22 августа 2009 г.

Соловки: 10 скитов и пустыней

1620   Скит с пустынножительным Афонским уставом основан преподобным Елеазаром Анзерским на берегу морской губы на месте старинных монастырских солеварен, по благословению преподобного игумена Иринарха, испросившего разрешение государя Михаила Феодоровича и Патриарха Филарета. Место размещения скита было выбрано самим игуменом Иринархом не случайно: однажды монастырские трудники, ловившие рыбу, увидели здесь знамение — «столп огнен, до небес восходящ».

1621   Построена первая деревянная церковь в честь Живоначальной Троицы с приделом преподобного Михаила Малеина — небесного покровителя царя Михаила Феодоровича.

1628   Ко двору государя Михаила Феодоровича, не имевшего наследника мужского пола, был вызван преподобный Елеазар, по молитвам которого родился государь Алексей Михайлович (1629).

1635   В Свято-Троицком скиту принял монашеский постриг с именем Никон священник Никита Минов, будущий Патриарх всея Руси.

1633   Государь объявил Анзерский скит независимым от Соловецкого монастыря.

1655   В скиту воздвигнут первый каменный храм с тремя престолами: в честь Живоначальной Троицы, во имя преподобного Михаила Малеина и в честь иконы Пресвятой Богородицы «Знамение».

1656   Преподобный Елеазар Анзерский мирно отошел ко Господу и был похоронен за алтарем храма.

1702-1713   В скиту подвизался и стал скитоначальником преподобный Иов (в схиме Иисус) Анзерский.

1764   Свято-Троицкий скит окончательно приписан к Соловецкому монастырю.

1801-1803   Храм Живоначальной Троицы был обновлен, к нему пристроили каменный двухэтажный братский корпус.

1829-1837 Построены двухэтажный деревянный корпус для трудников и паломников, валунная баня и другие хозяйственные постройки. Несколько позднее над каналом была возведена деревянная часовня в честь иконы Пресвятой Богородицы «Знамение».

1880-1884   По проекту архангелогородского архитектора Введенского производилась последняя перестройка Свято-Троицкого храма, могила преподобного Елеазара Анзерского оказалась внутри храма у алтаря.

1924   После закрытия Соловецкой обители на Анзере было организовано IV отделение Соловецкого лагеря особого назначения. Троицкий скит стал административным центром Анзерского отделения. Здесь содержались политзаключенные, женщины с грудными детьми, православное и католическое духовенство.

1929-1931   В келейном корпусе скита находились в заключении инокини разных монастырей.

1939   Соловецкая тюрьма ОГПУ упразднена, скит был заброшен.

2001   После возобновления обители в Свято-Троицком скиту стали совершаться регулярные богослужения.

2007-2009   В скиту ведутся противоаварийные и реставрационные работы.

2009   Воссоздана часовня в честь иконы Пресвятой Богородицы «Знамение» над каналом.

Савватиевский скит (Савватьево) расположен на севере Большого Соловецкого острова, на берегу Савватиевского озера (оз. Долгое), в 13 км от Соловецкого монастыря.

Савватиевский скит — это колыбель соловецкого монашества. Именно здесь впервые на Соловках молитва смиренного инока была вознесена к Богу. Именно здесь было положено начало традициям соловецкого монашества, протянувшимся непрерывной нитью через шесть столетий вплоть до нашего времени.

Крест белокаменный келейный
преподобного Савватия.
Начало XV века.
Хранится в Соловецком монастыре.

История Савватиевского скита начинается с прихода на Соловки первых иноков – прп. Савватия и Германа. Случилось это почти шесть столетий назад, в 1429 году. Прп. Савватий был монахом Кирилло-Белозерского монастыря и долгое время подвизался в нем в то время, когда обителью управлял прп. Кирилл Белозерский. После его кончины прп. Савватий ушел на Валаам, а спустя некоторое время, «для смирения своего и дабы избежати славы человеческой, отшел и из сего монастыря в страну поморскую на Выг реку, где, обретя себе единомышленнаго авву Германа, удалился с ним от береговых жителей и водворился на необитаемом острове Соловецком» (Летописец Соловецкий. 1836 г.). Выйдя на берег Сосновой губы Большого Соловецкого острова, иноки водрузили поклонный крест и начали осматривать остров в поисках удобного для жизни места. Пройдя чуть более 1 км по ручью, втекающему в Сосновую губу, они вышли на берег большого озера, на берегу которого поставили себе кельи и прожили в полном уединении шесть лет. Так было положено основание Соловецкого монастыря, ибо, по слову Киевского летописца, те обители, что заложены на фундаменте молитвы и слез монашеского подвига, стоят вечно.

Спустя шесть лет прп. Герман отлучился на материк, чтобы пополнить оскудевшие запасы. Прп. же Савватий, откровением Божиим предуведомленный о скорой своей кончине, переехал с острова через море на небольшом карбасе к реке Выгу и, приобщась Христовых таин от случившегося там игумена Нафанаила, пошел к устью Выга в деревню Сороку, где мирно преставился ко Господу и погребен был при стоявшей там часовне тем же игуменом Нафанаилом и новгородским купцом Иоанном 27 сентября 1435 года. В этот день, по Месяцеслову, празднуется его память.

Долгое время после кончины прп. Савватия в пустыни сохранялась пустынническая келья прп. Савватия и Германа. На ее месте в какой-то момент была поставлена деревянная часовня, обозначенная уже на ранних монастырских картах. На том месте, где стояла часовня, сейчас стоит поклонный крест. В то время пустынь служила для молитвенного уединения монастырских отшельников.

В середине XIX-го века, одновременно с устройством скита на Секирной горе, был организован и Савватиевский скит. Все сохранившиеся постройки скита поздние, XIX-го века. Первой была поставлена каменная церковь в честь иконы Божией матери «Смоленской». Храм построен в 1857-60 гг. при архимандрите Порфирии по проекту архангельского архитектора Шихларева в память об успешной обороне Соловецкого монастыря от английских кораблей. Это небольшое кирпичное здание с полукруглой алтарной апсидой, украшенное арочными окнами и карнизом с сухариками. Церковь имеет сомкнутый свод, покрытый четырехскатной кровлей, на которой стоит круглый световой барабан со шлемовидной главой. К храму примыкают небольшой притвор и кирпичная колокольня, имеющая шатровое завершение, а к западу от колокольни протянулся двухэтажный кирпичный корпус с крыльцом на северном фасаде, построенный в 1886-1890 гг. каменщиками из Великого Устюга. Он имеет коридорную планировку, обычную для келейных корпусов Соловецкого монастыря, построенных в XIX веке. В западной части здания имеются подклеты с кирпичными сводами.

К западу от келейного корпуса, на берегу протоки, стоит еще одна кирпичная постройка, возведенная в советское время. Сейчас здесь находится келья для братий, проживающих в Савватиевском скиту.

Напротив кирпичного корпуса, предназначенного для многочисленных трудников, занятых в летнее время на сенокосах и огородах, до недавнего времени стояли два двухэтажных деревянных дома, в которых проживали в течение всего года иноки скита. Сохранилась лишь полуразрушенная западная постройка, а восточный корпус в 1967 году был перевезен в поселок. Напротив, через дорогу, стоит валунное основание конюшни, а к югу, на берегу канала, соединяющего Долгое озеро с морем, стоит типичная для Соловков валунная баня под двухскатной железной кровлей.

С упразднением Соловецкого монастыря в 1920 году прекратили существование все его скиты. В июне 1923 года на острова были привезены первые партии заключенных Соловецких лагерей особого назначения. Савватьево стало первым и самым многочисленным «политскитом» на Соловках. Здесь содержалось около 250 «политиков» — членов социалистических партий анархистов, правых и левых эсеров, меньшевиков, бундовцев. Социалисты категорически отказывались соблюдать установленные в лагере режимные требования. Поздним вечером 19 декабря 1923 года они, не выполнив приказа охраны о прекращении прогулки, продолжали гулять по территории скита. Охрана применила оружие, в результате было убито 6 и тяжело ранено 3 заключенных. После этого инцидента политические заключенные стали требовать перевода их на материк, за рубежом появились публикации об ужасах соловецких лагерей.

Свято-Троицкий Анзерский скит Соловецкого монастыря

Не добившись желаемого результата, в конце 1924 года социалисты провели голодовку, длившуюся 15 дней. С целью прекращения конфликтной ситуации советское правительство приняло решение о вывозе всех социалистов с Соловецких островов. В июне 1925 г. они были отправлены сначала в Вологду, а затем в Верхнеуральский и Тобольский политизоляторы.

В середине 1920-х гг. Савватьево стало центром 2-го отделения Соловецкого лагеря, которое осуществляло основной объем лесозаготовок. Участки по заготовке леса считались самым гиблым местом в лагере. Усиленная вырубка экспортного леса началась на Соловках с 1926 г. За зиму на лесоповале погибала четверть работавших там заключенных, а выжившие заключенные покидали лесные командировки инвалидами и «доходягами» с правом на медленную и мучительную смерть. Зимой 1926 г., в связи с началом массовой заготовки экспортного леса, был издан приказ, дающий право начальникам лесозаготовок расстреливать на месте без суда отказников. В 1930 г. лесозаготовки на Соловках были прекращены из-за эпидемии тифа и перехода лагеря на эксплуатацию более выгодных лесных массивов на материке. После этого в Савватьево действовал один из лагерных сельхозов, в котором, в основном, работали заключенные женщины.

В начале 1937 г. 8-е Соловецкое специальное отделение Беломорско-Балтийского комбината было реорганизовано в Соловецкую тюрьму особого назначения (СТОН), одно из подразделений которой находилось в Савватьево. В Соловецкой тюрьме содержались «социально-опасные» преступники, а также заключенные материковых лагерей, нарушавшие лагерный режим и трудовую дисциплину, совершавшие побеги. Для заключенных тюрьмы были установлены особо строгие условия содержания. В дверях их камер появились глазки и «кормушки», в окнах – решетки. Возле тюремных корпусов, на первом этаже которых окна были забиты глухими щитами, были устроены дворики для прогулок. В тюремных камерах днем разрешалось только сидеть на кроватях, не опираясь на стену. За малейшее нарушение тюремного режима следовал карцер до пяти суток или лишение прогулки до 10 дней.

В декабре 1939 года Соловецкая тюрьма была упразднена. По ходатайству Наркомата Военно-Морского флота территория Соловецких островов, постройки и подсобное хозяйство лагеря были переданы Северному флоту.

Во время Великой Отечественной войны, в 1942-1945 гг., на Соловках действовала Школа юнг, являвшаяся подразделением Учебного отряда Северного Флота. Сотни мальчиков в возрасте 15-16 лет прибыли со всей страны на Соловецкие острова по путевкам комсомола, чтобы получить морскую специальность. Соловецкая Школа юнг состояла из 2-х батальонов. 1-й батальон дислоцировался в Савватьево и готовил радистов, рулевых и боцманов. 2-й батальон находился в Кремле, и там готовили мотористов и электриков. Продолжительность обучения в Школе юнг составляла 12 месяцев. Кроме занятий по военным специальностям, в учебную программу входили общеобразовательные дисциплины. На Соловках не хватало жилья. Перед подростками встала трудная задача самим строить жилье, баню, пекарню, клуб. Для этого был выделен район Савватьево. В бывшем келейном корпусе скита находились учебные классы и помещения для командного и преподавательского состава. На территории скита стояли баня, столовая, клуб и другие хозяйственные постройки. Жили юнги в землянках, построенных своими руками (всего 30 землянок). В одной землянке находилось 50 человек. Землянки располагались вдоль дороги от Савватьево к Исаково.

После окончания Школы юнги направлялись на фронт. За годы существования на Соловках Школа юнг подготовила для Военно-морского флота 4111 военных специалистов. Треть из них отдали свои жизни в сражениях Великой Отечественной войны. Среди выпускников Соловецкой школы юнг был юнга первого призыва Валентин Пиккуль, впоследствии ставший знаменитым писателем; Борис Штоколов, ставший известным оперным певцом, народным артистом СССР, солистом Ленинградского театра оперы и балета; будущие журналисты, писатели, актеры.

В настоящее время советы юнг-ветеранов действуют в Москве, Петербурге, Екатеринбурге, Киеве, Мурманске, Архангельске, других городах России и стран СНГ. В 1972 г. на Соловках прошел первый слет юнг-ветеранов, на который собрались 140 бывших «юнгашей». Встречи соловецких юнг на Соловецких островах стали традиционными. В 2002 г. в Савватьево праздновалось 60-летие организации Соловецкой Школы юнг, на которое собралось более 300 юнг-ветеранов со всей страны.

В послевоенные годы вокруг Савватьево поддерживались сенокосы, в зданиях скита жили наемные рабочие Учебного отряда Северного флота. В 70-е — 80-е годы ХХ века различные архангельские организации несколько раз безуспешно пытались приспособить скит для базы отдыха. Эти попытки привели лишь к запустению и разрушению монастырских памятников.

Летом 1993 года в Савватьево возобновилась монашеская жизнь. Сразу же начались работы по консервации зданий, чтобы спасти их от атмосферных разрушений, начавшихся в 1981 году после пожара. Рядом с братским корпусом разбиты огороды и устроены теплицы, где выращиваются овощи для монастыря. Летом 2005 года в Савватиевском скиту начались реставрационно-восстановительные работы. Восстановлен храм в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия». Реставрация его интерьеров закончилась к 2012 году, и в августе 2012 года патриарх Кирилл совершил Великое освящение храма. В настоящее время ведутся восстановительные работы в кирпичном келейном корпусе.

В летнее время в работах по восстановлению скита и поддержанию его жизнедеятельности принимают участие православные паломники, а также добровольные помощники. Уже много лет в скит организованно приезжают учащиеся московских школ. Люди, проживающие в Савватиевском скиту, живут по его распорядку. Они участвуют в богослужениях, выходят на послушания, а также имеют возможность и время для прогулки в лес или лодочной прогулки по озерной системе скита.

Желающим приехать в Савватиевский скит пожить, потрудиться во славу Божию, отдохнуть душой и набраться сил для дальнейшей христианской жизни, необходимо обязательно получить благословение на приезд от скитоначальника иеромонаха Иакова.

Контактная информация:
Телефон: +7 921 483 8583 (Олег)
Электронная почта: savatievo@yandex.ru

В связи с отсутствием в скиту мобильной связи со скитоначальником иеромонахом Иаковом можно связаться, отправив ему смс-сообщение по телефону: +7 911 560 7720

Соловецкие острова. Соловецкий Зосимо-Савватиевский Спасо-Преображенский монастырь. Троицкий скит.

Никитина Елена Васильевна: другие произведения.

Соловки: Макарьевская пустынь — биосад

Сервер "Заграница":

Географическое расположение островов (между 64градус57′ и 65градус12′ северной широты) обусловило появление собственного микроклимата: здесь цветут вишни, шиповник, растут кедры, клены, орешник, калина, рябина — всего более 500 видов растительности. Большая часть архипелага покрыта хвойными и лиственными лесами, отдельные участки представляют собой тундру и лесотундру. А еще есть биосад. Туда и направляюсь. Марш-бросок в Макарьевскую пустынь. Не заблудишься — указатели на каждом шагу. Когда-то это была селекционно-опытная станция монастыря. Сохранилось предание, что монахи выращивали не только помидоры, но и арбузы, апельсины… В грунте, под грядками, были проложены трубы из лиственницы, по которым подавалась горячая вода. Такая встроенная отопительная система. Благодаря ей южные растения не вымерзали. Сейчас остатки этой системы показывают экскурсантам. Останки системы. Не работает ничего уже. Не могут понять, как это работает. Секрет утерян. По ровной лиственничной аллее входим в биосад. Табличка. Деревья посажены в тридцатые годы. Воображение дорисовывает картину: вырубили древнюю аллею, но потом какой-нибудь чин облюбовал архимандритскую дачу и велел все восстановить. Хорошо бы восстановить и природоохранительную деятельность игумена Филиппа. Спасая медленно растущий приполярный лес, вопреки сиюминутной экономической целесообразности, он значительно ограничил порубку деревьев на островах для строительных нужд и для солеварения. Первое ответвление дорожки ведет к огромнейшей клумбе. Она поражает воображение. Цветы всевозможных форм и расцветок, высаженные ярусами. От клумбы тянутся грядки, на которых красуются цветы со всех частей света. Все цветут, благоухают. И это в Приполярье! Выхожу к двухэтажной архимандритской даче. "Приют спокойствия и уединения" — так называлась раньше эта дача, построенная в шестидесятые годы XIX века на территории бывшей Макарьевской пустыни, основанной архимандритом Макарием. Мне кажется, это самое уютное, светлое, заманчивое пристанище на Соловках, тем более что стоит оно на вершине небольшого холма, в окружении знаменитого "сада акклиматизации растений". Где-то здесь, среди зарослей, растет знаменитая морщинистая роза, подаренная монахам тибетскими ламами несколько веков назад. Еле нашла. Вглядываюсь в цветочек. Почти такой же, как обычный шиповник. Только лепестки побольше и поплотнее. Морщинок уже нет. Одичал, видимо, кустик. Рядом жимолость, боярышник, барбарис… Все в цвету. Красивое место. Но почему-то кажется, что раньше было еще красивее. Дом выглядит обжитым. Кто здесь сейчас отдыхает? Настоятель монастыря? Церковное верховенство? Новые русские, которые в состоянии заплатить за ночь в этом "супер-отеле", утопающем в аромате диковинных цветов? Пожить бы здесь… денек хотя бы… или просто зайти внутрь… Часовенка на пригорке. Полы и двери только что покрашены. Заглядываю внутрь.

Соловки Соловков, часть 3. Путь к Свято-Троицкому скиту

На дальней стене иконы, под ними свежие букеты необычайной красоты. Да, в такой часовенке помолиться — одно удовольствие. Аллея утыкается в дощатый настил. Дальше по нему. Чтобы туристы не вытаптывали лес, норвежцы соорудили этот деревянный тротуар (как и на Большом Заяцком), повторяющий все изгибы некогда существовавшей здесь тропинки. Идти по нему трудно: сплошные лестницы. А если бы я знала, что иду по этому настилу к выходу из биосада, а потом придется возвращаться… Поднимаю несколько шишек. В них семена елей и лиственниц. Посажу дома. Пусть вырастут как напоминание о Соловках. Бесцельно бродя по дорожкам, замечаю вдалеке теплицу. Обычный небольшой парник. Заглядываю внутрь. Женщина копошится между стеллажами с ящиками. Разговорились. Она агроном, работает здесь, живет на Соловках. Что выращивают, кроме цветов? Вот, например, арбуз. Действительно, длинная арбузная плеть с характерными амебообразными листиками, желтенькие цветочки и — арбузёнок, полосатенький, трогательный, размером не больше апельсина. Ну что ж, теперь можно с уверенностью сказать, что арбузы на Соловках и сейчас выращивают. Правда, пока как эксперимент. Будет ли когда-нибудь иначе? Весь путь назад думаю о талантливости и трудолюбии монахов. Такую красоту создать здесь, на острове! Восхищению моему нет предела. Воистину, если что делаешь во славу Господа, то и силы, и разумение появляются…

Связаться с программистом сайта

Продолжение

Счастье – это когда мы идем за Богом.
А несчастье – это когда Бог идет за нами.

Монах Симеон Афонский

Мы с друзьями давно планировали совершить паломничество в скит прп. Силуана Афонского, но оказалось, что добраться к нему без посторонней помощи не так-то просто, поэтому и решили поделиться с вами увиденным.
      Скит находится за селом Загребля Житомирской обл., в 12 км. от железнодорожной станции Чоповичи (Чеповичи), и расположен в живописной и загадочной местности, среди леса и вблизи реки Ирша. Примечательно, что он был основан по благословению Свято-Пантелеимонова монастыря (Святая Гора Афон), на месте почитаемого местными жителями целебного источника. К этому святому месту издавна стекались люди. Есть свидетельства об исцелении от тяжких болезней.
      А ныне скит святого Силуана связан со Святой Горой уже непосредственно, поскольку теперь относится к Киевскому подворью упомянутой афонской обители. Святые, видевшие землю очами духовными, говорят о ее связи с небом в виде одиноких световых столпов. Одно из таких мест, излучающее незримое сияние и есть Гора Афон.
      Призвав благодатную помощь Божию словами "Господи, благослови", начнем свой путь у ж/д ст. Святошино (метро "Святошино"), где электропоездом Киев-Коростень отправимся до ст. Чоповичи. Поезд будет следовать через Ирпень, Бородянку, Тетерев и Малин. По этому участку курсируют также пассажирские поезда в западном направлении (Львов, Ивано-Франковск, Ковель, Брест …), но они, к сожалению, на нужной нам станции не останавливаются. С собой в дорогу среди прочего мы взяли GPS-навигатор с фотокамерой. Поэтому некоторые фото можем предложить вам для обзора:-), а карта маршрута и трек здесь.

Через 2 часа 20 мин. на 133 км выходим на платформу ст. Чоповичи. Перед нами красивое здание вокзала, похожее на небольшой замок. Заходим внутрь и знакомимся с
     На привокзальной площади есть несколько продуктовых магазинов и автобусная остановка (открыть/скачать расписание), с которой отправляются маршрутки до центра пгт. Чоповичи, но если вы чувствуете себя в хорошей физической форме и сможете пройти пешком хотя бы 18 км. (обратно с центра поселка на вокзал можно уехать автобусом), то можете продолжить паломничество пешком (6 км. до центра поселка, и еще 6 км. до скита).
      Но все же если вы предпочитаете пешие походы, можете сойти на платформе "130 км". Так вы сэкономите 1,5 км (от пл. 130 км до центра пос. Чоповичи ~4,5 км, карта маршрута и трек здесь).
      Итак, продолжим наш путь от ст. Чоповичи.

От вокзала нам налево. Идем в том направлении откуда приехали. Позади нас остаются Привокзальная площадь,

а также водонапорная башня – достопримечательность села Пристанционное. Наш путь в Чоповичи займет около часа и пройдет вдоль асфальтовой дороги по которой редко ездит транспорт. Пройдя 300 метров дорога поворачивает направо и далее почти прямо ведет нас к самому поселку.
      Хождение богомольцев для поклонения ко святым местам известно с давних времен. Паломничество и ныне очень распространено среди православных людей. Кстати, слово «паломник» происходит от латинского «пальма». Помните, пальмовыми ветвями встречали Христа при входе в Иерусалим.

Примерно через 1,5 км входим в небольшой сосновый лес. А это таблички Барвинковского лесничества. Первым кто нам встретился по пути, был местный житель на мотоблоке с прицепом, предлагавший подвести до центра.

Это один из живописных полесских пейзажей. Утром стоит хорошая, ясная погода, еще не жарко. Издали виднеются серые кучевые облака.
      В былые времена паломники, следующие пешком читали молитву Иисусову: "Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешнаго" (помните "Откровенные рассказы странника …"), а по-гречески она звучит так: "Кирие Иису Христе, элейсон мэ" .

По пути мы встретили несколько автобусных остановок, а около часа хода от станции оказались у Т-образной развилки. Нам налево к центру. Дорога направо ведет к соседнему селу Мелени, а второй поворот по ней влево к двум монастырям: ставропигиальному женскому – Афонской иконы Божией Матери, и мужскому – Казанской Ее иконы, что в урочище Кипячее.
      Итак, на перекрестке поворачиваем налево, и через 70 м. минуем еще одну остановку, около которой в воскресные дни обычно собираются паломники, возвращающиеся из Кипячего. Наверное, близость стольких монастырей отражается на жителях здешних селений, которые являются незримо защищенными от всепроникающего разделения и злобы.

Пройдя примерно километр выходим к центру поселка. Мы уже на полпути к скиту. Магазин "Продукти" и напротив кафе "Полiсся" на центральной площади.

А прямо перед нами на площади стоит величавый деревянный Свято-Троицкий храм. В воскресный день обязательно зайдите в эту намоленную церковь. Старинные напевы сельского хора, благочестивая атмосфера, бесхитросное отношение к каждому и простота придадут вам сил в дальнейшем пути.
      Вспоминается как находясь под впечатлением умилительного пения хора мы долго не могли забыть мелодии удивительных древних псалмов, услышанных в этом храме по "Отче наш".

После окончании богослужения, собравшись, отправимся к с. Загребля. Маршрутный транспорт ныне по этому участку не ходит, поэтому рассчитывайте, что вам предстоит пройти еще как минимум 12 км. (туда и обратно), если, конечно, у вас нет договоренности и благословения остаться в скиту на послушание.
      Далее от храма нам по основной дороге направо и прямо, придерживаясь юго-восточного направления. Проходим мимо промышленных магазинов.

Это административное здание органов местной власти и почта. Оказывается пгт. Чоповичи был некогда районным центром. А название свое он получил от первого обладателя этих мест – Гната Чопа. Сохранилось завещание Давида Чопивского от 1524 г., который предписывал своему сыну верно служить короне, платить дань (бочку меда) Киево-Печерскому монастырю, а также построить в селе храм.

Через 600 метров от центральной площади будет развилка, мы идем левее вдоль главной дороги (поворот направо ведет к местным больнице и кладбищу). По пути мы проходим также село Барвинки, расположенное сразу же за поселком.

В с. Барвинки нельзя не заметить небольшой продуктовый магазин "Лiсовичок" в 2-х этажном жилом доме (до скита других магазинов по пути больше не будет). От него до моста-плотины (гребли) через р. Ирша осталось всего 750 метров.
      Кстати, через 60 и 130 метров за "Лiсовичком" есть повороты направо, ведущие к женскому монастырю большей частью через лес, но никуда поворачивать без GPS-навигатора мы вам не советуем. Нужно хорошо знать тропы. Идти вдоль реки также не желательно, поскольку там болотистая и довольно заросшая местность. Данный маршрут удобен при возвращении из Загребли, с тем чтобы посетить женскую и мужскую обители, что в урочище Кипячее по кротчайшему пути минуя Чоповичи (карта и трек здесь). Начало данного марштура по треку начинается у "Лiсовичка".

Хорошо идти молча и не спеша, да еще и в тени деревьев:-)

Подходим к гребле, которая вероятно здесь уже давно, поэтому хутор и получил название Загребля, поскольку расположен за ней.

Река Ирша. Вид с моста-гребли.

СОЛОВЕЦКИЙ ТРОИЦКИЙ СКИТ

Через 350 метров от моста входим в село и встречаем первый поворот налево, через 700 м. – второй, а через 800 м. должен быть и третий. Все они ведут к скиту. На последнем третьем обычно поворачивает транспорт (дорога более наезженная).
      Выбираем второй поворот, в нескольких метрах не доходя до остановки "Загребля" (маршрутный транспорт здесь уже не ходит) и стараемся выйти на основную проселочную дорогу. Село это небольшое и насчитывает около 100 жителей.

Мы вышли на самую длинную (~ 1,5 км.) улицу Набережную, которая пролегает вдоль Ирши. Для пешехода здесь уже не важно куда повернуть. Это двустороннее движение в селе:-) Идем по правой стороне вдоль леса, который встречает нас приятной прохладой.

Ссылки:

Карта и GPS-трек марштура "Ж/д ст. Чоповичи-Загребля (скит)"

Карта и GPS-трек марштура "Платформа 130 км — пгт. Чоповичи (центр)"

Карта и GPS-трек марштура "Барвинки-Кипячее"

Карта и GPS-трек марштура "Мелени-Кипячее"

Карта и GPS-трек марштура "Метро ‘Голосеевская’ — Голосеева пустынь — Источник — Спасо-Преображенская пустынь — Купальня — Китаева пустынь (Пещеры)"

GPS-треки пешеходных троп Святой Горы Афон

GPS-треки троп Святой Горы Афон (с переводом на русский язык)

Карта Афона для навигатора Garmin

Продолжение

Вверх страницы

    

1926: на склоне горы погост скита еще есть…

Соловецкий монастырь. Голгофо-Распятский скит образца 1964 г. Фото Анатолия Васильева.

"На склоне горы погост. Под бурыми крестами и плитами – схимники. На крестах череп и две кости. Предназначенный их жизни смысл! На кресте надпись: "На сем месте покоится смиренный раб божий, монах Даниил. В мире именовался Дионисий. Скончался в 1887 года сентября 3 дня от роду 65 лет. Блаженный старец подвизался во святой обители 44 года. Был примером смирения всему братству. Перенес он тяжкие искушения по зависти врага рода человеческого, безропотно с помощью Божией все побеждал, по высоте же смирения достиг благодати свыше – дара прозорливости, которую познавали, как братия, а также и приходящие богомольцы; после всех искушений в земном странствовании отец Даниил в вере, надежде, любви отошел с миром ко Господу". Так вещают буквы старческой витиеватой дрожью славянского письма, а рядом крохотный холмик, на холмике венок с черными лентами, и на холмике нет креста.

Унылая девушка с коричневыми кругами у выцветших глаз бросила букет бирюзовых незабудок. Зачем? Она сама не знает. Ей отпущена порция лирики, и на изливает ее, как умеет. Ей сегодня хочется быть "опечаленной невестой". И, если нет щепотки кокаину, чтобы посолить свою пресную душу, она польет ее каплями истерических слез." (Цвибельфиш. На острове на Анзере. Журнал "Соловецкие острова", №7, 07.1926. С.3-9).

Первый храм на Голгофе

В Анзере бьют в колокол поверку. Высока гора Голгофская. Из старых зеленых кряж высится чинный храм.

Троицкий скит Соловецкого монастыря

Ленивы линии каменных стен. Камни крепко к земле ластятся. Нет исканья, нет напряженности, нет пафоса борьбы, романтики суеверного сомнения, а деловая сыть успокоенья, достижения и блаженства.

У вершины горы, поодаль от этого храма – церковка. Вот, что говорит монастырская летопись об этой церкви:"Сей святый храм построен еще первым основателем этого Распятского скита – преподобным иеросхимонахом Иисусом в 1714 году во имя распятия Господа нашего Иисуса Христа и поставлен был на горе, на место коего поставлен там каменный в 1833 году при архимандрите Досифее, а сей перенесен сюда в то время и освящен во имя Воскресенья Христова в 1856 году". В иконах анзерских видел лик преподобного Иисуса. Это благодушный старец… Нет, другие лица опестряют ныне Голгофские стены. Они, эти желтые, испитые, болезненные лица – яркий упрек благочестию святых. С Голгофской горы видать весь остров Анзерский. Видать море и синий туман материкового бора, видать блеск бесчисленных озер, и взор тонет в Колгуевском мысе. (Цвибельфиш. На острове на Анзере. Журнал "Соловецкие острова", №7, 07.1926. С.3-9).

Голгофо-Распятский скит в XX веке

В 1923 году коммунисты разгромили монастырь и организовали Соловецкий лагерь особого назначения, так называемая "больница" которого размещалась в Голгофо-Распятском. Заключенных в "больнице", по выражению А.Солженицына, "лечили смертью". 7.02.1929 года здесь скончался от тифа священномученик Петр (Зверев), архиепископ Воронежский и Задонский. Здесь же размещался и один из самых страшных женских бараков.

Все строения скита были разрушены, а сам скит пребывал в запустении даже тогда, когда постройками стал ведать Соловецкий музей-заповедник (1967). Реставрационные работы там не велись.

Первое после возобновления монастыря (1994) богослужение провел архимандрит Иосиф в день явления Пресвятой Богородицы преподобному Иову. У подножия горы Голгофы был установлен Поклонный Крест в память о всех иерархах, пострадавших в концлагере (03.07.1994). Было установлено место захоронения священномученика Петра (Зверева) и найдены групповые захоронения периода Соловецкого лагеря (1999). На месте погребений были поставлены могильные кресты. Мощи свм. Петра (Зверева) были перенесены в Соловецкую обитель и находятся в церкви святителя Филиппа (Колычева). На месте погребения свм. Петра (Зверева) поставлена часовня.

Своим указом святейший Патриарх благословил возобновление в Голгофо-Распятском скиту иноческой жизни (14.03.2000) и назначил главой иеромонаха Евлогия (Стручалина). Храм Воскресения Христова частично восстановили (2000). В настоящее время мощи преподобного Иова Анзерского покоятся в храме Воскресения Христова под спудом в левом (северном) приделе. Восстанавливается и церковь Распятия Господня на Голгофе (начато в 2001).

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *