Собор апостолов Петра и Павла Петропавловской крепости (ФОТОЭКСКУРСИЯ)

Петропавловская крепость

Петропавловская крепость. Вид со стороны Мраморного дворца

Собор Святых Петра и Павла Петропавловской крепости (1712-1733 годы) интересен нам прежде всего потому, что его колокольня до сих пор является самой высокой колокольней Русской Православной Церкви. Ее высота – 122,5 метра: 40-метровый золоченый шпиль, 60-метровое каменное сооружение и некоторые надстройки.

шпиль

Удивительно: Петр Великий, основывая новую столицу на берегах Невы, прежде всего возводит колокольню с очень высоким шпилем. Именно колокольня, а не какое-то иное сооружение, является своего рода знаменем, которое обозначает, что Россия твердо стоит на берегах Невы.

Шпиль с фигурой ангела

Шпиль с фигурой ангела

Многие считают, что с точки зрения архитектуры Петропавловский собор построен как западная церковь. Думаю, напрасно. Если мы внимательно посмотрим на него, то выясним, что из западной церковной архитектуры там есть только один элемент – кафедра, то есть возвышение у левого предалтарного столба. С кафедры произносится проповедь и читается Священное Писание для тех, кто находится в храме, чтобы проповедника или чтеца было хорошо видно и слышно.

Интерьер Перпопавловского собора (центральный неф)

Интерьер Петропавловского собора (центральный неф)

Еще одна обращающая на себя внимание деталь – деревянный резной иконостас с богатейшим набором икон. Говорят, он выполнен несколько театрально, в виде театральной декорации. Возможно, это и так. Иконостас не загораживает всего алтаря, но алтарная завеса восполняет роль отсутствующих деревянных деталей.

иконостас

Иконостас. Центральная часть

иконостас

Иконостас. Верхняя часть

Колокольня собора, как это канонически принято в православных храмах, расположена над западным входом.

колокольня

Колокольня собора

Свой окончательный вид, то есть такой, какой был до революции 1917 года, она обрела буквально несколько лет назад, когда в нижнем ярусе звона был установлен карильон — музыкальный инструмент, в котором вместо струн используются колокола. На нем возможно исполнение всевозможных светских музыкальных произведений, потому что колокола настроены четко по хроматической гамме.

карильон

Карильон Петропавловского собора Петропавловской крепости

часовые колокола

часовые колокола

Карильонер за карильоном. Амстердам

Над карильоном располагается так называемый церковный звон или, как его ошибочно называют, «русская звонница», хотя звонница — это не набор колоколов, а колоколонесущее сооружение, выполненное в виде стены с висящими на ней колоколами.

колокола

Колокола русского звона

колокола

колокола

колокола

Средний колокол с изображением апостолов Петра и Павла

Колокольный звон Петропавловского Собора включает в себя один из самых тяжелых сохранившихся исторических колоколов Санкт-Петербурга – 5-тонный благовестник. Этот колокол был отлит при Николае II в Гатчине на колокололитейном заводе Лаврова и привезен в собор. И на этом же заводе были отлиты средние и мелкие колокола русского колокольного звона.

В силу каких-то обстоятельств, которые сейчас нам не ясны, церковный колокольный звон Петропавловского собора и до революции пребывал в некотором запустении. Многие колокола были разбиты, многие висели без толку. Да и сам звон был достаточно «разношерстный». Интересна история, самого большого колокола. Он был отлит из старого колокола, отлитого при царях Иоанне Алексеевиче и Петре Алексеевиче около 80-х годов XVII века. Волею царя Петра Великого он был откуда-то перенесен в новую столицу, Санкт-Петербург.

Колокольный набор Петропавловского Собора — это один из немногих, которые после революции сохранились, а ведь большая часть колоколов были переплавлены в конце 20-начале 30-х годов. «Вторая волна» гибели колоколов – годы так называемой «оттепели», они же – период обострения гонения на Церковь.

Почему сохранились колокола в Соборе Петра и Павла, сказать трудно. Возможно, они слишком высоко висели. А может быть, не представляли особой ценности для переплавки: их общий вес – всего 8 или 9 тонн, это немного.

колокола

Зазвонные и подзвонные колокола

Над русским церковным звоном в восьмигранной надстройке под шпилем располагается еще один совершенно уникальный набор колоколов – голландские настроенные колокола-куранты середины – конца XVIII века, времени правления Екатерины II.

часовой механизм

Часовой механизм

часовой механизм

часовой механизм

часовой механизм

Шпиль собора несколько раз горел, колокола портились и разбивались, но волей императоров и императриц восстанавливались. На этих колоколах исполнялись мелодии часов Петропавловского собора. Колокола отбивали четверти: в 15 минут – один раз, в половину часа – два, в три четверти часа – три раза. Когда проходил час, они играли 4 четверти и раздавались удары часового колокола по числу часов. До 1917 года они исполняли в начале каждого часа «Коль славен наш Господь с Сионе», а в 12 часов дня — государственный гимн «Боже Царя Храни». Часы были изготовлены в Голландии мастером Ортом Крассом.

часовые колокола

Часовые колокола

часовые колокола

При советской власти было принято решение о том, что часы Петропавловского собора должны играть гимн Советского союза – «Союз нерушимый республик свободных». Но местные партийные органы запретили исполнять гимн на верхних, специально настроенных для исполнения часовых мелодий колоколах, потому что сочли вопиющим безобразием исполнять гимн СССР на колоколах иностранного производства.

И было принято неслыханное решение: для исполнения мелодии гимна Советского Союза приспособить колокола русского церковного звона. Их добавили по количеству, перевесили, подточили, соединили со специально для этого сделанным часовым механизмом… К большому 5-тонному благовестнику приделали молоток – и он отбивал часы. Впервые гимн СССР был исполнен на этих колоколах в 1952 году.

Я слышал это исполнение гимна СССР, когда был в Ленинграде в 1976 году. Звучание было нестройное и напоминало мелодию гимна относительно. Но тот, кто знал, что это именно гимн, конечно, мог его узнать.

Колокола русского звона, приспособленные для исполнения мелодии гимна Советского Союза

Колокола русского звона, приспособленные для исполнения
мелодии гимна Советского Союза

колокола

колокола

Большой благовестный колокол с прикрепленным к нему часовым молотком

Большой благовестный колокол с
прикрепленным к нему часовым молотком

В том числе и из-за этого приспособления колоколов к исполнению гимна сегодня сложно сказать, сколько именно колоколов дореволюционного набора сохранилось в соборе.

Более любопытной колокольни, на ярусах которой располагались бы столь разнофункциональные колокола – часовые, церковные и карильон – в Русской Церкви нет.

Колокольня собора. Вид с бастиона

Колокольня собора. Вид с бастиона

Что касается карильона, уместность его присутствия на колокольне – вопрос открытый. Может быть, Петром I он задумывался там в тот период, когда собор еще не стал императорской усыпальницей.

Но потом, по его завещанию, Петр I был похоронен в недостроенном соборе (освятили его уже в 30-е годы XVIII века) и со временем собор стал усыпальницей российских императоров: там покоятся все российские императоры до Александра III.

Гробницы императора Петра I и императрицы Екатерины I

Гробницы императора Петра I и императрицы Екатерины I

Гробница императрицы Елизаветы Петровны

Гробница императрицы Елизаветы Петровны

Николай Первый, Александра Федоровна

Гробницы императора Николая I и императрицы Александры Федоровны

В сентябре 2006 года в собор был перенесен прах его супруги, императрицы Марии Федоровны, и два любящих сердца объединились в Петропавловском соборе.

Гробница императрицы Марии Федоровны

Гробница императрицы Марии Фёдоровны

Удивительно, что могилы Петра III, Павла I, гробницы Александра I и АлександраIII постоянно украшают живые цветы. Их приносят сами жители Петербурга, так что это те государи, которых выделяет сам русский народ.

Гробница супруги императора Александра II императрицы Марии Александровны

Гробница супруги императора Александра II императрицы Марии Александровны

Гробница императора Александра III

Гробница императора Александра III

И, конечно же, много цветов у гробницы основателя города на Неве, императора Петра I.

Цветы на гробнице императора Петра Великого

Цветы на гробнице императора Петра Великого

В наше время иногда открывают ставни, карильонер садится за инструмент и исполняет мелодии. Например, в прошлом году известный карильонер Йо Хаазен исполнял «Половецкие пляски» Бородина, что привело наши чувства в некоторое смятение: инструмент, предназначенный для развлечения толпы, не очень, мягко говоря, сочетается с некрополем.

Некрополь Петропавловского собора

Некрополь Петропавловского собора

Восстановление звона на колокольне собора Петра и Павла Петропавловской крепости началось в советские времена. В 1988 году была основана Ассоциация колокольного искусства России. Специалисты этой АКИР проявляли инициативу в деле возрождения колокольных звонов на самых разных звонницах, которые в те времена принадлежали музеям или были в музейном ведении. Одно из достаточно громких деяний АКИР – концерт на колокольне Собора Василия Блаженного в 1990 или 1991 году.

Петропавловская крепость. Вид со стороны Мраморного дворца

Петропавловская крепость.
Вид со стороны Мраморного дворца

Эти же специалисты, среди которых был ныне покойный Иван Васильевич Данилов, Валерий Лоханский, Сергей Старостенков, занимались восстановлением звона Петропавловского собора. Из тех колоколов, которые можно было озвучить, то есть тех, в которых были языки и которые были подвешены достаточно свободно, чтобы звонить, они сделали систему колокольного звона. Языки средних колоколов подвели на столбики, подвесили язычки к малым зазвонным колоколам.

Язык большого колокола висел свободно, в советские годы с ним не сделали ничего, а просто присоединили часовой молоток. Однако язык этот раскачивался быстро, ритм звона был достаточно быстрый.

Мне, как специалисту, звон, который был возрожден специалистами АКИР, очень не нравился, и во многом именно потому, что большой колокол звучал очень резко, громко из-за слишком быстрого ритма.

Вот уже три года мы, специалисты Общества церковных звонарей, проводим в Петропавловской крепости звоны во время Московского Пасхального фестиваля. В соборе Петра и Павла есть свои звонари, которые звонят во время богослужений, но так получилось, что мы сними ни разу не пересекались. Собственно, «хозяева» колокольни – не они, а Государственный музей истории Санкт-Петербурга, в ведении которого находится Петропавловский собор. У нас хороший контакт с директором музея, хранителем собора и хранителем колоколов.

Отладка колоколов русского звона

Отладка колоколов русского звона

Первое, что мы сделали, когда пришли на колокольню — подвели большой колокол на педаль, чтобы иметь возможность задать ему ритм, исходящий из звучания и дыхания самого колокола. Дело в том, что при звоне от педали ритм может варьироваться в любых пределах.

Что удивительно, прежний громкий, «лающий», немножко железный звон сменился очень красивым, «бархатным», не таким громким, но очень приятным звучанием, потому что ритм стал более медленным. И теперь на колокольне Петропавловского собора стало возможно воспроизводить классический звоны Русской Церкви.

Звоны на колокольные собора Петра и Павла мы всегда проводим в тесном сотрудничестве с нашими дорогими коллегами – звонарями из Петербурга – Екатериной Барановой, Андрей Ивановым, Маратом Капрановым.

звон

Звон на колокольне Петропавловского собора

Естественно, насчет колокольни Петропавловского собора у нас большие творческие планы. Не у всех колоколов, которые были приспособлены для исполнения гимна Советского Союза, висят языки, не все колокола подвешены должным образом, многие насмерть прикреплены к балкам, так что сегодня звонить в них нельзя. . На колокольне необходимо делать помост.

Петропавловская крепость. Вид со стороны Мраморного дворца

Петропавловская крепость.
Вид со стороны Мраморного дворца

Русский звон собора Петра и Павла Петропавловской крепости нуждается в реконструкции, оформлении, нужно возвращать его к жизни, так, чтобы колокола звучали и красиво, и громко, и мелодично.

История

Причины строительства

В 1703 году Пётр I заложил на берегу Финского залива Петропавловскую крепость. Пётр понимал, что новая Россия нуждается в архитектуре, способной выразить идеи времени. Стремясь усилить главенствующее положение молодой столицы среди городов России, государь задумал новое строение, которое поднялось бы выше колокольни Ивана Великого и Меншиковой башни. Новый храм должен был стать самым значительным сооружением столицы и находиться в самом сердце Петропавловской крепости.

Строительство и дальнейшее существование

Деревянная Петропавловская церковь. Гравюра Г. А. Качалова.

Строительство храма началось 29 июня (10 июля) 1703 года в день святых апостолов Петра и Павла (в XXI веке этот праздник отмечается 12 июля) на территории только что заложенной Петропавловской крепости. Освящение первой деревянной Петропавловской церкви состоялось 1 (12) апреля 1704. 14 (25) мая 1704 здесь провели праздничную службу в честь победы фельдмаршала Б. П. Шереметева над шведскими судами на Чудском озере.

30 мая (10 июня) 1712 года был заложен каменный Петропавловский собор. Он строился таким образом, что деревянный храм оставался внутри новой постройки. Работой руководил итальянский архитектор Доменико Трезини. В установке шпиля участвовал голландский мастер Харман ван Болос. По приказу Петра I строительство началось с колокольни. Из-за нехватки рабочих рук, бегства крестьян и недостатка рабочих материалов она была закончена только в 1720 году. Однако шпиль колокольни был укрыт листами золочёной меди позднее. Высота сооружения составляла 112 метров, что на 32 метра выше колокольни Ивана Великого. Весь собор был достроен только к 1733 году уже после смерти Петра I.

С учреждения в 1742 году Санкт-Петербургской епархии и до освящения в 1858 году Исаакиевского собора Петропавловский собор являлся кафедральным, затем был передан в придворное ведомство.

В 1756—1757 годах Петропавловский собор был восстановлен после пожара. В 1773 году освящён придел святой Екатерины. В 1776 году на колокольне были смонтированы куранты мастера Б. Оорта Краса из Голландии.

В 1777 году шпиль собора был повреждён бурей. Восстановительные работы велись архитектором Петром Патоном, новую фигуру ангела с крестом выполнил Антонио Ринальди. В 1830 году повреждённую фигуру ангела ремонтировал Пётр Телушкин, поднявшийся наверх без возведения строительных лесов.

В 1857—1858 годах деревянные конструкции шпиля были заменены металлическими (архитектор К. А. Тон, инженеры Д. И. Журавский, А. С. Рехневский и П. П. Мельников). Основной задачей была замена деревянных стропил на металлические на колокольне собора. Журавский предложил построить конструкцию в виде восьмигранной усечённой правильной пирамиды, связанной кольцами; он же разработал метод расчёта конструкции. После этого высота постройки увеличилась на 10,5 метров.

В 1864—1866 годах прежние царские врата заменены новыми, выполненными из бронзы (архитектор А. И. Кракау); в 1875—1877 годах Д. Больдини написал новые плафоны.

В 1919 году Петропавловский собор был закрыт, а в 1924 году превращён в музей, большинство ценных предметов конца XVII — начала XVIII веков (серебряная утварь, книги, облачения, иконы) было отдано в другие музеи.

В Великую Отечественную войну Петропавловский собор сильно пострадал. В 1952 году были отреставрированы фасады, в 1956—1957 годах — интерьеры. В 1954 году здание было передано Музею истории города.

С 1990-х годов в Петропавловском соборе регулярно проходят панихиды по российским императорам, с 2000 года — богослужения. В 2008 году в соборе было проведено первое после 1917 года пасхальное богослужение. В настоящее время настоятелем храма служит архимандрит Александр (Фёдоров), являющийся также председателем епархиальной комиссии по архитектурно-художественным вопросам.

Архитектура

По своему плану и внешнему виду Петропавловский собор совершенно не похож на православные крестово-купольные или шатровые церкви. Храм представляет собой вытянутое с запада на восток прямоугольное здание «зального» типа, характерное именно для западноевропейской архитектуры. Длина постройки — 61 метр, ширина — 27,5 метра.

Его экстерьер строг и достаточно скромен. Стены оформлены лишь плоскими колоннами — пилястрами — и головами херувимов на наличниках окон. На восточном фасаде размещена фреска художника П. Титова «Предстояние апостолов Петра и Павла перед Христом». Западный фасад, который является основанием колокольни, украшен шестью пилястрами с двух сторон от главного входа — портика. Над предалтарной частью расположен небольшой барабан с куполом.

Главенствующая часть собора — многоярусная колокольня на западном фасаде, декорированная пилястрами. Первые два яруса раздаются вширь и тем самым формируют плавный переход от основного здания собора к высокой башне. Третий ярус легко устремляется вверх, он увенчан золочёной восьмискатной крышей с четырьмя круглыми окнами в массивных белокаменных рамах. Над крышей располагается стройный и изящный восьмигранный барабан с узкими вертикальными проёмами. Над ним — высокая, тоже восьмигранная, золотая корона, а на ней вместо традиционного креста — тонкая золотая башенка, служащая основанием 40-метрового шпиля. На самом верху установлена фигура ангела с крестом в руках (высота креста около 6,5 метров). Высота фигуры — 3,2 метра, размах крыльев — 3,8 метра, а масса — около 250 кг.

Колокольня, помимо всего прочего, является ориентиром в городе. Петропавловский собор, высота которого — 122,5 метра, долгое время оставался самым высоким зданием в Санкт-Петербурге.

Несмотря на строгие формы, собор оставляет впечатление лёгкости и общей устремлённости вверх.

Внутреннее убранство

Внутреннее пространство храма разделено пилонами на три нефа мощными колоннами, расписанными под мрамор, и напоминает парадный зал. При его оформлении использовались мрамор, яшма, родонит. Пол собора вымощен известняковыми плитами. Роспись стен принадлежит художникам Воробьёву и Негрубову. Лепной декор собора выполнили Игнацио Росси и Антонио Квадри, плафоны в центральном нефе — Пётр Зыбин, картины на евангельские сюжеты на стенах собора под общим руководством Андрея Матвеева нарисованы художниками Георгом Гзелем, Василием Ярошевским, Михаилом Захаровым, В. Игнатьевым, Иваном Бельским, Д. Соловьёвым, Александром Захаровым . Пространство собора освещается пятью паникадилами из позолоченной бронзы, цветного венецианского стекла и горного хрусталя. Паникадило, висящая перед алтарём, является подлинником XVIII века, остальные — восстановлены после Великой Отечественной войны.

Царские врата в Петропавловском соборе

Позолоченный резной иконостас высотой почти 20 м исполнен в 1722—1726 годах в Москве. Первоначальный чертёж иконостаса принадлежит Доменико Трезини. Изготовление иконостаса выполнялось под руководством архитектора Ивана Зарудного резчиками Трофимом Ивановым и Иваном Телегой. Сорок три иконы, размещённые в киотах, были написаны в 1726—1729 годах московскими иконописцами М. А. Меркурьевым и Ф. Артемьевым. Это образы святых покровителей Петербурга: святого Александра Невского, апостолов Петра и Павла, святых князей из династии Рюриковичей: князя Владимира, княгини Ольги, мучеников Бориса и Глеба. Иконы были написаны по эскизам М. Аврамова, организатора и директора Петербургской типографии и Рисовальной школы. Иконостас был изготовлен в Оружейной палате Кремля, по частям привезён из Москвы, а смонтирован в соборе. Все декоративные детали и скульптурные элементы иконостаса вырезаны из липы, каркас конструкции выполнен из лиственницы.

Это необычное сооружение напоминает триумфальную арку, открытую со всех сторон и выражающую в аллегорической форме идею победы в Великой Северной войне. В иконостас Петропавловского собора, наряду с орнаментальной резьбой, введена объёмная скульптура: по сторонам от царских врат расположены фигуры архангелов Гавриила и Михаила. По бокам от центральной иконы Воскресения Христова находятся изображения Давида и Соломона, а на верху — ангелы вокруг Господа Саваофа. Сквозь ажурные Царские врата видна золочёная сень, поднятая над престолом на четырёх витых колоннах.

Карильон колокольни собора Кафедра

Напротив алтаря у левой колонны находится позолоченная кафедра для произнесения проповедей. Деревянная кафедра выполнена в 1732 году мастером Николасом Краскопом в барочных формах. Наличие подобного возвышения для чтения проповедей в православном храме обусловлено западным влиянием. На кафедру ведёт винтовая деревянная лестница, украшенная картинами, тематика которых иллюстрирует библейское изречение «В начале было Слово». Сень над кафедрой украшают скульптурные изображения апостолов Петра и Павла и четырёх евангелистов. Венчает композицию распростёрший крылья голубь — Дух Святой. От слова к духу — такова основная идея убранства кафедры.

Симметрично кафедре — у правой колонны — располагается Царское место, предназначенное для императора и снабжённое атрибутами монархической власти: скипетром, мечами и короной.

Долгое время Петропавловский собор являлся памятником славы русского оружия. Здесь на протяжении двух столетий хранились трофейные знамёна, ключи от захваченных русскими войсками городов и крепостей. В начале XX века эти реликвии были переданы в Эрмитаж. Теперь в соборе представлены копии шведских и турецких знамён.

Храм имеет два престола. Главный из них освящён во имя святых апостолов Петра и Павла. Второй престол находится в юго-западном углу и освящён в честь святой великомученицы Екатерины.

На колокольне располагается 103 колокола, из них 31 сохранился с 1757 года. Там же установлен карильон. Периодически в Петропавловской крепости проходят концерты карильонной музыки.

Императорская усыпальница

Обычай хоронить членов правящей династии в храмах основывался на представлении о божественном происхождении их власти. В допетровской Руси храмом-усыпальницей являлся Архангельский собор Московского Кремля, там похоронены все великие московские князья и цари от Иоанна Калиты до Иоанна V Алексеевича.

Во времена Петра I место погребения лиц, принадлежавших к царской фамилии, не было окончательно определено. Царских родственников хоронили в Благовещенской усыпальнице. В недостроенном Петропавловском соборе в 1715 году похоронили двухлетнюю дочь Петра I и Екатерины Наталью, а под колокольней — супругу царевича Алексея Петровича принцессу Шарлотту Христину Софию Брауншвейг-Вольфенбюттельскую (1694—1715). Там же в 1718 году предали земле останки самого царевича. В 1716 году у входа в собор похоронена Марфа Матвеевна, вдова царя Фёдора Алексеевича.

После смерти Петра I гроб с его телом был помещён во временной часовне внутри строившегося собора. Погребение состоялось лишь 29 мая 1731 года. В дальнейшем в усыпальнице были похоронены все императоры и императрицы до Александра III включительно, за исключением умершего в Москве и похороненного в Архангельском соборе Петра II и убитого в Шлиссельбурге в 1764 Ивана VI, место захоронения последнего не известно до сих пор.

В 1831 году император Николай I повелел похоронить в соборе своего брата Константина Павловича. С этого времени в соборе стали погребать близких родственников императоров.

В 1865 году все надгробия были заменены однотипными беломраморными саркофагами с бронзовыми позолоченными крестами (архитекторы А. А. Пуаро, А. Л. Гун). Императорские саркофаги украшены двуглавыми орлами. Два саркофага изготовлены на Петергофской гранильной фабрике. В 1887—1906 году по заказу Александра III были изготовлены саркофаги для родителей императора: саркофаг Александра II из зелёной яшмы и саркофаг императрицы Марии Александровны из розового орлеца.

13 марта 1990 года, в день 109-й годовщины со дня гибели Императора Александра II впервые за годы советской власти была отслужена панихида по Царю-Освободителю.

17 июля 1998 года в Екатерининском приделе, в юго-западной части собора, преданы земле останки, по заключению Государственной комиссии принадлежащие Николаю II, императрице Александре Фёдоровне, великим княжнам Татьяне, Ольге и Анастасии, убитым в Екатеринбурге в 1918 году. Эти останки не были признаны Русской православной церковью. Вместе с ними погребены лейб-медик Е. С. Боткин, лакей А. Е. Трупп, повар И. М. Харитонов, горничная А. С. Демидова.

28 сентября 2006 года в храме перезахоронили мать Николая II, императрицу Марию Фёдоровну, которая скончалась в Дании в 1928 году.

События

См. также: Категория:События 12 июля

До XIX века

  • 1573 — испанская армия под руководством герцога Альбы захватила город Харлем после 7 месяцев осады.
  • 1590 — основан город Саратов.
  • 1679 — английский король Карл II издал акт, гарантирующий судебные права граждан.
  • 1703 — в центре крепости Санкт-Петербург на Заячьем острове заложена деревянная церковь во имя Святых Апостолов Петра и Павла. Спустя 11 лет на её месте был заложен каменный собор, который был торжественно освящён 9 июля 1733 года.
  • 1776 — из Плимута отправился в свою последнюю экспедицию Джеймс Кук.
  • 1783 — императрицей Екатериной II издан Указ об утверждении театрального комитета «для управления зрелищами и музыкой». С этого началась история Мариинского театра в Петербурге.
  • 1790 — Учредительное собрание Франции отделило церковь Франции от Рима и причислило священников к гражданским служащим.

XIX век

  • 1804 — в Санкт-Петербурге состоялось первое в мире исключительно научное путешествие на воздушном шаре.
  • 1806 — Наполеон создал Рейнский союз германских государств.
  • 1862 — учреждена высшая военная награда США — Медаль Почёта.
  • 1889 — Александр III подписывает указ о создании института земских начальников.

XX век

  • 1901 — в германском рейхстаге не прошла попытка законодательно запретить дуэли.
  • 1908 — в Праге начался первый Славянский съезд.
  • 1917 — в ходе Первой мировой войны впервые в мире применено боевое отравляющее вещество иприт.
  • 1918 — в мэрии седьмого парижского округа состоялось бракосочетание Пабло Пикассо и Ольги Хохловой, а потом в русской церкви — венчание.
  • 1920 — подписан мирный договор между Литвой и РСФСР.
  • 1922 — самый большой парусник в истории судостроения «Франс II» наскочил на риф.
  • 1923 — принято постановление ЦК РКП(б) о восстановлении шахт Донбасса.
  • 1928 — советским ледоколом «Красин» в арктических водах вблизи Шпицбергена спасён экипаж дирижабля «Италия».
  • 1931 — во Франции открыт памятник мушкетёру Д’Артаньяну.
  • 1933 — Конгресс США ввёл значение МРОТ — минимального размера оплаты труда — 33 цента в час.
  • 1943 — в ходе битвы на Курской дуге у железнодорожной станции Прохоровка произошло танковое сражение, одно из крупнейших в мировой истории.
  • 1950 — в Чехословакии принят закон, по которому все лица, которые выражали недовольство народно-демократическим строем, должны были помещаться в трудовые лагеря.
  • 1959 — визит императора Эфиопии Хайле Селассие в Москву.
  • 1962 — в одном из клубов Лондона дала свой первый концерт группа «Rolling Stones».
  • 1970 — экспедиция норвежского путешественника-исследователя Тура Хейердала на папирусной лодке «Ра-2» через 57 дней плавания достигла берегов Барбадоса.
  • 1988 — Областной совет Нагорного Карабаха объявил о выходе области из состава Азербайджана.
  • 1996 — Конгресс США предоставил каждому штату право не признавать однополый брак, признанный в других штатах.
  • 1998 — футбольная сборная Франции впервые стала чемпионом мира по футболу, обыграв в финале сборную Бразилии со счётом 3:0. Франция выиграла на ЧМ-1998 все игры и пропустила лишь 5 голов (4 из которых с пенальти).
  • 1998 — памятный Гран-При Великобритании. Михаэль Шумахер одержал первую победу на островах, по ходу гонки он был наказан штрафом «stop&go» за обгон под жёлтым флагом. Заезжая на отбывание штрафа в конце последнего круга, он пересёк линию финиша на пит-лейн, тем самым выиграв гонку. После этого подобного рода финиши были официально запрещены.

XXI век

  • 2003
    • В Калифорнии суд обязал тайваньскую фирму-производителя карамели выплатить 50 млн долларов родителям ребёнка, подавившегося конфетой и погибшего от этого.
    • Директор ЦРУ Джордж Тенет взял на себя ответственность за включение фальшивых данных об Ираке в январское выступление президента Джорджа Буша перед конгрессом. Он назвал «ошибкой» включение не соответствовавших действительности данных о попытках Ирака приобрести уран в Африке.
  • 2006 — вооружённая акция боевиков «Хизбаллы» приводит к началу израильско-ливанского конфликта.
  • 2009 — Президентом Литвы впервые стала женщина — Даля Грибаускайте.
  • 2011 — Нептун завершил свой первый с момента открытия планеты в 1846 году полный оборот вокруг Солнца.
  • 2013 — в России официально зарегистрирована первая община пастафариан.

Родились

См. также: Категория:Родившиеся 12 июля

Торо

  • 100 до н. э. — Юлий Цезарь (ум. 44 до н. э.), древнеримский государственный и политический деятель, полководец и писатель.
  • 1468 — Хуан дель Энсина (настоящая фамилия де Фермоселье; ум. 1529), испанский поэт, композитор, основоположник испанской драмы Возрождения («Действо о драке», «Эклога о карнавале»).
  • 1730 — Джозайя Веджвуд (ум. 1795), английский керамист.
  • 1808 — Густав Йегер (ум. 1871), немецкий художник, мастер исторической живописи, директор Лейпцигской академии художеств.
  • 1812 — Мирза Фатали Ахундов (ум. 1878), азербайджанский писатель-просветитель, философ.
  • 1813 — Клод Бернар (ум. 1878), французский физиолог, основоположник эндокринологии.
  • 1817 — Генри Дэвид Торо (ум. 1862), американский писатель и мыслитель-трансценденталист.
  • 1821 — Дэниель Харви Хилл (ум. 1889), генерал армии Конфедерации во время Гражданской войны в США.
  • 1824 — Эжен Буден (ум. 1898), французский художник-маринист, предшественник импрессионизма.
  • 1854 — Джордж Истмен (ум. 1932), американский изобретатель и бизнесмен, первый производитель фотокамеры «Кодак», которая заправлялась привычной нам фотоплёнкой.
  • 1861 — Антон Аренский (ум. 1906), русский композитор, пианист, дирижёр, педагог.
  • 1868 — Штефан Георге (ум. 1933), немецкий поэт-символист («Седьмое кольцо», «Новое царство» и др.), переводчик.
  • 1870 — Луи II (ум. 1949), князь Монако (1922—1949).
  • 1876
    • Макс Жакоб (ум. 1944), французский писатель и художник.
    • Сергей Уточкин (ум. 1916), один из первых русских авиаторов и лётчиков-испытателей.
  • 1880 — Чарлз Альберт Броунинг-младший (более известен как Тод Броунинг; ум. 1962), американский кинорежиссёр, актёр и сценарист, один из основоположников жанра фильмов ужасов.
  • 1881 — Людвиг Рубинер (ум. 1920), немецкий поэт, литературный критик, эссеист, представитель экспрессионизма.
  • 1884 — Амедео Модильяни (ум. 1920), итальянский художник и скульптор.
  • 1892 — Бруно Шульц (ум. 1942), польский писатель и художник.
  • 1894 — Исаак Бабель (расстрелян в 1940), советский писатель, переводчик, сценарист, драматург и журналист.
  • 1894 — Юрий Завадский (ум. 1977), актёр, главный режиссёр Театра им. Моссовета, народный артист СССР.
  • 1895 — Ричард Бакминстер Фуллер (ум. 1983), американский архитектор, инженер и изобретатель.
  • 1902 — Гюнтер Андерс (ум. 1992), австрийский писатель, философ, участник всемирного антивоенного движения.
  • 1904 — Пабло Неруда (ум. 1973), чилийский поэт, лауреат Нобелевской премии (1971).
  • 1908 — Ален Кюни (ум. 1994), французский и итальянский актёр театра и кино.
  • 1913
    • Уиллис Юджин Лэмб (ум. 2008), американский физик, лауреат Нобелевской премии (1955).
    • Рейно Хелисмаа (ум. 1965), финский певец и автор песен.
  • 1916 — Людмила Павличенко (ум. 1974), самая успешная женщина-снайпер в мировой истории, Герой Советского Союза.
  • 1917 — Эндрю Ньюэлл Уайет (ум. 2009), американский художник.
  • 1922 — Степан Микоян (ум. 2017), советский лётчик-испытатель, генерал-лейтенант авиации, Герой Советского Союза.
  • 1924 — Нея Зоркая (ум. 2006), советский и российский киновед, культуролог, историк театра и кино.
  • 1928 — Элайас Кори, американский химик, лауреат Нобелевской премии (1990).
  • 1930 — Ги Лижье (ум. 2015), основатель и руководитель французской гоночной команды «Лижье».
  • 1933 — Борис Разинский (ум. 2012), советский футбольный вратарь, олимпийский чемпион (1956).
  • 1934 — Ван Клиберн (ум. 2013), американский пианист, победитель I Международного конкурса им. Чайковского (1958).
  • 1937 — Уильям Косби, американский актёр-комик, ведущий телешоу, лауреат премий «Эмми», «Золотой глобус» и «Грэмми».
  • 1938
    • Эйко Исиока (ум. 2012), японский дизайнер, художник по костюмам, обладательница премии «Оскар».
    • Эмиль Ренард-Кио, артист цирка, иллюзионист, народный артист РСФСР.
  • 1939 — Ираклий Квирикадзе, советский и грузинский кинорежиссёр, сценарист, писатель.
  • 1940 — Юлия Белянчикова (ум. 2011), советский и российский врач, журналистка, ведущая телепередачи «Здоровье».
  • 1943 — Кристин Макви, британская рок-певица, поэтесса-песенник, клавишник, участница группы «Fleetwood Mac».
  • 1946 — Валентина Толкунова (ум. 2010), певица, народная артистка РСФСР.
  • 1947 — Юрий Гальперин, русский писатель-прозаик.
  • 1948 — Милтон Тигл «Ричард» Симмонс, американский инструктор по фитнесу, радиоведущий, актёр, танцор, певец, комик и продюсер.
  • 1949 — Павел Лунгин, советский и российский сценарист и кинорежиссёр, народный артист России.
  • 1950 — Эрик Карр (ум. 1991), американский музыкант, ударник группы «Kiss».
  • 1952 — Лиз Митчелл, ведущая солистка группы «Boney M.» и соавтор некоторых песен.
  • 1954 — Эрик Адамс, вокалист американской хеви-метал-группы «Manowar».
  • 1958 — Валерий Кипелов, советский и российский рок-музыкант, певец, автор песен, солист ансамбля «Лейся, песня», групп «Ария» и «Кипелов».
  • 1960 — Евгений Дворжецкий (ум. 1999), актёр театра и кино, заслуженный артист России.
  • 1963 — Александр Домогаров, российский актёр театра и кино, народный артист РФ.
  • 1967 — Джон Петруччи, американский гитарист.
  • 1973 — Кристиан Вьери, итальянский футболист, нападающий.
  • 1978 — Мишель Родригес, американская актриса и продюсер.
  • 1985 — Эмиль Хегле Свендсен, норвежский биатлонист, 4-кратный олимпийский чемпион, 12-кратный чемпион мира.
  • 1989 — Фиби Тонкин, австралийская актриса и модель.
  • 1991 — Хамес Родригес, колумбийский футболист, атакующий полузащитник испанского клуба «Реал Мадрид», выступающий за немецкий клуб «Бавария» на правах аренды,вице-капитан сборной Колумбии.

Скончались

См. также: Категория:Умершие 12 июля

  • 1536 — Эразм Роттердамский (р. 1469), голландский философ.
  • 1682 — Жан Пикар (р. 1620), французский астроном, первым точно определивший размер Земли.
  • 1700 — казнён Джеймс Келли, английский пират.
  • 1712 — Ричард Кромвель (р. 1626), бывший лорд-протектор Англии, Шотландии и Ирландии, сын и преемник Оливера Кромвеля.
  • 1804 — Александр Гамильтон (р. 1757), первый министр финансов США, основатель Национального банка США.
  • 1814 — Уильям Хоу (р. 1729), английский генерал, завоеватель Квебека, командующий британскими войсками в войне против Североамериканских колоний.
  • 1845 — Генрик Арнольд Вергеланд (р. 1808), норвежский писатель-публицист.
  • 1855 — Павел Степанович Нахимов (р. 1802), русский флотоводец, адмирал.
  • 1888 — Эдуард Аллу (р. 1820), французский адвокат и политик.
  • 1892 — Александр Картрайт (р. 1820), американский спортивный деятель, создатель правил бейсбола.
  • 1910 — Чарльз Роллс (р. 1877), английский автомобилист, авиатор, основатель фирмы «Роллс-Ройс».
  • 1927 — Иван Савин (р. 1899), русский поэт, писатель, журналист, участник Белого движения, эмигрант.
  • 1934 — Ол Эвинруд (р. 1877), изобретатель подвесного лодочного мотора.
  • 1935 — Альфред Дрейфус (р. 1859), французский офицер, герой знаменитого процесса — дела Дрейфуса.
  • 1949 — Дуглас Хайд (р. 1860), первый президент Ирландии.
  • 1956 — Семён Владимиров (р. 1895), конструктор оружия, создатель пулемёта КПВТ.
  • 1965 — Михаил Габович (р. 1905), артист балета, балетмейстер и педагог, народный артист РСФСР.
  • 1967 — Фридрих Эрмлер (р. 1898), кинорежиссёр, народный артист СССР.
  • 1973 — Александр Мосолов (р. 1900), композитор («Герой», «Плотина», «Сигнал»).
  • 1974 — Жорж Анненков (настоящее имя Юрий Павлович Анненков; р. 1889), русский и французский художник и литератор.
  • 1979 — Георгий Бериев (р. 1903), советский авиаконструктор.
  • 1981 — Борис Полевой (р. 1908), писатель, главный редактор журнала «Юность» (1967—1981).
  • 1982 — Кеннет Мор (р. 1914), английский актёр театра и кино.
  • 1993
    • Михаил Меерович (р. 1920), композитор, заслуженный деятель искусств РСФСР.
    • Ольга Волкова (р. 1943), художник-график, плакатист, живописец.
  • 1994 — Паисий Святогорец (р. 1924), старец Афона, один из самых уважаемых духовных светил греческого народа.
  • 1998 — Аркадий Осташев (р. 1925), инженер-механик, ведущий испытатель ракет и ракетно-космических комплексов, лауреат Ленинской премии.
  • 2000 — Михаил Друян (р. 1911), советский и российский оператор-мультипликатор.
  • 2014 — Валерия Новодворская (р. 1950), российский политический деятель, диссидентка, правозащитница.
  • 2015 — Сергей Арцибашев (р. 1951), театральный режиссёр, актёр театра и кино, народный артист России.
  • 2017 — Тамара Миансарова (р. 1931), советская и российская певица, народная артистка РФ.

Приметы

Петров день. Петры и Павлы. Пётр-Павел. Петрок.

  • Пётр и Павел час убавил (ошибочно о продолжительности светового дня в сравнении с самым длинным в году днём 22 июня).
  • Пришли Пётр и Павел, сорвали по листку с дерева, придёт август, упадёт по два.
  • Пётр-Павел жару прибавил.
  • Начинают темнеть ночи.
  • Начинает падать лист с деревьев.
  • С Петрова дня красное лето, зелёный покос.
  • С Петрова дня зорница зорит хлеб.
  • Коли дождь на Петровку то сенокос будет мокрый да жито — как хвощ.
  • На Петров день дождь — урожай не худой, два дождя — хороший, а три — богатый.
  • Соловей поёт до Петрова дня.
  • Придёт Петрок — сорвёт листок.
  • Мученицы Евфимии. Афимьи стожарницы.

12 июля:

  • Медиафайлы на Викискладе
  • Новости в Викиновостях

► 12 июля

  1. В XX и XXI веках григорианский календарь опережает юлианский на 13 суток. Для других столетий соответствие григорианских и юлианских дат — иное; для правильного пересчёта можно воспользоваться специальным конвертером дат.
  2. Старый стиль, 29 июня, Новый стиль 12 июля, вторник // Православный церковный календарь
  3. 12 июля 2016 года // Православие и мир, православный календарь, 2016 г.
  4. ПОЛИТИКА: Президентом Литвы стала женщина
  5. Сомов А. И. Йегер, немецкие художники // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  6. Народные приметы: 12 июля

День Петра и Павла

Эта статья — о церковном праздновании. О славянской обрядности см. Петров день.

День Петра и Павла


Апостолы Пётр и Павел. Одна из древнейших икон России из Софийского собора Великого Новгорода, середина XI века

Тип

религиозный праздник

Установлен

в память перенесения мощей апостолов Петра и Павла

Дата

в Православной церкви — 29 июня (12 июля), в Католической церкви — 29 июня

Празднование

богослужение

Медиафайлы на Викискладе

День Петра́ и Па́вла или Петро́в день; полное название День святы́х, сла́вных и всехва́льных первоверхо́вных апо́столов Петра́ и Па́вла (др.-греч. Μνήμη τῶν Ἁγίων ἐνδόξων καὶ πανευφήμων Ἀποστόλων καὶ Πρωτοκορυφαίων, Πέτρου καὶ Παύλου.) — христианский праздник в честь святых апостолов Петра и Павла. Празднуется в Русской православной церкви и в других Православных церквях, использующих юлианский календарь, 29 июня (12 июля). В Православных церквях, перешедших на новоюлианский календарь, а также в Католической церкви празднуется 29 июня под названием Торжество святых Апостолов Петра и Павла.

День апостолов Петра и Павла завершает собой Петров пост (сам праздник не входит в число дней этого поста).

День памяти двух апостолов известен со времён раннего христианства и отмечался в Римской империи, как на Востоке, так и на Западе.

История праздника

Согласно церковному преданию, святые первоверховные апостолы Пётр и Павел приняли святое мученичество в один день — 29 июня по юлианскому календарю. Такую дату мы находим «в дошедших до нас древних календарях: (Римском IV в.; Карфагенском V в.), в мартирологе блаженного Иеронима (IV в.), в сакраментарии папы Григория Великого (VI в.)». Апостол Пётр был распят головой вниз, апостол же Павел, как римский гражданин, не мог быть казнён на кресте, и ему отсекли голову.

Согласно святителю Димитрию Ростовскому, день смерти апостола Павла либо совпадает с днём смерти апостола Петра, либо его смерть произошла ровно через год после распятия апостола Петра (см. врезку ниже). О том, что казнь апостола Петра предшествовала казни апостола Павла сообщает, например, Блаженный Августин (не указывая, впрочем, что эти события разделяет ровно год):

В один день совершаем память страдания обоих Апостолов этих, ибо, хотя они пострадали и в разные дни, но по духу и по близости страданий своих они составляют одно. Пётр предшествовал, Павел же вскоре за ним последовал…

О времени страдания святого Апостола Павла неодинаковы известия у церковных историографов. Никифор Каллист во 2-й книге своей истории, в 36 главе, пишет, что святой Павел пострадал в один год и в один день со святым Апостолом Петром, за волхва Симона, которого одолеть он помогал Петру. Другие же сказывают, что спустя целый год по смерти Петра пострадал Павел в тот же 29 день месяца июня, в который за год пред сим был распят святой Пётр.

Святитель Димитрий Ростовский

Этот праздник также связывают с перенесением мощей апостолов Петра и Павла, которое состоялось в Риме 29 июня 258 года и с тем, что со временем содержание этого события было утрачено, и день 29 июня стал рассматриваться как день общего мученичества святых Петра и Павла.

Около 324 года, при императоре Константине в обеих столицах Римской империи, Риме и Константинополе, были построены первые храмы в честь первоверховных апостолов. С этого времени праздник стал особо значимым, великим, а литургия торжественной. Возвышение праздника не случайно и связывается с тем, что после первых трёх веков гонения на христиан, христианство наконец-то обрело статус легальной (разрешённой) религии, и перед христианской церковью встала задача массового обращения в христианство языческого населения огромной империи. Поэтому служение апостолов, как образец проповеди, вышло на первый план у учителей и отцов церкви. В Православной церкви празднику предшествует Петров пост, что лишний раз подчёркивает его важность в годовом богослужебном круге.

Богослужебное почитание

Православная церковь

В православии праздник относится к числу великих праздников. Празднику предшествует Петров пост с понедельника после Недели всех святых по 28 июня (11 июля) включительно. Стихиры праздника были написаны разными гимнографами: Иоанном монахом, Андреем Пирским, Андреем Иерусалимским, Арсением, Германом, Ефремом Кария, Космой монахом; в VIII веке Иоанн Дамаскин написал два канона этого праздника: первый Петру, а второй Павлу.

Тропарь, кондак праздника

На греческом На церковнославянском (транслитерация) На русском
Тропарь глас 4 (Ἦχος δ’) Οἱ τῶν Ἀποστόλων πρωτόθρονοι, καὶ τῆς Οἰκουμένης διδάσκαλοι, τῷ Δεσπότῃ τῶν ὅλων πρεσβεύσατε, εἰρήνην τῇ οἰκουμένῃ δωρήσασθαι, καὶ ταῖς ψυχαῖς ἡμῶν τὸ μέγα ἔλεος. Апо́столов первопресто́льницы и вселе́нныя учи́телие, Влады́ку всех моли́те мир вселе́нней дарова́ти и душа́м на́шим ве́лию ми́лость. Первенствующие из Апостолов и вселенские учители, Владыку всего молите мир вселенной даровать и душам нашим великую милость
Кондак глас 2 (Ἦχος β’) Τοὺς ἀσφαλεῖς καὶ θεοφθόγγους κήρυκας, τὴν κορυφὴν τῶν Μαθητῶν σου Κύριε, προσελάβου εἰς ἀπόλαυσιν, τῶν ἀγαθῶν σου καὶ ἀνάπαυσιν· τοὺς πόνους γὰρ ἐκείνων καὶ τὸν θάνατον, ἐδέξω ὑπὲρ πᾶσαν ὁλοκάρπωσιν, ὁ μόνος γινώσκων τὰ ἐγκάρδια. Тве́рдыя и Боговеща́нныя пропове́датели, верх апо́столов Твои́х, Го́споди, прия́л еси́ в наслажде́ние благи́х Твои́х и поко́й: боле́зни бо о́нех и смерть прия́л еси́ па́че вся́каго всепло́дия, Еди́не, све́дый серде́чная. Непоколебимых и богогласных проповедников, высших из учеников Твоих, Господи, Ты принял в наслаждение благ Твоих и покой; ибо труды их и смерть признал Ты высшими всякой жертвы, Один, знающий то, что в сердцах.

Славянские традиции

Подробнее по этой теме см. Петров день.

Петров день — проводы весны (пролетья) и встреча «красного лета». Существовал обычай на Петров день устраивать «гулянки Петровки», водить хороводы и качаться на качелях. Иногда затевали игры с угадыванием: парни ходили среди девушек, закрыв лицо платками. Угадавшей предсказывалось в скором времени сыграть свою свадьбу. В Заонежье последний раз на «летних» святках проказили по деревне и гадали.

Вместе с праздниками Аграфены Купальницы и Ивана Купалы Петров день составляет единый праздничный цикл, знаменующий полный расцвет природных сил.

  1. 1 2 День памяти свв. первоверховных апостолов Петра и Павла… на сайте «Православие и мир»
  2. 1 2 Почему день святых апостолов Петра и Павла именно 12 июля? Отвечает иеромонах Иов (Гумеров) на сайте Православие. RU
  3. 1 2 Святитель Димитрий Ростовский, Жития святых—29 июня // Викитека
  4. СЛОВО БЛАЖЕННОГО АВГУСТИНА, ЕПИСКОПА ИППОНИЙСКОГО на сайте Православие. RU
  5. Богослужебные книги на греческом. Июньская минея, день 29.
  6. Переводы богослужебных книг. Праздничная минея. Св. апп. Петра и Павла.
  7. Некрылова, 1991, с. 262.
  8. Коринфский, 1901, с. 319.
  9. Логинов, 2003.
  10. Петров день // РЭМ
  • Коринфский А. А. О Петрове дне // Народная Русь : Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. — М.: Издание книгопродавца М. В. Клюкина, 1901. — С. 316—322.
  • Логинов К. К. Русский народный календарь Заонежья // Кижский вестник № 9 / Ред. И. В. Мельников, Р. Б. Калашникова. — Кижи: Музей-заповедник «Кижи», 2003.
  • Максимов С. В. Петров день // Нечистая, неведомая и крестная сила. — СПб.: Товарищество Р. Голике и А. Вильворг, 1903. — С. 477—479.
  • Некрылова А. Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь. — М.: Правда, 1991. — 496 с. — ISBN 5-253-00598-6.
  • День святых первоверховных апостолов Петра и Павла на сайте pravoslavie.ru
  • Проповедь в праздник святых апостолов Петра и Павла на сайте pravoslavie.ru

Словари и энциклопедии

«Почтем Петра, каменя веры, и Павла, истиннаго учителя…»

Память святых верховных апостолов Петра и Павла — это великий праздник, совершаемый 12 июля (29 июня по старому стилю). В этот день заканчивается Петров пост.

История праздника в честь святых верховных апостолов Петра и Павла

Апостолы Петр и Павел были очень разными. Неученый Петр и получивший прекрасное образование Павел. Петр был ближайшим учеником Христа, а Павел — гонителем христиан. Петр был женат, а Павел — девственник. Но Церковь почитает их одинаково: «Святии славнии верховнии апостоли Петре и Павле, молите Бога о нас!» Апостолы Петр и Павел скончались мученически в один день — 29 июня по юлианскому календарю. Об этом говорится в Римском (IV в.) и Карфагенском (V в.) календарях, мартирологе (списке мучеников) блаженного Иеронима (IV в.) и сакраментарии (служебнике) папы Римского Григория Великого (VI в.). Апостола Петра распяли на кресте головой вниз, апостолу Павлу отсекли голову. По мнению некоторых церковных историков, апостол Павел скончался ровно через год после апостола Петра. Перенесение мощей святых апостолов произошло в 258 году, также 29 июня.

Праздник в честь верховных апостолов известен уже с первых веков христианства. Около 324 года, во время правления Константина Великого в Риме и Константинополе — двух столицах Римской империи, были построены первые храмы в честь апостолов Петра и Павла. С этого времени праздник стали отмечать еще торжественнее.

Жизнь апостола Петра

Простые галилейские рыбаки Симон и Андрей, услышав призыв Христа: «Идите за мной!», оставляют сети и становятся апостолами, «ловцами человеков». Симон был одним из ближайших учеников Господа. Свидетель многих чудес, задолго до Воскресения он говорит о своем вероисповедании: «Ты — Христос, Сын Бога Живаго» и слышит в ответ:

Ты Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16, 16-18).

Новыми именами Симона становятся Петр и Кифа — греческое и арамейское слова, обозначающие скалу.

Ближайшие ученики Спасителя — Петр, Иоанн и Иаков — видели его Преображение на Фаворской горе, вместе с ним пришли и в Гефсиманский сад и были свидетелями Его ареста. Петр даже отсек ухо одному из стражников. Искренне верующий, бывший свидетелем Божественного Преображения, Петр в ночь страстей Христовых трижды отрекся от своего Учителя, а затем «изшед вон, плакася горце» (Мф. 26, 75). Настолько искренним было его покаяние и горячей вера, что услышал он слова прощения от Господа после Воскресения:

Любиши ли мя?.. Паси овец моих (Ин.21, 15-17).

Именно апостол Петр произнес вдохновенную проповедь после сошествия Святаго Духа в день Пятидесятницы, после чего 3000 человек обратились ко Христу. Через несколько дней вторая его проповедь, после исцеления хромого, обратила к вере Христовой еще 5000 человек. Даже тень его исцеляла болящих (Деян. 5, 15).

Апостол Петр проповедовал в Иудее, странах Малой Азии, Италии. По мнению церковных историков, в Рим он пришел в 67 году. Когда император Нерон начал гонение на христиан, ученики уговорили апостола Петра скрыться. Но, выйдя из Рима, на Аппиевой дороге апостол увидел Христа: «Куда идешь, Господи?» Услышав ответ: «В Рим, чтобы снова распяться», апостол вернулся в город, был арестован и заключен в подземелье Мамертинской тюрьмы. На Ватиканском холме, где находился цирк Нерона, для апостола приготовили крест. Из смирения он просил, чтобы его распяли вниз головой. Здесь же, на холме, священномученик Климент Римский и другие ученики погребли тело апостола. Так исполнились слова Господа:

Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь (Ин. 21, 18).

Над могилой апостола Петра во II веке христиане воздвигли небольшую часовню. На этом же месте император Константин Великий построил большой храм, освященный в 329 году. Мощи апостола Петра находятся в подземелье базилики. Собор находится на территории государства Ватикан, которым управляет Римский папа — глава католической церкви.

Жизнь апостола Павла

До обращения ко Христу Павла звали Савл. Родился он в Тарсе, столице провинции Киликия в Малой Азии. Происходил из колена Вениаминова, как и царь Сеул, в честь которого получил имя. По рождению был он римским гражданином, что давало в те времена огромные привилегии, особенно в провинции. Римское имя Павл (лат. — малый), вероятно, также получил при рождении, но пользоваться им стал только после обращения ко Христу.

Будущий апостол Павел был ревностным фарисеем, учился в Иерусалиме у Гамалиила — самого авторитетного иудейского учителя того времени. Когда побивали камнями первомученика архидиакона Стефана, Савл стерег одежду мучителей. Он настолько ненавидел христиан, что преследовал их везде и всюду. По пути в Дамаск, куда он шел преследовать христиан, Господь чудесным образом призвал его на служение апостольское. Внезапно воссиял очень яркий свет и послышался голос: «Савл, Савл, почему ты гонишь Меня?» Он ослеп и упал на землю. Спутники слышали только голос, но ничего не видели. Они под руки привели Савла в Дамаск, где Анания, один из семидесяти апостолов, научил его вере Христовой и крестил. Зрение вернулось во время погружения в воду.

Савл стал апостолом Павлом. Так же ревностно, как прежде гнал, теперь он проповедовал веру Христову в Аравии, Сирии, Палестине, Антиохии, на острове Кипр и в Афинах. Основал множество поместных церквей, которым направлял свои послания, составившие бо́льшую часть книги Апостол, читаемую за утренней службой в православных храмах.

Апостол Павел, в отличие от Петра, получил прекрасное образование. Он хорошо знал не только ветхозаветное писание, но и был знаком с греко-римской культурой того времени: философией, литературой, религией, владел приемами риторики. Все это позволило ему свободно полемизировать с греческими философами в Афинах. Проповедь апостола Павла была обращена прежде всего к язычникам.

Когда апостол Павел в очередной раз посетил Иерусалим, иудеи обвинили его в том, что он водит язычников в Храм Соломона. Суд синедриона не мог приговорить римского гражданина к смерти, поэтому его отправили в Кесарию, где находился римский прокуратор, управлявший провинцией. Воспользовавшись правом римского гражданина требовать суда самого императора, арестованный Павел в узах под конвоем едет в Рим. Разбирательство длилось еще около двух лет. Даже находясь в заключении, он имел возможность видеться с апостолом Петром и римскими христианами.

Изведение источника воды в Мамертинской темнице. Фреска в катакомбах святой Феклы. Вторая половина IV — первая половина V в. Рим

По преданию, последние дни перед казнью апостолы провели вместе в подземелье Мамертинской тюрьме. Там они крестили темничных стражей Прокесса и Мартиниана и еще 47 узников. Воды для крещения не было, но случилось чудо: забил источник.

На казнь апостолов повели вместе, они простились на Остийской дороге. Петра распяли на Ватиканском холме, Павла увели за город, на Сальвийские воды. Римского гражданина распинать на кресте не полагалось, поэтому ему отсекли голову мечом. На месте, где упала глава апостола, забили три источника, сохранившиеся и до нашего времени.

Тело апостола Павла погребли на том же месте. Император Константин Великий построил над гробницей церковь. В последующем базилику расширяли и украшали. Храм был разрушен при пожаре 1823 года. В 1854 году вновь был построен огромный собор длиной 120 метров.

Служба верховным апостолам Петру и Павлу

В настоящее время в Православии праздник Петра и Павла относится к числу великих, приравненных к двунадесятым. В этот день заканчивается Петров пост, начавшийся через неделю после праздника Троицы. Но если праздник приходится на среду или пятницу, то разрешается пища только с рыбой.

Стихеры для службы Петру и Павлу были написаны в VII–VIII веках константинопольским патриархом Германом, святителем Андреем Критским, преподобными Иоанном Дамаскиным, Козмой Маюмским и другими православными гимнографами.

Часть стихер обращена одновременно к Петру и Павлу:

Да́л еси́ утверже́ние Це́ркви Твое́й, Го́споди, Петро́ву тве́рдость, и Па́влов ра́зум, и све́тлую му́дрость, и обою́ богогла́сие и́стинное, е́ллинскую пре́лесть отгоня́щее. Те́мже та́йно науча́еми от обои́х, пое́м Тя́, Ису́се Всеси́льне, Спа́се душа́м на́шим.

Перевод: «Утверждение Твоей Церкви, Господи, Ты дал твердость Петра и Павла разум и светлую мудрость, и обоих истинную божественную проповедь, отгоняющую обман безбожия. Потому мы, научаемые ими обоими тайнам Божественным, поем Тя, Исусе всесильныи, Спасителю душ наших».

Другие стихеры обращены только к Петру:

Тре́тие вопроше́ние, е́же: Пе́тре, лю́биши ли Мя́? Тре́тияго отверже́ния Христо́с испра́вил е́сть. Те́мже и к Тайнове́дцу Си́мон: Го́споди, вся́ ве́си, вся́ зна́еши, Ты́ ве́си, я́ко люблю́ Тя́. Те́мже к нему́ Спа́с: паси́ о́вцы Моя́, паси́ избра́нныя Моя́, паси́ а́гнцы Моя́, я́же Свое́ю кро́вию снабде́х во спасе́ние. Того́ моли́, Богоблаже́нне апо́столе, дарова́ти на́м ве́лию ми́лость.

Перевод: «Троекратным вопросом: «Петр, любишь ли ты Меня?» троекратное отречение Христос исправил. Потому и Ведающему тайное Симон ответил: «Господи, Ты все ведаешь, все знаешь, Ты знаешь, что я люблю Тебя!» Тогда Спаситель обратился к нему: «Паси овец Моих, паси избранных Моих, паси агнцев Моих, которых Своею кровию приобрел Я во спасение!» Его моли, Богоблаженныи апостоле, даровать нам великую милость».

Есть в службе и такие стихеры, которые обращены к одному Павлу:

Я́же по вся́ гра́ды у́зы и ско́рби твоя́, кто́ ска́жет, сла́вныи апо́столе Па́вле? Труды́, боле́зни и бде́ния, я́же во а́лчи и в жа́жди злостра́стия. Я́же в зиме́ и наготе́, ко́шницу и жезлы́ бие́ния. Ка́менное мета́ние и презре́ние. Глубины́ истопле́ния. Позо́р бы́сть А́нгелом и челове́ком. Вся́ у́бо претерпе́л еси́, о укрепля́ющем тя́ Христе́, да ми́р приобря́щеши, о Христе́ Ису́се, Го́споде свое́м. Те́мже мо́лим тя́, творя́щии па́мять твою́ ве́рно, непреста́нно моли́, спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: «Во всех городах узах и скорби твои кто перечислит, славный апостол Павел? Труды, борения, бдения, страдания голода и жажды, холода и наготы, корзину и удары палками, побивание камнями и презрение людей, глубину, в которой тонул при кораблекрушении. Зрелище ты стал для Ангелов и людей. Все ты претерпел за укрепляющего тебя Христа, чтобы весь мир приобрести, во Христе Исусе, Господе твоем. Потому мы просим тебя совершая память твою с верою: Непрестанно моли о спасении душ наших».

Величание святым апостолам:

Величаем вас апостоли Христовы Петре и Павле. Иже весь мiр ученьми своими просветивших, и вся концы ко Христу приведших.

За вечерней службой накануне праздника читаются паремии — отрывки из соборного послания апостола Петра. Поскольку читаются тексты новозаветной книги, молящиеся слушают их стоя (обычно на паремиях можно сидеть). На утрени читаются два канона, написанные преподобным Иоанном Дамаскиным (VIII век). Один канон обращен к апостолу Петру, другой — к Павлу.

Библиотека Русской веры
Канон святым апостолам Петру и Павлу →

Читать онлайн

Народные традиции праздника Петра и Павла

День святых апостолов Петра и Павла в народе считается праздником рыбаков, так как апостол Петр повсюду был известен как покровитель рыбного промысла, а среди приречных и приозерных жителей носил даже название «рыболова». Петровым днем заканчивалась весенняя и начиналась летняя рыболовная пора: в этот день завершались расчеты по весеннему лову и заключались новые сделки на лето. Рыбаки молились апостолу Петру, служили молебны, а в некоторых местах установили даже обычай ежегодно, в день 29 июня, собирать «Петру-рыболову на мирскую свечу», которая и ставилась в храме перед его образом. У прочего же населения день св. апостолов не считался первостепенным и не связывался с какими-либо особыми религиозными обрядами.

В круговороте земледельческих работ Петров день считался началом покоса трав, хотя почти не связывался с какими-нибудь особыми приметами. Говорили только, что «с Петрова дня зарница хлеб зарит» и что «если просо в Петров день в ложку, то будет его и на ложку». «Ключарь-апостол», которому, по стародавнему преданию, передан Господом ключ от Царства Небесного, считался одним из самых надежных — после «Николы-Милосливого» — покровителей засеянных хлебом полей.

Деревенская молодежь еще с вечера накануне праздника уходила в поле и здесь, вдали от родительского надзора, проводила всю ночь, «карауля солнышко»: по народному понятию солнце в день Петра и Павла, как и в день Светлого Христова Воскресенья, играет какими-то особенными цветами, которые переливаются и искрятся как радуга. В некоторых местностях сходились в Петров день на три ключа-родника, умывались «петровой водицею» и угощались при этом хмельными напитками. Устраивали Петровские хороводы, «гулянки-Петровки», в некоторых селах девушки ходили в лес «крестить кукушку».

В крестьянской среде Петровский пост соблюдали во всей строгости церковного устава, а дни «заговин» и «разговин» считались праздничными. Например, в Вологодской губернии существовал даже обычай общих разговин всем миром. Каждая семья заблаговременно готовилась к Петрову дню: пекли, жарили и варили, так как все имели в виду прием гостей и родственников, которые в Петров день приезжали даже из дальних деревень. Если же праздник попадал на среду или пятницу, то в народе говорилось, что «мясоед с постом побратался».

Святые апостолы Петр и Павел. Иконы

Иконографическая традиция изображения святых апостолов Петра и Павла пришла на Русь из Византии.

Апостолы Петр и Павел. Донце поминального сосуда. Византия, IV в. Метрополитен-музей, Нью-Йорк, СШААпостолы Петр и Павел. Фрески в катакомбах святой Феклы. Вторая половина IV — первая половина V в. Рим. Совмещенные фрагментыАпостолы Петр и Павел. Иконы из деисусного чина Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. Преподобный Андрей Рублев, 1425–1427 гг.

В Русском государстве она творчески перерабатывалась. Это привело к тому, что апостолы Петр и Павел на русских иконах (в отличие от большинства других апостолов) легко узнаваемы: в мозаиках Киевской Софии и на ранних новгородских иконах, в деисусном чине из Высоцкого монастыря, у преподобного Андрея Рублева, даже на миниатюре Хлудовской Псалтыри. Ярко выраженные портретные черты апостолов Петра и Павла прослеживаются уже в раннехристианской иконографии: в росписи римских катакомб III — начала IV вв. можно узнать апостола Петра с короткими седыми волосами и небольшой бородой и Павла с его характерной иудейской внешностью, высоким лбом и длинной темной бородой.

Лики апостолов Петра и Павла. Базилика Космы и Дамиана (Санти-Косма-э-Дамиано). Первая треть VI в.

Апостолы Петр и Павел. Деталь фрески. Монастырь Ватопед. Конец XII в.

Типичным для домонгольского периода является изображение святых апостолов Петра и Павла в полный рост, стоящих рядом. Именно так они изображены на древнейшей (XI в.) из дошедших до нас икон — из Софийского собора в Новгороде. Возможно, эту икону привез из Корсуни в Киев сам равноапостольный великий князь Владимир, а позднее она попала в Новгород. В настоящее время исследователи датируют ее серединой XI в. — возможно, это список более ранней Киевской иконы, переданный в Новгород. Икона почиталась как чудотворная, поэтому в XVI в. Иоанн IV вместе с другими чтимыми святынями вывез ее из Новгорода в Москву.

Икона верховных апостолов Петра и Павла из Новгородского Софийского собора. Середина XI в.

Позднее икону вернули в Новгород, и она находилась в Софийском соборе до середины XX в. Во время Великой Отечественной войны икона была вывезена немецкими оккупантами в Германию, но в начале 1950-х гг. ее вернули в Новгород. После реставрации, уже в XXI в., она вновь поступила в Новгородский музей-заповедник. В иконографии этой самой ранней нашей иконы апостолов присутствуют детали, ставшие каноническими для последующих времен. Это не только характерная внешность апостолов. Апостол Павел держит закрытую книгу в драгоценном окладе, у Петра — свернутый свиток — символ его апостольских писаний, длинный золотой посох (Ин. 21:15-17) и золотые ключи (Мф. 16:19). Между апостолами, чуть выше, словно в отдалении — оплечное изображение благословляющего Спасителя с Евангелием в левой руке.

Другая известная икона, парно изображающая первоверховных апостолов, происходит из церкви апостолов Петра и Павла в Белозерске, относится к концу XII — началу XIII вв. и находится в Государственном Русском музее. Она отличается от новгородской строгой лаконичностью: апостолы изображены рядом и обращены к зрителю, они вполне узнаваемы по портретному сходству с каноническими образцами, но руки их сложены почти в одинаковом благословляющем жесте, почти одинаково и расположение их писаний — книги у апостола Павла и свитка у Петра. Ни посоха, ни ключей у Петра нет. Этот иконографический тип также получил на Руси распространение: примером может служить икона XV в. из Петрозаводского музея изобразительных искусств.

Апостолы Петр и Павел. XII — первая половина XIII вв. Из Воскресенской церкви в Белозерске. Государственный Русский музей, Санкт-ПетербургАпостолы Петр и Павел. Середина — вторая половина XV в. Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск

Изображение предельно упрощено; у апостолов в руках лишь их писания, причем Павел держит книгу обеими руками, а у Петра придерживающая свиток десница сложена для благословения. Портретное сходство заметно, но у апостола Павла борода не вполне темная. Примеров дальнейшего развития первого — «новгородского» иконографического типа парного изображения первоверховных апостолов немало. На иконе начала XVII в. из села Слудка (Пермская картинная галерея) портретное сходство неоспоримо, хотя у апостола Петра нет подчеркнутой седины в волосах, а у Павла борода не столь темная и длинная, как на ранних иконах. Они предстоят в молитве пред Спасителем, восседающим на Престоле на облацех в окружении Небесных сил бесплотных. Десницы апостолов изображены не в благословляющем жесте, а молитвенно простертыми ко Христу. На раскрытую ладонь Петра надета тонкая цепочка с изящным золотым ключом. Но большую часть сохранившихся изображений первоверховных апостолов составляют иконы деисусного чина. Они, в зависимости от принятой схемы, могут быть и поясными, как, например, находящийся в Государственной Третьяковской галерее знаменитый «Высоцкий» чин (из Высоцкого монастыря в Серпухове), и ростовыми. Замечательным примером поясного изображения может служить икона апостола Павла из Звенигородского чина, написанная преподобным Андреем Рублевым (ГТГ). До нашего времени дошли всего три иконы из деисусного чина, написанные преподобным Андреем, по-видимому, для московского Воскресенского «на Высоком» монастыря.

Апостол Петр. Конец XIV в. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В Новгородском музее-заповеднике хранятся иконы начала XVI в. из деисусного чина Михаило-Архангельской церкви села Подчевары Кирилловского уезда Новгородской губернии (чин был вывезен к выставке XV Археологического съезда в Новгороде в 1911 г. и поступил в НГОМЗ из Новгородского епархиального древлехранилища).

Иконография апостолов Петра и Павла напоминает иконы деисусного чина Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря и Рождественского собора Ферапонтова монастыря. Хочется обратить внимание на интересные детали: на перекинутой через ладонь цепочке у апостола Петра висит лишь связка ключей, но согнутая в локте рука, видимо, поддерживала свиток с писаниями апостола (изображение свитка не сохранилось). У апостола Павла — книга, которую он поддерживает левой рукой, а пальцами правой готовится перелистать.

Апостолы Петр и Павел. Из деисусного чина. Ок. 1497 г. Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Кириллов

Иконы деисусного чина главного иконостаса Софийского собора Великого Новгорода, написанные иконописцами Андреем Лаврентьевым и Иваном Дермой Ярцевым, датируются 1509 г. (об этом имеется запись в Новгородской четвертой летописи: «В лето 7017. Повелением господина Преосвященного архиепископа Серапиона дописан бысть Деосус в Софеи святой сысполна, а мастеры писали Ондрей Лаврентьев да Дерма Ярцев сын» (ПСРЛ, т.4,ч. 1, с. 461). В 1537 г. иконы были украшены серебряными окладами с басмой, золочением и эмалью. Иконы деисусного чина из церкви св. Димитрия в Поле (Псковский музей) совмещены с праздничным чином: апостола Петра со Сретением Господним, а Петра — с Вознесением. Апостол Петр жестом правой руки словно указывает на свиток со своими писаниями, а Павел держит книгу обеими руками и словно подает ее зрителю для прочтения.

Апостол Петр. Из деисусного чина. Лаврентьев Андрей, Дерма Иван Ярцев. 1509 г. Собор Святой Софии, Новгород

На иконах середины XVI в. из деисусного чина Спасо-Преображенского собора Спасского монастыря в Ярославле (они находятся в Ярославском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике) портретным сходством наделен только апостол Павел, причем иудейские черты лица у него минимизированы — это, скорее, монгольский тип лица. Апостол же Петр изображен довольно молодым и рыжеволосым; определить его можно, пожалуй, лишь по ключу, свисающему на красном шнурке с левой руки, которой он плотно держит свиток.

Апостол Павел. Первая половина — середина XVI в. Из деисусного чина иконостаса Спасо-Преображенского собора Спасского монастыря в Ярославле. Ярославский историко-архитектурный и художественный музей заповедник, Ярославль

Достаточно редко встречаются изображения апостолов Петра и Павла на царских вратах; иконографически это все те же деисусные иконы — как, например, на царских вратах монастыря святого Павла на Афоне. Большой интерес представляют житийные иконы апостолов Петра и Павла. На новгородской иконе апостолов Петра и Павла с житием (XVI в.) обращают на себя внимание некоторые нетипичные детали. Апостол Петр облачен в гиматий золотистого цвета, а свиток в его левой руке веерообразно раскрыт (правая рука сложена в именословном благословении). Апостол Павел держит двумя руками книгу практически горизонтально; читать ее в таком положении затруднительно. В житийных клеймах приведены сцены из жития святых апостолов, в том числе и их мученическая кончина: распятие апостола Петра на кресте стремглав, т. е. вниз головой, и усекновение главы апостола Павла мечом.

Петр и Павел с житием. XVI в. Новгородский гос. историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Новгород

Таким образом, в древнерусских памятниках иконографии первоверховных апостолов Петра и Павла мы видим не только следование канону, но многообразие его трактовок, которое прослеживается уже в самых ранних изображениях.

Апостолы Петр и Павел. Середина XIV в. Монастырь св. Екатерины, Синай, ЕгипетАпостол Павел. Из деисусного чина. Вторая половина XVI в. Покровский собор Рогожского кладбища, МоскваАпостолы Петр и Павел, пророк Илия и св. Власий. Середина XVI в. Государственный Русский музей, Санкт-ПетербургАпостолы Петр и Павел. Последняя четверть XVII в. Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Петропавловские храмы и монастыри

Издавна на Руси строились храмы во имя верховных апостолов Петра и Павла. Пожалуй, самый древний сохранился в Смоленске. Его строила в 1140—1150 годах княжеская артель. Освящал Симеон, первый смоленский епископ. Впоследствии несколько раз храм перестраивался, первоначальный вид восстановил П.Д. Барановский. Церковь, построенная из кирпича, представляет собой образец крестово-купольного одноглавого древнерусского храма. Смоленские мастера продолжили традиции Киевской Руси и Византии. Храм этот похож на владимиро-суздальские и раннемосковские, но некоторые декоративные элементы напоминают образцы новгородской и псковской архитектуры.

Храм апостолов Петра и Павла на Городянке в Смоленске. Построен в 1146 г.

Несколько древних церквей в честь апостолов Петра и Павла сохранились в Великом Новгороде. В конце XII века была построена церковь Петра и Павла на Синичьей горе. Ее строительство велось в 1185—1192 годах. Возможно, храм был построен на месте более древнего. При нем были женский монастырь и кладбище. Место это находилось за городом. На монастырь в 1611 году напали шведы. В 1764 году обитель упразднили. С 1925 года и по настоящее время храм недействующий, находится в аварийном состоянии. В 1992 году внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Церковь Петра и Павла на Синичьей горе. Великий Новгород

Еще одна церковь — храм святых апостолов Петра и Павла в Кожевниках, 1406 года постройки. Это одноглавый четырехстолпный новгородский храм на улице Бредова-Звериной, у южной части бывшего Зверина Покровского монастыря.

Храм святых апостолов Петра и Павла в Кожевниках. Великий Новгород

Храм Петра и Павла на Славне построен в 1367 году, рядом со старообрядческой церковью во имя пророка Илии (ул. Знаменская). Сейчас церковь заброшена.

Храм Петра и Павла на Славне. Великий Новгород

В Брянске князь Олег в 1275 году основал Петропавловский монастырь, в котором и сам постригся, оставив княжение. При Екатерине II обитель лишили всех угодий и она пришла в упадок. Упразднена в 1830 году. Позднее монастырь восстановили как женский общежительный. До настоящего времени сохранились несколько жилых зданий и собор Введения Богородицы, построенный в начале XVIII века на месте старинной деревянной церкви.

На берегу Онежского озера в поселке Повенец в 1600 году был построен собор во имя первоверховных Апостолов Петра и Павла. Упразднен около 1945 года.

Собор Петра и Павла в пос. Повенец. Рисунок из журнала «Всемирная Иллюстрация»

В г. Пскове существует храм Петра и Павла с Буя. Первоначально на месте существующей церкви в 1373 году стоял храм, здание было восстановлено в 1540 году в месте схождения основных улиц города. Храм поставлен на месте древнейшего городского кладбища — Буя, у крепостной стены среднего города. В 1810 году были разобраны два ветхих придела и звонница, к западному притвору достроено крыльцо.

Храм Петра и Павла в Пскове

Старообрядческие Петропавловские храмы

Традиция строить и освящать храмы во имя апостолов Петра и Павла сохранилась и в старообрядчестве. Сегодня престольный праздник в общинах Русской Православной старообрядческой Церкви в г. Якутске, г. Дзержинске Нижегородской области, с. Афанасьево Кировской области и с. Русская Тавра Свердловской области. Храмовый праздник и в белокриницких приходах Румынии: в г. Сулина, Пьятра Нямц и Яссах.

Храм РПсЦ св. апостолов Петра и Павла. АфанасьевоХрам РПсЦ во имя Петра и Павла в с. Русская Тавра Свердловской области

Престольный праздник также отмечают общины Русской Древлеправославной Церкви в г. Приморско-Ахтарске Краснодарского края, г. Вольске Саратовской области, г. Касли Челябинской области, с. Можарки Чувашской Республики и с. Шурма Кировской области. В честь апостолов Петра и Павла построены и поморские храмы Дубянской, Стрипишкской и Радвилишской общин (Литва).

Храм РДЦ во имя Петра и Павла в г. Касли Челябинской области

Издавна праздник Петра и Павла почитается и в общине Русской Православной старообрядческой Церкви села Стрельниково Костромской области, где бывает крестный ход, как и на престольный праздник Покрова Богородицы.

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *