Содержание

Греция и Рим погибли для себя, …

но сохранились для человечества…

§1. Исторические сведения об античном мире.

Во втором тысячелетии до н.э. в Южной Европе, на Балканском полуострове, омываемом Средиземным и Эгейским морем, расцвела удивительная цивилизация, которая стала фундаментом всей последующей культуры народов Европы.

Древние греческие племена себя именовали эллинами, а свою страну – Элладой. Родословная эллинов теряется в XII в. до н.э. В истории Древней Греции известно несколько периодов ее развития. Самый древний – крито-микенский (II тыс. до н.э.) известен величественными дворцами и героическими событиями, важнейшим из которых явилась знаменитая Троянская война. Приблизительно за 1200 лет до Рождества Христова крито-микенская цивилизация была уничтожена неизвестными племенами, а в последующие столетия Греция представляла собой довольно бедную и слаборазвитую страну. В VIII в. до н.э. вновь началось быстрое развитие Греции. Этот период вошел в историю как время независимых городов-государств, важнейшими из которых являлись Афины и Спарта. Успешно отразив нападения со стороны Персидского государства, Греция переживала период расцвета культуры и демократии. Но уже в IV в. до н.э. междоусобные войны привели к тому, что греческие города попали под власть Македонского государства. Это время называется эллинским периодом в истории Греции, когда на смену полисам приходят крупные царства.

Древнеримское государство значительно моложе Эллады. Оно находилось на территории современной Италии, на Аппенинском полуострове (северное побережье Средиземного моря). Римское государство было создано небольшим племенем латинов, проживавших в местечке Лациум. 753 год до н.э., год основания Рима, начинает отсчет и древнеримской истории. Для Рима характерны дальнейшее развитие рабовладельческого строя, накопление богатства и расслоение общества на патрициев и плебеев, распад полисов и переход от республиканской формы правления к империи. Исподволь назревшие противоречия, неумолимый кризис рабовладельческой системы, нравственный и моральный упадок, восстания рабов и нашествия варваров – все это в конце концов привело к крушению Римской империи, просуществовавшей до 476 г. н.э. История Рима – это непрекращающиеся захватнические войны, которые делали из римлянина прежде всего солдата. Кроме того, интенсивное развитие торгово-денежных отношений наложило в дальнейшем отпечаток на формирование таких отличительных черт римлянина, как деловитость, практицизм, что, в свою очередь, сказалось на римской культуре и литературе. История Древнего Рима богата грандиозными событиями, ее невозможно оценить однозначно: Рим и велик, монументален, грандиозен, и одновременно страшен. Он дал беспримерные образцы силы человеческого гения и вместе с тем — жестокости, слабодушия, коварства.

§2. Древняя Греция — колыбель европейской культуры.

Порой мы воспринимаем античность как эпоху, бесконечно от нас отдаленную, знакомую лишь по учебникам истории, о которой нам изредка напомнят реалии сегодняшней жизни: автобусы «Икарус”, банки «Гермес”, космическая программа «Аполлон”, конкурс певцов «Золотой Орфей” и т.п. Но античность не утрачена нами. Многое из созданного древними эллинами органично вошло в нашу жизнь. В нашей речи мы встречаемся со множеством слов греческого и латинского происхождения:, эстетика, логика, диалектика экономика, политика и др. Глядя на архитектуру дворцов, стадионов, театров, храмов, окружающих нас зданий, мы и не задумываемся о том, что всевозможные конструктивные элементы — колонны, капители, арки, своды, барельефы и т.п. были придуманы древними греками, использовались в их строительной практике. Древние эллины явились во многих отношениях основоположниками. Еще философ Демокрит утверждал, что мир материален и состоит из мельчайших частичек — атомов. А имена великих ученых античности Архимеда, Пифагора, Евклида знакомы каждому школьнику. Древние греки положили начало точным, естественным и гуманитарным наукам: физике и математике, анатомии и астрономии, философии и филологии, педагогике и эстетике. До сих пор сохраняют свою актуальность многие выводы Платона и Аристотеля о сущности и законах искусства. Греки заложили основы исторической науки, внесли неоценимый вклад в теорию и практику красноречия.

Одной из главнейших заслуг древних эллинов, наряду с созданием великой культуры и литературы, было то, что они подарили человечеству бесценную идею демократии, в основе которой лежат коренные принципы: выборность, ответственность и сменяемость власти. С той поры история знает много разных форм правления: монархия, деспотия, империя, тоталитарные режимы, но только демократия выдержала все испытания временем. Уинстон Черчилль как-то сказал, что демократия отнюдь не совершенна, но ничего лучше ее человечество до сих пор не придумало.

§ 3. Понятие античной литературы.

Если Греция — колыбель европейской культуры, то греческая литература — это основание, фундамент литературы европейской. Слово «античный” в переводе с латинского обозначает «древний”. Но не всякую древнюю литературу принято называть античной. Этим словом обозначается литература Древней Греции и Древнего Рима (IX в. до н.э. — V в. н. э.). Причина для такого выделения одна, но очень важная: Греция и Рим — прямые предки нашей собственной культуры. Наши представления о человеке, его месте в мире, о роли литературы в жизни общества, о делении литературы на эпос, лирику и драму, о стиле и стихе, даже о языке с его склонениями и спряжениями — все они в конечном счете восходят к тем представлениям, которые сложились в Древней Греции, были переданы Древнему Риму, а потом разошлись по Западной Европе, а оттуда — по Руси.

В последнее время много говорится об общечеловеческих ценностях. И в этом смысле греческая литература являет нам классические образцы. Как и во времена Гомера и Эсхила, человек рождается и умирает, болеет и стареет, любит и ревнует, растит детей, проявляет скупость и щедрость, эгоизм и доброту, великодушие и жестокость, властолюбие и покорность. Именно эти изначальные качества человеческого характера запечатлены с непревзойденным художественным мастерством в великих творениях Гомера и Эсхила, Софокла и Еврипида, Аристотеля и Архилоха, Анакреонта и Сафо. Вот почему и сегодня нас волнуют творения древних эллинов.

Что касается римской литературы, то долгое время бытовало несправедливое мнение, что римская литература лишена оригинальности, что она — не более чем бледная копия литературы греческой. Однако это далеко не так. Римская литература самобытна, отмечена своими специфическими особенностями. Во-первых, это литература, созданная на латинском языке, тяготеющая к жанрам, связанным с практической жизнью. Например, самый высокий жанр — эпос — служит для прославления государства и императора; театр, в отличие от древнегреческого, утрачивает свою воспитательную функцию и имеет главной целью развлечение. Широкое развитие получило красноречие как жанр, наиболее достойный римского аристократа. Очнь популярна была историческая проза. Во-вторых, Рим был очень тесно связан с греческой литературой и культурой. Римские писатели использовали сюжеты греческой литературы, ее формы и художественные приемы, но творчески перерабатывали их для решения своих национальных задач. В-третьих, римская литература отразила более поздний по сравнению с греческой исторический этап, когда происходил распад гражданского общества, а личность все явственнее противостояла государству. Отсюда особое внимание к внутреннему миру личности, к ее переживаниям. Эти объясняется особая популярность римской литературы в эпоху Возрождения. В то же время при всех замечательных художественных достоинствах и достижениях римская литература все же несла на себе печать «вторичности” и уступает греческой в глубине эстетического анализа, в масштабности и художественной правде.

§4. Судьба античной литературы.

Сюжеты, герои и образы античной литературы отличаются такой законченностью, ясностью и глубиной смысла, что к ним постоянно обращаются писатели последующих эпох. Античные сюжеты находят новое толкование в творчестве писателей эпохи Возрождения и Просвещения, в творчестве поэтов-романтиков 19 века и в наши дни. Так было во времена создания новой гуманистической литературы в эпоху Возрождения, когда после нескольких столетий забвения вновь были открыты для человечества великие сокровища античной культуры. Опыт античной литературы был неоценим для таких титанов Возрождения, как Данте и Петрарка, Эразм Роттердамский и Рабле, Сервантес и Шекспир. Так было в эпоху Классицизма, когда на вооружение были взяты «высокие” жанры античной драматургии и эстетические принципы искусства, сформулированные Аристотелем, что нашло отражение в творчестве Корнеля и Расина, Вольтера и Буало. Так было и в эпоху Просвещения, когда началось повальное увлечение античностью, ее искусством и литературой, наиболее ярко проявившееся в творчестве Гете и Шиллера. В эпоху романтизма античные сюжеты и образы вдохновляли Байрона и Шелли, Гельдерлина и Китса. Писатели XX века тоже черпают вдохновение у античных авторов. Широко известны произведения Джойса, Камю, Гауптмана, Юджина О´Нила и др. на античные темы.

Заметно влияние античности на русскую культуру и литературу. Живым взаимосвязям античной и русской культуры способствовало то, что греческие поселения находились также на территории Руси — северный берег Черного моря и Крым были когда-то греческими колониями. Уже в «Повести временных лет” (XII в.) содержатся сведения о великом пути «из варяг в греки”. Ярослав Мудрый, правитель Руси с по с принятием христианства привлек переводчиков греческих книг, Иван Грозный создал обширную библиотеку греческих авторов. В основанной в Москве в 1687 г. Славяно-греко-латинской академиии латинский и греческий языки были наиглавнейшими учебными дисциплинами. Основанный в 1755 г. Московский университет стал одним из главных центров изучения античной культуры и литературы. Античная культура входила в российский быт. Парки и дворцы украшались античными скульптурами, латинский и греческий языки и античная литература изучались в гимназиях. Значительную роль играли античные мотивы и образы в творчестве русских писателей и поэтов — Г.Р.Державина, В.А.Жуковского, А.С.Пушкина, В.Брюсова, О.Мандельштама и др.

§ 5. Периодизация и особенности античной литературы.

В своем развитии античная литература прошла несколько этапов и представлена классическими образцами во всех литературных видах: это эпос и лирика, сатира, трагедия и комедия, ода и басня, роман и идиллия, поэзия и проза. Во главе всех жанров в античной литературе стояла поэма — героическая, дидактическая, историческая. Именно поэма и открывает собой древнейший период развития античной литературы — IX-VIII вв. до н.э. Период VII- VI вв. до н.э. называется архаическим и отмечается бурным расцветом лирической поэзии. V-IV вв. до н.э. называют классическим периодом в греческой литературе. Он знаменит расцветом античной драмы. Эллинский период (III-I вв. до н.э.) характеризуется развитием прозы, а в Римский период (I-II вв. н.э.) греческая литература как бы получает новый толчок к развитию всех литературных видов. С середины III в. н.э. греческая культура переживает заметный упадок. В истории римской литературы обычно выделяют два периода развития. Первый — литература эпохи республики, второй — литература эпохи империи, который, в свою очередь, подразделяется на «золотой” и «серебряный” века.

Гомер
Софокл
Геродот
Еврипид
Гиппократ
Аристофан
Платон
Аристотель
Евклид
Архимед

Древние греки ощутимо повлияли на западное общество. Именно греками были открыты бесчисленные науки и литературные жанры: их произведения в более-менее полном виде дошли до наших дней. Сейчас мы познакомимся с десятью наиболее влиятельными античными писателями. Есть нечто, что их объединяет, — речь идет о том влиянии на современную культуру и общество, которое они оказали. Пройдемся в порядке хронологии.

10. Гомер

(VIII-ой век до н.э.)

Гомер прославился двумя эпическими поэмами: «Илиадой» и «Одиссеей». «Илиада», по всеобщему признанию, является старейшим произведением западной литературы. Даже сами греки признают влиятельность Гомера и не считают достаточно образованными тех своих соотечественников, кто не читал его произведений. При этом до сих пор ведутся споры относительно того, является ли Гомер реальной исторической фигурой. О нем и его жизни неизвестно абсолютно ничего. Произведения «Илиада», и «Одиссея» внесли огромный вклад в литературу. Фактически даже Шекспир написал одну из своих пьес на основе «Илиады».

9. Софокл

(496-406 гг. до н. э.)

Софокл был трагиком и написал за всю свою жизнь 123 пьесы. Из рукописей уцелели лишь семь, но они стали настоящей классикой. Речь идет о таких произведениях, как «Антигона», «Царь Эдип» и «Электра». Он развивал театральное искусство путем добавления массовки, сокращения важности хора и введения сценографии. Софокл также упразднил традицию ставить трагедии в форме трилогии. Он сделал так, чтобы каждая постановка была самостоятельной, что увеличивало их драматизм.

8. Геродот

(484-425 гг. до н. э.)

Геродот признан отцом истории Западной культуры. Он приблизил историю к науке, систематически собирая и упорядочивая материалы, а также проверяя их соответствие действительности. Геродот также был талантливым рассказчиком. Сама по себе история слова истоками уходит к книге Геродота «История» (а «история» в переводе с греческого языка означает «расспрашивание»). Эта книга также признана первым историческим произведением в Западной культуре.

7. Еврипид

(480-406 до н. э.)

Еврипид — еще один греческий автор трагедий. Он написал порядка 95 пьес, 18 из которых дошли до наших дней в полном объеме, а большинство уцелело лишь фрагментарно. Его самые известные произведения — «Алкеста», «Медея» и «Вакханки». Его пьесы для своего времени казались слишком современными, персонажи в них изображались очень реалистично, и среди них можно было увидеть сильных женщин и мудрых рабов, что для того времени было несвойственно и считалось отступлением от традиций. Еврипид — греческий трагик, оказавший огромное влияние на европейскую трагедию в целом.

6. Гиппократ

(460-370 гг. до н. э.)

Гиппократ был врачом и отцом всей медицины. Гиппократовский корпус — коллекция размышлений на различные медицинские темы — насчитывает 70 работ. Значительная их часть основана на случаях из практики. Самая известная работа Гиппократа — «Клятва», рассказывающая о врачебной этике. Производные положения этой клятвы и по сей день принимаются врачами всего мира. Непосредственный вклад Гиппократа в медицину состоит также в описании огромного количества заболеваний. До сих пор подвергается сомнению тот факт, был ли сам Гиппократ автором Гиппократовского корпуса. Многие склоняются к точке зрения, что как минимум несколько его частей были написаны учениками и последователями великого медика.

5. Аристофан

(446 — 386 гг. до н. э.)

Аристофан был драматургом, писавшим комедии. Он написал 40 пьес, 11 из которых дошли до наших дней в виде законченных рукописей, а от других остались лишь фрагменты. Пера Аристофана боялись, поскольку он мог высмеять и обидеть знаменитых афинян. Платон обратил внимание на его пьесу «Облака», которая выступала ключевым аргументом в суде над Сократом. Однако так ли это было на самом деле — вопрос спорный. Другие примечательные работы, вышедшие из-под его руки, — «Осы» и «Лисистрата». Работы Аристофана не только оказали художественное влияние на дальнейшее развитие театра, но и стали подлинными историческими свидетельствами жизни в Афинах.

4. Платон

(424-348 гг. до н. э.)

Платон был учеником Сократа. Поскольку сам Сократ после себя никаких письменных трудов не оставил, его философские идеи мы узнаем в основном из работ Платона. Не меньше, чем сам образ мысли Сократа, на Платона сильно повлиял суд над ним, в котором последний выступил свидетелем, когда ему было 29 лет. Платону приписывается авторство 35 диалогов и 13 писем, самыми известными из которых являются «Государство» и «Пир». Платона почитают как одного из отцов западной философии, а его теория эйдосов (чистых идей) и идея идеального государства (обе изложены в «Государстве») активно обсуждаются и по сей день.

3. Аристотель

(384-322 гг. до н. э.)

Аристотель был учеником Платона и первым, кто осмелился раскритиковать его. Сохранились 47 его произведений, большинство из которых по своей сути — лекции. Аристотель — последний из великих греческих философов (два других — Сократ и Платон), он также был признан первым биологом. Он открыл логику как науку, заложил основы научного метода, писал он и на другие различные темы. Аристотель некоторое время был учителем Александра Великого и оказал большое влияние на Фому Аквинского, а, следовательно, на католическое образование и теологию.

2. Евклид

(приблизительно 300 год до н. э.)

Евклид был математиком и отцом геометрии. О его жизни известно очень мало, но свидетельства его научной деятельности есть в Александрийской библиотеке. Его главное произведение — «Начала» — до сих пор используется как учебник математики, а по количеству проданных копий оно уступает лишь Библии. Книга содержит в себе систему математических доказательств, которые составляют основу современной математики.

1. Архимед

(287 — 212 гг. до н. э.)

Архимед был математиком, инженером, изобретателем, физиком и астрономом. Он знаменит изобретением Архимедова винта — механизма для перемещения воды, который используется по сей день. Он также очень точно рассчитал значение числа Пи. Архимед открыл, как определить объем объектов нестандартной формы путем погружения их в воду. Легенда гласит, что Архимед, сделав это открытие, выбежал на улицу голым (он был так взволнован, что забыл одеться) с криком: «Эврика!» («Я нашел!»).

Из книги Д. Дилите
Античная литература
Пер. с литовского Н.К. Малинаускене

ISBN 5-87245-102-4
ГЛК, 2003. Обложка, 487 стр. Цена 150 р.

Античная литература заканчивается во II в. н. э. Слово «заканчивается» означает не ее смерть, а другую, иную жизнь. Слово «заканчивается» говорит, что в это время она созрела, полностью использовав свои возможности. Как созревший золотой колос, она рассыпала зерна, из которых за восемнадцать столетий взошли посевы на широких просторах других эпох. Кто предпочитает более величественные образы, тот может представить, что история всемирной литературы есть аналог Великого взрыва. Как после Великого взрыва, с расширением первичной материи, живет Вселенная, так, с распространением античной литературы, живет мировая литература.

История этого распространения такова. Апулей был последним значительным римским писателем в античности. Постепенно нараставший общественный, государственный и идеологический кризис разразился в III в. н. э. Рим в то время дышал угаром смуты: происходили восстания рабов и низов общества, с севера рвались германцы, с востока — арабы, войска одно за другим провозглашали императоров. Во время кризиса (235—323 гг. н. э.) их было тридцать семь. Римское государство просуществовало еще почти 200 лет, но было уже не античным, а феодальным, христианским, абсолютистским государством, и его литература — это литература Поздней античности и Раннего средневековья.

В IV в. (394 г.) христианство стало единственной государственной религией. Литература христианского Рима переняла принципы поэтики языческого Рима. Распространено справедливое положение, что культура Европы выросла на фундаменте Афин и Иерусалима. Однако, говоря о литературе, хотелось бы его уточнить: камни Иерусалима всегда обтесывались по модели мраморных плит Афин; имена библейских персонажей и элементы сюжета Библии соединились с античными, и это смешение должно было подчиниться законам античной поэтики. Пруденций (IV в. н. э.) писал христианские гимны метрами Горация, в творчестве Клавдиана (IV в. н. э.) и Авзония (IV в. н. э.) Иисус Христос мирно уживается с Аполлоном и всеми девятью музами. Отцы церкви перенимают жанр диатрибы и оглядываются на Цицерона. Они чувствуют себе несколько неуютно, что учатся у языческих авторов, но других учителей пока нет.

Были еще языческие писатели (Аммиан Марцеллин, Сервий, Аврелий Виктор — IV в., Макробий — Vв.), но их сочинения всегда имели оттенок апологии древних времен и полемики с христианами.

IV век значителен и тем, что папирусные свитки были заменены на тетради, называемые кодексами. Сочинения античных писателей стали переписывать на них. Переписывается то, что в данный момент кажется актуальным и ценным, что подходит для чтения в школах, что помогает при обучении искусству красноречия и поэтики, что необходимо для познания истории. Более редкие, забытые уже в предыдущие столетия или в то время непопулярные сочинения не были переписаны в кодексы и не сохранились.

В IV в. (395 г. н. э.) Римская империя разделяется на Восточную и Западную. Отдельно существующие части государства начинают абсолютизировать свою культуру. В восточной части империи латинский язык никогда не был распространен, однако теперь и в западной части перестают изучать греческий язык, не читают больше греческих авторов. Поэтому интенсивнее переводят с греческого языка на латинский. Боэций (V в.) переводит два сочинения Аристотеля по логике, которые Запад будет читать по-латыни в средние века.

В 476 г. н. э. Рим пал. В VI—VII вв. Европу покрывает облако «темных времен». Школ больше нет. Почти забыта письменность, уже мало кто умеет читать.

В восточной части бывшей империи, Византии, традиция не прервалась. Здесь переписывали и читали греческих античных авторов. Этот процесс в то время не оказывал влияния на Западную Европу, тем не менее византийский период значителен тем, что были сохранены греческие античные сочинения, позднее попавшие на Запад.

Культура Западной Европы начинает вставать на ноги, когда в VIII в. Карл Великий делает уже не живой латинский язык языком своего государства. Сам правитель научился читать, когда ему было более сорока лет. Он основал школу, которую в честь Платона назвал Академией. Здесь читали римских авторов. С тех пор латинский язык начали изучать как не родной или не государственный язык. Школ постепенно становилось все больше. В XI в. было основано много монастырских школ. В XII в. не только духовные лица, но и чиновники начинают учить письму, в XIII в. стали появляться университеты. Бо всех учебных учреждениях все предметы преподавались по-латыни. Грамматику изучали по сочинению Доната IV в., риторику — по трактату Цицерона «О нахождении материала и доказательств» и приписываемой ему «Риторике к Гереннию», диалектику — по упомянутым сочинениям Аристотеля, переведенным Боэцием. Наряду с христианской литературой в качестве учебного материала и образцов читались Вергилий, Овидий, Стаций, Лукан, Теренций.

Ученики, преподаватели и выпускники школ, академий, университетов и сами сочиняли. Монахи и священники — теологические трактаты, проповеди, гимны; не имеющие постоянного прихода клирики и студенты, странствующие из одного университета в другой (ваганты), — песни, гимны, стихотворения; ораторы судебных залов и дворцовых гостиных — внушительные речи.

В средние века был популярен жанр поэмы. Много поэм было создано на латинском языке по мотивам Троянской войны, мифа об аргонавтах, походов Александра Великого. Поэмы Гомера и другие греческие произведения были неизвестны, но мифологические сюжеты распространялись через читаемые римские сочинения и через прозаические пересказы, пришедшие из V в. н. э. С XII в. такие поэмы начали создавать на родных языках. Хотя названия и романов, и поэм указывают на античность («Роман об Энее», «Фиванский роман», «Роман о Трое», «Энеида», «Песнь о Трое» и т. д.), сами произведения не являются повторениями или переводами античных сочинений. В них очень много оригинальных, фантастических мотивов и элементов сюжета, которые, если угодно, можно назвать и искажениями.

Например, Брисеида считается дочерью Калханта, рассказывается история любви ее и Троила. Описываются рыцарские турниры и дуэли. В произведениях, изображающих Александра Великого, друзья полководца — его вассалы-бароны, а интрига романа часто опирается на то, что некий бедный рыцарь оказывается родственником кого-нибудь из этих друзей. Александр — супермен: он опускается на дно океана, гостит в стране снега и воды, в крае ветра и отовсюду возвращается живым и невредимым. В XIV и XV вв. было популярно прозаическое сочинение на латинском языке «Римская история». Широко распространились и его варианты на английском и немецком языках. В этом произведении крупицы греческой и римской истории переплелись с житиями святых, сказочные чудеса — с дидактическими поучениями. Здесь также не заботились ни о мифологической, ни о хронологической, ни о какой-либо другой правде: Сократ излечил заболевшую дочь императора Клавдия и за это получил ее в жены, Ариадна изображается как дочь императора Веспасиана и т. п. Людская молва превращает Платона во врача, Цицерона — в рыцаря или трубадура, Вергилия — в колдуна.

С XIV в. таких неточностей становится меньше. С распространением принесенного на заре Ренессанса духа активности, революционных социальных и религиозных идей, с абсолютизированием человеческих возможностей, взгляд гуманистов направляется к античности. Они ищут в ней силу и величие как опору для своего размаха . Они роются в библиотеках монастырей и капитулов, переписывают найденные там покрытые плесенью кодексы. Петрарка находит речи и письма Цицерона, части истории Ливия и сочинения Квинтилиана, стихотворения Катулла и Проперция, Боккаччо переписывает Тацита, Цицерона, Варрона. Петрарка всю жизнь пишет по-латыни сочинение «О знаменитых мужах», стараясь представить как можно более точные сведения о римлянах от Ромула до Цезаря, однако это сочинение не заканчивает, поскольку находятся все новые данные. В XV в. Юлий Помпоний Лет с единомышленниками пытается вернуться к римскому быту и религии, сочиняет трактат на эту тему. Папа Римский в страхе разгоняет это объединение, назвавшее себя Academia Romana. Все гуманисты прекрасно говорят и пишут по-латыни. Некоторые, например, Эразм Роттердамский, забывают родной язык и не выучивают другие новые языки так хорошо, как латинский.

Древнегреческий язык был не так популярен, его понимали только редкие ученые мужи. В XV в., когда турки заняли Грецию, изучение греческих авторов становится более интенсивным, потому что ученые греческие беженцы привезли с собой много рукописей античных авторов. Некоторые рукописи европейские гуманисты купили у турок. Но вообще греческий язык все же был более редким. Поэтому гуманисты перевели на латинский язык Платона (1483—1484), Геродота (1474), Пиндара (1558), Гесиода (1471), Аристофана (1558), Эсхила (1555), Еврипида (1503) и других. Латинский язык и римская литература были мостом между греками и Европой .

C изобретением книгопечатания стали издавать и греческие тексты, однако большинство греческих авторов Европа впервые прочитала на латинском языке. Античные тексты начали печатать в Италии в 1464 г. К 1500 г. были изданы основные римские, к 1520 г. — основные греческие авторы. После знакомства с ними были переняты все античные жанры, особенно расцвели поэмы, эпиграммы, буколики, элегии, драмы. Писали и по-латыни, и на родных языках. Античные сочинения начали переводить на основные новые языки. Переводов стало больше в XVIII в. Тогда были начаты раскопки в Помпеях, Винкельман опубликовал монографию, восхваляющую греческое искусство, открылась красота поэм Гомера, хлынула мода на культуру a la grecque. В парках дворцов и поместий ставили статуи аполлонов, афродит, диан, нимф, изготавливали часы, столики, вазы, коробочки, посуду, табакерки, украшенные орнаментом с виноградными лозами и маленькими статуэтками античных персонажей. Имитируется греческая керамика. Вызывает восхищение античная гармония и красота. Формулируются каноны литературных жанров и стилей. От литературы, как и от других искусств, требуется придерживаться правил гармонии.

Следующее столетие устами философов заявляет, что оно прощается с античностью . Однако, как отмечают исследователи, во все времена античные сюжеты проходят через всю мировую литературу . Даже факты истории Греции и Рима становятся такими же общезначимыми, как греческие мифы, и подходят для выражения самых различных новых идеалов и установок. У. Шекспир создает поэму «Венера и Адонис», трагедии «Антоний и Клеопатра», «Кориолан», «Троил и Крессида», «Тимон Афинский»; Расин — трагедии «Фиваида», «Александр Великий», «Андромаха», «Британник», «Береника», «Митридат», «Ифигения», «Федра»; П. Корнель — «Медея», «Цинна, или милосердие Августа», «Смерть Помпея», «Никомед», «Эдип», «Отон», «Тит и Береника»; П. Б. Шелли — драму «Освобожденный Прометей». Во второй части «Фауста» И. В. Гете действуют прекрасная Елена, Филемон и Бавкида и некоторые другие менее известные античные персонажи, а весь текст пронизан философией неоплатонизма . Ж. Кокто написал драмы «Царь Эдип», «Антигона», «Орфей», «Вакх», «Адская машина»; А. Жид — «Эдип», «Тесей», Ж. Жироду — «Троянской войны не будет», «Электра»; А. Камю — «Калигула»; Ж. Ануй — «Эвридика», «Антигона», «Медея»; Ж. П. Сартр — «Мухи» («Месть Ореста»); Г. Гауптманн — «Ифигения в Дельфах», «Ифигения в Авлиде», «Смерть Агамемнона», «Электра»; Ф. Дюрренматт— «Ромул Великий», «Геракл и Авгиевы конюшни»; Ж. О’Нил — «Электре суждено быть в трауре». Т. Уайлдер написал роман «Мартовские Иды»; Дж. Джойс — «Улисс»; М. Юрсенар — «Мемуары Адриана», «Новая Эвридика». Этот список далеко не исчерпывающий, но его достаточно, чтобы показать развитие античных сюжетов в мировой литературе.

Новая литература более словоохотлива: ее драмы длиннее, романы — толще. В них она вместила всю мудрость сочинений античной литературы и философских трактатов и детализирует то, что когда-то было намечено несколькими штрихами или мазками. Когда реформатор современного театра заявляет, что создает совсем новый, эпический театр, который должен показывать зрителям мир не таким, каков он есть, а таким, каким он должен быть, трудно в этом не увидеть распространение идей драм Софокла. Когда он в своих пьесах изображает не характеры, а типы, его замыслы очень напоминают коллекцию масок Новой комедии. Риторичность драм экспрессионизма развивает то, что давно было открыто античностью. Когда в новых драмах и не только в драмах какой- либо персонаж или группа персонажей комментирует, оценивает, вмешивается в действия других действующих лиц или равнодушно за ними наблюдает, мы узнаем различные функции античного хора.

Некоторые современные авторы создают свои произведения как симфонические или джазовые партитуры то замедляя, то ускоряя темп повествования, позволяя звучать то основной теме, то лейтмотивам, и невольно начинаешь думать, что здесь развиваются принципы знатоков античной риторики, уделявших много внимания ритму, темпу, мелодичности, переплетению основных и второстепенных тем. Мы уже упоминали, что древняя литература, литература живого слова, была очень внимательна к звуку. На «игру» звуком у современных творцов мы можем смотреть как на дальнейшее развитие античной эвфонии.

Излюбленная сюрреалистами и представителями других современных направлений тема безумия, раздвоенного, распадающегося сознания начинается с Эсхила, с персонажей драм Сенеки и Ореста Еврипида, когда этот юноша начал видеть то, чего другие не видят. Модные в настоящее время призраки, появления душ мертвых и сновидения уже в античной литературе были столь же значимы, как и реальность.

Множество современных произведений написано о контрасте и борьбе ума и чувства, духовного и животного начала, о которых говорил и Платон, создавший образ небесного и земного коней души. Новая литература развивает мысли о дружбе, высказанные Цицероном, Вергилием и Сенекой. Изображавшие войны с Наполеоном В. Гюго и Л. Толстой, а также писавшие о войнах XX в. Э. М. Ремарк и Э. Хемингуэй детализируют то, что о сути войны и мира лаконично сказал Гомер и продолжили другие древние авторы. Развиваются далее идеи противопоставления vita activa и vita contemplativa (жизнь действенная и жизнь созерцательная), враждебности большого города естественному существованию человека, отношения Бога и человека, героизма, веры в человеческие силы, жизни и смерти, судьбы, идеи патриотические и социальные. Если автор смотрит на мир с иронией, если для него нет ничего святого, если он надо всем издевается, такая позиция должна считаться развитием идей Лукиана.

Короче говоря, можно было бы сказать, что греческая литература обратила внимание на общественные проблемы и на индивида. Она говорила о ценности личности, о гармоничном развитии духовных и физических сил, разумном единстве свободы личности и требуемого обществом порядка, о едином законе, определяющем природные, человеческие и общественные нормы, о силе и слабости человека, о его теле и душе, страстях и разуме. Блуждание в закоулках человеческого тела и души, а также по подвалам общественной жизни в течение нескольких последних столетий мы можем считать дальнейшим развитием греческих мыслей и образов.

Римская литература продолжала развивать те же самые мысли, но особенно подчеркивала патриотические и национальные идеи, провозглашала верность традициям предков своей страны. Множество сочинений нового времени — это дальнейшее развитие этих идей. Даже когда античность отрицается, пересматривается, пародируется, все же на нее опираются, поскольку в случае отрицания то, что отрицается, есть основа для существования того, что утверждается. На античность опираются и тогда, когда автор не подражает действительности, не изображает ее, не учит читателя, а старается его шокировать и ошеломить, то есть когда он демонстрирует установки, противоположные классическим. Античность в таком случае существует как подразумеваемое качество, которое автор стремится отрицать.

Итак, идет вечное развитие античной литературы. Во все времена оно не было и не является сейчас механическим повторением готового античного слова. Распространение предмета не есть его повторение, это сложное растворение, расширение, разделение предмета, присоединение к нему новых элементов.

Это распространение может происходить и бессознательно, то есть без ощущения у самого автора присутствия античности. В таком случае античные элементы проникают через другие литературы, через другие области культуры или вообще непонятно откуда приходят в чуткие сердца творцов. Однако мы можем обнаружить и множество примеров сознательной преемственности и опоры на античность.

Перечисленные ранее произведения, написанные на античные сюжеты, вне сомнения, есть сознательное обращение к античности. Образы певцов Лина и Орфея, домашних божеств Ларов, идея гармонии, понимание бытия и смерти как тождества, форма элегического дистиха в поэзии Р. М. Рильке также есть сознательная опора поэта на античность. У. Б. Иейтс сознательно манипулирует мыслями Платона, Эмпедокла и др., пришедшими из античности. Г. Гессе сознательно играет образом Касталии, а Р. Фрост — настроениями буколик Феокрита. Эти и другие авторы сознательно перенимают античные элементы, чтобы их усилить, разложить и создать нечто немного иное. Из античного пшеничного зернышка выросло множество различных хлебов. В излюбленном современной литературой смешении жанров, сюжетов, слов, мыслей, чувств всегда светится множество элементов, вышедших из глубин античности, всегда мы найдем то, что Эсхил считал крошками со стола Гомера. Культура слова была заменена культурой письма, язычество — христианством, ремесло — промышленной индустрией, вера в гармонию — верой в хаос, а распространение античного слова как первичной материи все еще продолжается.

Образец античной архитектуры – постройки Акрополя.

Когда говорят об античной архитектуре, прежде всего, имеют в виду искусство Древней Греции. Над созданием самого известного античного ансамбля Древней Греции — Акрополя – с 6 века до н.э. трудились архитекторы Калликрат, Иктин, Архилох, Мнесикл. С 447 г. до н.э. строительством руководил скульптор Фидий. В конце 19 века были проведены реставрационные работы, в ходе которых был частично восстановлен облик Акрополя, заново возведен храм Ники Аптерос. Архитектура античности явилась образцом, которому подражали зодчие Римской империи, Ренессанса, классицизма. Древние греки преуспели в развитии многих наук, в том числе геометрии, применив ее законы для определения пропорции, оценивая с ее помощью гармоничность объекта. Основным достижением архитекторов античной архитектуры Древней Греции стало открытие ордерной системы. Были созданы дорический (Парфенон), ионический (храм Ники Аптерос), коринфский ордер (Олимпейон в Афинах).

Дорический храм Парфенон, посвященный Афине Парфенос. Начало строительства 447 г. до н.э., храм освятили в 438 г.

Храм Ники Аптерос (Победы Бескрылой) — ионический храм. 427—424 гг. до н. э. Архитектор Калликрат.

Храм Зевса Олимпийского. Олимпейон в Афинах. 6 век до н.э. – 2 век до н.э.

Мегарон – прямоугольное сооружение с очагом посередине.

Античная архитектура Древней Греции до 5 века до н.э. называется архаичной. В тот период начали возводить храмы, посвященные греческим богам. В основе любого храма было строение по типу мегарона. Архаичные храмы строили из необожженного кирпича, они имели двускатную деревянную крышу. В то же время формировалась культура строительства колоннад перед фасадом здания. Храмы того времени были в плане прямоугольными, внутри них находилось наос – святилище. Колонны могли располагаться перед основным фасадом (Храм в Антах) — простиль, на двух фасадах с разных сторон – амфипростиль, или же они располагались вдоль всего периметра, создавая перипетр.

Простиль в античной архитектуре.

Амфипростиль в архитектуре античной Греции.

Перипетр в античном сооружении.

Этрусская культура существовала до н.э. на территории современной Италии. В 3 веке до н.э. Этрурия – страна этрусков – попала под владычество Рима. Этруски строили города с каменными домами, которые имели внутренний дворик, атриум, водоем. Этруски применяли при строительстве математические законы, использовали пропорциональные соотношения, ритм в оформлении зданий. Этрусские храмы напоминали греческие, они устанавливались на высоком фундаменте, к входному портику вела лестница. При возведении храмов использовали ордер, который впоследствии, уже в эпоху Возрождения, получил название тосканского (тосканские колонны напоминают дорический ордер, но имеют гладкую поверхность и базу, антаблемент не имеет членений). Двускатные кровли из терракотовых черепиц выступали над портиками, их поддерживали колонны с капителями, редко расставленные вдоль основного фасада. Храмы были украшены статуями и узорными фризами из терракоты (примеры храмового декора находятся в музее Вилла Джулия — это терракотовые модели храмов из Вульчи – 6 век до н. э., скульптурный фронтон из Неми — конец 6 – 3 вв. до н. э.) Среди храмового декора были антефиксы – вертикально расположенные плиты из камня или дерева, закрепленные у карниза кровли. Антефиксы выполняли двойную функцию: они служили как оберег от злых сил, а также были водоотводами. Подобные храмы стали образцом для храмовой античной архитектуры римлян. Из редких, частично сохранившихся примеров этрусского искусства можно назвать руины храмов: акрополь в Марцаботто и Пирге.

В античной архитектуре храмы устанавливались на прямоугольный высокий фундамент со ступенями, на которых собирались верующие (внутрь храма они не входили, там размещалась большая статуя греческого бога, в меньшем зале располагалась сокровищница). Иногда строили храмы круглой формы с круглыми перипетрами. Вокруг храмов устанавливали ограду, с помощью скульптурных композиций создавались храмовые ансамбли, как например, в Афинах, Приене, Дельфах, Олимпии. Афинский Акрополь, возведенный в период властвования Перикла – образец храмов архитектуры античности – с дорическим Парфеноном и храмом Ники Аптерос. Жилые дома в Древней Греции периода архаики представляли собой прямоугольные здания с вестибюлем. Архитектура античности в 5-6 вв. вступает в классический период, планировка жилого дома становится сложнее и состоит из мужской (в передней части дома) и женской половины. Обе половины имели выход во внутренний дворик. Кровля обычно была плоской, а плоские фасады без украшений, выходящие на улицу, не имели окон. Архитектура античности Древнего Рима многое переняла у греков и этрусков.

Терракотовые антефиксы из Южного святилища в Вейях.

Античная архитектура Рима создавалась разными народами, которые попали в зависимость от воинственной республики. Богатства, поступающие из завоеванных стран, послужили толчком для появления новых храмов и дворцов. В 1 веке до н.э. Рим превратился в империю, и основным направлением в зодчестве стал «августовский классицизм», оказавший в дальнейшем огромное влияние на европейскую архитектуру. В это время появилось большое количество общественных зданий, форумов. Сооружения украшались лепниной, каменным рельефом, скульптурами крышами с фронтонами. При императоре Нероне был возведен знаменитый Золотой дом. Во время правления Андриана (125 г. н.э.) — построен Пантеон. Античная архитектура Рима, как и древние верования римлян, приходит в упадок с восхождением на трон императора Константина, принявшего христианство. После 313 г. н.э. – года официального провозглашения христианства как государственной религии – начали возводить христианские храмы, которые по форме напоминали античные сооружения. Константин перенес столицу в бывший город Византий, назвав его Константинополем, Рим сложил с себя функции столицы империи. В результате архитектура античности, хотя еще и сохраняла свое влияние, потеряв идеологическую составляющую, постепенно стала только традицией.

Автор текста: М. Костин

Античная литература (по-латыни «антиквус» значит «древний»), т. е. литература Греции и Рима, зародилась несколько тысячелетий назад. Она была самой ранней литературой в Европе. Греческая литература, или, точнее, письменные памятники греческой литературы, возникла в Греции не раньше VIII в. до н. э. Ей предшествовало огромное устное творчество греческого народа, развивавшееся в течение многих столетий.

Первые известные нам памятники греческой литературы – это поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Они и явились результатом этого векового развития устного народного творчества в Греции.

Периодом наивысшего развития греческой литературы был V век до н. э., который называется также периодом греческой классики. В эту эпоху творили величайшие драматурги-трагики Эсхил, Софокл, Еврипид, комедиограф Аристофан.

В дальнейшем, особенно, когда Греция вошла в состав Римской империи, греческая литература теряет свою самостоятельность и чистоту, испытывая различные иноземные влияния. Последние античные писатели умирают в V в. н. э.

Первые литературные памятники в Риме мы находим в III в. до н. э. Периодом расцвета римской литературы был I век до н. э. История ее завершается вместе с падением Западной Римской империи в V в. н. э.

Таким образом, то, что обыкновенно называется античной литературой, охватывает огромный промежуток времени в 1200 лет, начиная от VII в. до н. э. и кончая V в. н. э. Таковы его хронологические рамки.

Античная литература всегда привлекала к себе героикой, высокими гуманистическими идеями, непосредственностью и свежестью.

Античность вдохновляла и вдохновляет поэтов и художников, мыслителей и ваятелей. Она – живой родник, который столетия питает мысль человека, почва всей современной европейской цивилизации.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *