Поиск Лекций

Особенности совершения Божественной Литургии архиереем.

Архиерейское Богослужение 1

Архиерейское Богослужение

Указания Устава об архиерейской практике совершения Богослужений содержится в Чиновнике Архиерейского служения. Дополнительная литература:

Дмитриевский А.А., проф. Ставленник. Киев, 1904.

Розанов Николай, прот. Руководство для лиц, отправляющих церковные Богослужения при участии митрополита, епископа, всего собора и порядок посвящения в священно-церковно-служительские степени с приложением особенностей, бывающих при отправлении Богослужений в Московском Кафедральном Христа Спасителя соборе и Московском Большом Успенском в течение всего года, а также церемониал встреч их Императорских Величеств, митрополита и епископов. М., 1901.

Соколов Федор, диак. Руководство для участвующих в служении с архиереем Литургии и для готовящихся к посвящению, а также на случай освящения храма, встречи архиерея при обозрении им церквей и служения в его присутствии Литургии. Владимир, 1884.

Подготовка к архиерейскому служению

При назначении служения Архиереем в приходских храмах настоятель храма и регент должны заранее взять на себя заботу по подготовке этого Богослужения.

Обязанности регента:

1. Заблаговременно выяснить какой архиерей будет совершать Богослужение, его сан и титул на предмет пения Многолетий, благословений и т.д.

2. Избрать из состава хора или подготовить отдельно «исполатчиков» — певцов, исполняющих трио за архиерейским Богослужением. В идеале это должны быть 3 малолетних певчих, имеющих благословение облачаться в стихарь: два дисконта и альт. В случае отсутствия таковых, регент должен избрать троих взрослых певчих мужского пола, по преимуществу посвященных в стихарь, то есть хиротессанных во чтеца или из числа духовенства. Если таких возможностей в храме нет, то могут петь трио и женские голоса, но без выходов на середину храма — с клироса. При подборе таких голосов необходимо наблюдать их соответствие по тембральной окраске детским голосам.

3. Заранее обдумать репертуарный список Богослужения и согласовать его с Настоятелем храма, а при необходимости и со служащим Архиереем.

4. При патриаршем служении заранее обзавестись текстом Великой Похвалы.

5. Непосредственно перед началом Богослужения уточнить у протодиакона особенности Богослужения: есть ли каждение на Литургии, будет ли совершаться молебен и т.д.

Совершение Архиереем Всенощного бдения

1. Перед началом Всенощного бдения духовенство исходит в западную часть храма для встречи архиерея. При входе архиерея в храм Хор поет тропарь праздника (обычно трижды) или, если архиерей постоянно совершает Богослужения, то тропарь храма. При пении тропаря архиерея облачают в мантию, он целует Крест, который держит служащий Священник и идет на середину храма, где прикладывается к праздничной иконе. Затем он поднимается на солею и благословляет молящихся: Хор поет: «Ис полла эти деспота». Затем архиерей входит через Царские врата в алтарь и начинается Всенощное бдение.

2. После возглашения протодиакона: «Восстаниете!», Хор поет: «(Высоко)Преосвященнейший Владыко, благослови!».

3. Архиерей может совершать литию и Полиелей, но с точки зрения пения здесь не бывает особенностей.

4. По отпусте Всенощного бдения, Хор поет Многолетие, а затем «Ис полла…» малое.

Архиерейское Богослужение 2

Совершение Архиереем Божественной Литургии

Архиерейская встреча

Часы 3-й и 6-й (кроме молитвы 6-го часа) читаются обычно до приезда архиерея, хотя могут читаться и в его присутствии.

После возгласа 6-го часа, сразу, без чтения молитвы 6-го часа, Духовенство и иподиаконы исходят ко входу в храм на встречу Архиереея.

По приезде архиерея:

Протодиакон: «Премудрость!»и начинает одновременно с пением хора читать «Достойно есть…»

Хор: «Достойно есть…»(входное).

В это время Архиерея облачают у входа в храм в мантию, служащий Священник подносит ему напрестольный Крест: Архиерей прикладывается ко Кресту и затем ко Кресту подходит духовенство, включая диаконов.

Заметки после Литургии архиерейским чином у старообрядцев

Последним подходит служащий Священник, который принимает Крест на блюдо и уносит в алтарь.

Примечание: По традиции, сложившейся в Синодальный период, на Патриаршем Богослужении, после возгласа: «Премудрость!», Хор поет: «От восток солнца до запад…» Во время пения этого песнопения совершаются священнодействия, описанные выше. А затем сразу Хор поет «Достойно есть…» (входное).

Затем Архиерей идет на середину храма, где прикладывается к праздничной или храмовой иконе.

Подойдя к солее, останавливается и Протодиакон начинает читать входные молитвы. Хор в это время продолжает петь «Достойно есть…» Во время чтения входных молитв Архиерей поднимается на солею и прикладывается к местным иконам Спасителя и Божией Матери. Затем протодиакон возглашает: «Господу, помолимся», и Архиерей, сняв клобук и встав перед Царскими вратами, читает молитву: «Господи, ниспосли руку Твою…» По окончании чтения этой молитвы, Архиерей надевает клобук, и это является знаком для Хора, что нужно заканчивать пение «Достойно есть…»

После пения «Достойно есть…», Архиерей надев клобук и взяв и посошника жезл, поворачивается лицом к народу и благословляет на три стороны предстоящий народ.

Хор: «Тон деспотин, ке архиереа имон, кирие филате»(хоровое)

«Ис полла эти деспота» (3).

После благословения, Архиерей идет на кафедру на середине храма.

Хор: «На гору Сион…»(входное).

В это время Архиерея разоблачают до подрясника. Если Богослужение Патриаршее, то после разоблачения, на Святейшего надевают патриарший параман — это происходит без всякого пения. Затем:

Протодиакон: «Благослови, Преосвященнейший Владыко, кадило»

Архиерей: «Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш…»

Диакон: «Господу помолимся…»

Протодиакон: «Да возрадуется душа твоя о Господе…»

Иподиаконы облачают Архиерея. Перед возложением каждой одежды Диакон произносит: «Господу помолимся», а Протодиакон читает очередную молитву на облачение. Хор поет: «Да возрадуется…» по стихам, припевая после каждого «Да возрадуется…» непрерывно, пока на Архиерея не возложат митру. В случае необходимости стихи могут быть повторены Хором.

После того как на Архиерея возложена митра, иподиаконы вручают Архиерею трикирий и дикирий. В этот момент Исполатчики выходят с клироса и встают справа от кафедры, в пол оборота к Алтарю и Архиерею. Затем:

Диакон: «Господу помолимся…»

Протодиакон: «Тако да просветится свет твой пред человеки…»

Архиерей благословляет крестообразно трикирием и дикирием на восток, запад, юг и север. В это время:

Исполатчики: «Тон деспотин»(трио).

Хор: «Ис полла эти деспота» (3)(хоровое после трио).

В это время духовенство выходит на середину храма, кланяется Архиерею и встает по обычаю. Архиерей читает молитвы перед началом Литургии. В это время:

Чтец: Молитва 6-го часа: «Боже и Господи Сил…»

Особенности совершения Божественной Литургии архиереем.

1. По Малом входе: сначала Духовенство поет «Приидите, поклонимся…» (архиерейское). Затем, когда Архиерей благословив с кафедры трикирием и дикирием по сторонам, пойдет на солею, Хор поет «Приидите, поклонимся…» речитативом. Затем Духовенство в Алтаре повторяет «Приидите, поклонимся…» (архиерейское).

Затем Исполатчики, встав на середине храма напротив Царских врат, поют трио: «Ис полла…» из расчета, что первое «Ис полла…» поется пока Архиерей кадит Алтарь, второе — пока кадит правую часть Иконостаса, третье — левую часть Иконостаса и чтевертую — пока кадит Хоры и молящихся.

Затем Хор поет «Ис полла…» (большое), затем Духовенство в Алтаре и опять повторяет Хор. Затем поются тропари на Литургии.

2. Если совершается Патриаршее Богослужение, то бывает «Великая Похвала». После пения кондака на Слава:, Протодиакон выходит на амвон и произносит:

Протодиакон: «Господи, спаси благочестивыя».

Духовенство: «Господи, спаси благочестивыя».

Хор: «Господи, спаси благочестивыя».

Протодиакон: «И услыши ны».

Духовенство: «И услыши ны».

Хор: «И услыши ны».

Протодиакон: «И во веки веков».

Хор: «Аминь».

Протодиакон: «Варфоломею, … Вселенскому Патриарху, многа лета».

Духовенство: «Варфоломею, … Вселенскому Патриарху, многа лета».

Хор: «Варфоломею, … Вселенскому Патриарху, многа лета».

Духовенство начинает петь похвалу, когда Протодиакон произнесет имя Предстоятеля Церкви, а Хор — когда Духовенство споет это же имя. Похвала поется достаточно быстро и требует от Хора выучки.

По окончании Похвалы, Духовенство в Алтаре поет на И ныне: кондак или богородичен.

3. Трисвятое поется на архиерейском Богослужении «Архиерейское», а на Патриаршем — «Патриаршая» или «Болгарская». Пение других произведений не допускается. Порядок пения Трисвятого при архиерейском служении:

Правый хор: «Святый Боже…» (нараспев).

Духовенство: «Святый Боже…» (нараспев).

Левый хор: «Святый Боже…» (речитатив).

Архиерей: «Призри с небесе, Боже, и виждь…»

Исполатчики: «Святый Боже…» (трио).

Левый хор: «Святый Боже…» (речитатив).

Духовенство: «Святый Боже…» (нараспев).

Левый хор: Слава и ныне: «Святый Безсмертный…» (речитатив).

Правый хор: «Святый Боже…» (нараспев).

И затем Прокимен, чтение Апостола, Аллилуарий и чтение Евангелия.

4. После чтения Евангелия, Хор поет: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе», и затем «Ис полла…» (малое).

5. При пении Херувимской песни, «Аминь» поется дважды. После пения «Яко да Царя…», поется «Ис полла…» (малое).

6. После пения «Достойно есть…» и возгласа протодиакона «И всех и вся», Хор поет «И всех и вся». Затем Протодиакон произносит «выкличку», после которой Хор поет «И о всех, и за вся».

7. После причастия мирян, если Архиерей произносит возглас «Спаси, Боже, люди Твоя…», Хор поет «Ис полла…» (малое) и потом «Видехом Свет истинный…»

8. Перед отпустом Хор поет: «Преосвященнейший Владыко, благослови». А после отпуста «Ис полла…» (малое) и затем Многолетие.

9. При разоблачении Архиерея в алтаре, Исполатчики, стоя в алтаре справа от Архиерея, поют трио «Ис полла…» Когда же Архиерей выйдет на амвон благословлять молящихся, Хор поет «Ис полла…» (большое).

Здесь может петься «Святейший Владыко, благослови!», если служит Патриарх или петься просто: «Владыко, благослови!».

В дни, когда по Уставу Церкви положено пение Задостойников, на встрече Архиерея вместо входной «Достойно есть…» также поется Задостойник праздника.

В течение Великого поста вместо «Да возрадуется…» поется «Свыше пророцы тя предвозвестиша отроковице».

На Страстной седмице вместо «Да возрадуется…» поются трипеснцы дня, в Великую Субботу — «Приидите, ублажим…». В Неделю Пасхи — перед ночной службой стихи «Воскресни, Боже…», перед остальными службами — стихиры Пасхи.

©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

предыдущая глава     К оглавлению     следующая глава

Богослужебная утварь

Принадлежности архиерейской службы

При богослужении, которое совершается епископом, употребляются предметы, составляющие принадлежность только архиерейской службы: особые подсвечники — дикирий и трикирий, рипиды, орлецы, жезл (посох).

Дикирий и трикирий представляют собою два ручных фигурных светильника с ячейками для двух и для трех длинных свечей. Дикирий с горящими свечами знаменует собою свет Господа Иисуса Христа, познаваемого в двух естествах. Трикирий означает несозданный свет Пресвятой Троицы. Дикирий имеет в центре между двумя свечами знамение креста. На трикирии в древности не принято было поставлять крест, так как крестный подвиг совершен был только воплотившимся Сыном Божиим.

Свечи, горящие в дикириях и трикириях, называются двухплетенные, трехплетенные, осеняльные, осеняльники. В предусмотренных Уставом случаях дикирий и трикирии носятся пред епископом, благословляющим ими народ. Право благословлять этими светильниками предоставляется иногда архимандритам некоторых монастырей.

На литургии после облачения и входа в алтарь при пении "Приидите, поклонимся", архиерей осеняет народ дикирием, который держит в левой руке, и трикирием — в правой. После малого входа епископ совершает каждение, держа в левой руке дикирий. При пении Трисвятого он осеняет Евангелие на престоле дикирием, имея его в правой руке, а затем, держа в левой руке крест, а в правой — дикирий, благословляет ими народ. Эти действия показывают, что Троическое единство особенно открылось людям через пришествие во плоти Сына Божия, наконец, что все, совершаемое архиереем в церкви, происходит во имя Господне и по воле Его. Осенение людей светом, знаменующим Свет Христа и Святой Троицы, сообщает верующим особую благодать и свидетельствует им о Божественном свете, приходящем к людям для их просвещения, очищения и освящения. В то же время дикирий и трикирий в руках архиерея означают полноту благодати Божией, которая изливается через него. У древних отцов епископ назывался просветитель, или просвещающий, и подражатель Отца Светов и Истинного Света — Иисуса, имеющий благодать апостолов, которые названы были светом мира. Архиерей путеводит к свету, подражая Христу — свету мира.

Дикирии и трикирии были введены в церковное употребление, вероятно, не ранее IV-V вв.

Рипиды (греч. опахало, веер) употреблялись при совершении таинства Евхаристии с самых древних времен. В литургических указаниях Постановлений апостольских говорится, что два диакона должны держать с обеих сторон престола рипиды из тонких кожиц, или из павлиньих перьев, или из тонкого полотна и тихо отгонять летающих насекомых. Рипиды, следовательно, стали употребляться преимущественно из практических соображений.

Ко времени Софрония, патриарха Иерусалимского (1641 г.), в церковном сознании рипиды уже являлись образами херувимов и серафимов, незримо участвующих в таинствах Церкви.

АРХИЕРЕЙСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ

Вероятно, с этого же времени на рипидах стали появляться изображения ангельских существ, чаще других — серафимов. Константинопольский патриарх Фотий (IX в.) говорит о рипидах из перьев во образ шестокрылатых серафимов, которые, по его мнению, призваны "не допускать непросвещенных останавливаться умом на видимом, но отвлекать их внимание, чтобы они обратили очи ума своего на высшее и восходили от видимого к невидимому и к неизреченной красоте". По форме рипиды бывают круглыми, квадратными, звездообразными. В Русской Православной Церкви со времени принятия христианства рипиды делались металлическими, с изображением серафимов.

Окончательный вид, который приобрела рипидах — это лучистый круг из золота, серебра, золоченой бронзы с изображением шестикрылого серафима. Круг укреплен на длинном древке. Такой вид в полной мере раскрывает и символическое значение этого предмета. Рипиды знаменуют собой проникновение ангельских сил в тайну спасения, в таинство Евхаристии, участие небесных чинов в богослужении. Подобно тому, как диаконы отгоняют насекомых от Святых Даров и создают над Дарами веяние как бы неких крыл, так Силы Небесные отгоняют духов тьмы от места совершения величайшего из таинств, окружают и осеняют его своим присутствием. Уместно вспомнить, что и в Ветхозаветной Церкви по повелению Божию в скинии свидения над ковчегом Завета были устроены образы двух херувимов из золота, а в других местах множество образов этих же ангельских чинов.

Поскольку диакон изображает собою ангела, служащего Богу, при посвящении в диакона новопоставленному дается в руки рипида, которой он по обретении чина начинает неспешно осенять крестообразными движениями Святые Дары по возгласе: "Поюще, вопиюще…"

Рипидами осеняют дискос и потир на великом входе за литургией, их выносят в уставных местах архиерейской службы, в Крестных ходах, с участием епископа, и в других важных случаях. Рипидами осеняется гроб почившего архиерея. Лучистый золоченый круг рипиды с образом серафима являет собою свет высших невещественных сил, служащих в непосредственной близости к Богу. Так как архиерей за богослужением изображает собою Господа Иисуса Христа, рипиды стали принадлежностью только архиерейского служения. В виде исключения право служить с рипидами даровалось архимандритам некоторых крупных монастырей.

При архиерейском богослужении употребляются также орлецы — круглые коврики с изображением града и парящего над ним орла.

Орлецы постилаются под ноги архиерею в местах, где он останавливается, совершая действия во время богослужения. Впервые их стали употреблять с XIII столетия в Византии; тогда они представляли собою нечто вроде почетной награды императора Константинопольским патриархам. Двуглавый орел — государственный герб Византии часто изображался на царских креслах, коврах, даже на обуви царей и самых знатных сановников. Затем его стали изображать на обуви Константинопольских, Антиохийских и Александрийских патриархов. С обуви это изображение перешло на ковры святителей. В некоторых храмах перед алтарем на полу с древних времен делался мозаичный круг с изображением орла. После захвата турками Константинополя (1453) Русь исторически стала преемницей государственных и церковных традиций Византии, так что государственный герб византийских императоров стал гербом Русского государства, а орлы — почетным символом русских архиереев. В русском чине поставления епископа 1456 года упоминается орлец, на котором должен стоять митрополит у своего престола на облачальном месте. В этом же чине повелевается на помосте, специально сооружаемом для епископской хиротонии, рисовать "орла единоглавна".

Орел на русских орлецах был одноглавым в отличие от двуглавых на орлецах византийских святителей, так что орлец на Руси был не царской наградой, а самостоятельным символом Церкви.

В XVI-XVII вв. орлецы на Руси обязательно постилались под ноги епископов при входе их в храм и при выходе из него стоя на нем, епископы полагали обычное начало богослужению делали последний поклон. На Московском Соборе 1675 года было определено, что в присутствии патриарха орлецами могут пользоваться только митрополиты Новгородский и Казанский. Затем орлецы широко вошли в обиход архиерейского богослужения и стали полагаться под ноги епископам, где им надлежало останавливаться для молитвы, благословения народа и других действий Духовный смысл орлеца с изображением города и парящего над ним орла указывает прежде всего на высшее небесное происхождение и достоинство епископского сана. Становясь повсюду на орлец, архиерей как бы все время покоится на орле, то есть орел как бы постоянно носит на себе епископа. Орел — символ высшей горней твари ангельских чинов.

Принадлежностью служащего епископа является жезл — высокий посох с символическими изображениями. Его прообраз — обычный пастушеский посох в виде длинной палки с закруглением на верхнем конце, широко распространенный с древних времен среди восточных народов. Длинный посох не только помогает погонять овец, но и очень облегчает подъем в гору. С таким посохом ходил, пася стада тестя своего Иофора, Моисей в стране Мадиамской. И Моисееву посоху суждено было впервые стать орудием спасения и знаком пастырской власти над словесными овцами Божиими — древним народом Израиля. Явившись Моисею в горящем и несгорающем кусте при горе Хориве, Неопалимой купине, Господь благоволил сообщить посоху Моисея чудодейственную силу (Исх. 4:2-5). Такая же сила дана была затем посоху Аарона (7:8:10). Жезлом своим Моисей разделил Чермное море, чтобы Израиль смог пройти по дну его (Исх. 14:16). Этим же посохом Господь повелел Моисею источить воду из камня для утоления жажды Израиля в пустыне (Исх. 17:5-6). Преобразовательное значение посоха (жезла) раскрывается и в других местах Священного Писания. Устами пророка Михея Господь говорит о Христе: "Паси народ Твой жезлом Твоим овец наследия Твоего" (Мих. 7:14). Пастырство неизменно включает в себя и понятие о справедливом суде и духовном наказании. Поэтому апостол Павел говорит: "Чего вы хотите? с жезлом прийти к вам или с любовью и духом кротости?" (1 Кор. 4:21). Евангелие указывает на посох, как на принадлежность странничества, в которой не нуждаются, по слову Спасителя, апостолы, так как у них есть поддержка и опора — благодатная сила Господа Иисуса Христа (Мф. 10:10).

Странничество, проповедничество, пастырство, как символ мудрого руководства, олицетворяется и жезле (посохе). Так что посох — это духовная власть, данная Христом Своим ученикам, призванным проповедать слово Божие, учить людей, вязать и решить грехи человеческие. В значении символа власти жезл упоминается в Апокалипсисе (2, 27). Это значение, включающее в себя многообразие частных значений, вменяется Церковью архиерейскому жезлу-знаку архипастырской власти епископа над церковным народом, подобную власти, кою имеет пастух над стадом овец. Характерно, что древнейшие символические изображения Христа в виде Пастыря доброго представляли Его обычно с посохом. Можно предполагать, что жезлы были в практическом употреблении еще у апостолов и от них перешли с определенным духовно-символическим значением к епископам — их преемникам. Как обязательная каноническая принадлежность архиереев посох упоминается в Западной Церкви с V, в Восточной Церкви — с VI века. Вначале форма епископского жезла была подобна пастушескому посоху с верхней частью, загнутой вниз. Затем появились посохи с двурогой верхней перекладиной, концы которой загнуты слегка вниз, что походило на форму якоря. По толкованию блаженного Симеона, архиепископа Солунского, "жезл, который держит архиерей, означает власть Духа, утверждение и пасение людей, силу путеводить, непокоряющихся наказывать и находящихся далече собирать к себе. Посему у жезла и находятся рукоятки (рожки сверх жезла), как якори. И над теми рукоятиями Крест Христов означает победу". Деревянные, обложенные серебром и золотом, или металлические, обычно серебряно-вызолоченные, или бронзовые архиерейские жезлы с двурогой рукоятью в виде якоря с крестом вверху — это самая древняя форма епископских посохов, широко употреблявшихся и в Русской Церкви. В XVI в. на православном Востоке, а в XVII в. и в Русской Церкви появились посохи с рукоятью в виде двух змей, изгибающихся кверху так, что одна обращена главой к другой, причем крест помещается между их главами. Это было призвано выразить мысль о сугубой мудрости архипастырского руководства в соответствии с известными словами Спасителя: "Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби" (Мф. 10:16). Жезлы давались также игуменам и архимандритам в знак их власти над монашеской братией.

В Византии епископы награждались жезлами из рук императора. И в России в XVI-XVII вв. патриархи получали свои жезлы от царей, а епископы — от патриархов. С 1725 года Святейший Синод вменил в обязанность старшему по хиротонии архиерею вручать жезл новопоставленному епископу. Архиерейские жезлы, особенно митрополичьи и патриарший, принято было украшать драгоценными камнями, рисунками, инкрустациями. Особенностью русских архиерейских жезлов является сулок — два платка, вложенных один в другой и привязанных к жезлу у верхней перекладины-рукояти. Сулок возник в связи с русскими морозами, во время которых приходилось совершать крестные ходы. Нижний платок при этом должен был предохранять руку от прикосновения к холодному металлу жезла, а верхний — от внешнего холода. Есть мнение, что благоговение пред святыней этого символического предмета побуждало русских иерархов не касаться его обнаженной рукой, так что сулок может считаться также знамением Божией благодати, покрывающей человеческие немощи епископа в великом деле управления Церковью и в пользовании Богодарованной властью над ней.

предыдущая глава     К оглавлению     следующая глава

Устав всенощного бдения для хора:

На встрече по возгласе протодиакона: “Премудрость”, хор поет:

1. “От восток солнца до запад…” (Пс. 112:3-2);

2. Сразу за этим хор поет тропарь праздника (или храма, если праздника большого нет). Скорость пения такова, чтобы Архиерей успел дать всем священникам Крест для целования, приложиться к праздничному образу и взойти на амвон. Если в храме имеется какая-либо чтимая святыня и предполагается, что архиерей будет к ней прикладываться, в этот момент поется тропарь данному святому, чьи святые мощи (или чтимый образ и т.д.) находится в храме.

Можно тропарь повторить два раза.

3. Когда Архиерей взойдет на амвон, развернется и начнет благословлять народ, то хор поет: “Тон Дэспотин”.

4. По возгласе протодиакона: “Восстаните”, хор поет: “Преосвященнейший (или Высокопреосвященнейший) Владыко, благослови”.

Такой же ответ хор поет в конце утрени и 1-го часа.

Далее вся Всенощная идет обычным чином.

После отпуста утрени поется: “Ис полла” (краткое), далее поется многолетие: “Великого Господина…” и еще раз: “Ис полла” (краткое).

Если окончание утрени совершал не Архиерей, а священник, то хор поет: “Великого Господина…” и “Ис полла…” (краткое).

По отпусте 1 часа и возможном слове Архиерея и других лиц хор поет:

– тропарь или величание праздника (не спеша);

– “Утверждение на тя надеющихся…”;

– “Ис полла” большое (как после трио на Литургии).

Устав Божественной литургии для хора:

Протодиакон: “Премудрость”. Хор: “От восток солнца до запад…” (Пс 112:3-2) (от Пасхи до Отдания – “Христос Воскресе”) и далее сразу без перерыва начинает пение: “Достойно есть” (или в двунадесятые праздники, их попраздненства и в Преполовение – задостойник). Петь “Достойно” надо медленно, так, чтобы Архиерей успел полностью совершить входные молитвы.

Ориентир для регента: в конце входных молитв Архиерей прикладывается к иконам Спасителя и Богоматери, читает перед Царскими вратами молитву и одевает клобук. К этому моменту пение “Достойно” надо закончить.

Архиерей поворачивается, испрашивает у всех прощения и благословляет народ на три стороны. Хор поет: “Тон дэспотин кэ архиэрэа имон Кирие филаттэ. Ис полла эти дэспота. Ис полла эти дэспота. Ис полла эти дэспота” (Господина нашего и Архиерея, Господи, сохрани на многая лета). После этого песнопения сразу поется ирмос 5-й песни канона недели Ваий: “На гору Сион…”. По Уставу его надо петь только на Патриаршем богослужении, но по современной практике его поют и на любом архиерейском богослужении.

Архиерей снимает с себя клобук, мантию, панагию, четки и рясу. Первая пара диаконов берет благословение на кадило, и протодиакон возглашает: “Да возрадуется…”. Хор начинает петь: “Да возрадуется…”, глас 7. Пение должно закончиться к моменту, когда Архиерей начнет одевать на себя митру.

Ориентир для регента. Порядок облачения Архиерея таков: подсаккосник, епитрахиль, пояс, палица, поручи, саккос, омофор, крест, панагия, (еще подается гребень для волос), митра.

Протодиакон: “Тако да просветится… И во веки веков. Аминь”. Трио поет: “Тон Дэспотин”. Весь хор поет: “Ис полла эти дэспота” три раза. Далее до малого входа Литургия идет обычным чином.

Малый вход: по возгласе протодиакона: “Премудрость, прости” духовенство поет “Приидите, поклонимся”. По практике служения митрополита Ювеналия, духовенство допевает это песнопение до конца. Хор сразу после духовенства поет: “Спаси ны Сыне Божий…” тем же напевом (греческим). После хора духовенство повторяет: “Спаси ны…”. После духовенства трио из состава певчих хора или иподиаконов (кому петь, нужно договориться до начала службы) начинает петь: “Ис полла эти дэспота”. Закончить пение надо в тот момент, когда Архиерей начнет кадить клиросы и народ. Весь хор отвечает Архиерею на каждение пением так называемого большого “Ис полла”. Если на Литургии поет два хора, то отвечает сначала правый хор, а потом левый. После хора большое “Ис полла” поет духовенство. Далее хор поет тропари и кондаки по Уставу (регент до службы должен согласовать с настоятелем и с архиерейским протодиаконом количество и порядок пения тропарей и кондаков). Последний кондак на “И ныне”, по традиции, поет духовенство в алтаре.

Порядок пения Трисвятого: мелодия Трисвятой песни может быть или “Болгарского напева”, или “Агиос…” напева Гефсиманского скита Троице-Сергиевой Лавры по изложению архимандрита Матфея (Мормыля), или “Архиерейская”. Любая другая музыка должна быть согласована с регентом, управляющим пением духовенства в алтаре.

1-раз поет хор, 2-раз поет духовенство, 3-раз поет хор. В некоторых пособиях для регентов можно встретить указание, что 3-раз Трисвятое надо петь на одной ноте. Это нецелесообразно по той причине, что Архиерею надо за время третьего пения успеть принять у священника крест, поклониться духовенству, повернуться и выйти из алтаря на амвон. Поэтому лучше петь тем же напевом, что и в первые два раза.

Архиерей: “Призри с небесе…” и осеняет всех на четыре стороны с чтением Трисвятого. 4-й раз Трисвятое поет трио. Петь надо так, чтобы на каждое из трех осенений было пропето по одному “Святый…”, а на осенение Алтаря пришлись слова: “помилуй нас”. Музыка пения трио может быть отличной от основной мелодии. 5-й раз поет хор, как и в третий раз, обычным напевом. 6-й раз поет духовенство. “Слава, И ныне” и “Святый Бессмертный” поет хор. 7-й раз поет хор.

После прочтения Евангелия “Слава Тебе…” петь надо несколько медленнее, чтобы протодиакон успел с кафедры принести Евангелие к Архиерею, стоящему на амвоне. После “Слава Тебе…” в ответ на благословение Архиереем народа хор поет краткое “Ис полла”.

На Сугубой ектении после поминовения диаконом служащего Архиерея духовенство в алтаре троекратно поет: “Господи, помилуй”. Сразу после них “Господи, помилуй” трижды поет хор (если возможно, то тем же киевским распевом).

Великий вход. Существует мнение, что великий вход на архиерейском богослужении занимает значительно больше времени, чем на иерейском. Это верно лишь отчасти. Некоторые Архиереи долго совершают поминовение на проскомидии, некоторые нет. Регенту лучше еще до начала службы выяснить этот вопрос у членов архиерейской свиты.

Особенностей для хора на великом входе две. Первая состоит в том, что “Аминь” после Херувимской песни поется дважды: в первый раз после поминовения Архиереем Патриарха и сослужащих епископов (петь надо на одной ноте), и во второй раз после “вас и всех…” – по нотам. После окончания пения: “Яко да Царя” сразу в ответ на осенение Архиереем народа хор отвечает кратким “Ис полла”.

Если предполагается иерейская хиротония, то вышеуказанное краткое “Ис полла” отменяется и переносится на конец хиротонии (после возложения на ставленника священных одежд с пением: “Аксиос”).

Пение во время чинов иерейской и диаконской хиротоний:

Для хора чины этих хиротоний по структуре одинаковы. Разница заключается лишь во времени совершения Таинства. Иерейская хиротония совершается после великого входа, а диаконская после Евхаристического канона, после возгласа: “И да будут милости…”.

После возгласа: “Повели, Высокопреосвященнейший Владыко” духовенство поет тропари: “Святии мученицы”, “Слава Тебе, Христе Боже”, “Исаие ликуй”. Каждый тропарь, после пения его духовенством, пропевает хор (в той же тональности). После пения духовенством троекратного “Господи, помилуй”, хор поет: “Кирие элейсон” три раза.

Особенности совершения Божественной Литургии архиереем.

На каждый возглас Архиерея: “Аксиос”, это же слово троекратно поет духовенство, а затем, в той же тональности – хор. После окончания Таинства Хиротонии Архиерей осеняет народ трикирием и дикирием. Хор поет: “Ис полла…” (краткое).

После пения на Евхаристическом каноне: “Достойно есть”, протодиакон возглашает: “И всех, и вся”. Хор поет: “И всех, и вся”

Архиерей: “В первых помяни, Господи…”. 1-й священник (сразу, без перерыва на пение): “В первых помяни, Господи…”. Протодиакон (также сразу) читает длинное прошение: “Господина … приносящаго … и о всех, и за вся”. Хор поет: “И о всех, и за вся”.

Если предполагается диаконская хиротония, то после последнего “Аксиос” хор отвечает на благословение Архиерея коротким: “Ис полла”.

Время причастия священнослужителей заполняется или проповедью священника, или пением хора, можно с народом.

После причастия мирян Архиерей: “Спаси Боже…”. Хор: “Ис полла”(короткое) и далее: “Видехом свет…”.

После отпуста, совершенного Архиереем, хор поет короткое “Ис полла”, потом: “Великого Господина… (с поминовением Патриарха, правящего и служащего Архиереев)” и далее: “Ис полла” (короткое).

Если после Литургии предполагается крестный ход, то хору лучше во время причастия мирян перейти на середину храма, чтобы не получилось ситуации, что духовенство вышло на крестный ход, а хор, оттесненный народом, остался в храме. Если народу в храме мало, то это указание можно не выполнять.

 

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *