По преданию, Владимирская икона Божьей Матери была написана самим евангелистом Лукой. В Россию она была привезена в начале XII века в качестве подарка князю Мстиславу. Икону признали чудотворной, после того, как она трижды отводила войска захватчиков от Москвы. Сейчас икона находится в храме-музее Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее.

2. Икона «Троица»

Знаменитая икона «Троица» была написана Андреем Рублевым в XV веке для иконостаса Троицкого Собора. За 600 лет существования икону подновляли пять раз, но после реставрации 1919 года был снова открыт авторский слой. Сейчас икона хранится в Третьяковской Галерее в Москве.
3. Казанская икона Божьей Матери

Казанская икона Божьей Матери была обретена на пепелище в 1579 году после того, как Богородица трижды явилась во сне девочке Матроне. На сегодняшний день Казанская икона Божьей Матери – одна из самых популярных в России. Считается, что именно ее покровительство помогло ополчению Пожарского изгнать поляков из Москвы. Из трех чудотворных списков до нашего времени сохранился только петербургский, сейчас он хранится в Казанском Соборе в Санкт-Петербурге.
4.Тихвинская икона Божией Матери

Принято считать, что Тихвинская икона Божией Матери была обретена в Тихвине в 1383 году. Икону почитают как чудотворную. По преданию, именно ее заступничество в 1613 году помогло спасти Тихвинский Богородице-Успенский монастырь от нашествия шведов. Сейчас икона Тихвинской Божией Матери находится в Тихвинском Успенском монастыре.
5. Смоленская икона Пресвятой Богородицы

Смоленская икона Пресвятой Богородицы была привезена в Россию в XI веке. Ей приписывали множество чудес, в том числе спасение Смоленска от нашествия хана Батыя в 1239 году. Существует множество списков Смоленской иконы, но первообраз был утерян во время оккупации Смоленска немецкими войсками в 1941 году.
6. Иверская икона Божией Матери

Иверская икона в IX веке хранилась в доме одной благочестивой вдовы, которая спасла ее от уничтожения, опустив ее в море. Два века спустя икона явилась монахам Иверского монастыря на горе Афон. В XVII веке список чудотворной иконы доставили в Россию. Сегодня поклониться образу можно в Новодевичьем монастыре.
7. Донская икона Божией Матери

Донская икона Божьей Матери – двусторонняя, на обороте изображено Успение Богоматери. Авторство иконы приписывают Феофану Греку. По легенде, эту чудотворную икону казаки преподнесли в дар Дмитрию Донскому перед Куликовской битвой в 1380 году. На сегодняшний день икона хранится в Третьяковской галерее и покидает ее каждый год 1 сентября (19 августа по старому стилю). В этот день образ перевозят в Донской монастырь для свершения праздничного богослужения.
8. Икона Знамение Пресвятой Богородицы

Икона Знамение Пресвятой Богородицы датируется XII веком. В 1170 году, когда Андрей Боголюбский осадил Великий Новгород, во время крестного хода по стенам, икону пробила случайная стрела. Икона заплакала, а войска Боголюбского в ужасе бежали. До сих пор образ хранится в Софийском соборе в Великом Новгороде.
9. Курская-Коренная икона Божией Матери
Икона была найдена в лесу под Курском в день Рождества Пресвятой Богородицы в 1295 году. На месте обретенного образа тут же забил родник. По преданию, после татаро-монгольского набега икона была разрублена пополам, но как только ее части совместили, она чудесным образом «срослась». В 1920 году Курская Коренная икона Божьей матери была вывезена из России врангелевской армией. С 1957 года она хранится в Знаменском Соборе Архиерейского Синода в Нью-Йорке.
10. Феодоровская икона Божией Матери
Точная дата написания Феодоровской иконы Божьей Матери неизвестна, но первые упоминания датируются XII веком. Икону считают чудотворной, она несколько раз спасалась из огня, а в 1613 году этой иконой инокиня Марфа благословила своего сына Михаила Романова при избрании на царство. Поклониться чудотворной иконе можно в Богоявленско-Анастасиином женском монастыре в Костроме.
11. Псково-Печерская икона «Умиление»
Икона «Умиление» является списком 1521 года с Владимирской иконы Божией Матери. По преданию, Псковско-Печерская икона защитила Псков от осады польского короля Стефана в 1581 году. Сейчас икона находится в Успенском соборе Псковско-Печерского монастыря.
12.Святой Николай (Угрешская икона)
Угрешская икона явилась Дмитрию Донскому по пути на Куликово поле в 1380 году. Позже на том месте был заложен монастырь, в котором образ и хранился вплоть до закрытия монастыря в 1925 году. Сейчас чудотворная икона находится в Государственной Третьяковской Галерее в Москве.
13. Икона «Спас Елеазаровский»
Явленный образ Спаса Елеазаровского был обретен в ноябре 1352 года. Икону признали чудотворной, а дерево, на котором была найдена икона, было замуровано в свод храма, построенного месте обретения иконы. С августа 2010 года икона Спас Елеазаровский хранится в Спасо-Елеазаровском монастыре под Псковом.
14. Икона Святитель Николай Чудотворец (Никола Можайский)
Икона была написана в первой половине XVII века со знаменитой резной скульптуры, изображавшей Николая Чудотворца с мечом в руках. В 1993-1995 годах икону отреставрировали, открыв нижние слои краски. Сейчас образ находится в церкви Сошествия Святого Духа в Можайске.
15. Икона Божией Матери Семистрельной
Явленный образ Иконы Божьей Матери Семистрельной был обретен в колокольне в Вологде. Долгие годы прихожане ходили по ней, принимая ее за доску пола. Образ признали чудотворным во время эпидемии холеры в 1830 году. На сегодняшний день явленный образ утрачен, но один из знаменитых списков, мироточивая икона «Семистрельная», находится в храме Архангела Михаила в Москве.
16. Икона Святой Матроны Московской
Матрона Московская была канонизирована лишь в 1999 году, но ее икону, написанную в XXI веке, уже признали чудотворной. В списке содержится частица покрова и мощей святой. Поклониться святыне можно в Покровском монастыре в Москве.
17. Икона блаженной Ксении Петербургской
Блаженную Ксению Петербургскую канонизировали в 1988 году, но почитать блаженную начали еще при жизни. Самый известный образ находится в Смоленском храме в Санкт-Петербурге, где ему могут поклониться все желающие.
18. Икона Преображение Господне
Икона Преображение Господне была написана в 1403 году. Долгое время ее автором считался Феофан Грек, но последние исследования показали, что икону написал неизвестный иконописец того же периода. Создание образа связывают с восстановлением и переосвящением Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском. С XX века знаменитая икона хранится в Третьяковской Галерее в Москве.
19. Икона Святителя Спиридона Тримифунтского
Один из чудотворных образов Спиридона Тримифунтского находится в церкви Воскресения Словущего на Успенском Вражке. Внутри иконы заключен ковчег с мощами святого.
20. Икона Святого Василия Блаженного в молении ко Христу
Икона была написана в конце XVI века для собора Покрова-на-Рву, который более известен как Храм Василия Блаженного. Икона до сих пор хранится на прежнем месте и является одним из самых старых образов храма.
21. Спас Нерукотворный Симона Ушакова
Икона Спас Нерукотворный была написана Симоном Ушаковым в 1658 году. Иконописца подвергли критике за нехарактерное изображение лица Христа, но впоследствии именно этот образ стал наиболее популярным в России. Сейчас икона хранится в Третьяковской галерее в Москве.
22. Икона Спас в силах Андрея Рублева
Икона Спас в силах был написан Андреем Рублевым и его подмастерьями для иконостаса Успенского собора во Владимире в 1408 году. Икону можно увидеть в Третьяковской Галерее в Москве.
23. Икона Серафима Саровского
Одна из наиболее почитаемых икон Серафима Саровского хранится в Даниловом Монастыре в Москве. Образ является точным списком с келейной иконы схиигумении Фамари и содержит в себе четки, часть мантии святого и часть камня, на котором он молился тысячу дней.
24. Икона Дионисия Богоматерь Одигитрия (Путеводительница)
Икона Богоматерь Одигитрия была написана Дионисием в 1482 году. Долгое время образ хранился в Вознесенском монастыре в Московском кремле, но сейчас находится в Государственной Третьяковской Галерее.
25. Почаевская икона Божией Матери
Почаевская икона впервые упоминается в летописях в 1559 году, когда дворянка Анна Гойская подарила образ инокам Успенской Почаевской Лавры. Икона была признана чудотворной, когда ее покровительство избавило лавру от турецкой осады 20-23 июля 1675 года. Образ до сих пор хранится в Успенской Почаевской Лавре на территории Украины.
26. Покров Святой Сергий Радонежский
Самое знаменитое и самое раннее изображение Сергия Радонежского — это не икона, а покров. Он был вышит в 1420-е годы, и сейчас находится в ризнице Троице-Сергиевой лавры.
27. Икона Апостолы Пётр и Павел
Икона Апостолы Петр и Павел была написана в Новгороде в XI веке и, с большой вероятностью, является самым древним из русских произведений станковой живописи. Трижды за свою историю икона покидала Новгород, но всегда возвращалась назад. Сейчас образ находится в Новгородском музее-заповеднике в Великом Новгороде.
28. Икона. Спас Златая риза
Образ Спас Золотая Риза был написан в XI веке специально для Руси. Свое название икона получила из-за утраченного ныне сплошного позолоченного оклада. Иконе можно поклониться в Успенском соборе в московском Кремле.
29. Икона. Устюжское Благовещение
Устюжское Благовещение – одна из немногих сохранившихся икон домонгольского периода. Она была написана в начале XII века в Великом Новгороде, а перевезена в Москву – в середине XVI века. Последние 85 лет икона хранится в Государственной Третьяковской Галерее.
30. Боголюбская икона Божьей Матери
Боголюбская икона Божьей Матери является одной из древнейших русских икон (1155 год) и почитается как чудотворная. Во время реставрации 1946 года икону сильно повредили, но последующие работы смогли частично спасти образ. В 2009 году образ снова пострадал, когда его поразил грибок, появившийся на иконе из-за неправильного хранения. На сегодняшний день икона сохраняется во Владимиро-Суздальском музее в специальном помещении. Ученые опасаются, что новая реставрация может полностью уничтожить образ.
Татьяна Колючкина

КАТАЛОГ

Альбом: art gallary (репродукции)


Завораживающая картина Рогира ван дер Вейдена находится в Эрмитаже. Возможно по этой
причине, она всегда довольно широко репродуцировалась в советское время, и в залах
нидерландской живописи она моментально «вспоминалась» так, будто видел ее и раньше, знал
всегда, с детства. Скорее всего, так и было – на открытках, на марках, в каком-нибудь
журнале «Работница» мог, мог «промелькнуть» св.Лука, рисующий мадонну …
Хотя для настоящей популярности в массовом советском ликбезе в области искусства было
в ней что-то «нелояльное»: сам запечатленный эпизод, да и евангелист Лука с альбомом и
карандашом …. выглядел несколько «слишком по-человечески». А может быть,
она «вспоминалась» легко, потому что так наша память всегда откликается на подлинные
(даже не виденные ранее) шедевры
Завораживающая картина Рогира ван дер Вейдена находится в Эрмитаже. Возможно по этой причине, она всегда довольно широко репродуцировалась в советское время, и в залах нидерландской живописи она моментально «вспоминалась» так, будто видел ее и раньше, знал всегда, с детства. Скорее всего, так и было – на открытках, на марках, в каком-нибудь журнале «Работница» мог, мог «промелькнуть» св.Лука, рисующий мадонну … Хотя для настоящей популярности в массовом советском ликбезе в области искусства было в ней что-то «нелояльное»: сам запечатленный эпизод, да и евангелист Лука с альбомом и карандашом …. выглядел несколько «слишком по-человечески». А может быть, она «вспоминалась» легко, потому что так наша память всегда откликается на подлинные (даже не виденные ранее) шедевры.
О Рогире ван дер Вейдене известно, как и о многих других великих нидерландцах Северного Возрождения немного и не слишком точно. Родился в Турне,ок.1400 г. в семье резчика по дереву. Вроде бы учился у Робера Кампена (см.), или был под его влиянием. В середине 30-х гг. обосновался в Брюсселе, был городским живописцем, возглавлял большую мастерскую, позднее, возможно даже и гильдию св. Луки – гильдию живописцев. Среди его заказчиков были очень влиятельные люди: канцлер Никола Ролен и казначей Питер Бладелен. Ездил в Италию, возможно в Рим и Феррару. Умер в Брюсселе в 1464 г.
А вот о картине «Св. Лука рисующий мадонну» есть что почитать. Например, полный каталог картин нидерландской живописи XV-XVI вв. из собрания Эрмитажа. В нашем кратком пересказе.
Материальная характеристика: 102,5 х 108,5. Масло. Оригинальная основа состояла из 4-х вертикальных досок. В XVIII или XIX в. картина была распилена на две части, претерпевшие многочисленные реставрации. Правая часть (св.Лука)поступила в Эрмитаж в 1850 г. и была на дереве. В 1884 г. реставратор А.Сидоров перевел на холст тогда же приобретенную левую часть (Мадонну с младенцем ) и правую, сделав для нее надставку (шир.4,2 см), и соединил их в одно целое.
Сюжет и иконография: Картина посвящена эпизоду легенды о св.Луке, евангелисте, сделавшем портрет с Мадонны и младенца Христа. Легенда греческого происхождения и восходит к VI в. В XII в. она распространяется и в западных странах. Изображения св.Луки, рисующего Богоматерь, встречаются в византийском искусстве с XIIIв., в Западной Европе с XIV в.В это время стали появляться «братства св.Луки», — корпорации художников, которые считали Луку своим покровителем. С тех пор данный сюжет связывается с братствами и исчезает в XVIII в. с исчезновением последних.
Видные исследователи полагают, что композиция навеяна «Мадонной канцлера Ролена» кисти Яна ван Эйка (Париж, Лувр), на которого, в свою очередь, повлияла картина «Св.Лука, рисующий мадонну» Робера Кампена, ныне известная по копии.
Согласно Э.Панофскому сцена происходит в тронном зале. И если у ван Эйка – это небесный дворец, как бы парящий над пейзажем, то у Ван дер Вейдена лоджия вписана в совершенно земной архитектурный комплекс. Положение мадонны, сидящей у подножия трона связано с концепцией «Мадонны смирения» — humilite. Трон намекает на ее будущую роль царицы небесной, в то время как Адам и Ева – резные фигурки на ручке трона – показывают, что Мария и ее сын – новые Ева и Адам.
Спорят о технике рисунка, который св.Лука выполняет серебряным карандашом. Панофский также отмечает, что коленопреклоненная поза св.Луки указывает на иконографию благовещения. Св. Лука одет в широкий плащ и шапочку. Этот костюм к 1440 г. уже не носили, возможно св.Лука одет как врач.
В двух маленьких персонажах, стоящих у зубцов стены усматривают Иоахима и Анну. Садик у стены – «Nortus conclusus» напоминает о чистоте Марии. Пейзаж, скорее всего, изображает Брюссель.
Много спорили о том, является ли изображение св. Луки автопортретом Рогира ван дер Вейдена. Мнения были различны, но вполне можно допустить, что художник изобразил себя в образе патрона своей корпорации.
Атрибуция: На картине нет ни подписи, ни даты. Нет документов о ее происхождении. Существование других вариантов картины в Бостоне, Мюнхене и собр. графа Ф.Вильчека в Вадузе (Лихтенштейн) добавляет к проблеме атрибуции проблему оригинальности. Если кратко: правую часть приписывали Мемлингу, левую ван Эйку, Дирку Боутсу и т.д.
Проблема оригинальности Мнения международных исследователей расходятся относительно того, какую из картин признать оригиналом.
Дата: Оригинальная композиция Рогира Ван дер Вейдена, которую критика усматривают то в одном, то в другом варианте картины или считает ее утерянной датируется исследователями исходя из представлений об эволюции живописной манеры художника. Большинство единодушно в мнении, что это композиция первого периода творчества мастера. Основой для этого является связь картины с «Мадонной канцлера Ролена» Яна Ван Эйка. Датировка колеблется между 1435 – 1440 гг.
В каталоге есть еще два очень интересных пункта:
Сравнительная документация и
История картины
Ну, да — всего не перескажешь =)
См.Н.Никулин. Нидерландская живописьXV-XVI веков в Эрмитаже. Л., «Аврора», 1972.

Manon&Gabrielle.»Св.Лука- покровитель художников». Библиография:»Нидерландская живопись XV-XVI вв.в Эрмитаже», Л.,1972

Архив «Православной энциклопедии» «Апостол Лука». Икона. Ок. 1360. Монастырь Хиландар (Афон).

ЛУКА́ (Λουϰᾶς), еван­ге­лист, ав­тор Еван­ге­лия от Лу­ки и кн. Дея­ния апо­сто­лов, в хри­сти­ан­ской тра­ди­ции по­чи­та­ет­ся в чи­сле 70 апо­сто­лов. Воз­мож­но, по про­ис­хо­ж­де­нию грек или си­ри­ец, жил в Ан­ти­охии. С юно­сти по­свя­тил се­бя нау­кам: был хо­ро­шо зна­ком со Свя­щен­ным Пи­са­ни­ем (по его пе­ре­во­дам на греч. яз. – Сеп­туа­гин­той) и евр. тра­ди­ци­ей, изу­чал греч. фи­ло­со­фию, ме­ди­ци­ну, а так­же жи­во­пись; в ран­не­хри­сти­ан­ском па­мят­ни­ке «Ка­нон Му­ра­то­ри» (кон. 2 – нач. 3 вв.) он на­зван «из­вест­ным вра­чом». Л. не при­над­ле­жал к ок­ру­же­нию Ии­су­са Хри­ста и не был сви­де­те­лем Его зем­ной жиз­ни. Су­щест­ву­ет древ­няя тра­ди­ция отож­дест­вле­ния с Л. еван­гель­ско­го пер­со­на­жа – од­но­го из пут­ни­ков, шед­ших в Эм­ма­ус (Лк. 24:13–35), од­на­ко это не со­от­вет­ст­ву­ет дан­ным са­мо­го Еван­ге­лия (Лк. 1:2). Ве­ро­ят­но, Л. был об­ра­щён в хри­сти­ан­ст­во ап. Пав­лом во вре­мя его вто­ро­го мис­сио­нер­ско­го пу­те­ше­ст­вия и стал од­ним из бли­жай­ших его со­труд­ни­ков (Кол. 4:14; Флм. 24:2; Тим. 4:10). Со­глас­но цер­ков­но­му пре­да­нию, по­сле му­че­ни­че­ской кон­чи­ны ап. Пав­ла в Ри­ме Л. по­ки­нул Ита­лию, про­шёл с про­по­ве­дью Ахайю, Ли­вию, Еги­пет и др. стра­ны; на­пи­сал ико­ну Бо­го­ро­ди­цы и др., став пер­вым ико­но­пис­цем; при­нял му­че­ни­че­скую смерть: за про­по­ведь Еван­ге­лия по­ве­шен на олив­ко­вом де­ре­ве в г. Фи­вы.

Молитва

О святый Луко, Богом избранный и Материю Божиею благословенный, проповедниче по всей вселенней Евангелия Христова, мучениче и Апостоле, помощниче всем молитвенно призывающим тя! Помози и нам, непотребным рабом Господним, яко мы, по многим прегрешениям нашим, обретаемся во тьме и сени смертней, далече от Бога отстоя. Чрез то студом посрамлени, не имамы дерзновения молити Господа о прощении, призываем тя, великий светильниче Божий, яко пребывающаго в непреходящем Его свете: моли о нас Господа, да помилует нас. Умоли Бога, святый Апостоле, да обновит в нас страх Свой, любы привлекающ, грех же отгоняющ: яко тако навыкохом грех деяти на всяк день же и час, яко бы не ведающии слов Господних: «Бдите, яко не знаете часа, егда хощу приити», – Сей же может во всякий час призвати нас от сего привременнаго живота к жизни вечней. Молитвами твоими, о святый Луко, да пробудит Господь в нас страх и премудрость, о нихже святый царь и псалмопевец Давид рече, да улучим покаяния слезы, имиже души наша от греха очищени явятся: яко в духовней слепоте и дебелости суще, не можем плакатися своего мертвеца, сиречь самих себе, многи же слезы потребны, да пролием за множество содеянных нами грехов. Помози нам, да уразумеем истинная словеса и бежим греха, яко огня, и вся силы приложим, да приблизит ны Господь, да познаем, яко грех есть смерть, Бог же – Живот есть, и да молитвами твоими, святый Луко, познание сие от Бога приимше, очистимся греха и прейдем от смерти в живот; да будет нам Бог вся во всем, и во веки пребудем близ Него, да и нам, яко ти с Клеопою, сердце и душа трепетны будут от присутствия Его, и снидет на ны мир небесный, к Царствию Божию ны приводящий, и радость о Сем имуще, возможем стрелы лукаваго, в нас испускаемы, отгнати; с тем же да улучим и любы Божию, да руководит нас к вечному отечеству, идеже вся Силы Небесныя и вси святии пред Престолом Царя Славы предстоят с Богородицею, Еяже благий лик во иконе тобою написанней увековечен есть, да непрестанно взирающе на сию сердечныма очима, мир, и благодать, и веселие неизреченное стяжем и стопы наша направим на путь истинен, да достигнем Небеснаго Царствия, в кое чаем молитвами твоими, Апостоле Христов, преселитися, егда нас Господь призовет, да тамо вечно славим Бога во Святей Троице: Безначальнаго Отца со Единородным Его Сыном и Пресвятым и Животворящим Его Духом, в безконечныя веки. Аминь.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *