Биография

Александр Половецкий родился 15 ноября 1955 года в Севастополе в семье служащих. Ещё в раннем детстве проявились у мальчика художественные способности. После окончания школы в 1973 году он служил в военно-морском флоте. После службы некоторое время работал в Севастопольском драматическом театре. В 1977 году Александр поступил в Московскую школу студию имени Немировича-Данченко при МХАТе. Получив образование, некоторое время работал художником-постановщиком в театрах Севастополя. Но Господь уготовил ему иной путь. В 1989 году Александр работал в Свято Никольском храме на Братском кладбище, принимал участие в восстановлении поврежденной мозаики, был рабочим в алтаре. В августе того же года он был рукоположен во диакона, а через три месяца во священника — его первым приходом стал храм Двенадцати апостолов в Балаклаве, требующий немедленного ремонта, что и стало главной заботой отца Александра. Но не только церковь нуждалась в заботе и внимании. Возрождение людских душ, разрушенных годами безбожия, было не менее важной задачей. Отец Александр стал достойным пастырем, многим прихожанам он помог обрести свой храм в душе. Люди вспоминают о нем с благодарностью и светлой радостью; всегда готов был выслушать и помочь делом или советом, помогал облегчить душу, с людьми общался просто, никогда никто не видел в нем гордыни. Особенно нравилось прихожанам слушать, как молится их священник: «Не молился — он разговаривал с Господом». Трудно было восстанавливать церковь в Балаклаве и одновременно храм святых равноапостольных Константина и Елены в селе Флотском. Требовались строительные материалы, рабочие руки и денежные средства, которых не хватало. Но никто не видел отца Алексанра огорченным, он, напротив, был жизнерадостным, говоря: : «Господь все у правит». Эту свою веру в Христа и оптимизм он передавал всем, кто окружал его.

Отец Александра получил духовное образование в Одесской Духовной семинарии. В1992 году его назначили настоятелем церкви Святой Троицы при Инкерманском Свято-Климентовском монастыре. Он сам расписал иконостас, перед которым затеплились лампадки, с его помощью в обитель вернулись мощи священномученика Климента. Отец Александр принял важное решение: всего себя полностью по святить Богу. 22 августа 1994 года он принял монашеский постриг с именем Августин, а через восемь дней отправился в Балаклавский Свято-Георгиевский монастырь наместником. Под его руководством постепенно ожил древний монастырь. По проекту отца Августина отреставрировали древний пещерный храм Рождества Христова.

В 1995 году архимандрит начал восстанавливать Спасо-Преображенский скит около села Терновка. В самом же селе построили храм во имя святого мученика Евстратия Киево-Печерского. Как бы предчувствуя свою гибель, архимандрит Августин старался сделать как можно больше для восстановления разоренных Таврических монастырей и храмов. Вместе с иеромонахом Агапитом, благочинным Свято-Климентовского монастыря, он отправился начать новое богоугодное дело, но под Белгородом их машина врезалась в грузовик. День их трагической гибели 13 сентября 1996 года.

Тела погибших решили похоронить на территории Инкерманского Свято-Климентовского монастыря, недавно возрожденного архимандритом Августином. Погребение состоялось 16 сентября. Собравшиеся священники стали свидетелями чудесных явлений, случившихся в этот день. С самого утра шел дождь, но как только началась литургия, он прекратился, и небо прояснело, а после окончания службы дождь пошел вновь. Когда во время отпевания гробы стали опускать в землю, с неба дважды прозвучали сильные раскаты грома, будто сам Господь возвестил об окончании отпевания.

Прихожане и священники были потрясены трагической гибелью архимандрита Августина и иеромонаха Агапита (Маланич). Присутствовавший на погребении старец Кирилл (Павлов) сказал: «Души этих иноков созрели для Царства Божия». За семь лет своей деятельности архимандрит Августин восстановил три обители и семь церквей.

Иеромонах Августин (Хмелёв)

Также: новость о камин-ауте иеромонаха Августина: Православный священник совершил камин-аут

– О. Августин, не могли бы Вы в начале рассказать немного о себе? Сколько Вам лет?
– На данный момент мне 19 лет.
– Какое у Вас образование?
– Я имею среднее образование и семинарию.
– Как Вы пришли к вере и что она для Вас значит?
– Собственно, к вере я пришел более самостоятельно в 5 классе и тогда я понял, кем хочу быть. А так были лишь редкие походы в Церковь с бабушкой на Вербное воскресение, на Пасху и Крещение Господне. Для меня вера есть нечто чистое и детское… незапятнанное политикой и прочей ересью… искренние исповеди и благоговейный приход к Телу и Крови Христа.

– Почему Вы выбрали именно эту Церковь?
– Я выбрал эту Церковь лишь потому, что я находился в малой зависимости от епископа или патриарха. Скажем так, что епископ давал мне только право совершать Литургию и прочие таинства, кроме рукоположения, через антиминс. Была некая вседозволенность.

– Почему Вы решили стать священником?
– Я до сих пор сам не понимаю, почему я стал священником. Меня словно Кто-то позвал, и я сказал «Да».

– Вы достаточно юны для священника: в своём тексте Вы написали, что являетесь священником уже 3 года, то есть с 17 лет. Если смотреть каноны, то они устанавливают возраст рукоположения в дьяконы – 25 лет, а в пресвитеры – 30 (14-е правило Трулльского Собора). Для поставления в иподиаконы 15 правило того же Собора определяет минимальный возраст в 20 лет. Безусловно, реальная церковная практика отличалась от этих канонических установлений, и, например, по ныне действующему Уставу РПЦ МП в дьяконы и пресвитеры можно рукополагать с 18 лет. Однако чаще всего в столь юном возрасте в этой церкви не рукополагают, а требуют в начале отучиться в духовной семинарии (не менее 6 лет), и только после этого рассматривают вопрос о рукоположении в иподиаконы, затем в диаконы и только после этого в священники. То есть в среднем обычным возрастом для рукоположения является возраст около 25 лет. Это, кстати, совпадает с практикой и Римской католической церкви, в которой этот возраст зафиксирован в Кодексе канонического права (канон 1031). Выполнение священнического служения и, я сейчас скорее даже не о богослужении думаю, а о служении прихожанам, требует определенного жизненного опыта, знаний, мудрости. Помогает Вам или мешает Ваш возраст в несении этого служения?
– На этот вопрос мне трудновато ответить. Хотя был такой случай: мы пришли к другу в гости, а у его мамы был какой-то вопрос (уже и не вспомню), вопрос в ответ, на который все священники из РПЦ ходили вокруг да около. С нами еще был один семинарист РПЦ… так же вокруг да около, а я просто дал ей ответ. Думаю, что не мешает.

Иеромонах Августин (Хмелёв)

– Давайте теперь поговорим о Вашем камин-ауте. Простой вопрос: зачем Вы его сделали?
– Я живу в Кемеровской области, городе Междуреченске. Все это дружно называется КУЗБАСС. У нас очень много шахтеров и гопников, естественно, и гомофобия зашкаливает, мне надоело скрывать то, кем я являюсь. Также на меня повлияли камин-ауты о. Артемия и о. Кшиштофа.

– Но разве в таком гомофобном контексте не логичнее было бы наоборот хранить свою гомосексуальность в тайне и не привлекать к себе внимание камин-аутом?
– В моем городе никто не знает о моем камин-ауте…

– Как к Вашей гомосексуальности относятся Ваши друзья, родные?
– Родные не знают об этом. Я решил рассказать им тогда, когда смогу жить далеко от них. Друзья — нормально. Порой пытаются шутить на эту тему.

– Как они отнеслись к Вашему камин-ауту? Была ли негативная реакция?
– На данный момент ещё не все мои друзья знают о моем камин-ауте, а те, которые знают поддержали меня, а некоторые из них от меня отвернулись, на что я не в обиде.

– Как в их сознании укладывается, что Вы монах, священник и гей?
– Если честно, то я не знаю. 4 друзей находятся в РПЦ, поэтому не верят в мой сан.

– Как отнеслась иерархия Вашей Церкви к этому шагу? Ведь не секрет, что православные церкви одни из самых консервативных, на официальном уровне, в отношении гомосексуальности.
– По единственному слуху (неизвестно правда это, или нет) меня запретили в священнослужении и отчислили за штат. Но это еще стоит проверить. Во всяком случае, меня уже готовы принять в Православной Церкви Европы, а также в Епископальной Церкви Украины.

– В своём тексте Вы говорите: «Если говорить о геях в российских церквах, то на самом деле там их достаточно… что в Римо-Католической Церкви (в РФ), что в альтернативных Православных Церквах, ну может в РПЦ МП их куда больше». Однако основная масса этих геев-священников не только не думают о камин-ауте, но и подчас достаточно активно выступает с гомофобными речами. Как Вы относитесь к этому лицемерию священников? Считаете ли Вы что другим священникам также необходимо последовать Вашему примеру и совершить камин-аут?
– Я всегда считал лицемерие одним из тяжких грехов, особенно для священника. Я считаю, что они должны перестать лицемерить, а позже они уже и сами сделают камин-аут.

Иеромонах Августин (Хмелёв)

– Кроме того, что Вы священник, Вы ещё и монах, то есть Вы дали обет целибата – сексуального воздержания. Иными словами, для Вас, в соответствии с канонами православной церкви, сейчас невозможно вступить в партнёрские отношения, которые бы подразумевали сексуальные отношения. Считаете ли Вы что эти каноны должны быть пересмотрены в Вашей церкви?
– Я думаю, что этот вопрос должен быть пересмотрен всеми Церквями в пользу как монашества/целибата, для тех, кому это по силам, в пользу женатого духовенства для священников-гетеросексуалов, но также и в пользу гомосексуального духовенства.

– Чему научила Вас Ваша гомосексуальность как православного священника?
– Она научила меня лишь одному – открытости. Христос был для всех открыт в своем общении…

– Чем Вы руководствуетесь в своём пасторском служении? Есть для Вас какая-то разница если к Вам обращается гетеросексуальные прихожане или ЛГБТ-верующие?
– Еще со школы запомнил слова из учебника по обществознанию: «Каждый человек является индивидуумом». Каждого человека нужно в начале выслушать. Перед Богом все мы имеем единственную схожесть, мы являемся людьми.

– Чтобы Вы хотели сказать читателям нашего сайта?
– Я просто повторю слова Христа: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя…» (Мф 22,39).
– Спасибо Вам, о. Августин, за это интервью и благословений в Вашем служении.

Отец святого Августина был язычником и обратился в христианство перед смертью; мать, святая Моника, была праведной христианкой. Августин был воспитан в христианстве, но потерял веру в юности и вёл разгульную жизнь. Жил с карфагенянкой с 15 до 30 лет; имел сына Адеодата («Дар Божий»). Обучался риторике в Карфагене и Милане. После изучения нескольких философских учений на несколько лет стал приверженцем манихейства, которое учило борьбе добра со злом, но обладало низкими нравственными нормами. Итоги его раздумий того периода отражены в знаменитой «Исповеди»: «Боже, даруй мне непорочность и воздержание, но не сейчас». В конце концов Августин оставил манихейство и обратился в истинную веру молитвами своей матери и св. Амвросия Медиоланского, преподавшего ему Таинство Крещения . После смерти матери Августин вернулся в Африку, раздал имущество бедным и основал монастырь. Стал монахом, священником, проповедником, затем епископом Иппонийским. Святой основал религиозные общины и боролся с манихейством, донатизмом, пелагианством и другими ересями. Руководил своей Церковью во время захвата Римской империи вандалами. Августин Блаженный провозглашен Учителем Церкви. Поздние раздумья этого святого можно отразить строкой из его сочинений: «Наши сердца сотворены для Тебя, о Господи, и они неутомимы, пока не почиют в Тебе».

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ 1 Кор 1,17-25

Братья: Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова. Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия. Ибо написано: «погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну». Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо, когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость. Потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков.

Толкование

Порой мы испытываем чувство едва скрываемой скуки от толкователей Слова Божьего. Нам бы хотелось, чтобы кто-то ласкал наш слух новыми словами и мудрыми речами, способными утолить человеческую жажду новизны. Апостол Павел настойчиво излагает нам одну-единственную истину: слово Божие лаконично, как Крест, на котором был распят наш Господь. Бесполезно искать других слов, ибо они не будут даны. Тем, кто просит об ошеломительных чудесах и пускается в пустую софистику, слово Евангелия мало что может сказать. Для них оно не будет привлекательным и не вызывает любопытства. Но когда мы решаемся проникнуть за его кажущуюся трудность понимания, то находим в Благой вести все сокровища знаний и мудрости, которых только можно пожелать.

ЕВАНГЕЛИЕ Мф 25,1-13

В то время: Иисус сказал ученикам Своим следующую притчу: Подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых, и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: «вот, жених идёт, выходите навстречу ему». Тогда встали все девы те, и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: «дайте нам вашего масла; потому что светильники наши гаснут». А мудрые отвечали: «чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе». Когда же пошли они покупать, пришёл жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились. После приходят и прочие девы, и говорят: «Господи! Господи! отвори нам». Он же сказал им в ответ: «истинно говорю вам: не знаю вас». Итак, бодрствуйте; потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий.

Толкование

Нам не дано знать, когда вернется Господь. Точно лишь то, что Он вернется. Что же нам делать в Его ожидании? Бодрствовать и не давать себя обмануть тому, что отдаляет от жизненной цели. Неразумным девам подобны христиане с добрыми намерениями, но не делающие ничего, чтобы обратить их в дело. Эти люди живут в постоянном обмане, в иллюзии, что Бог учтет их благие устремления. К сожалению, одни лишь намерения никого не изменили: поэтому, когда приходит момент истины, такие люди видят, что они не сделали ничего конкретного, а значит, не поняли абсолютно ничего, — и они остаются за дверью брачного пира.

Митрополит Августин (Маркевич)

Августин (Маркевич) (род. 1952), митрополит Белоцерковский и Богуславский, председатель Синодального отдела УПЦ по взаимодействию с Вооруженными Силами и другими воинскими формированиями Украины, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, председатель Богословско-канонической комиссии УПЦ

В миру Маркевич Адам Иванович, родился 7 апреля 1952 года в селе Глушковичи Лельчицкого района Гомельской области Белоруссии в семье священника Иоанна Маркевича и Екатерины Маркевич. Был одним из шести детей, четырёх сыновей и двух дочерей. Его братья — протоиереи Парфений, Михаил и Стефан, одна из сестёр Мария Гоюк (в девичестве Маркевич), стала матушкой – женой протоиерея Михаила Гоюк .

В 1971 году окончил медицинское училище, в 1972-1974 годах служил в рядах Советской Армии. В 1974 году поступил в Московскую духовную семинарию, затем в Московскую духовную академию, заочное отделение которой окончил в 1982 году. В 1976 ректором Московских духовных школ архиепископом Дмитровским Владимиром (Сабоданом) рукоположен во диакона, затем — в священника.

В 1977-1989 годах был настоятелем храма в селе Белиловка Ружинского района Житомирской области, в 1989-1990 годах — Покровской церкви в городе Коростень Житомирской области, в 1990-1992 годах — храма равноапостольной княгини Ольги в Житомире. В 1988-1992 годах — благочинный Коростенского округа Житомирской епархии. Опытный пастырь-духовник, он пользовался большим авторитетом у верующих, что помогло избежать вовлечения паствы в автокефалистский раскол и появления в Коростене раскольничьих общин.

Определением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 16 сентября 1992 года, по пострижении в монашество и возведении в сан архимандрита, определено быть епископом Львовским и Дрогобычским.

Пострижен в монашество в Киево-Печерской лавре, наречен во имя блаженного Августина Иппонийского.

20 сентября 1992 года хиротонисан во епископа Львовского и Дрогобычского. Хиротонию в Трапезной церкви Успенской Киево-Печерской лавры совершили митрополит Киевский и всея Украины Владимир, архиепископ Ровенский и Острожский Ириней, епископы Луганский и Старобельский Иоанникий, Переяслав-Хмельницкий Антоний и Белоцерковский Ипполит.

Архиеп. Августин (Маркевич)

28 июля 1998 года возведен в сан архиепископа.

С 5 ноября 1998 года — архиепископ Львовский и Галицкий.

Один из наиболее деятельных и инициативных иерархов канонической Украинской Церкви. Благодаря усилиям владыки Августина была спасена от полного отпадения Львовская епархия, некогда крупнейшая в составе Московского Патриархата. После ухода в автокефалистский раскол его предшественника, Андрея (Горака), и вместе с ним многих клириков епархия как административная единица была снята с регистрации властями Львовской области, лишилась кафедрального Покровского собора, здания епархиального управления, резиденции архиерея, архива, ризницы и пр. Несмотря на противодействие про-униатски настроенных властей и националистических движений Галиции, владыка Августин добился возобновления регистрации епархии и возвращения в лоно Церкви многих раскаявшихся клириков. Неоднократно он подвергался угрозам и прямому нападению со стороны униатских экстремистов, в частности, во время межрелигиозных конфликтов в селе Урож и в Сиховском жилом массиве Львова в августе 1996 года, где православная Свято-Владимирская община совершала богослужения под открытым небом. Несмотря на сложнейшие условия, церковная жизнь в Львовской епархии под его водительством стала насыщенной и полнокровной. Создано Петропавловское братство, Свято-Варваринское сестричество, молодежное братство в честь Почаевской иконы Божией Матери, общество защиты жизни «Спаси и сохрани», открыты катехизаторские курсы, которые к 2000 году функционировали в качестве филиала Православного Свято-Тихоновского богословского института.

Был участником Архиерейских Соборов Русской и Украинской Церквей, членом Синодальной богословской комиссии Русской Православной Церкви с 24 февраля 1994 года, на пленуме которой выступал за ограничение участия Русской Церкви в «Всемирном Совете Церквей» и других экуменических организациях и переход от статуса их участника к статусу наблюдателя.

С мая 1995 по 2002 год — духовник Союза православных братств Украины.

С 6 декабря 1996 года — председатель Синодальной богословской комиссии Украинской Православной Церкви, а также ответственный за связи Украинской Православной Церкви с Министерством обороны, Министерством внутренних дел и другими вооруженными формированиями Украины. Затем, с 1999 года — председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и другими воинскими формированиями Украины.

В 1997-2001 годах — духовник Союза православной молодежи Украины. С 1999 года — председатель Попечительского совета Украинского отделения международного Фонда единства православных народов.

С 2001 года — член Совета Собора славянских народов Беларуси, России и Украины. С 2001 года — Председатель общественного объединения для поддержки канонического Православия «Путь православных» имени святого равноапостольного князя Владимира.

13 июля 2006 года назначен священноархимандритом открытого на территории Мукачевской епархии Свято-Покровского мужского монастыря в селе Кострино Великоберезнянского района Закарпатской области .

14 ноября 2007 года был освобожден от должности председателя Синодальной богословской комиссии.

Трижды был в паломнических поездках в Святую Землю, дважды посетил Афон. В 1994 году сослужил патриарху Иерусалимскому Диодору на ночной Пасхальной литургии.

Принимал участие в церковных и светских международных конференциях, совещаниях, в том числе в 1998 году: в городах Багдад (Ирак), Вена (Австрия), Варшава (Польша), был членом комиссии по диалогу между Русской Православной Церковью и Римо-католической Церковью в Женеве (Швейцария) в 1994 году и в Москве (Россия) в 1995 году и др.

Был председателем или членом Оргкомитетов ряда церковно-светских конференций, а также ответственным за организацию и проведение различных профильных церковно-светских научно-практических конференций в 1996-2000 годах, включая «Митрополит Петр Могила и его эпоха», «Украина на пороге III тысячелетия», и других.

С 27 июля 2009 года — член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.

24 ноября того же года назначен полномочным представителем Украинской Православной Церкви в Верховной Раде Украины.

23 декабря 2010 года освобождён с должности священноархимандрита Свято-Покровского мужского монастыря в селе Кострино Великоберезнянского района Закарпатской области.

10 февраля 2011 года назначен председателем Богословско-канонической комиссии УПЦ и освобождён от должности полномочного представителя Украинской Православной Церкви в Верховной Раде Украины .

20 июля 2012 переведен на Белоцерковскую и Богуславскую кафедру . Принял также должность настоятеля в Белоцерковском Серафимо-Саровском мужском монастыре, от которой был освобождён 15 марта 2013 года .

23 ноября 2013 года был возведен в сан митрополита .

Награды

  • Светские:
    • премия и орденский знак Фонда святого Андрея Первозванного (1996)
    • орден Дружбы (2003)
    • орден Почета (2012, Российская Федерация)

Литература

Использованные материалы

Владыка Августин отметил день своего Небесного покровителя, сайт Львовской епархии, не ранее 28 июня 2004 года (на укр. языке):

Журнал № 35, журналы заседаний Священного Синода Украинской Православной Церкви от 13 июля 2006 года (на укр. языке):

Журналы №6 и 13, журналы заседания Священного Синода Украинской Православной Церкви от 10 февраля 2011 года (на укр. языке):

В Киеве состоялось очередное заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви, официальный сайт РПЦ, 20 июля 2012 года:

Журнал № 27, журналы заседания Священного Синода Украинской Православной Церкви от 15 марта 2013 года:

«У день свого народження, Блаженніший Митрополит Володимир звершив Літургію в Києво-Печерській Лаврі», сайт пресс-службы Украинской Православной Церкви, 23 ноября 2013 года:

«Архиепископ Львовский и Галицкий Августин отметил свое 60-летие», официальный сайт УПЦ, 9 апреля 2012 года:

«Архиепископ Львовский и Галицкий Августин отметил свое 60-летие» :

«В Минске прошли торжества по случаю дню тезоименитства митрополита Филарета и 35-летия его служения в Белоруссии», официальный сайт РПЦ:

Русская Америка являлась частью Российской империи на протяжении более ста лет. Это были обширные земли, куда входили Алеутские острова, Аляска, селение Росс в Калифорнии. Русские люди принесли туда православную веру. Влияние Православия на духовную жизнь сохранилось до сих пор, причем не только на Аляске, но и по всей Америке. В настоящее время только в Северной Америке насчитывается около шести миллионов православных христиан. Это одно из самых распространенных вероисповеданий Америки.
В нынешнем году отмечается 200-летие Православия в Америке. Два столетия назад, в 1794 году, первая православная миссия, преодолев тысячи верст сушей и морем, прибыла на Кадьяк. Эта тема уже была затронута в одном из номеров нашего журнала, ныне ее продолжает статья архимандрита Августина.
Архимандрит Августин (Никитин) — кандидат богословия, доцент Санкт-Петербургской духовной академии, заведующий кафедрой общей церковной истории.
Сегодня, когда повсеместно возрождается вера и религиозная жизнь в России, самое время вспомнить тех подвижников, которые несли слово Божие в далекую и суровую Русскую Америку. И особо надо сказать о первой православной миссии, отправившейся двести лет назад к американским берегам.
13 августа 1794 года из Охотска вышли на Аляску два судна — «Три иерарха» и «Святая Екатерина». На первом корабле и разместилась миссия, сопровожденная особой инструкцией и наставлениями Священного Синода. Предписывалось утверждаться в примерах и добродетелях христианской жизни, внушать религиозно-нравственные понятия из Евангелия, Деяний и Посланий Апостольских.
Миссии предстоял трудный, временами трагичный, но поистине одухотворенный путь. Некоторые из ее участников приняли на этом пути мученическую смерть, но свершили великое дело, неся коренному населению свет Православия. Разумеется, это были не первые христиане в тех далеких землях. Православие пришло на острова и побережье северо-западной Америки вместе с первыми русскими землепроходцами раньше. Отважные мореходы и охотники осваивали незнакомые края, строили крепости и за тысячи верст от России «заводили помаленьку Русь». Это выражение «Колумба российского» Г. И. Шелихова верно определяет характер освоения Американского континента русскими. Они не только охотились на пушного зверя, но и стремились прочно обосноваться на вновь открытой территории, несли с собой русские традиции и обычаи. А в основе этих традиций было Православие.
Уже первые русские мореплаватели, посещавшие новые места, заботились о духовном просвещении местных жителей. Мореход и промышленник Андреян Толстых, открыв группу островов, названных в его честь Андреяновскими, стал первым крестителем островных жителей, приведя их к православной вере. Иван Глотов крестил алеутов на открытых им Лисьих островах. В 1759 году он окрестил сына одного из алеутских старейшин. Этот мальчик был увезен на Камчатку, где прожил несколько лет, выучился русской грамоте и вернулся домой в звании главного тойона (старейшины).
На каждом корабле, отправлявшемся в плавание к американским берегам, были иконы и книги, необходимые для свершения богослужений. Посему русские православные люди могли делать это сами, без священника.
Русских людей становилось в регионе все больше и больше. В 1781 году была образована Северо-Восточная компания И. И. и М. С. Голиковых и Г. И. Шелихова. Ей суждено было сыграть большую роль в деле организации Российско-Американской компании, в христианизации населения Аляски и Алеутских островов.
Сам Григорий Иванович Шелихов, будучи православным христианином, предпринимал попытки духовного просвещения жителей острова Кадьяк: «Я сделал оный опыт рассказать сколь можно простее и внятнее о христианском законе… До выезду моего сделал я христианами сорок человек, кои крещены с такими обрядами, кои позволяются без освященника…»
С годами русские люди все более утверждались в Новом Свете. Летом 1790 года Г. А. Сарычев на судне «Слава России» посетил Капитанскую гавань на Уналашке и гавань Трех Святителей на Кадьяке.
В том же году на остров Кадьяк прибыл купец А. А. Баранов, с чьим именем связана вся последующая история Русской Америки. Он состоял главным правителем русских колоний в Америке в течение 28 лет.
Но хотя русские промышленники сами устраивали некоторые богослужения, это было далеко недостаточно для религиозных чувств ново-крещенных. Необходимость в духовном развитии местных жителей становилась более острой.


КАРТА СВЯТЫХ МЕСТ АМЕРИКИ
Карта работы братства Преп. Германа Аляскинского Чудотворца.
Новый Валаам, Аляска.

На карте изображена Северная Америка. Наверху Канада и над ее пространствами Собор Американских Святых: Преп. Герман держит символ монашеского храма, лицом к нему Святитель Иннокентий Аляскинский с Ситкинской иконой Казанской Богоматери (работы Боровиковского), местно чтимой на Аляске. С обеих сторон первомученики.. Ювеналий пострадал от диких шаманов-язычников, Петр Алеут от фанатиков-католиков. Над ними Святитель Иннокентий Иркутский, покровитель сибирских миссионеров, а над всеми Спаситель как первоиерарх. С боков ангелы держат некоторые Чудотворные иконы Богоматери (журнал «Русский Паломник». 1991. № 4).
В 1793 году Шелихов и Голиков обратились к митрополиту Санкт-Петербургскому Гавриилу с прошением о священнике. В письме компаньонов сообщалось об опытах крещения алеутов, о создании училища для детей алеутов, «в котором ко удовлетворению нашему такие успехи учащимися показаны, кои от национальных юношей ожидать более нельзя. Но недостает нам единого искусного и сообразного с начинаниями сими… священника, могущего показать свой добродетельный пример поднятием христианской веры».
Сей рапорт послужил основанием для организации Кадьякской миссии. Прошение было вскоре рассмотрено, и 4 мая 1793 года Екатерина II указала Священному Синоду просьбу исполнить, возложив все дело на попечение митрополита Санкт-Петербургского Гавриила. Екатерина II повелела вместо отправки одного священника послать в Америку целую духовную миссию.
Митрополит Гавриил соответственно предписал Валаамскому игумену Назарию подобрать миссионеров. В состав миссии вошли: архимандрит Иоасаф (Болотов), он же глава миссии, с ним иеромонахи Ювеналий, Афанасий, Макарий, иеродиакон Нектарий, монахи Стефан, он же впоследствии иеродиакон, далее Герман и Иоасаф, всего 8 лиц.
Все члены миссии, кроме Макария и Стефана, были насельниками Валаамской обители. Иеромонах Макарий и монах Стефан прибыли из Коневского монастыря.
«Американцы ко крещению идут весьма охотно, а на Уналашке во время проезда сквозь Алеутские острова, неволею в одну бухту загнаны противным ветром, алеуты своей ловкостью и желанием крещения весьма нас удивили».
Иеромонах Ювеналий совершал миссионерские поездки по материковой Аляске, проповедовал слово Божие, убеждал отдавать детей в кадьякскую школу, терпел нужды холода и голода… Но аборигены, прежде всего индейские племена с берегов Аляски, принимали миссионера враждебно. В 1796 году индейцы племени танайна (кенайцы) убили иеромонаха Ювеналия. Это произошло в районе селения Квинги, точное же место гибели мученика и страстотерпца неизвестно. Возможно, святой отец воздерживал аборигенов от греха сладострастия и многоженства? Истинной причины не знает никто.
Из отчета экспедиции 1829 года можно узнать, что на некоторых жителях тех мест видели крест и образа, которые могли перейти к ним от убитого миссионера. И все же мученическая смерть о. Ювеналия и его духовный подвиг были не напрасны. Не напрасна была и подвижническая деятельность других миссионеров.
Успешная деятельность миссионеров получила высокую оценку Святейшего Синода. Было принято решение об учреждении на Кадьяке особой епархии. Синод постановил возвести архимандрита Иоасафа в сан епископа Кадьякского и прочих прилегающих островов, викария Иркутской епархии.
Но реализация синодального определения встретила значительные трудности. Прежде всего возник вопрос, где совершать хиротонию. Вызывать архимандрита Иоасафа в Центральную Россию значило бы заставить его перенести тяжелый путь в 15 тысяч километров. Еще труднее было направить архиереев из столиц или даже сибирских городов куда-либо на берега Великого океана для совершения хиротонии. Поэтому было поручено совершить ее одному Иркутскому архиепископу Вениамину. Наречение нового епископа было совершено в Иркутске 3 апреля 1799 года, а 10 апреля он был посвящен во епископа Кадьякского. Этот случай хиротонии во епископа одним архиереем был едва ли не единственным в истории Русской церкви.
Судьба епископа Иоасафа оказалась трагической. На обратном пути в Русскую Америку он погиб во время крушения корабля «Феникс» летом того же, 1799 года.
Епископ Иоасаф оставил после себя интересный литературно-документальный труд, озаглавленный «Краткие сведения об острове Кадьяке и других в топографическом, климатическом, статистическом и эстетическом отношениях». (Он опубликован в журнале «Друг просвещения» за октябрь 1905 г.). В нем, в частности, высказываются очень глубокие идеи по поводу первоначального заселения Америки: «Хотя жители Кадьякские разумеют, что все живущие около их народы произошли от них, но по сообразию их языка с аляскинцами и даже мест, противу Чукотского мысу лежащих, а сих — с чукчами, догадываться можно, что они произошли от Азии через Чукотский мыс».
Иеромонах Стефан и Макарий, входившие в состав миссии, также трагически погибли на корабле «Феникс».
В 1806 году иеродиакон Нектарий, тоже один из членов Кадьякской миссии, выехал из нее и скончался по дороге в Вятской епархии. Иеромонах Афанасий и монах Иоасаф дольше других исполняли свой долг: первый прослужив в сане священника в кадьякской церкви до 1825 года, второй заведовал церковным имуществом вплоть до своей смерти в 1823 году.
В составе миссии был валаамский монах Герман, который в последние годы удалился от мира и до кончины в 1837 году жил на острове Еловом близ Кадьяка, прозванном им «Новым Валаамом». Там он построил небольшую часовню и школу для алеутских сирот. Живя на острове Еловом, Герман помогал и жителям Кадьяка во время эпидемий и стихийных бедствий, после чего стал настоящим духовным другом и наставником для кадьякцев. Память о нем почитается до наших дней. В августе 1970 года Герман был причислен к лику святых, став первым американским святым в православном календаре.
В 1824 году на остров Уналашку прибыл молодой священник Иоанн Вениаминов, будущий митрополит Московский Иннокентий. За свою апостольскую деятельность в Америке он также был причислен к лику святых. С приездом отца Иоанна в православном христианстве Америки была открыта новая страница.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *