Содержание

К 80-летию со дня рождения архимандрита Матфея (Мормыля; 1938-2009) публикуем его статью «О литургическом почитании Божией Матери в Троице-Сергиевой Лавре» …

Особое почитание Матери Божией, особая теплота и благоговение перед Всемилостивой Заступницей — одна из самых характерных и вместе с тем глубоко сокровенных черт русского православного благочестия. Свидетельством этого является то, что ни одна другая Православная Церковь, кроме Русской, не имеет такого числа служб, совершаемых в честь Приснодевы. В этой области русское литургическое творчество наиболее самостоятельно по форме и богато по содержанию. Непосредственная близость Пречистой Девы, Ее участие в судьбе Русской Церкви открылись очень рано, что с необычайной силой проявилось уже во время создания Киево-Печерской Лавры. Но особое участие Матерь Божия приняла в жизни Троицкой обители. Она Сама Своими Пречистыми стопами освятила обитель Преподобного Сергия — первого русского святого, удостоившегося посещения Богоматери. Житие повествует, что Рождественским постом, глубокой ночью с пятницы на субботу, после пения акафиста Божией Матери преподобный Сергий услышал: «Се, Пречистая грядет!», и в сиянии необыкновенного света в келию вошла Матерь Божия с апостолами Петром и Иоанном. Она обратилась к Преподобному, назвав его Своим «избранником», и сказала, что услышана его молитва об учениках, обещая обители Свой неотступный покров и заступление.

МАТФЕЙ (МОРМЫЛЬ)

Житие не указывает точного года явления Богоматери Преподобному. Предполагают, что это было в 1379 г., менее чем за год до Куликовской битвы.

Это чудесное событие навсегда запечатлелось в литургической традиции Сергиевой Лавры. В память посещения Божией Матери, в пятницу вечером еженедельно в Троицком соборе поется акафист Пресвятой Богородице, а с Фоминой недели до отдания Пасхи за акафистом поется особый канон Божией Матери, составленный по подобию пасхального канона Иоанна Дамаскина одним из иноков Лавры.

В 70-е гг. нашего столетия иноками Лавры была написана служба в честь явления Пречистой Девы Преподобному Сергию. Она совершается 24 августа, на второй день после отдания Успения — престольного праздника центрального храма Троицкой обители — Успенского собора. Успенский собор, заложенный в 1559 г. по велению царя Иоанна Грозного, был освящен 14 августа 1585 г. (Знаменательно, что накануне дня освящения было совершено переложение мощей Преподобного Сергия. В память об этом установлено литургическое празднование.)

Но самое торжественное и величественное лаврское богослужение в честь Пресвятой Богородицы совершается 15/28 августа, в самый день Успения. В это день собравшиеся в Успенский собор монахи и миряне поют тропарь праздника, веря, что преставление Божией Матери не лишило нас Ее заступления: «…во успении мира не оставила еси, Богородице…» Пречистая Дева, став Царицей Небесной, с особым дерзновением умоляет сына Своего и Бога о помиловании людей. Святой Андрей Критский, чье «Слово» читается на праздничной всенощной, радостно восклицает: «Пока Ты жила с людьми, Тебя имела малая часть земли. С тех же пор, как Ты преложилась, весь мир имеет Тебя общей Заступницей».

Лаврская служба Успению отмечается особым последованием, которое теперь называется «погребение Божией Матери». Ее история такова.

Первоначально служба Успению с чином литании — перенесением святой плащаницы Матери Божией — совершалась только в самой Гефсимании, во Святой Земле. В первой половине прошлого века по благословению митрополита Филарета (Дроздова) греческая служба с чтением 17-й кафизмы и припевами, составленными профессором Холмогоровым, была переведена на славянский язык, и чин погребения Божией Матери стал совершаться (с 1844 г.) в Гефсиманском скиту и в самой Лавре. (В Иерусалиме чин погребения совершается накануне праздника, в России — вечером в самый день Успения.)
В годы Второй мировой войны русский народ с особой силой ощущал благодатный Покров Матери Божией, распростертый Ею над Россией. В первые послевоенные годы Русская Церковь переживала период особого внутреннего подъема. После открытия Лавры в 1946 г. чин погребения Божией Матери возродился. В 1950 г., по благословению Святейшего Патриарха Алексия (Симанского), была издана служба Успению Пресвятой Богородицы с чином погребения, и этим было положено начало ее повсеместному отправлению. Так литургическая традиция, возникшая, а затем вновь возродившаяся в Троице-Сергиевой Лавре, стала общерусской церковной традицией.

Архимандрит Матфей (Мормыль)

СПРАВКА
Архимандрит Матфей (Лев Васильевич Мормыль) родился 5 марта 1938 г. в станице Архонской Северо-Осетинской АССР. Церковный композитор, аранжировщик, заслуженный профессор МДА, кандидат богословия, член Синодальной богослужебной комиссии, главный регент Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. С 1961 г. руководил объединенным хором Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и Московских духовных академии и семинарии. В 1968 г. возведен в сан игумена, в 1971 г. — в сан архимандрита. В 1988 г. утвержден в звании профессора, в 2004 г. ему присвоено звание заслуженного профессора МДА. Скончался 15 сентября 2009 г., похоронен за алтарем Церкви Святого Духа в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.

РНЛ

ПОКРОВ

Ноты

, обиходное, в излож. для муж. хора иерод. Михея (Соррэ)

  в излож. архим. Матфея (мажор-минор)
“Собору Радонежских св.”, в излож. арх.Матфея

, разных авторов

, «Московское»
, муз. М. П. Речкунова, перел. для муж. хора иг. Никифора (Кирзина)

, напев Саровской пустыни, в излож. для муж. хора иерод. Михея (Соррэ)

, глас 1-й, сокр. Греческого распева
, муз. Звонника П., диак.

, муз. А. Т. Гречанинова, перел. для муж. хора П. Г. Чеснокова
, муз. М. П. Речкунова, перел. для муж. хора архим. Матфея (Мормыля)

, Лаврского напева
, муз. иером. Нафанаила (Бочкало), в ред. архим. Матфея (Мормыля)
, муз. иером. Нафанаила

, муз. П. И. Чайковского, перел. для муж. хора иерод. Михея (Соррэ)
, Московское

,Московского напева, гарм. М. Е. Ковалевского, перел. для муж. хора иерод. Михея (Соррэ)

, Знаменного распева, гарм. Д. М. Яичкова
, в излож. архим. Матфея
, Киевского распева, гарм. архим. Матфея (Мормыля)

,муз. П. Г. Чеснокова (ор. 7, №1), перел. для муж. хора иерод. Михея (Соррэ)
, муз. Львовского       
, Муз. В. С. Калинникова, перел. для муж. хора иг.

Состоялась презентация книги о регенте Троице-Сергиевой лавры архимандрите Матфее (Мормыле)

Никифора (Кирзина)
, гарм. П.Чеснокова, обработка для муж. хора игум.Никифора

муз. А. А. Архангельского (№4), перел. для муж. хора иерод. Михея (Соррэ)
, Киевского распева, гарм. А. Д. Кастальского, перел. для муж. хора архим. Матфея (Мормыля)
, Киевского распева, гарм. С. Д. Орфеева, перел. для муж. хора иеродиак. Михея (Соррэ)
, муз. А. Е. Туренкова, перел. для муж. хора Е. Ст. Азеева
, муз. прот. М. Виноградова

, Знаменного распева, гарм. прот. П. Турчанинова, перел. для муж. хора Е. С. Азеева

, в излож. архим. Матфея (Мормыля), ред. иерод. Михея (Соррэ)
, напев Старо-Симонова монастыря, гармон. иером. Виссариона Уварова, перелож. архим. Матфея (Мормыля)
, муз. Н.Динева

, Киевского распева, гарм. архим. Матфея (Мормыля)

, муз. Н. П. Макарова, перел. для муж. хора архим. Матфея (Мормыля)

Из "Жития преп.Сергия", муз. С.З.Трубачёва

Греческого распева, гарм. диак. С. Трубачева

 (трио)
, румынское

, муз. А. Т. Гречанинова, перел. для муж. хора П. Г. Чеснокова

, муз. С.И.Зубачевского

, муз. свящ. В.Зиновьева перел. для муж. хора арх. Матфея
, Греческого распева, гарм. С. Крылова
, Киевского распева, гарм. П. Г. Чеснокова (op. 44, №8)

, Знаменного распева, гарм. А. Д. Кастальского
, в излож. архим. Матфея (Мормыля)

*) Для просмотра необходим Adobe Acrobat Reader

Славного рода. Памяти архимандрита Матфея (Мормыля)

15.09.2018

15 сентября исполняется девять лет со дня кончины приснопамятного архимандрита Матфея (Мормыля), постриженника и многолетнего насельника обители преподобного Сергия, профессора Московских духовных школ и легендарного регента лаврского братского хора. Местом его рождения стала в 1938 году станица Архонская в Северной Осетии. Что помнят на малой родине отца Матфея о его родных и предках?

 

Архимандрит Матфей (в миру – Лев Васильевич Мормыль) родился в станице в казачьей семье. Крещен был в Ильинском храме города Орджоникидзе. В сентябре 1945 года он поступил в среднюю школу в станице Архонской, которую окончил в 1955 г. с оценками «хорошо» и «отлично». Затем в течение года Лев Мормыль был псаломщиком в Александро-Невском молитвенном доме станицы.

В 1956 году он поступил в Ставропольскую духовную семинарию и начал творческий, духовный путь, наполненный большими трудами, начинаниями и свершениями. С архимандритом Матфеем связана целая эпоха в истории русского богослужебного пения. Не имея специального образования, он не только максимально развил свой талант, но и сумел воспитать как первоклассных регентов и певцов студентов, которые впоследствии стали архипастырями и пастырями нашей Церкви. Нотные сборники песнопений, составленные отцом Матфеем, имеются ныне во многих православных храмах и монастырях Русской Церкви, а также зарубежья.

Более 40 лет отец Матфей управлял хорами Троице-Сергиевой Лавры, но при этом никогда не забывал родные места – станицу Архонскую, куда регулярно приезжал, общался с родными и близкими.

В советское время на долю его семьи выпали все невзгоды казачьих семей, но именно в казачьих корнях следует искать истоки большого таланта отца Матфея.

Род Мормыль в станице Архонской обосновался в числе первых поселенцев в 1838 году, когда из бывших Малороссийских казачьих полков начали обустраивать Владикавказскую линию.

Василий Григорьевич Мормыль, 1809 г.р., происходил из казаков села Ядуты Борзнянского уезда Черниговской губернии, и он был среди 82 казачьих семейств первоначально поселенных в Архонской при ее основании.

В 1848 г. Василий женился на Анне Потаповне Довгаль (1829 г.р.) и стал жить в семье тестя. Их дети: Мария – 30 января 1849 г., Анна – 1851 г., Ефимия – 1854 г., Евдокия – 1856 г. и Константин – 1860 г.

Вскоре после рождения Константина Василий Григорьевич скончался, и Анна Потаповна вышла замуж за Михаила Ивановича Еременко, который и воспитал ее детей от первого брака. Анна на много пережила Василия и скончалась 30 декабря 1897 г., оставшись с фамилией Мормыль.

Дальнейший род Мормылей продолжился от Константина, а дочери вышли замуж: Анна – 28 января 1869 г. за казака Ивана Ивановича Моисеева, Мария – 2 февраля 1869 г. за казака Якова Максимовича Руденко, Ефимия – 6 февраля 1872 г. за казака Матвея Ивановича Кулика и Евдокия – 2 февраля 1875 г. за казака Стефана Филипповича Висича.

28 января 1879 г. Константин Васильевич женился на дочери казака Варваре Романовне Бец. 4 января 1880 г. у них родился сын Василий, а 15 января Варвара скончалась от родов. Ребенок прожил недолго и скончался 6 мая того же года.

17 февраля 1880 г. Константин Васильевич женился на дочери казака из станицы Ардонской Стефаниде Игнатьевне Заболоцкой. 6 мая 1881 г. у них родился Николай, 28 ноября 1883 г. – Варвара.

10 августа 1887 г. Степанида Игнатьевна скончалась от болезни, и 28 сентября того же года. Константин Васильевич вновь женился. На этот раз его супругой стала вдова урядника Агафья Ивановна Артеменко. Дети Константина и Агафьи: Максим – 13 августа 1888 г., Евдокия – 1 марта 1893 г., Анастасия – 9 декабря 1895 г., Дарья – 4 марта 1898 г.

В дальнейшем Варвара 19 января 1903 г. вышла замуж за казака Герасима Павловича Куриленко, а 12 мая 1919 г. Дарья стала женой казака Николая Филипповича Носалевского.

Николай Константинович 23 января 1900 г. женился на дочери казака Ефимии Дмитриевне Кунице. Их дети: Григорий 27 января 1902 г., Анна 1915 г., Георгий 1916 г. Кроме того, скончались детьми Алексей, Андрей, Василий, Варвара, Николай.

Максим Константинович 21 января 1907 г. женился на дочери казака Ирине Максимовне Кийко. Их дети: Василий – 7 марта 1908 г., Иван – 1915 г., Федор – 16 февраля 1919 г., Михаил – 18 мая 1921 г.,

Максим отслужил срочную службу в 1-м Сунженско-Владикавказском казачьем полку. Вернувшись домой, занялся хозяйством. В 1914 г., с началом Первой мировой войны, он был мобилизован во 2-й Сунженско-Владикавказский полк, который с другими вторыми полками составил Терскую казачью дивизию.

Почти все войну Терская дивизии действовала в районе Карпат и в Румынии. Максим Мормыль воевал храбро, отважно. Был награжден двумя георгиевскими крестами, стал младшим урядником. Георгиевский крест IV степени за номером 92463 он получил «за то, что при наступлении и при переходе реки Прут первый бросился на занятые противником дома, с криком "ура" окружил их и взял десять человек в плен».

Георгиевский крест III степени № 165317 был дан Максиму Мормылю «за то, что 7 июня 1916 г. в составе сотни сначала в пешем строю, а затем в конном атаковал г. Радауцы, который и был взят. Было много зарублено и заколото и 47 взято в плен».

После окончания Гражданской войны Максим Константинович с семьей проживал в станице Архонской. С ним проживали и его родители. Брат Николай Константинович жил отдельно, тоже в станице. Когда началась коллективизации, против казаков начались репрессии. Максим и его отец Константин были арестованы вместе с другими станичниками. 28 апреля 1930 г. был вынесен приговор. Константин был приговорен к трем годам условно, а Максим получил пять лет ссылки, из которой уже не вернулся. Его дети выросли без отца, а в дальнейшем их ожидали еще более тяжкие испытания.

Началась Великая Отечественная война. 24 июня 1941 года Василий Максимович был мобилизован в ряды 165-й стрелковой дивизии, которая в составе 64-го стрелкового корпуса в начале июля отбыла на Украину, где должна была обеспечить оборону переправ через Днепр. Наспех сформированному соединению нелегко пришлось в боях с сильным противником. В ночь на 31 июля части 64-го корпуса под напором четырех немецких дивизий, которые поддерживались авиацией, понеся большие потери, отошли на частично подготовленный рубеж. 165-я дивизия с наступлением на нее противника начала отход с занимаемых позиций, утратив связь со штабом корпуса и «допустив хаос в тылах».

Командующий Юго-Западного направления С. Буденный в приказе №034/оп от 1 августа 1941 года отмечал: «Уже продолжительное время 64-й стрелковый корпус показывает низкую боеспособность. Обе дивизии этого корпуса, и особенно 165-я, при первом появлении противника оставляют поле боя». Остановить бегство и привести дивизию в порядок удалось лишь в районе Хотова, для чего применялись самые жесткие меры, вплоть до расстрела. К началу сентября 165-я дивизия продолжала оборонять днепровский берег.

15 сентября подвижные соединения 1-й и 2-й танковых групп противника соединились в районе Лохвицы, завершив окружение значительной части войск Юго-Западного фронта. 37-я армия, в которую на этот момент входила 165-я стрелковая дивизия, вместе с другими армиями оказалась в котле. Вместе с другими частями 37-й армии 165-я дивизия начала 17 сентября отступление на восток, стремясь вырваться из кольца. Войска двигались в общем направлении на Яготин и Пирятин. В двадцатых числах сентября немцам удалось ликвидировать котел. 165-я стрелковая дивизия полностью погибла в окружении; были утрачены знамя и штабные документы. 27 сентября под Березанью в плен попал и командир соединения И.В. Захаревич.

Где-то в этих сентябрьских боях и погиб Василий Максимович Мормыль.

Брат Василия Михаил Максимович был в Красной армии с 1943 года. Будучи младшим лейтенантом, командовал взводом 7-й стрелковой роты 755-го стрелкового полка в 217-й стрелковой дивизии. 1 февраля 1944 года он погиб в бою при освобождении Белоруссии и был похоронен в братской могиле северо-западнее деревни Какель Паричского района Полесской области. Ныне прах Михаила Мормыля покоится в Гомельской области в братской могиле в деревне Чирковичи Светлогорского района.

Также не вернулись с фронта и другие братья – Федор Максимович и Иван Максимович, судьбы которых до сих пор не известны.

До войны Василий Мормыль женился на Анне Леонтьевне Троценко. 1 июля 1931 года у них родился Иван, 2 ноября 1935 г. – Дмитрий, а 5 марта 1938 г. – Лев, будущий великий регент лаврского братского хора.

Отца Лев не помнил, воспитанием мальчика много занимались мама и обе бабушки. Мать отца – Ирина Максимовна – прожила долгую жизнь, скончалась в 1970 году. Она была глубоко верующим человеком, и хотя читать не умела, знала по памяти Евангелие.

Долго прожила и другая бабушка Елена Ивановна Троценко (10 мая 1886 – 19 февраля 1972). Ее муж Леонтий Григорьевич до революции пел в хоре наместника на Кавказе. Все его звали Львом из-за прекрасного баса. Он прошел школу Шаляпина по постановке голоса. В 1913 г., в год 300-летия дома Романовых, на сцене тифлисской оперы он пел партию Ивана Сусанина в «Жизни за царя» Ф. Глинки. Именно его талант и передался отцу Матфею, хотя дедушку он не застал. Леонтия Троценко неоднократно арестовывали. 29 мая 1924 г. его выслали на три года в Сибирь, а 22 сентября 1937 г. он был расстрелян.

Певческий дар был и у мамы отца Матфея Анны Леонтьевны (1907–2002). Она много лет, фактически до смерти, пела в церковном хоре станицы, у нее был очень хороший второй альт. Анна Леонтьевна обучала теноров и всех мужчин.

С детства находясь на клиросе церковного хора, отец Матфей сохранил в памяти напевы, которые потом использовал при работе с хором Лавры, придав ему особое, «архонское», звучание.

Почил отец Матфей 15 сентября 2009 г. после продолжительной болезни. «В строю» он оставался до самого конца: последний раз управлял смешанным хором за всенощным бдением накануне престольного праздника любимого им Успенского собора Лавры – 27 августа.

Хотя в наши дни в станице Архонской не осталось представителей фамилии Мормыль, память об этом достойном, славном роде сохранилась. В станице есть улица архимандрита Матфея (Мормыля), две мемориальные доски в его честь, создается духовно-просветительский центр его имени. Но самая главная память – в сердцах станичников и многочисленных учеников и последователей отца Матфея, которые его вспоминают с благодарностью.

Ф.С. Киреев,
Владикавказ

1. Древо. Открытая православная энциклопедия. Матфей Мормыль // https://drevo-info.ru/articles/13693.html

2. Центральный Государственный архив РСО-Алания (ЦГА РСО-А) ф.53, оп.1, д.23.

3. Составлено на основе метрических книг Архонской станичной церкви. ЦГА РСО-А ф.296, оп.1, д.256-272.

4. Там же.

5. Патрикеев С.Б. Сводные списки кавалеров Георгиевского креста 1914-1922 гг.

Архимандрит Матфей (Мормыль). Особая теплота и благоговение

Т.5, М., 2012.

6. Патрикеев С.Б. Т.3.

7. Книга памяти жертв политических репрессий РСО-Алания. Т. 1, Владикавказ, 1999.

8. Исаев А.В. От Дубно до Ростова. М., 2004.

9. Центральный архив министерства обороны (ЦАМО) ф. 58, оп. 977520, д. 492.

10. ЦАМО ф. 33, оп. 563784, д. 39.

11. Архимандрит Матфей (Мормыль). «На чужом основании никогда ничего не строил» // http://www.pravmir.ru/arximandrit-matfej-mormyl-na-chuzhom-osnovanii-nik…

 

Публикация сайта Владикавказской епархии

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *