Антониево-Дымский мужской монастырь — одна из древнейших обителей Северной Руси. Основан он был в середине ХIII века великим подвижником и любимым учеником преподобного Варлаама Хутынского — Антонием. Он родился в 1206 году в Великом Новгороде. В 1225 году юноша оставляет родительский дом и удаляется в монастырь Спаса, что на Хутыни близ Новгорода. После кончины настоятеля — Варлаама Хутынского в 1243 году, Антоний был поставлен игуменом этого монастыря. Когда игумен Антоний убедился, что монастырь прочно утверждён, он решил удалиться из него и найти уединённое место для молитв в землях Новгородской республики. Таким местом стало Дымское озеро, окружённое дремучим лесом.

Дымское озеро было названо так из-за густых туманов-дымей, образующихся в этой местности, над озером. Здесь он поставил себе кущу (шалаш), а вскоре выкопал и пещеру для зимнего пребывания. Однако уже на следующий год срубил и келию на холме. Предания рассказывают, что преподобный Антоний посреди озера нашёл большой камень-валун. Верх камня едва выглядывал из-под воды. Когда воды поднимались — камень исчезал под ними, когда опускались — вновь показывался. Антоний приплывал на лодке к этому камню и подолгу молился один, стоя на камне посреди чистой глади вод, от которых, подобно ладану, поднималась утренняя озёрная дымка. Преподобный Антоний исполнил уникальный в Православной церкви подвиг столпничества на водах. Преподобного Антония называют предтечей чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери. Считается, что именно он вымолил благословение Божией Матери предопределив явление Её образа на берегах Тихвинки в 1323 году. Вскоре сюда стали приходить и другие ищущие уединения монахи. Здесь была образована обитель, официальное учреждение которой, произошло с пожалованной грамоты великого князя Александра Ярославича Невского, в связи с его чудесным исцелением ног по молитвам преподобного Антония. Когда собралась братия, построили двухэтажную деревянную церковь во имя преподобного Антония Великого. Спустя некоторое время «во общее упокоение братии» был построен другой храм, «тёплый с трапезою», в честь Рождества Иоанна Предтечи. По представлении святого Антония его мощи были погребены в созданной им церкви.

Удивительная судьба выпала Антониево-Дымскому монастырю! Четырежды он исчезал с лица земли — и четырежды возрождался. В первый раз это произошло в 1409 году во время похода темника Едигея на Русь. Татарские полчища добрались и до Антониево-Дымской обители. Её насельники успели скрыть обретённые в 1330 году мощи преподобного Антония в земле и опустить на дно озера всю церковную утварь, колокола и святыни. Но саму обитель татары сожгли. Позже монахи отстроили монастырь. Следующая трагедия датируется 1613 годом. Тогда шведские отряды Якоба Делагарди, раздосадованные своими неудачами в Тихвине, сполна отыгрались на незащищённой обители. От монастыря ничего не осталось. В 1626 году по повелению царя Михаила Фёдоровича «монастырь на Дымях» возобновили. В 1764 году обитель настигла новая беда. В ходе секуляризационной реформы её закрыли. В следующие тридцать лет соборный храм действовал в качестве приходского, а потом по ходатайству настоятеля Тихвинского Большого монастыря Дымская обитель была возрождена. Наконец, богоборческая революционная волна, накрывшая Россию в 1917 году не пощадила и Антониев монастырь. По рассказам местных жителей, «Для разгона монахов» пригнали броневик. В память о том событии обитель переименовали в населённый пункт «Красный броневик». В 1921 году в монастырских помещениях был расположен «Приют для калек и престарелых». Разгром монастыря совершила коммуна по производству кирпича, въехавшая на территорию монастыря в 1929 году. «Производство» заключалось в разборке монастырских строений.

Троицкий собор действовал до конца 1930-х годов в качестве приходского храма. После Великой Отечественной войны в сохранившемся келейном корпусе и паломнической гостинице была организована школа трактористов. Затем в уцелевших зданиях расположилась психиатрическая больница. Позднее остатки бывшего монастыря были переданы бокситогорскому комбинату «Глинозём», в бывшем монастырском странноприимном доме был размещён заводской санаторий-профилакторий. Главный монастырский собор использовался под склад. В 1956-1961 гг. он был окончательно разобран. К началу 1990-х гг. от комплекса монастыря сохранились: остов четырёхярусной колокольни, келейный двухэтажный корпус (1830), двухэтажный корпус странноприимного дома (1867) и здание церковно-приходского училища. Все эти постройки находились в удручающем состоянии. В 1997 году территорию и все оставшиеся постройки, находящиеся на тот период в аварийном состоянии, вернули Русской Православной Церкви. С этого времени монастырь постепенно стал восстанавливаться.

Журнал «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №225, 2017 г. и http://www.dymskij.ru

Воды этого озера считаются святыми – чудеса выздоровления происходят по молитвам Святого Преподобного Антония Дымского – основателя одного из древнейших русских монастырей. Обитель появилась здесь в 13 веке, несколько раз монастырь подвергался разрушениям и сегодня продолжает возрождаться.

Удалённый от города и даже от большой дороги – Антониево-Дымский мужской монастырь продолжает хранить традиции аскетичной жизни, заложенные ещё 8 столетий назад его основателем. Житие Преподобного Антония рассказывает о его пути от послушника до игумена сначала Хутынского монастыря, а затем о молитвенном подвиге здесь на озере Дымском, в месте уединения, которого он так искал.

Николай, Послушник Антониево-Дымского мужского монастыря:

«По воспоминанию 1791 года секунд-майора Челищева, который был в этих местах, он чётко описывает, что есть монастырь, есть озеро, на котором есть остров, и на этом острове, он пишет, по преданию и молился сам Преподобный».

По словам местных обитателей, по утрам озеро покрывается лёгким белым туманом, словно дымится – отсюда и его название. До места добирался, Антоний, предположительно, водным путём. Долгое время жил один, для смирения плоти носил на голове тяжёлую металлическую шапку. О подвиге Преподобного узнали другие монахи, стали приходить к нему – так здесь образовалась обитель.

Николай, послушник Антониево-Дымского мужского монастыря:

«Перед нашествием татар, а это было в 1409 году – монахи узнали это и всю утварь церковную монастырскую и даже шляпу Преподобного они бросили сюда вот в это озеро, часть, может быть, достали, часть не достали. Скорее всего, что там много чего хранится на дне этого озера. И с тех пор с того момента озеро стало называться святым, оно и сейчас оправдывает своё название».

В память о Святом подвижнике на берегу установлена часовня, а в воде – поклонный крест. Паломники приезжают сюда и с молитвой заходят в озеро, просят Преподобного о помощи, в основном в решении проблем со здоровьем. Из Петербурга и других мест люди приезжают целыми семьями на протяжении многих лет.

Вячеслав Поляков:

«Я был здесь в 75-ом, в 76 году, здесь не было дороги, здесь была разруха сплошная, теперь глаз радуется, когда видишь всё это».

Нина Сивова:

«И на самом деле вот это даже то удобство, очень благодарны организаторам, я не знаю вот даже как сказать – монахам или тем людям, которые здесь живут, за то обустройство. И вот за беспокойство, за заботу».

Разорённая в смутное время, набравшая силу в 18 веке, после революции монашеская обитель была закрыта, здесь устроили приют, а позднее предприятие по производству кирпича – методом разборки монастырских построек. Здесь кирпичи повсюду и сегодня, только теперь они ждут своей очереди быть вложенными в стены возрождающегося храма – на них, как на записках, паломники оставляют имена свои и родственников.

Игумен Адриан (Дементьев), игумен Антониево-Дымского мужского монастыря:

«Вот этот храм в честь Казанской иконы Божией Матери – нижний придел, он восстановлен по фотографиям, сделан проект, сохранилась только колокольня и вот вокруг всё это новое строение».

Монахи пришли сюда 20 лет назад. Восстанавливали место сначала, как скит Тихвинской обители, а с 2008 года, уже как самостоятельный монастырь. Три иконы: Богородицы «Казанской» и «Тихвинской» и Антония Дымского с Иоанном Крестителем – сохранили жители ближайшей деревни и вернули обратно, когда монастырь стал возрождаться. Но главная святыня всегда была здесь.

«Новейшая история, когда храм был разрушен – его начали строить, сначала здесь были археологи. И вот мы обнаружили эти мощи на этом месте (…) была комиссия, которая определила, что это действительно мощи основателя монастыря и потом нам благодетели сделали такую раку».

В молитвах и трудах круглый год – 10 монахов и 10 трудников выращивают овощи, занимаются производством яиц и молочных продуктов: сами для себя делают сметану, масло, йогурт и даже мороженое. Хозяйство небольшое: огород, фруктовый сад, несколько куриц и три коровы.

Иеромонах Макарий (Бондарчук), насельник Антониево-Дымского мужского монастыря:

«Я вырос в городе, вот но у меня были бабушки в деревнях, и я приезжал не лето к ним, вот и там как-то пересекался и с огородом чуть-чуть. И коровы у них были тоже и куры. Так что, для меня это не ново».

Работы здесь хватает. Больших затрат и времени требует восстановление храма – но к этому монахи относятся с должным смирением и отмечают, что главное у них уже есть – это место молитвы, подаренное братии уединившимся здесь когда-то Преподобным Антонием Дымским.

Юлия Миханова, Олег Подъячев, Екатерина Горбачёва, Александр Высоких и Андрей Клемешов, Первый канал. Санкт-Петербург.

Антониево-Дымский монастырь – одна из древнейших обителей Северной Руси. Основан монастырь в 1243 году великим подвижником преподобным Антонием Дымским – преемником и учеником преподобного Варлаама Хутынского. История монастыря насчитывает почти восемь веков, в течение которых были как периоды расцвета обители, так и периоды запустения и разрухи.

В 1919 году монастырь был закрыт, а затем полностью разрушен и разорен.

В начале 2000-х годов в обители стала собираться братия, налаживаться богослужебная и хозяйственная жизнь. Были вновь обретены святые мощи преподобного Антония Дымского и монастырь был утвержден Священным Синодом 8 октября 2008 года.

Игумен Адриан с братией обители

В обители возобновилась монастырская жизнь и активно развивается подсобное хозяйство: скотный двор, пасека, огород, теплицы, своя просфорня и пекарня. Восстанавливается Казанский соборный храм, ремонтируется братский корпус. На Дымском озере, на месте молитвенных подвигов преподобного Антония, в 2011 году была возведена часовня. В Казанском храме покоятся мощи преподобного Антония Дымского, ковчеги с частицами мощей древнехристианских подвижников, отцев Киево-Печерской Лавры и новомучеников Российских. В обители регулярно совершаются богослужения.

НОВОСТИ

Еще при жизни преподобного Антония, бывший тогда в Новгороде архиепископ Исайя благословил поставить в обители деревянную соборную церковь преподобного Антония Великого, в честь ангела первоначальника Дымской пустыни, с приделом в ней Покрова Пресвятой Богородицы и кельи для проживания монашествующих (между 1250 и 1273 годами). Когда эта церковь пришла в ветхое состояние, на ее месте был построен деревянный двухэтажный храм с приделами: внизу преподобного Антония Великого, а на втором этаже святителя Николая Чудотворца. После возведения первого храма, «во óбщее же оỳпокоéние брáтiи» была поставлена теплая церковь с трапезою во имя Рождества святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. А за полтора километра (одно поприще) от обители возникло монастырское кладбище.
В 1370 году, в дни правления князя Димитрия Иоанновича Донского, были впервые обретены нетленные мощи преподобного Антония Дымского. В 1409 году полчища татар Едыгея вторглись в новгородскую землю. Мощи были спрятаны под спуд. Татары, дойдя до Дымской обители, разграбили ее, а церкви и постройки сожгли.
Казанский храм начал строить в 1655 году при царе Алексее Михайловиче и патриархе Никоне монах Филарет. Это был первый каменный храм в Антониево-Дымском монастыре. Но тогда было возведено только каменное подцерковье, куда перенесли обретенные во второй раз мощи основателя монастыря — преподобного Антония Дымского. При устройстве гробницы под церковью стенки ее обложили тесаными плитами фиолетового известняка толщиной от трех с половиной до четырех сантиметров, а неиспользованные остатки были замурованы в нижних ярусах кладки западного входа в храм. Поверх деревянного гроба с мощами вровень с деревянным полом храма положили плиту черного гранита.
В силу неизвестных причин, скорее всего из-за недостатка средств, верха этой церкви были достроены в дереве. Казанский храм был закончен и освящен на память преподобного Антония Великого 17/30 января 1656 года.
Далее Казанский храм монастыря прошел несколько этапов своей строительной истории. В начале 1740-х годов началось строительство в камне первого этажа Казанского храма на уже существующем каменном же подцерковье. Затем строительство продолжилось в 1760-1761 годах, пока окончательно храм не был закончен отделкой и 24-25 февраля 1806 года при игумене Герасиме (Гайдукове) освящен во имя Св. Троицы (верхний главный храм). Мощи при этом оставались на прежнем месте под спудом даже тогда, когда он был окончательно разобран в конце 1950-х годов.
В рукописи тихвинского краеведа И.П. Мордвинова «Монастырь Антониев на Дымях» (1924) мы находим описание Казанского храма: «В центре монастыря стоит главный каменный собор, именуемый ныне Троицким, с находящеюся на нем колокольнею. Построен он в 1735–40 годах, по архитектуре тяжел, безвкусен, представляет собою вытянутый ящик с двумя низкими полукруглыми алтарями с восточной стороны. Колокольня приземиста и давит собою переднюю часть здания. Крыша четырехскатная, довольно высокая. Шейки глав устроены в виде четырехугольных призм, расписанных фальшивыми окнами. Всех глав пять, но расположены они неудачно и представляют собою подобие сплющенной купы; имеют вид довольно плоских луковиц, иногда окрашенных в синий цвет и разделенных позолоченными звездами
В нижнем этаже помещаются приделы Казанский и Антония Великого. Низкие тяжелые своды, арки и глубокие окна дают впечатление старины по крайней мере XVII века. В арке между приделами помещается надгробие Антония Дымского под балдахином. Около гробницы на особой тумбочке лежит железная шляпа с широкими полями и низкой тульей, по преданию принадлежавшая преподобному, но в старых описях она не упоминается, появилась не ранее XVIII века и принадлежала какому-нибудь аскетически настроенному монаху этого времени. В ризнице монастыря еще сохраняется шапка из плоского широкого железа с открытым верхом, который пересечен крестообразно двумя железными полосами. Ранее, в 80-х годах XIX века, шапка эта также находилась при надгробии. Кроме того, сохраняются вериги неизвестного подвижника, состоящие из полос толстого железа с железными же крестами-лямками.
Под надгробием сделано отверстие, из которого верующие берут на память белый песок, обычно добываемый в Дымском озере. Перед гробницею стоит старинный образ Антония Великого (XVIII века) новгородского письма.
В иконостасе Казанского придела замечателен старинный образ Казанской Божией Матери, чрезвычайно чтимый богомольцами.
В нижнем же этаже помещается монастырская ризница, в отношении достопримечательностей уже давно значительно облегченная. В верхнем этаже два придела – Троицы и Антония Дымского – кажутся совершенно новыми.
Кое-где по стенам паперти и церкви развешены в одиночку иконы старинного иконостаса, но подновленные и заолифенные».
На первом этаже было два придела — справа Казанский, слева преподобного Антония Великого, и на втором этаже — Троицкий храм. К концу XIX века на втором этаже слева был устроен четвертый придел — в честь преподобного Антония Дымского.
Троицкий собор в последний раз упоминается как действующий в качестве приходского храма в 1931 году, когда сюда приезжали богомольцы из г. Тихвина. В советское время храм долгое время использовался в качестве склада.
Храм был окончательно разобран в 1950-х годах. К концу ноября 1993 годаот храма остался стоять лишь полуразрушенный остов четырехъярусной колокольни Троицкого.
Еще до восстановления собора, когда от него оставался лишь остов колокольни, мощи преподобного Антония были обретены 14 июня 2001 года в третий раз. С 2000 года было начато восстановление храма и вскоре для богослужений был благоустроен Казанский придел.
28 декабря 2010 года были освящены и подняты на колокольню храма восемь колоколов.
В настоящее время храм восстанавливается. Регулярные Богослужения совершаются в Казанском приделе.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *