Промыслом Божиим, благословением Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира и определением Священного Синода Украинской Православной Церкви я призываюсь ныне к великому служению в сане епископа. Глубокое волнение, благоговейный трепет испытывает сейчас душа моя; со страхом предстою я перед вами, осознавая величие и важность служения, к которому призывает меня Господь, — и я в полной мере осознаю ответственность и тяжесть Креста, который возлагается на мои плечи. С великим смущением, сознавая свое недостоинство, я исповедую перед вами, святители Божьи, свою душевную тревогу, свои грехи и недостатки. Сердце мое преисполнено смятения от сознания своих немощей, — и как никогда понятно и близко ему восклицание святого апостола Петра: «Выйди от меня, Господи, потому что я человек грешный!»
(Лк.5;8). Но спасительной надеждой на неизреченную милость Божью — в моем существе звучит слово Господне, обращенное к пророку Исайе: «Я избрал тебя и не отвергну тебя: не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я — Бог твой; Я укрепил тебя и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей» (Ис.41;9-10). Покоряясь в полном повиновении воле Божьей в этом избрании, я без колебаний, с верою несомненною и искренним благодарением приемлю этот Божественный дар и «нимало вопреки глаголю». Душа моя, подобно Иудифи, решающейся на подвиг для спасения своего народа, невольно восклицает: «Сегодня жизнь моя возвеличилась во мне больше, нежели во все дни от рождения моего!» (Иудифь, 12; 18).
Вспоминая жизнь свою от отрочества, я изумляюсь Промыслу Божьему, который вел меня к служению Богу, Церкви Христовой и людям. Много искушений и скорбей сопутствовало мне. Лишь сейчас понимаю, к чему готовил меня Господь этими испытаниями. Увы, что я могу сказать хорошего о себе? Мне нечем хвалиться, разве только неоскудевающей милостью Божьей к моим немощам.
Родился я в православной семье в пригороде Харькова. Уже в юности я почувствовал призвание служить Богу и Его Святой Церкви; пономарил в приходском храме, мечтал стать священником. Но прежде чем смогла осуществиться моя отроческая мечта, мне пришлось окончить техникум, институт, отслужить в армии, после чего я сподобился в течение двух лет нести послушание в Свято-Успенской Почаевской Лавре, которая меня духовно возродила, благодатно вскормила, научила первым шагам в духовном пути, и доныне матерински воспитывает меня. Ежедневно сыновне поминаю почившего архиепископа Волынского и Ровенского Дамиана (Марчук, † 4 июня 1997 года), рукоположившего меня в священнический сан. С благодарностью вспоминаю Санкт-Петербургскую Духовную семинарию и Киевскую Духовную Академию, давшие мне богословское образование. Молитвенно благодарю всех архипастырей, священников, монахов и всех замечательных людей, с которыми Благой Промысл Божий сводил меня на протяжении моего двадцатипятилетнего священнического служения. До земли кланяюсь своему архипастырю — Высокопреосвященнейшему архиепископу Ровенскому и Острожскому Варфоломею, под духовным руководством которого я возрастал как священник и монах, набирался жизненного и административного опыта.

Благодарю Вас, Ваше Высокопреосвященство, за мудрое наставничество и молитвы обо мне, недостойном, и очень надеюсь на Ваше соучастие в новом для меня служении Церкви.
От всей души искренне благодарю Вас, Ваше Блаженство за доверие, которым Вы меня удостоили ныне; благодарю и за высокий пример Вашего святительского служения. Ваша жизнь и Ваш пример попечения о чадах Украинской Православной Церкви воодушевляют меня на подвиг ревностного служения Богу и ближним.
Я никогда не искал легких путей, ибо всегда уповал на помощь Божью, покров Пресвятой Владычицы Богородицы, ходатайства моих Небесных покровителей — преподобного Сергия Радонежского и святителя Нектария, митрополита Пентапольского, Эгинского чудотворца, имена которых носил в миру и ныне ношу в монашестве. Молитвенно призываю в помощь преподобного Иова Почаевского, Киево-Печерских угодников и всех святых, — чтобы их предстательством и вашими молитвами Великий Архиерей — Спаситель мира сподобил меня дерзновенно, с бодрым духом предстать пред престолом Божиим в сретение благодати Всесвятого Духа, и до конца жизни тщательно возгревать в себе сей благодатный дар.
Смиренно и усердно прошу Вас, Ваше Блаженство и святители Божьи: благословите меня на предлежащий мне путь и в великий момент моей Пятидесятницы, при возложении рук ваших, вознесите ваши святые молитвы, чтобы мне непреткновенно проходить предстоящее поприще епископского служения во славу Церкви Христовой, ради спасения чад церковных; для стяжения дара спасительной любви, — дабы на исходе моих дней и мне произнести вслед за апостолом: «Ей, Господи, Ты веси, яко люблю Тя!» (Ин.21;16), а в день Судный обрести Жизнь Вечную вместе с избранными Божьими. Аминь.

Биография

Родился 2 июня 1917 года в Смирне, Османская империя. Его отец, Василий, имел французские корни, но по-французски не говорил; мать Кириакула была гречанкой. Был старшим ребёнком в семье.

В 1922 году, когда местное грекоязычное население подверглось кровавым преследованиям со стороны турок, семья бежала во Францию и поселилась в Марселе, где жила в крайней бедности. Его отец умер сравнительно молодым, оставив на его попечении младших братьев и сестёр.

Во франции стал прихожанином временного экзархата Константинопольского Патриархата русской традиции в Западной Европе, возглавляемого митрополитом Евлогием (Георгиевским), в том числе посещал приход Покрова Пресвятой Богородицы на улице Лурмэль, основанный Марией (Скобцовой). Большое влияние имело на него общение со священником Валентином де Бахстом, активным участником французского сопротивления.

В 1942 году, в разгар войны, Валентин де Бахст рекомендовал Ахиллеса Фонтрие как кандидата в священники. В том же году он был пострижен в монашество с именем Амвросий и рукоположён в сан диакона и священника митрополитом Евлогием (Георгиевским). Служил священником в русской церкви, окормлявшей греческую общину в Мартиге, неподалеку от Марселя. В послевоенный период, вслед за митрополитом Евлогием, вошёл в ведение Московского Патриархата. Служил на приходе около Марселя. Начальник Братства святого Фотия Николай Полторацкий так охарактеризовал митрополиту Николаю (Ярушевичу) отца Амвросия в 1946 году: «Это очень достойный и культурный молодой инок и пастырь (28 лет), преданный Церкви Православной и именно Русской Церкви, так как во многом разочарован в отношении Церкви греческой, её упадническим состоянием и недостатком жертвенного духа греческого духовенства, в особенности епископата. Будучи подлинным православным от рождения, греком по происхождению, со стороны своей мтери, он, вместе с тем, является настоящим французом по культуре и по подданству, даже не знающим, кроме Франции, никакой другой страны».

Примкнул к возглавляемой протоиереем Евграфом Ковалевским Французской Православной Церкви, ориентированной на проповедь православия французам и проводившей богослужения по реконструированному галликанскому обряду. До 1953 года данное объединение действовало под омофором Московского патриарха, а затем обособилась, но в 1960 году по ходатайству святителя Иоанном (Максимовичем) была принята в состав Русской Православной Церкви Заграницей. Многие годы являлся настоятелем прихода в Марселе, основал несколько приходов во Франции — в Париже, Лионе, Монпелье, и в чрезвычайно сложных условиях организовал там церковную службу на французском языке. Преподавал богословие в Свято-Дионисиевском богословском институте в Париже. В 1960—1982 годы им была проведена большая работа по переводу на французский святоотеческой литературы, изъяснению богослужений, написанию икон и православной катехизации. Он сам перевёл богослужебные тексты, а один из его верных друзей и крестников — француз Жан-Жозеф Беркар, профессор университета и многоопытный музыковед, написал на основе славянских распевов музыку для французского текста.

В 1960 году, когда он посетил в Грецию, друзья повели его на могилу тогда ещё неканонизированного Нектария Эгинского. Инокини монастыря рассказали ему о святителе, дали частицу его мощей для парижского прихода. По возвращении во Францию он написал первую икону святителя Нектария, составил первое житие святителя Нектария и сам напечатал его на старом печатном станке в нескольких экземплярах, предназначенных для прихожан храма.

В 1966 году не последовал за епископом Иоанном-Нектарием (Ковалевским), который увёл за собой значительную часть приходов «Французской Православной Церкви», и остался в ведении Русской Зарубежной Церкви. Несмотря на то, что традиция совершения западного обряда в Русской Зарубежной Церкви была упразднена, приходам бывшей Сен-Денийской епархии было дозволено совершение византийского богослужения на французском языке. Кроме того, из осколков Сен-Денийской епархии была образована «Французская Православная Миссия», имевшая особый церковный статус и по-прежнему ориентированная на православное миссионерское служение в западном мире. В то время был удостоен сана архимандрита.

По воспоминаниям протоиерея Вениамина Жукова, под влиянием «двух молодых священников-философов», Патрикия Рансона и Иосифа Терещенко, «произошла некая «радикализация». О. Амвросий сразу стал огораживать своих прихожан от общения с русскими и «переключился» на всё греческое; он стал ездить в Грецию, устраивать паломничества; поначалу упорствующий в новом стиле и только по настоянию Вл. Антония принявший старый стиль, он сблизился в Греции с старостильниками, подружился с о. Киприаном (будущим митрополитом Филийским), закладывал с ним первый камень его церкви. Позже с ним поссорился, упрекая своего долголетнего друга в практике мнимых исцелений экзорсизмами за деньги».

В 1982 году архимандрит Амвросий упомянут как благочинный французских приходов Русской Православной Церкви Заграницей и настоятель Троицкой церкви (франкоязычного прихода) в Париже.

В 1986 году в Русской Православной Церкви Заграницей произошло большое смущение, вызванное громкими обвинениями насельников Бостонского Преображенского мужского монастыря во главе с архимандритом Пантелеимоном (Митропулосом) в адрес священноначалия, которое якобы было подвержено «ереси экуменизма». В то время архимандрит Амвросий заявил о своём несогласии с внутрицерковной политикой, проводимой первоиерархом митрополитом Виталием (Устиновым), и о выходе Французской Православной Миссии из канонического подчинения Синоду Русской Зарубежной Церкви. Одной из побуждающих причин ухода архимандрита Амвросия было его недовольство правящим архиереем Западно-Европейской епархии архиепископом Антонием (Бартошевичем). Испытывая большие симпатии к греческим раскольникам-старокалендаристам, начальник Французской Православной Миссии обвинил своего правящего архиерея в недоверии греческим «собратьям», а также в потворстве открытию на территории епархии церковных приходов, совершающих богослужения по новому календарному стилю. Архимандрита Амвросия также смущало то, что архиепископ Антоний был единственным иерархом РПЦЗ, не подписавшимся в 1969 году под синодальным постановлением о признании действительности иерархии старостильного «флоринитского» Синода Церкви Истинных Православных Христиан (ИПХ) Греции. На момент выхода из юрисдикции РПЦЗ Французская Миссия во главе с архимандритом Амвросием объединяла около 30 небольших приходов.

Сначала группа перешла под омофор архиепископа афинского Хризостома II, но, будучи шокирована монастырем этой юрисдикции в Лавардаке, Франция, перешла в подчинение «архиепископа» афинского Авксентия. Этим они вступили в общение с окормляющимся у него бостонским расколом.

Во второй половине 1980-х годов «Французской Миссией» были основаны церковный приход западного обряда в Великобритании и братство имени святого Григория Паламы, целью которого было свидетельство западному христианству о Православии и «противостояние экуменизму». В 1988 году «Французская Православная Миссия» была преобразована во «Французский Экзархат» «авксентьевского» синода. В 1988—1995 годы на должности Экзарха пребывал клирик бывшей «Французской Миссии» иерей Патрикий Рансон. Начиная с 1986 года для «Французского Экзархата» регулярно совершались хиротонии священнослужителей, проводимые первоиерархом «авксентьевского» синода церкви ИПХ Греции архиепископом Афинским Авксентием (Пастрасом). В 1989 году для французских приходов «авксентьевцы» рукоположили Фотия (Терещенко) во епископа Лугундского и Галльского.

Скончался 14 января 1992 года в парижской больнице.

ОТОШЕЛ КО ГОСПОДУ ПРОТОИЕРЕЙ НИКОЛАЙ ВИНОКУРОВ 24 сентября 2020 года, на 87-м году жизни, отошел ко Господу старший священник и духовник Троицкого женского монастыря села Ташла протоиерей Николай Винокуров. Господь да упокоит новопреставленного раба Своего протоиерея Николая в селениях праведных, где нет ни болезней, ни печалей, ни воздыхания, но бесконечная и несказанная радость, которую «приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 1:9). *** Протоиерей Николай Винокуров родился в праздник иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» 18 мая 1934 года в селе Новые Алгаши Ульяновской области в верующей многодетной семье Иоанна и Стефаниды Винокуровых. В семье было семеро детей, но четверо из них умерли во младенческом возрасте. Из оставшихся троих Николай был младшим. В то время сельская церковь была закрыта. Верующие с местным священником собирались в лесной землянке, где и совершались богослужения. Там был крещен и маленький Николай. В 4 года трое детей остались без матери, которая умерла от болезни. Все женские заботы в семье легли на плечи старшей сестры Агафьи (ныне покойной монахини Ангелины). Новое испытание постигло семью, когда сгорел дом и они остались на улице без всего. Их приютила сердобольная соседка. Отец семейства от переживаний умер. Николаю тогда исполнилось 14 лет и мужские обязанности по дому он взял на себя. Научившись от отца плотницкому делу, будущий батюшка выполнял строительные работы, валял валенки, плел лапти, никакой работы не гнушался. В положенное время Николай отслужил в рядах Советской Армии. Вернувшись, построил новый дом и задумался о своем дальнейшем жизненном пути. С сестрой Агафьей они ходили в близлежащие села, в которых остались незакрытыми храмы, на церковные службы. Однажды он с другом поехал на архиерейскую службу в Чебоксары. Молодые люди попали домой к владыке Мануилу (Лемешевскому), который исповедовал юношей, а Николаю предсказал: «Будешь хорошим батюшкой». Николаю все больше нравилось быть в храме, слушать церковные песнопения, читать духовные книги. В храме познакомился со своей будущей матушкой Лидией. В 1966 году они повенчались. В эти годы в его жизни появился духовный отец — схиархимандрит Серафим (Иванов), который посвящал его во все тонкости церковных служб. Николай открыл ему свои мысли о намерении посвятить свою жизнь Богу. Сильный молитвенник, духовный подвижник, отец Серафим благословил юношу на священство. В 1969 году состоялась хиротония Николая в диаконы, и сразу через 10 дней в иереи. Рукоположение совершил владыка Иоанн (Снычев), будущий митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Так исполнилось пророчество митрополита Мануила. Сразу после рукоположения отец Николай был назначен в Троицкий храм села Ташла. Это был самый слабый приход и мало кому известный. Молодой батюшка, смиренно предавшись воле Божией, стал восстанавливать разоренный храм и святой источник на месте явления иконы Пресвятой Богородицы «Избавительницы от бед». А как это было не просто в те годы! Были и доносы, и проверки, и угрозы. Не раз приказывали власти, чтобы отвадил людей от источника, на что батюшка отвечал твердым отказом. Благодаря его трудам и горячим молитвам мы видим, как сейчас преобразились святые места Ташлы. Ташла прославилась на всю Россию. Знают ее и за рубежом. Батюшка не заканчивал духовных семинарий и академий, но пройдя своим путем, он познал опыт истинного православия, истинного богослужения и молитвы. Передавал этот опыт примером своей жизни молодым пастырям. Отец Николай был человеком глубокой веры и большой преданности Православной Церкви, которой служил больше половины своей жизни. За великие труды и подвижническую жизнь протоиерей Николай заслужил уважение и любовь верующих. Отец Николай получил не только народное признание, но и признание священноначалия. Он был награжден всеми церковными богослужебно-иерархическими наградами, включая патриаршую награду — второй наперсный крест. Отец Николай был скромным и смиренным человеком. Добрым и снисходительным к другим, но необычайно строгим к себе. Он посвятил свою жизнь служению Богу и людям. Любовь к ближним прежде всего выражалась в его самоотверженном пастырском душепопечении. Любвеобильное сердце старца всегда было открыто для всех. Господь да упокоит новопреставленного раба Своего протоиерея Николая в селениях праведных, где нет ни болезней, ни печалей, ни воздыхания, но бесконечная и несказанная радость, которую «приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 1:9). #СамарскаяЕпархия@orthodoxsamara

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *