Ольга Юрковская специально для 7ya.ru

В последнее время о семейном образовании много пишут и говорят, и перспектива учить ребенка дома кажется многим вполне реальной. Родители забирают ребенка из школы — и разочаровываются в семейном обучении. Почему это происходит и кому все-таки удается домашнее обучение, рассказывает Ольга Юрковская — психолог, многодетная мама, автор книги «Образование для жизни. Школьная программа с пользой и без насилия».

Почему домашнее обучение для одних родителей — счастье, а для других — разочарование?

Много лет я наблюдаю типичную ситуацию: родители, начитавшись восторженных отзывов о хоумскулинге или домашнем обучении детей, оформили ребёнка на индивидуальный учебный план, а затем выяснили, что не справляются с учебой. У ребенка нет мотивации заглядывать в учебник, у мамы нет желания «стоять над душой», а папа и вовсе самоустранился от совместного выполнения заданий по математике. Как итог, хоумскулинг признается неэффективной системой, разочарованию нет предела, мамские форумы наполняются очередными дискуссиями и язвительными комментариями. При этом никто не понимает, что изначально был применен неверный стратегический подход.

Хоумскулинг — это не проще. Это лучше

Не стоит забирать ребенка на семейное обучение, если мама наивно полагает, что ей станет проще и легче. Не нужно будет ходить на родительские собрания, оплачивать сборы, выслушивать гневные отповеди учителей и ругаться по поводу успеваемости. Да, это приятный «бонус» домашнего образования, но следует сразу понимать наиважнейшую вещь: ребенок не мотивирует сам себя на изучение школьных предметов.

Потому что наши дети не глупее нас, и они прекрасно понимают всю бесполезность школьной программы. Вы сами представьте, что завтра начальник на работе прикажет вам каждый день совершенно бесплатно в течение года учить наизусть статьи из Википедии. Причем рандомно, на неинтересные вам темы, которые вы никак в своей профессиональной сфере применить не сможете. Ни одна из этих статей вам в жизни никогда не пригодится.

Ответьте себе честно, сможете ли вы это делать? Сможет ли коллега или мама замотивировать вас ежедневно тратить несколько часов свой жизни на заучивание ненужных непонятных статей и фактов? Конечно, вы не понимаете, зачем вам это делать, когда за это не платят, занятие не доставляет вам удовольствия, прикладной ценности у него нет.

И точно так же не понимает ребенок, зачем ему учить наизусть этот странный набор фактов, которые в случае необходимость можно будет мгновенно нагуглить. В школе мотивацией является запугивание учителем. Есть ряд механизмов, позволяющих заставить ребенка впихнуть в себя эти ненужные знания. Вызов к доске, громкое унижение на весь класс, размашистые надписи в дневнике, умение настроить референтную группу детей против «двоечницы» и прочие привычные советские методы воспитания послушных марионеток.

Ребенок, боящийся наказаний, вынужден защищать себя путем выполнения глупейших требований. А у родителей эти агрессивные механизмы отсутствуют, на любимого ребенка не хочется орать, размахивать ремнем и грозить отправкой на все лето к бабушке в деревню. Поэтому вы окажетесь бессильны и не сможете заставить ребёнка учиться.

Но как-то же у других родителей получается?

Да, и разница между успешными родителями и обычными мамами, не справившимися с самостоятельным обучением ребенка, в правильном идеологическом подходе. Психологически грамотные родители считают развитие личности ребенка, его время, интересы и профессиональные перспективы в будущем более важными и ценными, чем материальные и временные затраты, необходимые для этого.

Эти родители забирают ребенка учиться в семью не ради того, чтобы им стало проще. Наоборот, они понимают, какой это труд и ответственность. И семейное обучение — возможность для ребенка быть более счастливым, реализовать свой человеческий потенциал, максимально раскрыть все свои таланты, а не только те, которые одобряет министерство образования.

Думающие родители понимают, что школьная программа когда-то была рассчитана на формирование фабричных рабочих из крестьянских детей. Она была прогрессивной двести лет назад, но не отвечает современным реалиям. Мы часто говорим о бесполезности большей части знаний, которые детям вбивают в головы одиннадцать лет.

И мы видим, что простой физический труд перестает быть востребованным. Миллионы людей во всем мире оказываются безработными и ненужными, так как у них нет знаний, актуальных для изменившегося мира. На заводах работают огромные автоматические линии, транспорт управляется беспилотным способом, в домах убирают роботы-пылесосы, даже окна помыть можно с помощью автономной техники.

То есть рутинный физический труд в мире будущего не будет нужен никому — людей заменят роботы. Аналогично отпадет нужна в мелких чиновниках и офисных клерках — рутина будет выполняться с помощью компьютерных программ. Уже сейчас прогрессивные страны переходят на электронное правительство. И это будущее уже наступило, глупо и наивно закрывать глаза на прогресс и заставлять ребенка шить себе фартук на уроке труда, тогда как это время стоило бы потратить на изучение современных компьютерных технологий.

Почему вам не стоит переводить ребенка на домашнее образование

И не увеличивать количество противников хоумскулинга, не разобравшихся в том, почему у ребёнка не получилось учиться самостоятельно. Все неуспешные случаи попыток семейного образования сводятся к двум вариантам.

Первый вариант, когда ребенок педагогически запущен, потому что сидит целый день с планшетом и играми, ничего не изучает, на секции и кружки не ходит, со сверстниками не общается. А его мама занята написанием гневных отповедей в социальных сетях, пока папа зарабатывает деньги на семью. Таким родителям безразлично, как развивается отпрыск. В этом случае действительно стоит отвести ребенка в школу.

Второй вариант — когда родители считают, что школьные предметы зачем-то очень нужны, но никак не могут заставить ребёнка заниматься бесполезным трудом.

Также нет смысла переходить на индивидуальный план обучения, если родители менее образованы, чем учителя в школе, и не обладают знаниями, которые они смогли бы эффективно передать ребенку. Пройдет несколько недель, в крайнем случае месяцев, и, признав свое бессилие, мамы и папы разочаровываются в собственных педагогических талантах, а заодно в самой идее хоумскулинга, которую даже не поняли.

Как нужно правильно организовывать хоумскулинг

Поговорим о тех родителях, которые действительно успешны в организации семейного обучения и в раскрытии талантов своих детей. В чем их главное преимущество? В том, что они вслух озвучивают ребенку свою позицию относительно школы и взаимодействия с ней.

Образовательная программа — обязательное явление, и от нее нужно просто отделаться, чтобы не пришли тетки из службы опеки и не заявили, что родители злонамеренно лишают ребенка права на образование. А последствия такого визита могут быть самыми трагическими, вплоть до изъятия детей и отправления их в детдом.

Поэтому к школе нужно отнестись, как неизбежному злу. И сдать на минимальный удовлетворительный балл все те предметы, знания которых государство требует от детей. Успешная мама транслирует ребенку следующую позицию: мы с тобой в одной команде и будем эту проблему решать совместно. Давай подумаем, как бы нам с тобой выучить нужное, подготовиться к контрольной или к экзаменам, чтобы сдать хотя бы на минимальное количество баллов, необходимых для зачета. Есть закон, есть требование государства, и лучше не вступать в конфликт с органами опеки.

При этом родители не ограничивают обучение ребенка только школьными предметами. Более того, когда семейное образование правильно организовано, одиннадцать лет по восемь часов каждодневной «каторги» не требуются.

Родители и дети совместно решают, будут ли школьные предметы изучаться на курсах онлайн или оффлайн, возможно, помогут видеоролики на Youtube или понадобятся занятия с репетитором, кому-то повезёт, что ребёнок сумеет самостоятельно изучить предмет по материалам из интернета. Есть дистанционные школы с обучением по Скайпу. В любом случае ребенок имеет возможность сам решить, какая форма подачи материала ему больше нравится.

При правильном эффективном подходе к изучению обязательной программы в день уходит всего пара часов на основную учебу. Таким образом у ребёнка высвобождается немало времени, чтобы увлеченно и с интересом получать нужные в будущей профессии и взрослой жизни знания, навыки и умения.

Дети совместно с родителями решают, как лучше организовать свободное время, чем заняться и какие навыки освоить. Увлеченных же каким-то отдельным предметом детей мотивировать вообще не нужно, очень быстро уровень знаний такого подростка начинает превосходить знания и одноклассников, и обычного среднего учителя.

Как сделать домашнюю учебу эффективной

Вам не надо пытаться изображать учительницу и уныло садиться с учебником. Сначала позаботьтесь, чтобы у ребенка появился важнейший навык — быстрой обработки информации. Это то, с чего начинается домашнее образование. Скорочтение, развитие памяти и внимания, логика и структурирование информации легко осваивается ребёнком на специализированных курсах.

После того, как эти практические навыки получены и отработаны, ребенку легко даются любые гуманитарные предметы, где требуется только прочитать, запомнить и пересказать. Так прекрасно усваиваются предметы, не требующие специализированных познаний. Фактически при таком подходе к обучению ребенок, умеющий очень быстро читать, полностью запоминать прочитанное, анализировать информацию, извлекать основные мысли и видеть структуру текста, оформляя её в виде последовательных логических схем, никаких проблем с учебой иметь не будет.

Что касается репетиторов, то по всем предметам учителя при таком подходе не нужны. В младших классах достаточно учителя по русскому языку и математике, в старших — добавится физика и химия. При этом главное, что ребенок всегда понимает, что его оценки — не более, чем формальность. Психологически грамотные родители детей, обучающихся по системе семейного образования, объясняют, что оценки посторонних для семьи женщин не только не имеют никакого значения, но и смысла в них мало. Кроме того, родительская любовь никак не связана и не коррелирует с отметками ребёнка.

К сожалению, очень часто я вижу, что хоумскулерам намеренно и несправедливо занижают оценки. «Семейники» по статистике числятся среди худших учеников по успеваемости, при этом часто по результатам реальных проверок знаний оказываются интеллектуально намного более развитыми, чем лучшие ученики классов.

Несправедливость и глупость школьных оценок

Успешные родители смотрят на то, какие склонности и таланты имеет ребенок, и стремятся к развитию этих особенностей. Причем в многодетной семье все дети могут иметь различные дарования и разные характеры. Например, моя старшая дочь занималась шахматами и была чемпионкой города. Сейчас она увлеклась брейк-дансом и выигрывает международные соревнования.

У нее отлично получается фотографировать, и в своем подростковом возрасте она ведет оригинальный канал на Youtube, который даже мне, взрослому человеку, по-настоящему интересно смотреть.

Она хочет поступить в high school в США, и поэтому в четырнадцать лет совершенно самостоятельно нашла себе как онлайн-курсы по обучению английскому языку и освоила его на уровне Intermediate, так и по подготовке к сложному экзамену SSAT. Она много читает и самостоятельно изучает интересные ей вопросы, например, маркетинг или макроэкономику.

При этом в 9-м классе общеобразовательной белорусской школы на обучении по индивидуальному плану (ОПИП) ей ставят тройки. Удивительно, да? Баллы занижают по самым неожиданным причинам, например, потому, что она прочитала полную версию повести, а не сокращённую из учебника.

И чье мнение о способностях ребенка стоит считать более авторитетным: мамы, которая видит, что четырнадцатилетняя девочка справляется с задачами, которые многим взрослым не под силу, или учительниц, упоенно разрисовывающих дневники учеников тройками за непослушание и непохожесть на других?

Моя средняя дочь — очень талантливая художница, причем несмотря на то, что она фактически ребенок, ее можно назвать профессионалом. Ее картины уже два года успешно продаются. Она очень чувствительна, и если всего несколько дней походит в школу, то после этого заболевает от напряжения. Сейчас она числится в 8-м классе белорусской школы на индивидуальном плане, так как моя средняя дочь — личность, таланты которой в школе не будут развивать. Она занимается веб-дизайном, ходит на занятия в художественную мастерскую и так же, как и старшая, очень любит читать.

И с ними обеими дома никто уроками не занимается, мы вообще никак не контролируем их отношения со школой, считая данный вопрос полностью зоной ответственности подростка. И девочки прекрасно понимают, что несдача на минимальный балл хотя бы одного предмета приведёт к тому, что их снимут с индивидуального плана (увы, в Беларуси законы такие).

А ходить в школу каждый день им, конечно, не хочется. Хватает потрясений от общения с учителями, когда они приходят написать с классом контрольную или сдать пройденный материал. Поэтому девочки сами решают, на курсах, с репетитором или самостоятельно они изучат необходимое для получения оценок.

Стоит отметить еще один очевидный плюс семейного образования: дети болеют меньше, и болезни проходят легче и быстрее, чем у школьников. Это замечали многие родители, когда сильно болеющего ребенка переводили на домашнее обучение, и он вдруг становился совершенно здоровым.

Подведу итог. Если интересы, таланты и здоровье детей, их личностная самореализация и максимальное развитие человеческого потенциала для родителей превыше любых расходов, нервов и усилий, то такое отношение делает семейное образование успешным. Только при таком подходе родители окажутся умнее методистов из министерства образования.

А все родители, у которых не получилось, просто не понимают вреда от шаблонных стереотипных схем. Не верят в то, что разбираются в талантах и потенциале своего ребенка лучше, чем посторонние женщины из не самого престижного чиновничьего аппарата. Поэтому достаточно быстро сдаются, не в состоянии выполнять абсурдные школьные требования, и возвращают ребенка в школу.

Хоумскулинг — не для всех

Домашнее обучение — это для тех, кто может спокойно организовать обучение ребенка в семье. У кого есть ресурсы, материальные и временные, у кого уровень образования и интеллекта позволяет быть не хуже и не глупее школьных методистов и учителей.

Немаловажно, что социуму пока нужны и рабочие, и мелкие чиновники, и офисные сотрудники. Не всем же быть творческими людьми или предпринимателями. А то, что через десяток-другой лет в мире окажется ещё несколько миллионов безработных и неспособных перестроиться людей — разве это проблемы методистов, работающих по государственным стандартам? Они живут сегодняшним днём.

А наша задача как родителей — думать о будущем наших детей. Не о ближайшем будущем, то есть не просто поступить в любой вуз, а о долгосрочной перспективе: кем будет работать наш ребёнок через 30 лет? Сумеет ли он стать счастливой и полностью реализованной личностью?

P.S. Приобрести мою книгу «Образование для жизни. Школьная программа с пользой и без насилия» можно здесь:

>8 минусов домашнего обучения. Мама ученицы о подводных камнях хоумскулинга

8. Огромная работа родителей

Я сознательно подошла к домашнему обучению. Нашла самые интересные учебники, составила почасовую программу, нашла видеокурсы, тесты и т.д.

Я думала — сейчас ребенок сядет за стол и будет сам заниматься. Но так не случилось.

Источник фото: deti.mail.ru/

Я стояла как самый обычный школьный учитель над душой, все объясняла, эмоционально рассказывала материал, мотивировала, вдохновляла по 6-8 часов в сутки.

Ни о какой собственной работе не могло быть и речи. Конечно, дочь делала многое и сама, но все равно требуется огромное участие родителей. По крайней мере, так было у нас.

Может, другие родители могут параллельно работать. Кроме того, маму хочется не слушаться. Хочется перечить и сопротивляться.

Для спокойной и миролюбивой матери постоянно бороться и заставлять очень сложно. А учитель — авторитет, с ним спорят редко.

Читайте также: Мамин взгляд: «Этот учитель для нас слишком хорош…»

Это главное, о чем я вспомнила.

Есть минусы и более мелкие. Напомню, что я сейчас писала только о том, что мне показалось недостатками. Подчеркну, что у хоумскулинга огромное количество плюсов, о которых сказано и без меня.

Хоумскулинг: мода или польза

Российская система образования позволяет ребенку учиться в домашних условиях. Этот вид обучения называют хоумскулинг. Мама.ру разобралась, есть ли семейное образование в нашей стране, какие методики хоумскулинга существуют и что все же выигрывает: дом или школа?

Что такое хоумскулинг?

Хоумскулинг (от англ. homeschooling – домашнее обучение) – это обучение детей дома без участия какого-либо образовательного учреждения. В Америке и странах Западной Европы это явление давно уже стало таким же привычным, как и школьное обучение. По опыту семей, прошедших через хоумскулинг, знания у детей, обучавшихся дома глубже, они легче поступают в высшие учебные заведения и строят более успешную карьеру. В России хоумскулинг только набирает обороты, но уже сейчас все больше семей отказываются от формального школьного обучения, лишенного индивидуального подхода к ребенку и дающего низкий уровень образования, в пользу обучения дома.

Однако прежде чем перевести свое чадо на домашнее обучение, стоит осознать всю серьезность этого шага. Переход на хоумскулинг означает, что вся ответственность за образование и развитие ребенка ложится на плечи родителей. Стоит быть готовыми самим организовывать учебный процесс, проводить с ребенком гораздо больше времени, оплачивать репетиторов. Нередко родители, забирающие ребенка из школы на домашнее обучение, сталкиваются с непониманием и осуждением со стороны родственников, окружающих, школьной администрации и чиновников от образования.

Есть ли хоумскулинг в России?

С 1 сентября 2013 года вступил в силу новый закон об образовании в РФ. Согласно ему, любая семья может воспользоваться правом получать семейное образование.

Форма семейного образования предполагает освоение ребенком учебных дисциплин дома с помощью родителей (или законных представителей) либо приглашенных на дом педагогов. По закону школа не имеет права вмешиваться в учебный процесс, поэтому выбор методик обучения осуществляется полностью на усмотрение родителей. Контроль качества семейного образования, которое получает ребенок, осуществляется при помощи аттестации в конце каждого учебного года. Неаттестованные в установленные сроки учащиеся обязаны продолжить образование в школе.

По окончании 9 класса ребенок, находящийся на семейном образовании, обязан пройти Государственную итоговую аттестацию (ГИА), а после 11 класса сдать Единый государственный экзамен (ЕГЭ), по результатам которых ему выдается аттестат об основном общем или среднем общем образовании.

Как перевести ребенка на семейное обучение?

1. Проинформировать органы местного самоуправления (администрацию города или управу района) о желании перейти на семейное образование.
2. Если ребенок уже учится в школе, необходимо написать заявление на имя директора школы о переходе на семейное образование. Сделать это можно на любом этапе обучения. По закону ребенок имеет право также в любой момент вернуться на школьное обучение.
3. Выбрать учебное учреждение, где ребенок будет проходить ежегодную аттестацию, и заключить с ним договор на оказание такой услуги. На основании этого договора ребенок будет прикреплен к школе в качестве экстерна. Ежегодная аттестация, ГИА и ЕГЭ для экстернов проводится бесплатно.

Важно знать!

• По закону «прикрепиться» для прохождения аттестации можно к любой школе по выбору родителей. На деле подавляющее большинство школ не имеют опыта работы с экстернами и отказываются принимать от родителей заявления о переходе на семейное образование. В столице лишь несколько школ работают с «семейниками», в регионах же такие учебные заведения можно пересчитать по пальцам.
• Законодательство никак не регламентирует финансовое обеспечение семейного образования. По закону компенсации за семейное обучение выплачиваются по усмотрению региона. На практике, семьи не получают ничего.

Как учить ребенка дома: методики домашнего обучения

Традиционный метод (или Школа дома)

Самый простой путь, по которому могут пойти новоиспеченные хоумскулеры, это прохождение школьной программы в домашних условиях. В роли учителя здесь может выступать один или оба родителя, могут использоваться те же учебники, что и в школе. При необходимости возможно привлечение репетиторов по отдельным предметам. Как отмечают родители, практикующие этот метод, время ежедневных занятий по школьной программе в домашних условиях сокращается с 5-6 учебных часов до 1,5-2. При этом программа усваивается ребенком гораздо лучше, оставляя при этом массу свободного времени для посещения кружков, спортивных секций, изучения дополнительных иностранных языков, музыкального образования.

Тематические занятия (Unit study)

Это подход к обучению, при котором одна тема подробно изучается с позиций различных дисциплин: истории, географии, науки, изобразительного искусства, музыки, языков и др. Такой способ организации способен легко заинтересовать любого ребенка, так как изучение предметов происходит на объекте, интересном ему.

Например, тема «Рыцари» будет изучаться следующим образом:
• история – рыцарство как сословие, рыцарские ордена;
• география – завоевания во времена крестовых походов;
• литература – рыцарский роман и поэзия;
• живопись – изучение картин с изображением рыцарей и рыцарских поединков;
• архитектура – рыцарский замок и т.п.

Можно самим изготовить рыцарские доспехи и разыграть, к примеру, посвящение в рыцари, или попробовать решить математические задачи о рыцарях и лжецах.

Метод Шарлотты Мейсон

Это метод домашнего образования, основанный на воспитании и обучении детей через любовь к природе, книгам и искусству. Автор методики, появившейся еще в начале прошлого века, настаивала на уважении ребенка как личности и предоставлении ему возможности читать «живые книги» вместо сухих, построенных на голых фактах учебниках, познавать природу через прогулки и наблюдения, знакомиться с шедеврами искусства, посещая музеи. Мейсон утверждала, что в школах стремятся лишь заполнить голову готовой информацией, задача же домашнего обучения – научить размышлять, давая возможность участвовать в реальных жизненных событиях.

Анскулинг (от англ. unschooling – необучение)

Приверженцы анскулинга противопоставляют этот метод хоумскулингу, ведь анскулинг предполагает не просто отказ от школы как образовательного учреждения, но и от какой-либо программы и системы обучения вообще.

Этот метод обучения был придуман в середине 70-х годов прошлого века американцем Джоном Холтом, который был вдохновлен природной любознательностью ребенка, его постоянным желанием узнавать что-то новое, а не планом родителя по обучению чада. Ребенок-анскулер сам выбирает тему для изучения, интерес к которой возникает в данный момент его развития. Как только исследуемый предмет исчерпан, он по своей воле обращается к следующей теме. Познавательный процесс при этом происходит в комфортном для ученика темпе, при полном отсутствии давления со стороны взрослых. Родители в этом процессе выступают не как учителя, а как помощники, обеспечивая ребенка всем необходимым для его познавательной деятельности. При этом абсолютно нормально, что в семье анскулеров ребенок лет до 12 может не уметь читать. В какой-то момент он сам увлечется, к примеру, новой игрой, где ему придется научиться читать написанные на карточках слова и предложения.

Согласно философии анскулинга, как только потребность в каком-то виде деятельности назреет, она может быть легко освоена ребенком при помощи родителей. Очевидно, что воспитание в стиле анскулинга требует определенных личностных качеств и от родителей: терпение, активность, гибкость, желание и готовность учиться вместе с ребенком и никуда его не торопить.

Нонскулинг

Радикальное направление анскулинга, при котором родители не просто дают своим детям свободу изучать то, что им интересно, но также не ставят ограничений в других аспектах жизни. Дети-нонскулеры могут сколь угодно долго играть в компьютерные игры или смотреть телевизор, сами выбирают время, когда садиться за стол или идти спать. Как утверждают приверженцы такой воспитательной системы, дети, сами принимающие подобные решения, вырастают более счастливыми и свободными.

Эклектический подход

Самый популярный подход среди родителей-приверженцев семейного обучения.
Он сочетает в себе элементы из многих методов, ориентируясь на интересы и потребности ребенка в данный момент его развития. Так, математику и физику можно изучать по школьной программе, музыку и искусство – по методу Шарлотты Мейсон, а анскулинг хорошо применять, например, к географии и истории – по мере возникновения интереса у ребенка.

Что лучше: хоумскулинг или школа?

В России семейное образование уже получают от 75 до 100 тысяч детей, и эта цифра постоянно растет. Плюсы хоумскулинга для ребенка очевидны:
• Ребенок осваивает учебные дисциплины в своем режиме – быстро проходя понятные моменты и останавливаясь на более сложных. При этом в среднем на освоение школьной программы дома тратится втрое меньше времени, чем на ежедневные походы в школу.
• Хоумскулинг поддерживает присущий каждому ребенку интерес к познанию и развивает любовь к учебе.
• Ребенок получает полный объем знаний в соответствии со своими способностями, в отличие от усредненного школьного.
• Хоумскулинг не ограничивает двигательную активность ребенка, что может негативно сказаться на его здоровье, особенно в младших классах.
• Наконец, ребенок имеет возможность насладиться детством: обучение дома оставляет достаточно свободного времени для творчества и игр.

Основным аргументом противников домашнего обучения является отсутствие социализации в коллективе сверстников. Однако не стоит забывать, что проблемы общения могут возникнуть и у школьников – примером негативной социализации может быть дедовщина, которая нередко происходит в школах.

Гораздо большей проблемой хоумскулеры считают дисциплину: свободный график создает соблазн откладывать учебные дела на потом. В любом случае, выбирать, что лучше для конкретного ребенка – очное обучение в школе или семейное образование на дому – дело родителей, ведь никто лучше них не знает способностей своего ребенка. Главное в этом деле – действовать в его интересах!

Дарья Лялина

Что такое анскулинг и почему все больше родителей переводят детей на домашнее обучение

Источник: Education Corner | 11 ноября, 2018 Все больше родителей переходят на анскулинг, позволяя детям самим решать, чем заниматься. Фото ruffdraft.net

Все больше и больше родителей переводят детей на домашнее обучение. А в последние годы растет число тех, кто занимается с детьми по программе “анскулинг”. Она стала темой целых дебатов, ведь сторонников у программы так же много, как и противников.

Анскулинг часто называют “обучением под руководством ребенка”.

Как следует из названия (un — “не”, schooling — “обучение в школе”), анскулинг — это такой вид образования, при котором детям предлагается следовать только своим интересам и обучаться всему без отрыва от семьи. В такой системе родители выступают не в роли учителей, а больше в качестве посредников, наблюдая за тем, чем интересуются дети, и предоставляя им среду, ресурсы и возможности, чтобы развивать свои наклонности.

Скептики не уверены в положительных результатах такой программы, задавая вопрос — разве дети могут сами решать, что им нравится? На самом деле могут, парируют им сторонники анскулинга. Уже будучи взрослыми, такие дети более мотивированы на успех и умеют видеть возможности там, где другие не замечают ничего.

Немного истории

Термин “анскулинг” появился благодаря Джону Холту в 1977 году. Холт был школьным учителем, став знаменитым после опубликованной книги о недостатках традиционного образования. Позже некоторые его идеи взяла на заметку писатель Сандра Додд, которая основала “радикальный анскулинг”. Она утверждала, что ребенок должен руководить не только своим образованием, но и всеми аспектами жизни, на каждом этапе своего взросления.

Как проходит обучение

Непосвященному человеку кажется, что анскулинг — это просто средство занять ребенка в свободное время. Но на самом деле для семьи любые ежедневные занятия превращаются в образовательный процесс. Например, когда дети помогают на кухне, они развивают навыки чтения (изучая рецепт), счета (измеряя количество ингредиентов) и химии (наблюдая за готовкой и узнавая, почему еда так сильно меняется под воздействием температуры).

Философия анскулинга строится на том, что все дети по природе своей любопытны, умны и стремятся изучать что-то новое, а родители должны поддерживать их в этом. Если ребенок замечтался, то не стоит его ругать за это — родитель понимает, что за мечтанием стоит творческий процесс, который может привести к занятиям живописью или написанию рассказа.

Дети могут получать знания из практики. Фото outsideonline.com

“Я даже не знаю, что такое оценки”, — рассказывает Орион, который учится по программе анскулинг и ни разу не ходил в школу, не учился по плану и не сдавал тесты. Последние, по словам его матери, вообще унизительны для детей, так как вторгаются в их свободу мысли.

“Мы живем так, будто школы не существует в принципе. Людям там сильно промывают мозги, заставляя мыслить по стандартам. А ведь жизнь — это свобода, здесь не должно быть рамок и ограничений. Речь идет о том, чтобы научиться доверять своим детям. И это потрясающе — наблюдать, как это доверие оправдывает себя сполна”, — говорит мать Ориона.

Семья Ориона (слева внизу) перешла на анскулинг. Фото csmonitor.com

По ее словам, оставаясь наедине с собой и занимаясь только тем, что интересно, ее дети смогли выучить все — от этики до математики. И ее не очень волнует, что сын научился читать в 8 лет. Она говорит, что это не так важно — научиться читать тогда, когда сам решит. Ведь роль родителя — быть посредником, партнером, вдохновлять на новые изыскания, а не судить ребенка за то, что он что-то не умеет.

Анскулинг развивается не только в кругу отдельных семей. Открываются и школы, в которых используется этот метод образования. Например, JP Green School в окрестности Бостона. В ней дети учатся три дня в неделю, с понедельника по среду. И все занятия — практические. Они копаются в саду, изучая растения и насекомых, готовят полезные коктейли, занимаются спортом, изучая физику движения.

Какие методы образования чаще всего используются в анскулинге

Предоставление широкого спектра ресурсов. Родители не диктуют, что дети должны изучать, они наблюдают за их интересами, а потом дают все ресурсы для поощрения любопытства и исследования объекта интереса. Дом семьи, которая занимается анскулингом, как правило, забит книгами, красками и мольбертами, музыкальными инструментами — всем тем, что захочет ребенок.

Путешествия. Так как не нужно посещать школу, и у детей нет постоянного графика, они могут отправляться в путешествия в любое время. А это — огромный образовательный опыт сам по себе, ведь есть и погружение в культуру, и историю, и развиваются навыки общения.

Путешествия — потрясающе действенный способ получения новых знаний. Фото mothering.com

Проведение много времени на природе. Дети очень хорошо учатся на свежем воздухе, поэтому можно гулять в лесу, изучая флору и фауну, строить шалаши из веток, и многое другое. Именно здесь особенно нужна помощь родителей, которые должны показывать и рассказывать о природе все, что ребенку будет интересно узнать.

Глубокое погружение в тему. Дети в школах, как правило, не имеют возможности погружаться в свои интересы с головой, так как существует школьная программа и нужно успеть все. Анскулинг идет против такой системы и предлагает родителям позволить ребенку изучить объект своей страсти в полной мере. Это приводит к тому, что дети узнают о многом не поверхностно, как в школе, а становясь настоящими знатоками.

Использовать традиционные методы. Не стоит полностью отказываться от традиционного образования. Когда ребенок погружен в свои интересы, он хочет узнать о них все. Поэтому можно записать его на онлайн-курсы или купить учебник. Такие методы тоже очень полезны, хотя в анскулинге они не обязательны.

Очень важно много гулять на природе — это тоже отличный способ изучать мир. Фото adventuretravelfamily.co.uk

Количество семей, которые переходят на анскулинг в Америке, растет с каждым годом. Это связывают с растущим недовольством современным образованием, которое сосредоточены на стандартизированном тестировании детей.

Анскулинг не одинок. Есть также метод Монтессори или популярная педагогика Реджио Эмилии, которые тоже основаны на том, что детей нужно воспринимать как целостные личности, чье любопытство само даст им толчок к получению образования.

Но расцвет анскулинга и его растущая популярность отражают и нечто большее — изменение сознания. Эксперты считают, что то, что раньше считалось частью культуры хиппи, теперь становится новой практикой, которая очень вяжется с самой концепцией американской мечты. Ведь на первое место здесь ставится индивидуальность и свобода личности.

Анскулинг — это загадочно привлекательное слово манит родителей, погрузившихся в исследование темы семейного образования.

Чтобы обсуждать понятие анскулинга, во-первых, важно дать определение этому термину. Многие недолюбливают это слово за формулировку через отрицание и за отсутствие общепризнанного перевода в русском языке, но именно под этим названием сейчас данное явление известно, так что пока нам остается лишь оперировать тем, что есть в наличии.

Вкратце можно, например, сформулировать так:

анскулинг – это метод обучения, который утверждает приоритет занятий, избираемых ребенком самостоятельно, что включает в себя не только изучение академических предметов, но и обучение в игре, творчестве, повседневной жизни, путешествиях, общении и т.п.

Анскулинг характеризуется отказом от последовательного изучения школьной программы, при том на деле он не отрицает ни наличия учебников, ни помощи наставника, помимо родителей (педагога, тренера, мастера), ни посещения коллективных занятий. Единственное его радикальное отличие заключается именно в том, что в каждый момент времени именно ребенок принимает решение о том, чем именно заниматься, где, с кем и как долго.

Разумеется, на этих словах у большинства родителей встает вопрос – а способен ли вообще ребенок на достаточно сознательный выбор своих занятий? В каком возрасте можно довериться его интересам и позволить пробовать новое, увлекаться и остывать, начинать и бросать? Как вообще ребенок узнает о том, что ему действительно нужно?

Я уверена, что анскулинг совершенно не требует перекладывать на ребенка груз неподобающей его возрасту ответственности. Все мы понимаем, что несовершеннолетний ребенок психологически незрел, и мы, родители, несем ответственность за его здоровье и образ жизни. Поэтому анскулинг, являясь одним из методов семейного образования, разумеется, происходит в семье и под влиянием семьи – общих ценностей, образа жизни, финансовых возможностей, в конце концов! Ребенок не может сам выбирать себе образ жизни, поскольку он еще не является по-настоящему самостоятельной личностью, и не может принимать решения единолично. Что в рамках семьи всегда является нормальным и здоровым, даже во многом для взрослых ее членов.

Поэтому мы говорим «да» свободе, но категорическое «нет» вседозволенности. Есть многое, чего мы не можем позволить себе или своим детям по объективным причинам, и мы осознаем, что возможности наши не безграничны. Однако, это не мешает нам стремиться быть гибкими и по-максимуму учитывать интересы детей, прислушиваться к их мнению, обсуждать с ними с самого раннего возраста вопрос предназначения, искать таланты и способы их применения.

Анскулинг предполагает свободу выбора, готовность к изменениям и желание развиваться, расти, преображаться. Когда старая одежда становится мала, мы надеваем новую, большего размера – так же и в обучении, мы радуемся этому росту и ищем новые возможности для него.

Но что если кажется, будто ребенок ничего не хочет? Что если он так и будет целыми днями бездельничать и ничему не научится?

Подобные опасения чаще всего звучат из уст родителей сравнительно маленьких детей – дошкольников или условно младших школьников. Наблюдая за разновозрастными детьми, можно заметить, что настоящий интерес к конкретным занятиям редко пробуждается в столь юном возрасте, но зато уже лет после восьми-девяти не заметить его довольно трудно!

Тут, пожалуй, важно оговориться все же, что для появления интереса к чему-либо нужна мало-мальски благоприятная среда. В больших городах мы часто сталкиваемся с бедностью среды, ограниченной домом, двором, магазинами, и, что самое опасное для развития, зависимостью от электронных девайсов. Но эта проблема не семейного образования, а общечеловеческая, и решить ее можно только одним способом – создав достаточно богатую среду и качественное живое общение, предоставив, таким образом, привлекательную альтернативу виртуальному миру.

Анскулинг у многих ассоциируется со свободным даже не плаванием, а дрейфом по волнам жизни, эдакое обучение без малейшего напряжения, веселое и беззаботное. Вот на этом пункте мои воздушные замки окончательно рухнули, когда мне пришлось осознать, что анскулинг требует гораздо больших усилий со стороны ребенка, нежели другие методы! Да, при обучении в школе или при организации «школы дома» есть жесткая внешняя мотивация – необходимость следовать программе, нежелание отставать от сверстников и стремление к превосходству над другими учениками, страх перед плохими отметками и т.д.

В свободном плавании внешних рамок нет, а значит, никому не надо ничего доказывать, не с кем себя сравнивать, исчезает соперничество и ненужные амбиции.

Когда никто не заставляет, приходится самому брать себя в руки и принимать решения, делать усилия, чтобы побороть свою расслабленность и идти вперед. Как можно ожидать этого от детей, когда мы сами-то часто на такое не способны? Многие ли из взрослых людей стали бы рано вставать и активно работать, если бы это было необязательным? Вот и ответ на этот непростой вопрос – пожалуй, только те, которые занимаются любимым делом, живут им, которые просто не могут не делать то, что для них так важно!

Именно этого и желают родители анскулеров своим детям – понять, что в их жизни действительно ценно, наполнив свое обучение истинным смыслом.

Даже с маленькими детьми вполне возможно проводить небольшие сеансы рефлексии, помогая им проговорить самое важное:

  • что я делаю?
  • зачем я это делаю?
  • как мне сделать это оптимальным образом?

Анскулинг никогда не будет вечным праздником, потому что любое действие требует борьбы с собственной инерцией, ленью. Что легче – пойти или остаться лежать? Сдаться или продолжать работать над заданием? Особенно когда никто не обязывает делать это, так может быть потом, завтра, а сегодня отдохнуть?…

И тут мы сталкиваемся с главным принципом анскулинга – этой свободой выбора, который придется делать снова и снова каждый день. Оказывается, сами взрослые часто не могут правильно распорядиться этой свободой, так что анскулинг – выбор небольшого количества семей, которые готовы учиться все вместе этой свободой грамотно пользоваться.

У ребенка нет еще полной свободы действий, но мы стараемся быть для него примером того, как ее обрести к моменту его вступления во взрослую жизни. Именно поэтому анскулинг одних лишь детей невозможен, это образ жизни всей семьи.

Мне кажется, очень часто анскулеры и их родители представляются окружающим очень своеобразно: немножко хиппи, немножко дикари, немножко чудаки… И мне этот стереотип совсем не по душе: я уверена, что можно современно одеваться, жить в мегаполисе, ходить на работу и при том обладать той внутренней свободой, которая позволяет не застревать в рамках, которые навязываются нам миром.

Действительно, начинается все с отрицания – это удивительно, когда в один прекрасный день ты узнаешь, что можно не делать того или иного, можно быть другим! Начинает спадать шелуха, хочется поскорее очиститься от всего лишнего, наносного, вредного… И вот тут, мне кажется, сталкиваешься с главной опасностью – расчистив место, важно понять, чем его заполнить. Мало просто отказаться от школы с ее программой, нужно найти смысл и поставить самое важное на центральное место своей жизни, чтобы на пустом месте выросло что-то новое.

Таким образом, анскулинг оказывается глубже, чем просто отказ от последовательного изучения школьной программы. Это путь к свободе. Очень непростой, потому что заблудиться на этом пути пожалуй легче, чем, идя по проторенной дорожке. И несмотря на то, что официально анскулинг не признан в России, то есть, большинство детей обязаны сдавать аттестации в том или ином виде, я думаю, что наличие или отсутствие аттестаций – не самый важный атрибут свободного обучения.

Для анскулинга важен не только вопрос «что?», но и вопросы «зачем?» и «как?», над которыми детям предлагается размышлять самостоятельно и вместе с родителями. Научить учиться: выбирать, задавать вопросы, использовать различные методы исследования, обсуждать, искать правду – вот как выглядит действительно свободное обучение.

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *