собор во Владимире-Волынском, собор в Старой Рязани и т. д.

Основу интерьера храмов XII века меньших размеров и значения образовывало четырехстолпное крестово-купольное пространство. Иногда встречались несколько более сложные решения, когда церковь снаружи имела притвор перед входом или огибающую с трех сторон галерею Классическими примерами четырехстолпного храма XII века являются церковь Петра и Павла в Смоленске и церковь Спаса на Нередице в Новгороде. Зодчие Владимиро-Суздальского княжества довели сложившийся ранее тип храма до утонченного совершенства, создав такой храм, как Покрова на Нерли.

Византийские, древнерусские храмы X–XV веков несколько отличались от современных церквей по своему устройству. Так, жертвенник находился не в алтаре, как сейчас, а слева от алтаря в особом помещении. Иконостас сложился лишь к XVI веку. Храм отделялся от алтаря низкой мраморной преградой, которая не закрывала алтарную апсиду.

К концу XII века появилась новая тенденция переосмысления крестово-купольной системы. Возник новый тип храма с башеннообразно поднятой центральной частью. Высокая глава и вытянутые пропорции создавали впечатление динамичного устремления храма вверх. Устремление вверх достигалось:

• путем вариации на сложившуюся конструктивную систему (ц. Михаила Архангела в Смоленске);

• путем изменения конструктивной системы перекрытия (ц. Пятницы в Чернигове).

Арки церкви Пятницы в Чернигове, соединяющие подкупольные столбы и поддерживающие кольцо барабана, не ниже соседних цилиндрических сводов (как это всегда делалось в XI–XII веках), а выше. Ступенчато-повышенная система арок позволяла высоко поднять барабан и создать постепенный переход к нему.

Развитие новгородских храмов, продолжавшихся строиться во время татаро-монгольского нашествия, привело к утверждению там небольшого четырехстолпного одноапсидного храма с упрощенным покрытием – плоским восьмискатным (церковь Спаса Преображения на Ильине улице).

Церкви Пскова XIV–XVI веков – маленькие четырехстолпные храмы с одной главой и тремя апсидами. Барабан опирается на ступенчато-повышенные арки. Характерной особенностью псковских храмов являются звонницы, размещенные на стене церкви, над крыльцом или отдельно стоящие.

Московское зодчество продолжило прерванную традицию устремленных храмов вверх.

Архитектура русского православного храма. Щенков А.С. (ред.). 2013

Был разработан новый тип храма: барабан стоял на ступенчато-повышенных арках, снаружи переход к главе оформлялся тремя ярусами закомар, церковь располагалась на подклете, кроме того, храм огибала с трех сторон открытая галерея – гульбище. Рождественский собор Ферапонтова монастыря – характерный пример такой пирамидальной композиции.

В этот же период шестистолпный пятикупольный храм утвердился как основная схема для соборных храмов Руси (Успенский и Архангельский соборы Московского Кремля, Успенский собор в Ростове, Софийский собор в Вологде).

Шатровая церковь Вознесения в Коломенском как бы воплотила в себя многовековое стремление русского зодчества собрать храм в единый устремленный ввысь объем. Шестнадцатый век создал неповторимые, исключительные даже для Руси, композиции – церковь Иоанна Предтечи в Дьякове и храм Василия Блаженного. Шатровое зодчество получило широкое распространение, но такие сложные и впечатляющие композиции уже не повторялись.

В конце XVI века появился новый тип храма – бесстолпная церковь, перекрытая сомкнутым сводом. Храм имел одну световую главу или не имел вообще. Снаружи церковь получала декоративное завершение, состоящее из кокошников, ложных глав и шатров. Многопрестольные храмы XVII века имели сложную композицию: на обширном подклете возводилась церковь с многочисленными приделами, трапезной и колокольней. Все постройки связывались галереями, вход оформлялся большим крыльцом.

Однопрестольные храмы, стоявшие также на подклете, имели четко выраженную в объеме трехчастную структуру – алтарь, среднюю часть и притвор, который мог венчаться колокольней. Высокие ярусные постройки «Нарышкинского барокко» (храм под звоны Покрова в Филях), огромные бесстолпные соборы «Строгановского барокко» (Введенский собор в Сольвычегодске) завершают развитие русской замкнутой национальной архитектуры.

Перечисленные здесь основные формы лишь представляют целые эпохи храмовой архитектуры. Многообразие форм основного пути русского зодчества дополняется местными школами и традициями.

Рекомендуемая литература:

1. Настольная книга священнослужителей: в 6 т. – Московская Патриархия, 1977–1988. – Т. 4.

2. Ушаков, Ю. С. История русской архитектуры / Ю. С. Ушаков, Т. А. Славина. – СПб.: Стройиздат, 1994.

3. Антонов, В. В. Святыни Санкт-Петербурга / В. В. Антонов, А. В. Кобак. – СПб.: Издательство Чернышова, 1994. – Т. 1–3.

4. Крюковских, А. П. Петербургские храмы / А. П. Крюковских. – СПб.: Паритет, 2008.

5. Султанов, Н. Описание новой придворной церкви св. Апостолов Петра и Павла, что в Ново-Петергофе / Н. Султанов. – СПб., 1905.

Из учебного пособия Е. Р. Возняк, В. С. Горюнов, С. В. Семенцов «Архитектура православных храмов на примере храмов Санкт-Петербурга» Санкт-Петербург, 2010

Символика и устройство православного храма

ампир

архитектурный стиль Москвы XIX века

Альтернативные описания

• архитектура величия

• европейский стиль, возникший в наполеоновской Франции

• императорский стиль

• направление в искусстве и архитектуре, в котором нашли отражение идеи величия государственной власти

• поздний классицизм

• стиль в архитектуре и искусстве первой половины XIX в.

• стиль позднего классицизма в западноевропейской архитектуре и прикладном искусстве

• строгие монументальные формы в архитектуре, драпировки, пышные рукава, античные мотивы в моде

• стиль Василия Стасова

• архитектурный стиль

• художественный стиль эпохи Наполеона

• в каком архитектурном стиле построено здание Биржи в Санкт-Петербурге?

• в каком архитектурном стиле построена арка Генштаба в Санкт-Петербурге?

• в каком архитектурном стиле построено здание публичной библиотеки в Санкт-Петербурге?

• в каком архитектурном стиле построена Площадь искусств в Санкт-Петербурге?

• в каком архитектурном стиле построен Михайловский дворец в Санкт-Петербурге?

• в каком архитектурном стиле построено здание Манежа в Москве?

• в каком архитектурном стиле построено здание МГУ на Манежной?

• в каком архитектурном стиле построен Большой театр в Москве?

• в каком стиле построена Триумфальная арка в Париже?

• в каком архитектурном стиле построена Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге?

• направление в искусстве начала XIX века

• стиль в искусстве

• стиль в архитектуре

• стиль при Александре I

• «имперский» стиль

• стиль Москвы XIX века

• любимый стиль Карла Росси

• любимый стиль Осипа Бове

• стиль здания МГУ в Москве

• стиль здания Большого театра

• перед классицизмом

• стиль эпохи Наполеона

• «имперский» стиль искусства

• стиль

• стиль дворцовых интерьеров

• стиль в архитектуре и искусстве

• наполеоновский стиль в искусстве

• стиль зодчего Росси

• архитектурный стиль XIX века

• монументальный стиль в искусстве

• хитектурный стиль Москвы XIX века

• архитектурный стиль девятнадцатого века

• стиль Андрея Ворохина

• стиль Триумфальной арки

• стиль под античность

• барокко, рококо, …

• стиль здания Манежа в Москве

• «наполеоновский стиль»

• архитектурный стиль эпохи Наполеона

• Архитектурный античный стиль

• Стиль архитектуры и декоративного искусства, основанный на подражании античным образцам

Софийский собор в Новгороде — один из немногих сохранившихся храмов Средневековья

Начало развитию храмовой архитектуры  на нашей земле было положено  Владимиром Великим после крещения им Киевской Руси в 988 году.

Именно византийская традиция в архитектуре была распространена на русских землях. Православные храмы, каждый по-своему, символизировали церковное вероучение. Еще с тех незапамятных времен строили храмы в виде креста, круглые, в виде восьмиугольной звезды, прямоугольника. Но в разных видах храмов алтарь был отделен от остальной части храма. Храмы разделялись на две или три части. При этом внутреннее оформление церкви  символизировало небесное пространство, простертое над землей, духовное небо. Купола увенчивались крестами. Это тоже символично. Ведь именно смерть Иисуса Христа на кресте дала всем нам надежду на спасение.

Древнерусские архитекторы – зодчие – строили храмы, во всем напоминающие Софийский собор в Константинополе. Но безудержная творческая мысль, местный колорит, традиции способствовали тому, что храмы в Киеве, Новгороде, Владимире были самобытными и оригинальными, хоть по форме и напоминали византийские творения.

Со временем в архитектуре православных храмов России основным стал так называемый классический тип храма. Храмы строились белокаменные, прямоугольной или квадратной формы. К основной форме прибавлялась алтарная часть с полукруглыми апсидами. Кровля была фигурной, а на ней возводился один или несколько куполов, увенчанных крестами.

Купола были в форме шлемов. Со временем, чтобы усилить красоту церквей, стали строить храмы с очень большим количеством куполов. Это прежде всего видно по деревянной архитектуре.

Церковь Преображения Господнего на острове Кижи — образец деревянного зодчества

На территории России развивалось несколько архитектурных школ, творения которых порой и в наше время радуют своим великолепием. Эти школы сменяли друг друга исторически, передавая и привнося что-то свое. Это Владимиро-Суздальская архитектура, Новгородско-Псковская архитектура конца XII—XVII вв., архитектура времен Московского княжества XIV—XVI вв., архитектура Русского царства XVI в. В XVI вв. русская архитектура стала развиваться еще стремительнее. Старые традиции остаются, но из деревянной архитектуры приходит новая форма «шатра».

АРХИТЕКТУРА ПРАВОСЛАВНЫХ ХРАМОВ РУСИ В ИСТОРИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ

В этой форме и построен Храм Василия Блаженного.

Храм Василия Блаженного в Москве — образец шатровой архитектуры

Теперь параллельно возводятся как шатровые храмы, так и по старым образцам. Новое не затмевает, а только дополняет и развивает старое, чему свидетельство – возведение Смоленского собора Новодевичьего монастыря (1524—1598), Успенского собора Троице-Сергиевой лавры (1559—1585). К концу XVII века господствует Строгановская архитектурная школа, основным отличием которой было использование декоративности, свойственной стилю барокко. Стили храмового зодчества сменяли и дополняли друг друга, способствуя появлению все новых и новых образцов архитектуры.

Все архитектурные школы оставили потомкам свое незабываемое наследие, оглянувшись на которое, осознаешь всю красоту и величие нашей земли.

Во время пожара 1812 года Москва, конечно, полностью не сгорела: часть зданий уцелела, многие постройки сохранились в виде «коробок». Но старый город, в жилой застройке которого доминировали образцы французского классицизма и палладианской неоклассики, город Баженова и Казакова исчез. Отдельные дворцы и особняки уже не «держали» улиц. Началось новое строительство, сначала деревянное, а потом уже и каменное, многие «коробки» получили новый декор. Получилась послепожарная Москва, в облике которой господствовал стиль ампир (Empire), то есть стиль империи, родившийся в начале XIX в. при дворе императора Наполеона Бонапарта. Замкнулся некий круг, и сгоревший во время наполеоновского нашествия город обрел облик в стиле, названном от империи Наполеона.
Однако здания, которыми наполнилась Москва, совсем не похожи на творения Персье и Фонтена или Шальгрена, главных архитекторов наполеоновского времени. Это какой-то особый, московский стиль, не находящий прямых аналогий и в архитектуре александровского ампира в Петербурге. Мало того, этот московский ампир не имел абсолютного влияния на архитектуру провинции, как это было с предшествующими московскими стилями. Москва влияла, конечно, на архитектуру некоторых подмосковных усадеб, а также мелких (Подольск, Коломна, Верея) и даже некоторых крупных городов (например – Калуга), но в большинстве русских городов мы встретим или влияние петербургских архитекторов, или некий обобщенный ампир, напрямую с Москвой не связанный.
Московский ампир можно описать на примере старого здания Университета, первоначально сооруженного Казаковым во французском стиле. Фасады Университета после 1812 г. не были восстановлены в прежнем виде: в 1817–1819 гг. по проекту Доменико Жилярди им была придана новая декорация. Дворцовое по своему характеру здание сохранило П-образную композицию, скругленные углы, этажность. Но главным в построении фасада стал теперь дорический восьмиколонный портик с метопотриглифным фризом в антаблементе и пологим треугольным фронтоном, наложенным на аттик. Все остальные формы тоже «греческие»: стены обработаны так, что первый этаж решен как рустованный цоколь, «квадры» которого дополнены декоративными клинчатыми перемычками над окнами, часть окон имеет подоконные доски на консолях, а в промежутках между вторым и третьим этажами оси поддержаны рельефными розетками или щитами. В ризалитах средние окна подчеркивают эдикулы, а верх стен заканчивает сильно вынесенный карниз с гладкой полосой фриза под ним. Все это сдержанное декоративное убранство указывает на Грецию, говорит о Греции и воспроизводит Грецию, пусть несколько условную. Но при этом греческими источниками Жилярди не ограничивается: эхины колонн в портике украшены иониками, что является признаком римско-дорического ордера, а окна в портике сделаны арочными, что тоже для Греции не характерно, а «тянет» к Риму.
В Университете мы видим такое же увлечение дорикой, какое было в раннем Александровском классицизме (или ампире) в Санкт-Петербурге, то есть у Захарова в Адмиралтействе (1806–1823) и у Воронихина в Горном институте (1806–1808). Но характер деталей в названных довоенных петербургских постройках и у Жилярди разный: у Захарова есть горизонтальные сандрики над окнами (чего у Жилярди и в Москве вообще никогда не встречается) и нет полосы фриза, а у Воронихина дорика более «романтическая», то есть намного более суровая и серьезная, а кроме того, стены по сторонам портика обработаны горизонтальным рустом до верха, что тоже невозможно у Жилярди.
Если с Петербургом у крупнейшего здания Жилярди нет близких параллелей, то откуда же этот стиль, откуда эта манера? Александровский ампир в лице Захарова, Воронихина и Тома де Томона весь основан, как известно, на архитектуре французской, на ампире Наполеона.

Православный храм. Стиль, формы, символика

То есть это и есть ампир в чистом виде. А вот ампирная манера Жилярди происходит из других источников.
Доменико Жилярди (1788 –1845), сын работавшего в Москве в 1796–1817 гг. Ивана Жилярди (1757–1819), архитектора из Лугано, архитектуру узнал в Милане, в Академии искусств, где учился в 1804–1806 гг. После длительного путешествия по Италии (1806–1810) Жилярди вернулся в Россию, в Москву, где перед самым наполеоновским нашествием был назначен помощником отца (1811). Таким образом, сразу после пожара 1812 г. он приступил к работе по восстановлению Москвы и придания ей облика в новом стиле.

Успенский собор возведен в 1475-1479 годах итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти на месте двух более древних храмов.

Все этапы строительства главного храма государства с большой полнотой отражены в летописях. За образец итальянскому зодчему было предложено взять Успенский собор города Владимира — пятиглавый крестово-купольный храм XII века. Выполняя заказ, Аристотель Фиораванти повторил в своей постройке наиболее существенные черты прославленного образца, но при этом сумел творчески соединить их с ренессансным пониманием архитектурного пространства.

Московский Успенский собор – огромное шестистолпное здание с пятью абсидами и пятью куполами. Оно стоит на высоком мощном цоколе, значительная часть которого скрыта сейчас под насыпью Соборной площади. Здание перекрыто системой арок и крестовых сводов, опирающихся в одном уровне на столбы и внутренние лопатки. Выстроен собор из хорошо отесанных блоков белого камня с забутовкой внутри кладки. Своды, барабаны, столбы и алтарная преграда выполнены из кирпича.

План собора представляет собой 12 одинаковых квадратов по четыре в каждом нефе. Это обусловило главную типологическую особенность храма, о которой в летописи сказано: “ обложи же церковь продолговату полатным образом”. Равномерная расстановка столбов, членящих пространство на одинаковые ячейки, является едва ли не основной его характеристикой. Отсутствие хор, нивелировка центрального подкупольного пространства усиливают впечатление обширности, “зальности” интерьера. Диаметр центрального барабана на 3 метра больше угловых. Его тонкие, выложенные в два кирпича стены поставлены на внешние периметры столбов. Все вертикальные членения фасада одинаковы по ширине и главный фасад, выходящий на Соборную площадь Кремля, имеет четыре членения одинакового размера, завершенных полуциркульными закомарами равной высоты.

Новым в композиции Успенского собора было также применение пяти низких и плоских апсид при трехнефном плане, вследствие чего алтарная часть слабо выявлена снаружи и со стороны Соборной площади скрыта за угловым контрфорсом. Здание не имеет венчающего карниза, а фасады членятся аркатурным поясом.

В Успенском соборе нет прямого повторения каких-либо деталей и приемов, характерных для архитектуры итальянского Возрождения.

Церковная архитектура и искусство: от Петра I до Николая II

Фиораванти создал произведение, близкое ему по духу своей композиционной ясностью, строгостью и лаконизмом архитектурных форм. При этом традиционные особенности древнерусского культового зодчества получили свое дальнейшее развитие в новых исторических условиях.

На протяжении четырех столетий собор был главным храмом России: здесь поставляли великих князей, а удельные присягали им на верность, венчали на царство, короновали императоров. В Успенском соборе возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов, оглашали государственные акты, служили молебны перед военными походами и в честь побед.

Сегодня собор, в котором сохраняется усыпальница глав русской церкви, древняя стенопись, уникальное собрание икон, является одним из наиболее посещаемых музеев Московского Кремля. С 1990 года в соборе возобновились богослужения.

Два древних храма – предшественника Успенского собора

Еще в 1327 году во времена Ивана Калиты и митрополита Петра на месте Успенского собора был построен первый белокаменный храм Успения Богоматери. По мнению исследователей, это был одноглавый четырехстолпный храм с тремя апсидами, тремя притворами и тремя приделами. Придел Дмитрия Солунского был, вероятно, изначальным и находился у южной алтарной стены. Второй придел, носивший название “Поклонение веригам апостола Петра”, был построен в 1329 году. Третий — основан митрополитом Ионой в 1459 году и посвящен празднику “Похвалы Богородицы” в благодарность за избавление Руси от нашествия татарского хана Седи-Ахмета. Простоял собор почти сто сорок пять лет и был неразрывно связан с жизнью Москвы. В соборе венчались на престол великие князья, поставлялись митрополиты, провозглашались главные государственные акты. В нем торжественным молебном было отмечено триумфальное возвращение Дмитрия Донского и русского войска с поля Куликова.

К концу XV века ветхий и тесный собор уже не отвечал возросшему значению Москвы – столицы государства. В 1472 году с возведения нового Успенского собора была начата коренная перестройка Кремля. Строительство возглавили московские мастера Кривцов и Мышкин. К маю 1474 года здание, возводимое по образцу Успенского собора города Владимира, поднялось до уровня сводов, но неожиданно рухнуло. Причиной тому было землетрясение, плохое качество раствора, просчеты в конструкции стен и сводов.

После этого великий московский князь Иван III для осуществления своего грандиозного замысла по перестройке Московского Кремля решил пригласить известных всей Европе итальянских зодчих. 26 марта 1475 года в Москву прибыл Аристотель Фиораванти и возглавил строительство главного храма Русского государства.

Этапы строительства главного храма государства

Аристотель Фиораванти прежде всего разобрал собор 1472-1474 годов. Для сноса стен были сделаны специальные стенобитные машины. Чтобы облегчить разборку, остатки стен обложили поленьями и подожгли. Обожженный известняк потерял прочность и стал крошиться. Быстрота расчистки поразила москвичей: “еже три года делали, во едину неделю и меньше развалили”. Наблюдательный автор летописи отметил также, что рвы под фундамент Аристотель указал копать глубже, да еще забил во рвы дубовые сваи, засыпал камнем и залил известью. Такой фундамент должен был стать надежной основой для грандиозного храма.

Уже в первое лето Фиораванти вывел новую постройку из земли и заложил внутри храма четыре круглых столба, а в алтаре два крадратных. В сентябре Аристотель был послан во Владимир для изучения образца – Успенского собора XII века. По всей вероятности, он увидел что-то близкое: ведь у истоков зодчества Владимирской земли стояли романские мастера, артели которых строили и на Западе, и на Руси.

Внимательно следя за ходом работ по возведению нового храма, летопись отмечает и густую известь, и смешанную технику постройки, и то, что своды церкви были выложены в один кирпич, и железные связи вместо дубовых балок. Не упустил летописец и того, что иностранный архитектор делал все “в кружало да в правило”, то есть циркулем и линейкой проверял правильность выстроенных частей здания. В 1479 году строительство было окончено, и новый храм торжественно освятили.

Подробнее об Успенском соборе >>

Словарь. Храм

Храм – дом Божий, здание, предназначенное для богослужения: церковь, собор.

КлирУстройство ХрамаЦерковные облачения

Клир (греч. – жребий) – совокупность людей, совершающих богослужение в храме: священник, диакон, чтец, пономарь, звонарь, певчие.

Канонарх — одно из лиц клира. Его обязанностью является предначинание некоторых песнопений. Канонарх должен во всеуслышание провозглашать, что будет петься и на какой глас; затем он провозглашает каждую певческую строку песнопения, которая и повторяется за ним хором. Голос канонарха должен быть сильным, чистым, произношение отчетливым, ясным. Пение с канонархом сохранилось в основном в монастырях.

Клирик – человек, принадлежащий к клиру храма.

Пономарь (гр. — привратник храма) — низший церковнослужитель, помогающий во время богослужения.

Причетник – член причта церкви, церковнослужитель – общее название всех клириков, за исключением диакона и священника. Их обязанность – чтение из богослужебных книг, пение на клиросе и вообще участие во всех церковных богослужениях.

Причт – состав лиц, служащих при какой-либо одной церкви: как священнослужители (священник и диакон), так и церковнослужители (псаломщики, пономари и другие).

Регент (лат. – управляющий) – руководитель, дирижер церковного хора.

Хор – собрание певчих для согласного пения. Может быть мужским, женским, детским, смешанным.

Церковнослужитель – низшая степень клира: иподиакон, чтец, свещеносец, которые, не имея благодати священства, посвящаются на то или иное служение в церкви.

КлирУстройство храмаЦерковные облачения

Алтарь (лат. – жертвенник) – восточная, главная часть храма, в которой находится престол. Отделена от остальной части храма иконостасом. Согласно церковному уставу, в алтарь могут входить только мужчины.

Амвон (греч. – восходить) – центральная часть солеи напротив Царских врат. Служит для произнесения проповедей, чтения Евангелия и других богослужебных целей.

Аналой (греч.) – высокая подставка с наклонным верхом, на которую возлагаются иконы или богослужебные книги.

Апсида (от гр. — свод, арка) – полукруглый, прямоугольный или многогранный выступ в восточной части храма, где располагается алтарь.

Баптистерий — здание с небольшим бассейном, предназначенное для совершения таинства крещения.

Барабан – венчающая часть здания, обычно цилиндрической или многогранной формы, имеющая купольное перекрытие.

Водружальный крест — деревянный крест, ставящийся при начале строительства новой церкви в том месте, где будет находиться престол.

Глава – наружная часть купольного перекрытия барабана в форме шлема, луковицы, конуса, обычно завершаемая крестом.

Голосники – небольшие камеры или вделанные в верхние части стен храма глиняные кувшины, открытые внутрь помещения и служащие резонаторами для улучшения звучания голосов.

Горнее место — место за престолом в алтаре, где установлены седалища, на которые садятся архиереи и священники во время чтения Апостола.

Гульбище – наружная терраса вдоль стен храма. С алтарной стороны гульбище не делают.

Деисус (греч. – моление) – икона, с изображенными на ней Спасителем – посредине, Богородицей и Иоанном Предтечей – по сторонам. Помещается во втором ряду иконостаса над Царскими вратами.

Жертвенник – специальный стол для совершения проскомидии, находящийся в алтаре, слева от престола.

Завеса – занавес, находящийся за Царскими вратами и закрывающий их со стороны алтаря.

Закомара – полукруглое завершение верхней части стены церковного здания.

Запрестольный образ – икона, помещающаяся на восточной стороне алтаря за престолом и изображающая Спасителя, Божию Матерь или того святого (или событие), которому посвящен храм.

Звонница – сооружение в виде стенки с проемами для подвешивания колоколов, поставленное либо над крыльцом или стеной храма, либо отдельно.

Иконостас – перегородка с иконами, отделяющая алтарь от остальной части храма. Иконы в иконостасе обычно располагаются в несколько рядов. Расположение икон строго определено. Справа от Царских врат помещается икона Спасителя, слева — икона Богородицы. Справа от Спасителя — храмовая икона, то есть изображение того, в честь кого освящен данный храм или алтарь (если в храме не один придел). Над Царскими вратами обычно находится изображение Тайной вечери, а на самих Царских вратах — иконы четырех апостолов-евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Второй ряд иконостаса — праздничный: в нем располагаются иконы двунадесятых праздников. Третий ряд называется деисусным (см. Деисус). Четвертый ряд — пророческий, в нем располагаются изображения пророков. Пятый ряд — праотеческий, на нем изображены праотцы Ветхозаветной Церкви: от Адама до Моисея. Иконостас в совокупности икон выражает идею Вселенской Церкви и наглядно показывает, как мы, верующие во Христа, находимся в духовном общении, единении с теми, кто представляет нас пред Богом и с кем мы составляем единую Церковь Христову.

Канун — невысокий стол с подставкой для свечей и с изображением распятия.

Современная церковная архитектура: особенности, смыслы, задачи

На канун ставят свечи с молитвой о упокоении родных и близких, перед ним служатся панихиды.

Катапетасма (греч – завеса) – завеса Царских врат.

Клирос – место в храме, предназначенное для хора. Обычно клироса располагаются на обоих концах солеи.

Кокошники – декоративные закомары, иногда с заостренным верхом, располагающиеся на стенах, сводах, а также вокруг барабанов церковных зданий.

Колокольня – часть церковного здания или особая постройка вблизи него, где развешиваются колокола, иногда в несколько ярусов (см. Звон колокольный).

Купель – сосуд в виде большой чаши, служащий для крещения младенцев.

Купол — самая верхняя часть храма, завершающаяся крестом. Куполов на храме бывает неодинаковое число: один — в честь Единого Главы Церкви — Христа; три — в честь Святой Троицы; пять — в честь Христа и четырех евангелистов; семь — в напоминание о семи таинствах и семи Вселенских Соборах; тринадцать — в честь Христа и двенадцати апостолов.

Лампада (греч. – светильник) – масляный светильник, зажигаемый перед иконами.
Символическое значение свечей, подсвечников, лампад и света в храме

Местный ряд – нижний ярус иконостаса, в котором размещены иконы с изображением Спасителя (справа от Царских врат) и Богородицы (слева от Царских врат), а также местная икона (вторая справа от Царских врат), с изображением святого или праздника, в память которых освящен престол. В местный ряд входят северная и южная двери в алтарь, а также иконы, посвященные праздникам и святым, особо чтимым в данной местности.

Орлец – круглый коврик с изображением орла, на котором во время богослужения стоит архиерей.

Паникадило (от гр. — состоящий из многих светильников) – большая люстра, светильник со множеством свечей или лампочек.

Паперть — площадка (крыльцо, лестница) перед входом в храм.

Пилон (от гр. — ворота) — массивный столб, служащий одной из опор купола или свода храма.

Плащаница – погребальное покрывало, полотно. В богослужебной практике – иконописное или вышитое разноцветными нитями изображение тела Иисуса Христа в том виде, в каком оно было снято с креста. В Великую пятницу выносится из алтаря на средину храма для поклонения и оставляется там до пасхальной полунощницы, затем снова вносится в алтарь.

Престол – квадратный стол посредине алтаря, служащий местом совершения таинства евхаристии – священное место, где во время богослужения незримо присутствует Сам Бог. Касаться престола и предметов, находящихся на нем, могут только священнослужители.

Придел – особый алтарь, отдельный от главного, содержащий в себе все, что составляет принадлежность всякого алтаря, то есть престол и жертвенник с принадлежностями и прочее. Подобно главному алтарю, отделяется от других частей храма иконостасом, имеет солею и клиросы. Приделы устраиваются в относительно просторных храмах для того, чтобы можно было совершать две литургии в день, поскольку на одном престоле литургия священнодействуется не более одного раза в день. Придел, как и главный алтарь, обращен к востоку.

Притвор – самая западная часть храма, примыкающая к входу.

Рака – гробница, большой, красиво украшенный ларец, в котором помещаются (часто – вместе с гробом) мощи святого.

Ризница – отдельное помещение в храме, где хранятся облачения (ризы) священнослужителей и церковная утварь.

Семисвечник — подсвечник с семью лампадами; стоит за престолом.

Собор — большой храм, имеющий несколько приделов.

Солея – возвышенная часть пола в храме, перед иконостасом.

Трапезная – общая столовая в монастыре или при храме.

Тябло – горизонтально расположенный деревянный брус, на который устанавливаются иконы в иконостасе.

Фреска – живопись водяными красками по сырой известковой штукатурке. Традиционный метод росписи внутренних стен и сводов православных храмов.

Хоругвь – знамя Христово, знамя Церкви. Хоругви введены святым равноапостольным Константином Великим (IV век), который вместо воинских символов стал изображать на знаменах крест.

Хоры – балкон внутри храма, служащий для размещения церковного хора.

Царские врата – главные врата иконостаса, двустворчатые двери. Отворяются в строго определенные моменты богослужения. Проходить через них могут только священнослужители.

Церковь — храм Божий, сооружение для совершения христианских богослужений, имеющее престол.

Часовня – небольшое здание, увенчанное крестом, напоминающее видом своим церковь, но не имеющее престола. В часовне можно служить молебны, панихиды, читать часы (отсюда и название), совершать и другие богослужения, кроме литургии. Часовни сооружаются в ознаменование каких-либо важных событий, а также на кладбищах, у дорог, над водными источниками.

Шатер – покрытие храма или колокольни, имеющее вид высокой многогранной пирамиды.

КлирУстройство ХрамаЦерковные облачения

Облачение – название одежд, в которые облекаются священнослужители во время богослужения.

Епитрахиль (греч. – на шее) – принадлежность священнического облачения: длинная, широкая лента, надеваемая на шею. Концы ее скреплены пуговицами и спускаются на грудь, доходя почти до земли.

Жезл – символ духовной власти. Древнейшие изображения представляют Спасителя в виде Пастыря (Пастуха) с посохом в руке. С жезлом (посохом) изображались и апостолы. В виду преемственности духовной власти жезл от апостолов перешел к их преемникам – епископам. Жезл в руке епископа является символом его пастырского служения.

Звонцы – маленькие колокольцы, закрепленные на архиерейском богослужебном облачении.

Камилавка (греч. – верблюжья) – головной убор священнослужителей, изготовлявшийся первоначально из верблюжьей шерсти. Имеет цилиндрическую форму, кверху слегка расширена.

Клобук — головной убор монахов, представляющий собой камилавку, прикрытую покрывалом, нижняя часть которого спускается на спину. Патриарх и митрополиты носят белые клобуки, остальные монашествующие — черные.

Митра – богато украшенный головной убор с небольшими иконами, который во время богослужения надевают архиереи, архимандриты и награжденные ею священники.

Набедренник – первая награда, даваемая священнику: продолговатый прямоугольник на длинной ленте, символизирующий Евангелие — Слово Божие. Составляет часть священнического облачения. Располагается под фелонью, на правом бедре, а при наличии палицы — на левом.

Омофор – часть архиерейского облачения, представляющая собой широкую ленту, лежащую на плечах.

Орарь (греч. – стерегу, наблюдаю) – принадлежность диаконского облачения: длинная лента, закрепленная на левом плече.

Палица — ромбовидный плат с лентой, надеваемой через плечо. Носится под фелонью, на бедре, с правой стороны и знаменует собою духовный меч — Слово Божие, которым всегда должен быть вооружен пастырь. Обязательная принадлежность архиерейского облачения, священникам дается как награда.

Панагия (греч. – всесвятая) – небольшая икона Божией Матери, носимая архиереем на груди как знак архиерейского достоинства.

Подризник – богослужебная одежда священников и архиереев (обычно из белого шелка), надеваемая на подрясник во время служения литургии.

Подрясник – длинное, до пят, одеяние монахов и священнослужителей с наглухо застегнутым воротом, длинными узкими рукавами и поясом (в отличие от надеваемой поверх подрясника рясы, имеющей широкие рукава и носимой без пояса).

Поручи – часть богослужебного облачения священнослужителей: манжеты, надеваемые на запястья поверх рукавов подрясника или подризника.

Посох – см. Жезл.

Пояс – часть священнической и архиерейской богослужебной одежды.

Риза, фелонь – парчовое, тканное золотой или серебряной нитью одеяние без рукавов, верхнее богослужебное облачение священника. Ризы – устаревшее общее название священнослужительских облачений.

Ряса – верхнее (небогослужебное) одеяние лиц духовного звания и монахов. Для покроя характерны длинные и очень широкие рукава.

Саккос – верхнее богослужебное облачение архиерея, заменяющее фелонь.

Скуфья – островерхая шапочка, головной убор монахов и священнослужителей.

Стихарь – прямое, длинное облачение с широкими рукавами. Служит верхней богослужебной одеждой диаконов, иподиаконов, а по благословению архиерея – чтецов и пономарей. У архиерея и священника стихарь из тонкой материи и называется подризником, так как другие облачения (ризы) надеваются поверх него.

Фелонь – см.Риза.

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *