На официальной страничке монастыря в Facebook появилась статья о том, что на территории обители в скором времени будет открыт музей. На приходах епархии действовали и действуют немало музейно-образовательных проектов. Это как правило небольшие экспозиции, плоскостные выставки, онлайн-галереи. Сийский монастырь сделал заявку на музей. Планка поднята высоко, удастся ли ее удержать?
Удалось, очень давно и не нам. Сам по себе Антониево-Сийский монастырь, его древние стены в некотором смысле есть неповторимая архитектурно-ландшафтная экспозиция — ансамбль древних памятников, органично сосуществующий с окружающими природными объектами: Михайловское озеро, исток реки Сия, необъятная лесная даль. Каждый сезон, каждый день монастырь разный. Так что большую часть работы выполнили наши предшественники и созданная Богом северная природа.
На сегодняшний день сложились все основные направления классической музейной деятельности. Работает церковно-археологический кабинет и архив. Их возглавляет «память монастыря» — Александр Юрьевич Карушев. На хранении более 2000 экспонатов. Это уникальное собрание старопечатных книг кирилловского и гражданского шрифта XVII – начала XX века, коллекция памятников древнерусской живописи и современных икон, картины, фотографии, произведения церковного декоративно-прикладного искусства. Кроме того — небольшая этнографическая коллекция: орудия труда, утварь, инструмент.
Сложился опыт сотрудничества с музеями и библиотеками Архангельска и Архангельской области, в частности с Архангельским областным краеведческим музеем, музейным объединением «Художественная культура Русского Севера», Архангельской областной научной библиотекой им. Н.А. Добролюбова. Сотрудники этих учреждений культуры помогают в реставрации, изучении и атрибуции экспонатов. Самостоятельно и в рамках сотрудничества с туристическими фирмами и паломническими службами проводятся экскурсии. Много лет издается газета «Духовный Сеятель» и альманах «Сийский хронограф». Духовное и материальное наследие Сийского монастыря находит отражение на страницах этих изданий.
Таким образом ведется как учетно-фондовая, так и культурно-образовательная деятельность. Открытие экспозиций на территории обители, а со временем и мобильных выставочных проектов завершит создание полноценного музея.
Первая выставка «Русские цари и Антониево-Сийский монастырь» очевидно претендует на раскрытие политической истории обители в державном контексте. Выбор темы связан с популярностью идеи русской монархии среди православных верующих, или с чем-то иным?
«Русские цари и Антониево-Сийский монастырь» — это рабочее название. Дело, конечно, не в политическом контексте. Работа над экспозицией – это всегда создание «инфраструктуры» памяти. Поэтому концепция выставки должна соответствовать исторической правде. А она такова, что боярская, монастырская и крестьянская колонизации Русского Севера шли рука об руку. Одним из организующих начал колонизации, на всех этапах ее истории, выступала государственная власть. Носителями государственной власти в период зарождения и развития монастыря были представители Рюриковичей и Романовых. По моему глубокому убеждению, для русских государей, монархия была не только лишь образом правления. Царство понималось как духовный, общественный и государственный порядок. Об этом, в частности, свидетельствует история Антониево-Сийского монастыря.
Грамоту на построение обители, говоря простым языком, право на создание монастыря, преподобный Антоний Сийский получил от Великого князя Василия Иоанновича, а его внук – сын Ивана Грозного, царевич Иоанн написал редакцию Жития святого Антония и составил службу. То есть мы видим, что уже на самом раннем этапе не только сам факт появления монастыря, но и создание агиографии и гимнографии его основателя, тесно связаны с историей первой династии…К сожалению, подлинных предметов этого периода, в собрании монастыря не много.
Одним из тематических комплексов этой выставки станет интерьер монашеской кельи XVII века. Здесь мы хотим отразить одну из значимых страниц в истории обители – пребывание в ссылке боярина Федора Никитича Романова, отца царя Михаила Федоровича. В Сийском монастыре он был пострижен и наречен Филаретом. В последствии, будущий Патриарх Филарет тепло вспоминал об обители, отправлял дорогие подарки. Один из них хранится в Архангельском областном краеведческом музее. Это икона Богоматери «Владимирская».
Далеко не все храмы и палаты монастыря отреставрированы и пригодны для размещения выставок. Иконы, и особенно старинные книги требует особых условий. Где будут находиться сами выставки, и как обстоит дело с сохранностью предметов?
Первая выставка – в храме Трех Святителей Московских. Вторая, посвященная истории обители и хозяйственно-бытовому укладу монашеской жизни, — в келарской палате Благовещенского храма. Общая площадь помещений не многим менее 200 кв. метров.
Вопрос сохранности предметов самый ключевой. И не только памятников иконописи и книг, но и предметов из металла и ткани. Монастырь находится в лесу, рядом озеро.
Зимой климат у нас суровый. На практике значительные перепады температуры и влажности могут выдержать только экспонаты из дерева и современные реплики. В ближайшее время в галерее храма Трех Святителей будет установлена система климат-контроля и терморегуляции. Возможно придется решать и проблему освещённости помещений. Всем этим и многим другим занят один из вдохновителей музея – отец Феофил (Волик).
Вам не кажется, что для многих образ монастыря, как места для уединения и молитвы, не вполне совместим с представлением о музее, с его открытостью для гостей?
Совсем не кажется. Музей для Сийского монастыря – это продолжение давних просветительских и миссионерских традиций. Очень важно чтобы гости, приезжая туристами, возвращались домой паломниками. Частью миссионерского служения является гостеприимство, внимание к потребностям гостей. Не только к желанию участвовать в богослужении, но и потребности в живом общении и познании истории своей страны, родного края.
Беседовал Андрей Алексеев

В 1913 году Архангельское Сурское подворье посетила преподобномученица великая княгиня Елизавета Феодоровна, основательница Марфо-Мариинской обители милосердия в г. Москве. Таким образом, в историю Архангельского Сурского подворья навсегда вошло светлое имя этой великой российской подвижницы.
Монастырь и Архангельское подворье были закрыты в 1920-х годах. До конца 1941 года в селе Сура жила монахиня Ангелина (Трухина). Она была арестована за то, что в её доме «совершались тайные богослужения», и 22 июня 1942 года расстреляна.
31 октября 1994 г. епископ Архангельский и Мурманский Пантелеимон благословил воссоздание в Архангельске женской общины Иоанно-Богословского Сурского подворья. 8 ноября того же года состоялось учредительное собрание общины, организацией которого по благословению владыки занялась инокиня Вера (Рудалёва). 19 декабря 1994 года состоялась регистрация общины в Министерстве Юстиции Российской Федерации по Архангельской области. По благословению епископа Архангельского и Мурманского Пантелеимона инокиня Вера (Рудалёва) с 1-го января 1995 года назначается старшей сестрой Свято-Иоанно-Богословского женского монастыря Архангельской и Мурманской епархии. 22 февраля 1995 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви последовало утверждение её в этой должности. 30 июля 2003 года на основании решения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия и постановлением Священного Синода монахиня Афанасия (Рудалева), старшая сестра Иоанно-Богослоовского женского монастыря, назначается настоятельницей данного монастыря с возложением Наперсного креста по должности.
С 1994 по 1996 годы сёстры общины пытались вернуть для воссоздаваемого монастыря здание Архангельского подворья Иоанно-Богословского Сурского женского монастыря, но безуспешно. Поэтому в 1996 году по благословению епископа Архангельского и Холмогорского Тихона община переводится в деревню Ершовка Приморского района Архангельской области. В 1996 году подворье преобразовывается в самостоятельный Иоанно-Богословский монастырь.

Антониево-Сийский монастырь (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Предыдущая фотография Антониево-Сийский монастырь, Троицкий собор с колокольней

Антониево-Сийский монастырь был основан в начале 16 века на уютном полуостровке в Михайловском озере. Так уж сложилось, что о монастыре заговорили практически сразу, слава пронеслась даже по Москве. В период игуменства Антония скромный монастырский комплекс значительно расширился. Появились новые церкви, каменные постройки и часовня с колокольней. Постепенно Антониево-Сийский монастырь превратился в крупнейший культурный и духовный центр Подвинья.

Главным занятием местных монахов было переписывание книг. За всю историю существования монастыря здесь скопилась огромная библиотека — около 20 тыс. экземпляров.

Главным занятием местных монахов было переписывание книг. За всю историю существования монастыря здесь скопилась огромная библиотека — около 20 тыс. экземпляров. В монастырском хранилище имелись удивительные произведения ювелирного искусства. Их жертвовали богатые прихожане. На рубеже 16 и 17 веков при монастыре появились иконописная и граверная мастерские. Так случилось, что и преподобный Антоний — основатель монастыря, и последующие игумены Феодосий и Никодим были прекрасными иконописцами. Кроме того, монастырь владел еще и небольшой типографией.

Как видим, на протяжении нескольких веков Антониево-Сийский монастырь жил в покое и достатке. Но, как это обычно бывает, белая полоса сменилась черной. В 18 веке, с началом изъятия церковных земель, монастырь пришел в упадок. Во времена советской власти на его территории размещались детская колония, детский лагерь, интернат для престарелых и т. д. Многие здания монастырского комплекса были разрушены.

Восстановление началось лишь с 1992 г., когда монастырь перешел под патронат Русской православной церкви. Ныне здесь вновь работает библиотека и иконописная мастерская, выпускается газета и альманах. Монастырь держит скромное хозяйство, а разрушенные здания постепенно возрождаются.

При Антониево-Сийском монастыре работает паломническая служба, которая способствует организации туров к монастырю и святым местам. О паломниках печется монастырская братия. Гостей размещают в кельях, организовывают питание, допускают к богослужениям и трудовой деятельности. Также для паломников проводятся экскурсии по местам подвигов преподобного Антония.

Антониево-Сийский монастырь.

Практическая информация

Добраться до монастыря можно автобусами № 503 (Архангельск — Емецк), № 511 (Архангельск — Котлас), № 505 (Архангельск — Вельск), № 520 (Архангельск — Каргополь) от автовокзала до остановки «Сия» (151 км), далее пешком по живописной местности по асфальтовой дороге 8,5 км. Проезд собственным транспортом по трассе М-8 Архангельск — Москва до 151 км, направо указатель «Антониево-Сийский монастырь».

Адрес: Архангельская обл., Холмогорский р-н, д. Монастырь.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *