Дни памяти: 22 января (Новомуч.), 13 февраля, 3 июля (обретение мощей)

Священномученик Сильвестр, архиепископ Омский и Павлодарский (в миру Ольшевский Иустин Львович), родился 31 мая 1860 года в селе Косовно Сквирского уезда Киевской губернии, в семье причётника. В 1883 году окончил Киевскую Духовную Семинарию, а в 1887 — Киевскую Духовную Академию. С 1889 года состоит в должности епархиального Киевского миссионера, а с 1890 года он Полтавский епархиальный миссионер, преподаёт в Семинарии. В 1892 году принимает священный сан, не вступая в брак (целибат). В 1910 году отец Иустин постригается в монашество с именем Сильвестр и вскоре возводится в сан архимандрита. 16 января 1911 года отец Сильвестр был хиротонисан в епископа Прилукского, викария Полтавского. В 1914 году становится епископом Челябинским, викарием Оренбургской епархии. С 1915 по 1920-й годы занимает кафедру Омскую и Павлодарскую, будучи в 1918 году возведён в сан архиепископа. На территориях занятых Белой Армией, не имеющих связи с Патриархией, состоялось Сибирское церковное совещание (в Томске в ноябре 1918 года) из 13 архиереев и 26 членов Всероссийского Собора, на котором было организовано Временное Церковное Управление во главе с Владыкой Сильвестром. Однако, когда город заняли красные, в ночь на 6 февраля 1918 года после крестного хода Святитель был арестован, а его эконом Николай Цикуру (ныне прославлен в Омской епархии), не пускавший пьяных матросов в келью Владыки, убит. Владыка принял мученическую кончину 13 февраля (26 февраля н. ст.) 1920-го года, находясь в заточении в Омске.

Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Владимир, митрополит Омский и Таврический (Иким Василий Захарович)

Дата рождения: 1 февраля 1940 г.

Дата хиротонии: 30 июня 1985 г. Дата пострига: 27 июля 1965 г. День ангела: 28 июля

Страна: Россия Биография:

Родился 1 февраля 1940 г. в с. Ново-Варзарешты, в Молдавии, в семье крестьянина.

В 1958 г. окончил среднюю школу и поступил в Одесскую духовную семинарию. В 1959 г. призван в ряды Советской армии.

В 1963 г. окончил Одесскую духовную семинарию и поступил в Московскую духовную академию.

В мае 1965 г. поступил в число братии Свято-Троицкой Сергиевой лавры. 27 июля 1965 г. в Троице-Сергиевой лавре пострижен в монашество с именем Владимир.

1 августа 1965 г. митрополитом Крутицким и Коломенским Пименом (Извековым) в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы рукоположен в сан иеродиакона.

4 февраля 1966 г. ректором МДА епископом Дмитровским Филаретом рукоположен в сан иеромонаха.

В 1967 г. окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия, защитив кандидатское сочинение на тему «Исихастские споры в XIV веке в Византии». В 1968 г. поступил в аспирантуру при МДА.

В 1969 г. назначен референтом Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата по протокольным вопросам. В 1970 г. включен в международную комиссию ОВЦС по изучению римо-католицизма: в частности занимался вопросами, относящимися к деятельности секретариата Римской курии по связям с неверующими и положению римо-католицизма в Латинской Америке.

В 1971 г. окончил аспирантуру при МДА и возведен в сан игумена.

В 1972 г. назначен членом ОВЦС по зарубежным учреждениям Московского Патриархата.

В 1975 г. в составе делегации Русской Православной Церкви присутствовал на освящении нового здания представительства Московского Патриарха при Патриархе Антиохийском в Дамаске. В том же году в составе паломнических групп Русской Православной Церкви посетил Святой град Иерусалим и Румынию; в 1976 г. — Болгарию, Грецию и Святую Гору Афон.

В 1978 г. направлен в ведение Предстоятеля Чехословацкой Православной Церкви Митрополита Пражского и всей Чехословакии Дорофея и назначен настоятелем храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Карловых Варах.

1 апреля 1979 г. возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем вновь открытого в Карловых Варах подворья Русской Православной Церкви. В 1981 г. заботами архимандрита Владимира в Чехословацкой Православной Церкви была вновь открыта Оломоуцкая епархия, которая была закрыта в течение более тридцати лет.

30 июня 1985 г. в Богоявленском кафедральном соборе в Москве хиротонисан во епископа Подольского, викария Московской епархии, и оставлен настоятелем подворья Русской Православной Церкви в Карловых Варах. Хиротонию совершили Святейший Патриарх Пимен, митрополиты Таллинский и Эстонский Алексий, Минский и Белорусский Филарет, Крутицкий и Коломенский Ювеналий, архиепископы Волоколамский Питирим, Воронежский и Липецкий Мефодий, епископ Солнечногорский Сергий.

В мае и октябре 1985 г. Святейший Патриарх Пимен приезжал в Карловы Вары на лечение и несколько раз посетил подворье Русской Православной Церкви. В последний свой приезд Первосвятитель по просьбе епископа Владимира подарил подворью металлическое облачение для престола Петропавловского храма.

В октябре 1987 г. по инициативе епископа Владимира в Карловых Варах прошла конференция, посвященная празднованию 1000-летия Крещения Руси, в которой приняли участие представители Чехословацкой Православной Церкви во главе с Блаженнейшим Митрополитом Пражским и всея Чехословакии Дорофеем, Министерства культуры Чехословакии, а также делегация Русской Православной Церкви во главе с председателем ОВЦС митрополитом Минским и Белорусским Филаретом. Это был первый научный форум, совместно проведенный Русской и Чехословацкой Церквами.

В апреле 1988 г. временно отозван в Москву и назначен начальником штаба по празднования 1000-летия Крещения Руси. 4 июля 1988 г. за успешную организацию празднования награжден именной панагией.

19 июля 1988 г. определением Священного Синода освобожден от обязанностей настоятеля подворья Русской Церкви в Карловых Варах и назначен заместителем председателя ОВЦС.

20 июля 1990 г. назначен епископом Ташкентским и Среднеазиатским.

В августе 1990 г. возглавлял делегацию Русской Православной Церкви на Святую Гору Афон.

25 февраля 1991 г. возведен в сан архиепископа.

В сентябре 1990 г. по инициативе епископа Владимира в Ташкенте открыто двухгодичное Ташкентское духовное училище, впоследствии преобразованное в четырехгодичное. В 1991 г. архиепископ Владимир открыл первую (за последние 70 лет) православную обитель в Средней Азии — Ташкентский Свято-Троице-Никольский женский монастырь. Вскоре в городе Чирчике Ташкентской области открыт Троице-Георгиевский мужской монастырь, близ города Карабалта (Киргизия) — Казанский женский монастырь, в Ашхабаде (Туркмения) — Никольский женский монастырь, в Дустабаде Ташкенсткой области — Покровский женский монастырь. В 1995 г. начал строительство духовно-просветительских центров: в Ташкенте и Бишкеке. В этом же году по инициативе владыки Владимира в Ташкенте была проведена международная христианско-мусульманская конференция «Совместно жить под одним небом». В 1996 г., когда Ташкентская и Среднеазиатская епархия отмечала 125-летие основания, архиепископ Владимир принимал в Ташкенте Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и сопровождал его в поездке в Бишкек, Самарканд и другие города Средней Азии. В 1998 г. четырехгодичное Ташкентское духовное училище преобразовано в высшее учебное заведение — Ташкентскую духовную семинарию (с пятилетним курсом обучения); архиепископ Владимир назначен ее ректором.

25 февраля 2002 г. возведен в сан митрополита.

Решением Священного Синода от 27 июля 2011 г. (журнал № 66) назначен на Омскую и Тарскую кафедру.

Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. (журнал № 120) освобожден от должности ректора Ташкентской духовной семинарии.

Решением Священного Синода от 6 июня 2012 г. (журнал № 45) назначен главой новообразованной Омской митрополии. Синод постановил иметь титул «Омский и Таврический».

Определением Священного Синода от 2 октября 2013 г. (журнал № 122) утвержден в должности священноархимандрита Никольского мужского монастыря в д. Большекулачье Омского р-на Омской области.

С июня 2012 г. по июль 2014 г. — временный управляющий Исилькульской епархией.

В 2012 г. по просьбе митрополита Владимира ОАО «Российские железные дороги» пожертвовало Омской епархии здание, находящееся в центральном округе Омска и являющееся памятником архитектуры, для размещения в нем будущей Омской духовной семинарии. Под руководством митрополита Владимира начата реставрация здания; ныне здесь действует Омское духовное училище, занятия в котором проводятся по программе бакалавриата. В октябре 2014 г. заботами митрополита Владимира в Омске начато строительство резиденции для епархиальных архиереев, а в сентябре 2015 г. — возведение духовно-административного центра.

Решением Священного Синода от 16 апреля 2016 г. (журнал № 20) назначен ректором новообразованной Омской духовной семинарии.

Образование:

1963 г. — Одесская духовная семинария.

1967 г. — Московская духовная академия (кандидат богословия).

Место работы: Омская митрополия (Глава митрополии) Епархия: Омская епархия (Правящий архиерей) Научные труды, публикации:

  • Епископ Подольский Владимир (Иким). Подворье Русской Православной Церкви в Карловых Варах. — ЧССР, Прага, 1987.
  • Слова на двунадесятые и великие праздники. — М.: 1997.
  • Слова в дни памяти особо чтимых святых. — Издательство Московской Патриархии, 1998-2005 (сборники проповедей, всего на сегодняшний день издано 5 томов, издание сборников продолжается).
  • Врата покаяния. — Изд. Сретенского монастыря, 1998 (второе издание, исправленное и дополненное, вышло в свет в изд. «Сибирская благозвонница» в 2009 г.).
  • Большой полет крылатого коня. Духовное наследие Туркменистана и его христианские традиции. — «Совершенно секретно», 2000.
  • Побеждено добром будет. — Ташкентская епархия, 2000.
  • …А друзей искать на Востоке. Православие и Ислам: противостояние или содружество? — Ташкентская епархия, 2000 (переиздано московским издательством «Вагриус» в 2001 г.).
  • Проповеди на воскресные евангельские чтения. — Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002.
  • Земля потомков Патриарха Тюрка. Духовное наследие Киргизии и христианские аспекты этого наследия. — 2002.
  • Душа, исполненная любви Божией. Слово о преподобном Силуане Афонском. — Клин: Христианская жизнь, 2001 (в 2014 г. книга переиздана «Сибирской благозвонницей» под названием «Преподобный Силуан Афонский»).
  • Православное супружество. — Изд. «Ирид», 2002.
  • Всероссийский игумен и Всероссийский молитвенник. — М., 1994.
  • Слово на Собор Пресвятой Богородицы. — М., 1995.
  • Слово о Преподобном Сергии. — М., 2001.
  • Как православно жить в современном мире. Послание Вифлеемского собора с комментариями митрополита Владимира. — М.: Сибирская благозвонница, 2008 (в 2009 г. вышло в свет второе издание, исправленное и дополненное).
  • Путь преодоления кризиса. — М.: Сибирская благозвонница, 2009.
  • Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной. — М.: Сибирская благозвонница, 2010.
  • По стопам апостола Фомы. Христианство в Центральной Азии. — М.: М-Сканрус, 2011.
  • Двунадесятые праздники и Святая Пасха. Проповеди. — М.: Сибирская благозвонница, 2015.
  • Вечное сокровище. Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения в период пения Октоиха. В 4-х тт. — Изд. «Сибирская благозвонница», 2013-2015.

***

Под общей редакцией митрополита Владимира издавались:

  • в 2001 г. под общей редакцией митрополита Ташкентского и Среднеазиатского Владимира и при его авторском участии опубликован обширный труд о Святейшем Патриархе Московском и всея Руси Алексии II «Собиратель Русской Церкви».
  • Преодолевая рознь мира сего. Визиты Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в епархии Русской Православной Церкви. — М.: Андреевский флаг, 2004.
  • Золотое кольцо святой Руси // Серия «История русских монастырей». — М., 2004.
  • Heavenly dwellings (Грады небесные). — М., 2006.
  • Святые воины. — М., 2005.
  • Дорога к Северной Фиваиде // Серия «История русских монастырей». — М., 2007.
  • Святый княже Александре, моли Бога о нас. — М., 2007.
  • Не в силе Бог, но в правде. Святой благоверный князь Александр Невский. — М., 2007.

В 2007 году под общей редакцией митрополита Владимира начато издание серии «Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе». К настоящему моменту в означенной серии выпущены следующие тома:

Награды:

Церковные:

  • 1975 г. — орден свв. апп. Петра и Павла (Антиохийская Православная Церковь);
  • 1980 г. — орден святых равноапостольных Кирилла и Мефодия III ст. (Православная Церковь Чешских земель и Словакии);
  • 1981 г. — орден св. равноап. кн. Владимира III ст.;
  • 1984 г. — орден св. равноап. кн. Владимира II ст.;
  • 1984 г. — орден св. равноап. Нины III ст. (Грузинская Православная Церковь);
  • 1985 г. — орден прп. Сергия Радонежского III ст.;
  • 1985 г. — орден святых равноапостольных Кирилла и Мефодия II ст. (Православная Церковь Чешских земель и Словакии);
  • 1985 г. — орден святых равноапостольных Кирилла и Мефодия I ст. (Православная Церковь Чешских земель и Словакии);
  • 1987 г. — орден прп. Сергия Радонежского II ст.;
  • 1988 г. — орден Гроба Господня I ст. (Иерусалимская Православная Церковь);
  • 1990 г. — орден св. равноап. кн. Владимира I ст.;
  • 1990 г. — орден св. блгв. кн. Даниила Московского III ст.;
  • 1996 г. — орден св. блгв. кн. Даниила Московского II ст.;
  • 2000 г. — орден свт. Иннокентия Московского II ст.;
  • 2001 г. — Патриаршая грамота «2000-летие Рождества Христова»;
  • 2005 г. — орден прп. Серафима Саровского II ст.;
  • 2008 г. — медаль «1020-летие Крещения Руси»;
  • 2008 г. — медаль «1020 лет Крещения Киевской Руси» (УПЦ);
  • 2009 г. — орден прп. Андрея Иконописца II ст.;
  • 2010 г. — орден прп. Серафима Саровского I ст.;
  • 2013 г. — медаль «В память 200-летия победы в Отечественной войне 1812 года»;
  • 2014 г. — Патриарший знак «700-летие преподобного Сергия Радонежского»;
  • 2015 г. — орден свт. Иннокентия Московского I ст.;
  • 2015 г. — медаль «В память 1000-летия преставления равноапостольного князя Владимира»;
  • медали Кипрской и Элладской Православных Церквей;
  • 2020 г. — орден прп. Сергия Радонежского I ст.

Светские:

  • орден «Дружба» (Чехословакия);
  • 1988 г. — орден «Дружба народов»;
  • 1992 г. — звание «Почетный гражданин города Балтимор» (США);
  • 1999 г. — лауреат международной премии Фонда апостола Андрея Первозванного «За веру и верность!» (1998-1999);
  • 2000 г. — орден «Дустлик» (Узбекистан);
  • 2000 г. — медаль «Данк» (Киргизия);
  • 2005 г. — почетный знак «Орден «Наркомат»»;
  • 2006 г. — звание «Герой «Труда»»;
  • 2006 г. — медаль «15 лет Независимости Республики Узбекистан»;
  • 2007 г. — грамота Оперативной пограничной службы ФСБ РФ в Республике Таджикистан;
  • 2010 г. — знак «80 лет Воздушно-десантным войскам России»;
  • 2011 г. — орден «Данакер» (Киргизия);
  • 2011 г. — медаль «20 лет Независимости Республики Узбекистан»;
  • 2011 г. — медаль «За заслуги перед городом Бишкек» (Киргизия);
  • 2011 г. — медаль «90 лет Омской Академии МВД России»;
  • 2013 г. — орден «Верность и вера» I ст. (Международное движение «Семья-Единение-Отечество», Общественный совет по нравственности в Беларуси, Республиканское общество объединения «Родители и учителя — за возрождение православного образования»);
  • 2013 г. — медаль «Омский кадетский корпус. 200 лет»;
  • 2014 г. — медаль «Игумен земли Русской» (Международный общественный фонд «Командарм», в память 700-летия со дня рождения прп. Сергия Радонежского);
  • 2015 г. — медаль правительства Омской области «За высокие достижения»;
  • 2016 г. — юбилейная медаль «Омск. 300-летие»

26 февраля по православному календарю — День памяти священномученика Сильвестра, архиепископа Омского и Павлодарского. До революции жития святых были любимым чтением русского народа. В них находили интересное и поучительное, это был пример «строить жизнь с кого». Они представляли читателям недосягаемые идеалы чистой жизни и служения. Потому и называли святых подвижниками.

Подвижник-аскет

Икона священномученика
Сильвестра Омского

29 ноября 1998 года впервые в истории Омской епархии состоялась канонизация. К лику местночтимых святых был причислен архиепископ Сильвестр. А в июле 2000 года юбилейным Архиерейским собором Русской православной церкви святитель Сильвестр Омский был прославлен как новомученик Российский.

Священномученик Сильвестр, в миру Иустин Львович Ольшевский, родился 1 июня 1860 года в селе Косовка Киевской губернии в семье диакона. Во время учебы в Киевской духовной семинарии был «очами и пером» профессора архимандрита Сильвестра (Малеванского), помогая ослепшему ученому писать научные труды. По рекомендации профессора он поступил в Киевскую духовную академию, которую окончил в 1887 году в числе первых со степенью кандидата богословия. Тщательно проработав учения пришедших в Россию с Запада протестантских сект, Иустин Львович выбрал стезю миссионера. Двадцать лет его миссионерских и педагогических трудов были связаны с Полтавской епархией. В Украине Сильвестр был широко известен неустанными трудами на ниве духовного просветительства. Когда епископа спрашивали, есть ли у него дети, он отвечал, что у него 50 тысяч богоданных детей — все дети Полтавской епархии.

По примеру своего учителя, отличавшегося аскетизмом, Иустин Львович выбрал для себя наискромнейший образ жизни. Он никогда не стремился к обладанию материальным богатством, ограничивал себя во всём. У него не было имущества, он много лет жил в скромной келье при монастырской гостинице. Всё время он посвящал работе и молитве. А летние каникулы — паломничествам по святым местам.

Иустин Львович Ольшевский принял монашеский постриг с наречением имени Сильвестра только в 50 лет. А до этого вел жизнь монаха в миру. Когда в 1892 году по разрешению Святейшего синода в виде исключения его посвятили во священники в сущем состоянии, то есть неженатом, духовенство по-разному отреагировало на этот жизненный шаг святителя. Тогда на приходах, вне монастырей, служили батюшки исключительно из белого духовенства. Впоследствии же в газете «Полтавские епархиальные ведомости» писали о том, что некоторое недоверие с годами сменилось чувством беспредельного уважения. Стало ясно, что отец Иустин являет в своем лице пастыря высокого христианского душенастроения и мировоззрения, пастыря исключительной силы воли и характера. Как когда-то на него оказал влияние пример высокой жизни архимандрита, впоследствии епископа Сильвестра Малеванского, так и свет его собственного повседневного подвига освещал путь христианского служения молодому полтавскому духовенству.

Предвидение

Святитель Сильвестр никогда не повышал голос. Вместо нагоняя мог сделать подчиненным деликатный укор. Бывает, такими качествами пользуются нерадивые работники. С ним же такого почти не случалось.

На протяжении всей жизни у святителя Сильвестра был высокий авторитет в самых разных кругах. Успех миссионерской деятельности зависит от умения убеждать. Его слушали внимательно и православные, и колеблющиеся в убеждениях, и отпавшие от веры, и раскольники-старообрядцы, и сектанты, и толстовцы. После написания трудов о том, как следует вести просветительскую работу, отец Иустин стал считаться одним из самых знающих специалистов по этой теме в России.

Будучи сам представителем интеллигенции, владыка, еще священником, написал книгу для образованных людей «В вере ли вы?», уловив те глубинные тенденции духовных шатаний, которые и привели к краху страны. О святителе Сильвестре современники писали, что ему были присущи чарующая простота общения, искренность, сердечная отзывчивость. Из скромности он долго отказывался от сана архиерея. А когда принял его, воспринял как свой долг и крест.

В день хиротонии во епископа 15 января 1911 года, провидя будущее Церкви и свою судьбу, святитель Сильвестр сказал: «Ныне, более чем когда-нибудь, христианская Церковь подобна кораблю, обуреваемому великим волнением житейского моря. Для верных наступают времена исповедничества… Трудно и страшно ныне архипастырствование».

Сибирь. Война

Владыка Сильвестр
(Ольшевский)

4 июня 1915-го Указом Священного синода преосвященный Сильвестр стал епископом Омским и Павлодарским. Имея благочестивую привычку перед всяким трудным делом или испытанием молиться у прославленных святынь, владыка, прежде чем направиться в Омск, совершил паломничество в Иркутск, поклонился святым мощам святителя Иннокентия и попросил у него помощи.

Служение владыки в Омске выпало на трудное время Первой мировой войны и революции. Но как много он успел! Создал Сибирский патерик — жизнеописания подвижников веры. Выхлопотал у Государя императора решение о бесплатном обучении в духовных учебных заведениях детей георгиевских кавалеров. В 1917 году даже вышел царский указ об учреждении стипендии имени Преосвященного Сильвестра. Владыка собирает средства в помощь беженцам, учредив для этого епархиальный комитет. В Покровском, Знаменском монастырях размещают беженцев. В Параскевиевской и Соборной школах приютили 200 человек. Даже в своем архиерейском доме святитель поселил две семьи — семью католиков и семью псаломщика Минской епархии с восемью детьми. Он был очень добр к людям и любил детей. В 1915 году открыл приют для детей раненых и увечных воинов, в котором трудились послушницы монастыря. В продолжение миссионерского служения епископ Сильвестр ведет работу в лагере военнопленных, и около 500 чехов, русинов, поляков изъявляют желание принять православие. Чин присоединения инославных к нашей вере владыка торжественно совершает в Успенском кафедральном соборе.

В 1916 году в Тобольске прошли великие торжества по прославлению митрополита Иоанна Тобольского. В них владыка Сильвестр принял участие вместе со своей паствою, которая шла в Тобольск из Омской епархии пешими Крестными ходами.

Время испытаний

2 февраля 1917 года епископ Сильвестр отмечал двадцатипятилетие служения в священном сане. Он не хотел праздновать юбилей, но духовенство епархии попросило разрешения отметить эту дату. Протоиерей Успенского кафедрального собора о. Александр Соловьёв в поздравительном слове юбиляру назвал служение владыки Сильвестра подвигом и сказал: «Христос — ваша сила, ваша радость, цель вашей жизни…» Крепостью веры и цельностью взглядов святитель поражал всех, кто с ним общался.

А спустя только месяц после торжества, проходившего в привычной, спокойной обстановке, грянула Февральская революция. 4 марта на проповеди во время богослужения в Успенском кафедральном соборе епископ Сильвестр сообщает пастве о свершившемся государственном перевороте.

Отныне все заботы архиерея посвящены умиротворению народа. В проповедях он говорит об исполнении долга перед Родиной, о мире внешнем и мире внутреннем, просит молиться о Божьей помощи Временному правительству.

10 марта 1917 года на площади перед Успенским собором проходил праздник гражданских свобод. Омское духовенство приняло решение принять участие в этом событии во имя блага и спокойствия. После литургии на площадь пришли Крестные ходы изо всех омских церквей. Владыка обратился к народу. После него выступали представители баптистов, католиков, иудеев, и прошел парад войск. Этот день продемонстрировал, что в тревожное время на Омской земле можно сохранять согласие.

Всё изменилось с приходом к власти большевиков. Начались гонения на Церковь. Как только был обнародован декрет об отделении Церкви от государства, новые власти потребовали от владыки Сильвестра передать в их распоряжение здание и имущество Духовной консистории и даже архиерейский дом. Это произошло 2 февраля 1918 года. Прошел слух, что в Успенском кафедральном соборе собираются устроить лазарет. Протоиерей Успенского кафедрального собора о. Александр Соловьёв сказал проникновенную проповедь на эту тему. После службы на Соборной площади начался митинг, разогнанный красногвардейцами. Так было по всей России. По призыву Поместного собора народ ответил на притеснения Крестными ходами.

В Омске в воскресенье, 4 февраля, было прочитано послание Патриарха Тихона. Общегородской Крестный ход возглавил преосвященный Сильвестр. Шествуя из Успенского собора по улицам города, грандиозный Крестный ход останавливался у каждого храма, владыка служил молебен, а потом обращался к народу с увещевательным словом, призывая хранить православную веру и защищать храмы, которым грозит разорение.

Через день, в три часа ночи с 5 на 6 февраля, к архиерейскому дому подошел вооруженный отряд под командованием Шебалдина. Стали стучать в двери. Незваные гости грозили, что будут стрелять и взорвут двери. И тут на колокольне Успенского собора прозвучал набатный звук колокола. Звонарь поднялся на колокольню, чтобы возвестить о беде и собрать омичей. Он был ранен, но его благородный порыв был подхвачен звонарями других храмов. Тревога разлилась по городу, и, как полагается в годину народных испытаний, люди шли и шли, заполняя площадь и улицы вокруг. Каратели бежали. Владыка вышел к людям. И тут вооруженный отряд вернулся, ворвался в дом. Большевики, бранясь, кричали: «Где архиерей?» — «Я архиерей», — ответил владыка. Преосвященного Сильвестра схватили, приставили к виску револьвер и, не дав надеть теплую одежду, увели. Из револьвера был убит эконом владыки Николай Цикура, ныне также прославленный в лике новомучеников Российских.

В дом пришла следственная комиссия, опечатала покои. А народ не расходился, требуя освобождения епископа. Этот напор возымел действие. Преосвященного Сильвестра отпустили 8 февраля, взяв подписку о невыезде. Владыка сразу дал телеграмму патриарху Тихону: «Освобожден. Ожидаю революционного суда. Народ привязан к Церкви».

Да, тогда еще народ в основной своей массе был верующим, и его возмущения побаивались самозванцы у власти. Сбывалось предвидение владыки о трудностях архипастырства. В августе 1918-го он ездил в Тобольск, чтобы принять участие в погребении епископа Гермогена, утопленного большевиками в реке Тобол…

Соратник Колчака

Архиепископ Сильвестр возлагал большие надежды на Александра Васильевича Колчака. В ноябре 1918-го, когда Сибирь стала «белой», в Томске состоялось соборное совещание архипастырей Сибири. Владыка Сильвестр, возведенный патриархом Тихоном в сан архиепископа, был избран главой Высшего временного церковного управления Сибири. Тем самым вновь был подтвержден авторитет омского архиерея и статус города как Третьей столицы России. Первое, что сделал архиепископ на новом посту, — отменил безбожный декрет от 19 января 1918 года. Церкви были возвращены земли и собственность, возобновили работу пять Сибирских духовных семинарий и пять училищ.

Александр Васильевич Колчак был глубоко верующим человеком, и борьбу с «красными» отождествлял стоянию за Родину и православие. Точно так же воспринимает свой долг и миссию владыка Сильвестр. Он благословляет Дружины Святого Креста и отправляет на передовую проповеднические отряды. Они, вопреки утверждениям победившей в Гражданской войне стороны, безоружные. Они идут с Крестом, молитвой и словом, обращенным к сердцу воинов.

Церковное управление, возглавляемое высокопреосвященным Сильвестром, разослало более 60 тысяч воззваний, в которых разъяснялась антихристианская суть большевизма. Для армии и народа стали издаваться периодические издания «Сибирский благовестник», журнал «За Святую Русь».

Из «белого» Омска святитель Сильвестр пытается защитить Церковь, угнетаемую на территории, занятой большевиками. Он обращается к папе Бенедикту XI по поводу гонений Советов на православие, уповая на братскую сплоченность христиан, шлет телеграмму архиепископу Кентерберийскому.

Из Ватикана следует телеграмма-заклинание от имени главы католиков Ленину остановить преследование служителей Бога. Но у вождя большевиков были другие планы…

Сибирский архипастырь принимает участие и в сугубо мирных инициативах адмирала. Так, например, он благословляет созданную в Омске Дирекцию маяков и лоций, служит молебен по случаю отплытия на пароходе «Святой Николай» научной экспедиции к Северному полюсу.

Мученик за веру

Архиепископ Омский и
Павлодарский Сильвестр.
Единственный сохранившийся
омский снимок

Когда Белая армия покидала Омск, вместе с ней ушли архиереи, спасавшиеся в Омске от большевиков. Наверное, и владыка Сильвестр мог бы уйти из Омска с «белыми» и выжить, оказавшись в эмиграции. Он знал, что ничего хорошего от большевиков ждать не приходится. Он был на выборах патриарха в Московском Кремле, когда большевики палили по святыням из орудий. Он знал и говорил об уже замученных 20 владыках и 1000 священнослужителей, хоронил епископа Гермогена, сам пережил арест. Но паству высокопреосвященный Сильвестр бросить не мог. Понимал, что бегство было бы малодушием, и мужественно смотрел в глаза грядущим невзгодам.

Они начались сразу, как только «красные» заняли Омск. Владыку арестовали и два месяца истязали в застенках ЧК. Святитель умер 26 января, через 19 дней после убийства Колчака.

Цинизм новой власти был в том, что уничтожая не только простых граждан, но и известных людей, палачи не оставляли официальных свидетельств. Был человек — и нет его. И ни строки в документах о том, что с ним сделали.

У большинства жертв политических репрессий нет могил, их тела сваливали в котлованы и рвы, на месте которых потом строились промышленные объекты. Но священномученик Сильвестр обрел свое место упокоения в храме, где была его кафедра. Можно предположить, что в 1920 году машина репрессий была еще не так отлажена, как впоследствии, в 1930-е годы, и людям из окружения владыки Сильвестра каким-то чудом удалось уговорить или подкупить стражу тюрьмы, чтобы тело убиенного было отдано для христианского погребения. Всё делалось в строжайшей тайне, так что в течение десятилетий в городе не было распространено ни слухов, ни легенд о возможном месте захоронения архиепископа.

Чудо обретения мощей

Успенский кафедральный собор —
главный храм Белой Сибири.
Омск, зима 1919 г.

16 июля 1891 года был заложен Успенский кафедральный собор. А 16 июля 2005 года, через две недели после начала изысканий, произошло событие, которого никто не ожидал.

Сначала всплыла икона. Словно в продолжение легендарных явлений икон, приплывших к людям, и эта была обнаружена в воде на раскопках Успенского собора. Небольшая доска размером 22×11 см. На лицевой стороне изображение стерто, а на обратной ясно читается надпись: «Преосвященнейшему епископу Сильвестру от почитателей его таланта. Июль 1914 года».

Вскоре оказалось, что икона всплыла над захоронением, словно указав людям особое место на раскопках. 21 и 22 июля в процессе выработки погребения обнаружено и описано 104 предмета. Среди них параман (плат, который носят на спине монахи), частицы архиерейского облачения — саккоса и епитрахили, три десятка перламутровых пуговиц, вышитый пояс, остатки плетеных четок, похожих на те, что запечатлены на прижизненной фотографии в руках святителя. В ногах усопшего находился орлец — круглый, с изображением орла, парящего над городом, коврик, на котором во время богослужений стоит архиерей.

Еще один поразительный предмет на дне гробницы — штырь. Предположительно, это орудие пыток было положено в гроб, как шифровка потомкам о трагических событиях. Чуть позже других предметов обнаружился и большой параманный кипарисовый крест, какие носят иерархи церкви. Воистину чудо, что деревянный крест остался цел. То же эксперты сказали и про параман. Металл разрушился, а ткань с вышивкой оказалась цела. Эксперты разводили руками, было высказано предположение, что сохранились те фрагменты вещей, что соприкасались с плотью святого.

Несмотря на историческую очевидность того, кому принадлежат останки, они были переданы на экспертизы. Специалисты, проводя большие исследования и располагая прижизненными фотографиями владыки, подтвердили принадлежность мощей архиепископу Омскому и Павлодарскому Сильвестру.

Акт Бюро судебно-медицинской экспертизы приоткрывает завесу тайны над тем, какова была мученическая кончина святителя. Множественные прижизненные переломы конечностей и ребер, штыковой след на костях груди, лучевидные трещины в затылочной части черепа, полное отсутствие верхней челюсти говорят о нечеловеческих страданиях архиепископа Сильвестра. В довершение истязаний его распяли на полу.

Найденный в крипте орлец
указывает: это захоронение
архиерея

В Акафисте священномученику Сильвестру, который был написан после прославления владыки, первого святого земли Омской, сказано, что архиерей Божий прошел путь Голгофских страданий, претерпел подобие Крестного Распятия и пострадал за Истину. Отныне он земли Омской молитвенник.

— Я всё время думаю, как случилось так, что мы начали наши раскопки именно с того места, где оказалось захоронение святителя, — говорит генеральный директор НПО «Мостовик», которое восстановило Успенский собор, Олег Владимирович Шишов. — Мы с губернатором Леонидом Константиновичем Полежаевым и митрополитом Феодосием обошли вокруг места предполагаемого храма и решили, что раскопки нужно начинать с этого места. Будто Господь указал нам. Владыка Феодосий так и сказал: «Это Божий промысел». И еще. Успенский собор взрывали трижды, фундаменты были уничтожены в пыль. И единственное место, где всё осталось целым под землей, — место тайного захоронения святителя Сильвестра. Это как материалистически объяснить?

В 1998 году в интервью по поводу причисления святителя Сильвестра к лику местночтимых святых владыка Феодосий провидчески заметил: «Веруем, Господь благословит, и в свое время будут обретены мощи угодника». Это событие всеправославного значения произошло в 2005 году как зримое омское чудо.

Священномученик Сильвестр (Ольшевский), архиепископ Омский и Павлодарский

Священномученик Сильвестр, архиепископ Омский и Павлодарский (в миру Ольшевский Иустин Львович) родился 31 мая 1860 года в селе Косовно Сквирского уезда Киевской губернии, в семье диакона. Во время обучения в Киевской духовной семинарии он был домашним чтецом у инспектора, потом ректора Киевской духовной академии, известного богослова архимандрита, впоследствии епископа Сильвестра (Малевского). Последний от усиленных научных трудов потерял зрение, но, отличаясь исключительной памятью, уже будучи слепым, издал многотомное сочинение по догматическому богословию. В этом труде священномученик Сильвестр служил ему ближайшим помощником; он был «глазами и пером» ученого. По окончании семинарии Иустин в 1883 году поступил в Киевскую духовную академию, курс которой окончил в 1887 году со степенью кандидата богословия.
В это время в Киевской епархии возникло сектантское штундистское движение. Опыт убедил Иустина Ольшевского, что штунда более доверяет светским, нежели духовным миссионерам. Он обратился к митрополиту Киевскому Платону с докладной запиской, в которой доказывал допустимость миссионерского служения в Церкви в светском звании. Идея была встречена сочувственно, и в результате будущий омский святититель назначается 7 марта 1889 года Киевским епархиальным миссионером. Это был первый в истории нашей внутренней миссии миссионер в светском звании. В 90-е годы печатаются статьи И. Л. Ольшевского о штундизме в журнале «Руководство для сельских пастырей».
С появлением штунды в пределах Полтавской епархии Иустин Львович в 1890 году был приглашен Преосвященным Иларионом в Полтаву, где состоял преподавателем Полтавской духовной семинарии и нес безвозмездно обязанности миссионера. 2 февраля 1892 года он принимает сан священника и определяется к Полтавскому кафедральному собору. В октябре того же года отец Иустин был назначен руководителем и законоучителем женской воскресной школы в Полтаве и исполнял эти обязанности до назначения его в 1896 году Полтавским епархиальным наблюдателем церковных школ. 15 лет трудился о. Иустин на церковно-школьном поприще в должности епархиального наблюдателя. Он был деятельным сотрудником Преосвященного Илариона в развитии церковно-школьного дела в епархии, особенно по открытию женских церковно-приходских школ.
В бытность свою Полтавским епархиальным наблюдателем о. Иустин принимал участие во всех проходивших в то время школьных и миссионерских съездах, являясь на них с соответствующими докладами. Таковы, например, его доклады о женском церковно-школьном образовании, миссионерской программе Закона Божия для начальных школ и др. В этот период служения отец Иустин имел возможность посетить все священные и достопримечательные места в России и даже за ее пределами. Он побывал почти во всех обителях русских, от Соловков и до монастыря св. Нины на Кавказе. Путешествовал в Святую Землю, был на Афоне, в Египте, Риме, совершал путешествие и по Западной Европе. В некоторых обителях русских бывал он и не по разу. Шесть раз паломничал в Саров и в Вышенскую пустынь, на могилу святителя-затворника Феофана. Его творения, были, вероятно, тем источником, из которого о. Иустин черпал «живую воду».
7 декабря 1910 года состоялось определение Святейшего Синода, а 10 декабря последовало Высочайшее повеление о возведении о. Иустина Ольшевского в сан архимандрита по пострижении его в монашество и назначении епископом Прилукским, викарием Полтавской епархии. Пострижение о. Иустина в монашество совершил 23 декабря архиепископ Полтавский Назарий и нарек ему имя Сильвестр в память знаменитого епископа-богослова Сильвестра. 16 января 1911 года была совершена хиротония архимандрита Сильвестра во епископа Прилукского в Свято- Троицком соборе Александро- Невской лавры.
Три с лишним года святительствовал священномученник Сильвестр на Прилукской кафедре. 13 ноября 1914 года состоялось назначение Преосвященного Сильвестра епископом Челябинским, викарием Оренбургской епархии. Покидая Полтаву, ставшую для Владыки второй родиной, и отправляясь в далекую Сибирь, Преосвященный опасался погрузиться в холод, но теплота отношениий на новом месте его служения не дала почувствовать холода. Недолго пробыл Преосвященный Сильвестр в Челябинске. 4 июня 1915 года последовало Высочайшее повеление «о бытии епископу Челябинскому Сильвестру епископом Омским и Павлодарским». Совершив паломничество к мощам небесного покровителя Сибири святителя Иркутского Иннокентия, 8 августа Преосвященный Сильвестр прибыл в город Омск.

Некоторые из дел священномученика Сильвестра на Омской кафедре связаны с его предшествующим служением викарным епископом Прилукским. Он был в Полтаве председателем Братства законоучителей и педагогов средних и низших учебных заведений. По образцу Полтавского Братства Преосвященный открыл и в Омске законоучительное Братство. В Полтаве Преосвященный Сильвестр предпринял в качестве председателя Свято-Макарьевского Братства издание Переяславско-Полтавского Патерика, жизнеописаний прославленных Церковью угодников Божиих и непрославленных подвижников веры и благочестия края. И в Омске Преосвященный Сильвестр издает Сибирский Патерик.
Важным шагом развития церковной жизни в Омской епархии явилось постановление Святейшего Синода от 23 января 1915 года о неотложном открытиии в Омске Духовной Семинарии. В архивных документах так указана причина: «Омская епархия находится в исключительном по отношению к другим епархиям положении, обуславливаемом воинственным натиском сектанства с его многочисленными разветвлениями — баптизмом, адвентизмом, хлыстовщиной и т.п.» Осуществлению этого замысла помешали неудачи на фронтах Первой мировой войны и революция 1917 года.
В начале ноября 1915 года Владыка призвал духовенство пожертвовать золотые вещи на нужды армии. Во второй половине месяца он посетил Ишимское благочиние, инспектировал духовное училище и сельские школы. После открытия мощей митрополита Иоанна Тобольского (Максимовича) епископ Сильвестр принял участие в прославлении сибирского просветителя 10 июня 1916 года.
Огромную заботу проявлял Владыка о деле просвещения. По инициативе епископа Сильвестра Государем Императором был издан Указ о бесплатном обучении в духовно-учебных заведениях и церковных школах детей и сирот Георгиевских кавалеров. Вскоре был издан императорский указ об учреждении стипендии имени Преосвященного Сильвестра (1917 г.).
Служение святого Владыки Сильвестра в Омске пришлось на годы Первой мировой и гражданской войн. Он принимал самое деятельное участие в сборе средств на нужды войны, помощь беженцам. 28 августа епископ Сильвестр учредил Епархиальный комитет но оказанию помощи беженцам. За первые четыре месяца 20 человек разместили в Знаменском семипалатинском монастыре, 5 девочек-сирот в Михайловском женском монастыре, 18 беженцев — в Покровском мужском монастыре, около 200 человек — в зданиях Параскевиевской и Соборной школ. В архиерейском доме поселили семью католиков и жену псаломщика Минской епархии с восьмью детьми. 1000 рублей было пожертвовано епархией для пособия беженцам. В 1915 году был открыт приют для детей раненых и увечных воинов, в котором работали послушницы монастыря.
Огромная работа под руководством епископа проводилась среди пленных воинов. В 1916 году к Православию было присоединено более 400 чехов, русинов и поляков. 29 января 1917 года Преосвященным Сильвестром в кафедральном соборе был торжественно совершен чин присоединения пленных славян к Православию.
С установлением новой власти 2 февраля1918 года, в связи с декретом об отделении Церкви от государства, большевики потребовали от епископа передать в их распоряжение здание, дела и имущество Духовной консистории, а также Архиерейский дом для размещения в нем своих учреждений. Прошел слух, что в кафедральном соборе устроят лазарет, оставив для богослужения один придел. Во время службы в соборе протоиерей А. Соловьев произнес проникновенную речь о гонениях на Церковь, прихожане плакали. На соборной площади начался митинг, разогнанный солдатами. На следующий день около храма собрались прихожане, которых также разогнали красногвардейцы. В воскресенье 4 февраля было прочитано послание Патриарха Тихона и устроен общий крестный ход.
В ночь с 5-го на 6-е февраля ворвавшиеся в архиерейский дом красногвардейцы убили келейника епископа и его эконома Николая Цикуру. Владыка был арестован. По дороге в Совдеп и в первые часы пребывания там над ним издевались. Затем священномученника Сильвестра посадили в общую комнату, где уже находились протоиерей Л. Соловьев и ключарь собора о. Ф. Чемагин. Звонарь собора продолжал созывать прихожан колокольным звоном, пока не был ранен.
На всех церквях зазвонили в колокола, и народ заполнил улицы и площади, требуя освобождения епископа. Во вторник по всему городу слышалась пальба, с обеих сторон были жертвы. Преосвященный Сильвестр был освобожден, дав подписку о невыезде. На одном из мартовских заседаний Собора была зачитана телеграмма епископа Сильвестра Патриарху Тихону: «Освобожден. Ожидаю революционного суда. Народ привязан к Церкви».

Одним из первых архиереев, погибших от красного террора, был епископ Тобольский Гермоген. В июне 1918 года священномученика утопили в реке Туре. Архиепископ Сильвестр принял участие в его похоронах и произнес речь на могиле епископа Гермогена (11 августа). В 1918 году Владыка Сильвестр был возведен Патриархом Тихоном в сан архиепископа и избран Председателем Высшего Церковного Управления Сибири (Белой России). В период, когда он занимал этот пост, в Сибири был отменен декрет об отделении Церкви от государства. Церковь получила отобранные у нее земли и собственность, в школах было восстановлено преподавание Закона Божия. В Сибири восстановилась учебная деятельность в пяти духовных семинариях и пяти духовных училищах.
29 января 1919 года архиепископ Сильвестр привел к присяге адмирала А. В. Колчака как Верховного правителя России. В марте он организовал крестный ход с участием Колчака и членов его правительства. Был восстановлен институт военных священников, в августе 1919 года святитель благословил участников съезда казачьих войск России. Возглавляемое им церковное управление рассылало воззвания, в которых разъяснялась антихристианская суть большевизма. В Омске издавались журналы «За святую Русь» и «Сибирский благовестник».
После отступления колчаковской армии архиепископ Сильвестр остался в своей епархии. В конце 1919 года он был в Омске арестован большевиками. Около двух месяцев священномученик находился в заключении, где подвергался жестоким пыткам, но от него так и не смогли добиться «покаяния». 26 февраля 1920 года безбожные мучители прибили руки святителя гвоздями к полу и, распяв таким образом, раскаленными шомполами прижигали его тело, а затем раскаленным докрасна шомполом пронзили сердце. Тело священномученика было тайно захоронено палачами, и место погребения до недавнего времени находилось в неизвестности.
В 1998 году архиепископ Сильвестр был канонизирован как местночтимый святой Омской епархии. В 2000 году Архиерейский собор Русской Православной Церкви причислил святителя Сильвестра (Ольшевского) и эконома Николая Цикуру к лику Новомучеников и Исповедников Российских.
22 июля 2005 года на раскопках Успенского собора в Омске были обретены мощи священномученика Сильвестра. 25 февраля 2009 года в восстановленном Успенском кафедральном соборе была помещена рака с мощами священномученика. Она находится в нижнем приделе, в так называемой пещерной церкви, где и был захоронен архиепископ Сильвестр. Над ракой установлена на четырех каменных столбах резная кедровая сень ручной работы, ставшая одним из главных украшений Успенского собора.

Тропарь, глас 4

И нравом причастник, / и престолом наместник Апостолом быв, / деяние обрел еси, Богодухновенне, / в видения восход, / сего ради слово истины исправляя, / веры ради пострадал еси даже до крове, / священномучениче Сильвестре, / моли Христа Бога // спастися душам нашим.

Кондак, глас 8

Избранный от мира, предивный угодниче Христов, / веры православныя благовестниче / юже яко добрый сеятель на ниве Христове / в сердца чад Божиих усердно всеял еси / не престай молитися за ны ко Господу / даровати земли нашей мир и безмятежие, / церкви Святей от ересей и расколов ограждение, / да твоими молитвами от бед избавляеми, благодарно зовем ти: // радуйся, священномучениче Сильвестре, земли Омския молитвенниче.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *