Комплексная наука, изучающая происхождение человека, этапы исторического развития, расовые особенности, его материальное и духовное наследие называется антропологией. Термин антропология впервые был введен в науку Аристотелем.

Основной раздел антропологии – антропогенез, который изучает происхождение человека, этапы исторического развития и его расовые особенности.

Гипотезы о происхождении человека

К. Линней поместил человека в отряд приматов, который был выделен в класс Млекопитающих.

Ж.Б. Ламарк высказал гипотезу о естественном происхождении человека от древних обезьян.

Ч. Дарвин в труде «Происхождение человека» 1871 г. пришел к выводу, что человек и человекообразные обезьяны имеют общих далеких предков.

Положение человека в системе животного мира

Царство животных, Тип хордовые (в эмбриогенезе формируется хорда, нервная трубка на спинной стороне, замкнутая кровеносная система, двусторонняя симметрия тела). Подтип позвоночные (черепные) – наличие черепа и позвоночника, пять отделов головного мозга, сердце на спинной стороне тела, скелет свободных парных конечностей.

Класс млекопитающие – живорождение, вскармливание потомства молоком, пять отделов позвоночника, наличие млечных, сальных и потовых желез, диафрагма, четырехкамерное сердце, постоянная температура тела, волосяной покров.

Подкласс плацентарные – вынашивание плода в теле матери, питание плода через плаценту. Отряд приматы – большой палец противопоставлен остальным пальцам руки, хорошо развитые ключицы, замена молочных зубов на постоянные.

Подотряд человекообразные обезьяны – развитие лобных долей головного мозга, большое количество извилины коры больших полушарий, наличие аппендикса, исчезновение хвостового отдела позвоночника, мимическая мускулатура, сходные резус-факторы, беременность 9 месяцев, 4 группы крови, сходные заболевания.

Семейство Люди, Род Человек, Вид Человек разумный.

Обще признаки человека и животных. Рудименты – это органы, которые в процессе эволюции утратили свое первоначальное значение. Всего 90 рудиментов имеется в организме человека: копчиковые позвонки, слабо развитой волосяной покров на теле; мышцы, двигающие ушные раковины; зубы мудрости; аппендикс; третье веко. Атавизмы – появление признаков, свойственных далеким предкам. Это признаки, которые закладывались в эмбриональном развитии, но не исчезли, а остались на всю жизнь в генотипе человека: многососковость; волосяной покров; хвостатость.

Сходные признаки в развитии зародышей человека и животных. Человек начинает развитие с оплодотворенной яйцеклетки – зиготы. На этой стадии она похожа на простейших. Далее она превращается в однослойную многоклеточную бластулу, напоминающая вольвокс. Бластула переходит в двухслойную гаструлу, которая имеет сходство с кишечнополостными. На ранних этапах развития у зародыша человека имеются признаки низших позвоночных: хрящевой скелет – хорда; жаберные дуги; симметричное отхождение сосудов от сердца; гладкая поверхность мозга.

Сходные признаки человека и человекообразных обезьян. В строении и поведении: изменение настроения, забота о потомстве, развитая центральная нервная система и память, формирование условных и безусловных рефлексов. Наблюдается сходство в органах чувств, строении кожи, группы крови, общие болезни и паразиты. Человекообразные обезьяны не имеют хвоста, на пальцах имеются широкие плоские ногти.

Различия между человеком и человекообразными обезьянами. Только человеку свойственно прямохождение. Позвоночник человека S-образно изогнут, стопа имеет свод, что смягчает сотрясение при ходьбе и беге. При вертикальном положении туловища таз человека низкий и широкий, прочно сочленен с крестцом. В строении кисти большой палец руки человека хорошо развит, противопоставлен остальным и очень подвижен. Благодаря такому строению кисти рука способна к разнообразным и тонким движениям. Различия наблюдаются в строении черепа и мозга. Череп человека не имеет сплошных надбровных дуг, мозговая часть преобладает над лицевой, лоб высокий, челюсти слабые, клыки маленькие, на нижней челюсти имеется подбородочный выступ. Развитие этого выступа связано с речью. У обезьян, наоборот, сильно развита лицевая часть, особенно челюсти. Мозг человека в 2-2,5 раза больше мозга человекообразных обезьян. Теменные, височные и лобные доли, в которых расположены важнейшие центры психических функций и речи, у человека сильно развиты.

Образование в РГГУ Общеуниверситетские учебно-научные и научные центры Учебно-научный центр социальной антропологии Об антропологии и этнологии

Об антропологии и этнологии

Антропологи и этнологи исследуют многообразие форм социальной жизни и культурного опыта человека с учетом его биологической природы. Их интересы охватывают широкий диапазон явлений. Это, к примеру, этнический состав населения России и мира, происхождение народов и их история, народная культура, традиции и обычаи, религиозные культы и практики, межнациональные отношения и конфликты и многое другое.

В основе профессии этнолога и антрополога лежит экспедиционное, полевое исследование: непосредственное изучение жизни конкретного сообщества или этнической группы, которое именуется у антропологов включенным наблюдением. Собранный в поле материал обобщается и публикуется в научных и популярных изданиях. Распространен метод визуальной антропологии, из которой рождается этнографическое кино. Этнологи создают коллективные портреты отдельных культур и обществ. Они обладают знанием облика разных народов и их традиций и обычаев. Они изучают материальную и духовную культуру, и эти знания используются на практике: от моды и диеты до миротворчества и дипломатии. Наша профессия дает универсальные знания об основах жизни общества и эти знания востребованы в бизнесе, управлении, политике, даже в медицине и градостоительстве.

Работа антрополога и этнолога увлекательна и интеллектуальна. Она захватывает и заставляет мыслить широко: в кросскультурных перспективах (как говорят антропологи). Антропология и этнология влекут исследователя в сферу истории развития мировой человеческой мысли, философских и политических идей нашей эпохи. Ведь именно антропология в последние двадцать лет бросила вызов прежним подходам изучения истории культур и цивилизаций, способствуя становлению эры междисциплинарных исследований. Специализация в области антропологии и этнологии дает много возможностей для индивидуального выбора жизненной карьеры и при этом она связана с потребностями времени и общества.

Что изучают будущие антропологи и этнологи

Обязательные курсы:

  • Физическая антропология
  • Эволюция человека
  • Биологические основы социального поведения (Этология человека)
  • Этнокультурный состав мира
  • Эволюция общества (Эволюция социальных институтов)
  • Введение в археологию
  • Обзор мировой доистории
  • Всеобщая история
  • Основы теории социальной антропологии
  • Социальная антропология регионов мира
  • История социальной антропологии
  • Методы полевой работы антрополога
  • Я и общество (Личность и культура или Историко-психологическая антропология)
  • Антропологические подходы к политической экономии (Экономическая антропология)
  • Нормативные системы (Юридическая антропология)
  • Человек и власть (Политическая антропология)
  • Антропология религий
  • Антропологические музеи и выставки
  • Прикладная антропология
  • Этнополитический конфликт

Курсы по выбору и факультативные курсы:

  • Как научится понимать фольклор и жизнь народа (Антропология устного творчества)
  • Мужчины и женщины, взрослые и дети: установки культуры и реальная практика (Антропология пола и возраста)
  • Дети и культура (Антропология детства)
  • Пища, культура и общество (Антропология пищи и питания)
  • Антропологические фильмы и фотографии (Визуальная антропология)
  • Миф, символ, ритуал
  • Антропологические аспекты юмора
  • Культура, жизненный опыт и мораль (Антропология этики)
  • Культура, болезнь и лечение (Медицинская антропология)
  • Человек, культуры и экологические ниши (Антропогеография)

Образовательная программа бакалавриата по антропологии и этнологии обеспечивает высокий уровень владения английским языком как инструментом профессиональной деятельности. Кроме того, даются основы латинского языка. Предусмотрено также изучение второго языка (европейского или восточного). При региональной специализации студенты изучают язык одного из народов избранного региона мира.

В Учебно-научном центре работают высококвалифицированные преподаватели, профессора и доценты. Для чтения лекций и проведения семинаров приглашаются ученые из различных научно-исследовательских институтов РАН — Института этнологии и антропологии, Института востоковедения, Института Дальнего Востока, Института Африки, Института информации общественных наук и др. Привлекаются также иностранные специалисты.

Этнографические карты — один из главных инструментов обучения

В период обучения студенты проходят практики: в музеях и научно-исследовательских учреждениях Москвы и С-Петербурга, а также в полевых условиях среди разных народов России.

В 2002-2013 гг. студенты выезжали на практику в Забайкальский край, Калужскую, область, Республику Алтай, Одесскую область Украины, Хабаровский Край, Карелию, Республику Коми, Бурятию, Пермский край, Смоленскую область, Удмуртию, Краснодарский край, Калининградскую область, Забайкальский край. В настоящее время многие студенты участвует в крупных научно-исследовательских целевых проектах, разрабатываемых учеными Учебно-научного центра социальной антропологии РГГУ и Института этнологии и антропологии РАН в рамках Федеральной программы «Инновационные кадры России». Эти проекты, в частности, предполагают исследования в малых и крупных городах России.

При хороших учебных показателях студентам оказывается содействие в организации стажировок за границей, а также в получении грантов и иных субсидий для индивидуальной или групповой полевой работы. Студенты принимают активное участие в различных академических и вузовских научных конференциях, для них также специально организуются научные летние школы в России и за рубежом.

ВЫПУСКНИКИ УНЦСА РГГУ имеют широкие возможности трудоустройства: от НИИ, вузов (России и зарубежья), этнографических, художественных, исторических, краеведческих и иных музеев до органов государственного управления, а также коммерческих и рекламных структур.

Адрес: Миусская пл. д.6, корп. 2, комн. 516, 517
Тел.: (499)250-61-02, (499)973-40-94

Антропологи и этнологи готовятся во многих станах мира, без них невозможно эффективное управление, обеспечение стабильности, предотвращение напряженности и конфликтов, межнационального мира и согласия в странах со сложным этническим и религиозным составом населения. Во всех ведущих университетах Европы, США, Индии, Китая, Латинской Америки и других районов мира ведется подготовка бакалавров по антропологии и этнологии (в США бакалавров по антропологии готовят 482 высших учебных заведения, в Великобритании — 32). Многие студенты из России имеют возможность продолжить образование по антропологии и этнологии в этих университетах.

Список антропологических центров Европы с сайта Европейской ассоциации социальных антропологов содержит 55 наименований https://www.univie.ac.at/IKSA/EASA/instw.php

В Ассоциации американских антропологов зарегистрировано около 11 тыс. специалистов. Все они находят себе применение, работая повсюду: от государственных структур до банков и рекламных агентств, от университетов до общественных организаций.

28 июня в питерском книжном магазине «Порядок слов» на набережной Фонтанки, 15, состоялась презентация русского перевода книги Томаса Эриксена «Что такое антропология?» (М., Издательство Вышей школы экономики, 2014; пер. А. Карасевой под науч. ред. Ж. Корминой). Как явствует из названия, это введение в антропологию, позволяющее широкому кругу любопытствующих читателей и, в первую очередь, студентов, начинающих знакомство с этой наукой, составить о ней первое представление. Книга поделена на две части: «Начала» рассказывают о ключевых понятиях антропологии, специфике полевой работы и основных теориях, «Основы» дают навигацию по ее основным темам и проблемам (реципрокность, родство, природа, мышление, идентичность). Как заметил один из выступавших на презентации, декан факультета антропологии ЕУСПб Михаил Лурье, книжка устроена как катехизис, поскольку дает ответы на базовые вопросы относительно специфики антропологического знания. И, если пойти по пути, предлагаемому этой метафорой, книга Эриксена может служить отличным подспорьем для антропологической катехизации и последующего обращения – или в обратном порядке, так тоже бывает.

Автор книги, норвежский антрополог Томас Хюлланд Эриксен известен в академическом мире и за его пределами как специалист в области антропологии этничности и мультикультурализма, а кроме того, как замечательный популяризатор антропологического знания. Он с явным удовольствием и азартом предается очень трудному делу – систематическому изложению основных истин и сомнений своей дисциплины. Книга основана на курсе лекций, которые он читает бакалаврам-антропологам в университете Осло. Надо сказать, что Эриксен с большим энтузиазмом откликнулся на предложение перевести его книгу на русский, быстро написал предисловие к русскому изданию, и согласился приехать в Петербург, так что мы ждем его здесь в конце осени.

На презентацию пришло много людей, маленький зал с трудом вмещал желающих, так что порой надуманными казались сетования выступавших на непопулярность антропологии в России. Во время обсуждения книги шла речь об «особом пути» и несчастливой судьбе российской антропологической науки (С.Н. Абашин). Н.Б. Вахтин отмечал, что в Российской империи конца XIX века складывалась антропологическая наука ровно по тем же причинам, что в империи Британской: здесь также потребность метрополии в знании о «чужом» для рационального управления встретилась с демократическим интересом образованных к народу и народам. Владимир Богораз был коллегой и прямым учеником «папаши Боаса», которого Эриксен включает в число четырех «отцов-основателей» антропологии, наряду с Малиновским, Моссом и Рэдклифф-Брауном. Советской же империи антропология по разным причинам была не нужна.

Вопрос о том, что такое антропология в современном российском, а, может быть, и шире – русскоязычном – контексте вовсе не праздный. Как отмечали выступавшие, даже профессора в рамках одного факультета антропологии вряд ли пришли бы к единому мнению о границах этой дисциплины. Институционально в России она до сих пор не оформлена, то есть нельзя получить степень по антропологии, вместо этого специалисты, идентифицирующие себя как антропологи, обычно становятся кандидатами/докторами исторических наук, реже – филологических, социологических или культурологии (которую, если верить Эриксену, злые языки называют «антропологией без боли»). И места, где учат антропологии в России, можно пересчитать по пальцам (приятно отметить, что такое место появилось вне столичных центров – в Томске недавно открылась международная лаборатория социально-антропологических исследований при поддержке мегагранта). Правда, курсы по антропологии читаются на многих факультетах (в Высшей школе экономики, например, – на историческом и социологическим).

Хорошей (хотя и печальной) иллюстрацией скудости антропологического книжного ассортимента может служить случайный эксперимент: пытаясь отыскать в этом хорошем книжном магазине интеллектуальной литературы «группу поддержки» для новой книжки, мы с устроителями сумели выудить лишь два безусловно подходящих тома – известный сборник «Этнические группы и социальные границы» под редакцией еще одного норвежского антрополога Ф. Барта (2006) и «Секс и вытеснение в обществе дикарей» Малиновского (2011). Да нужно ли переводить академическую литературу с английского на русский? Труд большой, а рынок у этого продукта очевидно узкий. Может быть, следует ожидать от студентов достаточного знания ангийского и сделать лингвистические компетенции пропуском в высшее образование? По этому поводу существуют разные мнения, но многие коллеги все же считают важным сохранение русского в качестве академического языка. В своей собственной преподавательской практике мне приходится ориентироваться на англоязычные учебники по антропологии, но я очень рада, что существует русский перевод введения в антропологию Клайда Клакхона «Зеркало для человека» (1998) под редакцией А.А. Панченко. Наш первый семинар в курсе введения в антропологию мы со студентами начинаем с обсуждения главы «Странные обычаи» из этой книги, написанной еще в начале 1950-х годов.

Перевод, как справедливо написано в соответствующем разделе книги Эриксена, совсем непростое дело, поскольку порой в языке перевода и в социальной реальности, частью которой он является, попросту нет того слова и явления, о котором говорится на языке оригинала. Любопытная проблема возникла при «переводе» иллюстрации на обложке книги. На обложке англоязычного оригинала помещена фотография полуобнаженного чернокожего туземца, снимающего что-то не видимое нам фотоаппаратом с очевидно мощной оптикой. Его снимают – но и он снимает: рефлексивность, постколониальная критика, мультикультурализм – такова смысловая рамка этого изображения. Строгий дизайн серии переводных учебников Высшей школы экономики был несовместим с этой красотой, так что художник издательства предложил поместить на обложку всем известного витрувианского человека Леонардо да Винчи. Такая картинка совершенно противоречила бы идеологии книги, рассказывающей о разнообразии и причудливости мира, а не о его унификации и гармоничности. В общем, идея показалась нам неудачной, и после долгих поисков и раздумий мы сошлись на другом, тоже хрестоматийном, изображении человека – так называемом мыслителе из Чернаводы (его еще называют неолитическим мыслителем). Так вместо слова «антропология» мы хотели проиллюстрировать знак вопроса в заглавии. Удачно ли вышло – судить читателям, и хочется верить, что у книги они будут, от любопытствующих до новообращенных.

Эта статья об антропологии ХХ и ХХI веков. Для более раннего развития см. Историю антропологии . Для использования в других целях, см Антропология (значения) .

Антропология

Антрополог с коренным американским народом

Антропология является научное исследование о людях , поведение человека и общества в прошлом и настоящем. Социальная антропология изучает модели поведения, а культурная антропология изучает культурное значение, включая нормы и ценности. Лингвистическая антропология изучает влияние языка на социальную жизнь. Биологическая или физическая антропология изучает биологическое развитие человека. Визуальная антропология , которая обычно считается частью социальной антропологии, может означать как этнографический фильм (где для изучения используются фотография, кино и новые медиа ), так и изучение «визуальных эффектов», включая искусство, визуальные образы и т. Д. кино и т. д. Oxford Bibliographies описывает визуальную антропологию как «антропологическое исследование визуального и визуальное изучение антропологического».

Археология , изучающая деятельность человека посредством исследования вещественных доказательств, считается отраслью антропологии в Соединенных Штатах и ​​Канаде, тогда как в Европе она рассматривается как отдельная дисциплина или сгруппированная в рамках других смежных дисциплин, таких как история.

АНТРОПОЛО́ГИЯ (от ан­тро­по… и …ло­гия), со­во­куп­ность дис­ци­п­лин, изу­чаю­щих че­ло­ве­ка, его фи­зич. и пси­хич. ор­га­ни­за­цию, со­ци­аль­ную дея­тель­ность и куль­ту­ру. Пер­вое упот­реб­ле­ние тер­ми­на при­над­ле­жит Ари­сто­те­лю. В пе­ри­од фор­ми­ро­ва­ния А. как нау­ки (18 – сер. 19 вв.) пре­об­ла­да­ло ши­ро­кое по­ни­ма­ние А. как уни­вер­саль­ной нау­ки о че­ловеке – его ес­теств. ис­то­рии, фи­зич. ор­га­ни­за­ции, пси­хо­ло­гии, куль­ту­ре, язы­ке. В это вре­мя поя­ви­лись пер­вые об­щие кон­цеп­ции при­ро­ды че­ло­ве­ка и че­ло­ве­че­ско­го об­ще­ст­ва, пред­вос­хи­щаю­щие тео­рии гео­гра­фич. де­тер­ми­низ­ма и эво­лю­цио­низ­ма. А. Р. Ж. Тюр­го сфор­му­лиро­вал идею по­сле­до­ват. сме­ны охот­ничь­ей, ско­то­вод­че­ской и зем­ле­дель­че­ской ста­дий раз­ви­тия че­ло­ве­че­ско­го об­ще­ст­ва; К. Линне­ем оп­ре­де­ле­но ме­сто че­ло­ве­ка в био­ло­гич. клас­си­фи­ка­ции. Сис­те­ма­ти­за­ции зна­ний о че­ло­ве­ке спо­соб­ст­во­ва­ли гу­ма­ни­тар­ные на­уч. от­кры­тия 1-й пол. 19 в.: раз­ви­тие срав­ни­тель­но-ис­то­ри­че­ско­го язы­ко­зна­ния, пе­рио­ди­за­ции в ар­хео­ло­гии и др. Боль­шое зна­че­ние для ста­нов­ле­ния зна­ний о древ­ней­шей че­ло­ве­че­ской ис­то­рии име­ли от­кры­тия в ар­хео­ло­гии пер­во­быт­но­сти. К сер. 19 в. в А. во­зоб­ла­дал эво­лю­цио­ни­ст­ский взгляд на че­ло­ве­ка, свя­зан­ный, в ча­ст­но­сти, с раз­ви­ти­ем изу­че­ния био­ло­гии че­ло­ве­ка и с воз­ник­но­ве­ни­ем си­ми­аль­ной тео­рии Ч. Дар­ви­на.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *