На древнейших сохранившихся А., к-рые представляют собой небольшие льняные платы, чернилами в центре изображался крест «о разных степенях»: 4-, 6-, 7-, 8-конечный, часто на Голгофе с Адамовой головой, с копьем и тростью по сторонам. Так, на греч. А. XVI в. мон-ря Симонопетра на афоне начертан 30-конечный крест на Голгофе. Рядом с крестом обычно писали теонимограмму Христа «IC XC», «NIKA», по краю А. обрамляло надписание о его освящении, содержащее дату, имя престола, имена духовных и светских владык, иногда храмоздателя. 1-й известный рус. А. датируется 1148/49 г. и происходит из Георгиевского собора Юрьева-Польского (37´ 37 см; ГЭ). Были А. и без к.-л. изображений, только с надписями, напр. А. из храма Сергия Радонежского в Свияжске 1551, 1558 и 1605 гг., хранившиеся в казанском архиерейском доме (впрочем, нельзя исключать, что крест мог быть написан нестойкой краской и со временем выцвел).

Гравированные А. появляются в 1-й пол. XVII в. Ранний известный А. отпечатан с оловянной доски для Вологды в 1612 г. С нач. 20-х гг. XVII в. в Киеве начинают регулярно печатать А., тогда же печатные А. попадают и в Россию. На них изображались 3 типа композиций, 2 первые восходят к зап. иконографическим источникам. 1) Поясное изображение Христа за гробом, из раны на Его груди истекает кровь в чашу, стоящую на гробе. За Христом находится крест, по краям — 2 ангела с копием и тростью, в углах А. изображены евангелисты (А. 1627 митр. Киевского Иова (Борецкого) хранился в ризнице Александро-Невской лавры). К тому же иконографическому типу относится и живописный А. 1664 г. из афонского скита св. Анны. 2) Воскресший Христос, сидящий на гробе (А. 1623 в ГИМ и 1626 в ГРМ). 3) Краткий вариант традиц. композиции евхаристических воздухов «Положение во гроб» с 4 ангелами.

Антиминс. Освящен в 1668 г. Филаретом, архиеп. Смоленским (МФ)

Широкое распространение печатные А. приобрели со времени церковных реформ Патриарха Никона, когда они стали изготовляться на Московском Печатном дворе. Постановление Патриарха Иоакима 1675 г. гласит, что во всех храмах «для бессумнительства должны быть антиминсы печати в царствующем граде Москве книг печатного дела во дворе». Хотя в сер. XVII в. еще появлялись отдельные печатные А., повторяющие схему рукописных с крестом и Голгофой, начиная с деревянной гравированной доски А. 1652 г. (25´ 35 см; ГРМ) происходит унификация общего оформления и основной композиции. В среднике изображается композиция «Положение во гроб», восходящая к шитым литургическим воздухам: Христа, лежащего на высоком гробном камне, оплакивает Богоматерь, сидящая у изголовья, за ней -Мария Магдалина и Мария Клеопова. У ног Христа ее позу симметрично повторяет ап. Иоанн, за ним Никодим и Иосиф Аримафейский, обвивающий ноги Христа «плащаницею чистою». Сверху композицию фланкируют ангелы с рипидами. За гробом возвышается крест с лестницей и орудиями страстей. Вверху над крестом изображен в облаках Господь Саваоф, из уст Которого ко Христу исходит луч с голубем — символическим изображением Св. Духа. В углах А. в круглых клеймах символы евангелистов (в соответствии с описанной в нач. XV в. архиеп. Симеоном Фессалоникийским традицией возлагать на А. 4 кусочка ткани с именами евангелистов). Между ними на полях в резных клеймах-картушах напечатаны тексты с рукописными вставками о дате и имени храма. Все пространство между клеймами заполнено растительным орнаментом — «травами». Московские печатные А. этого времени были известны за пределами России, попадая с Патриаршими дарами на Балканы. В произведениях нек-рых серб. граверов явно заметно влияние московских печатных А. (А. мастера Моисея Петровича, 1719. Музей Сербской Православной Церкви. Белград). Живописный афонский А. 1775 г. из мон-ря Кутлумуш также повторяет схему московской гравюры.

Новый этап в печати московских А. связан с именем Патриарха Адриана (1690-1700). При нем были изготовлены 2 доски — оловянная и медная, т. н. «фряжская». Оловянная доска (37´ 46 см) использовалась почти столетие вследствие ее малого износа. Изготовленные с нее А. печатались гл. обр. на холсте и были самыми дешевыми, их тираж исчислялся десятками тысяч. Медная доска (46´ 54 см) износилась быстрее и напечатанных с нее А. сохранилось меньше. В «оловянном» А. 90-х гг. XVII в. (ГРМ. № ГР 11987) заметно влияние барокко, проникавшее в Россию через Украину. Вероятно, прототипом для гравюры послужил укр. А. 2-й пол. XVII в. (Львовский музей украинского искусства. № 1476/гр 41). Композиция «Положение во гроб» уже не восходит к древнерус. шитью. Богоматерь изображена в центре за гробом в окружении ап. Иоанна и Марии Магдалины. Голову и ноги Христа, лежащего на плащанице, поддерживают Иосиф Аримафейский и Никодим, одетые в европ. платье. Узкая рама полей составлена из многочисленных картушей, верхний центральный — со Спасом Нерукотворным, остальные — с орудиями страстей. Еще ближе к зап. искусству медная «фряжская» форма для печати А. Центральная композиция «Положение во гроб» и 6 медальонов с евангелистами и орудиями страстей решены как самостоятельные сюжеты с пространством, построенным в соответствии с законами линейной перспективы и пейзажными планами. М. А. Алексеева высказала предположение, что автором медной формы был укр. гравер Иннокентий Щирский. Система обрамления средника с угловыми круглыми медальонами с евангелистами и овальными медальонами на боковых полях с орудиями страстей будет повторяться на большинстве рус. А. до кон. XIX в. Влияние этого памятника заметно и на центральной композиции А. серб. мастера Георгия Николича 1709 г. (Музей Сербской Православной Церкви. Белград).

После учреждения в 1721 г. Свящ. Синода появились новые печатные формы для А. московского гравера И. Ф. Зубова, большая и средняя, гравированные на меди (ГРМ). Их декорация восходит к большой медной форме 90-х гг. XVII в. Композиция средника зубовской формы отличается статичностью, лики тяжеловаты и грубы. Новый этап знаменуют А., созданные в царствование Елизаветы Петровны в центре рус. гравирования — Академии наук в С.-Петербурге. А. 1756 г. (35,5´ 42 см; ГРМ), гравированный В. А. Иконниковым и И. А. Соколовым по рисунку Э. Гриммеля, отходит от принятой схемы и представляет собой яркий образец рококо. Поле А. не имеет четкой структуры. Сцена «Положение во гроб» расположена в фигурной раме с острыми углами. В нее вкомпонованы орудия страстей. Глубину многопланового пространства подчеркивает косо поставленный гроб. Полей нет, евангелисты изображены не в клеймах, а внизу А., окружая картуш с текстом. К 80-90-м гг. XVIII в. относятся первые опыты печати А. с медных досок, гравированных резцом и офортом. В XVIII в. А. печатались также в Новгороде и Тобольске в архиерейских печатнях.

От XVIII и XIX вв. дошли редкие рус. деревянные живописные (Москва. ГИМ) А. и даже резной А., на к-ром в плоском рельефе вырезана краткая композиция «Положение во гроб» с полихромной росписью, с вырезанным ковчежцем для мощей (Касимовский краеведческий музей).

Лит.: Никольский К., свящ. Об антиминсах Православной Русской Церкви. СПб., 1872; Ровинский. Народные картинки. Т. 3. С. 625-633; Reallexikon zur byzantinischen Kunst. Stuttg., 1963. Bd. 1. S. 123-124; Алексеева М. А. Малоизвестные произведения русского искусства XVII — 1-й пол. XVIII в.- гравированные антиминсы // ПКНО, 1982. Л., 1984. С. 430-451; Загорка J. Стари дрворез из Cpбиje и Македониje. Београд; Скопjе, 1986; Сокровища Святой Горы. Фессалоники, 1997. С. 418-429 (на греч. яз.).

А. В. Силкин

Отвечает иерей Андрей Чиженко.

Антиминс – это прямоугольный матерчатый плат из шелка или льна (гладкой ткани, на которой легко подбирать частички Тела Христового или проскомидийных частичек: из священнической практики). Сам антиминс представляет собой вышитую икону положения Спасителя во гроб, т. е. образ Тела и Крови Христовых – главной святыни Литургии, для служения которой он и предназначен.

По углам антиминса изображаются иконы четырех евангелистов. Часто на нем возле Тела Христового вышиваются лики Пресвятой Богородицы, святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, жен-мироносиц, праведных Иосифа Аримафейского и Никодима – тех лиц, которые участвовали в погребении Господа нашего Иисуса Христа.

Также на древних греческих антиминсах могло быть просто изображение Распятия. В середину антиминса с обратной его стороны в специальный карманчик вшивается частичка мощей какого-нибудь святого, взятая на воск, прикрепленная к нему.

Право освящать антиминсы принадлежит архиерею, потому он обязательно подписывает его, указывая при этом часто, для какого храма и какого населенного пункта он предполагается. На антиминсе также помещается специальная губка для того, чтобы собирать частицы Тела Христового и проскомидийные частицы для более удобного их потребления священником.

Во время Литургии в определенные моменты службы (при поминании Патриарха, Предстоятеля Церкви и Правящего Архиерея на сугубой ектении после чтения Святого Евангелия) антиминс разворачивается, оставляется закрытой только верхняя его часть. Она раскрывается уже непосредственно перед Херувимской песнью на прошении «Открыет им Евангелие правды» ектении об оглашенных.

Во время служения Литургии верных и основной ее части – Евхаристическом каноне, на котором происходит пресуществление Святых Даров, антиминс открыт. Фактически на нем и происходит великое Таинство Евхаристии. Он закрывается перед окончанием Божественной литургии, когда священник от лица всех верующих благодарит Господа за то, что Всевышний сподобил людей причастия святых Христовых Таин. Губка кладется в центр антиминса, сам он складывается конвертиком и заворачивается в другой больший плат обычно красного цвета, который также складывается конвертиком.

Священник как в начале Литургии, так и по окончании крестообразно благословляет антиминс Святым напрестольным Евангелием и кладет его сверху на сложенный илитон с находящимся внутри антиминсом. Оно пребывает на антиминсе все время, если не служится Божественная литургия. Красный цвет илитона, конечно же, символ Крови Христовой, пролитой за нас. Слово «илитон» греческое, переводится на русский как обвертка. Он символизирует собою сударь (с церковнославянского языка плат), которым была обвита глава Спасителя при погребении.

Сам же антиминс символизирует собой, как уже было сказано выше, Тело Христово, положенное во гроб.

Слово «антиминс» греческого и латинского происхождения. Греческая приставка «анти» означает «вместо», а латинское «mensa» – «стол», «трапеза». То есть слово «антиминс» имеет значение «вместо престола» и это отображает его историческую функцию в церковном богослужении. Употребление антиминсов при служении Литургии – очень древняя традиция, восходящая к первым векам христианства.

Часто у церковных общин, возглавляемых епископами или священниками, не было возможности построить храмы в Римской империи. Христиане должны были служить тайно, в катакомбах, перемещаться с места на место, чтобы выжить в условиях агрессивной языческой среды. Первоначально «вместопрестолие»-антиминс представлял собой разбирающийся легкий деревянный освященный стол, заменяющий собой Святую Трапезу (престол) в походных условиях или в условиях гонений.

Такая практика существовала в начале IV века в войсках святого равноапостольного императора Константина Великого, где было много христиан. Она применялась в военных и миссионерских походах. Во время гонений первых веков антиминс раскладывали или разлаживали, если он был из материи, на могилах мучеников, где часто служили Литургии. Отсюда и берет свое начало более поздняя традиция вшивать в антиминс мощи мучеников, а потом и других святых.

В начале XX века в СССР появилась скорбная и горестная практика, чем-то сходная с служением гонимых христиан первых веков. В ней и престолом и одновременно антиминсом служила грудь священника. Так, например, в двадцатые-тридцатые годы прошлого века многие епископы и священники были арестованы и сосланы в Соловецкий лагерь особого назначения, где содержались в страшных условиях. Каждый день они ждали смерти. В этом почти непрерывном ужасе жизни, как в последний день, конечно, им хотелось служить Литургию для спасения и утешения. Служили они ее так…

С риском для себя (за совершение религиозных обрядов полагался расстрел) архиереи, батюшки, диаконы тайно собирались. Один из них до пояса раздевался и ложился. Его тело, как тело священника, над которым было совершено Таинство Хиротонии, служило престолом и антиминсом. На нем, на клюквенном соке и черном хлебе за неимением вина и просфор, совершали Литургию. И многие из страдальцев за веру Христову потом сподоблялись мученической кончины и святых венцов.

Святии новомученики и исповедники в земле Русской просиявшии, молите Бога о нас!

Впервые в церковной литературе слово «антиминс» почти в современном его значении употребляется в житии преподобного Маркиана Сиракузского (начало VIII века), где этим словом обозначается переносной престол, на котором святой совершил Литургию.

Позже антиминсы широко использовались в Церкви во время иконоборческих гонений (VIII–IX столетия), когда еретики оскверняли храмы и возобновили массовые репрессии против иконопочитателей-православных.

Постановление VII Вселенского Собора (787 год), завершившего иконоборческую эпоху победой православия и восстановлением почитания святых икон и мощей, говорит: «Если какие-либо честные храмы были освящены без святых мощей мученических, определяем: да будет совершено в них положение мощей с обычной молитвой» (правило 7).

В Греческой Церкви сохранялась традиция вкладывать мощи мучеников в антиминсы, когда священник получал благословение и, соответственно, антиминс с мощами от Правящего Архиерея, чтобы послужить в храме с неосвященным престолом. Об этом свидетельствует святитель Симеон Солунский: «Антиминсы делаются из льняной ткани и употребляются вместо священной трапезы. Они шьются и изготовляются предварительно, как надлежит по Уставу, и на них совершается все то же, что и на Божественной трапезе. Когда нужно, по усмотрению архиерея, они, совершенно освященные, посылаются в места, где нет жертвенника, и на них совершается божественное священнодействие Таин».

В традиции же Русской Православной Церкви, по некоторым историческим данным, принято было вкладывать мощи не в престол, но в сам антиминс, так как церкви преимущественно строились деревянные и довольно часто страдали от пожаров. Антиминс все же легче вынести, чем престол. Московский Собор Русской Православной Церкви от 1675 года постановил иметь антиминс в храмах даже на освященном престоле. Без антиминса совершение Божественной литургии невозможно.

Также богослужебное использование антиминсов имеет и церковно-дисциплинарную составляющую. Антиминс освящается законно поставленным в определенную епархию Правящим Архиереем, подписывается им и выдается священнику для богослужения в установленном приходе. Тем самым это является символом апостольской преемственности и подтверждением того, что священнослужитель принадлежит к каноничной церковной иерархии.

Антиминс является одною из главных святыней православного храма. Он постоянно находится на престоле. Прикасаться к нему может только священнослужитель, облаченный минимально в подрясник, епитрахиль и поручи, максимально – в полное священническое облачение для служения Божественной литургии.

Почему же в антиминс помещаются мощи святых? Ответим с Божьей помощью на этот вопрос не только в конкретно-историческом, но и в духовном догматическом смысле.

Основанием для почитания мощей есть Боговоплощение Сына Божия Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Восприняв на себя человеческую природу, во всей полноте Спаситель освятил ее и тем самым навечно утвердил достоинство человеческой телесности. Вспомним также, что Христос вознесся на небо и воссел одесную Престола Бога Отца не только как истинный Бог, но и как истинный Человек – в человеческой душевно-телесной природе. Потому для православных христиан тело – один из уровней человеческой личности, связь с которым личность сохраняет и после смерти. Вспомним слова святого первоверховного апостола Павла: «Не знаете ли, что телá ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не сво­и?» (1 Кор. 6:19).

Отсюда и происходит почитание святых мощей великих угодников Божиих, которые еще при жизни – и душевно, и телесно стали обиталищем Святого Духа. Преподобный Силуан Афонский писал о мощах следующее: «У кого благодать и в душе и в теле, тот имеет совершенную любовь» (154), ибо «совершенная любовь» ведет к преображению тела:
Четвертая, совершенная любовь к Богу – это когда кто имеет благодать Святого Духа и в душе и в теле. У того освящается тело, и будут мощи (145)».

Это преображенное благодатью Святого Духа тело, носящее на себе печать Его и после смерти, ставшее обиталищем Его на веки вечные, мы и почитаем с благоговением. Тем более что православные поклоняются не столько самим костям, но силе Божией, явленной в мощах того или иного угодника Божия. Отсюда происходит и само наименовение таких останков «мощами», то есть мощью, силой Божьей. Потому они, конечно же, как драгоценные звезды, отражающие Божественный свет.

Во вшивании мощей святых в антиминсы есть что-то от видимой ощутимой связи Церкви небесной с Церковью земной, которая горнее и земное православное воинство соединяет Божьим благословением в одно целое – Тело Христово. В Нем Христос, Пресвятая Богородица с Ангелами небесными и всеми святыми находятся с нами в одном величественном славословии любви, коей есть Божественная литургия.

Иерей Андрей Чиженко

  • Об антиминсах Православной Русской Церкви прот. Константин Никольский
  • Несколько замечаний об антиминсах И.И. Срезневский
  • Что есть Антиминс, и для чего он в храмах полагается? И.И. Дмитриевский
  • Антиминс Богословская энциклопедия
  • Фотоальбом: «Антиминс»

***

Антими́нс (от греч. ἀντί – вместо и лат. mensa — стол — вместопрестолие) – освященный архиереем четырехугольный плат из шелковой или льняной материи с изображением положения Иисуса Христа во гроб, с зашитой частицей святых мощей, на котором совершается литургия. Наиболее распространенный размер примерно 60 на 40 см.

На антиминсах изображается положение во гроб Иисуса Христа после снятия с Креста, орудия Его казни, и четыре евангелиста.

На антиминсе есть подпись епископа, который его освящал, а также указано, где, когда и для какого храма состоялось это освящение.

Антиминс – неотъемлемая часть престола, без которой нельзя совершать литургию. Антиминс разворачивается в определенный момент богослужения, по окончании которого свертывается особым образом и хранится в специальном плате – илитоне.

Антиминс берет начало от возникшего в раннехристианские времена обычая совершать литургию на гробницах мучеников. Впоследствии, при увеличении количества храмов в престолы стали вкладывать только частицы мощей. На рубеже VIII–IX вв. частицы мощей стали вшивать в материю и полагать поверх престола.

***

Антиминс

Ю.И. Рубан

Антиминс – («вместопрестолие», от греч. анти́ – «вместо» и лат. mensa – «стол») – льняной или шелковый плат с изображением сцены положения Христа во гроб и четырех евангелистов, в который вшита частица мощей какого-либо святого. Первоначально антиминс употреблялся только вместо св. престола, освященного епископом или патриархом (откуда и происходит его название); при наличии же престола антиминс для совершения Литургии не требовался. Согласно Симеону Солунскому (XV в.), на антиминсах «совершается все, что и на божественной трапезе (Литургии). Когда нужно, по усмотрению архиерея, они, совершенно освященные, посылаются в места, где нет жертвенника , и на них совершается божественное священнодействие Тайн» (Разговор о св. священнодействиях, гл. 76). Т. обр., антиминс является также своего рода «епископской грамотой», скрепленной подписью освящавшего его архиерея и удостоверяющей право священника совершать Евхаристию.

Практика использования антиминса в качестве альтернативы престолу долго существовала и на Руси, и лишь на Московском соборе 1675 г. было установлено иметь антиминс на каждом престоле, даже освященном ранее архиереем. В настоящее время антиминс в сложенном виде постоянно лежит на престоле православного храма под напрестольным Евангелием и, в свою очередь, обернут в илитон – плат большего размера. Он разворачивается в определенном порядке во время Литургии, и на нем стоят сосуды с освящаемыми Святыми Дарами (евхаристическими хлебом и вином). Различаются антиминсы постоянные и переносные, предназначенные для походных (полковых) церквей и часовен.

Антиминс символизирует гроб Иисуса Христа или погребальные пелены (плащаницу), которыми было обвито Его тело. Старообрядческий антиминс (с написанием «антимис») имеет изображение восьмиконечного креста с тростью и копьем по сторонам.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *