Новозаветный апокриф

Апостольские отцы

1 Климент · 2
Послания Климента Игнатия
Поликарпа к Филиппийцам
Мученичество Поликарпа · Дидах
Варнава · Диогнет,
пастырь Ермы

Евангелия иудейско-христианские

Евиониты · Евреям · Назарянина

Евангелия младенчества

Джеймс · Томас · Сирийский · Псевдо-Матфей · История Иосифа Плотника

Гностические евангелия

Иуда · Мария · Филипп · Истина · Тайная метка · Спаситель

Другие Евангелия

Фома · Маркион · Никодим · Петр · Варнава

Апокалипсис

Павел
Петр
Псевдо-Мефодий · Томас · Стефан
1 Иакова · 2 Иакова

Послания

Апокриф Иакова
Апокриф Иоанна
Epistula Apostolorum
Pseudo-Titus
Петр Филиппу
Павлу и Сенеке

Акты

Андрей · Варнава · Иоанн · Мар Мари · Мученики
Павел
Петр · Петр и Андрей
Петр и Павел · Петр и Двенадцать · Филипп
Пилат · Фаддей · Фома · Тимоти
Ксантиппа, Поликсена и Ребекка

Разное.

Доктрина Диатессарона Аддаи
Вопросы Варфоломея
Воскресение Иисуса Христа
Молитва апостола Павла

«Потерянные» книги

Варфоломей · Матфий · Керинф · Василид · Мани · Евреям · Лаодикийцы

Библиотека Наг-Хаммади

Апокрифов Нового Завета ( в единственном числе Апокриф ) ряд писаний ранних христиан , которые дают счета Иисуса и его учение, природа Бога , или учение его апостолов и их жизни. Некоторые из этих сочинений были процитированы ранними христианами как Священные Писания , но с пятого века возник широкий консенсус, ограничивающий Новый Завет 27 книгами современного канона . Римско-католическая, восточно-православная и протестантская церкви обычно не рассматривают апокрифы Нового Завета как часть Библии.

Богодухновенная природа канонических Евангелий, которая является их главным отличительным признаком по сравнению с апокрифическими евангелиями, недоказуема на основании самих этих текстов. Поэтому первое поддающееся доказательству различие между ними и евангелиями-апокрифами является привнесенным извне.

А именно, существует тот факт, что канонические Евангелия внесены в библейский канон, а апокрифы — нет.

Это означает, что канонические Евангелия были признаны Церквами Востока и Запада в качестве созданных в истинной апостольской традиции. Известно, что Христос и Его апостолы проповедовали евангелие («благовествование»), не записывая его. После 50-х годов I века н.э., когда очевидцы земного служения Христа стали уходить из жизни, возникла потребность записать «благую весть», что и было сделано. Таким образом, термином «канонические Евангелия» стали обозначать зафиксированное апостолами повествование о жизни и учении Спасителя. (см. Комментарий к Четвероевангелию из Библии, вышедшей в брюссельском издательстве «Жизнь с Богом» (1989) )

Вместе с тем, хотя апокрифические евангелия и использовались (нерегулярно) разрозненными группами людей, эти тексты никогда не одобрялись и не признавались, в отличие от канонических Евангелий, Вселенской Церковью.

Серьезным основанием для этого, как показывают исторические сведения, являлись следующие соображения. Все канонические Евангелия были написаны в так называемый апостольский период, понимаемый в широком смысле. То есть, все четыре признанные Церковью Евангелия были созданы еще при жизни самих апостолов или их непосредственных учеников. К такому заключению приводят ссылки на эти Евангелия, которые можно найти в дошедших до нас трудах христианских авторов, принадлежавших к поколению, следующему за апостольским. Также, подобную точку зрения подтверждает и тот факт, что около 140 г. н.э. Татиан предпринял первую попытку создать из отрывков канонически признанных Евангелий единое повествование («Диатессарон», т. е. «евангелие от четырех»).

С другой стороны, ссылки на апокрифические евангелия появились только позднее, примерно в конце II века н.э.

Таким образом можно сделать вывод, что апокрифические евангелия уже по самому времени своего создания не могут претендовать на ту степень достоверности, которой наделены канонические Евангелия.

Рукописи ранних апокрифов, тексты которых по стилю напоминают евангельские, датируемые примерно серединой II века н.э., очень фрагментарны по своему содержанию. Это является признаком, что те богословские изыскания, которые они выражали, не ценились настолько высоко, чтобы бережно передавать их следующим поколениям.

Вместе с тем, сохранившиеся рукописи новозаветных апокрифов, в том числе и недавно обнаруженные, очень существенно отличаются, как по форме, так и по содержанию, от канонических Евангелий.

Так, те апокрифические евангелия, которые были распространены на протяжении патристического ( II – VIII века н.э.) и средневекового периодов, изобилуют историями легендарного или фантастического содержания. В них была сделана попытка соответствовать запросам популярного благочестия. Для этого там детально рассматривались события, вообще не упомянутые или упомянутые очень кратко в канонических Евангелиях.

В целом, содержание таких апокрифов согласуется с учением Церкви. Так, в них повествуется о св. Иоакиме и св. Анне, родителях Девы Марии, и о рождении Пресвятой Девы («Рождество Марии»); о том, как повивальная бабка обнаружила девственность Марии («Протоевангелие от Иакова»); о чудесах, совершенных Иисусом в детстве («Евангелие от Псевдо-Фомы») и т. д.

Очень сильно отличаются от вышеупомянутых апокрифические евангелия Наг Хаммади (Египет), которые являются несомненно гностическими и еретическими. Они принимали то форму тайных учений Иисуса («Коптское евангелие от Фомы»), то — откровений воскресшего Господа о происхождении материального мира («Апокрифическое евангелие от Иоанна»), то — рассказа о вознесении души («Евангелие от Марии Магдалины»), то — высокопарного сплетения идей, взятых, возможно, из проповедей или из катехизиса («Евангелие от Филиппа»). Не смотря на, возможно, достаточно древнее происхождение такого рода апокрифов (так, некоторые из них могли быть созданы даже во II веке н.э.), их отличие от канонических Евангелий, также, сразу становится очевидным.

Апокрифы древних христиан, апокрифические евангелия — это раннехристианские сочинения, не признанные церковью и отвергнутые ею. Они расширяют наши представления о христианской литературе, свидетельствуют о борьбе различных тенденций в христианской идеологии на ранних этапах ее развития.

Книга рассчитана на пропагандистов научного атеизма, преподавателей вузов, аспирантов и читателей, интересующихся проблемами критики религии.

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Возникновение раннехристианской литературы

Неканонические речения (аграфа) и фрагменты неизвестных евангелий

* * *

Аграфа {1}

Фрагменты неизвестных евангелий

Иудео-христианские евангелия

* * *

Фрагменты Евангелия эбионитов

Фрагменты Евангелия евреев

Евангелие от Петра

* * *

Евангелие от Петра {1}

Протоевангелие Иакова

* * *

История Иакова о рождении Марии {1}

Евангелие детства (Евангелие от Фомы)

* * *

Евангелие детства (Евангелие от Фомы) {1}

Примечания

Возникновение раннехристианской литературы

Неканонические речения (аграфа) и фрагменты неизвестных евангелий

Иудео-христианские евангелия

Евангелие от Петра

Протоевангелие Иакова

Евангелие детства (Евангелие от Фомы)

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

Гностицизм и христианство

Апокриф Иоанна

* * *

Апокриф Иоанна {1}

Евангелие от Фомы

* * *

Евангелие от Фомы

Евангелие от Филиппа

* * *

Евангелие от Филиппа

Гром. Совершенный Ум

* * *

Гром. Совершенный Ум

Евангелие от Марии

* * *

Евангелие от Марии

Примечания

Гностицизм и христианство

Апокриф Иоанна

Евангелие от Фомы

Евангелие от Филиппа

От составителей

Проблемы становления христианства, возникновения его учения, различных внутренних течений представляют интерес не только для специалистов историков и философов, но и для достаточно широкого круга читателей. Цель предлагаемой книги — хотя бы частично удовлетворить этот интерес, познакомив читателей с некоторыми сочинениями христиан, созданными в первые века существования нового вероучения. Эти сочинения не признаются церковью священными; их принято называть апокрифами (тайными, подложными, от греческого «тайный»). Однако в I–III вв. они имели хождение среди различных групп верующих и почитались не менее чем книги, включенные в Библию.

Включенные в книгу апокрифические писания ограничены временными и жанровыми рамками. В первой части представлены фрагменты и полные тексты евангелий и речения, приписываемые Иисусу (в переводе с древнегреческого). Эти тексты (III вв.) по содержанию и по жанру связаны с традицией, представленной в евангелиях Нового завета. Во вторую часть в основном вошли переведенные с коптского тексты из так называемой гностической библиотеки, обнаруженной в 1945 г. в Наг-Хаммади (Египет). Они в большинстве своем восходят ко II–IV вв. и представляют собой переводы с греческого. Подробнее о библиотеке из Наг-Хаммади и гностических учениях, отвергаемых ортодоксальным христианством как ересь, рассказано во введении ко второй части книги. Памятники, представленные во второй части, являются самостоятельными произведениями, они внутренне связаны, отражают основные установки гностических учений. Два из них — Евангелие от Фомы и Евангелие от Филиппа — уже были опубликованы на русском языке в переводе М.

. К. Трофимовой (см.: Трофимова М. К… Историко-философские вопросы гностицизма. М., 1979).

Апокрифам новозаветной традиции и гностическим произведениям посвящена обширная литература, выходившая главным образом за рубежом. Для ее анализа понадобилось бы специальное историографическое исследование. Поэтому в примечаниях упоминаются только те работы, которые, по мнению составителей, отражают точки зрения, непосредственно касающиеся рассматриваемых произведений.

Каждому тексту предпослан отдельный очерк, анализирующий его. Кроме того, первую часть предваряет общее введение, где характеризуется процесс складывания раннехристианской литературы.

Книга снабжена справочным аппаратом: примечания к вступительным статьям расположены в конце каждой части, комментарии к текстам следуют сразу после них.

В переводах квадратными скобками обозначены лакуны в тексте и их восполнение, в круглых скобках даны дополнения, вносимые переводчиком для ясности, в угловых скобках — исправления ошибок, допущенных переписчиком в древнем оригинале, в фигурные скобки взяты вторично переписанные пассажи.

При цитировании приняты следующие обозначения: в текстах Нового завета первая арабская цифра указывает номер главы, вторая и последующие — номер стиха. В текстах из Наг-Хаммади (за исключением Евангелий от Фомы и от Филиппа) римской цифрой обозначен порядковый номер кодекса (книги), арабскими — номер произведения, номер страницы и строки (через точку). Евангелия от Фомы и от Филиппа цитируются с указанием номера изречений. В ссылках на сочинения античных и христианских писателей римские цифры обозначают номер книги (свитка), арабские — номер главы и параграфа.

Автор вступительных статей, комментариев, переводов текстов и примечаний части I «Апокрифические евангелия новозаветной традиции» И. С. Свенцицкая, Автор вступительных статей, комментариев, переводов текстов и примечаний части II «Гностические апокрифы из Наг-Хаммади» М. К. Трофимова.

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Возникновение раннехристианской литературы

Проблема определения времени и места возникновения древней христианской литературы, особенностей ее жанров, истоков и источников книг, как признанных, так и не признанных церковью священными, в современной науке до конца не решена {1}. В Новый завет — собрание почитаемых всеми христианами книг — входят двадцать семь произведений: четыре евангелия (от Матфея, Марка, Луки и Иоанна), «Деяния апостолов», двадцать одно послание апостолов. Авторство четырнадцати из них церковь приписывает апостолу Павлу (они адресованы тем или иным христианским общинам или конкретным людям), имеются также Послание Иакова, два Послания Петра, три Послания Иоанна и Послание Иуды: их принято называть «соборными» или «католическими», т. е …

Слово апокриф произошло от древнегреческого ἀπόκρῠφος, что в переводе означает тайный, сокровенный. Дело в том, что изначально так назывались исключительно произведения гностицизма, которые сохранялись в тайне. Сегодня апокрифами называют тексты, не вошедшие в Библейский Канон. Апокрифы, как и тексты Священного Писания, повествуют о священных лицах и событиях. Дошедшая до нас апокрифическая литература широка и разнообразна.

Перейти к списку апокрифов.

Ветхозаветные апокрифы.

Апокрифы Нового Завета.

  • Апокрифические Евангелия.
  • Апокрифические Деяния Апостолов.
  • Апокрифические апостольские послания.
  • Апокалипсисы.
  • Прочие апокрифы.

Отличия апокрифической литературы от канонической.

Существует несколько принципов, отличающих апокрифическую литературу от канонической.

Апокрифическая литература Каноническая литература
Тексты не являются «боговдохновенными» Тексты считаются «боговдохновенными»
Апокрифы запрещены для чтения в церкви Тексты Библии читаются в церкви
Апокрифические тексты часто спорны, описываемые факты не находят подтверждения в других исторических документах Факты, описанные в канонических текстах, часто находят подтверждение в других источниках
Основные идеи часто противоречат учению Церкви. Основные идеи находятся в согласии с учением Церкви.
Тексты часто носят гностический или еретический характер Тексты признаются христианской Церковью и входят в Библейский канон
Апокрифические тексты, на основе Библейских событий написаны значительно позже канонических книг Многие канонические Книги написаны очевидцами событий или их учениками

Апокрифическая литература возникла задолго до распространения христианства. Известно, что еще Ездра после возвращения из Вавилонского плена пытался собрать и категорировать все известные на тот момент священные тесты. Ездра, да и не только он, с особой избирательностью относился к текстам, которые были написаны под явным влиянием оккультных практик или языческих мифов. Подобные, противоречащие традиционным преданиям, тексты часто намеренно уничтожались. Однако, стоит подчеркнуть, что большая часть ветхозаветных апокрифов вошла в состав Талмуда, ими также изобилует Каббала.

К слову, Ездра считал традиционными (каноническими) 39 священных текстов, которые и сейчас составляют основу Ветхозаветного канона. Александрийские богословы добавили к этим книгам еще 11, которые сегодня в православной традиции считаются второканоническими. В отличие от апокрифических текстов, тексты второканонических книг используются в богослужениях.

Вопрос отделения апокрифической литературы от канонической был весьма актуален и для раннего Христианства. Появилась новая волна апокрифических текстов, в которых авторы разного происхождения и разной степени грамотности, исходя из разных целей, пытались дополнить Священное Писание. Не стоит забывать и о том, что это было время распространения различных раннехристианских сект и спекулировании на религиозной тематике. Многие авторы пытались добавить авторитетности своим текстам, подписываясь именами почитаемых в то время апостолов. Многие авторы раннехристианских апокрифов считали, что официальная Церковь скрывает истинное учение от христиан и пытались исправить эту «ошибку».

В ответ на волну появления большого количества новых апокрифов официальная церковь стала на защиту чистоты Священного Писания и предпринимала попытки борьбы с апокрифической литературой путем:

  • составления списков запрещенных еретических текстов,
  • уничтожения апокрифических текстов;
  • опровержения лжеучений и критикой действий лжеучителей.

Вершиной борьбы с апокрифической литературой стало утверждение Новозаветного канонаиз 27 книг. Состав новозаветного канона был закреплён 85-м Апостольским правилом.

Долгое время статус той или иной апокрифической книги решался на многочисленных соборах.

Ветхозаветные апокрифы.

К ветхозаветным апокрифам относятся:

  • Книга Еноха,
  • Книга Юбилеев,
  • Заветы двенадцати патриархов,
  • Псалмы Соломона,
  • Вознесение Моисея;
  • Апокалипсисы Варуха;
  • Третья книга Ездры
  • Славянская книга Еноха;
  • Видение Исайи;
  • Мученичество Исайи;
  • Завет Авраама
  • Завет Иова
  • Мельхиседек.

Первые ветхозаветные апокрифы относятся к 190-170 годам до н.э. Тексты многих ветхозаветных апокрифов не дошли до нас, многие дошли лишь частично. Большинство ветхозаветных апокрифов дошли до нашего времени лишь в поздних переводах. Авторство ветхозаветных апокрифов либо не установлено, либо вызывает множество споров.

Создание ветхозаветных апокрифов восходит к эллинистической эпохе. После распада империи Александра Македонского власть была сосредоточена в руках полководцев Александра. В ходе борьбы за власть возникли эллинистические государства Птолемеев и Селевкидов, между которыми находилась Палестина, ставшая предметом особого внимания соседей. Правители эллинистических государств постоянно предъявляли Палестине политические, территориальные и религиозные претензии. Это было время восстаний под предводительством Маккавеев и время возникновения большинства апокрифов Ветхого Завета.

Новозаветные апокрифы.

Большинство новозаветных апокрифов были написаны со II по IV век – значительно позже канонических. Новозаветные апокрифы делятся на:

Апокрифические евангелия:

  • Евангелие детства
  • Евангелие Псевдо-Матфея или, как его еще называют, Книга о происхождении блаженной Марии и детстве Спасителя;
  • Евангелие от Иакова
  • Книга Иосифа плотника
  • Тибетское Евангелие
  • Иисус в храме
  • Евангелие от Апеллеса
  • Евангелие от Ессеев
  • Тайное Евангелие от Марка
  • Евангелие от Апеллеса
  • Евангелие от Андрея
  • Евангелие от Марии
  • Евангелие от Никодима
  • Евангелие 12 апостолов
  • Евангелие от евреев
  • Евангелие от Петра
  • Евангелие от Иуды
  • Евангелие от Филиппа
  • Евангелие от Фомы
  • Евангелие от Варнавы
  • Евангелие от Египтян

Как известно, в библейский канон входит 4 евангелия. Апокрифических евангелий в разы больше — в той или иной степени дошли до нас более 50 апокрифических евангелий. В апокрифических евангелиях, как правило, развиваются сюжеты, слегка затронуты в канонические евангелиях.

Естественным образом, такой жанр как евангелие – жизнеописание Иисуса, был очень популярен. Существовало большое количество устных преданий, которые становились основой все новых и новых апокрифических евангелий.

Сегодня многие исследователи Библии питают все больший интерес к подобным евангелиям, пытаясь отделить правду от вымыслов и домыслов. Интерес к апокрифическим евангелиям, да и ко всей апокрифической литературе, появился в XIX веке.

Церковь же и по сей день отвергает ценность апокрифических евангелий по двум причинам:

  1. Авторы апокрифических евангелий не имели апостольского происхождения,
  2. Сюжеты евангелий, по мнению церкви, были нарочито искажены.

Все же чтение апокрифических евангелий интересно с точки зрения знакомства с ними, как с литературными памятниками эпохи.

Все апокрифические евангелия можно разделить на 2 группы:

  • Фольклорной направленности (немыслимые фольклорно-фантастические описания событий из жизни Христа).
  • Идеологической направленности (как способ изложения различных религиозно-философских воззрений).

Апокрифические евангелия фольклорной направленности появились ввиду того, что человеческой природе присуще домысливать то, чего нет. Так, к примеру, отсутствие в канонических евангелиях какой-либо информации о детстве Христа привело к появлению большого количества так называемых евангелий детства – апокрифических евангелий, описывающих детство и юность Иисуса.

Апокрифические евангелия идеологической направленности появились из-за желания многих перетолковать христианские идеи, сделать их так или иначе удобными для достижения определенной цели. Многие авторы перетолковывали евангелие с точки зрения вписывания христианских идей в языческое мировоззрение.

Апокрифические Деяния Апостолов

  • Деяния Петра и Павла
  • Деяния Павла
  • Мученичество святого апостола Павла
  • Деяния Павла и Феклы
  • Деяния Филиппа в Элладе
  • Мученичество святого и преславного первоапостола Андрея
  • Деяния Варнавы
  • Деяния Филиппа
  • Деяния Иоанна
  • Деяния святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова
  • Деяние Фомы
  • Успение Блаженной Девы Марии
  • Деяния и мученичество апостола Матафия
  • Деяния святого апостола Фаддея, одного из двенадцати
  • Учение Аддая апостола

В апокрифических деяниях апостолов рассказывается о проповеднической деятельности одного или нескольких апостолов. Данные Деяния относят к апокрифам ввиду того, что тексты не являются богодухновенными, а описанные событий не считаются достоверными.

Большинство апокрифических Деяний были написаны на греческом в крупных центрах раннего христианства (Александрии, Сирии, Риме), однако дошли до нас в переводах из-за отрицательного отношения раннехристианской церкви к подобной литературе.

Композиционно большинство апокрифических деяний строятся по схеме:

Распределения жребиев между апостолами в Иерусалиме => отправление на место => апостольское путешествие => благовествование => чудеса => мученическая кончина.

Большинство апокрифических деяний, несомненно, были написаны под влиянием канонических Деяний святых апостолов. Для большинства апокрифических Деяний характерно большое количество правок и редакций, что делает практически невозможным судить о первоначальных текстах данных деяний. Только «Деяния Фомы» остались практически без изменений.

Апокрифические Деяния принято делить на

  • Большие (5 древнейших (II век) и крупнейших текстов: «Деяния Петра», «Деяния Павла», «Деяния Иоанна», «Деяния Андрея» и «Деяния Фомы».)
  • Малые (написаны после 300г., меньшие по объему, менее значимые.)

Некоторые из апокрифических деяний пользовались авторитетом в ранней Церкви («Мученичество Павла», «Жития апостолов»).

Апокрифические апостольские послания:

  • Послание Авгаря ко Христу
  • Послание Христа к Авгарю
  • Переписка апостола Павла с Сенекой
  • Послание к Лаодикийцам
  • Послания Климента Епископа
  • Послание Дионисия Ареопагита
  • Послание апостола Варнавы
  • Послание апостола Петра к апостолу Иакову
  • Послание двенадцати Апостолов
  • Слово св. Иоанна Богослова
  • Третье послание апостола Павла к Коринфянам

Хотелось бы обратить внимание на интересный факт. В Новом Завете 21 книга носит характер послания – 7 соборных посланий и 14 посланий Апостола Павла. Если вспомнить, что всего книг в Новом Завете — 27, мы поймем, что жанр послания представлен в Новом Завете весьма широко. Однако, если мы говорим об апокрифической литературе, следует признать, что апокрифических посланий не так и много.

Апокалипсисы:

  • Апокалипсис Петра
  • Апокалипсис Павла
  • Откровение Варфоломея
  • Апокалипсис Иоанна
  • Другой Апокалипсис Иоанна

Завершающее христианскую Библию Откровение Иоанна Богослова привлекает к себе особое внимание. Не меньшим интересом пользуются и апокрифические апокалипсисы. Слово апокалипсис мы привыкли отождествлять с концом света, однако первоначально это слово переводится с греческого как «раскрытие», а в частности раскрытие будущего, сокрытого от людей.

Говоря об апокрифических апокалипсисах, следует отметить интересную особенность. Апокрифические евангелия в большинстве своем написаны как подражания каноническим евангелиям, аналогично обстоит дело и с апокрифическими посланиями, деяниями и пр. Тогда как большинство апокрифических апокалипсисов не подражают каноническому Апокалипсису Иоанна. Причина кроется в том, что жанр апокалипсиса, в отличие от евангелия, деяний и посланий, сложился задолго до христианства. Новозаветные апокрифические апокалипсисы лишь продолжают давнюю традицию апокалиптического жанра.

С некоторыми оговорками (отсутствии эсхатологического элемента), к апокалиптическим текстам можно вполне отнести пророчества Исайи, Иеремии, Иезекииля. В чистом виде апокалиптическими можно назвать уже главы 24-27 в Книге пророка Исайи, а также Книгу пророка Иоиля. Именно эти тексты считаются началом иудейской апокалиптики. К апокалиптическим также относится Книга пророка Даниила. Таким образом, можно сделать выводы, что жанр апокалиптики представлен шире в Ветхом, нежели в Новом Завете.

Однако жанр продолжал развиваться и нам известно несколько апокрифических новозаветных апокалипсисов. Апокрифические апокалипсисы дошли до нас в переводах, а не в оригинале.

Прочие апокрифы:

  • Тайная Книга Иоанна
  • Хождение апостола Павла по мукам
  • Тайная Книга Иакова
  • Книга Фомы
  • Диалог Спасителя
  • Сон Богородицы и сказание о почитании 12-ти пятниц
  • Беседа трёх святителей
  • Сказание о подвигах Фёдора Тиринина
  • Сказание Афродитиана
  • Сказание о Макарии Римском
  • Сказание о двенадцати пятницах

Сегодня некоторые апокрифы не менее популярны, чем канонические книги. В любом случае, читать апокрифы — значить углубиться в околобиблейское творчество.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *