В старообрядческих общинах поповского согласия сложилась традиция исполнять 102-й и 145-й псалмы на напев самогласна или подобна гласа недели (1-й глас — «Небесным чином», 2-й глас — «Егда от древа», 4-й глас — «Иже званый свыше быв», 5-й глас — «Радуися, Живоносный Крест», 6-й глас — «Тридневен»). В некоторых общинах первые 2 антифона независимо от рядового гласа поют на 7-й глас, вероятнее всего по причине неграмотности. В общинах южных областей России, в Молдавии, Румынии И. а. обычно читаются.

Стихи 3-го антифона до XVIII в. не фиксировались в певч. книгах. В одной из рукописей нач. XVIII в. обнаружены нотированные запевы с ремаркой «ино и вси блажени пои в той же голос», «вси запевы пой с тех последи помяни нас» (РНБ. Ф. 536. Q. 650. Обиход. Л. 75 об.; Захарьина. С. 106). О способе исполнения в древнерус. традиции можно судить по старообрядческой практике. В общинах стихи 3-го антифона читаются на погласицу, а вторые полустишия стиха, с к-рого припевают соответствующие тропари, поются на модель запева к стихирам. Воскресные блаженны фиксировались со 2-й пол. XVI в. в Октоихе или в Обиходе в составе песнопений литургии (см. ст. Блаженны).

Существовали монастырские варианты распева И. а. (напр., Соловецкий обиход. СПб., 1912. Л. 86 об.).

В совр. греч. традиции 1-й антифон, как правило, поется на особый напев ирмологического мелоса 4-го плагального гласа, 2-й антифон — на 2-й глас; оба приписываются Петру Пелопоннесскому (Μουσικὸς θησαυρὸς τῆς λειτουρϒίας. ῞Αϒιον ῎Ορος, 1931. Σ. 14-25). В печатных изданиях также приводятся напевы 1-го антифона на 4-й глас и 2-го на глас βαρύς хартофилакса Хурмузия (Ibid. Σ. 26-38). 3-й антифон исполняется на модель запева к тропарям канона, на соответствующий глас недели, ирмологического мелоса (Νέον ᾿Αναστασιματάριον Πέτρου Πελοποννησίου. Βουκουρέστι, 1820).

Лит.: Кантер А. А. Об исполнении псалмов 102 и 145, «блаженн» и тропарей на «блаженнах» в чине литургии // Гимнология. Вып. 1. С. 199-217; Макаровская М. В. Особенности богослужебного пения в липованской старообрядческой традиции // Еж БК, 2002. С. 427-432; Захарьина Н. Б. Рус. богослужебные певч. книги XVIII-XIX вв.: Синод. традиция. СПб., 2003; Литургия знаменного распева / Ред.: М. А. Макаровская, Г. Б. Печенкин. М., 2005. С. 4; Денисов Н. Г. Стрельниковский хор Костромской земли: Традиции старообрядческого церк. пения. М., 2005. С. 155-156, 188.

Э. П. М.

, один из 3 типов антифонов, образующих энарксис (начальную часть) Божественной литургии. Как и 2 др. типа литургийных антифонов (изобразительные и праздничные), В. а. включают 3 антифона, перемежаемые ектениями; после 2-го поется тропарь «Единородный Сыне», в конце 3-го совершается малый вход.

Текст В. а. основан на Пс 91, 92 и 94. 1-й антифон состоит из стихов Пс 91. 2, 3, 4 и 16, и с припевом . 2-й антифон — из стихов Пс 92. 1ab, 1c, 5 с припевом ; на поется тропарь «Единородный Сыне». При исполнении первых 2 антифонов рус. богослужебные книги предписывают петь их 1-й стих дважды: сначала до половины, затем полностью (это след визант. практики исполнения антифонов). 3-й антифон состоит из стихов Пс 94. 1, 2-3, 4 и 5 с припевом , после чего поются входный стих (Пс 94. 6 с тем же припевом (см. также ст. «Приидите поклонимся»)), во время к-рого священнослужители входят в алтарь, и тропари и кондаки по входе, к-рых и является заключительным 3-го антифона.

Появление В. а. в составе литургии следует относить к VII-VIII вв.: если в «Мистагогии» прп. Максима Исповедника (ок. 630) еще говорится просто о том, что литургия начинается с малого входа, то в «Церковной истории» Псевдо-Германа К-польского (ок. 730) упоминаются В. а. (Mateos. Célébration. P. 42). Первоначально, вероятно, в состав службы вошел только 3-й из совр. В. а., образовавший входной псалом литургии (из-за слова «приидите» стихов Пс 94. 1 и 6, указывающего на момент входа); впосл. к нему были прибавлены еще 2 антифона, основанные на псалмах, предшествующих Пс 94 в Псалтири (Пс 93 пропущен как не соответствующий радостному характеру службы; см.: Ibid. P. 48-49). В рукописях Евхология, начиная с древнейших из сохранившихся (кон. VIII в. и далее), 3 антифона сопровождаются 3 молитвами (см. ст. Энарксис).

Структура из 3 антифонов была обычной для богослужения К-поля; в частности, во мн. дни года литургия предварялась шествием по К-полю с пением последования из 3 специально подобранных антифонов (Ibid. P. 34-40). В. а. могли быть включены в литургию для пения их в те дни, когда такого шествия не было,- в подражание 3 антифонам предлитургийных процессий. Еще одна возможная причина замены входного антифона из Пс 94 структурой из 3 В. а.- необходимость удлинить начальную часть службы из-за совершения в это время протесиса (проскомидии) (Ibid. P. 44-45).

Согласно к-польским памятникам IX-XII вв. (Типикону Великой ц., рукописям Евхология этого времени, описаниям очевидцев), в те дни, когда перед литургией совершалось шествие, В. а. отменялись (впрочем, существовали и исключения, когда пелись и процессиональные, и вседневные антифоны — напр., в понедельник Светлой седмицы); в дни нек-рых важнейших праздников В. а. заменялись праздничными; литургия начиналась без антифонов и в нек-рые особые дни года (напр., на Воздвижение Креста). В остальные дни исполнялись В. а., еще не воспринимавшиеся, однако, как обязательная часть службы,- архиерей во время их исполнения или еще не присутствовал в храме, или находился в притворе; мирная ектения читалась не перед В. а., а перед Трисвятым (Ibid. P. 40-41).

В послеиконоборческих визант. монастырских уставах — Студийском и Иерусалимском (первый получил в IX-XII вв. большое распространение в Византии, второй, основанный на первом, в XII-XIV вв. стал общепринятым в правосл. мире) — В. а. были в значительной степени вытеснены изобразительными. Служба изобразительных первоначально сформировалась в богослужении палестинского уединенного монашества как служба келейного самопричащения Преждеосвященными Дарами. В студийском послеиконоборческом богослужении, принявшем палестинский Часослов за основу суточных служб, эта служба потеряла практическое значение и была включена в литургию; вместо В. а. в качестве начальных антифонов стало обычным петь 2 начальных псалма изобразительных (102 и 145) без припевов (но с «Единородный Сыне» в конце Пс 145) и блаженны; в качестве обычного входного стиха, однако, остался Пс 94. 6 со своим припевом, происходящий из 3-го В. а. Для дней великих праздников монастырские Типиконы сохранили праздничные антифоны со своими входными стихами.

В. а. же используются Типиконами различных редакций по-разному. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., лучшим образом из сохранившихся памятников отражающем студийскую практику X в., В. а. встречаются лишь в неделю Антипасхи в качестве праздничных (Пентковский. Типикон. С. 261-262). Студийские Типиконы малоазийской редакции (напр., Евергетидский кон. XI в.) указывают В. а. в качестве праздничных в те дни, к-рые не имели праздничных антифонов в Типиконе Великой ц.: на Воздвижение Креста Господня, на Сретение Господне, на Преображение Господне, на Антипасху (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 274, 407, 481, 566-561). В студийских Типиконах афоно-италийских редакций — Георгия Мтацминдели Типиконе XI в. (Кекелидзе. Литургические груз. книги. С. 228-313), Мессинском Типиконе 1131 г. (Arranz. Typicon) и др.- В. а. полностью получили статус полупраздничных, они поются по праздникам (кроме тех, что имеют праздничные антифоны) и по воскресеньям (перед литургией могут отдельно совершаться изобразительны). Практика использования В. а. как полупраздничных была известна и на Руси.

Иерусалимский устав, напротив, предполагает использование изобразительных антифонов за литургией всегда, кроме дней с праздничными антифонами. Однако даже в эпоху господства Иерусалимского устава во мн. Евхологиях и служебных Апостолах, а также в уставах литургий в качестве обычных антифонов литургии продолжали фигурировать В. а. (совр. рус. служебный Апостол не только приводит полностью текст В. а., но и косвенно предписывает петь их в воскресные дни (с заменой слов словами ) — Апостол. С. 525-526). Видимо, разногласием между практикой и уставными указаниями следует объяснять появление в послениконовских рус. изданиях Типикона особой главы о литургийных антифонах (Гл. 21), где В. а. упоминаются наряду с изобразительными и праздничными (впрочем, дни пения В. а. ограничены лишь самыми маловажными — когда нет не только среднего или великого праздника, но и пред- или попразднства и устав не указывает песнь на блаженнах).

В совр. практике Русской Церкви В. а. исполняются редко, лишь в те наиболее непраздничные из седмичных дней, когда пение В. а. предписано действующим Типиконом; распространена традиция заменять В. а. изобразительными даже и в эти дни. В совр. практике греч. Церквей В. а., напротив, исполняются практически ежедневно (Βιολάκης. Τυπικὸν. Σ. 31-32), кроме дней, имеющих праздничные антифоны, а также кроме тех праздников, когда поются изобразительные антифоны (к-рые считаются в греч. практике особо торжественными). При этом текст В. а. в греч. практике подвергся существенным изменениям: 1-й В. а. обычно состоит из стихов Пс 91. 2, 3, 4 и 16 и с припевом Ταῖς πρεσβείαις τῆς Θεοτόκου̇ ( ) (при этом псаломские стихи часто опускают, оставляя лишь повторяющийся неск. раз припев и ); 2-й — из стихов Пс 145. 1-2, 5 и 10 (т. е. из стихов 2-го изобразительного антифона) с припевом Σῶσον ἠμᾶς, Υἱὲ Θεοῦ, ὁ ἐν ἁγίοις θαυμαστός̇ ( ) в более праздничные дни или из стихов Пс 94. 1, 2-3 и 4 (т. е. из стихов 3-го В. а.) с тем же припевом — в дни менее торжественные (в любом случае в конце 2-го антифона, как обычно, поется и «Единородный Сыне»); 3-й — из стихов стиховных стихир или 2 др. особых псаломских стихов (соответственно лику святого) с тропарем святого или праздника (но в конце антифона — вход с обычным входным из Пс 94. 6 с припевом).

Напев В. а. в рус. традиции обычно тот же, что и у праздничных антифонов; в греч. традиции они нередко исполняются простым читком (тропари поются обычным напевом).

Лит.: Дмитриевский И. Изъяснение литургии. С. 138-139; Розанов. Устав. С. 284-286; Никольский. Устав. Т. 2. С. 348-350; Mateos. Célébration. P. 27-90.

Диак. Михаил Желтов

М.С.Красовицкая

10. Изменяемые Части Литургии

Свят. Василия Великого и Иоанна Златоуста.

В учебниках Устава семинарского типа литургия с большой легкостью и непринужденностью включается в состав служб дневного круга, и это отражается на ответах, на письменных работах, а главное — на нашем понимании богослужебной жизни. Хотелось бы привлечь внимание к мыслям о. Александра Шмемана, изложенным в уже рекомендованной книге «Введение в литургическое богословие.»

О. Александр очень ясно и последовательно проводит мысль о том, что весь Устав в своей полноте представляет собой таинственное сопряжение «богослужения времени» и Евхаристии. Цель курса литургики — не перечислить службы дневного круга, а нащупать и определить основной нерв богослужебного Устава. За рассмотрением бесконечных «аще случится» и «аще прилучится,» за изучением конкретного материала мы не должны упускать главного. А главное — это место «богослужения времени» среди богослужений Церкви и соединение «богослужения времени» с таинством Евхаристии.

Евхаристия есть центр всей церковной жизни, это таинство таинств, таинство Церкви по преимуществу — ведь оно созидает Церковь, которая есть Тело Христово. В то же время Евхаристия совершается на Божественной литургии, а литургия имеет различные чины, и имела множество их в древности. Так вот, Евхаристия, безусловно, представляет собой центр богослужебной жизни и всей церковной жизни вообще, но если в системе таинств это более или менее очевидно, то в богослужении времени это несколько ускользает от нашего внимания. В действительности же никогда нельзя даже в мыслях своих ставить в один ряд все службы богослужебного дня, как это часто приходится слышать: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, часы, литургия. Литургия здесь включается в перечисление, входит в общий счет. Такое понимание, конечно, слишком просто, схематично и даже грубо.

Достаточно сравнить любое последование богослужебного дня с Божественной литургией, чтобы понять, что ничего сравнимого с ней ни на одной службе не совершается. Даже среди таинств Евхаристия занимает первенствующее место, являясь источником и целью всей богослужебной жизни Церкви, действительно альфой и омегой, и это мы ни в коем случае не должны забывать. В то же время, несмотря на такое существенное различие между службами суточного круга и Евхаристией, совершаемой на литургии, все-таки они принадлежат одному дню и имеют много общего. Об этом общем мы и будем говорить.

Мы должны помнить существенное, коренное различие служб дневного круга и в то же время отдавать себе отчет в их единстве: в этом тайна явления вечного во времени и тайна присутствия всего временного в вечности. Литургия времени не принадлежит, она вырывает нас из его плена и обращает все наше существо к вечности. Нельзя сказать, что другие богослужения обращают наш ум к суете земного мира, но и по своему названию, и по своему содержанию они гораздо крепче связаны со временем дня, седмицы, богослужебного года и т. д. Евхаристия же всегда одна и та же, несмотря на разную степень торжественности дней церковного года. По опыту церковной жизни каждый из нас знает, что нет существенной разницы в том, когда мы приступаем к св. Чаше — в самый будний день или в самый торжественный. Помня об этих противоречиях, несомненно, находящихся в нерасторжимом единстве, мы и должны говорить об изменяемых частях Божественной литургии.

Этот материал заслуживает отдельного и подробного разговора, так как часто вызывает значительные уставные затруднения. Есть некая твердая основа, некое ядро — неизменный Евхаристический канон, к которому изменяемые части литургии подходят максимально близко, не вторгаясь, однако, в самую суть, в самое сердце службы. Различие чина Василия Великого и чина Иоанна Златоуста при этом несущественно: все равно Божественная литургия одна, таинство Евхаристии одно, хотя молитвы разных святых могут и различаться.

Важно почувствовать единство служб дневного круга и того чина Божественной литургии, который назначен именно для конкретного, определенного дня — вплоть до отсутствия Божественной литургии, вплоть до назначения неполной литургии — литургии Преждеосвященных Даров, которая сводится лишь к приобщению верных заранее освященными св. Дарами, совершаемому в чине вечерни. Вечерня и утреня, которые назначены Уставом именно для этого дня, находятся в единстве с тем, какая именно Божественная литургия назначена для этого дня или не назначена вовсе.

Итак, изменяемые части чина Божественной литургии. Первое, о чем мы будем говорить, это антифоны. Напомним, что греческое слово antijwnoV состоит из двух частей и означает «противогласие.» Вообще антифоном называется песнопение, исполняемое попеременно двумя ликами, и антифоны бывают не только на Божественной литургии: они есть и на бдении — так называемые антифоны степенны; кафизмы также делятся на антифоны. Но антифоны на литургии — это самый известный, знаменитый и сложно устроенный вид антифонов.

Антифоны на Божественной литургии бывают трех видов: будничные (или вседневные), праздничные и изобразительные. Во всех трех разновидностях по три антифона. На третьем антифоне, когда он уже пропет, на Божественной литургии совершается малый вход. В любом виде антифонов ко второму присоединяется песнь Единородный Сыне. Эта песнь достаточно древняя, и гипотеза о ее происхождении такова: считается, что это тропарь храма Св. Софии в Константинополе; обычно это песнопение возводят к VI в., ко времени построения самого храма.

Теперь собственно об антифонах. Попробуем начать с антифонов будничных, или вседневных. Это антифоны наименее известны и даже, может быть, кому-то и вовсе неизвестны, потому что даже по Уставу они должны употребляться довольно редко, а с каждым годом существования Церкви все реже и реже. Почему? Потому что у нас все больше и больше святых, и, значит, все больше и больше праздников. Кроме того, эти вседневные антифоны, как и субботнее богослужение, наименее известная и в уставном смысле наиболее попираемая часть службы. Очень часто люди даже не знают, когда их нужно петь, и хор постоянно поет Благослови и Хвали вместо того, чтобы петь вседневные антифоны. А между тем антифоны будничные необыкновенно красивы и в каком-то смысле не уступают праздничным, т.е. самым торжественным и долгожданным.

Антифоны вседневные содержат необыкновенно красивые псаломские стихи и очень похожи по форме на антифоны праздничные, поэтому когда их поют на Божественной литургии, момент этот выглядит необыкновенно красиво (только бы священнослужители правильно сориентировались в своих действиях, потому что этот текст известен далеко не всем).

Итак, вседневных антифонов три, и строятся они следующим образом. Все три антифона представляют собой избранные стихи из псалмов, и к каждому стиху полагается припев. К первому антифону припев «Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас,» ко второму — «Молитвами святых Твоих, Спасе, спаси нас,» а к третьему — «Спаси ны, Сыне Божий, во святых дивен Сый, поющия Ти: Аллилуйя.» Везде стихи псалмов, но разные припевы. В каких богослужебных книгах находятся вседневные антифоны? Они находятся в Ирмологии (это книга певческая, и в ней есть раздел «Песнопения Божественной литургии») и в Апостоле.

В каких же случаях и в какие дни употребляются будничные антифоны? Будничные антифоны поются в седмичные дни, когда нет двунадесятого Господского праздника и когда нет Блаженн, то есть, когда в Типиконе не указаны Блаженны — тропари, поемые на третьем из изобразительных антифонов.

Второй вид антифонов — не по значимости, а по порядку рассмотрения — антифоны праздничные. Их также три, и они построены несколько иначе, чем будничные. Первые два праздничных антифона похожи на будничные: они представляют собой избранные стихи псалма, к которым припевается припев. К первому антифону припевается «Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас,» ко второму антифону — «Спаси ны, Сыне Божий… поющия Ти: Аллилуйя» (вместо многоточия у каждого праздника тут свои слова, например: «плотию Распныйся,» «во Иордане Крестивыйся,» «Рождейся от Девы» и т. д.). Итак, стих псалма, затем припев.

Третий антифон выглядит следующим образом: избранные стихи псалма, к каждому из которых припевается не припев, а тропарь праздника. Мы уже говорили о том, что тропарь (от греческого trepw — «обращать») — это удобообращаемый текст, такой текст, который удобно перемежать с какими-либо стихами, и третий праздничный антифон — яркий тому пример. Что такое избранные стихи? Это стихи, выбранные из всей Псалтири, которые Церковь считает наиболее подходящими к сегодняшнему празднику. Они образуют само тело этих антифонов, но к стихам постоянно есть припевы — молитвенное обращение ко Христу или тропарь праздника. Антифоны праздничные находятся, во-первых, в Типиконе на соответствующий день (это может быть глава месяцеслова или глава, посвященная Триоди — 49-я или 50-я), а во-вторых, в соответствующих богослужебных книгах — Минее или Триоди.

Антифоны праздничные Типикон назначает всего несколько раз в году, это очень редкий и торжественный вид богослужебного текста. Они назначаются только на двунадесятые Господские праздники и Пасху (В современном греческом соборно-приходском Типиконе есть также антифоны на Сретение, Богородичные двунадесятые праздники, а также Недели Торжества Православия и Крестопоклонную и на освящение храма). Праздничные антифоны поются на Крестовоздвижение, Рождество, Богоявление и Преображение (четыре неподвижных двунадесятых Господских праздника, устав которых — в месяцеслове, а тексты служб, и в том числе антифоны, в Типиконе и Минее месячной), а также в Неделю ваий, на Пасху и во все дни Пасхальной седмицы (которые проходят, как один), на Вознесение и Пятидесятницу (устав богослужения в Типиконе, тексты — в Триоди), Как видите, четыре случая по месяцеслову и четыре по Триоди — все вместе это двунадесятые Господские праздники плюс Пасха и Пасхальная седмица (не забывайте, что Пасха не относится к двунадесятым праздникам).

Наконец, третий по порядку рассмотрения вид антифонов, это антифоны изобразительные — самые частые, самые знакомые нам антифоны. Они состоят из следующих частей: 102-го псалма, 145-го псалма (145-й псалом на приходском богослужении мы слышим полностью, а 102-й псалом обычно сокращают). Итак, 102-й и 145-й псалмы образуют первый и второй из изобразительных антифонов, а третий антифон — это Блаженны, новозаветный текст. Первый его стих: «Во Царствии Твоем помяни нас, Господи…» — построен по образцу молитвы разбойника благоразумного (Лк. 23:42), а остальные стихи — «Блажени нищий духом…» и т. д. — это известные нам заповеди Блаженств (Мф. 5:3-12). В конце этого антифона поется Слава, и ныне . Этот антифон называют Блаженны.

С Блаженнами связана некоторая терминологическая трудность. Есть новозаветные стихи — молитва разбойника и заповеди Блаженств, и все вместе они называются Блаженны. Но есть еще и тропари на Блаженнах (вспомним, что тропарь — это гимнографическая строфа). В данном случае тропари чередуются с новозаветными стихами. И вот сами эти тропари тоже иногда называют Блаженны; возникает путаница. Мы говорим Блаженны, и непонятно, что при этом имеется в виду: неизменяемый евангельский текст или переменные строфы тропарей. Поэтому, если вы хотите быть правильно понятыми, старайтесь правильно говорить: есть Блаженны и есть тропари на Блаженнах.

Что это за тропари? Они взяты из службы праздника, который в данный день празднуется в Церкви. Тропари на Блаженнах имеют своей темой то, что празднуется в этот день: воскресенье, Богородичный праздник, память святого. Откуда именно они берутся и что собой представляют? Тропари на Блаженнах бывают особые, специально составленные для этого места в службе; такие тропари есть в Октоихе на каждый день ив очень редких случаях в Минее. В остальных случаях на Блаженнах употребляются тропари канона: это более частый случай, ведь в Минее и Триоди нет специальных тропарей на Блаженнах, а употребляются для Блаженн тропари канона. В большинстве случаев тропари канона для Блаженн берутся из 3-ей и 6-ой песней.

В попразднство существует система рядовых песней, т.е. там из канона могут браться не только 3-я или 6-я, а и 1-я, 4-я, 5-я и проч. Для каждого дня попразднства своя песнь. Такая же система и в Триоди Цветной, когда каждая седмица — попразднство своей недели, там действуют рядовые песни (т.е. песни, выстроенные по порядку).

Тропари на Блаженнах могут быть не на одну тему, а как бы составные. Скажем, в воскресный день будет назначено несколько тропарей из Октоиха и несколько из службы святому. Одни будут из Октоиха — специальные, вторые — из 6-й песни канона святому. Тропари на Блаженнах могут быть на 12, 10, 8, 6. В Ирмологии есть разметка, и в зависимости от того, сколько Устав вам указывает на сегодня спеть Блаженн, вы с нужной отметки начинаете. Написано: 12-й стих, значит, после этого стиха надо припевать тропари. Стих — тропарь, стих — тропарь. На самом деле такое исполнение третьего изобразительного антифона почти не встречается в приходском богослужении; это указание Устава очень мало где выполняют. В Московской Духовной Академии тропари поют, и довольно красиво, но, насколько помнится, меньше нужного числа. У нас на приходах если хотят, но не умеют их петь, тропари читают. Так что полное исполнение этой части службы очень трудно где-либо встретить.

Последнее, что нам осталось рассмотреть, это вопрос о том, что такое «есть Блаженны» и «нет Блаженн.» Блаженны бывают, конечно, на все праздники с красными знаками в месяцеслове и при шестеричном святом.

В каком случае Блаженн нет? Их может не быть на службе без знака, но не обязательно. Бывает, что служба без знака, а тропари на Блаженнах есть. Можно сказать так: Блаженн нет на самой простой будничной службе, этого достаточно. В Типиконе вы открываете конкретное число — предположим, 24 сентября, — и видите описание вечерни, потом описание утрени, потом канон, ексапостиларий, стихиры, потом сказано так: на литургии на Блаженнах Октоиха 4 и от шестой песни канона на столько-то. Встречается слово «Блаженны» и указано, откуда их взять — значит, Блаженны есть. А если открыть другое число в месяцеслове — там описание вечерни, утреня, и кончается так: светилен Октоиха, и все — описание службы закончилось. Нет слова «Блаженны» и не сказано, откуда их брать — значит, их нет вовсе. Трудность только в том, что мы редко служим лишь по Типикону; мы служим русским святым, которые в Типиконе вынесены за число, их богослужение там не описано, и регенту бывает трудно решить, в какой день можно петь вседневные антифоны. Можно попробовать сказать так: когда Типикон в описании древней службы не называет Блаженны, и когда богослужение русскому святому совершается как святому без знака, на литургии следует петь вседневные антифоны (если это не суббота и не воскресенье).

Итак, в каких же книгах находятся сами антифоны изобразительны? Они находятся в книге Ирмологии и в книге Часослов; в Ирмологии — среди песнопений Божественной литургии и в Часослове — в чине изобразительных. Чин изобразительных (так называемая «обедница») совершается, когда нет литургии, или когда литургия положена, но не совершается «нужды ради церковныя,» или когда литургия служится на вечерни. Тропари на Блаженнах находятся в книгах с изменяемыми частями службы: в Октоихе, Минее и Триоди — в зависимости от того, по какой книге вы сегодня служите.

Антифоны изобразительны употребляются во все недели и во все субботы, если нет двунадесятого Господского праздника, и в седмичные дни, когда Типикон назначает Блаженны. А когда он их назначает? При всех знаках праздников. Только при отсутствии знака может не быть Блаженн; когда нет Блаженн, в седмичные дни поются антифоны вседневные.

Итак, мы видим, что антифоны изобразительные — самый частый, самый употребительный вид антифонов. Праздничные антифоны поются очень редко, а вседневные еще реже. И в неделю, и в субботу, даже если попадает святой без знака, все равно будут петься антифоны изобразительны, с недельного и субботнего богослужения их могут вытеснить только праздничные антифоны.

Вторая часть нашей темы — песнопения на малом входе. Малый вход совершается в заключительной части третьего антифона. Первое песнопение, или богослужебный текст — это «входное» (стих на входе). При входе в алтарь, когда диакон возвышает Евангелие и возглашает «Премудрость, прости,» хор должен спеть входное. В большинство дней года употребляется входное песнопение «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу, спаси ны, Сыне Божий… поющия Ти: Аллилуйя.» Здесь после слов «Сыне Божий» всегда следует изменяемая, соответствующая празднику вставка. Эта вставка собственно в Типиконе нигде не оговаривается, это устная традиция. Можно сказать, что эта вставка берется из антифонов: в будничных и праздничных антифонах есть слова, из которых может быть заимствована эта вставка. Самая распространенная вставка — это «во святых дивен Сый,» она употребляется в седмичные и субботние дни, когда нет Господского и Богородичного праздника. По воскресеньям, если нет двунадесятого Господского праздника, поется «Воскресый из мертвых» (как на Пасху); на Богородичные праздники — «молитвами Богородицы.»

Отдельный вопрос представляет собой попразднство Господских двунадесятых праздников, когда употребляется та вставка, которая была в самый день праздника на втором праздничном антифоне. Предположим, праздничные антифоны пелись на Рождество Христово, и на втором антифоне мы все время припевали «Спаси ны, Сыне Божий, Рождейся от Девы, поющия Ти: Аллилуйя.» Эта вставка — «Рождейся от Девы» — потом употребляется во все попразднство (кроме воскресных дней) на входе: «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу. Спаси ны, Сыне Божий, Рождейся от Девы, поющия Ти: Аллилуйя.» Вставка со второго праздничного антифона берется в попразднства для песнопения на входе. На другие праздники будут другие вставки: «плотию Распныйся» в попразднство Воздвижения или «во Иордане Крестивыйся» в попразднство Богоявления.

Второй вариант текста для этого момента службы — это входный стих. Сразу скажем, что Приидите, поклонимся — это тоже входное, но чтобы их различать, можно говорить так: Приидите, поклонимся или входный стих. В нашей практике входный стих возлашает диакон, возвышая Евангелие в Царских вратах, но по Типикону его должен петь хор. Что представляет собой входный стих? Обычно это избранный псаломский стих, назначенный для этого праздника.

В какие дни есть входный стих? Он есть в те дни, когда есть праздничные антифоны: Крестовоздвижение, Рождество, Богоявление, Преображение, Неделю ваий, Пасху и Пасхальную седмицу, Вознесение и Пятидесятницу. Плюс два праздника, не имеющие праздничных антифонов, но имеющие входный стих: Сретение и Духов день. В том, что входный стих есть на Сретение, проявляется двойное значение этого праздника, в котором неразделимы Господская и Богородичная тема. На Сретение поются антифоны изобразительны, как на Богородичный праздник, но возглашается входный стих, как на праздник Господский. После того, как возглашен входный стих, Приидите, поклонимся уже не поется. Что-нибудь одно: или Приидите, поклонимся, или входный стих.

Вторая группа песнопений на малом входе — это тропари и кондаки. Надо сказать, что устав пения тропарей и кондаков на малом входе в нашем Типиконе — один из самых сложных и запутанных. Он расписан в разных главах, и по одному поводу могут быть явно противоречащие друг другу указания, и тогда нам самим приходится их согласовывать. Но в то же время именно тропари и кондаки на малом входе представляют собой одну из самых интересных частей Устава. Тропарь и кондак — это некая концентрация всех богослужебных текстов: самые сжатые, самые яркие и самые емкие тексты праздника. Именно они назначены для Божественной литургии, и в том, какие тропари и кондаки нужно петь в каждый из богослужебных дней, как раз и выражается учение о том, что, когда и как нам нужно праздновать. Это очень интересная часть Устава. Необходимо знать основные правила пения тропарей и кондаков на малом входе.

1. Сначала поются все тропари, потом все кондаки. Обычно тропарей и кондаков бывает равное количество.

2.Тропари поются в иерархическом порядке: Господские, Богородичные, Ангелам, Предтече и святым в нисходящей иерархии ликов (пророкам, апостолам, святителям и т. д.). Кондаки поются в том же порядке, кроме одного — Господского или Богородичного, вынесенного на заключительное место. Что это значит?

Тропари поются в иерархическом порядке — сверху вниз. Если мы с вами и кондаки споем в том же порядке, от самого главного к самому незначительному, то вся эта часть службы будет иметь вид некоторого спада. На самом же деле богослужение у нас всегда имеет восходящий характер, восходящую и развивающуюся динамику, и, кроме того, каждый цикл песнопений должен быть заключен чем-то значительным. В конце любого цикла песнопений (будь то тропари, седальны, ексапостиларий, светильны, тропари канона) всегда употребляется Слава, и ныне — малое славословие Пресвятой Троице. И вот на И ныне (или на Славу, и ныне) всегда поется Господское или Богородичное песнопение. Тропари и кондаки на малом входе в этом смысле не составляют исключения: один кондак поется не на своем месте в иерархии, а сохраняется для того, чтобы заключить этот цикл, чтобы поставить на нем точку, чтобы в конце было что-то важное и весомое: Господское или Богородичное песнопение.

Эта часть службы тоже очень часто не выполняется должным образом. У нас обычно поют все тропари, а из кондаков один или два. И это, во-первых, очень некрасиво, а во-вторых — совершенно неправильно.

3. Перед последним кондаком поется И ныне, перед предпоследним — Слава. Если кондак один, то перед ним поется Слава, и ныне.

Теперь, напоследок, рассмотрим более подробно пение тропарей и кондаков в Господском храме. Устав пения тропарей и кондаков различается по дням седмицы: один устав для воскресного дня, другой для седмичных дней. Вы спросите: а где же суббота? В некоторых случаях будут оговорки для субботы, но не во все; в очень многих случаях суббота примыкает к седмичным дням.

Итак, что бросается в глаза в этой схеме пения тропарей и кондаков в воскресный день в Господском храме? Ни в каком случае не поется тропарь и кондак Господского храма. Почему? Потому что в воскресный день всегда употребляется другое Господское песнопение — воскресный тропарь или тропарь Господского двунадесятого праздника. Типикон избегает повторения, и отменяет один из двух Господских тропарей. В воскресный день нельзя не петь воскресный или Господский тропарь и кондак, поэтому отменяется песнопение храма, которое будет петься в седмичные дни.

А почему же в недвунадесятый Господский праздник надо петь тропарь воскресный, праздника и святого, т.е. будет два Господских песнопения? Вот почему. С одной стороны, Устав избегает повторения песнопений на одну тему, с другой стороны в Уставе есть различение более частого и более редкого. Кондак Господского храма можно отменить в воскресный день, потому что во все остальные дни седмицы он будет петься (кроме среды и пятка, когда тропарь дня является Господским), а воскресный тропарь употребляется раз в неделю, поэтому он имеет преимущество. Но если попал Господский недвунадесятый, поется и воскресный, и праздника. Почему? Воскресный нельзя отменить, потому что он очень важный, и потому что он составляет самую главную часть праздника (в неделю самое главное — это воскресная служба), а праздника нельзя отменить, потому что он очень редкий — он употребляется не каждые шесть дней седмицы, а раз в год. Если мы его пропустим, то получится перерыв в два года в пении этого тропаря.

Во-вторых, обратим внимание, что выносится всегда на заключительное место? Это либо песнопение праздника — Господское или Богородичное, либо дополнительный кондак — Предстательство… В Уставе есть вариант, чтобы воскресный кондак пелся на заключительном месте, но этот вариант не распространенный, обычно вводится дополнительный Богородичный кондак. В любом случае заключается цикл чем-то очень значительным.

Посмотрим, в какие дни допускается песнопение святому? В недвунадесятые праздники. В двунадесятые — нет.

И, наконец, отличие двунадесятого Господского от двунадесятого Богородичного праздника. Если Господский двунадесятый попал на воскресенье, служба воскресная отменяется, и, естественно, тропарь и кондак воскресный не поются вообще. А Богородичный праздник соединяется с воскресным днем, и на малом входе поется и воскресное песнопение, и песнопение праздника.

Эта схема много открывает нам в уставной иерархии праздников. Можно сказать, что чем больше праздник, тем меньше песнопений употребляется на малом входе. В очень важный праздник все остальное как бы неуместно, и поется только праздничное, а когда празднование менее значительное, можно вспомнить и посвящение храма и тему дня седмицы.

Как будут петься тропари и кондаки? В понедельник, вторник и четверг будут петься тропари храма, дня и святого, попавшего на этот день (если два святых, то два тропаря). Кондаки дня, святого, Со святыми (этот кондак — Со святыми упокой поется только при черных знаках Типикона, только в седмичные дни — во все остальные дни седмицы, а не только в субботу) и храма.

В среду и пятницу не будет петься тропарь храма, а только дня и святого — почему? Потому что среда и пяток — это дня Креста, и тропарь дня — «Спаси, Господи, люди Твоя…» — это тропарь Кресту, а храм у нас Господский, значит, тропарь храму будет отложен, потому что он поется чаще, чем тропарь дня. Кондаки — святого, «Со святыми упокой» и храму. Почему-то среди тропарей предпочитается тропарь дня, а среди кондаков — храма.

В субботу тропари храма, дня и святого. Кондаки святого, Со святыми упокой и особый кондак Яко начатки естества, который употребляется только в субботу. Эту графу мы с вами заполняем для того, чтобы запомнить еще одну важную вещь — просто потому, что она часто нарушается — заупокойный кондак, Со святыми упокой, употребляется только в седмичные дни, и только ниже красных знаков Типикона, только при отсутствии красных знаков, хотя у нас порой умудряются петь его даже в воскресный день.

Вот пример того, как могут распределяться тропари и кондаки на малом входе. Мы подробно рассмотрели Господский храм, в храме Богородицы или святого правила пения тропарей и кондаков на малом входе будут отличаться.

Следующая часть службы — Трисвятое: оно поется не всегда. Трисвятое заменяется на Елицы во Христа крестистеся в следующие праздники: Рождество и Богоявление, в Лазареву и Великую Субботы, в Пасху и Пасхальную седмицу и Пятидесятницу. В эти дни не поется Трисвятое, поется Елицы во Христа крестистеся — почему, мы уже говорили.

На Крестовоздвижение и Крестопоклонную вместо Трисвятого поется «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко…»

Следующая изменяемая часть Божественной литургии — это прокимен, Апостол, Аллилуарий и Евангелие. О них мы поговорим только в самых общих чертах.

Прокимен и Аллилуарий идут как бы вместе. Прокимен предшествует Апостолу, Аллилуарий со стихами предшествует Евангелию. Прокимны бывают разных видов: воскресные, дней седмицы, праздников и святых. На Рождество — один, святителям — другой, в воскресный день 5-го гласа — третий, в воскресный день 3-го гласа — еще один. Устав состоит только лишь в правилах соединения прокимнов.

Прокимнов и аллилуиариев на литургии может быть только один или два. Чем важнее праздник, тем вероятнее, что будет только лишь один прокимен, и чем скромнее празднование, тем вероятнее, что будет два прокимна. Устав этой части службы состоит в указаниях о соединении или вытеснении тех или иных прокимнов, относящихся к разным системам. Например, прокимен воскресный и прокимен святого в любом случае соединяются, а если прокимен седмичный и святого — тогда важно, какой это святой, потому что при одних знаках прокимен дня седмицы будет откладываться, а при других — не будет.

Апостол и Евангелие на литургии бывают рядовые и особые. Рядовые апостольские и евангельские чтения идут с первого дня Пасхи, и для каждого дня седмицы есть свое чтение — рядовое, по порядку с первого дня Пасхи. В первый день Пасхи читается из Евангелия 1-е зачало от Иоанна, и апостольские Деяния. А есть зачала особые, для праздников: например, на Рождество Христово. Есть специальные зачала для святых — особые для каждого лика. И устав состоит лишь в соединении этих разных систем, правила этого соединения очень обширны, о них говорить мы не будем. Но опять же — чем важнее праздник, тем меньше будет зачал.

Апостольских и евангельских зачал на Божественной литургии может быть одно, два или три. В случае, если читается три зачала, то одно из них читается «под зачало.» Что это значит? Это значит, что в начале его не произносятся слова «во время оно» или «рече Господь,» т.е. внешне оно не отделяется от зачала предыдущего, и чтение это выглядит так, как будто зачал два, а не три.

Богослужение – наиболее важная составляющая духовной жизни каждого человека. Каждый день мы стараемся побывать в храме, помолиться с другими верующими за богослужением. И такая молитва по мнению многих святых отцов – самая сильная. И здесь есть один важный момент – богослужение совершается на каком-то непонятном языке. Этот язык – церковнославянский – ввели святые равноапостольные Кирилл и Мефодий более тысячи лет назад. Он имеет огромное значение для Русской Православной Церкви: это язык, на котором молились наши отцы и прадеды, это язык Святоотеческого Предания, которое оставили нам наши святые и духоносные отцы Церкви, это язык Священного Писания, центральной части всего нашего богослужения. Поэтому понимать богослужение – основная задача христианина: и мирянина, и монаха.

Всё чаще обращаются к нам любознательные читатели за разъяснением этих самых вопросов по той или иной части богослужения. В связи с этим мы начинаем вести заметки для всех интересующихся богослужебным кругом. Вершиной всего нашего богослужения является Литургия, так как на ней совершается Таинство Евхаристии. С неё и начнём.

В данной статье мы собрали основные сведения об антифонах из разных источников. Стараясь сохранить авторский текст без изменений, мы внесли самые минимальные правки.

Антифоны на Литургии в греческой невменной нотации. Глас 7

Литургия настолько священная, «божественная» служба, что Православная Церковь не решается менять её даже для таких великих праздников, как Пасха. В своём обычном виде она торжественна для всех праздников, поэтому во все дни Великого поста, кроме субботы и недели (воскресения), и святого дня Благовещения, полная Литургия совершенно отменяется (52-е правило Трулльского Собора). Важнейшая часть Литургии (её Евхаристический канон), где она становится таинством Евхаристии, остаётся неизменной, в подготовительной же и заключительной части службы молитвословия меняются в зависимости от совершаемой в этот день памяти. Ввиду этого начало Литургии для будней и праздников может сильно отличаться.

Начинается Литургия св. Иоанна Златоуста и св. Василия Великого, кроме случаев соединения Литургии с вечерней, с трёх песнопений, называемых по способу исполнения их «антифонами», которые идут сразу после первой великой ектении.

Антифон (греч. ἀντίφωνον от ἀντίφωνος – звучащий попеременно) – псалом с обычно краткой фразой – припевом, который положен после каждого стиха псалма. Псалмы антифонов имеют своей общей темой хвалу и славословие Бога и тем самым готовят христиан к Божественной Евхаристии.

Антифоны бывают трёх типов:

  • изобразительные (или воскресные),
  • праздничные,
  • вседневные (или будничные).

Во всех трех разновидностях по три антифона (в честь Святой Троицы), которые поются попеременно солистом и хором, двумя хорами (правый и левый клирос) или двумя солистами.

Сводный праздничный хор Валаамского монастыря

Сходные между собой по местоположению на службе (перед малым входом), по структуре (после 2-го антифона следует гимн «Единородный Сыне») и по способу исполнения, различаются они по степени праздничности и содержанию текстов.

Согласно действующему в Русской Церкви типикону, изобразительные антифоны поются: в воскресные дни, в субботы, ежедневно от недели Фоминой до Пятидесятницы, в предпразднства, попразднства и отдания двунадесятых праздников, а также в праздники с бдением, полиелеем или славословием, или в дни, для которых в Типиконе назначены тропари на блаженнах. В качестве первых двух антифонов используются «изобразительные» псалмы (Пс. 102:1-5, 1; и весь Пс. 145-й), а вместо третьего – блаженны (Мф. 5:3-12а). В строгом смысле термина они не являются антифонами, так как Пс. 102 поётся без припева (однако, слова «Благословен еси, Господи», вставленные в начало и в конец псалма, могут быть следом припева), Пс. 145 – лишь однажды в самом конце антифона с припевом – тропарем «Единородный Сыне», заповеди блаженств – с изменяемыми в зависимости от дня и праздника припевами – тропарями на блаженнах.

Праздничные антифоны поются на Пасху (и в Светлую седмицу), в Господские двунадесятые праздники и на Сретение Господне. Для каждого праздника подобраны по смыслу свои псалмы, иногда они состоят из стихов разных псалмов. Припевами к ним служат соответственно: «Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас» к первому антифону; «Спаси ны, Сыне Божий, , поющия Ти: Аллилуия» ко второму; тропарь праздника к третьему. Последний стих 3-го антифона является входным стихом, после которого ещё раз поётся припев – тропарь праздника; далее следуют «Слава», «И ныне» и периссий (περισσή – «избыточный»: тот же или иной припев, в данном случае кондак) – кондак праздника (точнее, проимий кондака, от греч. προοίμιον – «вступление»).

Братский хор Валаамского монастыря

Во все остальные седмичные дни на Литургии поются вседневные антифоны: Пс. 91:2, 3, 16; Пс. 92:1, 5; и Пс. 94:1-5 соответственно, с припевом «Молитвами Богородице, Спасе, спаси нас» к первому антифону, «Молитвами святых Твоих, Спасе, спаси нас» ко второму и «Спаси ны, Сыне Божий, во святых дивен сый, поющия Ти: Аллилуиа» к третьему. После чего поются: входный стих «Приидите, поклонимся» (Пс. 94:6 с тем же припевом), во время которого священнослужители входят в алтарь; и тропари и кондаки по входе, «Слава», «И ныне» которых и является заключительным «Слава», «И ныне» 3-го антифона.

В настоящее время вседневные антифоны поются очень редко, так как они предписаны лишь для малых праздников (т. н. малые святые или святые без знака) богослужебного года, а по мере прославления святых и соответственного увеличения полиелейных служб, предусматривающих изобразительные и блаженны, число таких праздников уменьшается. Однако независимо от того, изобразительные ли поются или антифоны, после второго псалма следует гимн «Единородный Сыне» – тропарь, введённый в богослужение при императоре Юстиниане Великом в 535-536 гг., выражает учение Церкви о Домостроительстве спасения.

Продолжение: «История появления антифонов на Литургии»

Список использованных источников:

5. Коляда, Е. И. Антифон / Е. И. Коляда, С. И. Никитин, М. С. Желтов, С. Н. Лебедев, Н. И. Ефимова // Православная энциклопедия. – 2009. – Т. 2. – С. 554-560.

6. Лукашевич, А. А. Блаженны / А. А. Лукашевич, А. А. Турилов, З. М. Гусейнова // Православная энциклопедия. – 2009. – Т. 5. – С. 347-352.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *